Статья из газеты публицистического стиля примеры: В очередном номере газеты или журнала найдите примеры публицистических текстов. Докажите, что они принадлежат именно к этому стилю.

Газетная публицистическая статья. 9-й класс

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жанрами публицистического стиля, в частности с жанром публицистической статьи;
  • определить особенности газетно-публицистического стиля;
  • развитие аналитических способностей учащихся при работе с текстом газетной статьи.
  • Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Постановка цели перед учащимися, беседа по заданному на дом материалу.

    Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня на двух уроках мы продолжим работу по изучению функциональных стилей языка и подробно поговорим о публицистическом стиле, его жанрах. На первом уроке познакомимся с теоретическими основами публицистического стиля, на втором – поработаем с газетной статьей.

    — Какие стили языка мы знаем?

    Ученики: художественный, научный, разговорный, официально-деловой, публицистический.

    Учитель: Верно, а какой стиль сегодня является наиболее распространенным?

    Ученики: Публицистический стиль.

    Учитель: Правильно, что мы можем сказать об этом стиле?

    Ученики: Публицистический стиль — это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) — журналах, газетах, на радио и телевидении.

    Учитель: Какова главная функция публицистического стиля?

    Ученики: Главная функция публицистического стиля — сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

    Учитель: Ребята, а как вы думаете, какие события становятся материалом для публицистики?

    Ученики: Наверное, такие, которые будут волновать всех людей, то есть общество, ведь название стиля образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный”.

    Учитель: Действительно, отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д.

    Публицистика обращена к разуму и сердцу человека, она эмоциональна, экспрессивна; отражает собственные взгляды автора, его чувства, отношение к излагаемым фактам. Публицистическое исследование, проводимое на основе нравственных исканий, непременно включает в себя понятие чуткости к социальным заказам времени, острое восприятие действительности, психологический анализ человека.

    Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах — жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные, аналитические и художественно-публицистические (таблица на доске).

    Публицистические жанры

    Информационные жанры (конкретная информация) Аналитические жанры (анализ происходящих событий) Художественно-публицистические жанры (образное представление о факте или проблеме)
    Заметка, репортаж, интервью, отчёт Беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор
    Очерк, эссе, фельетон, памфлет.

    Если вам необходима конкретная информация, то вы обратитесь к информационным жанрам: заметке, репортажу, интервью, отчёту. Если вас интересует анализ происходящих событий, то вы будете читать тексты аналитических жанров: беседу, статью, корреспонденцию, рецензию, обзор. Если вы хотите получить образное, конкретно-чувственное представление о факте или проблеме, вам подойдут тексты, написанные в художественно-публицистическом жанре: очерк, эссе, фельетон, памфлет.

    Наш сегодняшний урок посвящен одному из самых часто встречаемых жанров в публицистике – статье. Кто скажет нам, что такое статья? (Из домашнего задания)

    Ученики:

    1) Статья — это один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая, по сравнению с другими жанрами, широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность.

    Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление.

    2) Статья — один из значительных жанров публицистики, определяющих целевое, тематическое, идейно-политическое и профессиональное направление издания, в котором публикуется. Статья как жанр наиболее полно и определенно отражает мировоззрение автора, редактора, издателя. В основе статьи лежит не конкретная ситуация, как в корреспонденции, а широкое явление, ей свойственны масштабность взгляда, глубина обобщения.

    3) Статья — жанр публицистики, посвященный актуальной социально значимой теме и содержащий полное, всестороннее и глубокое освещение действительности на основе анализа и обобщения широкого круга фактов и явлений. В статье отчетливо выявляется концепция автора, построенная на анализе совокупности фактов и явлений. Статья должна иметь четкую структуру, основанную на развернутой аргументации высказанных положений, ее текст должен содержать четкие логические связи, вводную и заключительную части, как правило, выводы и предложения.

    III. Знакомство с новым материалом.

    Учитель: Поговорим сейчас о газетно-публицистическом стиле, который нам всем знаком, мы сталкиваемся с этим жанром каждый день, читая газеты, журналы.

    Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как и письменной, так и в устной форме.

    Характерной чертой газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций - тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована всем носителям языка и членам данного общества, она должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя. Автор не только высказывает свое отношение к сообщаемой информации, а выражает мнение определенной социальной группы людей — партии, движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газетно-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

    Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных выражений для газетно-публицистического стиля можно отнести:

    неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т.п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи — в публицистической речи переплетаются черты этих стилей.

    Приведем небольшой фрагмент статьи: «В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях — вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу.

    В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу — мужчина или женщина. Но женщине все же сподручней. Как говаривала бабушка, «что с мужчинами разговаривать — они ведь даже одеться по погоде не умеют».

    Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному и др.), официально-деловому (права детей и инвалидов, воинская обязанность, уложения о наказаниях), а также разговорные, даже просторечные выражения (сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка).
    Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать па них воздействие.

    Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

    Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы, использует такие словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски: оболванивание, желтая пресса, пособник и т.п., которые показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи и содержат отрицательную оценку.

    Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал имеет переносные значения: служит толчком к началу какого-то действия — «Эта статья послужила сигналом к дискуссии» и предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может совершиться - «Поступил не один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе».

    Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка — приватизация, электорат и др.

    Рассматриваемый стиль привлекает весь запас эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, включая в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений (Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре). Стремление к выразительности, образности и, в то же время, краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому), что является неотъемлемой частью публицистической речи.

    К числу особенностей публицистического стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола. Они являются стилеобразующей чертой в воззваниях, призывах: Люди планеты, вставайте, смело идите вперед! Утверждайте социальную справедливость!; Дорогие читатели! Ваши предложения, пожелания и задания направляйте в редакцию.

    Повелительное наклонение глагола используется и как средство активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, не прозевайте и др.: Вспомните, что несколько дней назад говорил президент… Летайте самолетами Аэрофлота…

    В публицистическом стиле самыми частотными оказываются отрицательные частицы не и ни, частица же в усилительной функции, разговорные частицы ведь, вот, даже, лишь и др. Поскольку публицистический стиль в целом отличается обилием отвлеченных понятий и положений, в нем возрастает «нагрузка» производных предлогов как более «конкретных» (по сравнению с непроизводными), а главное однозначных показателей тех или иных отношений: в области, в сторону, на основе, в ходе, в качестве, на базе, па пути, по пути, в духе, во имя, в свете, в интересах, с учетом, по линии и др.

    Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально- и экспрессивно-окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений (вопросно-ответное единство), предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций (парцелляция) и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения (материал представлен в виде презентации).

    IV. Знакомство со статьей, выразительное чтение учителем, анализ текста.

    А теперь, рассмотрев особенности газетно-публицистического стиля, перейдем к практической части нашего занятия – анализу статьи Виктории Бессоновой “Как проявить любовь и доброту?”, взятой из Интернет-журнала “Школа жизни. ру” (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8073/)

    Как проявить любовь и доброту?

    Любовь – это одна из самых величайших тайн человечества. Ей посвящают великое множество произведений. Каждому хочется понять магическую природу любви. И большинство желают ощутить вкус этой прекрасной чаровницы.

    Каков самый ценный подарок для любого человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями.

    Как это сделать? Легко и просто. Особых усилий не потребуется. Мелочи, на которые мы порой не обращаем внимания, могут поднять настроение до небес. И именно в наших силах сделать день радостным и счастливым для других. А значит, и для себя.

    Простая отзывчивость к людям уже означает добро.

    Вы можете улыбнуться, и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ! Попробуйте сделать это в общественном транспорте. Можете начать с малыша. Это самый благодарный человечек. Он не подумает ни о чем плохом, он просто улыбнется в ответ, показывая пару своих зубиков.

    Поддержите своего коллегу. Помогите ему выполнить сложную работу или сделайте искренний комплимент.

    Мужчины могут подать руку молодой маме с ребенком или пожилой старушке (старику), выходящим из автобуса.

    Быть может, ждет внимания больной друг или родственник. Если нет возможности навестить лично, можно отправить открытку, подписанную собственноручно, или букетик цветов с коробочкой вкусных конфет.

    Возможно, соседка-старушка ждет — не дождется, чтобы кто-то купил ей булочку свежего хлеба. И не важно, что у нее есть дети. Возможно, именно сейчас они не могут быть рядом. А вы можете доставить радость пожилому человеку.

    А главное, не забывайте о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас. Потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то, само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность. Позвоните, скажите им об этом! Или напишите.

    А может, кого-то просто надо выслушать. Даже если это совсем чужой человек.

    Возможно, именно сейчас ему это очень необходимо. Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать. И вы не заметите, как добрые дела охватят всю вашу жизнь.

    Учитель:

    — Какой теме посвящена статья? (Статья посвящена теме любви, любви всеобъемлющей, умению дарить добро.)

    — Чему хочет научить автор текста? (Автор статьи обращает наше внимание на то, что любовь и доброта – чувства, рожденные в человеке изначально, нужно ими делиться с окружающими, дарить свое тепло. И это совсем несложно. В.Бессонова называет это словом “мелочи”. Действительно, большого труда не стоит проявить заботу, помочь кому-то, подать руку, вспомнить о родственниках, снова и снова давать понять родителям, как они дороги нам. Еще важнее найти в себе капельку добра к незнакомому тебе человеку, как говорит героиня одного мультфильма: “Это друг, с которым ты пока еще не знаком”.

    — Какие признаки помогают нам отнести этот текст к публицистическому стилю? (Можно представить, что это выступление оратора. В тексте статьи затронута важная, актуальная проблема, касающаяся все членов общества, – проблема проявления любви и доброты к окружающим нас людям.)

    — Что мы можем сказать о структуре текста? (Текст имеет четкую структуру, между частями прослеживаются логические связи, есть вводная часть (“Любовь – это одна из самых величайших тайн человечества. … желают ощутить вкус этой прекрасной чаровницы”), основную часть, содержащая основные размышления, заключительная часть (“А может, кого-то просто надо выслушать. … И вы не заметите, как добрые дела охватят всю вашу жизнь”). Все части связаны вводными словами.

    — Какие особенности газетной публицистической статьи вы отметили?

    Ученики:

    1. Статья из периодического издания.
    2. Автор статьи хочет нас убедить в том, что надо жить именно так, а не иначе, то есть эмоционально воздействует.
    3. Тенденция к стандарту – наличие речевых штампов “природа любви”, “дарить любовь и доброту”, “не обращаем внимания”, “поднять настроение”, “ждет внимания”.
    4. Смешение стилей – “в наших силах сделать” - “показывая пару своих зубиков”.
    5. Употребление глаголов повелительного наклонения: “можете начать…”, “попробуйте сделать…”, “позвоните, скажите…” и др.
    6. Использование частиц ( именно, не, ни): “он не подумает ни о чем плохом…”, “именно им достается меньше…”, “даже если это совсем чужой человек…”.
    7. Ярко представлен синтаксический уровень газетно-публицистического стиля:
    • инверсия: “Ей посвящают великое множество произведений”, “и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ”;
    • повторы: “Любовь и доброту можно дарить бескорыстно и с самыми добрыми намерениями” — “ Подарить любовь и доброту легко”;
    • риторический вопрос: “Каков самый ценный подарок для любого человека?”;
    • вопросно-ответное единство: “Как это сделать? Легко и просто”;
    • восклицательные предложения “Вы можете улыбнуться, и вам обязательно будет гарантирована улыбка в ответ!”, “А главное, не забывайте о самых близких – родителях!”, “Позвоните, скажите им об этом!”;
    • парцелляция в тексте: “Легко и просто. Особых усилий не потребуется”, “И именно в наших силах сделать день радостным и счастливым для других. А значит, и для себя”, “Поддержите своего коллегу. Помогите ему выполнить сложную работу или сделайте искренний комплимент”, “Позвоните, скажите им об этом! Или напишите”.

    V. Рефлексия.

    — О чем мы сегодня говорили?

    — Какая информация для вас была сегодня новой?

    — Чему вы на этих уроках научились?

    — Как вы считаете, может ли вам понадобиться новая информация на следующих уроках?

    VI. Домашнее задание. Напишите по материалу этой статьи сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (С 2.2.). Объясните, как вы понимаете смысл предложений текста: “Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать”. Приведите в сочинении два аргумента из данного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

    Урок «Статья в газету как жанр публицистического стиля «

    Тема: Статья в газету как жанр публицистического стиля

    Цель:             Научить школьников использовать средства                                                      публицистического стиля в статьях

    Задачи:

    1.           Формировать умение определять признаки публицистического стиля в статье.

    2.          Формировать умение определять ведущий тип речи в статье.

    3.          Формировать умение находить статьи в газетах, журналах; определять тему, идею статьи, проблему, поднятую в статье.

    4.          Формировать умение конструировать предложения на заданную тему.

    Развёрнутый план урока

    I.         Вступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель – показать значимость изучаемой темы).

                Газета не только информирует человека о событиях общественной жизни, но ещё и помогает ему правильно понять окружающую жизнь, разобраться в вопросах политики, экономики, культуры, морали, быта. Она объясняет причины общественных явлений, обобщает факты, делает прогнозы на будущее.

                Таким «объясняющим» жанром публицистики является статья.

                Сегодня на уроке мы познакомимся со спецификой жанра статьи, будем учиться доказывать принадлежность статьи к публицистическому стилю, конструировать предложения на заданную тему, «узнавать» статьи в газетах.

    II.      Актуализация опорных знаний (цель – повторить теоретические сведения о публицистическом стиле).

                П: Прежде чем приступить к знакомству со статьёй, вспомним особенности публицистического стиля, выполнив тестовое задание.

    Тест «Особенности публицистического стиля»

    1.      Укажите сферу речевого общения публицистического стиля.

    а)          Сфера управления обществом.

    б)          Широкая сфера общественных отношений.

    в)          Научная сфера общения.

    2.      Задача публицистического стиля:

    а)          Сообщение.

    б)          Сообщение + воздействие.

    в)          Общение.

    3.      Кому адресован текст публицистического стиля?

    а)          Одному человеку.

    б)          Многим людям.

    4.      Выберите жанры, относящиеся к публицистическому стилю.

    а)          Роман.

    б)          Репортаж.

    в)          Заявление.

    г)          Заметка.

    д)          Договор.

    е)          Хроника.

    ж)        Повесть.

    з)          Статья.

    и)         Интервью.

    к)          Поэма.

    III.    Объяснение нового материала.

    1)            Сообщение о специфике жанра статьи.

                Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли.

                Особая функция статьи состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость для них актуальных процессов, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует их размышления и действия, связанные с предметом публикации. Кроме того, статья обращает внимание аудитории на те задачи и проблемы, которые возникают в связи с описываемыми ситуациями, показывает, какие стратегические или тактические интересы имеются у тех или иных участников событий. Удачная статья создаёт реальное представление о ситуации и служит основой для выработки идей, предваряющих принятие практических мер.

                Проблемная статья должна быть убедительной, доказательной. В ней обязательно проявляется личная позиция автора.

                П: Как понимается слово проблема?

                У: В словаре С.И. Ожегова проблема – это сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

                П: Подберите к слову проблема синонимы.

                У: проблема – вопрос, затруднение.

    2)          Лингвостилистический анализ текста (цель – определить признаки публицистического стиля в статье).

                П: Обратимся к фрагменту из статьи Д. Гранина «О милосердии». читая статью, подумайте: какие положения статьи вы можете подтвердить своими наблюдениями, примерами? Как вы понимаете выражение «упражнение в милосердии»?

    Текст

                Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определённых чувств, понятий.

                Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

                Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?

                Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже: отлив милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологические измерения этого чувства…

                Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

                П: Докажем, что статья – один из жанров публицистического стиля.

                П: Определите, кому адресован текст, в какой ситуации может быть использован?

                У: Текст адресован многим, может быть использован в официальной обстановке.

                П: Определите, какова цель статьи?

                У: Цель статьи – призыв к милосердию, воспитание и употребление чувства милосердия.

                П: Подберите к тексту заголовок, который бы отражал главную мысль статьи.

                П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье?

                У: Проблема исчезновения милосердия.

                П: Каково отношение автора к поднятой проблеме? Как оно выражается в статье?

                У: Автор негодует по поводу исчезновения милосердия, призывает воспитывать его. Отношение выражено через разговорные слова (заглохло, убыло), вопросительные предложения, образные языковые средства (трогательная отзывчивость, милость к поверженным, изъять милосердие).

                П: Какая лексика широко используется в тексте?

                У: Используется книжная лексика, обозначающая нравственные понятия морали (милосердие, нравственность).

                П: Употребление каких образных слов и выражений оживляет повествование, усиливает эмоциональное воздействие?

                У: Разговорные слова (заглохло, убыло), выразительные средства речи (изъять милосердие, отлив милосердия).

                П: Какие синтаксические средства придают тексту статьи публицистический характер?

                У: Вводные слова (думаю), неполные, безличные предложения, назывное предложение (Милосердие.), употребление однородных членов с парным соединением (слабеет и атрофируется).

                П: Какова роль вопросительных, односоставных предложений в тексте статьи?

                У: Данные предложения усиливают экспрессивность высказывания.

                П: Итак, статья – это жанр публицистического стиля для написания которого необходимо прежде всего собрать факты и отобрать наиболее яркие из них, способные раскрыть основную мысль.

                Автор статьи ставит своей целью воздействовать на мысли и чувства читателя, сделать его своим единомышленником. Поэтому в статье с наибольшей полнотой раскрываются такие стилистические черты публицистики – строгая логичность, фактографичность, образность, оценочность.

    3)          Определение ведущего типа речи статьи.

    а)      П: Определите, о каком типовом фрагменте идёт речь:

    –      В тексте даётся толкование понятия, объяснения сути какого-либо явления. Можно задать вопрос: что это такое? (Рассуждение-объяснение)

    –      В тексте даётся обоснование истинности того или иного суждения; почему так, а не иначе. Можно задать вопрос: что из этого следует? (Рассуждение-доказательство)

                П: Какой типовой фрагмент имеет следующее строение?

    –     тезис – доказательство – вывод;

    –     определение понятия – основные признаки – вывод.

    б)       П: Определите, к какому типу речи относится фрагмент статьи          Д. Гранина «О милосердии».

                У: Рассуждение.

                П: Прочитайте тезис. Обратите внимание на то, как он сформулирован.

                П: Какие аргументы приводит автор статьи, доказывая тезис?

                П: Прочитайте вывод. Как понимаете последнее предложение?

    4)            Мини-диспут (цель – формировать умение высказывать свою точку зрения на актуальную проблему современности).

                П: Что, по-вашему, может способствовать воспитанию милосердия в детях и подростках? Вообще в людях?

                П: Какую роль в этом могут сыграть фильмы, книги, спектакли, выставки, спорт?

    IV.    Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

    Упражнение № 1. Анализ текста-образца (цель – определить языковые средства, придающие тексту статьи публицистический характер).

                П: Прочитайте фрагмент статьи Л. Лиходеева «Попробуй удивляться». Как соотносится название статьи и её основная мысль?

    Текст

    Попробуй удивиться

                Мне кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.

                Скажем, сидел Ньютон в саду. Смотрит – упало яблоко. Ну, упало и упало. Подыми и съешь. Никого не удивляло это никогда. А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.

                Конечно, всё это было гораздо сложнее. Всё это требовало огромного труда, огромных знаний.

                Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. И потом я хочу сказать, что если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

                Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.

                И кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.<…>

                Конечно, есть люди, которых ничего не удивляет. Они как-то смотрят на мир однобоко – чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? У них явные расхождения с Ньютоном. Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. Они цветами корову накормят, птицу на перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимание, о чём болтают.

                Очень скучные люди. Прямо жалко их, даже как-то стыдно за них.

                А ты попробуй удивиться. Всё в этом мире неспроста. Всё находится во взаимосвязи. Поэтому существуют мечты и реальность. поэтому существует дружба и борьба. И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи. И поэтому люди бывают счастливы.

                … Жизнь удивительна. И люди удивительны. И каждый, если захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

                Вот как важно уметь удивляться!

                П: Сформулируйте проблему, поставленную автором в статье.

                П: Какие языковые средства (лексические, морфологические, синтаксические) придают тексту статьи публицистический характер? Свои примеры запишите в таблицу.

    Лексические средства

    Примеры

    1. Слова, обозначающие внутреннее состояние, переживание.

    Жалко их, стыдно за них.

    1. Использование средств художественной выразительности.

    Яблоко сжевали бы без всякого всемирного тяготения, настоящие стихи.

    1. Эмоционально-оценочная лексика.

    Очень скучные люди, настоящая музыка, настоящая живопись, настоящие стихи.

    Морфологические средства

    Примеры

    1. Повелительное наклонение глагола

    Попробуй, подыми, съешь.

    Синтаксические средства

    Примеры

    1. Повторы

    Они не умели бы, ничего бы, если ты

    1. Вопросительные, восклицательные, побудительные предложения.

    …чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить?

    Вот как важно уметь удивляться!

    А ты попробуй удивиться.

    1. Парное употребление однородных членов.

    Дружба и борьба, мечты и реальность, прекрасные вещи и прекрасные сказки.

    1. Вводные слова и предложения.

    Конечно, мне кажется, кроме того, наверно.

    1. Расчленение предложения.

    Кажется, что все открытия происходят от того, что люди не равнодушны. Что они умеют удивляться.

    1. Односоставные предложения

    Вот как важно уметь удивляться. Подыми и съешь.

    1. Анафора.

    Они… Они… Они…

                П: Подумайте, какие типы речи сочетаются в тексте?

                У: Повествование, рассуждение.

                П: Обратите внимание на тезис статьи. С какой целью автор использует членение предложений?

                У: Членение предложений придаёт экспрессивность высказыванию.

    Упражнение № 2. Создание текста статьи по данному началу [работа в группах] (цель – формировать умение конструировать предложения на заданную тему).

                П: Перед вами начало текста. Прочитаем его. Как автор начинает статью, чтобы вызвать интерес к поставленной проблеме?

                …Камень ударил в стекло на полном ходу поезда. Звон, грохот, осколки… А за окном мы успели заметить группу подростков, восторженно приветствующих такую меткость.

                Что это – шутка? Шалость? Нет, преступление!…

                П: Как вы понимаете слова преступление, шалость? Есть ли между ними отличие?

                У: Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Шалость – шутливая проделка, проказа.

                П: Подберите синонимы к словам преступление и шалость.

                У: Преступление – криминал, правонарушение, злодеяние. Шалость – озорство, проказа, баловство (разг.).

                П: Какие аргументы, подтверждающие, что «милая» забава подростков – не шалость, вы можете привести?

                П: А сейчас ваша задача – закончить текст, приведя аргументы, доказывающие тезис, выдвинутый автором. Каким типом речи воспользуетесь?

                У: Рассуждением-доказательством.

                П: Для связи аргументов с тезисом в статье воспользуйтесь:

                союзами: так как, потому что;

                вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец.

    Упражнение № 3. Работа с газетой [работа в группах] (цель — формировать умение находить в газетах проблемные статьи).

                (Учащиеся на урок приносят газету.)

                П: Выберите в газетах статью, проблематика которой бы привлекла ваших одноклассников.

                Проанализируйте её по плану:

    –     Определите цель статьи.

    –     Что отражает заголовок: тему или идею?

    –     Сформулируйте проблему, поднятую в статье.

    –     Каково отношение автора к проблеме?

    –     Определите ведущий тип речи.

    V.      Подведение итогов (цель – проверить усвоение учащимися теоретического материала о статье).

                П: Статья – «объясняющий жанр» публицистического стиля. Докажите это, опираясь на те знания, которые получили сегодня на уроке.

    VI.   Домашнее задание.

                П: Из последних газет выберите наиболее значительные, по вашему мнению, 1 – 2 статьи, определите и запишите тему каждой из них, отметьте специфические средства публицистического стиля.

                Обобщить полученные знания о статье вам предстоит, заполнив дома таблицу «Жанры публицистического стиля» в тетрадях с опорными конспектами.

     

    Журналистское письмо | АВАЛОН Лингвистик

     

     

     

    Журналистское письмо — это стиль письма, используемый для сообщения новостей в печатных СМИ (газеты и журналы), вещательных СМИ (телевидение и радио) и в Интернете. Речь идет о том, чтобы «рассказать людям то, чего они не знали». Писатели-журналисты и журналисты пишут рассказы для своих читателей, чтобы рассказать им о том, что происходит, информировать их, вовлечь их, развлечь, развлечь, шокировать или поднять настроение. Тематика будет варьироваться в зависимости от характера публикации и целевой аудитории. Журналистика — это, по сути, относительно простая игра: узнавать что-то и рассказывать об этом другим людям.
    В конечном счете цель одна: заставить читателя прочитать историю.

    Не так давно, до появления Интернета, у людей были ограниченные возможности только для доступа к новостям. Ежедневные новости поступали в виде газет или телевизионных новостных программ, в то время как менее срочные новости можно было найти в журналах или приложениях к еженедельным газетам. В наши дни у всех нас есть мгновенный круглосуточный доступ к любым новостям в любом формате благодаря Интернету. Тем не менее, в то время как способы, которыми люди потребляют новости, резко изменились, стиль и принципы, которыми руководствуются журналисты, остались в значительной степени неизменными.
    Хорошая журналистика всегда ассоциировалась с грамотным письмом, а грамотное письмо всегда требовало легкого владения правильным языком и стилем.

    В отличие от других стилей письма, которые могут быть гибкими и непринужденными, характеристики журналистского письма довольно легко заметить. Например, если вы откроете главу книги и поместите ее рядом с газетной статьей, вы быстро заметите, что, в отличие от книги, статья написана короткими предложениями и абзацами и быстро достигает сути. Журналистский стиль — это лаконичное письмо, с компактными, простыми и прямыми предложениями в коротких и лаконичных абзацах, чтобы сделать статью легко читаемой и понятной. Хорошее письмо в этом смысле следует так называемому принципу ABCD: точность, краткость, лаконичность и прямота.
    В дополнение к своей краткости новостные сообщения имеют особую структуру, которая легко узнаваема. Например, большой жирный заголовок призван привлечь внимание читателей, а первое предложение или абзац излагает историю, чтобы читатель знал, чего ожидать. Это наиболее распространенные элементы журналистского письма, и они во многом связаны с функцией журналистики в обществе.
    Важнейшей частью журналистского письма является распространение информации. С этой целью каждая статья должна передавать «5 W» (кто, что, где, когда, почему и часто: как) в прямой форме. В целом это означает, что каждый последующий абзац имеет меньшее значение, чем предыдущий.

    Без публицистики мы бы ничего не знали о том, что происходит в мире. Многие говорят, что журналистика была своего рода «умирающим средством массовой информации», потому что журналистика уходила от печати в цифровой мир, но она по-прежнему так же важна, если не более важна, чем когда-либо. Мы можем связаться с другими людьми со всего мира буквально за мгновение, поэтому для журналистов важно знать, как точно и правдиво быстро сообщать о том, что происходит вокруг них.
    Может быть довольно сложно всегда писать просто и увлекательно, чтобы читатели продолжали читать, и объяснять так, чтобы все читатели поняли и захотели. Это вызов любому журналисту.

    Типичные задачи, в решении которых мы помогаем нашим клиентам посредством журналистского письма:

    • Новости
    • Репортажи
    • Очерки
    • Журналы
    • Расследовательские статьи
    • Передовицы
    • Колонки
    • Обзоры
    • Пресс-релизы
    • Книги
    • Блоги

    Во всем этом нет места не относящимся к делу деталям и, как правило, и авторскому мнению. Скорее, речь идет о том, чтобы предоставить как можно больше фактической и объективной информации и как можно более четко, используя структуры предложений, которые являются одновременно прямыми и интересными. Журналистское письмо требует тонкого баланса между подробностями и краткостью, точностью и творческим подходом.

    Нашим командам проекты журналистского письма предоставляют долгожданную возможность попрактиковаться в написании четких, объективных и лаконичных текстов. Опыт, полученный и расширенный в ходе процессов, в свою очередь, ценен для работы над задачами и в других областях письма, таких как академическая, юридическая и техническая.
    В любом случае, журналистское письмо, по нашему мнению, является одной из наиболее актуальных форм письма и, возможно, самой полезной, поскольку оно снабжает читателя важной информацией, держит его в курсе и побуждает к исследованиям.

    Благодаря журналистскому письму у вас есть возможность поделиться информацией, которая может изменить отношение людей к другим людям, местам, вашему бизнесу и даже миру в целом.
    Журналистская команда журналистов AVALON здесь и готова профессионально помочь вам.

     

    Пожалуйста, обратите внимание, что все описания наших услуг здесь являются только приблизительными.
    В случае дальнейшего интереса с вашей стороны, мы будем рады предоставить вам
    более подробную информацию и разработать конкретное предложение с учетом ваших потребностей.

     

       

       «Verba volant, scripta manent»
    Произнесенные слова улетают, письменные слова остаются

     

    ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ЦЕНУ

     

     

    Центр письма | Основы написания новостей

    Репортажи

    Одно из самых фундаментальных различий между журналистикой и другими формами письма заключается в том, как журналисты получают информацию, о которой они пишут. Журналисты получают информацию с помощью различных методов репортажа, которые могут включать интервью с источниками, просмотр правительственных документов, изучение старых статей и наблюдение за событиями из первых рук.

    Написание хороших новостей начинается с хорошего и точного сообщения. Журналисты оказывают гражданам общественную услугу, представляя правдивые факты в честных, прямолинейных статьях.

    Значения новостей

    Журналисты обычно используют шесть значений, чтобы определить, насколько новостной материал или его элементы. Знание ценности новостей может помочь журналисту принять множество решений, в том числе:

    • Какую информацию давать сначала в новостной статье, а в лед

    • Какие статьи отображать на первой полосе газеты

    • Какие вопросы задавать на собеседовании

    Шесть значений новостей:

    1. Своевременность. Недавние события имеют более высокую новостную ценность, чем менее свежие.

    2. Близость. Истории, происходящие в родном городе или общине, заслуживают большего внимания, чем те, которые происходят далеко.

    3. Известность. Известные люди и те, кто находится в центре внимания общественности, имеют более высокую ценность в новостях, чем обычные граждане.

    4. Уникальность/странность — история с причудливым поворотом или странными событиями. «Человек кусает собаку» вместо «собака кусает человека».

    5. Воздействие. Истории, затрагивающие большое количество людей, могут быть более достойными освещения в печати, чем те, которые затрагивают меньшее число людей.

    6. Конфликт- «Если это кровоточит, это ведет». Истории с раздорами, будь то настоящее насилие или нет, более интересны.

    Актуальность статьи определяется балансом этих шести значений. Не существует установленной формулы, определяющей, насколько новость достойна освещения в печати, но в целом, чем больше из этих шести значений соответствует статье, тем больше она достойна освещения в печати.

    Клевета

    Клевета определяется как опубликованная клевета на личность человека, основанная на вводящих в заблуждение или неточных фактах. Газетные репортеры часто могут столкнуться с клеветой, потому что их работа состоит в том, чтобы писать правдивые статьи о людях, которые не всегда могут быть лестными.

    Несмотря на то, что мы живем в стране со свободной прессой, журналисты не могут писать все, что хотят. Журналисты не имеют права сообщать о человеке что-то, что может повредить их репутации и не соответствует действительности.

    Один из самых простых способов защитить себя от клеветы — всегда делать точную отчетность и указывать всю информацию в статье. Если вы пишете что-то о ком-то, в чем не уверены, просто спросите себя, правда ли это и откуда вы знаете, что это правда. Слухи, сплетни и информация, которую вы получили из анонимного или ненадежного источника, сообщать опасно, и вы рискуете получить дело о клевете.

    Lede

    Lede (или лид) новостной статьи — это первое предложение, обычно состоящее из одного абзаца, в котором сообщается самая важная информация статьи. При написании лед полезно использовать стратегию «расскажи другу». Представьте, что вам нужно в одном предложении рассказать другу, о чем ваша история. Как бы вы быстро резюмировали то, что произошло? Ведущая история отвечает на «Пять W» в определенном порядке: Кто? Что? Когда? Где? Почему?

    Например:

    Полицейское управление Атланты проведет в среду поминальную службу в церкви Святого Христа в Бакхеде по погибшему офицеру лейтенанту Джеймсу Монтгомери.

    КТО: Департамент полиции Атланты
    ЧТО: состоится поминальная служба
    КОГДА: Среда
    ГДЕ: Церковь Святого Христа в Бакхеде
    ПОЧЕМУ: в память о погибшем офицере лейтенанте Джеймсе Монтгомери

    Другие примеры:

    Gwinnett County Public Школам было присуждено 250 000 долларов рано утром в среду как финалисту того, что считается Нобелевской премией в области государственного образования.

    Мужчина избил армейского резервиста перед бочкой Morrow Cracker Barrel, выкрикивая расистские оскорбления в ее адрес, когда он ударил ее ногой по голове, сообщила полиция Морроу.

    Примеры предоставлены Atlanta Journal-Constitution

    Перевернутая пирамида

    Новостные статьи написаны по схеме, известной как «перевернутая пирамида». В формате перевернутой пирамиды наиболее ценная информация помещается в начале статьи, а наименее ценная — в конце.

    После того, как вы написали вводную часть своей истории, расположите следующую информацию в порядке от наиболее важной к наименее важной. В журналистской статье НЕТ формального заключения, как в эссе или аналитической статье.

    Атрибуция информации

    ВСЯ информация в новостной статье ДОЛЖНА быть связана с источником, из которого репортер получил информацию. Докладчик должен указать в своей статье, откуда взят материал – из интервью, судебных документов, переписи населения, с веб-сайта и т. д. Для атрибутирования информации, полученной в ходе интервью с источником, допускается прямое цитирование и перефразирование.

    Например:

    Согласно отчету полиции, подозреваемый угрожал кассиру пистолетом, прежде чем сбежать с деньгами.

    В правительственном отчете на 500 страницах следователи сообщили о доказательствах того, что армия совершила преступления против человечности.

    Интеграция цитат

    При первом упоминании источника в статье следует использовать полное название и название этого источника. После этой первоначальной ссылки используйте только фамилию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts