Статья в публицистическом стиле в газете: Взять из газеты или журнала статью и объяснить почему эта статься публицистического стиля

Содержание

12. Публицистический стиль

Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – политико‑агитационный (воззвания, приказы, прокламация), официальный политико‑идеологический (партийные документы), собственно публицистический – в узком смысле слова (памфлеты, очерки, фельетоны и т. п.), газетный.

В свою очередь, каждый подстиль подразделяется на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) отличаются по стилевым особенностям от всех прочих. Различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.

Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно‑публицистической и устно‑публицистической речи.

Политико‑идеологический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно‑политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно он используется в газетах и общественно‑политических журналах, а также на радио и телевидении, в документальном кино.

Публицистический стиль выполняет две основные функцииинформационную и воздействующую – и используется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. Информационная функция неотделима от функции воздействия.

Публицистика отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Типизация и обобщение проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении.

Жанрами публицистического стиля являются выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико‑политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально‑этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.

В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например воздействия художественно‑беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Газета, являясь популяризатором знаний в области техники, экономики и т. п., использует в ряде своих материалов особую разновидность научно‑популярного или научно‑публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико‑обобщенное изложение предмета речи. Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах

построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.

Понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально‑деловому и др. Собственно газетными следует считать такие жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон,

международный обзор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.

Важнейшим лингвистическим признаком газетно‑публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных средств языка, широко употребляемых именно в данном стиле.

Выразительность газетной публицистики обусловлена агитационно‑пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового многоликого читателя, широта и разнообразие тематики, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.

Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации или (шире) в определенном функциональном стиле (добрая традиция, кровавый переворот, нажить политический капитал). (Стандарт – не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью.)

Публицистический стиль. Заметка в газету

Автор разработки урока: Андрианова Екатерина Павловна

Место работы, должность: МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: Публицистический стиль. Заметка в газету

Тип урока:урок развития речи

Цели урока:

Образовательные:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.

Развивающие:

  1. совершенствовать навыки самостоятельно      создавать      текст публицистического стиля — заметку в газету;

  2. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  3. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение и любовь к родному краю;

  2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе;

  3. прививать ученикам нравственные ценности с учётом личностной позиции, учить определять их значимость в жизни человека и общества.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер, проектор, слайдовая презентация.

  • Рабочие листы для заполнения.

 Предварительное задание:

1вариант – написать заметки в газету для рубрик «Замечательные односельчане»; «Наше село в годы войны», «Достопримечательности», «А знаете ли вы?», «Берегите природу!»

2 вариантподобрать пословицы о Родине.

3 вариант – составить кластер «Публицистический стиль речи».

Ход урока:

  1. Мотивация деятельности(1 слайд)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

(Класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза»)

— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас этим солнечным осенним утром!Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

— Вы разделились на группы в соответствии с цветом доставшейся вам карточки. Те, у кого зелёные карточки, участники 1 группы, жёлтые карточки – 2 группа, голубые – 3 группа. Задания, которые вам предстоит выполнить, будут рассчитаны и на индивидуальную и на групповую работу. Желаю удачи!

  1. Опрос – разминка (2 слайд)

Цели:

1. актуализировать информацию, необходимую для организации дальнейшей учебной работы;

-Публицистика в переводе с латинского означает… (общественный)

-Публицистический стиль речи применяется в … (общественно-политической сфере жизни, в газетах, журналах, теле и радиопередачах, выступлениях на митингах и собраниях).

— Задача публицистического стиля… (сообщить информацию, воздействовать на массы через слово, формировать определённое отношение к общественным делам, гражданскую позицию).

— Характерные черты публицистического стиля (злободневность, яркость, страстность изложения, призывность)

  1. Целеполагание(3 слайд)

Цель:

1. сформулировать цели урока.

— Итак, ребята, предположите, какова тема нашего урока? (Публицистический стиль. Заметка в газету)

— Каковы цели нашего урока:

  • Создать…

  • Повторить…

  • Развить умения…

  • Воспитывать…

— Записи мы сегодня будем делать в рабочих листах(Приложение 1), которые находятся перед вами. Вы уже вписали своё имя и фамилию. Будьте внимательны, заполняйте листы аккуратно.

  1. Актуализация имеющихся знаний

Цели:

  1. обеспечить условия для повторения и систематизации изученного материала по теме «Публицистический стиль речи»;

  2. способствовать практическому овладению особенностями публицистического стиля;

  3. актуализировать учебный материал по текстоведению, лексикологии, этимологии.

— Нам предстоит закончить оформление нашего проекта — классной газеты «Моя малая родина».

Ребята, нашу дальнейшую работу давайте предварим чтением пословиц о родине, которые подготовили ваши одноклассники. Выберите одну пословицу, которая станет девизом вашей работы на уроке. Впишите её в соответствующее поле. (Ученики читают подготовленные пословицы)

— В Библии есть такое выражение: «От полноты сердца говорят уста», то есть в нашей речи есть смысл только тогда, когда мы говорим о том, что волнует, тревожит, от чего болит сердце, что хочется сказать другим людям, поделиться заветным и сокровенным, предостеречь от ошибки или беды.Всё сказанное относится к публицистическим выступлениям,устным или письменным.

На прошлом уроке некоторые из вас получили задание написать заметку в нашу газету, используя яркое, интересное названиев соответствии с особенностями названного публицистического жанра.

(4 слайд)

— Напоминаю, что заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы. К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.

Представьте свои заметки и разместите на соответствующих полях газеты. Всем остальным необходимо внимательно выслушать товарищей и подумать, соответствуют ли их тексты стилевым и жанровым особенностям заметки. В помощь вам кластеры «Публицистический стиль речи», которые подготовили ваши одноклассники.(Приложение 2)

(5 -11 слайды)

  1. Физкультминутка(12 слайд)

Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности 

— Предлагаю немного отвлечься и посмотреть на экран. Следите глазами за бабочками, представьте себя на красивом летнем лугу.

  1. Отработка навыка редактирования текста публицистического стиля.

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья.

  2. актуализировать учебный материал по текстоведению, орфографии, лексикологии, этимологии.

— С какими трудностями вы встретились, когда писали свои заметки? (трудно было избегать повторов, не удавалось использовать слова, присущие публицистическому стилю)

Задание 1

Замените одним словом описательный оборот:

люди в белых халатах (врачи),

зелёный массив (лес),

второй хлеб (картошка),

голубые дороги (реки)

ночное светило (луна),

голубой экран (телевизор).

Задание 2

Орфографическая диктовка с взаимопроверкой

Общественный, нравственный, организованный, благородный, ответственный, воспитание, патриотизм, публицист, корреспондент, мужественный.

  1. Стилистический анализ текста(13 слайд)

Цели:

  1. развивать умения характеризовать  заметку  в  газету  как жанр
    публицистики;

  2. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  3. развивать навыки стилистического анализа текста.

— Посмотрите на нашу газету? Чего недостаёт? (Передовой статьи)

(Передовая статья. передовица, редакционное (реже авторское) публицистическое выступление, открывающее очередной номер периодического издания (газеты, журнала) по мат. БСЭ)

— Обратимся к тексту на слайде. Нам предстоит проанализировать представленный материал, поэтому будьте предельно внимательны.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.

Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.

Д. С. Лихачёв

— Каждой группе предстоит ответить на вопросы по тексту. В помощь вам таблица «Стили речи» (раздаточный материал – на каждого ученика).

1группа определяет речевую ситуацию в данном тексте:

  1. К кому обращена статья? (С кем говорим?)

  2. Где она может быть помещена?

  3. С какой целью она написана?

2 группа определяет тему и цель текста, отвечая на вопросы:

  1. Чему посвященастатья? ( О чем она?)

  2. К чему призывает автор?

3 группа называет признаки стиля и приводит примеры из текста:

  1. Определите стилевые черты текста.

  2. Назовите языковые средства.

Возможные результаты групповой работы.

1группа:

1 – много (обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям),

официальная обстановка (газеты, радио, телевидение, публичные выступления…),

воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; (риторические вопросы, восклицания, обращения…)

2 группа:Дмитрий Сергеевич Лихачёв рассуждает о воспитании любви к родному краю. Автор призывает нас любить свою семью, своё жилище, свою школу, так как именно с этого начинается любовь к Родине. Автор говорит нам: «Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен».

3 группа:Язык статьи эмоционален, общедоступен. В ней используются риторические вопрос(«Но как воспитать эту любовь?»).Встречаем книжные слова («жилище»). Для усиления эмоциональности используется ряд однородных членов («воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи»), далее в тексте встречаем градацию(«любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре»). В тексте встречается абстрактная лексика («любовь», «воспитание», «культура», «нравственный»).

Результаты групповой работы фиксируем в рабочем листе.

  1. Домашнее задание. (16 слайд)

Цели:

  1. развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья;

  2. развивать навыки стилистического анализа текста.

Стилистический анализ текста

Жанр анализируемого текста_________________________. Автор рассуждает о ____________________________________________________. Он призывает нас __________________________________________________

______________________________________________________________.

В статье четко выражена мысль_________________________________

______________________________________________________________.

В статье автор использует ______________________________________. Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к _______________________________________ стилю.

  1. Итог урока. Рефлексия. Приём «А если бы …»(17 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить степень значимости полученной информации для себя.

— Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики насколько удачно сложилась бы их карьера? Почему?

  1. Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы на уроке.(18 слайд)

Цели:

  1. подвести итоги работы на уроке;

  2. оценить результативность собственной работы

— В своих рабочих листах поставьте себе оценку за урок. Давайте её озвучим, а я выскажу своё мнение.

— Я хотела бы всех поблагодарить за работу на уроке. Давайте поаплодируем тем, кто замечательно подготовил домашнее задание. Аплодисменты первой группе, второй группе, третьей группе. Аплодисменты тем, кто справился с заданиями на уроке!

Использованные источники

  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Перепечат.с изд. Моск. Патриархии. – М.: Рос.библ.о-во, 2006.

  2. Лихачёв Д.С. Заветное. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006.

  3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006

  4. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 17-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2015

8

Today’s Paper — The New York Times

The Times in Print For

The Front Page

Highlights

  1. PhotoCreditXavier Burrell для The New York Times 2020, рисует убийственный портрет отдела, находящегося в кризисе.

     Гленн Траш

  2. PhotoCreditDoug Mills/The New York Times

    Планы президента имеют мало общего с бюджетом, который республиканцы собираются опубликовать этой весной, поскольку нация мчится к возможному дефолту по долгу.

     Джим Танкерсли

    1. PhotoCreditZUMA Press, via Alamy

      Фрэнк Кароне, который в декабре ушел с поста руководителя аппарата мэра Эрика Адамса, нашел работу у двух титанов коммерческой недвижимости, один из которых ищет казино.

      Дана Рубинштейн, Эмма Г. Фитцсиммонс и Уильям К. Рашбаум

    2. PhotoCreditAnthony Gerace

      Новая технология может перевернуть многие онлайн-бизнесы. Но для компаний, которые понимают, как с этим работать, А. И. может быть благом.

      Трипп Микл, Кейд Мец и Нико Грант шаг к демонтажу системы власти, «основанной на том, кого вы знаете».

      Ричард Фоссет и Николас Богель-Берроуз

      Страница A1

    3. Тем больше темнокожих женщин баллотируются на посты, но чем выше они идут, тем меньше перспективы

      Черная женщина никогда не была губернатором, и только двое были сенаторами. Несмотря на прогресс на нижних уровнях правительства и одного выдающегося вице-президента, привычные барьеры рушатся медленно.

      By Jazmine Ulloa

      Page A1

    4. Russia Lacks Firepower to Keep Advancing, U.S. Intelligence Chief Says

      By Julian E. Barnes, Anatoly Kurmanaev and Richard Pérez-Peña

      Page A8

    5. Records Show Fox и общее затруднение Республиканской партии: Трамп

      от Nicholas Confessore и Jim Rutenberg

      Page B1

    6. Джим Боухейм в качестве тренера Сиракуз после 47 сезонов

      от Адама Загория и Билли Вит.

      By Simbarashe Cha

      Страница D7

    TODAYS FRONT PAGES

    1. Издание:

    Продолжить чтение основной истории Реклама

30003

International

  1. Индия вооружает деревенских жителей в одном из самых милитаризированных мест земли

    от Showkat Nanda и Atul Loke

    Page A4

  2. ИСРАКА Graham

    Страница A6

  3. Греция сделает поезда более безопасными, обещает министр транспорта

    Ники Китсантонис

    Страница A6

National

  1. Когда Трамп пропускает шляпу Маги, его помощники сжимают свои кошельки

    Майкла С. Бендера

    Страница A11

  2. Memphis Задержки. Кокрейн

    Страница A12

  3. Американские военные репатриируют саудовского инженера из Гуантанамо-Бей0003

    Продолжить чтение Основной истории

    НЕТУТАРИИ

    1. Ян Фалконер, создатель Оливии, Энергетический Поросток, умирает по номеру 63

      от Нила Генцлингера

      Страница A24

    2. David Lindle Rock Elite, умер в возрасте 78 лет

      Алекс Уильямс

      Страница A24

    3. Берт И.

      Гордон, автор фильмов о монстрах-мутантах, умер в возрасте 100 лет

      Роберт Д. Макфадден

      Страница A250003

    Редакционные статьи, OP-ED and Letters

    1. ЧТО Республиканские родители действительно хотят

      от Патрика Т. Брауна

      Страница A26

    2. Вне висят в бразилии

      от ванесса

      .

    3. Мужество быть… скучным

      Гейл Коллинз

      Страница A270005

      1. Опасности работы над любимым проектом генерального директора

        Карен Вайс, Нико Грант и Майк Исаак Eddy

        Page B1

      2. Вот что, как говорится в председателе ФРС на этой неделе, и почему это имеет значение

        от Джанны Смиалек

        Page B1

      Спорт Четверг

    4. Gonzaga Shorв та же старая цель

      By Billy Witz

      Page B6

    5. Jim Boeheim Out as Syracuse Coach After 47 Seasons

      By Adam Zagoria and Billy Witz

      Page B7

    6. Merrimack Won a Title, but the N.

      C.A.A. Турнир придется подождать

      Адам Загория

      Страница B7

    Реклама

    Продолжить чтение основной истории

    Искусство

    1. ‘Hostlabs’ модели NewRadio It! ориентир

      от Reggie Ugwu

      Page C1

    2. Смена охранника в Whitney приносит нового директора

      от Robin Pogrebin

      Page C1

    3. Rafael Viñoly, от чертежной доски до Keyboard

    4. Rafael Viñoly, с чертежной доски до Keyboard

    5. . Дэвид Роквелл

      Страница C1

    Четверг Стили

    1. Нет грязи. Никаких отвлекающих факторов. Balenciaga предлагает только одежду и раскаяние.

      Ванесса Фридман

      Страница D1

    2. Руководство по повседневным делам по парижскому магазину

      от Marisa Meltzer

      Page D2

    3. UP, UP и AWATE

      By Elizabeth Paton

      Prage D2

  4. 5
  5. 1035910351030303. Основная история

    Страницы A2-A3 и исправления

    1. Два вида спорта, две истории, слишком много подъемов Офис

      Страница A2

    2. Исправления: 9 марта 2023 г.

      Страница A20

    Новости США — The New York Times

    Новости США — The New York Times

    Основные моменты

    1. ФотоАлехандра Рубио для The New York Times

      Один-два удара сильного снега и дождя представляют уникальную угрозу в районе, осажденном осадками.

       Алекс Хофт и Элиза Фосетт

      1. PhotoCreditChang W. Lee/The New York Times

        Многие чернокожие жители скептически относились к улучшению работы полиции из-за отчета, в котором было обнаружено много случаев дискриминационного поведения и нарушений гражданских прав.

        Кевин Уильямс, Майкл Уайнс и Рик Рохас.

        Джилл Коуэн

      2. Фото: Эмили Эльконин для The New York Times права и расширить проверку данных об оружии.

        от Митча Смита и Эрнесто Лондоньо

    Реклама

    Продолжить чтение основной истории

    1. Республиканцы Открытые запросы о лечении 6 января.

      с заключенными жестоко обращались, что является частью более широких усилий Республиканской партии. переписать историю бунта.

      Люк Бродуотер

       

    2. Мужчина из Орегона признал себя виновным в убийстве женщины во время акции протеста в Портленде

      44-летний Бенджамин Смит агрессивно подошел к группе людей, участвовавших в акции протеста против убийств полиции в прошлом году, и выстрелил в них, заявили прокуроры.

      Эдуардо Медина

       

    3. Жители обеспокоены смертью в горах Южной Калифорнии

      Родственники и соседи описывают душераздирающий конец тех, кто погиб во время сильных метелей к северо-востоку от Лос-Анджелеса.

      Шон Хаблер и Джилл Коуэн

       

    4. Саудовская Аравия предлагает свою цену за нормализацию отношений с Израилем

      Наследный принц Саудовской Аравии добивается гражданской ядерной программы и гарантий безопасности от президента Байдена, что является высокой ценой за соглашение, которого давно добивается Израиль.

      Майкл Кроули, Вивиан Нерейм и Патрик Кингсли дискриминационное поведение и нарушение гражданских прав.

      Кевин Уильямс, Майкл Уайнс и Рик Рохас

       

    5. Перед новым штормом в регионе Тахо, гонка за очисткой крыш от снега

      Один-два удара сильного снега и дождя представляют уникальную угрозу район, осажденный атмосферными осадками.

      Алекс Хофт и Элиза Фосетт

       

    6. анализ новостей

      Байден пытается восстановить центристскую идентичность, которая долгое время отличала его середина, когда он готовится объявить о кампании на второй срок.

      Питер Бейкер

       

    7. Что такое БОРГ?

      Многим студентам колледжей нравится эта смесь с высоким содержанием алкоголя. Чиновники колледжа, не так много.

      Мэдисон Мэлоун Кирчер

       

    8. Через несколько недель после крушения поезда в Огайо, проблемы со здоровьем

      В сплоченном городе, который уже скептически относится к правительству, отсутствие конкретной информации и открытый характер кризиса , подпоясничное беспокойство.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts