Психология. Развитие психики и сознание. Внимание. Тест для самопроверки
1. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции …
З. Фрейда
Г. Лейбница
К. Юнга
А. Адлера
2. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как…
концентрация
переключение
распределение
объем
3. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает…
рефлексия
восприятие
внимание
память
4. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется …
самооценкой
самопрезентацией
самовосприятием
самоощущением
5. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как…
объем
концентрация
распределение
переключение
6.
избирательная
рассеянная
неосознаваемая
распределенная
7. О возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно свидетельствует такой показатель внимания, как…
концентрация
распределение
устойчивость
избирательность
8. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет…
ощущение
восприятие
память
внимание
9. Техника медитации заключается в …
концентрации внимания субъекта
том, чтобы сузить поле экстравертированного сознания
замедлении метаболизма
все ответы верны
10. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием…
непроизвольным
произвольным
послепроизвольным
11. Второй стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития
стадия элементарного интеллекта
сознание
12. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является …
способность к поисковому поведению
наличие чувствительности
способность к гибкому приспособлению к среде
умение проигрывать действия во внутреннем плане
13. Согласно современным исследованиям объем актуального сознания оценивается величиной
5 ± 2
6 ± 2
7 ± 2
8 ± 2
14. Высшая форма психики, продукт исторического развития человека в труде и постоянном общении с другими людьми – это ….
воля
рефлекс
сознание
эмоции
15. Временные параметры длительности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня являются такой характеристикой внимания, как…
распределение
устойчивость
избирательность
16. Самосознание можно определить как …
повышенное внимание к себе
уровень притязаний
направленность личности
образ себя
17. Психологическим механизмом самосознания выступает …
эмпатия
рефлексия
идентификация
атрибуция
18. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле … психологии
гуманистической
когнитивной
гештальт
культурно-исторической
19. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется … уровнем психологической активности.
низким
средним
высоким
повышенным
20. Уровень развития психики присущий только человеку – это …
сенсорная психики
элементарный интеллект
сознание
21. Способность избирательно и специфическим образом отвечать на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ и сохранения целостности организма называется …
реакцией
раздражимостью
отражением
чувствительностью
22. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является…
отсутствие цели
постановка целей деятельности
новизна раздражителя
эмоциональная значимость раздражителя
23. Первой стадией развития психики является (в концепции А.Н.Леонтьева)…
стадия сенсорного развития психики
стадия перцептивного развития
стадия элементарного интеллекта
сознание
24. В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, происходящее через … стадий
6
7
8
25. Первые теоретически разработки в области Я-концепции принадлежат …
В. Вундту
К. Роджерсу
Л.С. Выготскому
У. Джемсу
Категория: Психология
Поделитесь знаниями!
ВОПРОСЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ-ПСИХОЛОГИЯ-СРЕЗ
ВОПРОСЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
«ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1 Вариант
1. Направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте – это: внимание
2. Различают виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное
3. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием: непроизвольное
4. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является: социальная?
5. Начальным источником всех наших знаний является: ощущение
6. Число, принятое Эббингаузом, за объем «чистой» памяти: 7
7. По длительности сохранения память бывает: долговременная, кратковременная, генетическая
8. По степени волевой регуляции память бывает: произвольная, непроизвольная
9. Опосредованное
и обобщенное познание мира – это: мышление
10. Мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета при отвлечении от других, несущественных – это: абстрагирование
11. Врожденное недоразвитие интеллекта – это: олигофрения
12.Степень тяжести олигофрении — это: дебильность, имбицильность, идиопатия
13. Отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств – это: ощущение
14. К интеллектуальным процессам относится: мышление, внимание, восприятие?
15. По направленности на объект внимание может быть: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное?
16. Качество внимания – это: активность, направленность, широта (объем), распределение, переключение, интенсивность, устойчивость, концентрация
17. Сенсорно-перцептивный процесс – это: Отражение свойств внешнего и внутреннего мира в виде образа этого мира как основная функция психики.
18. Форма мышления, в которой отражаются общие и существенные формы явлений и предметов: понятие
19. Сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними: сравнение
20. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая
21. Процесс памяти, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти:
22. Наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами: мышление
23. Понятие «доминанта» в научный оборот было введено: А.А. Ухтомским
24. Средний объем внимания человека составляет: 5-7 элеметов
25.Ослабление интенсивности внимания, быстрый переход активного внимания в пассивное: истощаемость
26. Вид мышления, характерный для детей дошкольного возраста: наглядно-образное
27. Лишнее в перечисленных операциях мышления – это: см.
28. Физиологическая основа мыслительных процессов – это: механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения, протекающих в коре головного мозга
29. Одна из характеристик мышления – это: темп, скорость, стройность, целенаправленность, продуктивность
30. Абстракция, синтез, обобщение – это: мыслительные операции
ВОПРОСЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
«ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вариант 2
1. Наглядно-образное мышление наиболее ярко проявляется в возрасте:
2. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как: адаптация
3. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется: механическая, логическая
4. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект: незавершенного действия
5. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает: внимание
6. Отличительная особенность мышления, при котором осуществляется непосредственная связь с восприятием окружающей действительности, называется: наглядно-образное
7. Индекс IQ характеризует состояние: интеллекта
8. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется: мышление
9. Вид внимания, возникающий с помощью волевого усилия: произвольное
10. Термины «непроизвольное внимание» и «пассивное внимание»: одно и тоже
11. Условием возникновения произвольного внимания является: постановка задачи
12. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как: концентрация
13. Мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами: сравнение
14. Мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики: анализ
15. Идиотия – тяжелая степень недоразвития: интеллекта
16. Приобретенное слабоумие – это: деменция
17. Умозаключение может быть: индуктивным
18. По степени волевой регуляции память бывает: произвольная, непроизвольная
19. По длительности сохранения память бывает: кратковременная, долговременная, генетическая
20. Препятствие для развития творческого мышления: ?
21. К нарушениям мышления относятся: резонерство
22. Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой: переключение
23. Фиксированность внимания, затруднение переключения с одного объекта на другой: инертность
24. Интерференция – это: ?
25. Количество информации, которая одновременно способна сохраняться в сфере внимания – это: объем
26. Длительность сосредоточения внимания на объекте: устойчивость
27. Патологическая сосредоточенность, вызванная слабостью распределения между объектами: сужение объема внимания
28. Повышенная подвижность, быстрое изменение направленности, сосредоточенности, интенсивности внимания: отвлекаемость
29. Синонимами термина «произвольное внимание» является:
30. Форма воспроизведения памяти – это: узнавание
Черепно-мозговая травма. Симптомы и причины
Обзор
Черепно-мозговая травма обычно возникает в результате сильного удара или толчка по голове или телу. Предмет, который проходит через ткань мозга, например пуля или осколки черепа, также может вызвать черепно-мозговую травму.
Легкая черепно-мозговая травма может временно повлиять на клетки вашего мозга. Более серьезные черепно-мозговые травмы могут привести к кровоподтекам, разрывам тканей, кровотечению и другим физическим повреждениям головного мозга. Эти травмы могут привести к долгосрочным осложнениям или смерти.
Продукты и услуги
- Книга: Путеводитель по коматозному пациенту
Симптомы
Черепно-мозговая травма может иметь широкий спектр физических и психологических последствий. Некоторые признаки или симптомы могут появиться сразу после травматического события, тогда как другие могут появиться через несколько дней или недель.
Легкая черепно-мозговая травма
Признаки и симптомы легкой черепно-мозговой травмы могут включать:
Физические симптомы
- Головная боль
- Тошнота или рвота
- Усталость или сонливость
- Проблемы с речью
- Головокружение или потеря равновесия
Сенсорные симптомы
- Сенсорные нарушения, такие как нечеткость зрения, звон в ушах, неприятный привкус во рту или изменения обоняния
- Чувствительность к свету или звуку
Когнитивные, поведенческие или психические симптомы
- Потеря сознания от нескольких секунд до нескольких минут
- Отсутствие потери сознания, но состояние ошеломления, спутанности сознания или дезориентации
- Проблемы с памятью или концентрацией внимания
- Изменения настроения или перепады настроения
- Чувство депрессии или тревоги
- Проблемы со сном
- Спать больше, чем обычно
Черепно-мозговые травмы средней и тяжелой степени
Черепно-мозговые травмы средней и тяжелой степени могут включать любые признаки и симптомы легкой травмы, а также следующие симптомы, которые могут появиться в течение первых часов или дней после травмы головы:
Физические симптомы
- Потеря сознания от нескольких минут до часов
- Постоянная головная боль или усиливающаяся головная боль
- Повторяющаяся рвота или тошнота
- Судороги или припадки
- Расширение одного или обоих зрачков
- Прозрачные выделения из носа или ушей
- Невозможность пробуждения ото сна
- Слабость или онемение пальцев рук и ног
- Потеря координации
Когнитивные или психические симптомы
- Глубокая дезориентация
- Агитация, воинственность или другое необычное поведение
- Невнятная речь
- Кома и другие расстройства сознания
Симптомы у детей
Младенцы и дети младшего возраста с черепно-мозговыми травмами могут быть не в состоянии сообщить о головных болях, нарушениях чувствительности, спутанности сознания и подобных симптомах. У ребенка с черепно-мозговой травмой можно наблюдать:
- Изменение привычек питания или кормления грудью
- Необычная или легкая раздражительность
- Постоянный плач и неспособность утешиться
- Изменение способности концентрировать внимание
- Изменение привычек сна
- Изъятия
- Грустное или подавленное настроение
- Сонливость
- Потеря интереса к любимым игрушкам или занятиям
Когда обратиться к врачу
Всегда обращайтесь к врачу, если вы или ваш ребенок получили удар по голове или телу, который беспокоит вас или вызывает изменения в поведении. Обратитесь за неотложной медицинской помощью, если есть какие-либо признаки или симптомы черепно-мозговой травмы после недавнего удара или другой черепно-мозговой травмы.
Термины «легкая», «умеренная» и «тяжелая» используются для описания влияния травмы на функцию мозга. Легкая травма головного мозга по-прежнему остается серьезной травмой, требующей незамедлительного внимания и постановки точного диагноза.
Записаться на прием в клинику Mayo
Из клиники Mayo на ваш почтовый ящик
Зарегистрируйтесь бесплатно и будьте в курсе научных достижений, советов по здоровью и актуальных тем, связанных со здоровьем, таких как COVID-19, а также экспертных знаний по управлению здоровьем.
Чтобы предоставить вам самую актуальную и полезную информацию, а также понять, какая информация полезна, мы можем объединить вашу электронную почту и информацию об использовании веб-сайта с другая информация о вас, которой мы располагаем. Если вы пациент клиники Майо, это может включать защищенную информацию о здоровье. Если мы объединим эту информацию с вашей защищенной медицинской информации, мы будем рассматривать всю эту информацию как информацию и будет использовать или раскрывать эту информацию только так, как указано в нашем уведомлении о практики конфиденциальности. Вы можете отказаться от получения сообщений по электронной почте в любое время, нажав на ссылка для отписки в письме.
Причины
Черепно-мозговая травма обычно возникает в результате удара или другого травматического повреждения головы или тела. Степень повреждения может зависеть от нескольких факторов, в том числе от характера травмы и силы удара.
Общие события, вызывающие черепно-мозговую травму, включают следующее:
- Падения. Падение с кровати или лестницы, вниз по лестнице, в ванне и другие падения являются наиболее частой причиной черепно-мозговой травмы в целом, особенно у пожилых людей и детей младшего возраста.
- Столкновения транспортных средств. Столкновения с участием автомобилей, мотоциклов или велосипедистов, а также пешеходов, участвующих в таких авариях, являются частой причиной черепно-мозговой травмы.
- Насилие. Распространенными причинами являются огнестрельные ранения, насилие в семье, жестокое обращение с детьми и другие нападения. Синдром тряски ребенка — черепно-мозговая травма у младенцев, вызванная сильным встряхиванием.
- Спортивные травмы. Черепно-мозговые травмы могут быть вызваны травмами, полученными в ряде видов спорта, включая футбол, бокс, футбол, бейсбол, лакросс, скейтбординг, хоккей и другие виды спорта с высокой ударной нагрузкой или экстремальные виды спорта. Они особенно распространены в молодости.
Взрывы и другие боевые повреждения. Взрывы взрывных устройств являются частой причиной черепно-мозговых травм у военнослужащих, находящихся на действительной службе. Хотя то, как происходит повреждение, еще недостаточно изучено, многие исследователи считают, что волна давления, проходящая через мозг, значительно нарушает его работу.
Черепно-мозговая травма также возникает в результате проникающих ранений, сильных ударов по голове осколками или осколками, падений или телесных столкновений с предметами после взрыва.
Факторы риска
Люди, наиболее подверженные риску черепно-мозговой травмы, включают:
- Дети, особенно от новорожденных до 4 лет
- Молодые люди, особенно в возрасте от 15 до 24 лет
- Взрослые в возрасте 60 лет и старше
- Мужчины любой возрастной группы
Осложнения
Несколько осложнений могут возникнуть сразу или вскоре после черепно-мозговой травмы. Тяжелые травмы увеличивают риск большего количества и более тяжелых осложнений.
Измененное сознание
Черепно-мозговая травма средней и тяжелой степени может привести к длительным или необратимым изменениям состояния сознания, сознания или реакции человека. Различные состояния сознания включают:
- Кома. Человек в коме находится без сознания, ничего не осознает и не может реагировать ни на какие раздражители. Это происходит в результате обширного поражения всех отделов головного мозга. Через несколько дней или недель человек может выйти из комы или войти в вегетативное состояние.
Вегетативное состояние. Распространенное поражение головного мозга может привести к вегетативному состоянию. Хотя человек не осознает окружающее, он или она может открывать глаза, издавать звуки, реагировать на рефлексы или двигаться.
Возможно, что вегетативное состояние может стать постоянным, но часто люди переходят в состояние минимального сознания.
- Состояние минимального сознания. Состояние минимального сознания — это состояние сильно измененного сознания, но с некоторыми признаками самосознания или осознания своего окружения. Иногда это переходное состояние от комы или вегетативного состояния к более значительному выздоровлению.
- Смерть мозга. Если в головном мозге и стволе мозга отсутствует измеримая активность, это называется смертью мозга. У человека с констатированной смертью головного мозга удаление дыхательных устройств приведет к остановке дыхания и возможной сердечной недостаточности. Смерть мозга считается необратимой.
Физические осложнения
- Судороги. У некоторых людей с черепно-мозговой травмой развиваются судороги. Приступы могут возникать только на ранних стадиях или спустя годы после травмы. Рецидивирующие припадки называются посттравматической эпилепсией.
- Скопление жидкости в головном мозге (гидроцефалия). Спинномозговая жидкость может скапливаться в пространствах головного мозга (мозговых желудочках) у некоторых людей, перенесших черепно-мозговые травмы, вызывая повышение давления и отек головного мозга.
- Инфекции. Переломы черепа или проникающие ранения могут привести к разрыву слоев защитных тканей (мозговых оболочек), окружающих мозг. Это может позволить бактериям проникнуть в мозг и вызвать инфекции. Инфекция мозговых оболочек (менингит) может распространиться на остальную часть нервной системы, если ее не лечить.
- Повреждение кровеносных сосудов. При черепно-мозговой травме могут быть повреждены несколько мелких или крупных кровеносных сосудов головного мозга. Это повреждение может привести к инсульту, образованию тромбов или другим проблемам.
- Головные боли. Частые головные боли очень распространены после черепно-мозговой травмы. Они могут начаться в течение недели после травмы и сохраняться в течение нескольких месяцев.
- Головокружение. Многие люди испытывают головокружение, состояние, характеризующееся головокружением, после черепно-мозговой травмы.
Иногда один или несколько из этих симптомов могут сохраняться от нескольких недель до нескольких месяцев после черепно-мозговой травмы. Когда сочетание этих симптомов сохраняется в течение длительного периода времени, это обычно называют стойкими симптомами после сотрясения мозга.
Травматические повреждения головного мозга у основания черепа могут вызвать повреждение нервов, отходящих непосредственно от головного мозга (черепные нервы). Повреждение черепных нервов может привести к:
- Параличу лицевых мышц или потере чувствительности лица
- Потеря или изменение обоняния или вкуса
- Потеря зрения или двоение в глазах
- Проблемы с глотанием
- Головокружение
- Звон в ушах
- Потеря слуха
Интеллектуальные проблемы
Многие люди, перенесшие серьезное повреждение головного мозга, испытывают изменения в своих мыслительных (когнитивных) навыках. Вам может быть труднее сосредоточиться, и вам может потребоваться больше времени, чтобы обработать свои мысли. Черепно-мозговая травма может привести к проблемам со многими навыками, в том числе:
Когнитивные проблемы
- Память
- Обучение
- Рассуждение
- Решение
- Внимание или концентрация
Проблемы исполнительного функционирования
- Решение проблем
- Многозадачность
- Организация
- Планирование
- Принятие решений
- Начало или завершение задач
Проблемы с общением
Проблемы с речью и общением часто возникают после черепно-мозговых травм. Эти проблемы могут вызвать разочарование, конфликты и непонимание у людей с черепно-мозговой травмой, а также у членов семьи, друзей и медицинских работников.
Проблемы с общением могут включать:
- Трудности с пониманием речи или письма
- Трудно говорить или писать
- Неспособность организовать мысли и идеи
- Проблемы с отслеживанием и участием в разговорах
Коммуникативные проблемы, влияющие на социальные навыки, могут включать:
- Проблемы с чередованием или выбором темы в разговоре
- Проблемы с изменением тона, высоты тона или акцента для выражения эмоций, отношений или тонких различий в значении
- Трудности с пониманием невербальных сигналов
- Проблемы с чтением сигналов от слушателей
- Проблемы с запуском или остановкой разговоров
- Неспособность использовать мышцы, необходимые для образования слов (дизартрия)
Изменения в поведении
Люди, перенесшие черепно-мозговую травму, могут испытывать изменения в поведении. К ним могут относиться:
- Трудности с самоконтролем
- Отсутствие осознания способностей
- Рискованное поведение
- Трудности в социальных ситуациях
- Вербальные или физические вспышки
Эмоциональные изменения
Эмоциональные изменения могут включать:
- Депрессию
- Беспокойство
- Перепады настроения
- Раздражительность
- Отсутствие сочувствия к другим
- Гнев
- Бессонница
Сенсорные проблемы
Проблемы с органами чувств могут включать:
- Постоянный звон в ушах
- Трудности с распознаванием объектов
- Нарушение зрительно-моторной координации
- Слепые пятна или двоение в глазах
- Горький вкус, неприятный запах или затрудненное обоняние
- Покалывание, боль или зуд кожи
- Проблемы с равновесием или головокружение
Дегенеративные заболевания головного мозга
Связь между дегенеративными заболеваниями головного мозга и травмами головного мозга до сих пор неясна. Но некоторые исследования показывают, что повторные или тяжелые черепно-мозговые травмы могут увеличить риск дегенеративных заболеваний головного мозга. Но этот риск нельзя предсказать для отдельного человека, и исследователи все еще изучают, могут ли, почему и как черепно-мозговые травмы быть связаны с дегенеративными заболеваниями головного мозга.
Дегенеративное заболевание головного мозга может вызвать постепенную потерю функций мозга, включая:
- Болезнь Альцгеймера, которая в первую очередь вызывает прогрессирующую потерю памяти и других мыслительных способностей
- Болезнь Паркинсона, прогрессирующее состояние, вызывающее двигательные проблемы, такие как тремор, ригидность и замедление движений
- Пугилистическая деменция — чаще всего ассоциируется с повторяющимися ударами по голове в профессиональном боксе — вызывает симптомы деменции и двигательные проблемы
Профилактика
Следуйте этим советам, чтобы снизить риск черепно-мозговой травмы:
- Ремни безопасности и подушки безопасности. Всегда пристегивайтесь ремнем безопасности в автомобиле. Маленький ребенок всегда должен сидеть на заднем сиденье автомобиля, закрепленном в детском кресле безопасности или в детском кресле-бустере, соответствующем его размеру и весу.
- Употребление алкоголя и наркотиков. Не садитесь за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, включая отпускаемые по рецепту лекарства, которые могут ухудшить способность управлять автомобилем.
- Каски. Надевайте шлем при езде на велосипеде, скейтборде, мотоцикле, снегоходе или вездеходе. Также надевайте соответствующую защиту головы, когда играете в бейсбол или контактные виды спорта, катаетесь на лыжах, коньках, сноуборде или верхом на лошади.
- Обратите внимание на свое окружение. Не садитесь за руль, не ходите и не переходите улицу, используя телефон, планшет или любое интеллектуальное устройство. Эти отвлекающие факторы могут привести к несчастным случаям или падениям.
Предотвращение падений
Следующие советы помогут пожилым людям избежать падений дома:
- Установите поручни в ванных комнатах
- Положите нескользящий коврик в ванну или душ
- Удаление ковриков
- Установка поручней с обеих сторон лестницы
- Улучшить освещение в доме, особенно вокруг лестницы
- Держите лестницы и полы в чистоте
- Регулярно проходите проверку зрения
- Делайте регулярные физические упражнения
Предотвращение травм головы у детей
Следующие советы могут помочь детям избежать травм головы:
- Установка ограждений наверху лестницы
- Держите лестницу подальше от беспорядка
- Установите оконные решетки для предотвращения падения
- Положите нескользящий коврик в ванну или душ
- Используйте игровые площадки с амортизирующими материалами на полу
- Убедитесь, что коврики надежно закреплены
- Не позволяйте детям играть на пожарных лестницах или балконах
Персонал клиники Мэйо
Сопутствующие
Сопутствующие процедуры
Товары и услуги
Сколько существует типов внимания? Часть 1
Во всех точках контакта с клиентом внимание является абсолютным ключом! Но что такое внимание на самом деле? Хотя мы можем думать о внимании как о чем-то одном, недавние исследования в области когнитивной нейробиологии и психологии предполагают, что существует по крайней мере четыре типа внимания.
Что такое внимание? Когда в 1890 году Уильям Джеймс написал свой вводной текст по психологии, он дал определение, которое с тех пор остается актуальным и правильным:
«Каждый знает, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких, казалось бы, одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает уход от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими».
Это было чрезвычайно проницательно и заслуживает некоторого распаковывания:
- Внимание касается выбора и приоритета: мы не занимаемся всем сразу, и мы уделяем внимание чему-то за счет других вещей.
- Это также касается концентрации ума: внимание позволяет лучше обрабатывать то, что вы посещаете.
Внимание — это нечто большее, чем одна вещь. Подумайте, что может произойти, когда вы читаете этот текст: вы сосредоточены на его чтении. Но теперь, допустим, ваш телефон начинает звонить и жужжать — вы сразу начинаете обращать внимание на телефон.
Здесь мы видим пример двух типов внимания: ваше сосредоточение на тексте — это один тип, а внезапное внимание к телефону — другой.
Эти два типа внимания также обозначаются по-разному:
- Звонок телефона является примером внимания снизу вверх . В основном это означает, что именно ваши чувства (то есть «дно») привлекают внимание. Этот тип внимания является автоматическим и не требует большой работы.
- Фокусировка на тексте называется внимание сверху вниз , форма внимания, требующая мобилизации, времени и мотивации.
Это лучше всего видно, когда мы сравниваем данные отслеживания взгляда, полученные с помощью AI Predict, которые показывают контраст того, на что люди смотрят в течение первых нескольких секунд, по сравнению с последними несколькими секундами (когда изображения присутствуют в течение 5 секунд). ):
Обратите внимание, что бренд привлекает внимание только в последние 2 секунды.
Внимание к бренду сильное в течение первых нескольких секунд в этой рекламе
В то время как внимание перемещается от начала к концу, бренд не виден
Изображения выше ясно демонстрируют различия в том, что представляет собой внимание снизу вверх (обычно в первую секунду или около того) и внимание сверху вниз (занимает более 2 секунд). секунд для мобилизации). Учтите также, что большинство объявлений редко длится более 3 секунд, особенно на телефонах и в других онлайн-СМИ.
Факты о мозге: глядя на мозг, внимание снизу вверх управляется сенсорными входными данными, достигающими вашего сознания через такие области, как пульвинарное ядро таламуса, а затем первичную сенсорную кору. Мозговая основа для нисходящего внимания в основном лежит в префронтальной и теменной коре. Активность здесь может как стимулировать, так и тормозить активность других отделов мозга, что и происходит, когда вы решили поискать в магазине тот или иной товар.
Но «снизу вверх» и «сверху вниз» — это только два типа драйверов внимания. В последние годы мы также видели несколько других предложенных типов драйверов внимания:
- Эмоциональное внимание : Допустим, за окном, где вы сидите, раздался внезапный звук. Этот внезапный звук пугает вас, а также заставляет вас автоматически следить за тем, что происходит снаружи. Этот тип внимания похож на внимание снизу вверх, но он имеет форму эмоционального внимания, поскольку есть эмоциональная реакция, которая привлекает внимание.
Красота и симметрия лица обычно привлекают большое внимание, особенно если смотреть в камеру.Факт о мозге: Мозговая основа эмоционального внимания лежит в том, как мы устроены. Такие области, как миндалевидное тело, имеют больше проекций обратно в основной зрительный мозг и могут повышать зрительное внимание. В то же время усиление эмоциональных реакций также означает более сильное расширение зрачков, что также увеличивает потребление визуальной информации.
- Когнитивное внимание: Наконец, представьте, что вы читаете текст, и когда вы прокручиваете страницу вниз, перед вами всплывает известное название бренда: Coca-Cola. В академической литературе есть предположение, что вещи, о которых мы хорошо знаем, также легче увидеть. Этот вид внимания можно назвать когнитивным вниманием, хотя твердого названия до сих пор не найдено.
Обычно мы тратим больше времени на просмотр и чтение текста.Факт о мозге: когнитивные процессы в мозгу разбросаны «по всему миру», но некоторые важные части включают височную долю, в том числе медиальную височную долю. Эта область участвует в распознавании, понимании, памяти и связанных с ними функциях. Таким образом, познание во многом связано с височной долей и, в некоторой степени, с префронтальной корой.Различия во внимании
Четыре типа внимания также различаются по своей конструкции. Ниже в таблице показаны некоторые основные различия:
Как видно из таблицы, мы можем почти разделить типы внимания на две основные группы: автоматические (восходящие, эмоциональные и когнитивные) и автоматические (восходящие, эмоциональные и когнитивные). управляемый (сверху вниз). Это также примерно соответствует классическому разделению между Системой 1 и Системой 2, которое наблюдается в исследованиях поведенческой экономики и поведенческой психологии. Здесь Система 1 — это термин для процессов, которые запускаются автоматически, а Система 2 — это более сознательные, контролируемые процессы обдумывания.
В приведенной выше таблице также показано, что в каждый тип внимания вовлечены разные области мозга. Ниже мы показываем упрощенную модель систем внимания в мозгу и то, как каждый тип внимания зависит от разных наборов входных данных. Пример касается зрительного внимания, поэтому зрительная кора находится во всех четырех режимах внимания (желтоватая область):
Мы разделили эту статью на две части; во второй части вы можете прочитать о разнице между разделенным и устойчивым вниманием, о том, как вы можете измерить внимание, о четырех шагах для повышения внимания и многом другом.