СТЕРЕОТИП • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. Г. Подвойский
СТЕРЕОТИ́П (от стерео… и греч. τύπος – отпечаток) в социологии и социальной психологии, устойчивый, обычно упрощённый образ того или иного объекта (индивида, группы, события, факта и т. п.), воспроизводимый в сознании человека и определяющий его отношение к данному объекту. Принято говорить о С. восприятия и мышления, а также о соответствующих им формах практич. поведения.
Классич. трактовка С. в русле традиции прагматизма была предложена амер. публицистом У. Липпманом в кн. «Общественное мнение» («Public opinion», 1922, рус. пер. 2004): С. как «шаблоны», или «схемы», помогающие ориентироваться в окружающей действительности и выполняющие функции «экономии мышления» и психологич. защиты, поддерживая устойчивость субъективной картины мира индивида.
С. могут быть негативными и позитивными, явными и латентными, более или менее ярко выраженными и осознаваемыми их носителями. Индивид обычно усваивает С. своего социального окружения, в формировании С. участвуют разл. агенты социализации (семья, школа, конфессиональные структуры, политич. партии, проф. сообщества, средства массовой информации и т. д.). С., как правило, усваиваются некритически, принимаются осн. массой индивидов на веру, формирование С. часто предшествует личному опыту, который затем в большинстве случаев «подгоняется под стереотип». Изменение укоренившихся С. совершается очень медленно, оно затруднено действием многочисл. психологич. и социальных факторов (инерционностью или ригидностью психики индивида, давлением доминирующих в обществе коллективных представлений – верований, убеждений, вкусов и т. д.).
Социальные С. оказывают значит. влияние на характер межличностных и особенно межгрупповых взаимодействий. С., содержащий искажённый и предвзятый образ объекта, обычно именуется предрассудком или предубеждением. В зависимости от направленности С. на представителей «своей» или «чужой» группы различают автостереотипы (часто идеализируемые) и гетеростереотипы (нередко негативные). Крайней формой негативной стереотипизации «другого» является «образ врага». Начало изучению этнич. стереотипов было положено У. Самнером. В гендерной социологии и гендерной психологии исследуются С. маскулинности и фемининности – исторически обусловленные представления о «типично мужском» и «типично женском» складе характера и мышления, об ожидаемом от лиц определённого пола поведения в конкретных ситуациях.
С. как элемент обществ. настроений активно используются или направленно формируются в практиках политич. пропаганды, рекламы и т. п. Выявление С. массового сознания – важная задача, решаемая при проведении опросов общественного мнения. Роль процедур стереотипизации в процессе социального конструирования реальности на уровне повседневной жизни – одна из центр. тем в феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман).
что это такое и чем они плохи?
На протяжении жизни мы накапливаем множество стереотипов. Сначала они мешают нам учиться, потом – завязывать отношения, работать, общаться. Поэтому отношение к понятию часто бывает негативным. Но кто выдумал эти шаблоны мышления? Зачем они нужны, если они не оставляют нам свободы действий? И как научиться распознавать свои стереотипы? В одной статье рассказать обо всех шаблонах мышления не получится. Но можно поговорить о самых популярных.
Что такое стереотип?
Стереотип — это шаблонное мнение о человеке, явлении, социальной группе или событии. Шаблоны мышления – результат эволюции. Они есть у всех людей, поэтому лучше принимать их как данность. В нашем мозге заложен определенный лимит познания, внимания, творческого размышления. Чтобы экономить энергию мозг упрощает картину мира, делает ее более понятной.
Стереотипы — это установленные в нашем мозге автоматизированные программы, которые аккумулируют генетический и приобретенный опыт. То есть наша генетика – это некий фундамент для шаблонов мышления. Но сами стереотипы не являются чем-то врожденным. Они возникают из информации, которую дают нам родители и окружение.
Нашим пращурам шаблоны мышления помогали не только жить, но и выживать. Когда к мохнатому предку приближался враг, ему некогда было философствовать: бежать или поразмышлять. Кто побежал – выжил, философы были съедены. Так что исторически деление по цвету кожи, религии, полу, способу общения было полностью оправдано. Многие люди и сегодня остаются консерваторами: чтят старые традиции, не признают чужаков и учат всему этому детей.
Наша жизнь меняется так быстро, что стереотипы, которые мы переняли у наших предков, перестают нас защищать. Иногда предубеждения завладевают нами настолько, что приобретают негативную окраску и заметно искажают реальность.
Пройти тест на характер человека
Примеры стереотипов:
- Женщины мечтают о любви, а мужчины хотят только секса.
- Женщины любят только богатых/мужчины любят длинноногих блондинок.
- Все богатеи – воры.
- Заработать много денег честным трудом невозможно.
- Бьет – значит любит.
- Самое дорогое – самое качественное.
Но есть и хорошая новость: стереотипы не являются чем-то постоянным, они могут разрушаться. Например, после переезда в другую страну, рассеиваются многие культурные, этнические или расовые предубеждения. Многие, но не все.
История понятия «стереотип».
Слово стереотип произошло от двух греческих слов: «твердый» и «удар». В переводе значит «след от удара» или «твердый отпечаток». Впервые было использовано в 1796 году в типографском деле, где стереотипом называли монолитную печатную форму или клише, с помощью которой можно было печатать страницу целиком. В метафорическом смысле стереотип – это зафиксированный вариант чего-либо, сложившийся стандарт.
В 1922 году американский писатель, журналист Уолтер Липпман (1889-1974) ввел термин «социальный стереотип» – эмоционально окрашенный, устойчивый образ группы, который переносится на всех ее представителей. В такой модели беспорядочный, многообразный мир представляется четким и разделенным на категории. Такое своеобразное «расчленение» общества – это защитный механизм, без которого людям было трудно сосуществовать.
У. Липпман описал четыре свойства шаблонного мышления:
- Упрощение реальности. Предубеждения описывают окружающий мир двумя-тремя словами (например: все мужики – козлы/ все бабы – стервы).
- Ложное утверждение. У каждого народа или нации есть исторически сложившиеся шаблоны относительно чужой культуры, представителей других народов. Например, англичан многие представляют аристократичными снобами, а индусов – худыми йогами в позе лотоса. Но англичанин или индус не обязан соответствовать нашим представлениям о нем.
- Воплощение чужого жизненного опыта. Когда мы взрослеем, мы впитываем чужие стереотипы, не подвергая их переосмыслению, критике.
- Неизменность. Предубеждения сильнее реальности. Если женщина убеждена, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», она будет кормить каждого знакомого. И если встретит равнодушного к еде мужчину, решит, что это был единственный в мире мужчина, который не любит поесть.
Позже благодаря работам американского философа Хилари Патнэма (1926-2016) стереотип активно изучается в лингвистике. Патнэм развивал гипотезу разделения языкового труда, согласно которой в каждом трудовом коллективе формируются термины, определения и языковые обороты, понятные только членам этой группы. Например, на своем особом языке говорят программисты, врачи, юристы.
Стереотипизация многопланова. Она проявляется в разных сферах деятельности человека и изучается многими науками: социологией, политологией, культурологией, этнографией, психологией, лингвистикой, когнитивистикой. Жесткие шаблоны мышления порождают предрассудки к людям с особыми потребностями, с разным цветом кожи, к представителям сексуальных меньшинств или религиозных конфессий. Они активно обсуждаются и осуждаются в обществе. С предубеждениями воюют феминистки, политические и общественные деятели, международные организации ООН и ЮНЕСКО.
Но существуют шаблоны восприятия, которые являются частью нас самих. Они срастаются с нами настолько, что мы даже не догадываемся об их существовании. Бороться со своими стереотипами приходится самостоятельно.
Пройти тест на тип восприятия
5 стереотипов, которые мешают нам жить.
Негативная сторона стереотипов – предрассудки. Когда мы предвзято смотрим на окружающих, часто действуем несправедливо или вредим сами себе, своему будущему.
Этностереотипы.
Этностереотипы – это шаблонные представлениях о своем и других народах. Они существовали всегда и продолжают существовать. В большинстве случаев этностереотипы вредят взаимопониманию и приводят к нерадостным последствиям. Но если предубеждения против «чужаков» признаются нормой, они становятся благодатной почвой для расизма, терроризма, крайнего национализма, дискриминации. Если задать себе вопрос о жителях других стран, воображение сразу рисует образ «типичного» представителя:
- «Типичный американец»: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
- «Типичный китаец»: низкорослый, бесцеремонный, шумный, жующий один только рис.
- «Типичный англичанин»: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
- «Типичный француз»: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.
Мы смеемся с анекдотов про чукчей или армянское радио, любим пошутить о неторопливости финнов или скупости евреев. Разумеется, этностереотипам, на которых строятся анекдоты, можно не придавать особого значения. Но повседневные стереотипы о представителях других культур в первую очередь вредят нам самим. Этнические предрассудки можно сравнить с шорами, которые сужают наш кругозор, мешают знакомиться, влюбляться, общаться, наслаждаться культурой других стран.
Гендер или пол.
Гендерные стереотипы – это устоявшиеся искаженные представления о женских и мужских образах. Представления о мужчинах и женщинах формировались на протяжении всей истории, начиная со времен мужчин-охотников и женщин-хранительниц домашних традиций. Дополнительных штрихов к портрету добавили античные мифы, романтические баллады. В XXI веке гендерные роли изменились, но мифы о «Альфа-самце» и «Нежной нимфе» все так же популярны. Перечислим те самые, набившие оскомину:
- Мужики не плачут.
- Роль женщины 3К: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь).
- Все блондинки – глупые.
- Домашняя работа для мужика – позор.
Звучит бредово, правда? Но именно на этом воспитывались многие из нас. Такое шаблонное мышление действует как увеличительное стекло, которое еще больше подчеркивает различия между мужчиной и женщиной. Зато если не противопоставлять мужское женскому, отношения станут более интересными, красочными и разноплановыми.
Отношения и семейная жизнь.
В наши головы с детства вкладывают шаблоны об идеальных отношениях. Большинство информации мы получаем от родителей, но свои коррективы вносят книги и рассказы окружающих «о том, как надо». Часто юноши и девушки завязывают отношения и вступают в брак, надев розовые очки. Главное правило прочных отношений звучит так: никто не знает, как будет лучше именно для вас. Но есть несколько популярных шаблонов, которые наверняка приведут к неприятностям и усложнят жизнь:
- Он изменится после свадьбы.
- Своего человека я узнаю с первого взгляда.
- Настоящая любовь – это всегда праздник.
- В отношениях не должно быть обязательств.
- Противоположности притягиваются.
Иногда отношения рушатся из-за ерунды и время спустя мы вздыхаем: «почему я позволил(ла) своим предубеждениям мной руководить». Шаблоны часто помогают нам в разных жизненных ситуациях, но в основном – мешают. Ведь культурные и гендерные коды постоянно меняются. То, что было нормой для наших родителей, уже не всегда применимо в нашей жизни.
Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель
Реклама.
В 2012 году законом запретили рекламу лекарств «людьми в белых халатах». Потому что людям, напоминающим докторов, мы доверяем безотговорочно. Легче было ввести запрет на законодательном уровне, Чем попытаться развенчать этот стереотип. Стереотипы потребителей – это, как правило, общепринятые предубеждения. Это могут быть образы, люди, фразы, интерьеры. Используя свои стереотипы, мы сами «дорисовываем» недостающее и начинаем верить:
- В то, что ежики носят на спине спелые яблоки прямо на завод (хотя ежи поедают жуков и червей).
- В то, что вкусную сметану и кефир готовит бабушка в глиняном горшочке (типичный стереотип деревенской жизни).
- В то, что наручные часы носят преуспевающие бизнесмены или искусные соблазнители, привлекающие женщин (использование гендерного стереотипа).
- В то, что советам пожилой женщины можно доверять (знаменитая тетя Ася и бабушка мистера Пропера).
Стереотипы в рекламе – массовое явление. Их используют небольшие компании и крупные бренды. При разработке рекламы подключают психологов, поэтому мы регулярно попадаемся на новые уловки или манипуляции. Противостоять такому напору сложно, но реально. Стоит подключить здравый смысл и исходить из своих потребностей, а не из обещаний.
Питание и ЗОЖ.
Здоровый образ жизни сегодня в моде. И это прекрасно. Но кроме пропаганды правильного питания и спорта нам предлагают очередные стереотипы, в которые мы охотно верим. Еще недавно популярно было мнение о «широкой кости», которая не дает похудеть. Потом в почете были белковые или безуглеводные диеты, без которых сбросить вес было немыслимо. На волне современного энтузиазма мы покупаем беговые кроссовки и мультиварку, но почему-то снова не худеем. Возможно, в этом виновны наши предубеждения:
- Похудение невозможно без клизмы.
- Чем меньше ешь, тем быстрее похудеешь.
- Можно похудеть, если не есть после 6 часов вечера.
- Экзотические фрукты и овощи лучше, чем родные.
- Самые полезные продукты – обезжиренные.
Иногда мы сами себя обманываем и верим только тому, чему хотим верить. Но чаще – попадаемся на рекламные уловки или обещания мгновенного похудения. Но, прежде чем закупать диетическую газировку или соевое молоко, стоит подключить здравый смысл и интуицию. Ведь стереотипы относительно здорового образа жизни могут стоить нам слишком дорого. Здоровые продукты оказываются не такими уж здоровыми, хотя стоят в разы дороже аналогов.
Выводы:
- С точки зрения психологии стереотип – это мыслительный робот, который сортирует информацию, поступающую в наш мозг.
- Стереотипы – это хорошо. Они экономят мыслительную энергию, помогают нам мгновенно реагировать на происходящее.
- Стереотипы – это плохо. Они ограничивают наши возможности, делают действительность более примитивной.
- Со стереотипами жизнь спокойнее, а без них – интереснее.
- Шаблоны мышления – не врожденные. Они могут меняться под действием обстоятельств или с усилием воли.
- Негативная сторона стереотипов – предрассудки, которые усложняют нашу жизнь.
- Шаблоны мышления не учитывают индивидуальных различий между людьми, поэтому могут стать причиной социального расслоения или дискриминации.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Предубеждение против стереотипа (определения + примеры)
Практическая психология
Хотя мы можем стараться изо всех сил, мы все виновны в предвзятости и стереотипировании. Знание того, что это за методы и почему мы их используем, является одним из первых шагов к принятию более обоснованных и беспристрастных решений.
Предубеждение против стереотипа
Предубеждение — это отношение. Стереотип – это убеждение. И предубеждения, и стереотипы часто не основаны на разуме или личном опыте, но они формируют то, как мы видим мир. Если их не остановить, предрассудки и стереотипы могут привести к дискриминации и насилию.
Давайте подробнее рассмотрим эти две концепции.
Что такое предубеждение?
Словарь Merriam-Webster определяет предубеждение как «предвзятое суждение или мнение». Далее говорится, что это «противоположное мнение или склонность, сформированные без достаточных оснований или без достаточных знаний».
По сути, предубеждение — это отношение, сформированное без причины или реального опыта. Представление о том, что женщина не должна быть президентом, является примером предубеждения. Нет никакого разумного аргумента, который мог бы поддержать эту идею. Тем не менее, мы постоянно формируем отношения, которые столь же вредны или неточны.
Пример предубеждения
В 1989 году Дональд Трамп потратил 85 000 долларов на рекламу в газетах, призывающую к смерти пяти чернокожих и латиноамериканских подростков, обвиненных в изнасиловании и избиении белой женщины в Центральном парке. Трамп потратил эти деньги до того, как мальчики предстали перед справедливым судом. Его представления о вине мальчиков и соответствующем наказании за их действия являются примером предубеждения. Предубеждением можно считать и общественное мнение, сформировавшееся по поводу дела частично из-за рекламы Трампа.
В 2002 году в преступных действиях признался человек, не входивший в «пятерку Центрального парка». Анализ ДНК подтвердил его признание, и пятеро мальчиков были освобождены из тюрьмы и реабилитированы. В 2019 году Трамп отказался признать несправедливость своих суждений и действий.
Что такое стереотипы?
Откуда берутся наши суждения и установки? Почему Трамп вынес такой строгий приговор пятерке из Центрального парка, когда над ними не было проведено надлежащего судебного разбирательства? Часто предубеждение происходит от стереотипов.
Стереотипы — это упрощенные представления о группе людей, обычно «чужой» (группе людей, к которой мы не принадлежим). Стереотипы могут исходить из образов, которые мы видим в средствах массовой информации, или из социальных ценностей. Ваши родители, учителя или общественные деятели, возможно, научили вас верить стереотипам, даже если они не соответствуют действительности.
Стереотипом может быть представление о том, что мужчина является лучшим руководителем, чем женщина. Или идея о том, что люди с избыточным весом ленивы. Или мысль о том, что бездомные — наркоманы. Стереотипы — это обобщения. Возможно, вы знаете кого-то, кто страдает избыточным весом и ленив. Это не означает, что стереотип о том, что люди с избыточным весом ленивы, верен.
Отучиться от стереотипов бывает чрезвычайно сложно. Ведь им нас учат с самого рождения. Они могут настолько укорениться в нашем сознании, что мы не думаем о них сознательно. Вот почему загадки, подобные упомянутой ранее, могут быть такими неудобными или поучительными.
Имплицитная ассоциация
Эти бессознательные стереотипы включают имплицитную ассоциацию. Ваше подсознание может ассоциировать белых людей с более положительными чертами или ЛГБТ-людей с более отрицательными чертами. И хотя вы можете полагать, что у вас есть непредвзятое мнение об определенных группах, тесты, подобные гарвардскому тесту на неявные ассоциации, могут говорить об обратном.
Возвращаясь к примеру с Central Park Five, предвзятое мнение Трампа о пяти обвиняемых мальчиках, без сомнения, подпитывалось стереотипами о чернокожих и латиноамериканцах. Эти стереотипы могут говорить о том, что чернокожие и латиноамериканские мужчины склонны к насилию или преступникам. Другое обобщение состоит в том, что чернокожие и латиноамериканцы — насильники. Мы видим возрождение этого стереотипа в 2016 году, когда Трамп предположил, что мексиканские иммигранты были насильниками и преступниками.
Трамп далеко не единственный человек, который верит в эти стереотипы. Однако самое опасное в нем то, что с его деньгами и властью он может действовать на основе предрассудков и стереотипов таким образом, что это влияет на многих людей во всем мире.
Пример стереотипов в повседневной жизни
Возможно, вы уже слышали эту «загадку». Отец и сын попали в автомобильную аварию. Отец констатирован мертвым, а сына увезли в больницу на операцию. Хирург видит сына на столе и говорит: «Я не могу его оперировать. Он мой сын». Кто такой хирург?
Стыдно думать, что вы или кто-то из ваших знакомых не сразу получил ответ. Ответ заключается в том, что хирург — мать сына.
Эта загадка призвана обмануть нас, играя на нашем стереотипном образе хирурга. Это изображение мужчины. Женщины составляют четверть всех хирургов по всей стране, так что этот образ не так уж ошибочен. Но из-за некоторых представлений о том, как должен выглядеть хирург и какие профессии подходят женщинам, многие женщины отговариваются от поступления в хирургическую профессию.
Стереотипы и предрассудки ведут к дискриминации
Предрассудки, стереотипы и дискриминация, очевидно, не ограничиваются хирургическим или медицинским миром. Эти практики находятся в центре многих важных и часто неудобных тем, которые обсуждаются за обеденным столом. Чтобы вести более продуктивный разговор по этим вопросам, лучше быть в курсе.
Все мы держимся стереотипов, заложенных в нас с рождения. Мы можем позволить этим стереотипам влиять на наше отношение к человеку, потому что он принадлежит к группе, которую нас приучили не любить. Такова печальная реальность нашего мира, и никто от нее не застрахован.
Вы можете подумать: «Но я никого не дискриминирую». Это может быть правильно, хотя вы можете по-прежнему придерживаться скрытых предубеждений или иметь предубеждения против одной группы людей. Пока вы не боретесь с этими стереотипами и предрассудками, вы не дискриминируете других. Дискриминация – это поведение, подпитываемое предрассудками (отношением) и стереотипами (убеждениями).
Но есть действия, которые вы также можете предпринять, чтобы избавиться от убеждений и взглядов, негативно влияющих на ваши решения. Одно из таких действий — просто принять тот факт, что на ваши убеждения могут влиять стереотипы и предубеждения. Еще одно действие, которое нужно предпринять, — это взять книгу или поговорить с кем-то, кто отличается от вас. Поговорите с ними. Слушай их. Посмотрите, как вы можете открыть свой разум другим идеям о людях, которые могут быть непохожи на вас или иметь то же самое о вас. То, как мы думаем о других людях, может измениться, когда мы поймем такие процессы, как атрибуция или когнитивный диссонанс.
Дополнительные сведения о социальной психологии и о том, как мы формируем суждения, используя предубеждения, также могут помочь вам сделать шаг назад и изучить, как вы сформировали убеждения, которые у вас есть сегодня. К счастью, я знаю только сайт, который может помочь вам узнать больше об этих темах!
Когда вы начнете замечать различия между отдельными людьми и группами людей, вредные стереотипы могут начать разрушаться.
[статья-ссылка]
Практическая психология
Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.
Психология. Стереотипы и их динамика — 2428 слов
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- Обсуждение
- Заключение
- Ссылки
ВВЕДЕНИЕ
Оксфордский онлайн-словарь (2008 г.) определяет стереотип «как« преподобный и чрезмерный ». человек или вещь». Онлайн-словарь Merriam-Webster (2008 г.) утверждает, что стереотип — это «что-то, соответствующее фиксированному или общему образцу; особенно: стандартизированная мысленная картина, которая является общей для членов группы и представляет собой чрезмерно упрощенное мнение, предвзятое отношение или некритическое суждение». Оба определения важны с самого начала, потому что они отражают суть стереотипов, преобладающих сегодня в мире. Стереотипы существовали всегда, с момента образования первых человеческих обществ. Это эссе направлено на изучение психологических последствий стереотипов для общества в мире и того, что можно сделать, чтобы избежать такой практики.
Причин, по которым люди прибегают к стереотипам, много. Социологи уже давно предполагают, что люди пытаются разбить сложные ситуации на более мелкие упрощенные части, чтобы лучше справляться с ситуацией. Этот процесс дезагрегации — естественный психологический феномен, основанный на убеждении ученых-бихевиористов в том, что человеческий разум имеет ограниченные возможности познания и, следовательно, ищет простоты для анализа фактов по мере их поступления. Этот процесс дезагрегации часто называют «категоризацией». Люди склонны классифицировать объекты, людей и события в упрощенных категориях для простоты реагирования на них, когда этого требует ситуация. «Мы группируем вещи по категориям, потому что ожидаем, что вещи в определенной категории будут вести себя сходным образом, поэтому у нас есть простой способ понять поведение» (Шнайдер, 2004, стр. 64). Например, у квадрата четыре стороны, перпендикулярные друг другу; — это категория, которую люди используют для категоризации всех фигур, приближающихся к квадрату, хотя на самом деле это может быть и не квадрат. Таким образом, категоризация является «конструкцией» механизмов обработки человеческой памяти, и, следовательно, такая категоризация со временем закрепляется в так называемых стереотипах. Этот завершенный процесс применительно к людям приводит к глубоким психологическим следствиям, которые изменили ход истории, привели к преследованиям в некоторых обществах, волнениям и войнам. Не все стереотипы негативны, и некоторые позитивные стереотипы оказали благотворное влияние на человечество.
Социальный контекст стереотипов важен для понимания явления. Первые уроки стереотипизации ребенок получает от родителей и близких родственников. Некоторые из этих стереотипов используются в качестве инструментов для изменения поведения ребенка, а не для того, чтобы дисциплинировать ребенка, а не для реального намерения нанести ущерб его уму. Например, родители или старшие могут рассказывать страшные истории о демонах и монстрах, чтобы ребенок замолчал. В таких историях часто подчеркивается естественный страх темноты, и «демоны» принимают форму тьмы, что приводит к рисованию картины черных демонов. Эти ментальные образы постепенно трансплантируются, и ребенок может в конечном итоге ассоциировать демонов с любым человеком, обладающим темным цветом лица. Другие с откровенно расистскими наклонностями намеренно прививают страшные истории об определенной расе, чтобы скрыть разделение и исключительность. Таким образом, не так давно черный человек ассоциировался с ленью, злом и дьяволом. Некоторые ученые-бихевиористы считают, что автоматические стереотипы могут возникать «непосредственно при восприятии человека, выполняющего определенное действие» (Каваками и др. , 2002, стр. 5). Например, образ старика автоматически ассоциируется с качеством «медлительность».
Стереотипы также используются как средство достижения социально-политической выгоды. В таких случаях страх является ключом. Страшилки о «других» помогли лидерам укрепить свои позиции в обществе и использовать для расширения своей власти как на географическом, так и на психологическом пространстве людей и их земель. Например, исламские лидеры считали, что, кроме «людей книги», все другие расы были неверными, которые, если не обратились в ислам, могли быть истреблены. Этот стереотип привел к одной из самых ужасных бойней в истории человечества. Точно так же стереотип о том, что все мусульмане Jehadis некоторыми представителями христианского мира привело к серьезным разногласиям и социально-политическим проблемам во всем мире. Философия «Они и мы» успешно использовалась при построении империй и наций. Стереотипы привели к формированию различных образований, а также к росту этнонационализма во всем мире. Это также привело к огромной дискриминации.
Стереотипы принимают форму классового разделения в западных обществах и кастового разделения в некоторых восточных обществах. В 5000-летнем индуистском обществе люди делились на четыре касты, а именно на Брамины; ученых и жрецов, кшатриев ; класс воинов, вайшьи ; торговцы и фермеры и Шудры ; которые выполняли черную работу, включая очистку человеческих экскрементов, уборку мусора и т. д. Первоначально эти касты были основаны на способностях индивидуума, но они постепенно расслоились на жесткую кастовую систему для защиты личных интересов определенного сообщества, которые позже превратились в жесткие стереотипы. . Таким образом, все брамина без исключения должны быть учеными и мудрыми. Все кшатриев якобы являются воинами, которых можно призвать для защиты страны. Все вайшьи являются фермерами и торговцами, а все шудры из-за характера их работы нечисты. Эти стереотипы настолько укоренились, что до настоящего времени Индия не могла разорвать оковы этого мыслительного процесса. Психологические последствия таких стереотипов разрушительны. Беглый визит в любую индийскую деревню покажет, что Шудры даже сегодня не смеют поднять голову и заговорить с человеком из высшей касты. В некоторых деревнях шудрам запрещено черпать воду из деревенского колодца, и они должны идти в другое место, чтобы удовлетворить свои повседневные потребности. Эффект такой дискриминации, которая распространяется на все сферы человеческой деятельности, привел к серьезным психологическим нарушениям и личностным дисфункциям миллионов зарегистрированных каст, как шудры официально известны в Индии. Сейчас этот эффект медленно меняется только благодаря титаническим усилиям правительства, общественных лидеров и неправительственных организаций на протяжении десятилетий.
Стереотипы, описанные выше, в какой-то момент времени отразились через Атлантику в Соединенных Штатах Америки. Истории и случаи сегрегации были бы похожи, и достаточно взглянуть на борьбу с рабством Авраама Линкольна, Гражданскую войну в США, движение за гражданские права чернокожих в шестидесятых и страдания «позитивных действий», чтобы понять силу стереотипы.
На человеческом уровне эффект стереотипов заключается в усилении власти одних сообществ и подчинении других. Таким образом, представление о ромских цыганах как о «ворах» и «похитителях детей» является популярным стереотипом, благодаря которому эта конкретная община продолжает жить на обочине общества по всей Европе, независимо от «просвещенного» сообщества Европейского Союза. Стереотип, предполагающий, что курды коварны, ненадежны, смутьяны и варвары, привел к тому, что все сообщество остается группой без нации. Стереотип о том, что «все евреи — кровопийцы», вызвал волну преследований со стороны нацистов, которая привела к гибели более шести миллионов евреев. Стереотипы на групповом уровне помогли укрепить позиции и создать загадку, которой сегодня являются Балканы. Враждебность между сербами, хорватами, славянами-христианами, славянами-мусульманами и множеством субрегиональных образований на Балканах является загадкой, в которой стереотипы сыграли большую разрушительную роль.
Стереотипы также использовались Вооруженными Силами всего мира в негативном ключе для достижения положительного результата. Вооруженные силы США регулярно использовали стереотипы о «косоглазых», «обезьянах» и «япошках» для поднятия боевого духа войск в их борьбе против японцев во время Второй мировой войны и вьетконговцев во время войны во Вьетнаме. Пакистанская армия успешно разработала стереотип о том, что все индуистские (индийские) солдаты изнежены и что «один пакистанский солдат равен 10 индийским солдатам», чтобы поднять боевой дух и начать четыре обычные войны против Индии. Стереотип о том, что «все арабы тупые», тщательно культивировался британцами, чтобы заручиться общественной поддержкой и оправдать свои различные экспедиции на Ближний Восток. Ученые-бихевиористы объясняют эти явления тем, что «позитивные стереотипы о себе и негативные стереотипы чужой группы вносят положительный вклад в социальную идентичность» (Klein & Azzi, 2001, стр. 280).
Стереотипы также служат механизмом преодоления, отводным клапаном от неприятного фактора под названием «Человеческая совесть». Таким образом, чернокожие были «недочеловеками», которых можно было поработить и которые не заслуживали равных прав человека. Точно так же жители колоний были «бременем для белого человека», которые нуждались в том, чтобы их хозяева цивилизовали их.
Гендерные стереотипы использовались как инструмент, чтобы не допустить женщин на работу. Гендерный стереотип утверждает, что женщины — слабые, эмоциональные существа, основная роль которых заключалась в том, чтобы воспитывать семьи и заботиться о доме. Этот стереотип уникален среди различных стереотипов из-за его почти универсальной приемлемости независимо от местоположения на земном шаре. Стереотип оказывает влияние на целевую группу также как и Bell & Spencer (отчет 20020 г. «Недавнее исследование показало, что угроза стереотипа — мешает женщинам сдавать стандартизированный экзамен по математике» (стр. 1). Эти стереотипы проникают и в залы заседаний совета директоров корпоративного мира. , Согласно исследованию Catalyst group (2005) «Гендерные стереотипы изображают женщин лишенными тех самых качеств, которые люди обычно связывают с эффективным лидерством. В результате они часто создают ложное представление о том, что женщины-лидеры просто не соотносятся с мужчинами по важным параметрам». (стр. 1)
«Согласно теории социальной идентичности (ТСИ), представления о социальных группах (или стереотипах) выполняют множество функций, связанных с групповой защитой и усилением группы» (Klein & Azzi, стр. 280). Потребность в социальной идентичности и усилении группы иногда проявляется в преднамеренном культивировании стереотипов для создания национальной идентичности. Австралия является типичным примером этой вариации. После Вестфальского мира 1648 года нации стремились установить свою национальную идентичность на основе общих социальных, культурных, этнических и религиозных ценностей. Этот процесс легче для народов, имеющих богатую историю; культура и религиозное прошлое, поскольку источник для объединения всех ингредиентов для развития национальной идентичности легко доступен. С другой стороны, у Австралии практически не было исторического фона, который можно было бы использовать в качестве источника. Таким образом, из-за отсутствия исторического контекста австралийцы решили использовать свое обширное географическое пространство как основу для построения своей национальной идентичности. Этот процесс требовал большого воображения, веры в себя и сознательных усилий для создания «истории», которая представляла собой смесь мифов, легенд и реальных фактов. Чрезвычайно суровые условия австралийской глубинки, известной в народе как «Буш», требовали единомышленников для завоевания, служили как раз нужным ингредиентом для формирования австралийской идентичности. Австралийцы были настолько успешны, что сегодня сложился стереотип о квинтэссенции австралийского «бушмена», девятого0104 Крокодил Данди , выносливый, надежный «напарник», которому можно доверить борьбу за правое дело, воспринимается как нерушимая истина.
Промышленность тоже использует стереотипы в своих интересах. Менеджеры по рекламе и маркетингу изучают стереотипное поведение и группы, а затем разрабатывают свои рекламные и маркетинговые стратегии для продажи своей продукции целевой группе. Печатные СМИ часто используют стереотипное мышление, чтобы продавать свои газеты нишевым сообществам или целевой аудитории. Кредитные и кредитные агентства полагаются на статистические данные и стереотипы потенциальных клиентов, которые представляют минимальный риск. Возможно, киноиндустрия лучше всех понимает силу определенных стереотипов и возможность использования этих стереотипов для создания блокбастера.
Население, наиболее восприимчивое к стереотипам, относится к различным категориям. На уровне единиц дети любого класса, касты, вероисповедания или религии, независимо от уровня «цивилизованности» этого общества, подвержены влиянию стереотипов. На национальном уровне первая категория – это победители, те, кто распространяет стереотип. Жертвы — это мишень, которая может оказаться побежденной. В этой старомодной конструкции те, кто порабощен, становятся объектом негативных стереотипов, которые затем подкрепляются победителями в своих интересах. Стереотипы также легко насаждаются в контролируемых обществах. Тоталитарные режимы, которые могут манипулировать доступом к информации, меняют историю; образование и изображения в средствах массовой информации могут легко создать стереотипы среди целевых групп населения. Слабые личности в поисках идентичности, легко впечатлительные и те, кто стекается в собрания различных культов и подсект, — это еще одна группа населения, подверженная влиянию стереотипов.
Согласно Romascavage (2005), «чтобы стереть стереотип, группе людей может потребоваться либо попытаться создать совершенно новый образ, либо членам, возможно, придется отмежеваться от этой группы» (параграф 8). Для устранения стереотипов потребуются действия на различных уровнях. На глобальном уровне международным агентствам необходимо усердно работать, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к опасностям стереотипов. Образование – ключевая панацея от стереотипов. Не следует поощрять стереотипное представление о полноценных странах как обладающих определенной отрицательной чертой и радикальные обобщения. Обозначение всех случаев терроризма как «исламского фундаментализма» противоречит тому факту, что статистически число мусульман, причастных к террористическим актам, ничтожно мало по сравнению с подавляющим большинством мусульман, желающих жить мирной жизнью. Влиятельные писатели, мыслители и лидеры должны высказывать свое мнение, чтобы способствовать устранению стереотипов. Влиятельные телеведущие и религиозные учителя пользуются большим спросом во всем мире. Именно эти видные деятели должны протянуть руку помощи в борьбе со стереотипами.
Иногда мировые события сами по себе помогают изменить стереотипы. Объявление сенатора Барака Обамы следующим президентом Соединенных Штатов Америки помогло разрушить давний стереотип о (не)способностях чернокожего человека. Это знаменательное событие не только разрушило стереотип о «черном человеке», но и привело к заметным изменениям в глобальном мировоззрении; еще один стереотип о том, что Америка — расистская страна.
Заключение
На рабочем уровне объективная оценка в организациях, учреждениях и офисах будет иметь большое значение для устранения давних убеждений. Более широкое освещение историй успеха ранее находившихся в неблагоприятном положении слоев общества также помогло бы внести изменения в негативные стереотипы целевых групп населения. Внедрение подходящих механизмов уравновешивания, а также законов, препятствующих формированию негативных стереотипов, являются одними из вариантов, доступных правительствам и обществу в целом. В этом стремлении средства массовой информации также могут сыграть большую и конструктивную роль. В современном проводном мире информация может быть доступна почти всем мгновенно. Средства массовой информации должны использовать свои священные принципы честной игры, беспристрастности и справедливо сообщать о недостатках негативных стереотипов. Таким образом, «позитивные действия» должны быть не только усилиями правительства, но и совместными усилиями всего общества.
Ссылки
Белл, Эми Э. и Спенсер, Стивен Дж. (2002). Влияние стереотипной угрозы на успеваемость женщин по основам инженерного экзамена. Материалы ежегодной конференции и выставки Американского общества инженерного образования 2002 года. 2008. Интернет.
Катализатор (2005 г.). Женщины «Береги себя», мужчины «Возьми на себя ответственность»; Стереотипы американских бизнес-лидеров разоблачены. 2008. Интернет.
Каваками, Керри, Янг Хизер и Довидио, Джон Ф. (2002). Автоматические стереотипы: категория, черта и поведенческая активация. ПСПБ, Том. 28 № 1, 3-15 . 2008. Интернет.
Кляйн, Оливье и Аззи, Ассаад Э. (2001). Стратегическое подтверждение метастереотипов: как члены группы пытаются адаптировать представление о себе чужой группы. Британский журнал социальной психологии (2001), 40, 279–293 . 2008. Интернет.
Ромаскэвидж, Стейси. (2005). Психология стереотипов. Еженедельник Мюленберг . 2008. Интернет.
Шнайдер, Дэвид Дж.