Стереотипы поведения и мышления человека
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
- Стереотипы поведения и мышления – основа жизни человека
- Подражание как способ формирования стереотипов поведения и мышления
- Стереотипы поведения и стереотипы мышления, их взаимосвязь
- Тотальная стереотипность поведения и мышления и свободомыслие
- Косность и агрессивность стереотипного поведения и мышления
- Как изменить стереотипы поведения и мышления?
Стереотипы поведения и мышления человека – это алгоритмы – программы поведения и мышления, которым человек следует не задумываясь. Часть из них является врождённой, а часть, приобретённой в процессе воспитания и самой жизнедеятельности.
Более того, на мой взгляд, исходя из наших понятий и представлений о рефлексах, стереотипы поведения и мышления — есть комплексы условных и безусловных рефлексов человека на факторы внешних и внутренних изменений вокруг человека и внутри его самого.
По-моему, чтобы понять это и признать, вовсе не обязательно вдаваться в дебри теории и доказательств, а вполне достаточно проанализировать своё поведение и мышление, слегка отстранившись и включив по максимуму самосознание – своё «Я».
Проанализируйте, например, свой день сегодняшний, с утра: что вы думали и что вы делали?
И если у вас не произошло ничего сверхординарного за сегодня, то вы увидите, что весь день вы что-то делали и что-то думали «потому что так надо», по привычке – всё это были стереотипы поведения и мышления.
Сегодня, как, впрочем, и вчера, как и завтра, стереотипы поведения и стереотипы мышления, которые нам привили, воспитывая нас, и которые мы сами выработали своим самовоспитанием – это основа жизни человека.
Лиши нас стереотипов поведения и мышления, и мы, буквально, исчезнем – останется биологическое тело, которое вскоре умрёт. Ибо, даже питание человека, – это тоже стереотип поведения, основанный на простейшем стереотипе мышления, на базе животного рефлекса.
А тут, кстати, можно прочитать: Без чего не может жить человек — что нужно человеку для жизни?
Стереотипность поведения и мышления – это основное, сущностное свойство человека – он приспособлен жить в условиях относительной постоянности, стабильности и ПОВТОРЯЕМОСТИ в себе и вокруг себя.
И каждая ситуация, которая не укладывается в стереотипы поведения и мышления – это, буквально, чрезвычайная ситуация для человека, в которой он должен найти или НЕОРДИНАРНОЕ – оригинальное для себя решение или, без преувеличения, — погибнуть.
Или найти тот стереотип поведения и мышления, который спрятан у него в сознании.
Или освоить тот стереотип поведения и мышления, который будет ему дан в виде совета или подсказки окружающими людьми или духовной культурой: найден в книге, в кино, или, например, на сайте подобному этому.
Подражание как способ формирования стереотипов поведения и мышленияКогда человек не имеет своего стереотипа поведения и мышления и не может его сам сформировать, то в этом случае, мы имеем феномен подражания – важнейший фактор формирования стереотипов поведения и мышления.
Ибо, принцип: «Делай, как я!» — подражай мне, — лежит в основе любого воспитания и обучения человека.
Более того, подражание является не только насильственным актом формирования стереотипов поведения и мышления человека, а, в значительно большей степени, – добровольным актом обезьянничания.
В самом деле, проанализируйте своё или кого-либо поведение и мышление, и вы увидите, что оно осуществляется на основе стереотипов, которые сформированы как акты подражания или какому-либо идолу этого человека, или как собирательному образу из свойств и качеств других людей.
Более того, совершенно очевидно, что неспособность самому выработать алгоритм мышления и поведения – неспособность осмыслить сущность происходящего, приводит к тому, что человек просто-таки вынужден брать стереотипы поведения и мышления других людей и использовать их в своей жизни.
Конечно, при условии наличия выбора, он выберет для себя те стереотипы поведения и мышления, которые наиболее совпадают с его осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и духовными желаниями и чаяниями.
То есть, «хороший человек», быстрее всего, потянется к хорошим общественным, групповым стереотипам поведения и мышления, а «плохой человек», соответственно, к тому, что ему ближе и роднее.
А в чём изначальная «хорошесть» или «плохость» человека? А в первых стереотипах поведения и мышления, кои ему были привиты и переданы в генах по наследству.
На мой взгляд, именно в этом – в подражании социально-групповым стереотипам, и кроется возникновение стадного, родоплеменного, а сейчас, в наше время, группового социального сознания.
При этом стадное стереотипное поведение и мышление может быть присуще как группе людей из нескольких человек, так и целому социальному слою людей, или, даже, отдельной нации, в целом.
Примеров, когда целые народы и нации действовали по одним стереотипам поведения и мышления, в истории масса. Вернее, даже, нужно ещё сподобиться найти случаи, когда люди в своей истории не руководствовались общими стереотипами поведения и общими, стереотипными мыслями.
Стереотипы поведения и стереотипы мышления, их взаимосвязьВзаимосвязь стереотипов поведения и стереотипов мышления, на мой взгляд, не выражена в прямой зависимости: как подумал – так и поступил.
Дело в том, что любой акт поведения человека и любой акт его мышления имеют не только автономию друг от друга, но и, часто, человек поступает, тем или иным образом, вопреки своим мыслям об этом.
То есть, взаимосвязь стереотипов поведения и стереотипов мышления довольно сложна:
1. Стереотипы поведения, однозначно, имеют под собой соответствующий стереотип мышления, который не только «руководит» поведением, но и обосновывает его как правильный и верный, если говорить о том или ином поведении, с точки зрения его оценки самим человеком.
2. Но, в случае возникновения недовольства человека своим поведением, возникает противоречие между стереотипом поведения и между стереотипами его одобрения и не одобрения.
В данном случае, должно сломаться что-то одно: или стереотип поведения или тот или иной стереотип осмысления этого поведения. Что победит? А что окажется сильнее.
Например: Есть стереотип поведения: желание «хорошо» покушать. Но возникает мысль, извините: Сколько можно жрать!? Что победит: стереотип обжорства или стереотип мышления «нужно худеть»? Или стереотип мышления: «Хорошего человека должно быть много»?
3. Стереотипы поведения имеют приоритет над стереотипами мышления, как и вообще над мышлением, как таковым.
Ибо, стереотипное поведение, как раз, и характеризуется отсутствием осмысления своего поведения – мышление только сопровождает акт поведения и управляет этим поведением. То есть: при стереотипном поведении, практически, вообще отсутствует осознаваемое мышление.
4. Стереотипы поведения могут сами задавать столь же стереотипное мышление.
То есть: достаточно человека приучить действовать стереотипно или он сам этому научится, а уж мысли под это поведение, как правило, оправдывающие это поведение, человек сам подберёт. Но, обычно, стереотипное поведение и стереотипное осмысление этого поведения идут сразу в комплекте.
5. Точно так же, достаточно человеку заиметь стереотип мышления, как под него вырабатывается соответствующий стереотип поведения, и наоборот.
Разве не на этом феномене основан процесс зомбирования человека и пропагандистское воздействие?
6. Стереотип поведения сломать так же тяжело, как и стереотип мышления – ибо это основы ТАКОЙ, данной жизни этого человека.
Но, сломав что-то из двух, можно сломать и второе: при сломе стереотипа поведения, ломается и стереотип мышления, и наоборот.
Тотальная стереотипность поведения и мышления и свободомыслиеМы, как говорится, воочию можем наблюдать людей вокруг нас, которые обладают тотальным стереотипным поведением и мышлением. Это люди, которые даже размышляют и то стереотипно, подражая кому-то или пользуясь теми стереотипами, которые усвоили когда-то.
И таких людей, по моим наблюдениям, очень много, чтобы не сказать, большинство.
Наряду с этим, есть значительная часть, если уж быть совсем точным, — научно обоснованная цифра 10-20%, людей, которые обладают свободомыслием.
Под свободомыслием, здесь, я понимаю способность человека действовать не стереотипно – ПО-СВОЕМУ, на основе СВОИХ же мыслей. То есть, есть люди, которые могут переламывать стереотипы своего поведения и мышления.
Вовсе не обязательно, что их поведение и мышление будут и могут быть оригинальны – отличны от всех. Главное, что они могут действовать и мыслить не так как им предписывают стереотипы, которые имеются в их же головах, а вопреки им.
Косность и агрессивность стереотипного поведения и мышленияПоследнее время, и быту и в интернете, стало популярным называть часть людей баранами, стадом. Грамотные люди называют ими тех, кто живёт стереотипами поведения и мышления, которые явно привиты им, чуждой здравым людям, пропагандой, прямо скажем, западного происхождения.
Это стереотипы мышления и поведения, например, западного обывателя, сориентированного на потребительское отношение к жизни, на отсутствие человеческой морали. И так далее, и тому подобное.
НО, самое главное, эти стереотипы поведения и мышления становятся у таких людей тотальными – они не испытывают ни малейшего сомнения в своей правоте и правильности.
И, ещё главней: бараны напрочь отучены САМОСТОЯТЕЛЬНО мыслить и самостоятельно действовать в своей жизни, хотя им привит и стереотип об, якобы, их креативности в поступках и в мыслях.
Отсутствие сомнения в правильности своих поступков и мыслей, ведёт к абсолютной косности жизни баранов – их поступательное развитие как личностей прекращается, а жизнь становится похожей на толчение воды в ступе.
Помимо этого, люди тотального стереотипного поведения и мышления, являются крайне агрессивными относительно не только других людей, которые не столь стереотипны, а вообще всех людей, которые в своей жизни не придерживаются их стереотипов поведения и мышления.
Ну, принцип здесь понятен: Кто не с нами, тот против нас! Кто не такой как мы – наш враг! То есть, любое инакомыслие и поведение, отличное от их группового стереотипного поведения и мышления, для них – табу.
Как изменить стереотипы поведения и мышления?Как сказано выше, сделать это чрезвычайно сложно и тяжело – это обозначает, буквально, перепрограммирование не только какой-то части поведения человека, но и соответствующей части его сознания.
Что, как давно доказано и обоснованно, возможно, ещё, сделать в детском возрасте человека, но практически невозможно в его зрелости.
Ибо перепрограммирование человека – ломка стереотипов его поведения и мышления – это изменение личности человека.
А есть естественные механизмы противодействия этому: и генетические, и социальные, и психические – личность человека не может быть в виде пластилина, когда каждый другой человек или обстоятельства её будут изменять под себя.
НО, всё же, на мой взгляд, способ переломить стереотипы поведения и мышления есть.
Если у вас появилась мысль в виде недовольства своим или близкого человека стереотипным поведением и образом мысли, и желание это изменить, то нужно:
1. Буквально засадить эту не стереотипную мысль в своё сознание или сознание небезразличного вам человека.
2. Начать постоянно и постепенно «раскачивать» эту мысль в голове – начинать зарождать сомнение в правильности того стереотипного поведения и мышления, что вам не нравится, в вас или в вашем «перевоспитываемом».
3. Нужно, буквально, заменить стереотип, который вам не нравится, на тот, который вам нужен.
Например, пресловутая привычка выпивать, пока она не перешла в последние стадии алкоголизма – не стала наркотическим заболеванием, является классическим вариантом стереотипного поведения и мышления.
Как её побороть? ТОЛЬКО заменив этот стереотип на другой стереотип. Какой? Тут, так как это очень мощный стереотип поведения и стереотипного оправдательного мышления, нужно заменять этот стереотип только на анти стереотип.
То есть, нельзя заменить стереотип выпивки привычкой, например, леденцы сосать. Или пить только по праздникам или только пиво, например. Анти стереотипом здесь должен стать такой стереотип поведения и мышления: Я вообще не пью, НИКОГДА.
Абсолютно уверен, что, если человек не обладает тотальным стереотипным поведением и мышлением, и у него есть желание это сделать, то он способен сломать этот стереотип поведения и мышления.
Мой личный опыт и примеры многих известных мне людей, подтверждают это: избавиться от стереотипного поведения и мышления можно, главное понять возможность жить по-иному и проявить волю жить так.
Если можно избавиться от таких тяжелейших стереотипов, как пить и курить, то всё остальное, — значительно легче. Повторяю, для этого нужно:
1) Засадить себе в голову мысль, идею, что можно жить по-другому – проявить своё свободомыслие и желание жить по-другому – лучше.
2) Проявить волю и, буквально, ломать стереотип и поведения и мышления, одновременно.
На нашем примере: не выпивать вообще и даже не думать о выпивке под тем или иным ракурсом, чтобы опять не вернуться к стереотипу выпивки. Через некоторое время закрепится новый стереотип – к выпивке будет полное равнодушие или отвращение.
А в голове будет тюкать новый стереотип мышления: Да, как я вообще эту дрянь, отраву пил!? Или что-то типа этого. Например: гордость от того, что «я не пью, как некоторые».
3) Очень важна умелая, постоянная и ненавязчивая поддержка со стороны близкого человека. Некоторые люди не в состоянии справится со своими стереотипами в одиночку.
НО, ещё чаще бывает, что близкие и не очень люди всячески, буквально, уговаривают и заставляют не расставаться со своими и их стереотипами поведения и мышления.
Например, жена, из благих побуждений, может не давать мужу бросить пить, каждый раз напоминая ему, что он «алкаш», что он никогда не бросит пить, и тому подобное.
То есть, жена, буквально, заставляет мужа оставаться в зоне стереотипа поведения и мышления алкоголика, на самом деле, желая всеми фибрами души и клетками тела, чтобы он бросил пить. НО, вот: не понимает женщина…
Безусловно, то, с чего я начал статью: стереотипы поведения и мышления – это основа нашей жизнедеятельности – без них мы — «никуда».
НО, если хочешь изменить свою жизнь, если не полностью, но очень существенно: начни ломать хоть один свой стереотип в поведении или в мышлении.
А так как стереотипы все связаны в систему, то изменение одного стереотипа потянет за собой изменение и других близлежащих стереотипов.
И так далее: на сколько сил и здоровья хватит, улучшать свою жизнь, не живя «как все», — не живя и не руководствуясь вредными стереотипами поведения и мышления, а заменяя их лучшими.
Дополнительно, можно почитать:
Плохой и хороший человек, их свойства и признаки
Проблемы в жизни человека, как их понимать и снимать
Ошибки в отношениях мужчины и женщины: Стереотипы представлений
Человеческая глупость и умность, их критерии и закономерности
Сексуальное поведение – привычки и новизна в сексе
Интроверты и экстраверты, интроверсия и экстраверсия – кто и что это?
Общительность и замкнутость человека, и его личные границы
Все ли стереотипы вредны и как жить с ними в ладу
4 октября Жизнь
Шаблоны мышления экономят время и энергию, но перестают работать, если в ситуации слишком много переменных.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое стереотипы и зачем они нужны
Обычно это слово употребляется в негативном значении. Его часто говорят, когда обвиняют кого‑то в шаблонном мышлении и нежелании разобраться в ситуации. Что отчасти правильно, но не совсем справедливо.
Стереотип — это заранее сформированная оценка чего‑то и готовность действовать соответственно ей. В социальной психологии так называют обобщённое убеждение об определённой группе людей, ожидание от них какого‑то определённого поведения.
Стереотипы могут быть положительными и отрицательными. Вообще шаблоны поведения — это не всегда плохо. Они помогают здорово сэкономить время именно за счёт того, что не нужно оценивать ситуацию каждый раз заново, есть уже работающие паттерны поведения. Иначе думать пришлось бы слишком много. А ещё стереотипы обеспечивают безопасность.
Например, обычно перед цунами вода сначала отходит от берега, прежде чем обрушиться на него высокой волной. Стереотип «если море уходит — это опасно, бери тревожный чемоданчик и беги в горы» буквально спасает жизни. Желание подумать, разобраться, выслушать все версии происходящего может закончиться трагически.
С людьми примерно так же — если вы видите вдалеке подозрительную группу мужчин с цепями и битами, вряд ли вы решите, что они собрались, чтобы огородить площадку и сыграть в бейсбол. Скорее всего, вы обойдёте их стороной. И даже если это всё-таки бейсболисты, кажется, лучше не рисковать.
Наши предки тоже прекрасно руководствовались стереотипами. Большое, жёлтое и пятнистое — должно быть, жираф, можно расслабиться. Среднее такой же расцветки — скорее всего, хищник из семейства кошачьих, надо бы быстро ретироваться. К стоянке племени подходит кто‑то похожий на нас — это свой. Если он не похож на нас, то чего пришёл — вряд ли с добрыми намерениями.
В общем, выглядит этот механизм довольно полезно. Но на практике далеко не всегда оказывается таким.
Почему стереотипы далеко не всегда эффективны
Термин «стереотип» впервые употребил американский журналист и политик Уолтер Липпман. Он позаимствовал его у типографов. У них стереотип — это печатная форма с набранным на ней текстом. С помощью такой заготовки можно делать множество оттисков.
Но теперь представьте, что наборщик ошибся и, скажем, в книге о грибах нечаянно вставил «не» в одну из глав. И вот люди с удивлением читают, что бледная поганка не ядовита, и обогащают гробовщиков.
Со стереотипами вероятность ошибки ещё более велика. Если они формируются через собственный опыт, у человека просто нет нужного объёма данных для объективной оценки. Допустим, ему на жизненном пути встретились два Анатолия, которые оказались так себе личностями. И вот он уже ко всем Толикам и Толянам относится с подозрением, хотя неприятным может оказаться человек с любым именем.
Стереотипы отлично работают в повторяющихся условиях — как в истории с цунами. Но не стоит полагаться на них, если речь идёт о чём‑то переменчивом.
Сложно представить что‑то более переменчивое, чем люди. Оценивая их по какому‑то формальному признаку или даже по группе таких признаков, легко попасть впросак. Ведь на поведение и привычки влияет множество условий. Например, как бы ни хотелось считать, что у той или иной национальности есть врождённый набор характеристик, люди будут вести себя по‑разному в зависимости от территории проживания, достатка, религии, личных убеждений и так далее.
Вместо слова «стереотипы» здесь можно использовать «предрассудки» или «предубеждения — сразу звучит не так невинно, не правда ли?
Есть несколько причин, почему стереотипы могут не соотноситься с действительностью.
Стереотипы формируются без критического осмысления
Ребёнок — как чистый лист, его взгляды на жизнь формирует окружение, которому он доверяет. Например, он тянется к плите. Мама говорит: «Осторожно, горячее. Будет больно!» У малыша ещё недостаточно опыта, чтобы осмыслить её слова. Он касается плиты и обжигается — и правда больно. Кажется, мама что‑то в этой жизни понимает, ей можно доверять. Ребёнок чуть подрастает, разбивает коленку, бежит к маме, чтобы она его пожалела… А мама говорит ему: «Что ты за тряпка! Мальчики не плачут». И вот он уже считает эмоциональных мужчин слабыми. Папа в этот момент пересматривает архивы Задорнова: «Ну американцы тупы‑ы‑ы‑е!» И этому тоже мальчик верит.
Верит на слово — в этом и проблема. Суждение усваивается иррационально. Человеку уже не надо проверять, горячая ли плита, общаться с американцами, наблюдать, как эмоциональные мужчины реагируют на стресс (спойлер: лучше, чем те, кто запрещает себе эмоции). Он верит на слово и основывает свои ожидания буквально ни на чём.
Стереотипы формируются от частного к общему
Вы ещё не забыли пример про Анатолиев? Именно так это и работает.
Учёные нередко проводят исследования на тысячах людей на протяжении десятков лет, а потом в комментариях всё равно пишут: результаты такие, но однозначных выводов мы сделать не можем. Людям, далёким от науки, нерелевантные выборки неважны. Они буквально могут пообщаться с одним человеком и распространить все присущие ему качества на тех, кто выглядит похоже. Стоит ли говорить, что это не так.
Это всё равно что увидеть, как кто‑то отравился красной ягодой, и вычеркнуть из жизни клубнику, малину и вишню.
Стереотипы формируются исходя из удобства, а не из истины
Как мы уже определились, многое здесь основано не на глубинных исследованиях, а на вере. А верить проще и приятнее в то, что выглядит удобнее и безопаснее. Например, стереотип о том, что в насилии виновата жертва (наверное, спровоцировала) основана на вере в справедливый мир. Это когнитивное искажение помогает думать, что если соблюдать какие‑то правила, то с тобой ничего плохого не случится.
Стереотипы устаревают
Казалось бы, у группы людей выборка должна быть достаточной, чтобы формировать верные стереотипы. Но тут снова велик риск промахнуться. Например, долгое время считалось, что высшее образование — гарантия лучшей жизни. И какое‑то время назад это было справедливо. Например, если человек родился в колхозе, поступление в вуз было для него одним из редких социальных лифтов. С дипломом он уже мог работать в конторе, а не на поле. Многие живут в соответствии с этим стереотипом и сейчас и готовы учиться где угодно, лишь бы получить диплом. Хотя само наличие корочек уже ничего не гарантирует.
Как стереотипы могут вредить
Казалось бы, ну не работают стереотипы и не работают, людям свойственно заблуждаться. Но всё несколько хуже. Стереотипы формируют неблагоприятную среду для тех, против кого работают. Например, смуглому брюнету с карими глазами будет сложнее снять квартиру. При этом нет большой разницы, строитель он или профессор в третьем поколении.
Более того, под воздействием стереотипов сами представители группы, на которую они направлены, могут с ними соглашаться. Например, в обществах, где девочкам не твердят постоянно, что математика не их дело, они справляются с задачами на том же уровне, что и мальчики.
И это не говоря о том, что человек, движимый стереотипами, сам себя запирает в своём узком и не всегда уютном мирке. Не случайно есть выражение «в плену стереотипов», а выражения «в райских кущах стереотипов» нет.
Как бороться с вредными стереотипами
Научитесь понимать, когда вами движут именно они
Это будет непростой бой, потому что стереотип — готовое решение, которое всплывает в мозгу без промедления. С другой стороны, иногда бывает достаточно пару раз себя поймать на предрассудке, после чего «развидеть» его уже не получится.
Примеров стереотипов, которые можно в себе заметить, множество. Например, вы можете думать, что если человек ВИЧ‑инфицирован, то он наркоман и маргинал. Или между врачом со славянской и неславянской фамилией автоматически выбирать первого. Хотя способов передачи ВИЧ множество, а оба доктора имеют плюс‑минус одинаковое образование.
Попытайтесь разрушить стереотип
Есть несколько способов:
- Попробуйте найти другое объяснение поведению человека. Например, мужчина не может пришить пуговицу не потому, что это «не по природе», а потому что он раньше никогда этого не делал. Ведь это умение не врождённое. Попробует и научится.
- Ищите исключения — людей из группы, которые не соответствуют стереотипу. Исключение вовсе не подтверждает правило, это абсурд. Оно лишь указывает, что в наших головах существует некое правило. А всё, что в него не вписывается, мы воспринимаем как нечто нестандартное. И первый порыв мозга, который ищет простые пути, — проигнорировать исключение как что‑то, что в его картину мира не вписывается. И вот тут как раз кроется точка роста: нестандартное даёт понять, что мир разнообразнее, чем нам кажется, а придуманные нами правила не всегда состоятельны.
- Оценивайте человека по его личным качествам. Не стоит бежать впереди паровоза и развешивать ярлыки. Дайте людям проявить себя.
Расширяйте кругозор
Чем больше человек узнаёт о других людях, их жизни, культуре и так далее, тем менее он подвержен предрассудкам. Например, если кто‑то увлекается азиатской культурой, он довольно легко отличит китайца от корейца, а японца от филиппинца. Для него они не будут на одно лицо. Так что знание по‑прежнему сила.
Читайте также 📌
- Как формируются гендерные стереотипы
- Справедливость, равенство и двойные стандарты: что такое новая этика и как она меняет нормы общения
- Почему мы развешиваем на людей ярлыки и к чему это приводит
Стереотипное поведение | Психология Вики
в: Статьи с заявлениями без источников, Благополучие животных, Этология,
а также еще 2
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Стереотипное поведение или стереотипное движение или стереотипное поведение или стереотипия – повторяющееся или ритуальное движение, поза или высказывание, встречающееся, например, у пациентов с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, поздней дискинезией и стереотипиями двигательное расстройство. Стереотипы могут быть простыми движениями, такими как раскачивание тела, или сложными, такими как ласки себя, скрещивание и разведение ног, марширование на месте. [1] Было высказано предположение о нескольких причинах стереотипии, и доступно несколько вариантов лечения.
Содержимое
- 1 Пример человека
- 2 Отличие от тиков
- 3 Предлагаемые причины
- 4 Лечение
- 5 У животных
- 6 См. также
- 7 Каталожные номера
Пример человека
- Раскачивание тела
- Самостимуляция
Отличие от тиков
В отличие от тиков, стереотипии обычно появляются в возрасте до трех лет, сохраняются без частых изменений в течение многих лет и являются более сложными, чем типичные первичные тики. Они возникают чаще, когда ребенок взволнован или эмоционален. Примерами ранних тиков являются такие вещи, как моргание и прочищение горла, в то время как взмахи руками — более распространенная стереотипия. Некоторые дети могут использовать стереотипы в качестве приятного побега. Стереотипы не имеют постоянно меняющейся, нарастающей и ослабевающей природы тиков и могут оставаться постоянными годами. [2]
Предполагаемые причины
Существует несколько возможных объяснений стереотипии, и разные стереотипы поведения могут иметь разные объяснения. Популярным объяснением является стимминг, который предполагает, что определенное стереотипное поведение имеет функцию, связанную с сенсорным вводом. Другие объяснения включают гипотезы о том, что стереотипия снимает напряжение или выражает разочарование, что она сообщает о потребности во внимании, подкреплении или сенсорной стимуляции, что она является усвоенной или невропатологией, или комбинацией того и другого, или что это нормальное поведение, не требующее особого объяснения. [3]
Лечение
Варианты лечения включают замену повторяющегося поведения более социально приемлемым поведением, упражнениями или лекарствами. При нарушении сенсорной интеграции можно использовать терапию сенсорной интеграции. Некоторые специалисты по поведению позволяют ребенку проявлять самостимулирующее поведение в качестве положительного подкрепления в таких вмешательствах, как прикладной анализ поведения. [Как ссылаться и ссылаться на резюме или текст]
У животных
Стереотипы также встречаются у нечеловеческих животных. Это считается ненормальным поведением и иногда наблюдается у содержащихся в неволе животных, особенно у тех, которые содержатся в небольших вольерах, у которых мало возможностей вести себя более нормально. Такое поведение может быть неадекватным, включая самоповреждение или снижение репродуктивного успеха. [4]
Они могут быть вызваны лишением свободы; например, кошки бегают по клеткам в зоопарке. [5] Беременные свиноматки, кормление которых ограничено, кусают за решеткой своего стойла и ничего не жуют во рту. [6] У лабораторных крыс и мышей груминг является наиболее распространенным занятием, помимо сна, и стереотипы груминга использовались для исследования нескольких животных моделей тревоги и депрессии.
Считается, что стереотипное поведение в конечном счете вызвано искусственной средой, которая не позволяет животным удовлетворять свои нормальные поведенческие потребности. Вместо того, чтобы называть поведение ненормальным, было предложено описывать его как «поведение, свидетельствующее о ненормальной среде».
[10] Стереотипы коррелируют с измененным отбором поведенческих реакций в базальных ганглиях. [4]Стереотипное поведение лабораторных животных может затруднить поведенческие исследования. [4] Это также рассматривается как признак психологического расстройства у животных и, следовательно, является проблемой благополучия животных.
Стереотипное поведение иногда может быть уменьшено или устранено за счет обогащения окружающей среды, включая более крупные и более стимулирующие вольеры, обучение и введение стимулов (таких как предметы, звуки или запахи) в окружающую среду животного. Обогащение должно быть разнообразным, чтобы оставаться эффективным в течение любого периода времени. Также полезно содержать социальных животных, таких как приматы, с другими представителями их вида. Но как только поведение установлено, иногда его невозможно устранить из-за изменений в мозге.
См. также
- Этология животных
- Первазивные нарушения развития
Ссылки
- ↑ Jankovic J (2001). Дифференциальный диагноз и этиология тиков. Adv Neurol 85 : 15–29.
- ↑ Гилберт Д. (август 2006 г.). Лечение детей и подростков с тиками и синдромом Туретта. Журнал детской неврологии 21 (8): 690–700.
- ↑ Нинд М., Келлетт М. (2002). Реакция на людей с серьезными трудностями в обучении и стереотипным поведением: вызовы инклюзивной эры. Eur J Spec Needs Educ 17 (3): 265–82.
- ↑ 4.0 4.1 4.2 Гарнер, Джозеф; и Мейсон, Джорджия (2005-04). Доказательства связи между стереотипиями клетки и поведенческой расторможенностью у лабораторных грызунов.
- ↑ Swaisgood RR, Sheperhdson DJ (2005). Научные подходы к обогащению и стереотипы у зоопарковых животных: что сделано и куда двигаться дальше? Zoo Biol 24 (6): 499–518.
- ↑ Лоуренс А.Б., Терлоу Э.М. (1993). Обзор поведенческих факторов, участвующих в развитии и сохранении стереотипного поведения у свиней. J Anim Sci 71 (10): 2815–25.
- ↑ Калуефф А.В., Уитон М., Мерфи Д.Л. (2007). Что не так с моей моделью мыши? Достижения и стратегии в моделировании тревоги и депрессии у животных. Поведение мозга Res 179 (1): 1–18.
- ↑ includeonly>Штерн, Эндрю. «Смерть слонов в Сусе возрождает дебаты о животных»,
- ↑ Харрисон Дж. К., Джордж К. Ф., Кронк К. С. (2001). Стереотипное поведение животных зоопарка. J. Zoo Sc. 1 (23): 71–86.
- ↑ 10.0 10.1 includeonly>»Стереотипное поведение: обсуждение LAREF», Информационный бюллетень приматов лаборатории , 06.11.2004. Проверено 30 мая 2006 г.
Шаблон: Психические и поведенческие расстройства
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Стереотипия и аутизм: понимание повторяющегося поведения
«О боже, он такой странный!» — сказала Бекки своему другу Лейну. Они наблюдали за Томми через школьную площадку. Он ходил на цыпочках и махал руками, пересекая твердый корт к своей группе.
Один из учителей, мистер Гордон, бросил на них острый взгляд. «Девочки, — строго сказал он, — будьте добры». У него разбилось сердце, когда он услышал, как другие дети говорят о Томми.
Он знал, какую борьбу он вел, и хотя иногда ему казалось, что он находится в своем собственном маленьком мире, Гордон знал, что эти комментарии проникали чаще, чем кто-либо хотел признать. Томми был аутистом, а стереотипия и аутизм идут рука об руку, и он хотел, чтобы люди нашли время, чтобы понять его.
Многие родители хорошо знают эту борьбу. Мы видим, как наши дети взаимодействуют с миром на своих условиях. Мы видим реакцию мира на них, и иногда это ранит.
Сегодня я хочу поговорить о стереотипии. Вы можете спросить себя: «Что, черт возьми, такое стереотипия?» Давайте узнаем вместе.
Что такое стереотипия при аутизме?
Согласно словарю Вебстера, стереотипия определяется следующим образом: частое повторение одних и тех же, как правило, бесцельных движений, жестов, поз или голосовых звуков или высказываний
Стереотипия напрямую связана с расстройствами аутистического спектра и включена в третий критерий диагностического и статистического руководства (DSM-5) для диагностики аутизма. Это слово часто ошибочно принимают за слово «стереотип», тем более что стереотипное поведение часто считается стереотипом расстройства аутистического спектра. Однако, как видно из приведенного выше определения, это два разных слова с двумя разными значениями.
Люди с аутизмом не единственные, кто может вести себя стереотипно. Их также могут использовать нейротипичные люди, люди с психическими расстройствами и люди с другими заболеваниями.
В исследовании Эллисон Б. Каннингем и Лаура Шрайбман заявили, что: «Стереотипное поведение не является изолированным при аутизме. Они характерны для людей с другими сенсорными, интеллектуальными нарушениями или нарушениями развития. Например, исследования показывают, что подавляющее большинство людей с умственной отсталостью демонстрируют стереотипы.
«Однако, по сравнению с людьми с умственной отсталостью, люди с аутизмом, как правило, демонстрируют более разнообразную топографию, наряду с повышенной тяжестью и общей частотой (Bodfish, Symons, Parker, & Lewis, 2000). Стереотипы также встречаются у типичных людей с младенчества до зрелого возраста.
«Некоторые примеры стереотипного поведения у типичных взрослых включают постукивание ногами, кусание ногтей, курение, организованность, занятия спортом и просмотр телевизора. С другой стороны, стереотипы у типичных младенцев и детей ясельного возраста часто напоминают поведение, наблюдаемое у людей с аутизмом на протяжении всей жизни».
Формулировка в определении «бесцельное движение» немного вводит в заблуждение. Исследования показали, что, хотя стереотипное поведение может не служить внешне функционирующей цели, такой как мытье посуды, оно служит внутренней цели: самостимуляции и регуляции.
Существуют ли разные виды стереотипии?
Стереотипии бывают разные: моторные и вокальные.
- моторные стереотипии – Моторные стереотипии представляют собой повторяющиеся, ритмичные, часто двусторонние движения с фиксированным паттерном (например, взмахи руками, взмахи руками или вращение) и регулярной частотой, которые обычно можно остановить, отвлекшись (например, выкрикивая свое имя) (Harris и др., 2008)
- вокальные стереотипии – Вокальные стереотипии определялись как любой случай неконтекстуальной или нефункциональной речи и включал пение, бормотание, повторяющееся ворчание, визг и фразы, не связанные с текущей ситуацией. Примеры включают «ее, ее, ее, ее» вне контекста задания на вокальное подражание и смех в отсутствие юмористического события. (Уильям Х. Ахерн, Кэти М. Кларк и Ребекка П. Ф. Макдональд)
Каковы некоторые примеры стереотипного поведения?
В том же исследовании мы узнаем, что «некоторые формы связаны со стереотипными и повторяющимися двигательными манерами или использованием языка».
Как выглядят стереотипные движения у людей с аутизмом?
Многие дети с расстройствами аутистического спектра демонстрируют повторяющееся поведение. «Обычными примерами стереотипии являются взмахи руками, раскачивание тела, ходьба на пальцах ног, вращение предметов, обнюхивание, немедленная и отсроченная эхолалия и перемещение предметов через периферическое зрение» (Schreibman, Heyser, & Stahmer, 19).99).
Другие могут быть:
- перестройки объектов
- Потягивание волос
- Поцарапая себя
- мигающие повторяющиеся
- , уставившись на вращающиеся объекты
- , фокусируясь на светах
- , или другие, не ставят люди. их, если они сделаны ненадлежащим образом, в ненадлежащем месте или в неподходящее время.
Стереотипы — это то же самое, что и стимминг?
Связь между стереотипами и стиммингом заключается в том, что стимминг является формой стереотипного поведения. Ребенок, проявляющий повторяющееся поведение, такое как взмахи руками, вращение по кругу, раскачивание тела и ходьба на цыпочках, обычно называется стиммингом.
Другими примерами формирования стереотипов, которые не считаются стиммингом, могут быть выстраивание объектов в ряд, настойчивое требование одинаковости, повторение фраз и другое поведение.
Разница между стереотипией и тиками?
Хотя тики являются повторяющимся поведением, их причины и функции отличаются от стереотипии. Тики — это движения определенных мышц, часто на лице. Они часто делаются неосознанно, пока человек не сможет их контролировать.
«Стереотипы при аутизме отличаются отсутствием уместности в развитии и социальной жизни». (Эллисон Б. Каннингем и Лаура Шрайбман). Это означает, что при аутизме стереотипное поведение проявляется в моменты и/или в местах, которые являются социально неприемлемыми, не одобряются или рассматриваются как «ненормальные». Это может повлиять на то, как к человеку с аутизмом относятся или как его принимают в обществе.
Вот некоторые социальные последствия, которые могут иметь место в результате стереотипного поведения:
- teasing
- bullying
- lack of self esteem
- withdrawing from others
- avoidance of social events
- staying in their “own world”
- self injurious behavior
- anxiety
- depression
These are just a мало, и из-за причин, по которым человек с расстройством аутистического спектра ведет себя стереотипно, это может быть порочный круг. Итак, как мы можем помочь нашим детям с расстройствами аутистического спектра и стереотипными моделями более комфортно взаимодействовать с людьми и местами?
Как вы справляетесь со стереотипным поведением?
Функциональный анализ стереотипного поведения привел к лучшему пониманию стереотипии. Знание того, что стоит за каждым поведением, подсказывает нам, как помочь детям справиться с ним.
Поиск первопричины и следствия
В статье под названием Оценка и лечение вокальной стереотипии у детей с аутизмом мы узнаем, что: «Один из подходов к разработке лечения автоматически подкрепляемого поведения заключался в попытке изолировать конкретный источник стимуляции, который поддерживает такую реакцию. Долгое время считалось, что выявление конкретного источника стимуляции, поддерживающего поведение, может быть преобразовано в создание других средств доступа к аналогичной сенсорной стимуляции, которые затем можно использовать для уменьшения нежелательного поведения».
Вышеупомянутые исследования показали, что при уменьшении сенсорной информации снижается стереотипное поведение. Это поведение напрямую связано с сенсорной стимуляцией и требованиями задачи. Другими словами, когда дети с аутизмом занимаются определенной деятельностью, их реакция на раздражители усиливается.
Не пропустите наше специальное предложение.
Нажмите здесь, чтобы узнать большеСенсорные последствия
Сенсорный входной компонент стереотипии может быть сложным. Контролировать обстоятельства для нашего ребенка, особенно вне дома, сложно. Однако, когда это возможно, мы можем курировать их опыт.
Сенсорные диеты, измененные виды деятельности на праздники, выбор более благоприятного времени для посещения общественных мест, использование шумоподавляющих наушников, предоставление заранее определенного отдыха и предоставление большего выбора — все это может помочь нашим детям.
Прикладной анализ поведения
Исторически сложилось так, что прикладной поведенческий анализ (АВА-терапия) использовался, чтобы помочь детям лучше вписаться в общество посредством поведенческих вмешательств, направленных на уменьшение их стереотипного поведения. Поведенческие вмешательства, направленные на использование автоматически подкрепляемого поведения, используют повторяющееся поведение в качестве награды за контроль в другое время. Дифференциальные подкрепляющие свойства направлены на то, чтобы похвалить ребенка за использование более подходящего поведения, чтобы научить его новым методам преодоления трудностей.
Это помогает человеку получить больший контроль над своим повторяющимся поведением, тем самым увеличивая их использование в более подходящее время. Тем не менее, новые методы включают в себя устранение стереотипов в обществе, их нормализацию и помощь детям с аутизмом быть более понятыми и принятыми, несмотря ни на что.
В исследовании Стереотипия при аутизме: важность функции сделан вывод: «Хотя традиционно считается, что оно действует в условиях сенсорного и автоматического подкрепления, исследования показали, что повторяющееся и стереотипное поведение может также поддерживаться социальным или несоциальным положительным и отрицательным подкреплением. . Важно, чтобы вмешательства применялись в соответствии с этими данными».
Прикладной поведенческий анализ — это один из видов терапии, который может помочь детям с расстройствами аутистического спектра справиться со своими симптомами. Хотя у него противоречивая история, новые и обновленные методы повышают вероятность получения соответствующей помощи.
Вопросы психического здоровья
Детям с аутизмом также могут быть полезны услуги специалиста по психическому здоровью, если они борются с социальными последствиями, навязанными им другими людьми. Если их психическому здоровью угрожают другие социально значимые проблемы, такие как:
- Их сексуальность
- Коморбидные состояния,
- Различия в чувстве юмора
- Медицинские осложнения
- гнев
- депрессия
- Тревога
- . Усугубляющие факторы увеличивают возможность неблагоприятного воздействия на их здоровье. Для них важно знать, что их принимают и любят, и что они могут научиться здоровым способам самовыражения и общения с другими.
Резюме
Необходимы дополнительные исследования, чтобы лучше понять, лечить и принимать стереотипию. Чем больше мы понимаем, тем больше мы можем помочь.
Как родители, мы должны уметь решать основные проблемы, а также сложные проблемы в жизни наших детей. Это может быть ошеломляющим, но есть надежда и помощь.
Крайне важно, чтобы ваш ребенок знал, что его любят, принимают и ценят. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Если вы чувствуете, что им можно как-то помочь, обратитесь к их педиатру, они могут направить вас к терапевтам и другим ресурсам по мере необходимости.
Наконец, знайте, что вы не одиноки. Не нужно прятать ребенка. Для каждого ребенка с диагнозом аутизм есть опекуны, представляющие этого ребенка, которые знают и понимают награды и проблемы, которые с этим связаны. У вас есть это!
Ссылки
Петер, З., Олифант, М.Е., и Фернандес, Т.В. (2017). Моторные стереотипы: патофизиологический обзор. Границы нейробиологии , 11 , 171. https://doi.org/10.3389/fnins.2017.00171
Каннингем, А.Б., и Шрайбман, Л. (2008). Стереотипия при аутизме: важность функции. Исследования расстройств аутистического спектра , 2 (3), 469–479.