Стереотипии это: Стереотипии у детей с расстройством аутистического спектра и аутизмом

Стереотипии у детей с расстройством аутистического спектра и аутизмом

Что такое «стереотипия»? Этот термин часто употребляется, когда мы говорим об аутизме или расстройствах аутистического спектра.

Стереотипия — это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова.

Стереотипии есть у каждого из нас. Например, накручивание волос на палец во время разговора, привычка постукивать пальцами по столу или грызть ногти от скуки или переживаний. Кто-то хрустит костяшками или кусает губы, пальцы.

При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Пятая редакция Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям включает стереотипии как один из диагностических критериев для расстройства аутистического спектра: «Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь». Также в руководстве говорится, что диагностическими критериями считаются: «Симптомы, которые вызывают клинически значимые трудности в социальной сфере, трудовой занятости и других важных областях функционирования в данный момент».

В этом и есть разница между аутистическими стереотипиями и обычными стереотипиями. Это симптом аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают выполнению повседневных задач и обучению.

 Часто стереотипии у детей с РАС привлекают чрезмерное внимание окружающих, либо причиняют ребенку дискомфорт и родителям хочется их прекратить. Нужно ли это делать?

Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если избавится от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.

И самое важное — попытки прекратить стереотипии могут вызвать стресс у ребенка и нежелание общаться.

Важно разобраться, почему ребенок прибегает к такому поведению, найти причины появления стереотипий.

Существует несколько возможных причин и гипотез, объясняющих стереотипии:

  • Чрезмерная стимуляция: стереотипии помогают блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и избежать перегрузки.
  • Недостаточная стимуляция: стереотипии могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.
  • Уменьшение боли: повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее чувство боли. Существует гипотеза, что стереотипии освобождают бета-эндорфины, которые действуют как анестезия или вызывают удовольствие.
  • Управление эмоциями: как отрицательные, так и положительные эмоции могут вызвать «всплеск» стереотипий. Мы все видели такие реакции на радость или восторг как прыжки или тряска кистями рук. Недовольство или злость могут усилить стереотипии до такой степени, что они могут стать опасными.
  • Саморегуляция: некоторые стереотипии являются способом утешить себя или успокоиться. Так многие младенцы сосут пальцы, чтобы расслабиться.

Пример положительной функции стереотипии: ребенок начал закрывать уши, когда вокруг было слишком шумно, и это его успокаивало. В дальнейшем он начал закрывать уши каждый раз, когда ему нужно было успокоиться, в том числе, когда он засыпал.

В каком случае нужно уменьшать стереотипии?

Стереотипия может мешать обучению, общению и негативно влиять на социальные ситуации. Некоторые типы стереотипий причиняют физический вред и могут вызвать воспаления или потребовать хирургических операций.

Стереотипии могут быть результатом какой-то медицинской проблемы, например, мигреней у человека с инвалидностью, который не может рассказать о своей боли.

Как уменьшить стереотипии?

  • Можно разнообразить среду ребенка, его обстановку, «насытить» ее, чтобы у него появилось больше возможностей занять себя чем-то.
  • Отвлекать ребенка, если заметили появление стереотипий, переключать его внимание на что-либо другое.
  • Чаще обнимать, говорить приятные слова.
  • Физические упражнения, спорт, подвижные игры, прыжки на батуте уменьшают стереотипии.

Люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипичные люди скорее через мысли и язык. Если понять это различие, то стереотипии становятся более осмысленными. Не надо пытаться остановить стереотипии ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.

Один из способов использовать стереотипию для процесса обучения — это разрешать стереотипии как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы. Если выделять запланированное время на стереотипию после общения, то это позволит ребенку быть собой, мотивирует его чаще общаться, и при этом общее время, которое он проводит за стереотипиями, уменьшится.

Чтобы наладить общение с ребенком с расстройством аутистического спектра, присоединяйтесь к стереотипии! Например, если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается, начните тоже раскачиваться рядом с ним. Затем добавьте к вашему взаимодействию что-то новое, например, жесты, с помощью которых ребенок сможет попросить то, чего он хочет. Основной принцип в том, чтобы предложить ребенку опыт, который вызовет похожие на стереотипию ощущения, но который является более функциональным и будет способствовать большей саморегуляции.

 

 

 

 

 

Материал подготовила

Веснина Н.Н. – психолог отделения

психолого-педагогической помощи

Стереотипии у детей с аутизмом

04.01.18


Почему при аутизме дети прибегают к стереотипному поведению (стиммингу) для самоуспокоения, и как помочь им избегать вредных стереотипий

Автор: Карен Ванг / Karen Wang
Источник: Friendship Circle

 

 

У каждого из нас есть двигательные стереотипии. Когда я говорю с подругой, я накручиваю волосы на палец. Может быть, вы начинаете грызть ногти, если нервничаете или скучаете. Может быть, у вас есть привычка стучать пальцами или ручкой по столу, когда вы задумываетесь. У меня был знакомый, который любил жевать палочки корицы, и я знаю человека, который совершает необычные движения глазами.

Есть люди, которых я узнаю издалека по характерным для них движениям. Мы все знаем людей с раздражающими стереотипиями, например, привычкой хрустеть костяшками пальцев каждые 5 минут, часто повторять одну и ту же фразу, или такими социально неприемлемыми стереотипиями как ковыряние в носу или кусание руки.

Что такое стереотипия

Стереотипия — это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова. При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Невролог моего сына называет их «аутистическая стереопатия». Также их называют «самостимуляция» или, на разговорном языке, «стимминг».

Пятая редакция Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям включает стереотипии как один из диагностических критериев для расстройства аутистического спектра: «Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь». Также в руководстве говорится, что диагностическими критериями считаются: «Симптомы, которые вызывают клинически значимые трудности в социальной сфере, трудовой занятости и других важных областях функционирования в данный момент».

В этом и есть разница между аутистическими стереотипиями и обычными стереотипиями. Это симптом аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают выполнению повседневных задач и обучению.

Неверный вопрос

«Как прекратить стереотипии?» Обычно это первый вопрос, который задают родители, когда маленький ребенок открывает для себя стимминг. И это неверный вопрос.

Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если вы избавитесь от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.

И самое важное — ваши попытки прекратить стереотипии могут вызвать у ребенка желание избегать вас и общения с вами, в результате, вы потеряете возможности для социального взаимодействия.

Верный вопрос

«Почему мой ребенок прибегает к этому поведению?» Всегда лучше начинать с поиска причины и понимания мотивации поведения. Вот несколько возможных причин и гипотез, объясняющих стереотипии:

Чрезмерная стимуляция: Стереотипии помогают блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и избежать перегрузки.

Недостаточная стимуляция: Стереотипии могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.

Уменьшение боли: Повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее чувство боли. Существует гипотеза, что стереотипии освобождают бета-эндорфины, которые действуют как анестезия или вызывают удовольствие.

Управление эмоциями: Как отрицательные, так и положительные эмоции могут вызвать «всплеск» стереотипий. Мы все видели такие реакции на радость или восторг как прыжки или тряска кистями рук. Недовольство или злость могут усилить стереотипии до такой степени, что они могут стать опасными.

Саморегуляция: Некоторые стереотипии являются способом утешить себя или успокоиться. Так многие младенцы сосут пальцы, чтобы расслабиться.

Не так давно я читала в блоге одной мамы, что она не понимала, почему ее сын прикрывает уши руками во сне. Он начал закрывать уши, когда вокруг было слишком шумно, и это его успокаивало. Так что он начал закрывать уши каждый раз, когда ему нужно было успокоиться, в том числе, когда он засыпал.

Когда необходимо уменьшить стереотипии

Стереотипия может мешать обучению, общению и негативно влиять на социальные ситуации. Некоторые типы стереотипий причиняют физический вред и могут вызвать воспаления или потребовать хирургических операций.

Стереотипии могут быть результатом какой-то медицинской проблемы, например, мигреней у человека с инвалидностью, который не может рассказать о своей боли.

Как уменьшить стереотипии

Вот несколько идей о том, как можно уменьшить время, посвященное стереотипиям, и одновременно развивать навыки общения:

Медицинское обследование, чтобы исключить физические причины стереотипий, например, ушные инфекции, хронические боли, мигрени, отслоение сетчатки.

Улучшение сенсорной и эмоциональной обстановки, чтобы ребенку было комфортнее и потребность в самоутешении уменьшилась.

Спорт, физические упражнения и другие интенсивные физические нагрузки уменьшают стереотипии. Возможно, это связано с тем, что при физических нагрузках освобождаются бета-эндорфины, как и в результате стереотипий.

Продолжайте общение, даже если возникли стереотипии. Джеймс МакДональд предполагает, что люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипики скорее через мысли и язык. Если понять это различие, то стереотипии становятся более осмысленными. МакДональд рекомендует выполнение различных занятий по очереди, при этом не надо пытаться остановить стереотипии ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.

Создание положительной ассоциации между стереотипией и социальным взаимодействием. Один из способов использовать стереотипию для процесса обучения — это разрешать стереотипии как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы. Джулия Мур считает, что если выделять запланированное время на стимминг после общения, то это позволит ребенку быть собой, мотивирует его чаще общаться, и при этом общее время, которое он проводит за стереотипиями, уменьшится.

Присоединитесь к стереотипии! В некоторых подходах взрослым предлагается присоединиться к самостимулирующему поведению, чтобы инициировать общение. Например, если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается, начните тоже раскачиваться рядом с ним. Мой сын «стимился», поднимая руку и разговаривая с ней, как будто смотрелся в зеркало. Он был в восторге, когда я начинала делать это вместе с ним!

Затем вы можете добавлять к вашему взаимодействию что-то новое, например, жесты, с помощью которых ребенок сможет попросить то, чего он хочет. Основной принцип в том, чтобы предложить ребенку опыт, который вызовет похожие на стереотипию ощущения, но который является более функциональным и будет способствовать большей саморегуляции.

Другими словами, чтобы уменьшить стереотипии, предложите замену, которая будет более привлекательной!

Также смотрите:

Как справиться с постоянными самостимуляциями

Нужно ли бороться с самостимуляциями у ребенка с аутизмом

Что такое «самостимуляция» при аутизме, и почему она важна

Что делать с жеванием и проглатыванием несъедобных предметов при аутизме

Что делать с мешающим повторением слов, фраз или звуков при аутизме

Аутичная женщина открыла магазин товаров для стимминга

Как можно предотвратить стресс от сенсорной перегрузки

Может ли поведенческий аналитик помочь при сенсорных проблемах

Нужно ли учить ребенка с аутизмом «спокойным рукам»

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Воспитание детей с аутизмом, Сенсорика и моторика

Что такое Стереотипия? Плюсы и минусы автоматического подкрепляющего поведения

29 мая 2013 г., 12:32 Опубликовано Келли Принс, Массачусетс, BCBA Оставь свои мысли

Обновлено 9 августа 2022 г.

В этой серии блогов, состоящей из трех частей, мы рассмотрим повторяющееся поведение, обычно наблюдаемое у многих детей с аутизмом. В этом сообщении в блоге части 1 будет обсуждаться, что такое стереотипия, чем она отличается от других подобных моделей поведения и как она может представлять проблему для ребенка, проявляющего такое поведение. Недавно в Westchase Patch Эмили Брафф опубликовала отличный обзор стереотипии, который можно прочитать здесь. Этот пост является отличным введением, и в этой серии статей эта важная тема будет рассмотрена более подробно.

Что такое стереотипия?

 Стереотипия определяется как инвариантность повторяющихся движений тела, не выполняющая никакой социальной функции (Rapp, Vollmer, St. Peter, Dozier & Cotnoir, 2004). Стереотипия — это повторяющиеся или ритуальные движения, позы или высказывания. Стереотипы могут быть простыми движениями, такими как раскачивание тела, или сложными, такими как ласки себя, скрещивание и разведение ног, марширование на месте. Часто дети с аутизмом демонстрируют повторяющиеся, ограниченные и стереотипные модели поведения. Стереотипное поведение может принимать множество необычных форм.

Например, поведение может принимать форму прикосновения к предметам, взмахов руками, раскачивания тела, повторяющихся движений пальцев и/или нефункциональных/неконтекстных повторяющихся вокализаций.

Проявляемое стереотипное поведение может быть вербальным или невербальным, ориентированным на мелкую или крупную моторику, а также простым или сложным. Это может происходить с предметами или без них, а некоторые формы включают повторяющиеся моторные жесты или использование языка (Cunningham & Schriebman, 2007).

Другие примеры стереотипии включают ходьбу на цыпочках, вращение предметов, требование порядка и предсказуемости в рутинных действиях, немедленную или отсроченную эхолалию (повторение слов, сказанных другими), перемещение предметов по полю зрения или бросание предметов и наблюдение за их падением.

Эти паттерны и поведенческие движения являются одним из ключевых диагностических признаков аутизма (Американская психиатрическая ассоциация, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 2000 г.) и часто являются целью поведенческих вмешательств. Типичные люди, люди с умственной отсталостью и люди с сенсорными нарушениями также демонстрируют стереотипное поведение (например, Schwartz, Gallagher, & Berkson, 1986; Smith & Van Houten, 1996; Woods & Miltenberger, 1996). Например, многие типичные люди часто трясут ногами, раскачивают телом, накручивают волосы или постукивают пальцами, что соответствует определению стереотипии.

Отличие от Тиков

Подобно тикам, стереотипии имеют повторяющийся характер и усугубляются усталостью, стрессом и беспокойством. В отличие от тиков, стереотипии обычно начинаются в возрасте до трех лет, вовлекают больше тела, более ритмичны и менее случайны и больше связаны с поглощенностью другой деятельностью, чем с предсказательными побуждениями.

Примерами ранних тиков являются такие вещи, как моргание и прочищение горла, в то время как хлопание руками является более распространенной стереотипией.

Стереотипы не имеют постоянно меняющейся, нарастающей и ослабевающей природы тиков и могут оставаться постоянными годами. Тики обычно поддаются подавлению в течение коротких периодов; напротив, дети редко сознательно пытаются контролировать стереотипию, хотя их можно отвлечь от нее.

Стереотипы и обучение

Дети с аутизмом склонны к стереотипному поведению, которое часто может мешать попыткам обучения академическим навыкам (например, вращение предметов, ротание рук, раскачивание тела). Такое поведение создает проблемы для учителя, ребенка и других детей. «При стереотипном поведении эти учащиеся социально недоступны, и это создает трудности в обучении для профессионалов» (Hanley, Heik, & Luiselli, 2010), и это можно увидеть либо в классе, либо при работе один на один. Эта социальная недоступность мешает ребенку использовать такие навыки, как совместное внимание или социальные ссылки, в то время как в классе.

Совместное внимание — это процесс, посредством которого один человек предупреждает другого о стимуле с помощью невербальных средств, таких как взгляд или указание (Bruinsma, Koegle, & Koegle, 2004). Навыки совместного внимания являются важным навыком для обучения в обычном классе, поскольку это поведение можно использовать для побуждения к правильным ответам и привлечения внимания группы.

Еще одним важным навыком, который обычно не проявляют дети с аутизмом, является умение ориентироваться в социальных сетях. Социальная ссылка известна как поиск и использование информации от другого человека, чтобы помочь оценить ситуацию (Bruinsma et al., 2004). Причина, по которой это может быть сложно для людей с аутизмом, заключается в том, что они могут предпочесть не взаимодействовать с другими людьми и не находить в этом поведении подкрепляющего действия, а вместо этого будут заниматься самостимулирующим поведением. Недостаток этих навыков в классе может создать проблемы для учителя во время обучения всего класса, хорового ответа и обучения в естественной среде.

Предлагаемые причины

 Существует несколько возможных объяснений стереотипии, и разные стереотипы поведения могут иметь разные объяснения. Популярным объяснением является «стиминг», который предполагает, что определенное стереотипное поведение имеет функцию, связанную с сенсорным входом. Другие объяснения включают гипотезы о том, что стереотипия снимает напряжение или выражает разочарование, что она сообщает о потребности во внимании, подкреплении или сенсорной стимуляции, что она является усвоенной или невропатологией, или комбинацией того и другого, или что это нормальное поведение, не требующее особого объяснения.

Оставайтесь с нами для части 2, в которой обсуждается, как оценить функции стереотипии, и части 3, в которой рассматриваются различные варианты лечения в зависимости от функции.

Ознакомьтесь с другими сообщениями в нашем блоге, посвященными развитию социальных навыков и исследованию вокальной стереотипии: прерывание реакции и перенаправление!

 

 

Подписывайтесь на наши соцсети!

**BCOTB является ведущим поставщиком педиатрической ABA-терапии в Тампе с 2003 года. Имея четыре клиники в районе Тампа-Бэй, мы знаем, что наша клиника является подходящим местом для вашего раннего обучения! BCOTB фокусируется на раннем вмешательстве в клинике для детей от рождения до десяти лет. BCOTB принимает большинство основных страховок, включая, помимо прочего: Aetna, Anthem, Baycare, Beacon, BCBS, Cigna, CMS, Florida Blue, Humana, MHNet, Meritain Health, Magella Health, UnitedHealthcare и TRICARE.**

Что такое Стереотипия? — Eden II Programs

Что такое стереотипия?

Стереотипия определяется в исследовательской литературе как «контекстуально неуместные и повторяющиеся оперантные моторные движения, поддерживаемые автоматическим подкреплением». Проще говоря, мы говорим о поведении, которое человек может контролировать, которое повторяется и не служит никакой функциональной цели. Еще одна важная особенность заключается в том, что человек придерживается стереотипии, потому что ему или ей нравится ощущение или стимуляция, которые он получает, когда создает стереотипию. Вот почему многие люди называют стереотипию «стимингом». На самом деле термины «стиминг» и «стереотипия» в аутичном сообществе почти взаимозаменяемы.

Как выглядит стереотипия?

Стереотипы бывают разных форм. Наиболее распространенными формами являются взмахи руками, встряхивание предметов и повторяющиеся звуки голоса. Однако существует гораздо больше форм стереотипии, и они включают открытие и закрытие рта, гримасу лица, наклон головы, тряску головой, пожимание плечами, напряжение тела, топание ногами, вращение предметов, вращение, закрытие ушей, пристальное смотрение на предметы, взгляд сбоку и вокальный сценарий.

Почему у людей с аутизмом возникают стереотипы?

Очень простой ответ на этот вопрос: люди с аутизмом придерживаются стереотипов только потому, что им это нравится. Но этот ответ всегда заставляет людей недоумевать, почему людям с аутизмом нравится заниматься стереотипами. К сожалению, нет простого объяснения, почему людям с аутизмом нравится заниматься стереотипами. Мой опыт показывает, что люди с аутизмом, у которых много стереотипов, как правило, не имеют соответствующих навыков проведения досуга. Другими словами, они стереотипны, потому что не могут развлечь себя никаким другим способом. Кроме того, стереотипы, как правило, мешают обучению. Таким образом, существует своего рода цикл, в котором стереотипия возникает из-за того, что у человека нет навыков досуга, а стереотипия мешает человеку осваивать новые навыки, что еще больше способствует тому, что у человека нет навыков досуга.

Нужно ли лечить стереотипию?

Абсолютно! Очень важно избавиться от стереотипов, особенно у молодых людей с аутизмом. Есть несколько причин для устранения стереотипии у людей с аутизмом. Во-первых, стереотипы мешают приобретению навыков. Это означает, что люди, у которых много стереотипов, как правило, медленнее успевают в школе. Люди со стереотипами часто испытывают трудности в обществе, и им сложнее взаимодействовать со сверстниками. Еще одна важная причина для борьбы со стереотипами заключается в том, что люди, которые часто придерживаются стереотипов, подвергаются гораздо большему риску развития других, более серьезных форм поведения, таких как членовредительство и агрессия. Стереотипия также связана с более высоким уровнем родительского стресса, и родители часто считают стереотипию одним из самых сложных аспектов аутизма.

Какие существуют способы лечения стереотипии?

Существует несколько действенных методов лечения стереотипии, подтвержденных научными исследованиями. Все эти вмешательства происходят из области прикладного анализа поведения (ABA) и считаются методами, основанными на фактических данных, поскольку их эффекты были доказаны и описаны в научных исследованиях. Вообще говоря, родители и клиницисты должны использовать только методы, основанные на фактических данных, при попытках лечения стереотипии и других неадекватных форм поведения, связанных с аутизмом. Кроме того, эти процедуры носят очень технический характер и требуют оценки и наблюдения со стороны квалифицированного врача, в идеале сертифицированного поведенческого аналитика (BCBA), для правильного выполнения. Эти процедуры вряд ли будут работать без поддержки квалифицированного врача.

Вот список процедур вместе с кратким описанием каждой:

Дифференциальное подкрепление другого поведения (DRO): С DRO человек получает предпочтительный предмет или действие (т. . Первоначально интервал очень короткий, поэтому человек может легко получить подкрепление, но продолжительность интервала систематически увеличивается в зависимости от прогресса человека.

Сенсорное угасание: При сенсорном угашении человек не может получить сенсорное подкрепление, поддерживающее стереотипию. Это может включать в себя блокировку поведения.

Обогащение окружающей среды: Это процедура, которая включает в себя предоставление человеку какой-либо другой формы стимуляции, чтобы он больше не нуждался в стимуляции, которую он получает при выполнении стереотипии.

Обучение навыкам досуга: Обучение навыкам досуга является долгосрочным решением проблемы стереотипов. Идея состоит в том, чтобы научить человека вести себя соответствующим образом, а не стереотипно. Помните, что стереотипия обычно возникает из-за того, что у человека нет другого способа развлечь себя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts