Страница 4 из 4
Реализация стереотипов происходит в процессе стереотипизации – восприятии и классификации социальных явлений на основе выработанных стереотипов. Процесс порождения стереотипов является частным случаем процесса категоризации. Таким образом, стереотипизация – одна из форм подведения явлений под категории. Но при этом она отличается от других форм: при стереотипизации негативные или позитивные характеристики явлений подчеркиваются, предвзятые представления эмоционально окрашиваются. Это и классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явления, то есть отвечающим социальным стереотипам [4]. Явление стереотипизации тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную информацию, «разложить ее по полочкам» (В.Г. Крысько, Т. А. Бондаренко, Е.И. Башкирова, Т.Б. Рябова, Д.П. Пискарев). Роберт О’Хара считал, что человек, привыкая к стереотипизированным реакциям, реагирует рефлекторно. Исходя из этого утверждения, он считает, что можно специально создавать стереотипы и манипулировать сознанием людей посредством их. Он отмечает: «Если что-то повторяется достаточно часто, оно приобретает силу правды в умах людей. Они настолько привыкают слышать это или видеть, что автоматически воспринимают информацию как истину» [12, 293]. Следует отметить, что стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому субъекту, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, предопределяя человека в ряде типичных ситуаций его поведение. Стереотипы помогают принимать решения в повторяющейся ситуации и сохраняют психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. Но в то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать сложившиеся стереотипы является важным условием социальной адаптации [3].Таким образом, стереотипизация в процессе познания людьми друг друга способна приводить к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, в этом случае стереотип не всегда несет в себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается упрощенный подход, который не способствует точности формирования образа другого человека и заставляет заменить его неким клише, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, поскольку помогает сократить процесс познания. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Не следует давать стереотипу лишь негативную оценку. Литература
Теги: людьми друг друга познании восприятии «ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя» |
Стереотипизация
Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Стереотипизация — процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов.
Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно, прогнозируемым.
Таким образом, селекция, ограничение, категоризация огромной массы социальной информации, ежеминутно обрушивающейся на человека, — когнитивная основа стереотипизации. Оценочная поляризация в пользу своей группы, дающая человеку чувство принадлежности и защищенности, — мотивационная основа этого механизма. Г. Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две — на групповом.
Значение стереотипа на индивидуальном уровне:
— селекция социальной информации; — создание и поддержание положительного «Я-образа».
На групповом уровне:
— формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы; — создание и поддержание положительного «Мы-образа».
Рождение социальных стереотипов связано с определенными социальными ситуациями. В каждой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял перечисленные выше функции и потому закрепился в виде стереотипа. Но социальная ситуация жизни группы и входящих в нее людей меняется значительно быстрее, чем порожденные ими стереотипы. В результате стереотип начинает жить собственной жизнью, влияя на развитие отношений данной группы с другими, данного человека — с другими людьми.
При своем рождении групповые стереотипы часто проходят стадию, связанную с закономерностью формирования «социальных местоимений»: «они — мы — я». Конкретно, вначале именно другая группа (та, по отношению к которой формируется стереотип) имеет качественную определенность.
В бытовом сознании существует два устойчивых мифа, связанных со стереотипами.
Первый миф. Стереотип рассматривается как система представлений о другой группе, содержащая в основном негативные, враждебные характеристики и отношения. Это не соответствует действительности. Стереотипы возникают как ответ на реальные взаимоотношения групп. Они насыщаются (иногда в преувеличенном виде) теми эмоциями, которые характерны для этих отношений. В одном случае тенденция субъективно увеличивать различия между группами может быть сведена практически к нулю, — тогда возникают симпатичные, привлекательные образы других групп, возможно, с оттенком безобидной иронии. В другом случае история взаимоотношений отражается в стереотипе в виде злого сарказма, унизительных характеристик другой группы.
Второй миф связан с восприятием стереотипа как искаженного, догматичного приема социального познания. «Ты мыслишь стереотипно» — этой фразой подчеркивают скудость, бесперспективность умственных построений собеседника. Оценочное отношение к стереотипу как таковому противоречит его природе. Стереотипизация — это механизм, он всегда есть там, где происходит социальное взаимодействие. Он не может быть хорошим или плохим. Другое дело, что его возможности локальны, ограничены зоной действия ситуации межгруппового, ролевого восприятия. Перенос стереотипов в ситуации межличностного понимания, подмена им более тонких механизмов настройки на другого человека искажают восприятие, разрушают общение и взаимодействие. У стереотипа есть своя «экологическая ниша», своя разрешающая способность. Целые области человеческих отношений — вне его компетенции, например воспитательные.
Мы обратимся к анализу педагогических стереотипов чуть ниже. Сейчас обсудим еще два механизма межгруппового восприятия, которые по своей сути являются частным случаем стереотипизации.
Стереотип Определение и значение | Британский словарь
2 СТАТЬИ НАЙДЕНЫ:
- стереотип (существительное)
- стереотип (глагол)
1 стереотип /ˈsterijəˌtaɪp/ существительное
множественное число стереотипы
1 стереотип
/ˈsterijəˌtaɪp/
сущ.
множественное число стереотипы
Британское словарное определение СТЕРЕОТИПА
[считать]
:
часто несправедливое и ложное убеждение многих людей обо всех людях или вещах с определенной характеристикой
расовые/культурные стереотипы
стереотип рассеянного профессора
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— стереотипный
/ˌsterijəˈtɪpɪkəl/ прилагательное [более стереотипно; самый стереотипный]стереотипное представление/идея/подход
Он стереотипный рассеянный профессор. [=он профессор, рассеянный в том смысле, в каком люди часто думают о профессорах]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— стереотипно
/ˌsterijəˈtɪpɪkli/ наречие2 стереотип /ˈsterijəˌtaɪp/ глагол
стереотипы; стереотипный; стереотипизация
2 стереотип
/ˈsterijəˌtaɪp/
глагол
стереотипы; стереотипный; стереотипизация
Британское словарное определение СТЕРЕОТИПА
[+ объект]
:
несправедливо полагать, что все люди или вещи с определенными характеристиками одинаковы
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— стереотипный
/ˈsterijəˌtaɪpt/ прилагательное[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
— стереотипизация
существительное [несчет][+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
Почему стереотипы вредны — Momentous Institute
Стереотипы — это представление о том, что все в определенной группе имеют одинаковые характеристики. Мы все можем думать о стереотипах, которые мы слышали о разных расах, культурах или полах. Стереотипы не появляются из ниоткуда — они основаны на идеях и опыте работы с определенными группами, а затем распространяются на всю группу. Проблема в том, что люди не действуют исключительно как члены группы. Мы знаем, что это верно в отношении нас самих и наших близких друзей. Большинство из нас относятся к разным категориям и имеют разные интересы. Нам может нравиться смотреть спорт, но мы не занимаемся спортом. Нам может нравиться рок-н-ролл так же, как и классическая музыка. Но когда мы думаем о других людях, особенно о людях другой расы, нам часто бывает труднее понять эту сложность. Вот мы и делим людей на категории и таким образом формируются стереотипы.
Многие стереотипы негативны, например, предполагающие, что определенные люди ленивы, преступны или бедны. Некоторые кажутся положительными, например, предполагают, что люди спортивны, религиозны или склонны к музыке. Другие просто нейтральны, например, предполагают, что люди едят определенные продукты или имеют схожие увлечения. Но все они вредны.
Вот реальность стереотипов: они способствуют дисфункциональной классовой системе .
По словам доктора Монники Уильямс, как отрицательные, так и кажущиеся положительными стереотипы продолжают удерживать цветных людей в невыгодном положении. Как это может быть?
Негативные стереотипы вредны для цветных людей, потому что предположения, а не личная информация, могут оправдать отказ в образовании, трудоустройстве, жилье и других возможностях. Даже так называемые позитивные стереотипы могут быть вредными. Доктор Уильямс разделяет мнение, что стереотипы о спортивных способностях и музыкальных способностях отталкивают афроамериканскую молодежь от учебы в колледже в пользу попыток стать спортсменами или артистами — профессий, в которых, по статистике, подавляющее большинство обречено на провал.
Один стереотип, который увековечен и часто не подвергается сомнению, заключается в том, что «цветные люди ленивы». Если не принять меры, можно сделать вывод, что этот стереотип верен. Если человек никогда не работал с цветным человеком и его неоднократно учили, что цветные люди ленивы, легко распространить это предположение на всех цветных людей. Чтобы бросить вызов стереотипам, требуется большой опыт работы с различными группами населения.
Было проделано много работы, чтобы бросить вызов гендерным стереотипам. Старомодные идеи о том, что некоторые игрушки предназначены только для мальчиков или что женщины должны оставаться дома, пока мужчины работают, были оспорены, и был достигнут прогресс. (Впереди еще долгий путь, но доля женщин с высшим образованием в составе рабочей силы увеличилась почти в четыре раза с 1970. По статистике, в настоящее время больше женщин получают высшее образование, чем мужчин.) Хотя борьба за гендерное равенство далека от завершения, одинаковым усилиям по оспариванию предположений и обеспечению равных возможностей для людей независимо от расы необходимо уделять одинаковое внимание.
Первый шаг — выявление стереотипов. Когда вы обнаружите, что заполняете пробелы в информации о человеке, остановитесь и спросите себя: «Это правда, или я предполагаю это, основываясь на опыте общения с другими людьми, похожими на нее?» И сделайте преднамеренное усилие, чтобы познакомиться с людьми из разных слоев общества.