что это такое и чем они плохи?
На протяжении жизни мы накапливаем множество стереотипов. Сначала они мешают нам учиться, потом – завязывать отношения, работать, общаться. Поэтому отношение к понятию часто бывает негативным. Но кто выдумал эти шаблоны мышления? Зачем они нужны, если они не оставляют нам свободы действий? И как научиться распознавать свои стереотипы? В одной статье рассказать обо всех шаблонах мышления не получится. Но можно поговорить о самых популярных.
Что такое стереотип?
Стереотип — это шаблонное мнение о человеке, явлении, социальной группе или событии. Шаблоны мышления – результат эволюции. Они есть у всех людей, поэтому лучше принимать их как данность. В нашем мозге заложен определенный лимит познания, внимания, творческого размышления. Чтобы экономить энергию мозг упрощает картину мира, делает ее более понятной.
Стереотипы — это установленные в нашем мозге автоматизированные программы, которые аккумулируют генетический и приобретенный опыт. То есть наша генетика – это некий фундамент для шаблонов мышления. Но сами стереотипы не являются чем-то врожденным. Они возникают из информации, которую дают нам родители и окружение.
Нашим пращурам шаблоны мышления помогали не только жить, но и выживать. Когда к мохнатому предку приближался враг, ему некогда было философствовать: бежать или поразмышлять. Кто побежал – выжил, философы были съедены. Так что исторически деление по цвету кожи, религии, полу, способу общения было полностью оправдано. Многие люди и сегодня остаются консерваторами: чтят старые традиции, не признают чужаков и учат всему этому детей.
Наша жизнь меняется так быстро, что стереотипы, которые мы переняли у наших предков, перестают нас защищать. Иногда предубеждения завладевают нами настолько, что приобретают негативную окраску и заметно искажают реальность.
Пройти тест на характер человека
Примеры стереотипов:
- Женщины мечтают о любви, а мужчины хотят только секса.
- Женщины любят только богатых/мужчины любят длинноногих блондинок.
- Все богатеи – воры.
- Заработать много денег честным трудом невозможно.
- Бьет – значит любит.
- Самое дорогое – самое качественное.
Но есть и хорошая новость: стереотипы не являются чем-то постоянным, они могут разрушаться. Например, после переезда в другую страну, рассеиваются многие культурные, этнические или расовые предубеждения. Многие, но не все.
История понятия «стереотип».
Слово стереотип произошло от двух греческих слов: «твердый» и «удар». В переводе значит «след от удара» или «твердый отпечаток». Впервые было использовано в 1796 году в типографском деле, где стереотипом называли монолитную печатную форму или клише, с помощью которой можно было печатать страницу целиком. В метафорическом смысле стереотип – это зафиксированный вариант чего-либо, сложившийся стандарт.
В 1922 году американский писатель, журналист Уолтер Липпман (1889-1974) ввел термин «социальный стереотип» – эмоционально окрашенный, устойчивый образ группы, который переносится на всех ее представителей. В такой модели беспорядочный, многообразный мир представляется четким и разделенным на категории. Такое своеобразное «расчленение» общества – это защитный механизм, без которого людям было трудно сосуществовать.
У. Липпман описал четыре свойства шаблонного мышления:
- Упрощение реальности. Предубеждения описывают окружающий мир двумя-тремя словами (например: все мужики – козлы/ все бабы – стервы).
- Ложное утверждение. У каждого народа или нации есть исторически сложившиеся шаблоны относительно чужой культуры, представителей других народов. Например, англичан многие представляют аристократичными снобами, а индусов – худыми йогами в позе лотоса. Но англичанин или индус не обязан соответствовать нашим представлениям о нем.
- Воплощение чужого жизненного опыта. Когда мы взрослеем, мы впитываем чужие стереотипы, не подвергая их переосмыслению, критике.
- Неизменность. Предубеждения сильнее реальности. Если женщина убеждена, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок», она будет кормить каждого знакомого. И если встретит равнодушного к еде мужчину, решит, что это был единственный в мире мужчина, который не любит поесть.
Позже благодаря работам американского философа Хилари Патнэма (1926-2016) стереотип активно изучается в лингвистике. Патнэм развивал гипотезу разделения языкового труда, согласно которой в каждом трудовом коллективе формируются термины, определения и языковые обороты, понятные только членам этой группы. Например, на своем особом языке говорят программисты, врачи, юристы. Причем они используют не только терминологию, но и свои профессиональные анекдоты, шутки.
Стереотипизация многопланова. Она проявляется в разных сферах деятельности человека и изучается многими науками: социологией, политологией, культурологией, этнографией, психологией, лингвистикой, когнитивистикой. Жесткие шаблоны мышления порождают предрассудки к людям с особыми потребностями, с разным цветом кожи, к представителям сексуальных меньшинств или религиозных конфессий. Они активно обсуждаются и осуждаются в обществе. С предубеждениями воюют феминистки, политические и общественные деятели, международные организации ООН и ЮНЕСКО.
Но существуют шаблоны восприятия, которые являются частью нас самих. Они срастаются с нами настолько, что мы даже не догадываемся об их существовании. Бороться со своими стереотипами приходится самостоятельно.
Пройти тест на тип восприятия
5 стереотипов, которые мешают нам жить.
Негативная сторона стереотипов – предрассудки. Когда мы предвзято смотрим на окружающих, часто действуем несправедливо или вредим сами себе, своему будущему.
Этностереотипы.
Этностереотипы – это шаблонные представлениях о своем и других народах. Они существовали всегда и продолжают существовать. В большинстве случаев этностереотипы вредят взаимопониманию и приводят к нерадостным последствиям. Но если предубеждения против «чужаков» признаются нормой, они становятся благодатной почвой для расизма, терроризма, крайнего национализма, дискриминации. Если задать себе вопрос о жителях других стран, воображение сразу рисует образ «типичного» представителя:
- «Типичный американец»: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
- «Типичный китаец
- «Типичный англичанин»: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
- «Типичный француз»: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.
Мы смеемся с анекдотов про чукчей или армянское радио, любим пошутить о неторопливости финнов или скупости евреев. Разумеется, этностереотипам, на которых строятся анекдоты, можно не придавать особого значения. Но повседневные стереотипы о представителях других культур в первую очередь вредят нам самим. Этнические предрассудки можно сравнить с шорами, которые сужают наш кругозор, мешают знакомиться, влюбляться, общаться, наслаждаться культурой других стран.
Гендер или пол.
Гендерные стереотипы – это устоявшиеся искаженные представления о женских и мужских образах. Представления о мужчинах и женщинах формировались на протяжении всей истории, начиная со времен мужчин-охотников и женщин-хранительниц домашних традиций. Дополнительных штрихов к портрету добавили античные мифы, романтические баллады. В XXI веке гендерные роли изменились, но мифы о «Альфа-самце» и «Нежной нимфе» все так же популярны. Перечислим те самые, набившие оскомину:
- Мужики не плачут.
- Роль женщины 3К: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь).
- Все блондинки – глупые.
- Домашняя работа для мужика – позор.
Звучит бредово, правда? Но именно на этом воспитывались многие из нас. Такое шаблонное мышление действует как увеличительное стекло, которое еще больше подчеркивает различия между мужчиной и женщиной. Зато если не противопоставлять мужское женскому, отношения станут более интересными, красочными и разноплановыми.
Отношения и семейная жизнь.
В наши головы с детства вкладывают шаблоны об идеальных отношениях. Большинство информации мы получаем от родителей, но свои коррективы вносят книги и рассказы окружающих «о том, как надо». Часто юноши и девушки завязывают отношения и вступают в брак, надев розовые очки. Главное правило прочных отношений звучит так: никто не знает, как будет лучше именно для вас. Но есть несколько популярных шаблонов, которые наверняка приведут к неприятностям и усложнят жизнь:
- Он изменится после свадьбы.
- Своего человека я узнаю с первого взгляда.
- Настоящая любовь – это всегда праздник.
- В отношениях не должно быть обязательств.
- Противоположности притягиваются.
Иногда отношения рушатся из-за ерунды и время спустя мы вздыхаем: «почему я позволил(ла) своим предубеждениям мной руководить». Шаблоны часто помогают нам в разных жизненных ситуациях, но в основном – мешают. Ведь культурные и гендерные коды постоянно меняются.
То, что было нормой для наших родителей, уже не всегда применимо в нашей жизни.Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель
Реклама.
В 2012 году законом запретили рекламу лекарств «людьми в белых халатах». Потому что людям, напоминающим докторов, мы доверяем безотговорочно. Легче было ввести запрет на законодательном уровне, Чем попытаться развенчать этот стереотип. Стереотипы потребителей – это, как правило, общепринятые предубеждения. Это могут быть образы, люди, фразы, интерьеры. Используя свои стереотипы, мы сами «дорисовываем» недостающее и начинаем верить:
- В то, что ежики носят на спине спелые яблоки прямо на завод (хотя ежи поедают жуков и червей).
- В то, что вкусную сметану и кефир готовит бабушка в глиняном горшочке (типичный стереотип деревенской жизни).
- В то, что наручные часы носят преуспевающие бизнесмены или искусные соблазнители, привлекающие женщин (использование гендерного стереотипа).
- В то, что советам пожилой женщины можно доверять (знаменитая тетя Ася и бабушка мистера Пропера).
Стереотипы в рекламе – массовое явление. Их используют небольшие компании и крупные бренды. При разработке рекламы подключают психологов, поэтому мы регулярно попадаемся на новые уловки или манипуляции. Противостоять такому напору сложно, но реально. Стоит подключить здравый смысл и исходить из своих потребностей, а не из обещаний.
Питание и ЗОЖ.
Здоровый образ жизни сегодня в моде. И это прекрасно. Но кроме пропаганды правильного питания и спорта нам предлагают очередные стереотипы, в которые мы охотно верим. Еще недавно популярно было мнение о «широкой кости», которая не дает похудеть. Потом в почете были белковые или безуглеводные диеты, без которых сбросить вес было немыслимо. На волне современного энтузиазма мы покупаем беговые кроссовки и мультиварку, но почему-то снова не худеем. Возможно, в этом виновны наши предубеждения:
- Похудение невозможно без клизмы.
- Чем меньше ешь, тем быстрее похудеешь.
- Можно похудеть, если не есть после 6 часов вечера.
- Экзотические фрукты и овощи лучше, чем родные.
- Самые полезные продукты – обезжиренные.
Иногда мы сами себя обманываем и верим только тому, чему хотим верить. Но чаще – попадаемся на рекламные уловки или обещания мгновенного похудения. Но, прежде чем закупать диетическую газировку или соевое молоко, стоит подключить здравый смысл и интуицию. Ведь стереотипы относительно здорового образа жизни могут стоить нам слишком дорого. Здоровые продукты оказываются не такими уж здоровыми, хотя стоят в разы дороже аналогов.
Выводы:
- С точки зрения психологии стереотип – это мыслительный робот, который сортирует информацию, поступающую в наш мозг.
- Стереотипы – это хорошо. Они экономят мыслительную энергию, помогают нам мгновенно реагировать на происходящее.
- Стереотипы – это плохо. Они ограничивают наши возможности, делают действительность более примитивной.
- Со стереотипами жизнь спокойнее, а без них – интереснее.
- Шаблоны мышления – не врожденные. Они могут меняться под действием обстоятельств или с усилием воли.
- Негативная сторона стереотипов – предрассудки, которые усложняют нашу жизнь.
- Шаблоны мышления не учитывают индивидуальных различий между людьми, поэтому могут стать причиной социального расслоения или дискриминации.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
почему мы так зависим от стереотипов и что с этим делать?
Кому я нужна? Даже мама всегда говорила: «Кто тебя такую замуж возьмет?» — жалуется на жизнь моя талантливая подруга Нина. Именно из-за таланта ее не возьмут замуж. Потому что так сказала мама. Нина с детства любила животных: когда ей было пять, принесла домой двенадцать новорожденных котят, которых собирались утопить соседи. С тех пор все облезлые Тузики и Мурзики попадали в родительскую квартиру. Запах стоял удручающий, а мама повторяла, что ни один мужчина у Нины не задержится — не потерпит такой конкуренции. Когда Нина перебралась в свое жилье, она уже смирилась с этим раскладом, а мужчины, словно чувствуя ее настрой, надолго не задерживались. Но однажды Нина посетила приют для животных, где работал мужчина, которого совершенно не пугали неустроенный быт и десятки бездомных кошек и собак. Он выглядел абсолютно счастливым оттого, что делает. Нина впала в депрессию и разругалась с мамой — ведь это она насадила ей ложное убеждение о несовместимости личной жизни и любви к животным.
Человек почему-то всегда склонен верить всем, кроме самого себя
Очень точно об этом сказал писатель Олег Рой: «Когда родители сказали тебе, что художник — это не профессия, ты изменил мечте и пошел учиться на экономиста. Теперь у тебя есть деньги и чувство, что ты упустил что-то важное. Человек почему-то всегда склонен верить всем, кроме самого себя». Вот еще история. Едва начав ходить, моя двоюродная сестра Аня принялась рисовать. Мы ходили на выставки, она знала наизусть известных мастеров и восторгалась, когда ей удавалась копия «Подсолнухов» Ван Гога или «Пруда с лилиями» Моне. Родители-бизнесмены поощряли дочку: покупали мольберты, устраивали в огромной квартире выставки работ и непрерывно хвалили. Это продолжалось до тех пор, пока Аня не сказала, что собирается поступать в Академию искусств. Тогда родители объявили, что художники — нищие люди, которые не смогли реализоваться в нормальной работе и марают бумагу от безысходности. Так сестра усвоила, что рисовать — это навесить на себя клеймо неудачницы и всю жизнь голодать. Мои доводы с историями Джеффа Кунса, Энди Уорхола и миллиардера Дэмиена Херста не проходили. Теперь у Ани одна мечта — стать женой миллионера.
Чужие мнения и общественные стереотипы правят и взрослым миром — правда, удачно маскируясь. «Словарь практического психолога» объясняет понятие стереотипа как «шаблон действия или поведения, применяемый без раздумий, даже неосознанно». Лингвисты, изучающие этот термин, отмечают, что представления человека о мире формируются под влиянием окружения, в котором он живет. Наука утверждает: стереотипы — необходимый нашему сознанию инструмент, он помогает экономить энергию, превращая сложную реальность в набор четких и коротких суждений. Благодаря им мы оказываемся в простом и понятном мире, где у каждого явления есть ярлык. Это было удобно в первобытные времена, поскольку позволяло быстро обнаружить опасность и найти еду. Но сегодня все не так однозначно.
«Стереотип не только упрощает наше восприятие других людей, но и максимально отдаляет от личного контакта, — считает Ольга Корниенко, практический психолог, преподаватель, соискатель ученой степени кандидата наук. — Навешивая ярлыки, мы теряем возможность познать другого человека как личность — неповторимую и нешаблонную. Наша любовь к стереотипам — это стремление к стабильности, определенности мира. При стрессе стереотипы успокаивают. Они помогают лучше адаптироваться в обществе, быть принятым «своими» — социальной группой, формирующей эти установки. Но идеи, которые мы поглощаем не переваривая («Злиться — плохо», «Настоящие мужчины не плачут», «Деньги нужно экономить», «Профессия писателя — для неудачников»), приводят к остановке развития и созависимости. Не разбираясь, насколько они применимы лично к нашей жизни, мы слепо следуем этим указаниям».
Стереотипы не только навязывают ложные убеждения, но и действуют разрушающе — заставляют чувствовать себя несчастным, пребывая «вне стандарта». Например, синдром Барби породил комплексы у людей всего мира и создал такие феномены, как Валерия Лукьянова, Дакота Роуз или Венус Палермо. Существует и «живой Кен» — Родриго Алвес. Жертвы «желания быть желанными», доведенного до абсурда, — жертвы тех же стереотипов, заставляющих нас верить в то, что грудь должна быть высокой, попа — объемной, брови — широкими, телефон — айфоном, карьера — только на любимой работе, фитнес — любимым занятием, мужчина — успешным и состоявшимся, свадьба — на Мальдивах. Иначе счастье будет неполным. Действительно, в культуре потребления образы не только отражают, но и формируют общество, которое находится под постоянным давлением, требующим «дотягивать» до заданного идеала. Точно как на знаменитой карикатуре в The New Yorker, где олень старается воспроизвести позу оленя на дорожном знаке.
Почему мы так стремимся следовать стереотипам? «Это признак личности, посвятившей жизнь тому, чтобы добиться одобрения, — считает Ольга Корниенко. — Эти люди не «сепарировались» от значимых взрослых и продолжают следовать их установкам. Такой человек не научился отделять себя и свою личность от других, он проживает будто не свою жизнь».
Исследователи Джек Нахбар и Кевин Лаузе отмечают, что стереотипы — составная часть массовой культуры. Они формируются на основе возраста («Молодежь слушает только рок-н-ролл»), пола («Все мужчины хотят от женщин только одного»), расы («Японцы неотличимы друг от друга»), религии («Ислам — религия террора»), профессии («Все адвокаты — жулики») и национальности («Все евреи — жадные»). Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм и исламофобия.
Одновременно с этим Бенджамин Барбер, автор книги «Джихад против МакМира», считает, что волна международного терроризма во многом вызвана стереотипами. Исламский мир воспринимает Запад как средоточие материализма, потребительства, нарциссизма и безнравственности. Подобные взгляды служат питательной средой для появления террористов. Стереотип, жертвой которого я стала однажды, не соответствует какой-либо классификации.
Я подверглась осуждению со стороны человека, уверенного в том, что я не обладаю нужными качествами для выполнения определенной роли. Человеком этим была мама моего мужа, нужными качествами — умение готовить котлеты, борщи и делать тонны закрутки, ухаживать за мужем и обожать вести хозяйство. Стереотип «правильной жены» не давал его маме спать и дышать. Действительно, я вегетарианка, почти не умею готовить и заниматься хозяйством (не говоря уже о домашних пельменях и тортах), инфантильна и неспособна заботиться о самой себе. Муж — полная моя противоположность, поэтому он взял на себя заботы о нас обоих. Но свекровь интересовало только то, сочетаю ли я в себе нужные характеристики для девайса «Жена». Любовь, уважение, поддержка, восхищение и многое из того, что есть между мной и моим мужчиной, в расчет не бралось и весомым не считалось.
Недавно Сэра Хан, профессор Университета Сан-Франциско, опубликовала статью в Journal of CrossCultural Psychology, где утверждает, что доверять стереотипам крайне опасно: они дают информацию в легкой и удобоваримой форме, но весьма далекой от реальности. Наиболее емко ложность стереотипов сформулировал знаменитый баскетболист Чарльз Баркли: «Вы поймете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый (Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий (Тайгер Вудс), самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Мин, рост 2 м 29 см), а немцы не хотят воевать в Ираке».
Хочу дополнить его слова еще одной историей. Однажды я решилась осуществить свою смелую мечту и написала в ELLE, где мне заказали несколько пробных статей. Никогда до этого я не работала для глянца, тем более известного. Из трех моих статей редактор сайта выбрала только одну, сообщив, что тема хорошая, но текст и стиль никуда не годятся, — и предложила переделать. У меня случилась паника, я лежала на диване и причитала. В итоге первую статью мне помогал писать и редактировать муж — и она подошла! А ведь редактор ELLE могла бы обладать «шаблонным» мышлением и отшить меня после первой же попытки. Да и я могла бы послушать тех, кто говорил: «Ты сначала попробуй куда-нибудь попроще статьи написать, а то сразу в ELLE суешься!»
Но все это я выслушивала уже после того, как моя первая статья была опубликована. А затем наблюдала, как разочарованно и недоверчиво вытягивались лица. Еще бы — ведь для большинства опытных пассивных умников, живущих стереотипами, сам факт твоего успеха там, где «все куплено», «невозможно попасть», «нужен огромный опыт», стал ударом ниже пояса. Будьте смелее, отбросьте стереотипы, плюйте на чужие мнения — если они мешают вам жить жизнью вашей мечты. И наконец, перестаньте бояться: вопреки всем скептическим рациональным убеждениям и опыту «бывалых», мечты таки сбываются!
КАК УЗНАТЬ СТЕРЕОТИП
Впервые термин «стереотип» использовал Уолтер Липпман в 1922 году в книге «Общественное мнение». Он хотел описать метод, с помощью которого общество пытается поделить людей на категории. Липпман выделил четыре разновидности стереотипов.
1. Стереотипы всегда проще, чем реальность, — сложнейшие характеристики они укладывают в два-три предложения. Например, «Мужская полигамность выработалась в процессе эволюции для максимально широкого распространения генов» сокращается до «Все парни изменяют».
2. Люди приобретают стереотипы от родных, знакомых, СМИ, но никогда не формулируют их сами на основе личного опыта. Например, представление об идеальной женщине: блондинке с голубыми глазами, без лишнего веса, с высокой грудью и длинными ногами. Этой картинке в точности соответствует только кукла Барби.
3. Стереотипы мы принимаем как неоспоримые истины, не подвергая критике и осмыслению. Все стереотипы ложны. Они приписывают человеку черты, которыми он якобы обязан обладать в силу своей принадлежности к определенной группе: «Говоря о любви, индусы переходят на язык музыки и танца», «Американцы едят только гамбургеры», «Итальянцы — самые любвеобильные мужчины».
4. Стереотипы очень живучи. По своему воздействию они гораздо сильнее реальности. Если люди убедятся в том, что стереотип не соответствует действительности, они не откажутся от него, а заявят, что исключение только подтверждает правило. Например, встретив делового индуса, мы решим, что это был единственный в мире индус — не танцующий и не поющий.
Теги: интересная психология, личное. психология
Стереотип | Определение, психология и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Стереотипы, предрассудки и дискриминация – Культура и психология
90–124 Как обсуждалось ранее, социальные группы, к которым мы принадлежим, помогают формировать нашу идентичность (Tajfel, 1974), и люди часто предвзято относятся к другим людям, не входящим в их собственную социальную группу (чужие группы), проявляя предубеждения (эмоциональные предубеждения), стереотипы (когнитивные предвзятость) и дискриминация (поведенческая предвзятость). Эти три аспекта предвзятости связаны, но каждый из них может возникать отдельно от других (Dovidio & Gaertner, 2010; Fiske, 19).98).[Изображение предоставлено Noba Project]
Стереотипы
Стереотип — это определенное убеждение или предположение (мысли) о людях, основанное исключительно на их принадлежности к группе, независимо от их индивидуальных характеристик. Стереотипы могут быть положительными или отрицательными, и в случае чрезмерного обобщения они применяются ко всем членам группы. Например, стереотип модельного меньшинства об американцах азиатского происхождения как об очень умных, прилежных и хорошо разбирающихся в математике может нанести ущерб профессиональному и ученому (Trytten et al., 2012). Эти убеждения чрезмерно распространены на всех членов группы, даже если многие из отдельных членов группы на самом деле могут испытывать трудности в учебе и профессиональном плане.
Другой пример широко известного стереотипа касается представлений о расовых различиях среди спортсменов. Как отмечают Hodge, Burden, Robinson и Bennett (2008), чернокожие спортсмены-мужчины часто считаются более спортивными, но менее умными, чем их белые коллеги-мужчины. Эти убеждения сохраняются, несмотря на ряд громких примеров обратного. К сожалению, такие убеждения часто влияют на то, как к этим спортсменам относятся другие и как они оценивают себя и свои возможности. Стереотипы универсальны. Согласны ли вы со стереотипом или нет, содержание стереотипов, как правило, хорошо известно в данной культуре (Девайн, 1989).
Стереотипы универсальны, и содержание стереотипов обычно хорошо известно в данной культуре. [Изображение: Stereotype Keira McPhee, предоставлено Noba Project].
Предубеждение
Предубеждение — негативное отношение и чувство к человеку, основанное исключительно на его принадлежности к определенной социальной группе (Allport, 1954; Brown, 2010). Предубеждение распространено против людей, которые являются членами незнакомой культурной группы. Примером предубеждения является негативное отношение к людям, которые не родились в Соединенных Штатах. Хотя люди, придерживающиеся такого предвзятого отношения, не знают всех людей, которые не родились в Соединенных Штатах, они не любят их из-за их статуса иностранцев.
Явные предубеждения, негативные чувства по отношению к чужой группе, которые открыто признаются, очень трудно измерить, потому что они, как правило, социально неприемлемы. Это означает, что тесты и инструменты для измерения предубеждений могут быть восприимчивы к социально желательным ответам (глава 2). Чтобы устранить эту исследовательскую предвзятость, психологи разработали несколько способов измерения имплицитных предубеждений, которые представляют собой относительно автоматические и бессознательные групповые предпочтения. Наиболее известным используемым инструментом является тест имплицитных ассоциаций (IAT; Greenwald, Banaji, Rudman, Farnham, Nosek, & Mellott, 2002; Greenwald, McGhee, & Schwartz, 19). 98). IAT выполняется на компьютере и измеряет, насколько быстро вы можете сортировать слова или изображения по разным категориям. Люди могут открыто отрицать предубеждения, но когда им дают компьютерную задачу классифицировать людей из этих чужих групп, в тесте проявится автоматическая или бессознательная нерешительность (результат смешанных оценок чужой группы). Многочисленные исследования показали, что люди, как правило, быстрее объединяют свою группу с хорошими категориями по сравнению с группами других людей. На самом деле, этот вывод обычно справедлив независимо от того, измеряется ли чья-то группа по расе, возрасту, религии, национальности и даже по временному, незначительному членству. Автоматические ассоциации и бессознательные реакции часто обусловлены общественными стереотипами и могут привести к дискриминации, например к выделению меньшего количества ресурсов нелюбимым чужим группам (Rudman & Ashmore, 2009).).
Дискриминация
Когда кто-то действует на основе предвзятого отношения к группе людей, это называется дискриминацией. Дискриминация — негативное действие по отношению к человеку в результате его принадлежности к определенной группе (Allport, 1954; Dovidio & Gaertner, 2004). В результате наличия негативных убеждений (стереотипов) и негативных установок (предубеждений) в отношении определенной группы люди часто плохо относятся к объекту предубеждений. Дискриминация может распространяться на институты или социальные и политические системы.
Институциональная дискриминация относится к практикам (на социальном уровне), которые служат укреплению социальных норм предпочтения, привилегий и ограниченного доступа к услугам и ресурсам. В Соединенных Штатах афроамериканцы имеют более низкую ожидаемую продолжительность жизни, более высокий риск сердечных приступов и более высокий уровень тревоги и депрессии, чем представители других расовых и этнических групп в Соединенных Штатах (Williams, 1999; Williams & Mohammed, 2009). У коренных американцев уровень травматизма выше, чем у представителей других этнических и расовых групп (Уильямс, 19 лет).