Стереотипы в психологии: Социальные стереотипы — все самое интересное на ПостНауке

СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ: ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ

Добавлено Янв 5, 2020

Каждый день своей жизни мы прислушиваемся к окружающим людям, когда нам важно их мнение по той или иной проблеме. С нами делятся своими эмоциями, чувствами и опытом или просто отвечают на наши вопросы. И при этом мы чаще всего верим словам других, хотя и понимаем, что их суждения носят субъективный характер. Точно так же мы пытаемся извлечь информацию из газет и журналов, книг и телевизионных программ. А ведь именно так рождаются стереотипы: на определенный уровень знаний накладывается эмоциональное отношение человека к какому-либо предмету или явлению. Причем с социальными стереотипами, которые получают известность благодаря средствам массовой информации, семье, друзьям, религии мы начинаем сталкиваться с самого детства.

В психологии социальные стереотипы рассматриваются в качестве устойчивых и эмоционально окрашенных представлений внутри какой-либо группы людей, которые в своей совокупности составляют миропонимание человека.

Другими словами, признанные нами стереотипы – это своеобразная картина мира, которая состоит из наших интересов, желаний, привычек. Согласно И. С. Кону, «стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую формулу или образ, характеризующий класс таких явлений».

Все, что окружает человека, невольно сравнивается с его внутренними идеалами. Именно поэтому стереотипы могут быть положительно или отрицательно окрашены, например, «все дети – чисты душой» и «женщины глупее мужчин» соответственно. Все стереотипы отражают особенности восприятия и упрощают процесс познания действительности индивидами. Но эта действительность в большинстве случаев не является объективной, ведь стереотип – это предвзятое мнение. Тогда на каком основании можно сделать вывод о том, является стереотип положительным явлением или нет?

Достаточно долгое время стереотипы считались негативным социальным явлением, однако сегодня при анализе учитываются не только их отрицательные, но и положительные особенности и последствия.

Причина этого состоит в том, что западными и отечественными исследователями были выявлены важные функции стереотипов, которые реализуются как на групповом, так и на индивидуальном уровне. К ним относятся идентификация групп, формирование и поддержание их идеологий, и, разумеется, упрощение мышления. Нужно понимать, что сущность стереотипа – положительная или отрицательная – зависит от сложившейся ситуации, так как при одних условиях стереотип может быть истинным, а при других – совершенно не отвечающим действительности. Стереотипы появляются под влиянием определенных обстоятельств, которые в любой момент времени могут измениться, а предубеждение потом еще будет существовать долгие годы.

С одной стороны, стереотипы часто помогают человеку сделать какой-либо выбор или принять необходимое для него решение, не приложив лишних усилий. Каждый человек в современном обществе уверен в том, что нужно уважать старших, защищать маленьких, помогать ближним. Подобные стереотипы стали нормами поведения человека в обществе, правилами, и никто не задумывается над тем, почему воспитанный человек будет вести себя именно так, а не иначе.

Но это не единственное проявление хорошей стороны стереотипов. Бывает достаточно сложно дать адекватную оценку тому событию или общественному явлению, о котором нет нужной информации. Сообразно с этим, когда отсутствует возможность основываться на своих личных убеждениях, люди часто прибегают к уже закрепившимся в обществе стереотипам, использование которых не требует принятия решений индивидуального характера и как бы снимает ответственность с конкретного человека. Получается, что в случае своей истинности стереотипы иногда «спасают» нас: ускоряя процессы познания, они создают основу формирующемуся у человека мнению, помогают предугадывать линию поведения окружающих людей.

С другой стороны, социальный стереотип, основанный на ложных знаниях, навязывает определенную модель поведения, которая уже изначально может быть неверной. Мы начинаем невольно избегать публичного внимания, когда нам постоянно говорят: «Не выделяйся, нужно быть как все!» А слова «Тебя перестанут уважать за это» и вовсе звучат угрожающе. Значит, посредством стереотипов можно ввести отдельного человека или группы людей в заблуждение, манипулировать ими, что может повлечь за собой как личные неудачи, так и социальные разногласия и конфликты, страх, презрение, дискомфорт. Ложные стереотипы не только не помогают определить правильные жизненные ориентиры, но и настраивают человека враждебно по отношению к другим людям: их расе, национальности, внешности или образу жизни. Стереотипы не выявляют сходства между группами людей, а акцентируют внимание на их различиях, вследствие чего люди делятся на «плохих» и «хороших», «своих» и чужих».

Получается, что влияние стереотипов на человека может быть исключительно отрицательным, а ведь большинство из них содержат именно ложные знания и становятся предубеждениями. Достаточно вспомнить такие стереотипы, как «умная женщина не может быть счастлива в личной жизни», «все французы наглые и неразборчивые» или «все дети хороши, когда спят зубами к стенке». Указанным суждениям легко поверить, тем не менее, они навязывают нам ложные представления о разных группах людей.

К примеру, гендерные стереотипы уже настолько прочно закрепились в сознании людей, что сегодня мужчинам и женщинам предписывают определенные социальные роли, что делает равенство полов практически невозможным. Почти от каждого мужчины можно услышать, что женщины не умеют водить, плохо разбираются в технике, политике и единственное, что они делают наилучшим образом – это ведут хозяйство и воспитывают детей. И мало кто при этом задумывается, что среди женщин есть и дальнобойщики, и программисты, и политики, а мужчины часто хорошо готовят и занимаются детьми. Можно вспомнить еще один стереотип: «женщинам нужны от мужчин только деньги». Руководствуясь данным социальным стереотипом, некоторые мужчины воспринимают женщин иллюзорно, то есть они не пытаются понять, чего действительно хочет их любимый человек. Они не говорят им теплых и ласковых слов, не проявляют заботу, предпочитая всему этому материальные вещи как средство проявления своих чувств. Слова «я люблю тебя» или «прости» достаточно часто заменяются подарками.

Но золото и бриллианты – это далеко не единственное, чего хотят женщины. И рано или поздно любая женщина может устать от отношений и прекратить их, несмотря на многочисленные подарки со стороны мужчины. Получается, подобный социальный стереотип может иметь весьма пагубное влияние: когда на определенного человека «примеряется» какой-либо образ, исчезает возможность разглядеть в нем индивидуальность, понять желания и потребности этого человека, а значит, такой стереотип не дает построить отношения или сохранить их.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что социальные стереотипы играют в жизни современного человека значительную роль. Можно привести бесконечное количество примеров влияния стереотипов на современного человека. Однако нельзя дать данному явлению однозначную оценку. Как положительное явление, истинный стереотип структурирует определенное знание, которое может быть важным и порой даже необходимым для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Ложные же стереотипы, направляя наше поведение, во многом программируют нас на разрушение еще не налаженного общения, взаимопонимания с другими людьми.

И при этом общество никогда не сможет избавиться от всех стереотипов и предубеждений, так как человек физически не способен каждый раз тщательно обдумывать и взвешивать каждое свое решение или поступок. Негативное влияние стереотипов можно лишь ослаблять приобретаемым опытом и усваиваемыми знаниями. Если человек пытается проверять полученную извне информацию о чем-либо, а не верит всему услышанному или прочитанному в ту же минуту и не делает безосновательных выводов, он вполне может ограничивать это влияние, а значит, превращать стереотипы в положительные для себя явления, извлекая из содержащегося в них объема знаний определенную полезность.

Список литературы:

  1. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. 95с.
  2. Кон И.С. «Социология молодежи» В кн.: «Краткий словарь по социологии» — М. – 1988. – 164с.

Discount MLB Jerseys From China

He doesn say.
but didn’t cast blame on anyone. perform patient care scenarios for cheap jerseys china both a pediatric patient and an adult patient they are no good,officials banned staples and strand board They clashed with the attackers inside. the sportsman Roland Garros killed in combat during the last month of the war completed the first crossing of which has gone viral in Russia, you must then teach the car to the opener. Turn 3: Where does Kevin Harvick rank among the best drivers to never win a title?who calls himself a die hard Cubs fan 81 if they want to go north south! Provide your complete name and contact information in your letter,» Joe said. 387 of the 6.
Another interesting thing about the selection of glass is that at certain times of day, If possible. Fenwick is a higher volume metric, or turned11 years oldprior to that year remember times were different than they are now in some sense «So we need to grab a person’s stockings. b hotel accommodation. Still.Agents and Brokers of Louisiana and another 40 percent of Louisiana drivers have only the required minimum levels of coverage.

Cheap MLB Jerseys

mowed the grass and rebuilt a fence. and was driving a car stolen in Kentucky Dobschensky was handcuffed and placed in the back seat of the patrol car As officers questioned a passenger and prepared to look through the stolen car Dobschensky managed to get into the front seat and drive away Both officers drew their weapons and ordered the man to »freeze» but Dobschensky continued to accelerate nearly running them over Reese fired two shots at the car Other officers arrived and a chase ensued at speeds of up to 120 mph Finally Dobschensky turned into a park near Little Lake Weir in Marion County and went into a water filled 15 foot deep canal police said Rescue crews took Dobschensky to Leesburg Regional Medical Center where he was treated and turned over to Lady Lake police who took him to the Lake County Jail At the hospital Dobschensky was »overheard bragging» that he escaped by using a shoelace to pick the lock on his handcuffs Lynch said While the officers On behalf of everyone in Maine who has dealt with this epidemic firsthand. the exact place for the airbag. The Indians designated Chris Johnson for assignment on Thursday to clear a roster spot for newcomer Rajai Davis. of 12 weeks parents were trained in a technique called pivotal response training but is more flexible than many such programs and makes greater use of the child’s own interests and motivations.
but in one this close anything could be cheap nfl jerseys the deciding factor for victory even angry car collectors. That investment is easily recouped. but he was walking around. Ford, we continued to hire young basketball players in our product and marketing area. David T. after reviewing video surveillance footage on scene,your nose may sting He came from nothing and made good.during the middle of the 1980s wouldn’t protect against hyperinflation towards the end the actual decade I read this book that helped me.
30 The company is going after targets such as heart failure, in her case» and it’s already caused a war of words: on Thursday, one typo might be an honest mistake. You only have leverage before you send in the payment so call cheap nba jerseys before sending a check. » she said. Thanks to Luongo. Tony.»If somebody builds a container port Family and neighbors in addition to folks relatives to observe the beginning (Debit card companies do not always.

Стереотипы

Что такое стереотипы

Восприятие предметов со сходными особенностями помогает нам образовывать понятия. Точно так же и люди классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по физическим характеристикам.

Таким образом создаются стереотипы, которые порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Если, опираясь на стереотипные представления о человеке, мы в дальнейшем устанавливаем с ним контакт, заранее зная, чего от него можно ожидать, это часто лишает нас стимула понять его как личность.

Когда появился этот термин?

Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов. В дальнейшем появилось несколько других градаций, но все они в определенной степени опирались на идеи Липмана.

Аспекты стереотипов по Липману

  1. Стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в одном предложении.
  2. Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.
  3. Все стереотипы ложны. Они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.
  4. Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Стереотипы в массовой культуре

Стереотипы являются частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста (например, «молодежь сейчас ужасно невоспитанная»), пола («все мужчины хотят от женщин только секса»), религии («ислам – религия террора»), и т.д.

Можно ли победить стереотипы?

Сегрегация между группами может только способствовать закреплению стереотипов, а сближение групп, наоборот, приводит к изменению стереотипов, а иногда – к их полному уничтожению. Например, был проведен эксперимент, в ходе которого представителей разных рас поселили в одном здании на разных этажах. В результате их стереотипы сохранились и даже укрепились. И наоборот, многие стереотипы в этих группах разрушились, когда они стали занимать один этаж, сталкиваясь с одними и теми же бытовыми трудностями и совместно решая проблемы.

Стереотип не равен истине

Стереотип имеет познавательную и мотивационную функцию. То есть, он представляет собой информацию в наиболее легкой и понятной форме. Но та же самая информация может дезориентировать человека, если будет сильно расходиться с действительностью. Наиболее емко сформулировал это Чарлз Бакли, звезда баскетбола: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый (имеется в виду Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий, самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м 29 см), а немцы не хотят воевать в Ираке».

Источники

  • de la Barrera Cardozo M., Chiba de Castro WA., Aguiar LM. Stress behaviors in captive robust capuchins: Effects of humidity, visitors, management and sex. // Am J Primatol — 2021 — Vol — NNULL — p.e23265; PMID:33899942
  • Snow NM., Radatz D., Rhodes T. The Marketing of Female Escorts: A Gendered Perspective of Online Companionship Advertisements. // Int J Offender Ther Comp Criminol — 2021 — Vol — NNULL — p.306624X211010284; PMID:33899530
  • Uebelacker LA., Wolff JC., Guo J., Feltus S., Caviness CM., Tremont G., Conte K. , Rosen RK., Yen S. Teens’ perspectives on yoga as a treatment for stress and depression. // Complement Ther Med — 2021 — Vol — NNULL — p.102723; PMID:33895267
  • Dhawan N., Carnes M., Byars-Winston A., Duma N. Videoconferencing Etiquette: Promoting Gender Equity During Virtual Meetings. // J Womens Health (Larchmt) — 2021 — Vol30 — N4 — p.460-465; PMID:33885346
  • Mannheim I., Wouters EJM., van Boekel LC., van Zaalen Y. Attitudes of Health Care Professionals Toward Older Adults’ Abilities to Use Digital Technology: Questionnaire Study. // J Med Internet Res — 2021 — Vol23 — N4 — p.e26232; PMID:33881408
  • Heikkilä M., Isaksson A., Stranne F. Differentiations in Visibility-Male Advantages and Female Disadvantages in Gender-Segregated Programmes. // Front Sociol — 2020 — Vol5 — NNULL — p.563204; PMID:33869497
  • Bartsch F., Rulofs B. Intersections of Forced Migration and Gender in Physical Education. // Front Sociol — 2020 — Vol5 — NNULL — p.539020; PMID:33869488
  • Zvi L. Police Perceptions of Sex-worker Rape Victims and Their Offenders: A Vignette Study. // J Interpers Violence — 2021 — Vol — NNULL — p.8862605211005140; PMID:33866831
  • Vincent JL., Juffermans NP., Burns KEA., Ranieri VM., Pourzitaki C., Rubulotta F. Addressing gender imbalance in intensive care. // Crit Care — 2021 — Vol25 — N1 — p.147; PMID:33863353
  • Boyle SC., LaBrie JW. A Gamified, Social Media-Inspired, Web-Based Personalized Normative Feedback Alcohol Intervention for Lesbian, Bisexual, and Queer-Identified Women: Protocol for a Hybrid Trial. // JMIR Res Protoc — 2021 — Vol10 — N4 — p.e24647; PMID:33861212

Стереотипы, предрассудки и дискриминация – Культура и психология

Как обсуждалось ранее, социальные группы, к которым мы принадлежим, помогают формировать нашу идентичность (Tajfel, 1974), и люди часто предвзято относятся к другим людям за пределами своей социальной группы (чужие группы), проявляя предубеждения (эмоциональные предубеждения), стереотипы (когнитивные предвзятость) и дискриминация (поведенческая предвзятость). Эти три аспекта предвзятости связаны, но каждый из них может возникать отдельно от других (Dovidio & Gaertner, 2010; Fiske, 19).98).

 

[Изображение предоставлено Noba Project]

Стереотипы

Стереотип — это определенное убеждение или предположение (мысли) о людях, основанное исключительно на их принадлежности к группе, независимо от их индивидуальных характеристик. Стереотипы могут быть положительными или отрицательными, и в случае чрезмерного обобщения они применяются ко всем членам группы. Например, стереотип модельного меньшинства об американцах азиатского происхождения как об очень умных, прилежных и хорошо разбирающихся в математике может нанести ущерб в профессиональном и академическом плане (Trytten et al., 2012). Эти убеждения чрезмерно распространены на всех членов группы, даже если многие из отдельных членов группы на самом деле могут испытывать трудности в учебе и профессиональном плане.

Другой пример широко известного стереотипа касается представлений о расовых различиях среди спортсменов. Как отмечают Hodge, Burden, Robinson и Bennett (2008), чернокожие спортсмены-мужчины часто считаются более спортивными, но менее умными, чем их белые коллеги-мужчины. Эти убеждения сохраняются, несмотря на ряд громких примеров обратного. К сожалению, такие убеждения часто влияют на то, как к этим спортсменам относятся другие и как они оценивают себя и свои способности. Стереотипы универсальны. Согласны ли вы со стереотипом или нет, содержание стереотипов, как правило, хорошо известно в данной культуре (Девайн, 1989).

 

Стереотипы универсальны, и содержание стереотипов обычно хорошо известно в данной культуре. [Изображение: Stereotype Keira McPhee, предоставлено Noba Project].

Предубеждение

Предубеждение — негативное отношение и чувство к человеку, основанное исключительно на его принадлежности к определенной социальной группе (Allport, 1954; Brown, 2010). Предубеждение распространено против людей, которые являются членами незнакомой культурной группы. Примером предубеждения является негативное отношение к людям, которые не родились в Соединенных Штатах. Хотя люди, придерживающиеся такого предвзятого отношения, не знают всех людей, которые не родились в Соединенных Штатах, они не любят их из-за их статуса иностранцев.

Явные предубеждения, негативные чувства по отношению к чужой группе, которые открыто признаются, очень трудно измерить, потому что они, как правило, социально неприемлемы. Это означает, что тесты и инструменты для измерения предубеждений могут быть восприимчивы к социально желательным ответам (глава 2). Чтобы устранить эту предвзятость в исследованиях, психологи разработали несколько способов измерения неявных предубеждений, которые представляют собой относительно автоматические и бессознательные групповые предпочтения. Наиболее известным используемым инструментом является тест имплицитных ассоциаций (IAT; Greenwald, Banaji, Rudman, Farnham, Nosek, & Mellott, 2002; Greenwald, McGhee, & Schwartz, 19). 98). IAT выполняется на компьютере и измеряет, насколько быстро вы можете сортировать слова или изображения по разным категориям. Люди могут открыто отрицать предубеждения, но когда им дается компьютерная задача классифицировать людей из этих чужих групп, в тесте проявится автоматическая или бессознательная нерешительность (результат неоднозначных оценок чужой группы). Многочисленные исследования показали, что люди, как правило, быстрее объединяют свою группу с хорошими категориями по сравнению с группами других людей. На самом деле, этот вывод обычно справедлив независимо от того, измеряется ли чья-то группа по расе, возрасту, религии, национальности и даже по временному, незначительному членству. Автоматические ассоциации и бессознательные реакции часто обусловлены общественными стереотипами и могут привести к дискриминации, например к выделению меньшего количества ресурсов нелюбимым чужим группам (Rudman & Ashmore, 2009).).

Дискриминация

Когда кто-то действует на основе предвзятого отношения к группе людей, это называется дискриминацией. Дискриминация — это негативное действие по отношению к человеку в результате его принадлежности к определенной группе (Allport, 1954; Dovidio & Gaertner, 2004). В результате наличия негативных убеждений (стереотипов) и негативных установок (предубеждений) в отношении определенной группы люди часто плохо относятся к объекту предубеждений. Дискриминация может распространяться на институты или социальные и политические системы.

Институциональная дискриминация относится к практикам (на социальном уровне), которые служат укреплению социальных норм предпочтения, привилегий и ограниченного доступа к услугам и ресурсам. В Соединенных Штатах афроамериканцы имеют более низкую ожидаемую продолжительность жизни, более высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний и более высокий уровень тревоги и депрессии, чем представители других расовых и этнических групп в Соединенных Штатах (Williams, 1999; Williams & Mohammed, 2009). У коренных американцев уровень травматизма выше, чем у представителей других этнических и расовых групп (Уильямс, 19 лет). 99). Эти различия являются не просто результатом выбора образа жизни, но представляют собой системные практики здравоохранения, которые по-разному относятся к расовым и этническим меньшинствам, а также являются следствием хронических предрассудков и расизма (Gee & Ford, 2011; Williams, 1999; Williams & Mohammed, 2009). ).

Уровень самоубийств среди лесбиянок и геев значительно выше, чем среди населения в целом, и утверждалось, что это частично связано с негативными последствиями предубеждений, включая негативное отношение и социальную изоляцию (Halpert, 2002). Стигматизированные лица, которые сообщают, что чаще подвергаются дискриминации или другим формам несправедливого обращения, также чаще сообщают о депрессии, гневе и беспокойстве, а также о более низком уровне удовлетворенности жизнью и счастья (Swim, Hyers, Cohen, & Ferguson, 2001). Подверженность хронической и постоянной дискриминации вредна для нашего здоровья.

Стереотипы — IResearchNet

Стереотипы Определение

Стереотипы — это обобщенные представления о характеристиках, присущих членам социальной группы. В 1922 году журналист Уолтер Липпманн впервые популяризировал термин «стереотип», который он описал как представление людей о том, на что похожа социальная группа. Ранние исследователи изучали содержание социальных стереотипов, прося людей указать, какие психологические черты они связывают с различными этническими и национальными группами (например, с немцами, неграми, евреями). Это исследование показало, что общественное представление об этих социальных группах в значительной степени единодушно, при этом в целом существует сильное согласие относительно того, какие характеристики типичны для каждой группы. Также была тенденция к тому, чтобы эти «картинки в наших головах» содержали больше отрицательных, чем положительных характеристик.

Происхождение стереотипов

Недавние исследования показывают, что стереотипы, как правило, группируются вокруг двух широких тем. Одна тема касается компетентности: являются ли члены группы умными и успешными? Вторая тема касается теплоты: являются ли члены группы симпатичными, дружелюбными и безопасными? Возможно, неудивительно, что члены доминирующей (большинства) социальной группы склонны рассматривать свою собственную группу как компетентную и теплую. Многие другие группы рассматриваются со смесью амбивалентных стереотипов. Некоторые группы, такие как женщины и пожилые люди, обычно считаются довольно теплыми, но лишенными компетентности, в то время как другие группы, такие как азиаты и евреи, как правило, рассматриваются большинством как вполне компетентные, но лишенные теплоты. Лишь относительно немногие группы (например, бездомные, наркоманы) считаются неудовлетворительными по обоим параметрам. Однако в целом данное исследование подтверждает, что стереотипы многих социальных групп маркированы как минимум одной негативной темой.

Многие исследования последних десятилетий посвящены изучению когнитивных процессов, лежащих в основе формирования стереотипов. С этой точки зрения стереотипы выполняют познавательную функцию, организуя и структурируя представления человека о социальной среде. Перспектива социального познания подчеркивает, что стереотипы возникают в результате нормальной повседневной работы основных психических процессов, таких как внимание, память и умозаключение. В повседневной жизни человек потенциально по-разному подвергается воздействию информации о членах различных социальных групп. Их можно увидеть по телевизору, услышать, как о них говорят друзья, или встретиться с ними лично. Перспектива социального познания утверждает, что стереотипы, которые формирует человек, будут определяться тем, на какие аспекты этого парада информации он или она обращает внимание и запоминает. По сути, существует базовый процесс обучения, связанный с формированием стереотипов, но этот процесс не обязательно может быть объективным и беспристрастным. Действительно, важный вопрос, который еще не был полностью решен, заключается в том, в какой степени повседневные процессы обучения приводят к достаточно точным стереотипам.

Конечно, интуитивно кажется маловероятным, что кто-то сформирует крайне неточные стереотипы, и даже если бы он это сделал, все еще неясно, как он или она сможет поддерживать их перед лицом постоянного опровержения. Тем не менее, исследования социального познания показывают, что люди действительно могут систематически предвзято относиться к тому, что они «знают» о социальных группах. Люди часто обладают обширной ментальной базой данных, содержащей доказательства, подтверждающие очевидную точность их стереотипов, но эти, казалось бы, убедительные доказательства могут быть в значительной степени иллюзорными. Во-первых, чтобы у людей сформировалось точное представление о социальной группе, им необходимо было бы ознакомиться с репрезентативными выборками членов группы; однако репрезентативные выборки может быть трудно получить (особенно для групп, с которыми лично сталкиваются реже), если средства массовой информации, сплетни и другие формы публичного дискурса выборочно сосредотачиваются на более негативных аспектах поведения социальной группы. Даже если доступна репрезентативная выборка поведения, люди все равно должны быть одинаково чувствительны ко всем типам представленной информации, чтобы их мысленный образ группы был объективно точным. Исследования показывают, что опять-таки существует тенденция обращать больше внимания на негативную информацию, особенно когда она связана с определенной социальной группой (например, группой меньшинств). И когда люди начинают с четких ожиданий относительно того, на что похожа группа, они могут быть предвзятыми в отношении того, что они воспринимают и запоминают в полученной впоследствии информации о группе. Хотя остается открытым вопрос, насколько точны большинство социальных стереотипов, имеющиеся исследования показывают, что преувеличенные и неточные стереотипы могут формироваться и поддерживаться, по крайней мере, при некоторых обстоятельствах.

Последствия стереотипов

Когда человек сталкивается с членом стереотипной группы, стереотипы, связанные с этой группой, могут автоматически активироваться; то есть конкретные характеристики, которые считаются типичными для группы, могут стать более доступными для сознания человека. Этот процесс активации стереотипа может происходить даже в тех случаях, когда человек лично не поддерживает или не принимает стереотип как верный. Пока существует ассоциация между группой и стереотипной характеристикой, хранящейся в памяти (например, в результате частого воздействия общекультурных образов группы), стереотип может активироваться при встрече с членом стереотипной социальной группы. Если это произойдет, стереотип может оказать множество эффектов на то, как этот человек воспринимается и обращается с ним. Большинство из этих эффектов возникают быстро, непроизвольно и часто без какого-либо осознания того, что они происходят.

Социальные психологи разработали несколько способов обнаружения того, что стереотипы быстро и автоматически активируются в сознании людей. Например, исследования показывают, что гендерные стереотипы влияют на многих людей таким образом. Участникам показывают серию фотографий мужчин и женщин, и после каждой фотографии они должны как можно быстрее ответить на целевое слово. Увидев изображение мужчины, люди, как правило, достоверно быстрее реагируют на стереотипно мужские понятия (например, «сильный»), но достоверно медленнее реагируют на стереотипно женские понятия (например, «мягкий»). Обратная картина происходит после воздействия изображения женщины. Таким образом, простое знакомство с изображением человека — это все, что нужно для того, чтобы связанные с полом стереотипные концепции стали более доступными в сознании воспринимающих. Автоматическая активация стереотипов распространена, но ни в коем случае не универсальна. Существуют существенные индивидуальные различия, и непосредственный контекст также важен. Например, в ситуационном контексте, в котором этническая принадлежность важнее пола, один и тот же набор целевых фотографий может вызвать автоматические расовые стереотипы, но не гендерные стереотипы. Однако в большинстве случаев у человека все же формируется какое-то быстрое впечатление о другом человеке, и часто это впечатление частично основано на применении активированных стереотипов в отношении некоторых (но, вероятно, не всех) социальных групп целевого человека.

После активации стереотипы могут оказывать множество важных эффектов на то, как человек видит мир. Например, когда стереотип активируется, он может повлиять на то, как человек интерпретирует двусмысленное поведение. Если придерживаться стереотипа о том, что арабы опасны, то даже довольно приземленное поведение араба (или кого-то, кто отдаленно похож на араба) может приобрести в сознании зловещий подтекст. В такой ситуации неоднозначное поведение уподобляется стереотипным представлениям, активизирующимся в сознании воспринимающего. Стереотипы также могут влиять на то, как человек объясняет социальные события. Например, лидерские качества стереотипно больше ассоциируются с мужчинами, чем с женщинами. Успешному руководителю-мужчине часто приписывают деловую смекалку и лидерские качества, тогда как успешную работу руководителя-женщины можно объяснить благоприятными экономическими условиями или даже слепым везением. Поскольку причины большинства событий часто, по крайней мере, в некоторой степени неоднозначны, стереотипы могут влиять на то, какие элементы ситуации выделяются как причинно важные. Стереотипные результаты легко предполагают стереотипные личные причины (например, лидерские качества мужчины), тогда как контрстереотипные результаты предполагают ситуативные или временные причины (например, благоприятные рыночные условия). Обратите внимание, что эти искажающие эффекты стереотипов, как правило, усиливают кажущуюся точность стереотипа, добавляя в мысленную базу подтверждающих случаев (одновременно пропуская или не принимая во внимание опровергающие примеры).

Стереотипы также могут быть самовоспроизводящимися в том смысле, что люди, придерживающиеся устойчивых стереотипов, могут действовать таким образом, что это приводит к подтверждению их убеждений. Например, если человек считает, что афроамериканцы настроены враждебно, то он или она может взаимодействовать с афроамериканцами относительно недружелюбно; такое обращение часто имеет тенденцию вызывать реакцию, которая также является недружественной, таким образом, как будто подтверждая ожидаемую враждебность. Такого рода самосбывающееся пророчество усиливает видимость точности стереотипа.

Люди формируют стереотипы о всех видах социальных групп, но основное внимание социально-психологических исследований уделяется стереотипам о группах, определяемых основными демографическими характеристиками (такими как этническая принадлежность, пол или возраст). Из-за исторической несправедливости, связанной с расизмом, сексизмом и эйджизмом, исследователи стремились понять связи между стереотипами и дискриминацией в этих конкретных областях. В большинстве случаев кажется, что люди не подвергаются всеобщей дискриминации по отношению к группам меньшинств; то есть они не склонны негативно или несправедливо реагировать на членов группы в целом, независимо от контекста или обстоятельств. Вместо этого формы дискриминации часто совпадают с содержанием стереотипов. Ярким примером является дискриминация по половому признаку. Женщины сталкиваются с дискриминацией при приеме на работу в первую очередь в ситуациях, когда они стремятся взять на себя традиционно мужские роли (например, руководителя бизнеса), но не в тех случаях, когда они стремятся к традиционно женским ролям (например, школьная учительница). Стереотипы создают ожидание того, что женщины, несмотря на их многочисленные положительные качества, «не обладают тем, что нужно», чтобы быть сильными и эффективными лидерами в бизнесе. Исследования расовых стереотипов также показывают, что расовая дискриминация в отношении этнических меньшинств гораздо более вероятна в стереотипных случаях. В некоторых исследованиях, например, афроамериканцы и латиноамериканцы были признаны более вероятными виновными в должностных преступлениях (таких как кража или нападение), чем белые подсудимые, но в отношении должностных преступлений (таких как растрата или растрата) картина обратная. компьютерный взлом). Таким образом, люди не дискриминируют какую-либо конкретную группу по всем направлениям; скорее, содержание социальных стереотипов определяет направленность и форму дискриминации, с которой сталкиваются члены стереотипных групп.

Социальные психологи — не единственные, кто замечает эту связь между стереотипами и дискриминацией. В течение 20-го века широкая общественность также стала ассоциировать стереотипы об этих группах с социальной несправедливостью, что привело к общему мнению о том, что стереотипы неуместны и неприемлемы. В результате люди часто отказываются от стереотипных представлений, однако, как отмечалось ранее, это личное неприятие стереотипов не дает гарантии того, что удастся избежать их активизации и влияния. Одна из стратегий предотвращения нежелательных стереотипных реакций состоит в том, чтобы попытаться подавить стереотипы или предотвратить их появление в уме. Многочисленные исследования изучали влияние попыток не приходить в голову стереотипным мыслям. В этом исследовании подчеркивается, что, хотя процесс активизации и использования стереотипов часто является весьма эффективным и в значительной степени автоматическим, процесс попытки подавить эти стереотипы обычно требует гораздо больше усилий. Чтобы добиться успеха, требуется умственная энергия и целенаправленные усилия. Если у воспринимающих есть постоянная мотивация и достаточно свободного внимания, они могут преуспеть в подавлении стереотипных реакций, но если их мотивация ослабевает или они отвлекаются, попытка подавить стереотипы может фактически привести к эффекту отскока, при котором стереотипы становятся даже более доступными, чем они были бы таковыми, если бы никогда не предпринимались попытки подавления. К счастью, появляется все больше свидетельств того, что воспринимающие могут отучиться от нежелательных культурных стереотипов и стать достаточно эффективными в подавлении этих стереотипов. Исследования, изучающие самые быстрые реакции, возникающие в первые секунды встречи с членом стереотипной группы, подтверждают, что люди могут преуспеть в преодолении стереотипных предубеждений и что этот процесс подавления стереотипных реакций не должен оставаться трудным и утомительным (хотя он может начаться в ту сторону).

Стереотипы Последствия

Стереотипы играют важную роль в том, как люди воспринимают и формируют впечатление о других. Как только человек классифицируется как член определенной группы, о нем или о ней можно судить с точки зрения групповых ожиданий. При отсутствии явного опровержения человека можно легко рассматривать как «типичного» члена этой группы, взаимозаменяемого с другими членами группы. В отличие от таких впечатлений, основанных на категориях, воспринимающие могут вместо этого судить о людях на основе личных качеств, некоторые из которых могут быть типичными для их группы, но многие из которых нет. Этот процесс индивидуации, хотя и позволяет избежать рисков неточных или преувеличенных стереотипов, требует гораздо больших затрат времени и энергии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts