Стиль гротеск: что такое гротеск, особенности, история возникновения. Влияние гротеска на разные виды изобразительного искусства и мировую литературу

Miroedova School — Онлайн школа коммерческой иллюстрации

Софья Мироедова
2021-07-22 12:06:13

Софья Мироедова
2021-07-22 12:06:13

Иллюстрация обложки: Софья Мироедова для GQ Russia

Авангардисты с изобилием стилей повлияли практически на все области современного искусства. Не обошли они и иллюстрацию. Самое значительное воздействие на неё оказали кубизм, сюрреализм и отчасти примитивизм. Сейчас иллюстраторы прибегают к методу раскладывания изображения на непривычные глазу плоскости, манипулируют восприятием зрителя с помощью гипертрофированной перспективы и анатомии, а также тяготеют к отказу от излишней реалистичности графики.

Современная иллюстрация в стиле гротеска неоднозначна, но все её течения имеют нечто общее. Как правило, это нарушенные пропорции, искажённые черты портретов персонажей, а также необычные ракурсы окружения.

Иллюстрации: Сергей Колесов

До некоторых пор одной из главных областей приложения этого стиля была политическая и социальная иллюстрация.

Дерзкая манера преувеличения и преуменьшения, свойственная гротеску, эффектно подчёркивает острые темы и узнаваемо оттеняет персоналии. Однако со временем этот подход, балансирующий на грани с flat-иллюстрацией, приобрел поклонников и в других направлениях. К примеру, современные журналы стали отказываться от выдержанной декоративности и избыточного реализма в пользу харизматичных аллегорий гротеска. Это также касается и столь молодой области, как интерфейсная иллюстрация. Здесь заказчик часто хочет наладить искренний диалог со своим потребителем через забавные и несколько игривые картинки. Судя по отчетам маркетологов, эта тактика оказалась успешной, и иллюстрации приносят все больше конверсии компаниям, использующим их как в своих продуктах, так и в рекламе.

Предлагаю разобрать гротеск по косточкам, чтобы выяснить, чем он так хорош, и как преуспеть в работе с этим стилем.

Иллюстрации: Катерина Воронина

Искажение пространства и перспективы
Для гротеска свойственно гипертрофирование, что подразумевает манипуляции с характерными чертами элементов иллюстрации. Чтобы подчеркнуть обстоятельства среды, в которых оказался персонаж, можно исказить пространство вокруг него: убрать или наоборот завернуть перспективу, изменить размеры обычных предметов, для акцентирования их влияния на героя. Упрощать пространство до геометрических форм. Или же напротив усложнять его до невероятной степени.

Гипертрофированная анатомия
То же можно проделать непосредственно с действующими лицами. Однако, прежде, чем ломать героям руки, необходимо предельно точно изучить анатомию человека и животных, чтобы ваши искажения выглядели наиболее убедительно. Также важна работа с ярко выраженными чертами внешности персонажей. Необходимо выявить наиболее характерные и сделать на них акцент: увеличить, уменьшить относительно всей фигуры, испещрить деталями или упростить до плоскости.

Иллюстрации: Мария Шишова

Искаженная узнаваемость
Герои гротескных иллюстраций — основная область, с которой нужно работать. Потому что, видоизменив внешность персонажа, но заострив характерные черты, можно усилить эффект изобразительности и разъяснить смысловую нагрузку иллюстрации. Следите за тем, какие черты присущи герою — если это человек, посмотрите на пропорции лица и фигуры — что можно удлинить, укоротить, сгладить, заострить. Это касается не только придуманных персонажей, но и вполне узнаваемых личностей. Анализируя фотографии портретируемого, постарайтесь понять, что делает его внешность особенной, именно на этом имеет смысл делать акцент.

Динамика


Разумеется, помните о динамике. Движение в гротескной иллюстрации — ключевая опция, с помощью него вы можете задать максимальную динамику всей композиции. То, как двигается ваш герой, с какой точки зрения вы на него смотрите, подскажет вам, какие части пространства и персонажа имеет смысл акцентировать или преувеличить.

Детали
В иллюстрации всегда важны детали — потому что именно они её наполняют. Так что следует упрощать и исключать детали на незначительных областях работы и нагружать и делать акценты элементами на тех областях, что критически важны.

Иллюстрации: Виктор Меламед

Плоскости
Для работы с предметами композиции можно раскладывать их на плоскости. Это увеличит возможности искажения. Увеличением и уменьшением количества плоскостей можно добиваться различных эффектов усложнения и упрощения объектов.

Фактуры и текстура
Как и в других стилях иллюстрации, использование фактур усиливает изобразительность. Можно текстурировать всю плоскость иллюстрации, или отдельные её элементы. Сейчас особенно модно включать в такие иллюстрации абстрактные элементы, словно выполненные традиционными материалами. Благо, современные графические приложения обладают целым спектром подходящих кистей.

Иллюстрации: Lola Dupre

Гротеск — яркий и узнаваемый стиль, именно на его территории создаются лучшие авторские подходы, которые потом расходятся по палитрам коллег. Это неслучайно, ведь этот стиль находится на грани между остальными и позволяет иллюстратору выложиться на полную катушку! Вишенкой на торте сегодня будет невероятная популярность гротеска.

Кстати, о подробнее о работе с этим стилем вы можете узнать из этой лекции, а также из курса «Как разработать авторский стиль» и «Образ персонажа в иллюстрации»!

Структура гоголевского гротеска — Вопросы литературы

Hans Günter, Das Grotesk bei N. V. Gogol’. Formen und Funktionen, Verlag Otto Sagner, München, 1988, 291 S.

Прежде чем непосредственно приступить к своей теме – гротеск у Гоголя, – исследователь должен был решить трудную общетеоретическую задачу. Он должен был максимально четко ответить на вопрос, что такое гротеск. Ведь гротеск принадлежит не только к самым популярным сейчас эстетическим категориям, но и к самым сложным, несмотря на свою кажущуюся определенность и относительную молодость (если понятия «трагическое», «комическое» и другие существуют с античных времен, то гротеск как категория эстетики вошел в искусствознание лишь в XVI веке, а в литературоведение и того позже – в конце XVIII века). Поэтому вполне логично, что первая часть книги – одна из трех ее частей – посвящена общей теории гротеска.

Строго говоря, эта часть не дает оригинального толкования гротеска, тем не менее она представляется мне интересной и в научном отношении ценной. Ценность ее в подробной и в основном точной интерпретации существующих точек зрения, из которых автор стремится извлечь все наиболее важное, чтобы составить некое общее представление о гротеске.

В первую очередь он критикует одностороннее «подчинение гротеска комическому, сатирическому или демоническому». Это не означает, что, по его мнению, гротеск исключает, скажем, сатиру. Наоборот: в ходе анализа самих гоголевских произведений исследователь не упускает случая подчеркнуть содержащиеся в них элементы социальной критики и обличения и энергично оспаривает взгляд, будто бы гротеск несовместим с сатирой, с «социальным состраданием» и т. д. Автор, следовательно, различает функциональное применение гротеска и его общий строй, структуру, полагая – вполне правомерно, – что последняя может заключать в себе несколько функций, а также то, что эти функции с течением времени меняются в зависимости от общественной и литературной эволюции. (В этой связи не совсем точно одно из его замечаний, касающихся моего взгляда на гротеск: как в автор рецензируемой книги, я также считаю, что гротеск несводим к сатире, особенно гротеск в античном, средневековом искусстве и искусстве Возрождения; преимущество же сатирических моментов подчеркивается в новом, в реалистическом гротеске XIX века. См. мою книгу «О гротеске в литературе», М. 1966, стр. 16, 27, 59 и др.).

Что же конкретно означает обращение к «структуре гротескного объекта» (как названа одна из глав рецензируемой книги)? Гротеск выделяется на онове «монтажа разъединенных элементов», имеющего как психологическую, так и собственно художественную сторону. В психологическом отношении, то есть в отношении читательского восприятия, гротеск предполагает столкновение, смену «плоскостей изображения». В то время как восприятие обычного произведения реализуется на какой-то одной, устойчиво зафиксированной плоскости – на плоскости реальности или фантастики, комического или трагического, – гротеск вызывает их неожиданное смещение, столкновение, причем особый смысл приобретает сам момент неожиданности, внезапности.

С точки зрения собственно художественных форм, «монтаж разъединенных элементов» предполагает отличение гротеска от негротескной фантастики- и от негротескно- комического изображения, что, впрочем, тесно связано с психологическим моментом. Скажем, легенда, сказка, произведение научно-фантастического жанра и т. д. последовательно развивают фантастический план, не нарушая его и не привнося в него инородных элементов. Гротеск же – это «неожиданная смена фантастической и реальной плоскости изображения» (стр. 28). «В гротеске реальная и фантастическая плоскости изображения не только сменяют, но проникают друг друга, так что фантастическое проецируется на плоскость реальности и выдается за нее…» (стр. 30). Аналогичным образом комическое и трагическое приобретают печать гротеска не там, где они выступают изолированно, и даже не там, где они соединяются в понятие трагикомического, но там, где в результате их взаимодействия, неожиданной смены возникает совершенно новое качество, в котором составляющие его элементы деформированы.

К этому надо добавить, что вслед за другими исследователями Г. Гюнтер различает гротеск как «литературно-композиционную структуру» и гротеск как явление стиля. В первом случае гротеск организует все уровни произведения, в последнем – лишь его стилистический слой, находя свое выражение в разнообразных словесно-синтаксических и семантических приемах алогизма, сдвигов, оживления вещного и, наоборот, овеществления живого, «мозаики слов» и т. д. Стилистический гротеск, впрочем, нередко может переходить в композиционно-структурный. Классический пример этого перехода, конечно, повесть «Нос», где излюбленный гоголевский мотив «самоуправства» какой-либо части тела – в данном случае носа – получил вполне наглядное и фабульное и сюжетное (и, конечно, стилистическое) воплощение.

Перейдя к произведениям Гоголя, исследователь подразделяет их на несколько групп, что соответствует определенным видам и уровням развития гротеска. Вначале он рассматривает «зачатки гротеска» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»; потом – «комический гротеск», то есть такой гротеск, где «монтаж разъединенных элементов» определяется неразличимостью и взаимопроникновением комического и трагического (к этому виду Г. Гюнтер относит «Ивана Федоровича Шпоньку…», «Старосветских помещиков», «Повесть о том, как поссорился…» и начало «Невского проспекта»). Далее исследователь переходит к «фантастическому гротеску», характеризующемуся, как мы помним, неожиданной сменой реальной и фантастической плоскостей (сюда он относит «Нос», «Записки сумасшедшего» и «Шинель»). Последним рассматривается реалистический гротеск, а именно гротескный стиль «Мертвых душ».

Классификация эта не беспочвенна (например, в ней правомерно подчеркнута особая природа стиля «Мертвых душ», где многие прежние мотивы гротескного письма получили новое выражение), но и не бесспорна. Так, сразу же хочется спросить, почему «Шинель» отнесена к фантастическому гротеску, если сам исследователь считает, что «главная часть новеллы по своей структуре является комическим гротеском» (стр. 190)? Да и вообще довольно затруднительно деление гротеска по одному из тех признаков, которые могут выступать лишь вместе и взаимосвязанно.

Важнее, однако, что в разборе и описании самой природы гоголевского гротеска автор последователен и верен своим исходным установкам. Он хорошо показывает, например, как от одного произведения к другому про исходит оживление вещного и овеществление живого и как одновременное, неожиданное сближение обоих процессов (вместе с аналогичным явлением в области комического и трагического) рождает гротескный эффект. В «Повести о том, как поссорился…» поступок бурой свиньи, стащившей жалобу Ивана Никифоровича, неожиданным образом поднимается «на уровень человеческих отношений». «Для миргородского марионеточного мира характерно то, что поступок свиньи строго преследуется законом, в то время как ведение человеческих дел в суде идет вкривь и вкось. Но еще важнее то, что поступок свиньи осуждается с помощью человеческих категорий, так как речь идет об ее «вине», в то время как к марионеточным человеческим фигурам категория вины даже неприменима» (стр. 122).

Автор последователен и тогда, когда в разборе «Мертвых душ» подробно описывает все многообразие смысловых оттенков, порождаемых напряжением между двумя полюсами – «полюсом овеществления» и «полюсом оживления», – причем он подчеркивает, – что это напряжение, как в исходной формуле, зафиксировано уже в названии поэмы и обложке. На этой обложке, выполненной по рисунку Гоголя, «вокруг слов «Мертвые души» в причудливой манере нарисована масса черепов и человеческих скелетов, что явно соотносится с мертвыми душами. Но самое яркое отличие композиции титульного изображения состоит в том, что в причудливый гротескный мир вплетены натуралистически нарисованные детали: стаканы и бутылки из-под вина, рыбы, туфля, бочка, маленькие человеческие фигурки и т. д…. Странное сочетание гротескно- орнаментальных и натуралистических элементов – замечательная черта титульного изображения. В определенном смысле его можно было бы охарактеризовать как реалистический гротеск» (стр. 196). К этому уместно добавить, что обложка первого издания поэмы находится в примечательной, хотя и не прямой связи с традицией тех настенных орнаментов (изображающих причудливое сочетание растений, животных, человеческих лиц), которые были обнаружены в конце XV и в XVI веке Рафаэлем и его учениками и которые породили само это имя – гротеск…

Автор рецензируемой книги очень чуток к художественному тексту – качество нечастое в зарубежной литературе о Гоголе. Лишь в двух-трех случаях соображения Г. Гюнтера показались мне явно натянутыми. Так, он считает, что не следует говорить о любви героя «Записок сумасшедшего»: «В своей «любви» к Софи Поирищин чует (wittert), подобно Молчалину из грибоедовского «Горя от ума», преимущества для своей карьеры, возможность войти в восхищающую его общественную среду» (стр. 151). Однако при всей «редуцированности» душевных движений Поприщина едва ли правомерно отказывать ему в любви к Софи и ставить на одну доску с Молчалиным.

На примере Гоголя автор подчеркивает большие возможности гротеска в реалистической литературе, которые некоторыми зарубежными исследователями явно недооцениваются. Что же касается метода книги, то для нее характерно стремление избежать односторонности, рассматривать формальные элементы в связи с их смысловыми значениями, о чем сам Г. Гюнтер говорит так: «В синтезе литературно-формального и содержательно-общественного способов анализа мы видим плодотворнейшие возможности для дальнейшего изучения Гоголя. Цель его, по нашему мнению, состоит в преодолении дуалистической разобщенности и в восстановлении на более высоком уровне современной науки опосредствующего, осуществленного еще Белинским единства анализа формы и содержания» (стр. 4). Думается, что на этом пути Г. Гюнтером создан добросовестный и серьезный труд.

Гротеск | орнамент | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Стиль гротеск — Италия Путешествия и жизнь

Термин
Гротеск происходит от названия пещер или гротов, где строители эпохи Возрождения обнаружили эту древнюю форму

над Италией. Так продолжалось в течение следующих двух столетий. В настоящее время при упоминании этого слова обычно возникают негативные образы неудачно искаженных образов природы и ужасающих изображений существ, людей и зверей.

Однако эта отрицательная концепция является относительно современным искажением первоначального значения названия, описывающего одно из самых оригинальных украшений эпохи Возрождения, которое было совсем не отрицательным, а удивительно игривым и элегантным.

Декоративный стиль гротеск восходит к Древнему Риму и был предпочтительным декоративным декором, покрывающим стены и потолки богатых домов. Он был заново открыт в Риме в эпоху Возрождения, когда город переживал строительный бум.

Во время раскопок, чтобы заложить фундамент для великолепных новых дворцовых резиденций эпохи Возрождения, они обнаружили множество древних скульптур и остатки древнеримских построек.

В 1480-х годах были обнаружены остатки дворцов древнеримского императора Августа и Нерона. Гротескный стиль украшал их стены. То, что осталось от этих зданий, было полностью покрыто многофутовой свалкой после столетий Тибра с накоплением ила, создавшим очень высокий уровень земли.

Эти открытия очаровали всех. В то время Италия чрезвычайно интересовалась Древним миром; произошло возрождение интереса ко всему классическому, и это было невероятно захватывающим открытием, поскольку сохранилось очень мало примеров живописного декора из древнего мира. Художники, вооруженные факелами, спускались в то, что напоминало им подземные пещеры, и копировали эти настенные украшения.

Рафаэль прославил их в Ватиканском дворце по заказу Папы (Ватиканские лоджии). Перуджино (мастер Рафаэля), Доменико Гирландайо (мастер фресок и живописи Микеланджело), ​​Пинтуриккьо и Филиппино Липпи, которые познакомили Флоренцию с гротеском в семейной часовне Строцци (1489 г.).-1502) в церкви Санта-Мария-Новелла – в числе многих других наиболее важных мастеров того времени совершили паломничество в эти подземные «пещеры», чтобы скопировать проекты, а затем включить их в свои заказы семейных часовен, частных домов и экстерьеры зданий по всему итальянскому полуострову. Эти похожие на пещеры места, или grotte , дали название декоративному стилю, grottesco на итальянском языке.

Для гротеска характерны странные или образные формы, обычно представляющие собой сочетание получеловека-полузверя, зооморфных фигур и мифологических существ, изображенных с сильной, извилистой плавностью линий. Он представлял неизвестный аспект Древних человеку эпохи Возрождения. Древние, которыми так восхищались и которым подражали за их грамматику классических правил и порядка, не были связаны с этой демонстрацией игривости, этой беззаботной и нерегулируемой стороной, как это видно в гротеске.

В 18 веке термин гротеск в английском языке приобрел гораздо более широкое значение и стал ассоциироваться с карикатурой и, в частности, с чрезмерным акцентом на причудливом и нелепом. В эпоху разума и неоклассицизма это размышление о воображаемой странности и отсутствии структуры рассматривалось как ненормальное и противоречащее порядку природы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts