Стиль синквейн: Синквейн к слову мода

Открытый урок по истории изобразительногоискусства

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная школа г. Ливны»

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 

по  учебному предмету

                      «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИЛЬНОГО ИСКУССТВА»

                                предметной области

                                                «История искусств»

                                      ПО.02. УП.02.

 

дополнительной  предпрофессиональной

общеобразовательной программе

в области изобразительного искусства «Живопись»

 

 

преподаватель МБУДО «ДХШ г.

Ливны»

Севастьянова Надежда Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ливны 2016 г.

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА УРОКА

Место проведения:

 МБУДО «Детская художественная школа г. Ливны»

 

Класс: 2 «В»

Возраст: 12 — 13 лет

Тема:

«Архитектура –  ведущий вид  романского искусства».

 

Время:

60 минут

 

Цель:

 Знакомство с романским искусством – искусством  архитектуры,  объединяющей вокруг себя различные виды искусства (монументальную живопись, скульптуру и декор).   Развитие восприятия данного  искусства и бережного отношения к культурному наследию в целом.

 

Задачи:

—  познакомить  с термином «романский стиль»;

—  выявить конструктивные и образно-художественные особенности  романской архитектуры через синтез со скульптурой;

— составить синквейн на одну из тем: «Романская архитектура», «Романская скульптура», «Замок феодала».

 

Ресурсы:

 для учителя:

ноутбук, проектор, презентация «Романское искусство», демонстрационная доска, маркер.

  для обучающихся:

 тетрадь, ручка, набор бланков для самостоятельной работы «Схема романской церкви»,  памятка «Порядок составления синквейна».

 

Словарь урока: романский стиль, донжон, тимпан,  перспективный арочный портал.

 

 

Источники: 

1. История зарубежного искусства. Под.ред.: М.Т Кузьминой, Н.Л. Мальцевой  — М.: Издательство «Искусство», 1971.

2.Краткий словарь художественных терминов. –Обнинск:Титул,2001.

3. Мировая художественная культура.11 кл.: Учебник для общеобразовательных заведений /Г.И.Данилова и др. – М.: Издательство «Интербук»,2002.

4. Энциклопедия для детей.Т.7. Искусство.Ч.1. – 2 –е изд.,испр. / Глав .ред. М.Д.Аксёнова. – М.:Аванта+,1999.

http://www.thg.ru/education/iskusstvo_srednih_vekov/iskusstvo_srednih_vekov-02. html#_

crossmoda.narod.ru

www.edu.ru

www.bibliotekar.ru/Iskuss1/29.htm

en.wikipedia.org/wiki/Romanesque_style

dic.academic.ru/dic.nsf/bse/128119

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 этап. Мотивация.

Тему нашего урока, я  хотела бы начать со слов Монаха Рауля Глабера, автора  средневековых хроник, так писал он о начале этого (романского)  периода в искусстве:

 «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Италия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий… Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, монастырские церкви, посвященные разным святым, даже маленькие деревенские часовни были перестроены верующими и стали ещё краше».

 

Окончив чтение, следует задать учащимся следующие вопросы:
      1. О каком времени  шла речь?
      2.  Какой вид искусства упоминается?

     

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом  уроке?

Откройте тетради и запишите тему.

Слайд  №1

Тема:

«Архитектура –  ведущий  вид романского искусства»

2 этап. Целеполагание.

— опрос по пройденной теме —

— Как вы считаете, что означает термин  «романское искусство»?  Возможно, из курса истории средневековья, общеобразовательной школы, вы это уже знаете.

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним материал прошлого урока.

Мы говорили о том, что после крушения Римской империи и деления её территории   на восточную (Византию) и западную,  многочисленные племена варваров образовывали  новые государства. На их культуру повлияло искусство античности, которое сохранилось лишь в бывших римских провинциях, отсюда и название. Термин «Романское искусство» появился в начале 19 века. Он обозначал европейское искусство 10 – 12 веков. Это означало, что архитектура в этот период находилась под сильным влиянием, так называемого «романского зодчества» (от лат.

romanus —  «римский»).

По данному плану можно рассмотреть тему.

 

Слайд 2               

                                  План.      

1.     Монастырская архитектура

2.     Военно – гражданская архитектура. Замок феодала.

     3. Романская скульптура

3 этап.

— изучение нового материала —

Вводное слово учителя

 

Слайд 3

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО

 ЗАПАДНОЙ ЕВРОВЫ

 

Дороманское искусство

( искусство варварских королевств) — VIX вв.

Романский стиль  — XI

XII вв.

Готический стиль — XIIIXV вв.

 

Романский стиль в разных европейских странах развивался по–разному и его хронология не имеет единых временных рамок. Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, а  в Германии и Италии характерные признаки романской архитектуры и  искусства в целом продолжают господствовать на протяжении большей части 13 века.

 

Слайд 4 -10

  

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имела культовая архитектура( храмы и монастыри).. Именно в романской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные  каменные здания.

Храм романского стиля часто развивает старую базиликальную форму.

В плане — латинский крест. Центральный неф возвышается над боковыми. Центр композиции  образует башня средокрестия, увенчанная шпилем.

 

В ряде государств,  основными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Создателями романского искусства  в основном  были ремесленники. В конце 11 века появились артели мирян каменотесов, строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Часто монастыри  привлекали для работ  различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга. Заботясь о прочности, строители ограничивались простыми массивными формами. Наружный вид романского собора суров, прост и ясен,  почти отсутствовал декор  и орнамент; характерный элемент – арочная форма.

      

Материалом для романских построек служил местный камень,

так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины.

 

 

 

 

 

Слайд  11

В романский период изменилась светская архитектура.

По всей Европе стали строить каменные замки.

Настоящей страной замков стала страна Кастилия (центральная Испания) – её название произошло от испанского слова «сastillo», что означает замок. Один из ранних романских замков – королевский дворец Алькасар был построен в Сеговии, в 9 веке. Замки напоминали неприступные крепости, поэтому, их правильнее  было бы отнести к военно – гражданской архитектуре. Замки строились преимущественно на  естественной возвышенности (скале, горе, отвесном берегу реки).

В центре замка находилась каменная башня – донжон. На первом этаже  располагались кладовые, на втором – комнаты хозяина замка, на третьем – помещения для слуг и охраны, в подвале тюрьма. На вершине выставлялся дозор. Как правило,  замок был окружён глубоким рвом, который мог заполняться водой. Мост, перекинутый через ров, мог в случае опасности подниматься.

 

Теперь поговорим о романской скульптуре.

 С 12 века скульптура играла важную роль, подчиняясь целиком архитектуре и находясь с ней в синтезе. Именно в этот период появляется первая монументальная скульптура,  но единой системы  скульптурного декора храма в романский период ещё не было выработано.

Скульптура в основном украшала западный фасад, капители, перспективные арочные порталы храма (уменьшающиеся в перспективе полуциркульные арки).

 — в тетрадях зарисуем этот архитектурный элемент –

      

 

Особенно широко ей украшали храмы Бургундии и Прованса. Примером такого декора может служить скульптурные украшения  Сен – Лазар в Отёне и Сен – Мадлен в Везле.  Особенную смысловую нагрузку несла композиция тимпана.

 

Тимпан – углубленная часть арки над входом.

 

Рельеф со сценой страшного суда в соборе

Сен – Лазар разделён на несколько ярусов. Вверху справа ангелы сопровождают праведников; слева черти тащат грешников в ад; там же взвешивают добрые и дурные поступки людей.

Как вы думаете, почему именно сцена страшного суда встречала верующих при входе в храм?

Церковь требовала, чтобы искусство выполняло функции:

1.     «Евангелие для неграмотных»

2.     Наставник в вере

3.     Средство украшения

 

В строго симметричных религиозных композициях выделялась фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, не теряя при этом духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.

 

 

Как, мы называем такие орнаменты?

Как называется орнамент в изображения которого входят фантастические существа?

 

— работа в группах —

Задание:  Просмотреть  Слайды16 -20 и выбрать  фразы, которые  характеризуют  романскую скульптуру. (3, 4,5)

    

1. Романские капители не имели строгой ордерной организации, как например, древнеримские.

2. Тематика скульптурных изображений была только христианская.

3. Часто присутствовал преимущественно только тератологический орнамент.

4. Рельефы часто подкрашивали, что придавало им большую выразительность.

5. Большинство произведений скульптуры было анонимно.

 

4 этап.                                        

Рефлексия            

Составить синквейн

На тему:  «Романская архитектура», «Романская скульптура», «Замок феодала».

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

5 этап.

Домашнее задание

— подведение итогов —

Составить синквейн на тему:

 «Романская архитектура», «Романская скульптура».

 

 

Использование технологии критического мышления в виде кластера, синквейна, осмысленного чтения при изучении дисциплин медицинского профиля — Информио

Обмен опытом

Публикации

Методические разработки

Материалы конференции

Работы СНО

Персоналии

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника «Информио» является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации


10. 04.2020 306 511

Коваленко Наталья Сергеевна, преподаватель

Искитимский филиал Новосибирский медицинский колледж

Одной из основных задач среднего профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста. Главными характеристиками выпускника любого образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

Каждый преподаватель нашего колледжа  имеет индивидуальный методический стиль работы, на который он предпочитает опираться, свои диалогические отношения со студентами.

Современные образовательные технологии, используемые мной на занятиях, направлены на самостоятельное умение получать и применять полученные знания, носят развивающий и активный характер на период пандемии и самоизоляции. В этих условиях главное место в  дистанционном образовательном процессе занимает студент, а преподаватель — консультант и помощник.

Опираясь на опыт и интересы студентов, на их запросы и склонности,  я как преподаватель приобретаю союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам колледжа и работодателю.

Широкое использование компетентностного подхода, придает  образованию личностно-ориентированный характер и формирует  у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях. В связи с этим в образовательную практику среднего профессионального образования активно внедряется технология, «Через кластер, синквейн,  для развития критического мышления». Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков студентов, необходимых в практической деятельности (умение принимать взвешенные решения, анализировать различные ситуации и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия обучающихся). Через кластер, синквейн, осмысленное чтение, развивается  критическое мышление  при преподавании дисциплин медицинского профиля, что позволяет создать  благоприятные условия  для активизации и развития мыслительных способностей студентов.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Использование технологии критического мышления в виде кластера, синквейна, осмысленного чтения при изучении дисциплин медицинского профиля

Расскажите друзьям:

Назад к списку

Месяц национальной поэзии. Неделя 2 с Лизой Крок

Месяц национальной поэзии продолжается весь апрель второй неделей романов в стихах! Каждый день я публикую стихотворный роман в Твиттере @readonthebeach вместе с соответствующей поэтической активностью. Щелкните здесь, чтобы прочитать мой предыдущий пост об использовании моей книги « Романы в стихах для подростков », чтобы охватить маргинализированных и сопротивляющихся/стремящихся читателей, и здесь, чтобы ознакомиться с подведением итогов первой недели. На второй неделе!

День 8: Коричневая девушка мечтает Жаклин Вудсон

Резюме:

Мемуары Жаклин Вудсон в в основе стиха лежит семья. Лето на юге с бабушкой и дедушкой приносит сверчков, лягушек и сов, поющих колыбельную, в то время как ее мать в Бруклин включает в себя дабл-голландскую музыку без слова «фанк». Зал Царства. Она искренне любит оба места и мечтает найти способ иметь один И другие. Когда она начинает свой путь, став писателем, она понимает, что «ВЫ решаете, какими в конце концов будут каждый мир, каждая история и каждый финал».