Стоическая философия: Как быть стоиком: философия-антистресс

Содержание

как философия стоицизма помогает жить и работать — T&P

Сегодня философия стоицизма приобрела в глазах многих не самые радужные оттенки. Стоики воспринимаются как люди мрачные, суровые, которые, стиснув зубы, готовы терпеть все жизненные неурядицы, а не пытаться их преодолеть. Однако суть учения совсем не в этом. Стоицизм — это о том, как в тяжелых испытаниях увидеть возможности, как быть счастливым даже в самой беспросветной ситуации. Об этом статья Лари Уолласа, опубликованная в Aeon.

Мы нередко искажаем философию. Мы изменяем ее формы лишь на основании неясных очертаний, превращаем ее в мультфильм, словно карикатурист, специально преувеличивающий неправильные черты. Так буддизм в сознании многих превращается в доктрину пассивности и даже лени, а экзистенциализм становится синонимом апатии и бессмысленного отчаяния. Что-то подобное произошло и со стоицизмом. Он воспринимается (если вообще о нем вспоминают) как философия мрачной выносливости, терпения и продолжения, но не преодоления различных жизненных страданий и неприятностей.

Неудивительно, что эта философия утратила свою популярность. Неудивительно, что в западной культуре мудрец-стоик никогда не был так популярен, как мастер Дзен. Даже при том, что стоицизм намного более доступен, он не только не обладает экзотической мистикой восточных практик, но и считается философией, которая просто ломает человека, даже когда он решительно безразличен. В этом понимании не учитывается стремление к постоянному преодолению и невозмутимому спокойствию, которое пропагандируют стоики.

Кроме того, здесь не учитывается благодарность. Это тоже часть спокойствия, поскольку именно благодарность делает спокойствие возможным. Стоицизм в большей степени, чем какое-либо другое учение, является философией благодарности. Более того, благодарности столь сильной, что можно вынести все. Философы, тосковавшие по наивысшему психологическому освобождению, часто забывали о своей принадлежности к сообществу, куда входили в том числе и стоики. «Вы хотите жить “согласно с природой»?” — усмехается над стоиками Ницше в книге «По ту сторону добра и зла» (1886):

«О благородные стоики, какой обман слов! Вообразите себе существо, подобное природе, — безмерно расточительное, безмерно равнодушное, без намерений и оглядок, без жалости и справедливости, плодовитое и бесплодное, и неустойчивое в одно и то же время, представьте себе безразличие в форме власти, — как могли бы вы жить согласно с этим безразличием? Жить — разве это не значит как раз желать быть чем-то другим, нежели природа? Разве жизнь не состоит в желании оценивать, предпочитать, быть несправедливым, быть ограниченным, быть отличным от прочего? Если же предположить, что ваш императив «жить согласно с природой» означает в сущности то же самое, что «жить согласно с жизнью», то каким же образом вы не могли бы этого сделать? К чему создавать принцип из того, что сами вы являете собою и чем вы должны быть?»

Обвинения в адрес стоицизма именно такие — соблазнительные по своей четкости и энергии и, следовательно, эффективные, но при этом абсолютно некомпетентные. Вот почему испытываешь такое разочарование, когда видишь, как Ницше сходит с тропы благоразумия в следующих двух абзацах и обвиняет стоиков в попытке «предписать» их «мораль природе», в неспособности к иному взгляду (на природу) из-за «высокомерной надежды», что природу можно «тиранизировать» так же, как стоики тиранизируют самих себя. Затем он обвиняет всю философию в том, что она являет собой «тиранический инстинкт», «духовную волю к власти», к «сотворению мира» (все это является нескрываемой психологической проекцией, учитывая, что Ницше был одержим идеей психологического превосходства).

Jeff Koons

Равнодушие действительно дает власть. Если применять его в нужных ситуациях, если сознательно принять определенное отношение, то равнодушие не только делает такую жизнь возможной, но и помогает вести более свободный, открытый и необычный образ жизни. Радость и горе, как и другие эмоции никуда не уйдут, но вы сможете их умерить, и они будут меньше вас мучить.

Если за объяснениями, что есть стоицизм, не всегда можно обратиться к философам, то тогда к кому? Для начала можно посмотреть определение слова «стоик» в Urban Dictionary — краудсорсинговом онлайн-словаре английского сленга:

Cтоик — человек, который не заморачивается по поводу всякой ерунды, происходящей в этом мире, из-за которой парится большинство людей. Стоики испытывают эмоции, но только по отношению к действительно значимым вещам.

Пример: Компания подростков сидит на крыльце. Мимо проходит стоик.

Один из компании: Эй ты, придурок и упырь, ты вообще извращенец! Стоик: Молодец, тебе повезло!

Идет дальше.

Интересно, что автор использует в этом анекдоте именно слово «крыльцо» (porch), ведь слово «стоицизм» произошло от греческого слова «stoa» — а это как раз греческое название для сооружения, которое мы сегодня называем крыльцом (портиком — прим. ред.). Древние стоики собирались в таких галереях, проводили там время и говорили о просвещении и всяких других вещах. Греческий философ Зенон является основателем школы, а римский император Марк Аврелий — самым известным практиком, в то время как римский политик Сенека, пожалуй, был наиболее красноречивым и интересным представителем этого учения. Однако настоящим героем стоицизма большинство стоиков признают греческого философа Эпиктета.

Он был рабом, что как нельзя лучше подкрепляет его учение. Такой убедительностью другие стоики не могут похвастать, несмотря на все перенесенные ими жизненные трудности. Эпиктет беседовал со своими учениками, а они потом записали его слова. Сегодня это единственное, что сохранилось от учения Эпиктета. Его речи содержатся в двух коротких работах «Руководство» и «Беседы». Среди непосредственных учеников Эпиктета был Марк Аврелий (еще один философ-стоик, который не предполагал, что его будут когда-нибудь читать. Его сборник «К самому себе» написан исключительно для себя, что-то вроде личного руководства).

«Советы стоиков: 9 способов использовать философию в повседневной жизни»

Среди «непрямых» учеников Эпиктета — целая плеяда великих людей, выдающихся во всех сферах и областях. Один из них — бывший адмирал ВМС США Джеймс Стокдейл. Во время войны во Вьетнаме он находился в заключении 7 лет, у него были переломаны кости, он голодал, сидел в одиночной камере и переносил другие всевозможные лишения и испытания. Его психологической опорой в ту пору было учение Эпиктета, с которым он познакомился после окончания колледжа, когда попал в ВМС. Параллельно он изучал философию в Стенфордском университете. Во Вьетнаме он всегда обращался к идеям стоицизма и не забывал о них даже в самые ужасные моменты. В особенности в такие моменты. Он понимал значение этих уроков и научился применять их на практике лучше, чем кто-либо другой.

Стокдейл много писал об Эпиктете, упоминал его в речах, мемуарах, сочинениях. Но если вам не хочется забивать голову (а ведь именно этого пытается избежать стоик), то лучшее из всего этого — его речь 1993 года в Королевском колледже Лондона, опубликованная под заголовком «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения» (1993). Подзаголовок здесь важен. Однажды Эпиктет сравнил лекторий философа с больницей, из которой ученик должен выйти с ощущением небольшой боли. «Если лекторий Эпиктета — это больница, — пишет Стокдейл, — то моя тюрьма была лабораторией. Лабораторией человеческого поведения. Я решил проверить постулаты Эпиктета на примере реальных жизненных трудностей, которые творились в моей лаборатории. Как вы видите, он победоносно выдержал это испытание».

Стокдейл отвергал ложный оптимизм, который проповедует христианство, потому что знал из собственных наблюдений, что ложная надежда сводит в тюрьме с ума. Сами стоики верили в богов, но тот, кто не приемлет религиозных верований, может воспринимать стоицизм так же, как буддизм, если не могут поверить в карму и реинкарнацию.

Если избавиться от всей лишней «шелухи», то все в конечном счете сводится к выбору. Выбор — это действительно все, что у нас есть, и об остальном не стоит даже и думать. «Кто из людей непобедим?» — однажды спросил Эпиктет, а затем сам ответил: «Тот, кого не волнует ничего, что находится за пределами его выбора». Всякое несчастье, которое лежит за пределами выбора, должно рассматриваться как возможность укрепить нашу решимость, а не служить оправданием для слабости. Это поистине один из величайших в мире жизненных принципов, это желание обратить неприятности в возможность. Именно это отчасти превозносил Сенека, когда описывал, что бы он сказал тому, чей дух никогда не смирялся и никогда не подвергался испытаниям: «Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен. Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам». Мы делаем себе огромное одолжение, когда видим в неприятностях возможность сделать такое открытие, а в этом открытии найти и получить еще больше.

Еще один отличный жизненный стоический принцип отражен в книге Вильяма Ирвайна «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» (2009). Принцип получил название «негативная визуализация». По мнению стоиков, постоянно думая о худшем, что может произойти, мы вырабатываем иммунитет к опасностям, которые таит в себе чрезмерное позитивное мышление, убежденность в том, что реалистичный взгляд на мир приводит только к отчаянию. Только представляя себе плохое, мы по-настоящему можем оценить хорошее. Вы не испытаете благодарности, если будете все воспринимать как должное. Именно эта благодарность заставляет нас с удовольствием делать уступки, когда все в мире уже и так вышло из-под контроля. Как же могло возникнуть такое огромное недопонимание в такой в высшей степени понятной философии? Как мы могли забыть, что темный узкий проход на самом деле ведет к превосходству?

Jeff Koons

В этих принципах можно узнать стандартную когнитивно-поведенческую психотерапию (КПТ). И в самом деле, стоицизм определяли как своего рода прото-когнитивно-поведенческую терапию. Американский психолог Альберт Эллис, разработавший в 1955 году первую форму КПТ, известную как рационально-эмоциональная терапия, читал труды стоиков в юности и в свое время прописывал своим пациентам максиму Эпиктета: «Человека беспокоят не сами вещи, но собственное мнение об этих вещах». «Если коротко, то это по сути и есть когнитивная модель эмоций», — считает Дональд Робертсон — врач-психотерапевт, который в 2010 году написал книгу по когнитивно-поведенческой психотерапии «Философия стоиков как рациональная и конитивная психотерапия».

Очевидно, что из-за этой простоты и доступности стоицизм никогда не поймут те, кто увлекается абстрактными и эзотерическими философиями. В романе «Мужчина в полный рост» (1988) Том Вулф наделяет стоическими взглядами полуграмотного заключенного, и это удается ему с удивительным правдоподобием. Монолог Конрада Хенсли может показаться высокопарным, но нельзя усомниться в скрывающихся за ним чувствах. Когда Конрада спросили, стоик ли он, он ответил: «Я только читаю об этом, но я бы хотел, чтобы кто-нибудь из таких людей был сегодня рядом, чтобы к нему можно было прийти, как приходили ученики к Эпиктету. Сегодня люди думают, что стоики — это такие люди, ну вы знаете, такие люди, которые, стиснув зубы, терпят боль и страдание. Но на самом деле они просто спокойные и уверенные перед лицом любых невзгод».

Это заставляет спросить, а какие были невзгоды? Мы уже упоминали, что Эпиктет был рабом, напротив его имени можно поставить галочку. Напротив Сенеки тоже, несмотря на мнение многих несогласных. Жизнь Сенеки, несмотря на периодическую возможность пользоваться всеми земными благами, была очень тяжела: он был болен туберкулезом, находился в изгнании под гнетом жестокого диктатора и убийцы. Сам Сенека говорил, что никто не приговаривал мудрецов к бедности. Только древнегреческий циник попытался бы отрицать это.

Кроме того, Сенека первым бы сказал, как однажды написал кому-то в одном из своих писем: «Я не настолько бесстыж, чтобы пытаться лечить своих товарищей, когда сам болен. Тем не менее, я обсуждаю с вами проблемы, которые касаются нас обоих, и я делюсь с вами своим лекарством, как если бы мы с вами лежали вместе в одной больнице». Марк Аврелий тоже был в этой «больнице». Наделенный властью императора и пользующийся всеми привилегиями этого положения, он также переносил все сопутствующие трудности и удары, и даже сверх того. Я бы не смог высказаться на этот счет лучше, чем Ирвайн в своей книге «Путеводитель по хорошей жизни». Поэтому не буду мудрить и приведу цитату:

«Он был болен, возможно, язвой. Его семейная жизнь была полна несчастий: его жена, видимо, была ему неверна, из 14 детей, которых она ему родила, выжили только шестеро. Кроме того, управление империей наносило свои удары. Во время его правления на границах было много восстаний, и Марк нередко лично отправлялся контролировать их подавление. Его собственные назначенцы, особенно Авидий Кассий, правитель Сирии, восстали против него. Его подчиненные вели себя нагло и презрительно по отношению к нему, и эту наглость он выносил с невозмутимым нравом. Горожане отпускали шутки в его адрес, и их не наказывали за это. Во время его правления на империю также обрушилась чума, голод, стихийные бедствия, в частности землетрясение в Смирне».

Всегда оставаясь стратегом, Марк применял надежную технику в борьбе со всеми трудностями, которые наполняли его жизнь. В начале каждого дня он говорил себе: «Я увижу надоедливых, неблагодарных, жестоких, вероломных, завистливых и закрытых людей». Он мог бы вести себя иначе и притворяться, что все прекрасно, особенно в те дни, когда это было действительно так, или, по крайней мере, казалось таковым. Но в этом случае, как бы он научился идти и по ветру, и против него, постоянно приспосабливаясь к неприятным поворотам судьбы? Что бы с ним сталось, когда поменялся бы ветер?

Стоицизм, что это, уроки на каждый день

В кризисы люди часто обращаются к опыту прошлого. Один из примеров — древнегреческий стоицизм, который сейчас вновь набирает популярность. Изучаем, как идеи стоиков можно использовать для успокоения в тяжелые времена

Что такое стоицизм

Стоицизм — это философская школа времен Древней Греции, которая включает в себя множество различных направлений и ответвлений. Стоицизм родился вскоре после смерти Александра Македонского. Как утверждает профессор философии и стоик Массимо Пильюччи, «в это время люди сталкивались с крупными изменениями в политической и социальной сфере и ничего не контролировали». Дело в том, что смерть Александра привела к развалу его империи на несколько эллинистических царств, сражающихся за влияние в восточном Средиземноморье.

Тем самым, античные авторы жили в эпоху войн, восстаний, природных катастроф, бедствий и эпидемий. В этот период и выработался один из фундаментальных принципов стоицизма. Его сформулировал Луций Анней Сенека, один из главных философов-стоиков: «Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру». Этот принцип можно представить в виде простой двойной структуры. Все в мире можно разделить на то, что мы можем контролировать, и то, что не можем. Стоический секрет обретения спокойствия и внутренней стабильности заключается в том, чтобы сместить фокус со второго на первое. Философ Эпиктет подчеркнул это еще точнее: «Людей мучают не вещи, а представления о них».

Основные уроки стоиков

За счет своей универсальности стоицизм продолжает существовать уже более 2 тыс. лет. Более того, с конца ХХ века он возрождается как полноценное движение, а регулярные кризисы только подстегивают интерес к нему. Разберем основные аспекты стоического мировоззрения.

Мы не контролируем события, но определяем их значение для себя

Все происходящее вокруг трактуется нашим мозгом как «плохое» или «хорошее». С осознанием этого приходит возможность контролировать определения. Стремится нужно к спокойствию и смягчению жестких реакций.

Нужно всегда подвергать себя испытаниям

Если вы будете все время находиться в зоне комфорта, вашу жизнь может разрушить тот, кто вас из нее выведет. Чтобы не дать этому случится, выходите из нее регулярно самостоятельно. Только так можно научиться гибкости, которая пригодится в периоды настоящих кризисов.

Помните, что ничто не вечно

Исследователь Владислав Николаенко подчеркивает: «Любимая стоиками фраза Memento Mori (с лат. «помни о смерти») напоминает о том, что всё может в любой момент закончиться. Что было дано жизнью, будь то материальные ценности, близкие люди, любовь или дружба, однажды будет востребовано назад. Иногда это выражается в краже, иногда в измене и предательстве. «Все пройдет», «Бог дал, Бог взял» — все это законы мироздания, над которыми мы не властны».

Постоянно заглядывайте внутрь себя

Один из фундаментальных принципов стоицизма — самоанализ. Ежедневно задавайте себе вопросы о жизни и честно на них отвечайте. Только так можно начать лучше понимать происходящее с вами. Марк Аврелий выражал это так: «Нигде человек не уединяется так спокойно и безмятежно, как в своей собственной душе. Особенно тот, у кого есть внутри нечто такое, во что стоит только пристально вглядеться, как сейчас же станет легче. Это облегчение, по-моему, не что иное, как душевная благоустроенность. Вот этому уединению ты и предавайся постоянно, таким образом обновляя себя».

Злость никогда не помогает

Стоики считают, что злость только забирает энергию и жизненные ресурсы, не предоставляя ничего взамен. Поэтому нельзя давать ярости возможность контролировать организм.

Воображайте худшее

Не избегайте своих страхов, а постоянно их анализируйте. Более того, иногда представляйте самое худшее. Например, что вас уволили с работы, отношения с партнером разрушились, а машину угнали. Можно даже вообразить собственную смерть.

Стоики считали, что такая негативная визуализация даст возможность дорожить жизнью, партнером, автомобилем и работой еще ярче.

Марк Аврелий рекомендует: «Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла».

Берегите свое сознание

Вы не подарите свой кошелек незнакомцу, а ключи от своей машины — случайному прохожему. Вы не позволите, чтобы ваш дом был снесен ради нового шоссе. Так почему же вы так легко отдаете ключи от своего разума любому незнакомцу, который залезает туда со своими идеями и лозунгами?

Будьте собой

Главная цель человека в жизни — оставаться собой и не терять свою личность ни при каких обстоятельствах. Марк Аврелий писал об этом так: «Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды».

Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты

Мудрость

Сенека был выдающимся римским философом и драматургом, опубликовавшим несколько важных работ о стоицизме. Он считается одним из трех ключевых философов-стоиков (наряду с Марком Аврелием и Эпиктетом), консультировал императора Нерона, и ему часто приписывают то, что он сделал стоицизм более доступным для более широкой аудитории, чем его коллеги. Вы можете прочитать более подробную информацию о Сенеке здесь.

В общих чертах стоицизм учит нас тому, что если у нас есть самое необходимое и сильный внутренний дух, мы можем радикально принять и вынести любые обстоятельства, которые бросает нам вселенная. «Письма стоика» , которые Сенека написал в конце своей жизни примерно с 63 по 65 год нашей эры, расширяют эти уроки.

Письма стоика предположительно представляет собой сборник из 124 писем, которые Сенека отправил своему другу Луцилию — тогдашнему прокуратору Сицилии (по сути, чиновнику в Древнем Риме) — с советами, как стать лучшим стоиком.

«Предположительно», потому что многие ученые выдвинули гипотезу о том, что письма Сенеки были «замаскированными эссе» — нет никаких свидетельств того, что Луцилий отвечал Сенеке, а стиль писем предполагает, что они предназначались для публикации, а не для чтения другом. . Первый зарегистрированный полный перевод этих писем на английский язык был сделан Томасом Лоджем в 1614 году, и с тех пор они переводились много раз.

Письма стоика содержит подборку этих писем и ключевые уроки стоицизма, например, как максимально использовать то, что у нас есть, в то время, когда у нас есть. Мы разбили основные уроки из книги ниже.

О ДОВОЛЬСТВИИ «ДОСТАТОЧНЫМ»

«Достаточно» — это самое необходимое для жизни — еда, вода, кров и одежда — и сильное внутреннее «я», как упоминалось выше. В то время как некоторые философские школы учат, что «достаточно» — это скудная еда, лачуга, в которой можно жить, ветхая одежда, а затем умение довольствоваться этим, стоицизм не требует подобных жертв.

Вместо этого стоицизм проповедует умеренность, функциональность важнее формы и что мы не должны жить в излишествах.

«Философия призывает к простой жизни, а не к покаянию, и простой образ жизни не обязательно должен быть грубым».

Сенека говорит, что мы должны есть питательную, сытную пищу, но ровно столько, чтобы наше тело было в добром здравии, а желудок был полным – мы не должны наедаться и есть экстравагантные блюда только потому, что можем. По сути, избегайте переедать всю эту упаковку Doritos. Мы должны иметь удобные дома, но не должны заниматься украшениями, которые не служат никакой функциональной цели — это пустая трата ресурсов и энергии. Если что-то хорошо сконструировано и выполняет свое предназначение, это все, что мы должны от него хотеть — мы не должны жаждать подушек с помпонами или идеально начищенных полов.

Мы выросли в обществе, которое ценит украшения, поэтому может быть сложно избавиться от этого желания. Сенека дает нам указания, как освободиться от этого мышления. Мы должны работать над тем, чтобы быть довольными тем, что у нас есть, получать удовольствие от простых вещей. Те, кто хотят больше, чем им нужно и что у них есть, всегда будут хотеть большего, а это приводит только к циклу неудовлетворенности.

Мы также должны избавиться от страха жить без «лишнего». Многие из нас боятся потерять свое имущество — телефоны, куртки, автомобили. Сенека советует нам проводить время без этих дополнений по собственной воле. Он говорит, что мы должны развивать отношения с бедностью. В современном контексте мы можем экспериментировать, обходясь без компьютеров, телефонов, телевизоров и время от времени преднамеренно голодая. Как только мы поймем, что можем справиться с жизнью без этих вещей, мы сможем освободиться от страха их потерять.

Наконец, мы всегда должны напоминать себе, что неважно, насколько круты наши вещи или экзотично наше окружение — если мы несчастны сами с собой, мы будем несчастны, куда бы мы ни пошли. Помимо того, чтобы быть довольным предметами первой необходимости, ключевым является развитие нашего внутреннего «я». У Сенеки есть совет, как это сделать.

О РАЗВИТИИ НАШЕГО ВНУТРЕННЕГО Я

Развитие нашего внутреннего Я — это процесс на протяжении всей жизни, над которым мы всегда должны работать. Сколько из нас отложили практику психического здоровья, потому что у нас «нет времени» или находят мысль о медитации, когда мы заняты, скорее стрессовой, чем полезной? Сенека настаивает на том, что это не достойные оправдания — мы можем и должны уделять время своему психическому здоровью — это важная работа на полный рабочий день, а не то, что мы должны отодвигать на второй план в пользу других задач.

Но с чего начать этот путь самосовершенствования? Быть довольным достаточным, как обсуждалось выше, является важной частью. Однако Сенека в своих текстах все больше расширяет возможности самосовершенствования.

Одним из первых шагов к самосовершенствованию является признание собственных недостатков. Никто из нас не совершенен, и очень важно определить, над какими областями себя нам нужно поработать — если мы не видим проблем, как мы можем найти решения?

Для многих из нас беспокойство из-за внешнего мира является одним из таких недостатков. Некоторые философии стремятся вообще устранить эти проблемы. Хотя стоицизм хочет уменьшить влияние внешних факторов на наше счастье, он не говорит нам избегать беспокойства, что Сенека считает нереалистичным, а скорее знать, что мы преодолеем эти беспокойные чувства. Это знание важно и сводится к признанию того, что «это тоже пройдет».

Еще один ключ к улучшению нашего внутреннего «я» — не сравнивать себя с другими. Это бесплодная трата энергии — наша жизнь принадлежит только нам, а не чьей-либо еще. Наши цели должны иметь для нас смысл, и мы не должны беспокоиться о том, что их осудят другие, а только о том, чтобы достичь их для наших собственных целей.

«Зачем беспокоиться о других, если уж ты превзошел самого себя? Поставьте себе предел, который вы не могли бы даже превзойти, если бы захотели, и попрощайтесь, наконец, с этими обманчивыми призами, более дорогими для тех, кто на них надеется, чем для тех, кто их завоевал. Если бы в них было что-то существенное, то они рано или поздно приносили бы чувство полноты; так как они просто усугубляют жажду тех, кто их глотает».

Это также касается случаев, когда мы добиваемся положительного прогресса — когда мы продвигаемся дальше в нашем путешествии, мы также не должны «выставлять напоказ» нашу приверженность стоицизму. Хвастовство об этом образе жизни не только противоречит части его сути, поскольку хвастовство перед другими является скорее внешней формой признания, чем внутренней, но также может оттолкнуть других от попытки попробовать его. Мы должны тихо подавать пример, а затем помогать любопытствующим, а не пытаться проповедовать.

Между прочим, Сенека не утверждает, что физическое здоровье не имеет значения — поддержание нашего здоровья важно как для нас самих, так и для тех, кто о нас заботится, — но говорит, что нужно уделять больше внимания развитию нашего разума. Наши тела в конце концов подведут нас по мере старения и болезней, но переносить эти возможности легче, когда у нас сильный разум.

Наконец, мы должны принять настоящий момент. Хотя мы должны исследовать свое прошлое и свои недостатки, чтобы принимать будущие решения, мы должны как можно больше жить настоящим. Помимо того, что мы учимся на своих ошибках или время от времени размышляем о приятном воспоминании, зацикливание на прошлом не приносит нам никакой пользы — с этим уже покончено! Что касается беспокойства – беспокойства о будущем – это тоже не помогает. Что придет, то придет. Лучшее, что мы можем сделать, это укрепиться и знать, что мы преодолеем наши несчастья, но страх не служит нам.

О ДРУЖБЕ

В своих письмах Сенека размышляет о значении дружбы и о том, как сделать ее идеальной. Он также подчеркивает важность того, чтобы быть вашим собственным другом; что человек, который дружит с самим собой, никогда не будет одинок и будет другом всем.

Во-первых, мы должны признать, что все мы равны. Мы не лучше других не из-за наших обстоятельств, нашей профессии или нашего места в нашем обществе. Наше положение может измениться в любой момент — рабы становятся господами, господа — рабами, князья — нищими и т. д. — мы не должны ни на кого смотреть свысока, исходя из нашего нынешнего, возможно, временного положения. Мы «лучше» друг друга только благодаря содержанию нашего характера, не больше и не меньше.

Тогда мы должны решить, кто достоин быть нашим другом. «Массам» нам не друзья. Мы должны быть осторожны с их влиянием. Толпа может заставить нас предаваться нашим порокам способами, которые мы не могли бы сделать сами. Подумайте о том, как вас поощряют стрелять за выстрелом на вечеринке, или о том, как старые толпы собирают свои вилы в объединённой жажде крови. Этот менталитет толпы опасен не только для других, но и для нашего собственного характера. Толпа может привести к тому, что мы потеряем контроль над собой, чего стоицизм категорически не одобряет.

Однако Сенека не призывает нас изолировать себя от всего общества. Мы можем отмечать праздники, например, вместе с другими, если мы полны решимости избегать чрезмерной снисходительности, а также не слишком увлекаться групповым мышлением. Возможно, вас будут уговаривать, высмеивать или иным образом осуждать — оказывать давление сверстников — те, кто хочет поднять вас до своего уровня. Но Сенека напоминает нам, что суждения других не так важны, как наши собственные — мы должны стремиться жить добродетельно и честно, потому что, в конце концов, мы должны столкнуться лицом к лицу с самими собой.

Итак, кого следует считать достойным дружбы? Сенека советует не относиться легкомысленно к термину «друг» — здесь его учение сводится к тому, что качество важнее количества. Не имеет значения, окружены ли мы кучей друзей, если у нас нет глубокого понимания ни одного из них. Мы должны тратить свою энергию на развитие нескольких дружеских отношений, а не многих.

Далее нам следует рассмотреть характер нашего потенциального друга. Оказывает ли наш потенциальный друг хорошее влияние? Мы должны окружать себя людьми, на которых мы стремимся быть похожими, которые помогут нам стать лучше и расти, а не теми, кто может негативно повлиять на нашу жизнь. Хотя мы, конечно, можем давать советы тем, кто находится в плохом положении, мы должны быть осторожны, позволяя им подходить так близко, чтобы их негативное отношение повлияло на нас.

Кроме того, мы не должны основывать дружбу на том, насколько она полезна, даже если дружба полезна для обеих сторон. Это потому, что как только эта полезность иссякнет, дружба, скорее всего, развалится. Мы часто называем таких людей «друзьями хорошей погоды». Они не останутся, когда мы больше всего в них нуждаемся.

Хорошо, допустим, мы все проверили. Следующий урок является ключевым. Как только мы определили, что у нас есть друг, который оказывает хорошее влияние, и что наша связь выходит за рамки полезности, мы должны полностью доверять нашему другу. Доверие порождает доверие. Лояльность порождает лояльность. Если мы относимся к нашим друзьям с подозрением , будто они могут предать нас, тогда мы можем осуществить самоисполняющееся пророчество.

«Но когда вы смотрите на кого-то как на друга, когда вы не доверяете ему так, как доверяете себе, вы совершаете серьезную ошибку и не можете в достаточной мере осознать всю силу настоящей дружбы».

С этим доверием и лояльностью мы можем позволить себе развивать действительно значимые отношения. Мы должны иметь возможность рассказывать друзьям то, что говорим только себе. Мы должны учиться у друг друга мудрости — какой смысл в знании, если мы им не делимся? Хотя Сенека действительно говорит нам, что время, проведенное вдали от друга, действительно помогает нам полюбить его, он также напоминает нам, что важно ценить его, пока он рядом — не принимайте своего друга как должное.

Как насчет потери друга? К обстоятельствам или к смерти? Хотя горе вполне естественно, мы не должны поддаваться ему. Мы должны признать сладость дружбы, позитивные, заветные времена, которые у нас были. Мы можем терпеть потери, и мы вырастем из них. Мы найдем новую дружбу, новую любовь. Это будет не совсем то же самое, но и мы тоже. Это уроки Сенеки о дружбе — от ее начала до самого конца.

Приведенные выше разделы охватывают большинство размышлений и уроков, найденных в Письма стоика . Однако мы рекомендуем вам прочитать книгу самостоятельно, которую вы можете приобрести здесь. А пока мы оставим вас с коллекцией других выдающихся цитат из «Письма стоика ».

ЦИТАТЫ

«Какого человека вы можете мне дать, который хоть сколько-нибудь ценит время, который считает день, который понимает, что он умирает каждый день? Это наша большая ошибка: думать, что мы с нетерпением ждем смерти. Большая часть смерти уже позади. Какое бы время ни прошло, оно принадлежит смерти».

«Пока мы не начали обходиться без них, мы не осознаем, насколько многие вещи ненужны. Мы использовали их не потому, что они нам были нужны, а потому, что они у нас были».

 

«Если вы действительно хотите избежать того, что вас беспокоит, вам нужно не находиться в другом месте, а быть другим человеком».

 

«Беден не тот, у кого слишком мало, а тот, кто жаждет большего».

 

«Единственная безопасная гавань в бушующем, взволнованном море этой жизни — это не беспокоиться о том, что принесет будущее, и стоять готовым и уверенным, расправляя грудь, чтобы взять ее, не прячась и не вздрагивая. удача швыряет нас».

 

«Ячменная каша или корочка ячменного хлеба и вода не составляют очень веселой диеты, но ничто не доставляет более острого удовольствия, чем способность получать удовольствие даже от этого — и чувство достигнув чего-то, чего не может быть лишена никакая несправедливая удача».

 

«Я отошел от дел, а также от общества, и в частности от своих собственных дел: я действую от имени последующих поколений. Я записываю кое-что, что может им пригодиться».

 

«Я покажу тебе, — сказала Гекато, — любовное зелье, приготовленное без снадобья, травы или колдовских чар. Вот оно: если хочешь быть любимым, люби».

 

«Мудрый человек, — сказал он, — ни в чем не нуждался, но нуждался во множестве вещей, тогда как глупец, напротив, ни в чем не нуждается (ибо он ничем не умеет пользоваться), но ему недостает всего. Мудрецу нужны руки и глаза, а также множество других вещей, необходимых для повседневной жизни; но он ни в чем не нуждается, ибо нехватка чего-либо подразумевает необходимость, а ничто для мудрого человека не является необходимостью».

 

«Предположим, что они говорят, что они счастливы, сделают ли их собственные мнения на этот счет счастливыми? Не имеет значения, что говорит человек; важно то, как он себя чувствует, и не то, что он чувствует в какой-то конкретный день, а то, что он чувствует всегда… Только мудрый человек доволен тем, что принадлежит ему. Всякая глупость несет бремя неудовлетворенности собой».

 

«Счастлив тот, кто улучшает других людей не только в их присутствии, но и в их мыслях».

 

Стоицизм 101 – Магазин ежедневных стоиков

Запишитесь на стоицизм 101: Древняя философия для вашей реальной жизни

Запись урока снова открыта!

Что такое стоицизм? Кем были стоики? Почему некоторые из величайших лидеров в истории практиковали стоицизм в своей повседневной жизни? Как я могу последовательно применять стоицизм к моя жизнь?

Если вы думаете о чем-то подобном, вы попали по адресу. Мы создали Стоицизм 101: Древняя философия для вашей реальной жизни , чтобы дать вам лучшее из стоицизма от лучшего учителя всего за 14 дней.

Стоицизм — это философия, разработанная для реального мира, для решения реальных проблем. Он создан, чтобы сделать нас лучшими людьми, лучшими родителями и лучшими профессионалами.

Оно исходит от великих мыслителей, таких как Марк Аврелий, Эпиктет и Сенека.

Есть причина, по которой все, от Джорджа Вашингтона до Тома Брейди, Анны Кендрик и Джона Стейнбека, читали, изучали, цитировали стоиков и восхищались ими.

Это потому, что стоицизм предназначен для решения актуальных проблем. Инструмент в стремлении к самообладанию, настойчивости и мудрости. Способ жить прекрасной жизнью, а не какой-то эзотерической областью академических исследований.

Мудрость, учеба, учеба, говорит Сенека, не падают на нас случайно. «Какого прогресса я достигну?» — спросите вы. Столько, сколько вы пытаетесь сделать. Почему ты ждешь? Мудрость ни к кому не приходит случайно».

Вот почему мы создали Стоицизм 101: Древняя философия для вашей реальной жизни!  

Стоицизм 101: Древняя философия для вашей реальной жизни — это 14-дневный курс, призванный научить вас тому, чего вы еще не знаете. Независимо от того, являетесь ли вы новичком в стоицизме или изучаете его в течение многих лет, есть кое-что, что можно получить, встав и отправившись в «школу», потому что обучение, как сказал Маркус, — это хорошо.

И для этого мы делаем то, чего не делали ни на одном из наших прошлых курсов.

Райан Холидей — автор книг «Ежедневный стоик», «Жизнь стоиков» и «Препятствие — это путь» и других его бестселлеров — будет вашим инструктором. Он преподавал стоицизм в раздевалках НФЛ, залах заседаний Fortune 500, перед аудиторией TED и миллионам людей со своими книгами. И ТЕПЕРЬ он будет вашим личным учителем на следующие 14 дней.

Из 14 индивидуальных писем, доставляемых ежедневно (~20 000 слов эксклюзивного контента), вы также узнаете:

    • Знаменитые стоики.
    • То, что делает стоик.
    • Чего стоик не делает.
    • Что отличает стоицизм от других философий.
    • Ключевые составляющие идеального дня стоика.
    • Секреты успеха стоиков
    • Секрет стойкости стоиков
    • Секреты продуктивности от стоиков
    • Как стоик совладает со своими эмоциями.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts