Структура процесса мышления
Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.
Появление речи в процессе эволюции принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем ее в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь в жестах и мимике. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.
Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира.
У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развития мышления.
Вербальный и невербальный интеллект
На основании соотношения первой и второй сигнальных систем И.П. Павлов предложил классификацию специально человеческих типов высшей нервной деятельности, выделив художественный, мыслительный и средний типы.
Художественный тип характеризуется преобладанием функций первой сигнальной системы. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части. У мыслительного типа, у которого усилена работа второй сигнальной системы, роезко выражена способность отвлечения от действительности, основанная на стремлении анализировать, дробить действительность на части, а затем соединять части в целое.
Для среднего типа свойвенна уравновешенность функций двух сигнальных систем.Межполушарная асимметрия мозга по-разному представлена у мыслительного и художественного типов. Утверждение, что у «художников» доминирует функция правого полушария как основа их образного мышления, а у «мыслителей» ведущая роль принадлежит доминатному, левому полушарию, наиболее часто связанному с речью, в целом справедливо. Однако, как показывает изучение организации полушарий у людей искусства, живописцев-профессионалов, они более интенсивно, чем обычные люди, используют и левое полушарие. Для них характерна интеграция Способов обработки информации, представляемая различными по-лушариями.
Фокусы мозговой активности и мышление
Специально человеческие типы высшей нервной деятельности ияют на локализацию фокусов взаимодействия информации, о опытах с построением зрительного образа из ограниченного набора простых элементов у лиц с преобладанием первой сигнальной системы над второй оба фокуса взаимодействия находились преимущественно в правом полушарии. У лиц с преобладанием второй, речевой сигнальной системы оба фокуса локализовались в левом полушарии. Различные мыслительные операции используют разные фокусы взаимодействия. На первом этапе, когда сначала требовалось определить, что можно построить из имеющихся элементов, и сформировать целевой образ, функционировал фокус взаимодействия в затылочно-височных отделах, а на этапе детального конструирования образа — в лобной коре. При этом нахождение решения при всех типах задач, даже если речевой ответ не требовался, сопровождалось появлением фокуса взаимодействия в левой височной коре (вербальной зоне).
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ МЫШЛЕНИЯ. Психология и педагогика. Шпаргалка
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ МЫШЛЕНИЯ. Психология и педагогика. ШпаргалкаВикиЧтение
Психология и педагогика. Шпаргалка
Резепов Ильдар Шамильевич
Содержание
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ МЫШЛЕНИЯ
Мышление выявляет и использует отношения действительности при помощи действий. Система этих действий составляет операциональные структуры мышления. Для педагогической психологии существенно, что эти структуры зависят от способа обучения, которым формируется мышление. Так, при первом способе мышление формируется через сообщение, заучивание и использование готовых общих правил. В этом случае основой мыслительных операций становится преимущественно связь общего правила и объектов, к которым оно применимо. Такого рода связи играют важную роль при решении типовых задач и вообще при применении к конкретным случаям тех или иных формул или правил.
Второй способ формирования операциональной структуры мышления – усвоение отношений, на которые опирается мышление. При этом способе учащиеся сами обнаруживают свойства и отношения объектов в процессе деятельности с ними, а затем с их помощью решают определенные задачи. Здесь на первый план выдвигаются мыслительные операции, которые выявляют существенные свойства и отношения объектов. Такими операциями будут отождествление, различение, анализ, синтез.
Результаты анализа и синтеза закрепляются в понятиях с помощью процессов абстрагирования, обобщения, конкретизации и типизации. Благодаря этим процессам свойства и отношения действительности, обнаруженные в результате операций анализа, синтеза, различения и отождествления, отделяются от объектов и закрепляются в понятиях или, наоборот, приписываются определенным объектам, воплощаются в них.
Формирование операциональных структур мышления сводится к усвоению умений правильно осуществлять мыслительные операции и действия над объектами, представлениями и понятиями в соответствии с решаемой задачей. Обучить мышлению с этой точки зрения – значит научить человека тому, как следует осуществлять указанные операции и процессы применительно к определенным классам объектов и задач. Конкретные способы выполнения анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения называются приемами умственной деятельности. Их исследования показали, что приемы меняются в зависимости от характера учебного материала и решаемых задач.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
2. Отношения структуры
2. Отношения структуры Как уже было сказано, «внутренняя речь», «значения», «смыслы» и даже сама «мысль», а проще говоря, элементы «схемы», будучи динамическими стереотипами интегральных образов, рожденных работой доминант, неподконтрольны своему носителю.
Чтобы уяснить3. Целостность структуры
3. Целостность структуры После того как все концепты представлены, необходимо снова вернуться к вопросу целостности, к вопросу отношения субстрата психического и поведения. Необходимо понять ту мысль, которую пытался донести Л.С. Выготский, когда говорил о
4.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления
4.3. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления У народов, которые К. Леви-Строс изучает, его в первую очередь интересуют не особенные и экзотические, а общечеловеческие черты. Создатель структурной (или структуральной) антропологии исследует терминологии
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления
18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления.
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями
Структуры и программы
Структуры и программы … Многие с предубеждением относятся к систематическому творчеству, целенаправленным структурам и программам, считая, что методический подход убивает суть творчества. Талантливый футболист играет на стандартном поле по жестким правилам, но это не
СТРУКТУРЫ ГРУПП
СТРУКТУРЫ ГРУПП По определению, группа — это несколько людей, объединившихся ради достижения определенной цели. В данном случае целью является творческое мышление. В традиционном методе мозгового штурма группа является ключевым элементом процесса. В нестандартном
Операциональные «группировки» и кооперация
Операциональные «группировки» и кооперация На вопрос о соотношении «группировки» и кооперации, несомненно, следует давать два различных, но взаимодополняющих ответа. С одной стороны, без интеллектуального обмена и кооперации с другими людьми индивид не сумел бы
Логические структуры как основа мышления
56.
Наполнение структуры56. Наполнение структуры Вам уже известно, что мнемоника возникла в древности как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства). Учителя риторики хорошо знали слабые места человеческой памяти:§ память работает по ассоциативному принципу и для припоминания
Смена структуры
Смена структуры Сменить структуру, которая диктует наши действия, возможно, но непросто. Как мы уже убедились, большинство попыток что-либо изменить сводится к стратегиям, действующим в рамках структурного конфликта. А раз структурный конфликт неразрешим,
Другие структуры
Другие структуры Помимо гипоталамуса, гиппокампа и миндалевидного тела, есть другие области в структурах, близких к лимбической системе, и глубоко с нею связанные.Поясная извилина – часть головного мозга, которая находится ближе всего к лимбической системе, выше
Критическое мышление. .. пробуждение интеллекта к изучению самого себя. Критическое мышление — это богатая концепция, которая развивалась на протяжении последних 2500 лет. Термин «критическое мышление» уходит своими корнями в середину-конец 20 века. Ниже мы предлагаем пересекающиеся определения, которые вместе образуют содержательную и междисциплинарную концепцию критического мышления. Критическое мышление согласно определению Национального совета по совершенствованию критического мышления, 1987 г. Критическое мышление — это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и/или оценки информации, собранной или полученной в результате наблюдения, опыта, размышлений, рассуждений или общения, в качестве руководства к убеждению и действию. . В своей примерной форме он основан на универсальных интеллектуальных ценностях, выходящих за рамки предметных разделений: ясность, точность, четкость, последовательность, актуальность, веские доказательства, веские причины, глубина, широта и справедливость. | Это влечет за собой исследование тех структур или элементов мысли, которые имплицитно присутствуют во всех рассуждениях: цель, проблема или рассматриваемый вопрос; предположения; концепции; эмпирическое обоснование; рассуждения, ведущие к выводам; последствия и последствия; возражения с альтернативных точек зрения; и система отсчета. Критическое мышление — будучи способным реагировать на различные предметы, проблемы и цели — включено в семейство переплетенных способов мышления, среди которых: научное мышление, математическое мышление, историческое мышление, антропологическое мышление, экономическое мышление, моральное мышление и философское мышление. мышление. Критическое мышление можно рассматривать как состоящее из двух компонентов: 1) набор навыков формирования и обработки информации и убеждений и 2) привычка, основанная на интеллектуальной приверженности, использовать эти навыки для управления поведением. Таким образом, его следует противопоставлять: 1) простому получению и сохранению информации, поскольку оно включает в себя особый способ поиска и обработки информации; 2) простое владение набором навыков, потому что оно предполагает их постоянное использование; и 3) простое использование этих навыков («в качестве упражнения») без принятия их результатов. Критическое мышление различается в зависимости от лежащей в его основе мотивации. Когда оно основано на эгоистичных мотивах, оно часто проявляется в искусном манипулировании идеями в угоду своим личным интересам или интересам своей группы. Как таковой, он, как правило, интеллектуально несовершенен, каким бы прагматически успешным он ни был. Когда оно основано на беспристрастности и интеллектуальной честности, оно, как правило, интеллектуально более высокого порядка, хотя и подвергается обвинению в «идеализме» со стороны тех, кто привык к его эгоистичному использованию. Критическое мышление любого рода никогда не бывает универсальным у любого человека; каждый подвержен эпизодам недисциплинированного или иррационального мышления. Поэтому его качество, как правило, зависит от степени и зависит, среди прочего, от качества и глубины опыта в данной области мышления или в отношении определенного класса вопросов. Никто не является критическим мыслителем насквозь, но только до такой-то степени, с такими-то прозрениями и слепыми пятнами, подверженным таким-то склонностям к самообману. По этой причине развитие навыков критического мышления и предрасположенности — это дело всей жизни.0007 Еще одна краткая концепция критического мышления Критическое мышление — это самоуправляемое, самодисциплинированное мышление, которое пытается рассуждать на самом высоком уровне качества беспристрастным образом. Люди, которые мыслят критически последовательно, пытаются жить рационально, разумно, эмпатически. Они прекрасно осознают изначально ошибочную природу человеческого мышления, если его не контролировать. Они стремятся уменьшить силу своих эгоцентрических и социоцентрических тенденций. Они используют интеллектуальные инструменты, которые предлагает критическое мышление, — концепции и принципы, которые позволяют им анализировать, оценивать и улучшать мышление. Они усердно работают над развитием таких интеллектуальных добродетелей, как интеллектуальная честность, интеллектуальное смирение, интеллектуальная вежливость, интеллектуальное сочувствие, интеллектуальное чувство справедливости и уверенность в разуме. Они осознают, что независимо от того, насколько искусны они как мыслители, они всегда могут улучшить свои мыслительные способности и время от времени будут становиться жертвами ошибок в рассуждениях, человеческой иррациональности, предрассудков, предубеждений, искажений, некритически принятых социальных правил и табу, личных интересов. , и личная заинтересованность. Они стремятся улучшить мир всеми возможными способами и внести свой вклад в более рациональное, цивилизованное общество. В то же время они осознают сложности, которые часто возникают при этом. Они избегают упрощенного мышления о сложных вопросах и стремятся должным образом учитывать права и потребности соответствующих других. Они осознают сложность развития мыслителей и посвящают себя пожизненной практике самосовершенствования. Они воплощают принцип Сократа: неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить, потому что они осознают, что множество неисследованных жизней вместе приводят к некритическому, несправедливому, опасному миру. ~ Линда Элдер, сентябрь 2007 г. Зачем нужно критическое мышление? Проблема A Определение Результат Хорошо развитый критический мыслитель:
Критическое мышление — это, вкратце, самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление. Это предполагает согласие со строгими стандартами совершенства и осознанное владение ими. Это влечет за собой способность эффективно общаться и решать проблемы, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм. (Взято из Ричарда Пола и Линды Элдер, The Miniature Guide to Critical Thinking Concepts and Tools, Foundation for Critical Thinking Press, 2008) мышление следующим образом: «Способность мыслить критически, как она понимается в этом томе, включает в себя три вещи: (1) отношение к вдумчивому рассмотрению проблем и предметов, которые входят в круг нашего опыта, (2) знание методов логического исследования и рассуждения и (3) некоторый навык в применении этих методов. Критическое мышление требует настойчивых усилий для проверки любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете подтверждающих его свидетельств и дальнейших выводов, к которым оно ведет. Это также обычно требует способности распознавать проблемы, находить действенные средства для решения этих проблем, собирать и упорядочивать соответствующую информацию, распознавать невысказанные предположения и ценности, понимать и использовать язык с точностью, ясностью и разборчивостью, интерпретировать данные, оценивать доказательства и аргументы, признавать существование (или отсутствие) логических отношений между утверждениями, делать обоснованные выводы и обобщения, проверять выводы и обобщения, к которым приходят, реконструировать свои модели убеждений на основе основе более широкого опыта, а также для вынесения точных суждений о конкретных вещах и качествах в повседневной жизни. (Эдвард М. Глейзер, . Эксперимент по развитию критического мышления, Педагогический колледж, Колумбийский университет, 1941 г.) мышление — это основа для решения неструктурированных проблем, которая охватывает практически все проблемы науки о данных. Использование структурированного подхода к решению проблем не только помогает решать проблемы быстрее, но и помогает определить части проблемы, которые могут потребовать дополнительного внимания. Думайте о структурированном мышлении как о карте города, который вы посещаете впервые. Без карты вам, вероятно, будет трудно добраться до пункта назначения. Даже если вы в конце концов доберетесь до места назначения, это, вероятно, займет у вас как минимум вдвое больше времени. Что такое структурированное мышление?Структурированное мышление — это процесс создания структурированной основы для решения неструктурированной проблемы. В качестве методологии решения проблем структурированное мышление включает в себя разделение большой проблемы на более мелкие, чтобы решить большую проблему быстрее и эффективнее. Здесь аналогия не работает: структурированное мышление — это структура, а не фиксированное мышление; вы можете изменить эти методы в зависимости от проблемы, которую вы пытаетесь решить. Давайте рассмотрим пять методов структурированного мышления, которые можно использовать в вашем следующем проекте по науке о данных. 5 Техники структурированного мышления для специалистов по данным
Еще от Sara A. Metwalli3 Причины, по которым специалистам по данным нужна линейная алгебра
1. Шестиэтапная модель решения проблемЭтот метод является самым простым и легким в использовании. Как следует из названия, этот метод использует шесть шагов для решения проблемы, а именно:
Эта модель следует принципу постоянного развития и совершенствования. Итак, на шестом шаге, если ваши результаты оказались не такими, как вы хотели, вернитесь к четвертому шагу и выберите другое решение (или к первому шагу и попытайтесь определить проблему по-другому). Мне больше всего нравится в этой простой методике то, насколько легко ее можно изменить в зависимости от конкретной проблемы, которую вы пытаетесь решить. У нас есть ваша профессионализация в области науки о данных прямо здесь4 Типы проектов, которые вам нужны в вашем портфолио по науке о данных восьмишаговый процесс. Вы можете думать об этой технике как о расширенной, более подробной версии шестиэтапной модели решения проблем. Каждая из восьми дисциплин в этом процессе должна приблизить вас на шаг к поиску оптимального решения вашей проблемы. Итак, после того, как у вас есть предварительные условия для вашей проблемы, вы можете следовать дисциплинам D1–D8.
3.Метод детализацииТехника детализации больше подходит для больших и сложных задач с несколькими соавторами. Вся цель использования этой техники состоит в том, чтобы разложить проблему до корней, чтобы сделать поиск решений намного проще. Чтобы использовать метод детализации, вам сначала нужно создать таблицу. Первый столбец таблицы будет содержать краткое определение проблемы, за которым следует второй столбец, содержащий факторы, вызвавшие эту проблему. Наконец, третий столбец будет содержать причину содержимого второго столбца, и вы будете продолжать детализировать каждый столбец, пока не достигнете корня проблемы. Как только вы определите основные причины симптомов, вы сможете приступить к разработке решений для более серьезной проблемы. На этой ноте . . .4 Основные навыки, необходимые каждому специалисту по обработке и анализу данных
4. Платформа CynefinПлатформа Cynefin, как и остальные методы, работает, разбивая проблему на ее основные причины для достижения эффективного решения. Мы считаем структуру Cynefin подходом более высокого уровня, поскольку он требует, чтобы вы поместили свою проблему в один из пяти контекстов.
|