Структура личности леонтьев: Теория личности А.Н. Леонтьева — Психологос

Содержание

Структура личности по Д.А. Леонтьеву — Студопедия

Поделись  

Другую структуру личности предлагает Д.А. Леонтьев. Он выделяет 3 уровня анализа личности:

1. Экспрессивно-инструментальный уровень

2. Уровень отношений человека с миром

3. Экзистенциальный уровень или уровень ядерных структур личности

0. Уровень психофизиологических предпосылок личности.

I. Уровень психофизиологических предпосылок личности: темперамент, задатки.

Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психологии и состояния.

Задатки – это врожденные физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Неспецифичны по отношению к способностям.

II. Экспрессивно-инструментный уровень: характер, роли, способности. Это типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, его внешнюю оболочку.

Характер – это такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Развитая личность хорошо владеет своим характером.

Собственно проявления характера зависит от того, каким мотивом и целям служат в данном случае эти проявления.

Биологической основой характера является темперамент.

Характер выполняет роль как бы амортизатора, своеобразного буфера между личностью и средой, поэтому он во многом средой определяется (формируется в деятельности и общении).

Способности – это свойства личности, характеризующее успешность ее в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий.

Биологическая основа способностей – задатки.

Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности и может привести к успеху за счет формирования индивидуального стиля деятельности, то есть такой индивидуальной организации этой деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны человека и, наоборот, компенсировались его слабые стороны.

Роли. Социальные роли как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо, предъявляются тому, кто попадает на это место, с частотой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.

III. Внутренний мир личности (Уровень отношений человека с миром). Включает в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Основные составляющие: смыслы, ценности, отношения.

Потребности и ценности определяют, что для человека значимо, а что нет, и почему.

Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза  и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация потребностей

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью.

Потребности человека являются истоками побуждения к деятельности.

Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.

Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив принадлежит личности, которая “прикладывает” его к той или иной деятельности.

В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда — напротив — отстает — и то и другое сказывается на ее результате.

Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из центральных.

На данном этапе в психологии нет четкой и общепринятой классификации мотивов и потребностей. А. Н. Леонтьев образно отмечал, что понятие мотива превратилось для психологии в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи.

Мотивы различают:

1. Мотивы различают  по виду тех потребностей, которым они отвечают

. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.

2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.

3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.

4. Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.

Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельными социальными группами. Личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. В отличие от потребности, личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми.

Отношения характеризуют тот конкретный смысл, который имеет для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Источником отношений служит индивидуальный опыт, а высшими инстанциями, определяющими смысл для нас тех или иных людей, вещей и событий – наши потребности и ценности.

Отношения могут быть различной степени обобщенности: наряду с отношениями к конкретным людям у каждого человека существуют отношения к людям вообще, а также отдельные отношения к мужчинам, женщинам, старикам, молодежи, американцам, китайцам, блондинкам, врачам и т.

д. При этом отношение к конкретному человеку может расходиться с отношением к категории людей, к которой он принадлежит. Это связано с тем, что отношение к конкретному человеку определяется почти всегда индивидуальным опытом общения с ними, а отношение к категории людей – это искусственное, всегда натянутое общение, допускающее массу исключений.

Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение — для — меня». Смысл жизни. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. На бессознательном уровне определяется смысл и направленность жизни, цементирующее ее в единое целое, складывается у человека уже к 3-5 годам.

Сейчас широко распространено чувство смысла утраты, бессмысленности жизни, прямым следствием, которого является рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний.

С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенности реальной повседневной жизни реальным смыслом.

IV. Экзистенциальный уровень: свобода, ответственность, духовность.

Свобода подразумевает возможность преодоление всех форм и видов детерминации, внешних по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Свобода человека – это свобода от причинных зависимостей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущем, которого нет у животного, но и не у каждого человека оно есть.

Свобода является специфической формой активности. Она, во-первых, является осознанной активностью, полностью управляемой самим субъектом.

Ответственность – осознание человеком своей способности выступать причиной изменений в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью.

Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку лишь осознавая возможность активного изменения ситуации, человек может предпринять попытку такого изменения.

Духовность, как и свобода и ответственность, — это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узко личностных потребностей, жизненных отношении и личностных ценностей определяющей принятие решения у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность.

Духовность есть то, что сплавляет воедино все механизмы высшего уровня.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Категории человек, индивид, личность, индивидуальность.

2. Понятие личности.

3. Структурные составляющие личности в психоаналитической теории З.Фрейда.

4. Структурные составляющие личности: уровень предпосылок, экспрессивно-инструментальный уровень, уровень отношений человека с миром, экзистенциальный.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

Дополнительные источники:

1. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., Сущенко С.А. Возрастная психология. Для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 221 с.

2. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

3. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

4. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

5. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.



27.

 КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА. Шпаргалка по общей психологии

27. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности, эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнениюА.Н. Леонтьева, личность человека «производится» – создается общественными отношениями. Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А.Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: «Личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность».

Каковы же следствия этого принципиального положения?

А.Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личности. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность – тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Итак, положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А.Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это развитое А.Н. Леонтьевым положение С.Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А.Н. Леонтьев полагает, если субъект жизни обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами, активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А.Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности», – отмечает Леонтьев. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятель-ностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение между этими понятиями и смысл некоторых из них.

По сути потребность замещается мотивом, так как до своего первого удовлетворения потребность «не знает своего предмета и потому он должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т.  е. становится мотивом. Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и „принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений“. Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

XXI век: психология в век психологии (послание А.Н. Леонтьева)

XXI век: психология в век психологии (послание А.Н. Леонтьева) На пороге XXI в. современная психология оказалась в ситуации, емко передаваемой формулой старых русских сказок: «Поди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что». Эта ситуация разительно отличается от развалин Трои

Глава 4 Я-концепция и идентичность личности

Глава 4 Я-концепция и идентичность личности «Я», которое составляет Вас, обретает все это – тело или психику, – лишь когда само участвует в жизни. Хосе Ортега-и-Гасет В процессе эволюции человек осознал свое «Я» как некое образование, которое определяет его

Концепция личности

Концепция личности Психодинамический подход к личности подчеркивает влияние бессознательных психических процессов на детерминацию мыслей, чувств и поведение человека. Теория личности Фрейда начинается с допущения, что люди рождаются с базальными инстинктами или

22. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Ф. ЛАЗУРСКОГО

22. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Ф. ЛАЗУРСКОГО Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных

23. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА

23.  КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.Н. МЯСИЩЕВА Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть по меньшей мере два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности.Первое – он в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. Структурная

24. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА И Л.И. БОЖОВИЧ

24. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ А.Г. КОВАЛЕВА И Л.И. БОЖОВИЧ Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека.

25. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА

25. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.С. МЕРЛИНА Из всех других отечественных концепций личности наиболее близко к вышеперечисленным в содержательном плане примыкает концепция личности В.С. Мерлина – основателя и руководителя пермской школы психологов. Что же сближает позицию В.С.

26. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА

26. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К.К. ПЛАТОНОВА Данная концепция – наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. К.К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав

28. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

28. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ С.Л. РУБИНШТЕЙНА Первое, на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По его мнению, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных

29. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Д.Н. УЗНАДЗЕ

29. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Д.Н. УЗНАДЗЕ Совершенно особое место в советской психологической науке занимал этот ученый – автор оригинальной теории установки. Получив высшее образование в Германии, занимаясь у В. Вундта, И. Фолькета и др., он защищает в 1909 г. докторскую

30. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.А. ЯДОВА

30. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.А. ЯДОВА Эту концепцию скорее можно отнести к социально-психологической, в которой учитываются и общепсихологические особенности структуры личности и конкретно-социальные условия, в которых эта личность формируется. В основу концепции В.А. Ядова

Определение стиля общения педагога ( по анкете А. А. Леонтьева )

Определение стиля общения педагога ( по анкете А. А. Леонтьева ) Ход выполненияПредлагается проанализировать особенности стиля педагогического общения и оценить степень проявления каждой характеристики в соответствии с предложенной схемой по 7-балльной

Концепция динамической функциональной структуры личности[26] .

К. К. Платонов

Концепция динамической функциональной структуры личности[26]. К. К. Платонов Понятие «структура» в учении о личностиРазработка понятий структуры и системы и системно-структурных способов познания стала в середине нашего века общим явлением в самых различных науках, и

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже

34. Психоаналитическая концепция. Концепция Пиаже Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения,

Понятие зоны ближайшего развития личности в контексте дихотомии возможное/невозможное.

Москва, Россия

Трудно найти область в психологии, где бы использовалось понятие зоны проксимального отдела позвоночника. разработка не будет использоваться сегодня. Эта концепция была предложена Л.С.Выготским. в работе «Мышление и речь» (I934) для характеристики интеллектуального развития ребенка и успехов в обучении. Но даже в современной концепции зоны ближайшего развития «существенная роль субъекта психического развития в процессе воспитания, само- недостаточно учитывается образование и т. д.» [А.Брушлинский, 1994,26]. Мы концентрируемся на деятельности, наиболее ярко выражающей сущность личности. как активный субъект, деятельность, в которой человек не может быть заменен и не может отрицать его, а именно — устраивать свою жизнь, выбирать свои основные ценности и мотивы для своего существования.

1.Ограниченность как фундаментальная черта развития личности.
Один момент, который кажется наиболее четко установленным в контексте развития личности. а самоопределение есть существование некоторого предела, ограничивающего человеческую жизнь. Это трудно достичь и еще труднее превзойти. В какое-то время это это как раз тот предел, который придает особый смысл человеческому жизненному миру, «просто как доски определяют море» [Ф.Браудель,1992,18].Конечность человеческого существования как непроницаемая граница придает особую ценность человеческому временному существу, помещая его в рамку вечности. Структурирование, деструктуризация, реструктуризация индивидуальный Жизненный мир можно рассматривать как знакомство со своей сферой возможностей, как движение к границам, разделяющим возможное и невозможное.

Мы определяем сферу возможного как относительно устойчивую систему взаимосвязанных целевые значения, которые могут быть достигнуты за счет изменения актуальной ситуации субъекта либо за счет собственной имманентной динамики, либо за счет деятельности субъекта. Результат деятельность субъекта в наиболее выгодных условиях и с максимальной эффективностью предмета соответствовал бы указанному выше пределу, границе возможное. Сфера невозможного лежит «за» пределом возможного и определяет человека негативно (как то, чем он не является, не был, не станет, не быть). Хотя в целом развитие личности можно понимать как расширение сферы возможного, увеличение достигнутого влечет за собой увеличение незавершенных вариантов своего развития и расширения сферы невозможно. В широком смысле любой процесс развития состоит не только из роста и осложнений, но и потерь и упадков.

Сфера возможного проявляется по отношению к Жизненному миру как его идеальный, ожидаемый образ. Следовательно, личностная зона ближайшего развития может рассматриваться как часть сферы возможного, которая может быть достигнута через трансформации реальной ситуации за счет собственной динамики и/или благодаря активность субъекта. Ситуация будет рассматриваться здесь в контексте ее существенные психологические особенности, которые можно точно определить только в терминах личных смыслов или личных смыслов, реально существующих для субъекта [H.Heckhausen,1986].

Смысловая интеграция элементов реальной обстановки придала им системность — «быть условием реализации цели деятельности». Выход за пределы требований реальной ситуации, в процессе целеполагания субъект пытается оценить границы своих возможностей. Но еще до того, как он / она обладает «представления о возможном», разделяемые в разных социальных сообществах и группах и составляя вместе общее индивидуальное «пространство возможностей», так называемое «социальное пространство» как «набор возможностей для действия» [Ю.Левада,1993,41].

Пока альтернативы субъекта включены в его/ее мотивацию и система ценностей и до тех пор, пока личное ощущение «цели», «ценности» или «препятствия» к ним еще не отнесено, они образуют лишь «пространство возможностей». «отметка» личностного смысла превращает элементы пространства возможностей в сфера возможного. Сегменты этой сферы являются личностно-динамическими. смысловые системы, структурирующие индивидуально-мировые отношения [Д.Леонтьев,1988].

Отношение человека к своим возможностям выражаются в форме переживания. Переживание возможного/невозможного актуализируется в ситуациях невозможности [Ф. Василюк,1988]. Парадоксально, но именно эти ситуации создают возможность самоопределения. Как заметил М.Гефтер, «не всегда есть возможности, вообще они вторичны по отношению к невозможности, т. е. глубочайшему источник гуманизации человека»[1993,8].

2. Стратегии присвоения сферы возможного.
Проблема не только в том, чтобы справиться с ситуацией невозможности, но и в том, также задача присвоения сферы возможных призывов к мобилизации, оптимизации и координация временных, материальных и других ресурсов. Сложность этих Проблемы связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, современное общество дает у граждан все больше и больше возможностей, и в то же время более строгие правила социальных игр [Г.Мермет,1991]. Во-вторых, общецивилизационный процесс «редукции современности» [H.Lubbe,1994].

Такие характеристики личностной зоны ближайшего развитие как жесткость/гибкость, иерархичность/отсутствие структуры, координация/несовместимость Цели во многом определяются стратегиями, используемыми индивидуумом для того, чтобы объединить социальные требования с собственными стремлениями и ресурсами. Различные отношения, в которые вовлечено человеческое существо, внутренне противоречивы и дают возникают мотивационные конфликты [K.Lewin,1935; л. Фестингер, 1962]. Для объяснения мотивационных конфликта, К.Левин[1951] предложил «модель среды». В этой модели развитие изображалась как нарастающая дифференциация жизненного пространства личности и как расширение временной перспективы [Л.Франк,1939]. Главный критерий оптимальности жизненная стратегия представляется усложнением и обогащением Жизненного мира и расширение границ возможного. Чтобы описать типичные жизненные стратегии, аристотелевское понятие «докса» было бы наиболее эвристичным. Р.Барт[1977] используется этот термин в его анализе современного литературного языка, который включает в себя «эндоксальный» дискурс, соответствующий «докса», и оппозиционный «парадоксальный» дискурсы. «Эндоксальные» жизненные стратегии, как правило, быстро становятся стереотипными. стереотипные представления кажутся «естественными» и «достаточными» до тех пор, пока не появится «парадоксальный» человек. появляется, ломая стереотипы. Стандартные стратегии, как К.А.Абулханова-Славская [1991,285] отмечены, легки на подъем, но не позволяют координировать жизнь в целом.

3.Жизнь в целом: некоторые эстетические аспекты самоопределения в сфере из возможных.
Так как наиболее интенсивное смыслообразование происходит вблизи границ семиосферы (Ю.Лотман), поэтому форма жизни обретает смысл, когда путь жизнь подводит человека к границам возможного. Как здорово его/ее перспективы и горизонты могут быть, необходима его внутренняя готовность. Динамика превращения внешних возможностей во внутренние можно рассматривать в таких терминах, как «образ жизни» и «стиль жизни». Интеграция условий жизни а типичная жизнедеятельность субъекта, образ жизни задает границы сферы возможного. Человек создает свой стиль жизни через самоопределение в этом пространстве.

Пространство образа жизни предстает как агрессивная среда для стилей жизни. Только те стили могут сохраниться как таковые, которые обладают более высокое «внутреннее давление», чем у агрессивной среды. Предметы гостю сохранить свой образ жизни как «форму жизни», как уникальное структурное единство, тесно связано с использованием эстетических критериев в организации своего жизнь как произведение искусства [М.Розин,1992]. Л.Ионин предположил, что культура личности, группы, общества трансформировались в «постановочную культуру». Рефлексируется индивидуумом, «жизнь форма» становится «культурным стилем». «Стиль есть «форма жизни», утратившая спонтанность чистого бытия, а превратилась в инсценировку» [Л.Ионин,1991,25]. это вряд ли осознание было необходимым и достаточным условием эстетического совершенство жизни, но сознание расширяет пространство альтернатив. И неизменна роль искусства в конструировании новых форм отношения человека к мира, более гибкого, более разумного и более устремленного в будущее [Д.Леонтьев,1991]. цель искусства и, шире, культуры — производить «идеальные формы», т. направлять развитие личности.

В заключение остановимся на семантике понятия «сфера возможного». Это понятие предполагает целостность внешних условий и внутренних факторов, но не недостаточно отражают драматизм человеческого существования и самоопределения. интерпретация судьбы, ее знаков и проявлений как моря-пространства кажется быть ближе к «драме личности» (Л.С.Выготский), чем понятие «сфера». Эта «морская» метафора эвристична не только для понимания древними людьми судьба (как это было продемонстрировано в работе В.Н.Топорова «Эней — человек судьбы») а для современного привычного восприятия изменений в Жизненном мире. Логика это восприятие, несомненно отличное от рационального, накладывает ограничения на попытки теоретической реконструкции самоопределения личности в сферах возможного и невозможного.

РЕКОМЕНДАЦИИ.
1.Абулханова-Славская К.А. Стратегии жизни.- Москва,1991

2. Барт Р. Ушиб языка.- П.:Сейул,1977

3.Браудель Ф. Время мира Т.3.- Москва,1992

4.Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблемы субъекта деятельности (Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности)// Психологический журнал,т. 15,н.3,1994,17-28

5. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса.-Стэнфорд, 1962

6. Франк Л. Временные перспективы// Journ. социальной философии, 1939, № 4, 293-312

7.Гефтер М. История — позади? Историк — человек лишний?(История осталась позади?)// Вопросы философии,1993,N.9,3-16

8. Хекхаузен Х. Мотивация и Гендельн. Берлин, 1980

9.Ионин Л. Театр культурных форм //Социодинамика. культури. Вып.1.- Москва,1991,7-30

10.Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. организация смысловой сферы личности)//Канд. дисс., Москва, 1988

11.Леонтьев Д.А. Осмысление: психологическая функция искусства//Искусство и эмоции. Материалы международного симпозиума.- Пермь,1991,51-60

12.Левада Ю.В. К проблеме изменения социального пространства-времени в процессе урбанизации (К проблеме изменения социального пространства-времени в процессах урбанизации)//Статьи по социологии.-Москва,1993,39-49

13. Левин К. Динамическая теория личности. Избранные статьи.-Н.-Я.,1935

14.Левин К. Теория поля в социальных науках. — Н.-Я.,1951

15.Люббе Х. В ногу со временем.Историческая идентичность( со временем. Историческая идентичность//Вопросы философии,1994,N.4,94-113

16. Мермет Г. Франко, 1991. — П.: Ларусс, 1991

17.Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество? судьбы: программирование или творчество?)// Вопросы психологии,1992,Н.1- 2,98-104

18.Василюк Ф. Психология переживаний.-Москва,1988

Пути развития личности: следуя рекомендациям Льва Выготского

Автор

Перечислено:

  • Дмитрий Леонтьев
  • Анна Лебедева
  • Василий Костенко

Зарегистрирован:

    Реферат

    Дмитрий Леонтьев — кандидат психологических наук, профессор, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. E-mail: [email protected] Лебедева Анна Викторовна — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. E-mail: [email protected] Василий Костенко — научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. E-mail: [email protected]Адрес: Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20. В статье представлена ​​теоретическая реконструкция проекта Льва Выготского по теории развития личности, подчеркнута актуальность и эвристическая ценность Выготского для психологии личности человека. наши дни, особенно позитивная психология. Авторы акцентируют внимание на нескольких аспектах наследия Выготского. 1. Общая концепция личности в неклассических рамках. 2. Идея самообладания как центральная объяснительная концепция и ее связь с современной концепцией агентности. 3. Роль саморефлексивного сознания в развитии личности. 4. Пути развития личности в сложных условиях. В работах Выготского личность имплицитно конструировалась как наиболее целостная высшая психическая функция, а ее центральным признаком было самообладание или саморегуляция. Принцип опосредования Выготского гласит, что структура деятельности человека опосредована физическими или психическими средствами, разрывающими СР-связи и позволяющими овладеть собственным поведением и психическими процессами. Используя речь как систему знаков, обеспечивающую процесс освоения психосоциальной действительности, саморефлексия создает новую основу для более сложных форм высших психических процессов, обладающих большей степенью свободы по сравнению с низшими. Закон компенсации обсуждается в контексте отягощенных условий развития личности, когда личность отвечает социальным границам и таким образом достигает альтернативных траекторий развития. Таким образом, социокультурная парадигма согласуется с современными представлениями о позитивной психологии и психологии личности.

    Предлагаемое цитирование

  • Дмитрий Леонтьев, Анна Лебедева и Василий Костенко, 2017. « Пути развития личности: следуя рекомендациям Льва Выготского », Вопросы образования / Образовательные исследования Москва, НИУ ВШЭ, вып. 2, стр. 98-112.
  • Обработчик: RePEc:nos:voprob:2017:i:2:p:98-112

    как

    HTMLHTML с абстракциейпростой текстпростой текст с абстракциейBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL файла: https://vo.hse.ru/data/2017/07/28/1173656480/Leontiev-Lebedeva-Kostenko.pdf
    Ограничение на скачивание: нет
    —>

    Подробнее об этом элементе

    Ключевые слова

    социокультурная психология; высшие психические функции; саморегуляция; развитие личности; самообладание; компенсация; отягощенное развитие; позитивная психология;
    Все эти ключевые слова.

    Статистика

    Доступ и статистика загрузки

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:nos:voprob:2017:i:2:p:98-112 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: http://vo.hse.ru/ .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts