Структура личности по леонтьеву схема: Структура личности в деятельностном подходе

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева

В конце 1920-х гг., работая у Л.С. Выготского и используя идеи культурно-исторической концепции, А.Н. Леонтьев провел ряд экспериментов, направленных на изучение высших психических функций (произвольного внимания и процессов памяти). В начале 1930-х гг. встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В результате им была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии.

В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей.

Логическим развитием данной концепции Леонтьев считал возможность создания целостной системы психологии как «науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессе деятельности».

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо обратить внимание на то, что цель в данном случае – это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие – это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие – это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения.

В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул–реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т.е. характеризует человека.

Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основного элемента анализа деятельности, формулируются основополагающие принципы психологической теории деятельности:

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие – это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели человека не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т.д. Например, вы хотите посадить яблоню. Для этого вам необходимо:

1) правильно выбрать место для посадки; 2) выкопать яму; 3) взять саженец и присыпать его землей. Таким образом, ваша цель разбивается на три подцели. Однако если посмотреть на частные цели, то вы заметите, что и они тоже состоят из еще более мелких целей. Например, для того чтобы выкопать яму, вы должны взять лопату, вдавить ее в землю, вынуть и отбросить землю и т.д. Следовательно, ваше действие, направленное па то, чтобы посадить яблоню, состоит из более мелких элементов – частных действий.

Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта. Поэтому цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие (частные) действия. Таким образом, операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.

Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: к операциям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида – сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что трудно выделить четкую грань между операциями и действиями. Например, при выпечке блинов вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую, – это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий.

В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции. Следовательно, одним из наиболее информативных признаков, разграничивающих действия и операции, является соотношение между степенью осознания выполняемой деятельности. В некоторых случаях этот индикатор не действует, поэтому приходится искать другой объективный поведенческий или физиологический признак.

Теперь перейдем к третьему, самому нижнему уровню структуры деятельности – психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов. Существует ряд возможностей организма, без которых большинство психических функций не может осуществляться. К таким возможностям в первую очередь следует отнести способности к ощущению, моторные способности, возможность фиксации следов прошлых воздействий.

Сюда же необходимо отнести ряд врожденных механизмов, закрепленных в морфологии нервной системы, а также те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Все эти способности и механизмы достаются человеку при его рождении, Т.е. они имеют генетическую обусловленность.

Психофизиологические функции обеспечивают и необходимые предпосылки для осуществления психических функций, и средства деятельности. Например, когда мы стараемся что-то запомнить, то используем специальные приемы для более быстрого и качественного запоминания. Однако запоминания не произошло бы, если бы мы не обладали мнемическими функциями, заключающимися в способности запоминать. Мнемическая функция является врожденной. С момента рождения ребенок начинает запоминать огромное количество информации. Первоначально это простейшая информация, затем, в процессе развития, возрастает не только объем запоминаемой информации, но изменяются и качественные параметры запоминания. Вместе с тем существует болезнь памяти, при которой запоминание становится совершенно невозможным (корсаковский синдром), поскольку мнемическая функция оказывается разрушенной.

При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Поэтому даже при попытке такого больного специально выучить какой-либо текст забывается не только текст, но и сам факт того, что такая попытка предпринималась. Следовательно, психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Биогенетическая концепция личности
  • Общая характеристика восприятий. Характерные особенности восприятий.
  • Эмоции
  • Информационная концепция эмоций
  • Формирование воли у ребенка
  • Изменения, происходящие с личностью в толпе
  • Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира
  • Теории мышления в психологии
  • Эмоциональные состояния
  • Виды волевых действий

Ответы на практическое занятие по теме: Психологическая структура личности



или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Практическое занятие 3 по теме Психологическая структура личности

  1. О некоторых общих подходах изучения личности в отечественной и зарубежной психологии.
  2. Личность в отечественной психологии.
Задание – устно ответить на вопросы:

  • Перечислите основные структурные элементы психологической структуры личности? Дайте им характеристику.
  • Изобразите схематично сравнительные характеристики структуры интегральной индивидуальности (по Мерлину В.С.) и структуру личности (по Платонову К.К., Леонтьеву А.Н., Ковалеву А.Г.).
  • В чем суть зрелости личности?
  • В чем разница между представлениями о личности в отечественной психологии и зарубежной психологии?
Основные направления изучения личности различных авторов в зарубежной психологии:

  1. Психоаналитическое направление (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, Хорни, Эриксон)
  2. Общая характеристика психоаналитического направления
  3. Структура личности по З. Фрейду
  4. Движущие силы развития личности в психоанализе 4. Характеристика защитных механизмов личности Структура личности в аналитической психологии
  5. Движущие силы развития личности в аналитической психологии
  6. Общая характеристика индивидуальной психологии
  7. Типология личности по А. Адлеру
Общая характеристика межличностного психоанализа. Подход Хорни.

  1. Стратегия межличностных взаимодействий по К. Хорни
  2. Особенности невротической и зрелой любви (подходы Хорни, Фромма)
  3. Гуманистический психоанализ. Подход Э. Фромма
  4. Типология личности по Фромму
Задание – устно ответить на вопросы:

  • В чем суть развития личности по З.Фрейду?
  • Каковы основные признаки механизмов психологической защиты?
  • Приведите примеры и охарактеризуйте основные психологические защитные механизмы.
  • Какова структура личности по З.Фрейду? В чем ее отличительная особенность от других?
Задание – устно ответить на вопросы:

  • В чем суть развития личности по К.Г.Юнгу?
  • Какова структура личности в аналитической психологии?
  • Каковы основные принципы в индивидуальной психологии А.Адлера?
  • В чем суть личностного роста индивида по А. Адлеру?
Задание – устно ответить на вопросы:

  • В чем суть развития личности по К.Хорни?
  • Каковы стратегии поведения человека по К.Хорни?
  • Чем отличаются между собой понятия невротической и зрелой любви?
  • Каким образом разрешается конфликт между свободой, правом выбора и необходимостью быть объединенным с другими людьми, чтобы чувствовать себя в безопасности?
II. Основные условия для личностного роста в гуманистической психологии

  1. Основные характеристики самоактуализирующейся личности
  2. Структура потребностей по А. Маслоу. Бытийные и дефицитарные потребности
2.Задание – устно ответить на вопросы:

  • В чем суть развития личности по К. Роджерсу?
  • Какова структура личности по А.Маслоу?
  • В чем суть понятий бытийных и дефицитарных потребностей?
III. Диспозиционное направление (Оллпорт, Кеттел, Айзенк)

  1. Общая характеристика диспозиционного направления
  2. Функциональный подход Оллпорта в диспозиционном направлении
  3. Развитие личности по Оллпорту. Понятие проприума
  4. Факторная модель личности Кеттела
  5. Факторная модель личности Айзенка
  6. Функциональный подход Норманна («большая пятерка») в диспозиционном подходе
Задание – устно ответить на вопросы:

  • В чем суть диспозиционального направления в теории личности?
  • Какова структура личности по Г.Оллпорту?
  • Чем определяется развитие личности по Оллпорту? Раскройте понятие проприума.
  • Какова структура личности по Р.Кетеллу?
  • Какова структура личности по Г.Айзенку?
  • Каковы главные измерения личности в функциональном подходе Норманна?
IV. Социально-когнитивное направление (Бандура, Роттер, Келли)

  1. Характеристика когнитивного направления. Подход Келли
  2. Социально-когнитивный подход Бандуры в бихевиоризме
  3. Социально-когнитивный подход Роттера в бихевиоризме
Задание – устно ответить на вопросы:

  • В чем суть конструктов?
  • В чем суть потенциала поведения, ожидания, ценности подкрепления, психологической ситуации?
V. Бихевиоральное направление (Уотсон, Скиннер)

  1. Характеристика бихевиорального направления. Классический подход Уотсона
  2. Бихевиоральное направление. Инструментальный подход Скиннера
Задание – устно ответить на вопросы:

  • В чем суть развития личности в рамках бихевиорального направления Уотсона?
  • В чем суть личности по Б.Ф. Скиннеру?
Практические задания: Задание 1: заполните таблицу «Теории личности». ТАБЛИЦА  

Автор, страна, периодОпределение ЛичностиСтруктура ЛичностиРазвитие личностиМотивацияМетоды исследованияПримечание
       
  Задание 2. Выберите правильный ответ из предложенных ниже вариантов.

  1. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются: а) способности, б) направленность, в) темперамент, г) характер, д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
  2. Подструктуры психологической структуры личности образуют: а) мировоззрение, б) социальные установки, в) эмоции, г) воля, д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
  3. Человека как индивида характеризуют: а) рост, б) цвет глаз и волос, в) тип высшей нервной деятельности, г) принадлежность к расе, д) все ответы верны, е) все ответы неверны.
Контрольные вопросы для семинарского занятия:

  1. Преимущества и недостатки типологического подхода в психологии.
  2. Какова структура личности?
  3. Какой существует недостаток в «коллекционном» подходе, разработанный Петровским А.В.
  4. В чем суть системного подхода на проблему личности?
  5. По мнению Лазурского А.Ф., рассматривая его концепцию и в частности, структуру личности, что можно сказать о том, к чему нужно в конечном итоге стремиться человеку?
  6. В рамках концепции Мясищева В. Н. через что человек как личность может себя проявить?
  7. Рассматривая структуру личности Ковалева А.Г., соотнесите основу, промежуточный период и конечный результат с интегральными образованиями личности.
  8. По мнению Мерлина В.С. входят ли в структуру личности такие психические свойства как темперамент, характер, направленность, способности и могут ли представлять собой систему?
  9. Что является центральным звеном структуры личности по Леонтьеву А.Н.?
  10. Нарисуйте схему образования ядра личности, опираясь на следующий текст:
  11. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей, что порождает их развитие и образует ядро личности. В подобную иерархию входит потребность, мотив, эмоция, значение, смысл. Итак, мотив переходит в потребность при обнаружении своего предмета, в результате взаимодействия с которым субъект определяет значение. Эмоции в свою очередь отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом деятельности субъекта. Эмоции сопровождают тип переживания человеком ситуации реализации – нереализации мотива деятельности, в результате чего происходит рациональная оценка, придающая смысл мотиву.
  12. Какую роль играет направленность в структуре личности у Божович Л.И.?
  13. Что составляет неразрывное единство психического облика личности по Рубинштейну?
  14. Что входит в установку концепции личности Узнадзе?
  15. В чем суть концепции личности Ядова (основная идея)?
  16. Что лежит в основе психоаналитического направления?
  17. Каким образом, по мнению Фрейда, контролируется поведение человека?
  18. Каково значение психоанализа?
  19. Какой уровень (сознательный, бессознательный, предсознательный) является «проводником» между двумя другими?
  20. С помощью чего мы можем узнать о глубинах психической жизни человека, т.е. как можно заглянуть в самые скрытые тайные стороны личности (с помощью каких средств или какими методами)?
  21. Какой смысл бессознательного уровня? Зачем он нужен вообще?
  22. Какая составляющая личности по своему «функционалу» может воздерживаться от удовлетворения потребностей?
  23. А) Ид б) Эго
  24. Что является собственным ограничителем для человека в структуре личности:
  25. а) Ид б) Эго в) Суперэго
  26. Какая из составляющих структуры личности является «дипломатом» для двух других?
  27. А) Ид Б) Эго В)  Суперэго
  28. Для чего нужны психологические защиты?
  29. Что является движущими силами развитие личности в психоанализе и в чем их суть?
  30. Всегда ли человек может отследить свое поведение и понять, что он пользуется психологической защитой? Обоснуйте.
  31. Как называется механизм, при котором заменяются истинные чувства и желания ложными.
  32. Страх признания собственных желаний проявляется в таком механизме, как
  33. Ситуация: нерешенный конфликт девушки с другом вымещается на коллеге и проявляется в виде криков, упреков и оскорблений в его адрес. Какой применен психологический механизм?
  34. Приведите пример механизма «идентификация».
  35. Ситуация: пациентка на консультации вспоминает некоторые ужасные события, происходившие с ней в детстве, но не способна говорить о них без проявления каких-либо эмоций. Какой механизм она применяет?
  36. Для чего нужно человеку рационализация?
  37. Что из себя представляет механизм под названием «интеллектуализация»?
  38. Как себя ведут вытесненные мысли по отношению к сознанию, и каким образом можно о них узнать?
  39. Приведите пример сублимации.
  40. Что самым главным является в индивидуальной психологии Адлера?
  41. Что является основой мотивационной силой в жизни человека?
  42. Откуда образуется комплекс неполноценности?

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Психодинамический подход | Психология

Зигмунд Фрейд – психиатр, невролог и ключевой пионер психодинамический подход (включая его психоаналитическую теорию личности) – предположил, что наша умственная деятельность в основном бессознательна, и именно в этом бессознательная деятельность, которая вызывает наше поведение. Он объяснил, что травма детские переживания, отброшенные в бессознательное, могут впоследствии привести к психическим расстройствам. расстройства и разработали «лечение разговорами» (психоанализ, или, в более общем смысле, называется психотерапией), чтобы помочь освободиться от проблемных подавленных воспоминаний и облегчить симптомы.

Ключевые допущения психодинамического подхода

  • Бессознательная деятельность является ключевым фактором, определяющим наше поведение.
  • У нас есть врожденные «побуждения» (или «инстинкты»), которые «заряжают» наш разум, чтобы мотивировать поведение по мере нашего развития на протяжении всей жизни.
  • Наша [трехчастная] личность – психика – состоит из ИД, эго и суперэго.
  • Детский опыт играет важную роль в формировании нашей личности, когда мы достигаем совершеннолетия.

Роль бессознательного

Психика, образующая структуру личности, состоит из трех частей:

  • ID – побуждающая нас к удовлетворению эгоистичных побуждений (т. е. действует по «принципу удовольствия») (существует от рождения ).
  • Эго — действует рационально, уравновешивая ИД и Супер-Эго (т.е. действует по «принципу реальности») (развивается 2-4 года).
  • Суперэго – заботится о соблюдении моральных норм (т.е. действует в соответствии с «принципами морали») и пытается контролировать мощное ИД с чувством вины (развивается в 4-5 лет).

Психосексуальные стадии

Фрейд также считал, что люди проходят через «психосексуальные стадии» в процессе развития психики. Он назвал пять стадий, каждая из которых характеризуется определенным характерным поведением:

  • Оральная – сосание (0-18 месяцев)
  • Анальная – удержание или выброс фекалий (18 месяцев – 3,5 года)
  • Фаллическая – фиксация на гениталиях (3,5 – 6 лет)
  • Латентность – подавленные половые влечения (6 лет – половое созревание)
  • Генитальный – Пробуждение полового влечения (начиная с периода полового созревания)

Фрейд утверждал, что во время развития зацикливание на одной из этих стадий ограничивает полное развитие в результате проявления специфических личностных симптомов. Одним из таких симптомов является «анально цепкая» личность: он предположил, что, когда возникает конфликт из-за приучения к горшку, человек может до крайности зациклиться на чистоте и порядке.

Механизмы защиты эго

Эго уравновешивает потенциальный конфликт между ИД и суперэго и пытается уменьшить тревогу. В областях значительного конфликта эго может перенаправить психическую энергию, используя «защитные механизмы». Фрейд предложил три ключевых механизма:

  • Подавление – сокрытие неприятной мысли или желания в бессознательном (например, травматические детские переживания могут быть подавлены и поэтому забыты).
  • Смещение – эмоции направлены от своего источника или цели к другим вещам (например, выжимание тряпки в гневе, которое в противном случае было бы направлено на кошку, царапающую мебель).
  • Отрицание – угрожающая мысль игнорируется или трактуется как неправда (например, жена может найти доказательства того, что муж ей изменяет, но объяснить это другими причинами).

Методы исследования, используемые в подходе

Психоаналитическая теория Фрейда была основана на тематических исследованиях, которые собирают большое количество подробной информации об отдельных лицах или небольших группах. Это были случаи пациентов, с которыми он использовал психоанализ («лечение разговорами»), целью которого было перевести бессознательную психическую активность в сознательную, чтобы снять тревогу. Техники для этого включают:

  • Свободные ассоциации – выражение немедленных [бессознательных] мыслей по мере их возникновения
  • Сонник – анализ скрытого содержания (т.е. скрытого смысла) явного содержания (т.е. того, что запомнилось из сна).

Нынешние психологи, использующие психодинамический подход, по-прежнему используют данные тематических исследований (например, записи психоаналитических интервью) для подтверждения своих объяснений.

Оценка психодинамического подхода/методов

Сильные стороны

  • Фрейд подчеркнул общепризнанную связь между детским опытом и характеристиками взрослого человека.
  • Методология тематического исследования охватывает наше сложное поведение путем сбора обширной информации и на индивидуальной основе — идиографический подход — при проведении исследования.
  • Некоторые данные подтверждают существование механизмов защиты эго, таких как подавление, т.е. взрослые могут забыть травмирующее сексуальное насилие над ребенком (Williams, 1994).
  • Современная психиатрия по-прежнему использует психоаналитические техники Фрейда.

Слабости

  • Можно возразить, что подход Фрейда придает чрезмерное значение детскому опыту как источнику ненормальности (хотя современные психодинамические теории уделяют больше внимания взрослым проблемам повседневной жизни, таким как последствия негативных межличностных отношений).
  • Используя тематические исследования для поддержки теорий, этот подход не использует контролируемые эксперименты для сбора эмпирических данных, поэтому считается гораздо менее научным, чем другие подходы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts