Задание 2. Составьте схему » Структура личности» любых двух авторов: зарубежного и отечественного и проведите сравнительный анализ: З. Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, Э. Берн, Э.Эриксон, В.Штерн, Г.Олпорт, В.Франкл, К.Роджерс, А.Маслоу, А.Ф.Лазурский, В.М.Мясищев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.С.Мерлин, Д.Н.Узнадзе, М.М.Бахтин. А. Адлер.
Основные механизмы развития и защиты – Компенсация неполноценности – неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая. Структура личности едина. А. Адлер определяет как стиль жизни уникальный способ достижения целей личности. Движущие силы развития личности – Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству. Анализ:
Типы личности связанные со стилями жизни. Порядковая позиция ребенка. Показатель здоровья. Препятствия к личностному росту. С. Л. Рубинштейн.
Знания, умения и навыки — приобретаются в процессе жизни и познавательной жизни. Индивидуально – типологические особенности – темперамент, характер, способности. Анализ: Рубинштейн С.Л. говорит о том, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имеет право на выбор. Личность является основанием этой связи. Личность как целое выражается через, чего хочет человек, что может, что есть он сам. Психическое развитие личности происходит в процессе деятельности. На каждом возрастном этапе существует ведущий вид деятельности ( игра, учеба, труд ,общение ) .В процессе деятельности происходит усвоение общественно-исторического опыта. Скачать 14,42 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Психология личности. Ее структура.
I.
Состояние изучения личности в отечественной психологии.1-ый период советской психологии (20-нач 30 гг) – изучение реальной личности (беспризорников), дефектологии и др.
Изучение реальной Личности подменялось обсуждением идеала советского человека;
В 30-е гг после разгрома педологии в разработке проблемы личности наметилось 2 направления:
- Теоретические проблемы в составе общей психологии на основе Марксистской методологии, но с учетом развития мировой психологии. Проявил себя Рубинштейн.
- Проблема психического развития ребенка и его личности (Выготский, Божович, Запорожец, Эльконин и др.).
Кроме этих разрабатывался методологический уровень анализа личности (методологические признаки). Основной методологической проблемой стало соотношение биологического и социального. Методология изучения детства.
II. Методологические принципы изучения личности.
1. Личностный принцип, разработанный Рубинштейном, раскрывает зависимость всех психических процессов от личности, как единого основания и который на разных этапах развития отечественной психологии изменял содержание. Сначала – это преодоление функционизма, далее изучение психических процессов и состояний в деятельности.
2. Принцип единства сознания и деятельности, разработал Рубинштейн. Сознание – это регуляторная система, организующая отношение личности, складывающееся в ходе деятельности. Параллельно работал Леонтьев. По Рубинштейну, сознание осуществляет 3 функции:
Целостную регуляцию психических процессов
Регуляцию отношений
Регуляцию деятельности.
3. Системный подход. Рассматривает личность как элемент общественной системы. Обстоятельно рассматривал его Ломов, отдельные элементы рассматривал Ананьев, Анохин, Леонтьев, Рубинштейн. Личность рассматривается в разных системах связи и выступает в деятельности, общении, в коллективе, в группе и т.д.
4. Принцип развития. 3 этапа развития личности:
Усвоение действующих норм и овладение соответствующей деятельностью.
Индивидуализация. Поиск способов и средств для своей индивидуальности.
Интеграция. Требует от личности проявлять индивидуальные особенности, которые соответствуют ценностям среды.
Если личность проходит все этапы развития, то формируется и идет ее самоутверждение в среде.
III. Подходы отечественных ученых к проблеме личности, построенные на разных основаниях.
Мясищев определял личность через отношение. Выготский – через активность. Леонтьев- через деятельность. Узнадзе – через установку. Мерлин – как интегральную индивидуальность.
IV. Изучение проблем психики личности в 80-90 гг.
Получил развитие гуманистический подход, осуществленный в 60 гг, идущий от Роджерса. Переход к гуманизму. Разработка Ломовым системного подхода. Переход от описательного к объяснительному подходу. Развито теоретическое моделирование. Выделяются типологии личности Рейенвальд в качестве системообразующего фактора рассматривается направленность, а осознанность, организованность и интенсивность в качестве 3 параметров в структуре личности.
Эту линию предложил Крупнов, развивая системно-диспозиционную концепцию целостной личности.
В 80-90 гг развивается мотивационная концепция личности Осеевой, отражающая связи личностных и моральных механизмов. Динамическая концепция личности Анцыферовой, отражает развертывание личности в ее жизни и деятельности. Брушлинский, продолжая Ломова, рассматривает личность в общении. Развивается акмеология – изучение вершины личности (Кузьмина, Деркач, Бодалев, Климов, Селезнева). Исследуются проблемы экономической психологии. Продолжает развитие Эко-психологии.
V. Наиболее значимые концепции последнего времени.
- Концепция историко-эволюционного подхода к изучению личности Асмолова. Психология личности понимается как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Биогенез, социогенез и персоногенез имеют точки пересечения. Соотношение биологического и социального. Личность – это человек в историко-эволюционном процессе, носитель социальных ролей, существующий в ходе жизненного пути преобразования природы, общества и себя. Личность как «образы человека»: ощущающий человек, человек-потребитель, запрограммированный человек, деятельностный человек. Особо выделяет системно-деятельностный-историко-эволюционный подход.
- Субъектно-личностная концепция развития человека (Абульханова-Славская).
- Системно-диспозиционная концепция целостной личности (Крупнов). Системно-диспозиционная концепция целостной личности Крупнова. Рассматривается целостная структура личности как система социально-психологических образований и свойств, их иерархическая организация и многомерная природа в единстве инструментально-поведенческих и содержательно-смысловых составляющих.
- Динамическая концепция личности (Анцыферова).
- Общественно-деятельностная концепция Ломова. Категория личности относится к числу базовых, наряду с категориями: отражения, деятельности, общения, социального и биологического в психическом развитии индивида.
- 1 тезис: Только анализ отношения индивид-общество раскрывают свойства человека как личности.
- 2 тезис: личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от принадлежности человека к классу, нации, этнической группы, профессии, семьи, образования и т.д.
- 3 тезис: общий и характерный для общества образ жизни индивидуален, в зависимости от того, в какие общности и как включается индивид.
- 4 тезис: основанием свойств личности является система общественных отношений. Личность – это член общества и его продукт.
- 5 тезис: непрямая связь общественных отношений и психологических свойств личности (мотивы, стремления, установки, симпатии и антипатии).
- 6 тезис: социальная детерминация личности осуществляется в их действиях и взаимодействиях.
- 7 тезис: совокупность и система общественных отношений определяет социальный статус личности и ее развитие.
- 8 тезис: позиция личности в обществе – это многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду. Общественные отношения, способы включения и мера участия личности в общественные отношения различны.
- 9 тезис: детерминированность личности общественными отношениями не означает, что она является их пассивным слепком. Включение личности в систему общественных отношений осуществляется как активный процесс.
- 10 тезис: основным условием самоопределения личности и сознательным регулированием своей жизнедеятельности является ее общественная активность.
- 11 тезис: личность – социальное качество индивида, определяется его включением в общественные отношения. Проявляется в его действиях, поступках, в эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других психологических свойствах.
- 12 тезис: в процессе движения индивида в системе общественных отношений происходит превращение психических процессов в психические свойства.
- 13 тезис: развитие индивида как личности в обществе обеспечивается сложной системой детерминаций, которые переходят в самодетерминацию, которая не заменяет и не отменяет социальной детерминации, а дополняет ее.
Ломов рассматривает направленность личности как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад. Здесь выражаются цели, мотивы, субъективное отношение к деятельности. Направленность личности включает мотивационную сферу личности, потребности личности, жизненные цели и способности.
6. Концепция
7. Функционально-динамическая концепция личности Платонова К.К. Выделил 4 подструктуры:
- Социально-обусловленная, отражает направленность личности, включает направленность убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания.
- Включает ЗУН и привычки, приобретается с обучением, но с влиянием биологических свойств личности.
- Особенности психических процессов: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память (формируется в процессе упражнений).
- Биологически обусловлена, объединяет: темперамент, половые и возрастные свойства, патологические изменения личности.
Периодизация изучения личности в зарубежной психологии в 20 веке.
- 1 период (10-е г – середина 30 гг): личность рассматривается через ее природные, биологические факторы (Фрейд, Юнг, Макдугалл). Идея: личность — сложная многоплановая система, подчиняемая биологическим аспектам. Уотсон положил начало бихевиоризму, где личность – это «репертуар поведений». Типология Кречмера связывает характер реакций человека с его физической конституцией.
- 2 период (середина 30-х – 50 гг): Необихевиоризм (Толмен, Холл) и Неофрейдизм (Хорни, Салливан, Фром). В 1-ом направлении к схеме S→R добавили промежуточные переменные (потребности, потенциал реакции, сила навыка). Во 2-м перенесли внимание с биологически врожденного бессознательного на социально-ориентированные явления психики. Борьба за господство торий личности вызвала критику и взаимное неприятие. Появились теории мотивации (К. Левин, Гольдштейн, Мюррей). Оллпорт создал теорию черт. Шелдон – конституциональную теорию. Мерфи – биосоциальную теорию.
- 3 период ( 50-е- начало 60-х гг): изучение авторитарной личности (Адорно, Франкл и др.). Факторный анализ Кеттела. Теория типов личности Айзенка. Психоаналитическая теория Эриксона. Теория социального научения Роттера (альтернатива бихевиоризма). Теория личностных конструктов Келли. Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса.
- 4 период (начало 60-х середины 70 гг) Индивидуальное различие личности (темперамент) (Басс, Айзенк, Грей, Стреляу, Мак Крей и Коста). Пересмотр и оценка теоретического и эмпирического материала. Поиски путей интеграции разных теорий личности, спад научных публикаций по проблемам мотивации и эмоций, увеличение публикаций по когнитивным функциям. Пик популярности гуманистической псих. Методы когнитивной психотерапии (Эллис, Бек). Теория локуса-контроля Роттера.
- 5 период (сер 70-х гг): психоаналитическое, бихевиористское, гуманистическое направления стремятся выйти из кризиса. Индивидуальное различие личности (темперамент) (Басс, Айзенк, Грей, Стреляу, Мак Крей и Коста).
Mr Wnuk PE — Теории личности
Личность – это «психологические характеристики, которые делают человека уникальным и объясняют регулярные модели поведения». Когда мы обсуждаем личность человека, мы используем такие слова, как застенчивый, общительный, шумный, агрессивный, темпераментный, угрюмый, чувствительный, юмористический, живой и скучный, и формируем впечатление о его личности по тому, что он говорит или как действует. В традиционной психологии было проведено множество исследований, пытающихся изучить факторы, влияющие на поведение, называемые 9.0003 черты .
Структура личности Холландера и Мартенса
Слои личности Холландера
Холландер (1971) предложил модель, показывающую, как устроена личность. Модель имеет три слоя:
1. Психологическое ядро является самым внутренним, и это отражает довольно постоянные черты, которыми обладает человек. Он включает в себя их убеждения, ценности, отношения и самооценку.
2. Эти черты определяют поведение человека и его типичные ответы . Например, если они застенчивы и робки, то они будут вести себя так в большинстве ситуаций.
3. Внешний уровень — это ролевых моделей поведения. Так мы действуем в определенных ситуациях. Например, если вышеупомянутого человека попросили стать капитаном команды или судить матч, он может действовать смело и напористо, несмотря на свою нерешительность и робость.
Личность_-_hollander.pdf
Теория черт
Personality Trait.pdf
Теория черт предполагает, что личность человека наследуется от родителей; что черты являются врожденными характеристиками, с которыми мы рождаемся. Это стабильные характеристики, которые нелегко изменить, поэтому они остаются стабильными на протяжении всей нашей жизни. Исследователи или теоретики, предложившие этот подход, заявляют, что черты стабильны и устойчивы и что поведение можно предсказать, поскольку они предрасполагают человека действовать определенным образом независимо от ситуации.
Ранние теоретики черт предполагали, что черты могут быть обобщены и последовательно выражать личность. Например, если исполнитель был очень агрессивным, он действовал агрессивно в большинстве, если не во всех, ситуациях, или если человек был самодисциплинированным, то он был таким же в школе, а также в спортивных условиях.
В 1950-х годах профессор Ганс Айзенк предложил модель с двумя измерениями, которая охватывает ряд личностных черт. Он разработал анкету, иногда называемую инвентаризацией (EPI), которую можно было использовать для определения личности человека и для прогнозирования поведения. Его модель содержит два континуума; на одном континууме на противоположных концах стабильны и невротичны. На другом континууме две противоположные черты — интроверсия и экстраверсия. Вы можете пройти тест здесь.
Личность и уровни Аруаля
Существует биологический аспект теории черт, который предполагает, что личность находится под влиянием ретикулярной активирующей системы (РАС) и вегетативной нервной системы (ВНС). РАС — это часть мозга, которая влияет на измерение интроверт-экстраверт. У него много ролей, в том числе бодрствуем мы или спим, а также уровень возбуждения или возбуждения. РАС интерпретирует информацию, поступающую в мозг от органов чувств, и контролирует нашу бдительность и состояние возбуждения. Считается, что у интровертов РАС уже возбуждена, поэтому даже незначительные изменения в окружающей среде приведут к чрезмерному возбуждению. Например, это может быть чтение вслух для членов группы. Считается, что у экстравертов РАС работает на более низком уровне, поэтому требуется гораздо больше стимуляции, чтобы испытать волнение и возбуждение. Это означает, что экстраверты ищут стимулирующую среду (например, выступление перед толпой), чтобы активировать РАС.
Вегетативная нервная система влияет на стабильно-невротическое измерение. ВНС препятствует поступлению информации у устойчивых лиц и вызывает запоздалую реакцию на ситуации, создавая впечатление непринужденной личности. ВНС ускоряет поступление информации у невротиков и вызывает быструю реакцию на ситуации, создавая впечатление беспокойства.
Интеракционистская теория
Интеракционистский подход учитывает сильные стороны как теории черт, так и теории ситуации. Каждый спортсмен привносит в спортивные ситуации базовый набор личностных качеств; однако наиболее значительный эффект может быть вызван не только личностными чертами, но и взаимодействием с окружающей средой.
Используя интеракционистскую теорию, можно сделать два прогноза: во-первых, когда факторы окружающей среды сильны, они с большей вероятностью повлияют на поведение, чем на черты личности. Обычно тихий человек может бурно праздновать победу в важном матче; такое поведение может рассматриваться как необычное поведение для этого человека. Второй прогноз — когда личностные факторы сильнее ситуации; поведение, скорее всего, будет соответствовать обычным чертам личности исполнителя.
Левин (1935) предложил формулу для объяснения этого взаимодействия между человеком и ситуацией как B=f(PE) где:
B = Поведение
F = Функция
P = Черты личности
E = Окружающая среда
Поведение является функцией суммы индивидуальных особенностей (черт) и окружающей среды/ситуации (социальное обучение). Бывшая звезда английского футбола Крис Уоддл — пример того, как работает интеракционистская теория; Крис в целом был уверен на поле (черта), пока ему не пришлось брать пенальти. Его прошлый опыт пропуска пенальти в важных играх (социальное обучение) заставил Криса проявить неуверенность (результирующее поведение).
Personality Interactionist.pdf
[PDF] Связь структуры и динамики личности: на пути к более научно обоснованной и клинически полезной диагностической схеме.
- DOI:10.1521/pedi.2015.29.4.431
- Идентификатор корпуса: 23366863
@article{Hopwood2015ConnectingPS, title={Соединение структуры и динамики личности: на пути к более научно обоснованной и клинически полезной диагностической схеме.}, автор = {Кристофер Джеймс Хопвуд и Йоханнес Циммерманн и Аарон Л. Пинкус и Роберт Франк Крюгер}, journal={Журнал расстройств личности}, год = {2015}, громкость = {294}, страницы={ 431-48 } }
- C. Hopwood, Johannes Zimmermann, R. Krueger
- Опубликовано 1 августа 2015 г.
- Психология
- Журнал расстройств личности
заказов заключается в содействии интеграции структура личности и динамика к более научно обоснованной и клинически полезной концептуализации патологии личности. В этой статье мы описываем современную модель структуры личности, которая полезна для различения пациентов друг от друга, а также связи между этой структурой и динамикой внутри личности, которые возникают на разных уровнях личности…
Просмотр в PubMed
personal.faculty.ucdavis.eduМежличностная динамика при личности и расстройствах личности
- Автор
Психология
- 2018 900 84
Клинические и фундаментальные психологи личности взаимодействуют меньше, чем следовало бы, учитывая их сходство интересы. Имеющиеся данные в клинической психологии личности подтверждают переход от…
Межличностная динамика в личности и расстройства личности
Клинические и базовые психологи личности взаимодействуют меньше, чем следовало бы, учитывая их схожие интересы. Имеющиеся данные в клинической психологии личности подтверждают переход от…
Интеграция структуры и динамики в оценку личности: первые шаги на пути к разработке и проверке дневника динамики личности
человек подходит к оценке личности, применяя такие меры, как дневник динамики личности, чтобы получить представление о психологических механизмах, которые вызывают и поддерживают дезадаптивные наклонности человека, и в конечном итоге найти индивидуальные точки воздействия для целенаправленных терапевтических вмешательств.
Важность себя и других в определении патологии личности
- А. Пинкус, Н. Каин, Александра Л. Хальберштадт
Психология
Психопатология
- 202 0
Определение патологии личности с точки зрения регуляторных и реляционных процессов вовлечение себя и других и различение тяжести патологии личности от индивидуальных различий в ее выражении дает AMPD несколько преимуществ и очень подходит для синтеза с современной интегративной межличностной теорией личности.
Психопатология и функционирование личности
- Уитни Р. Рингуолд, Уильям С. Вудс, Элизабет А. Эдершайл, Бринкли М. Шарп, А. Райт
Психология
- 2021
Интеграция структуры и функции в концептуализации и Оценка патологических черт
- А. Райт, А. Каурин
Психология
Психопатология
- 2020
Предполагается, что межличностная структура определяет основные области функционирования, но для понимания дисфункции личность должна быть концептуализирована и изучался как ансамбль контекстуализированных динамических процессов.
Межличностный взгляд на критерий А альтернативной модели расстройств личности DSM-5.
Межличностная теория и личностные процессы
- Майкл Дж. Рош, Н. Кейн
Психология
- 2021
Ежедневная межличностная и аффективная динамика личности расстройство.
Полученные данные подтверждают представления о расстройствах личности как о динамической форме психопатологии, вовлекающей людей, взаимодействующих с контекстуальными особенностями своего окружения и регулирующих их.
Использование межличностных аспектов личности и личностной патологии для изучения мгновенных и идиографических паттернов разрыва союза
Frontiers in Psychology
Альтернативная модель расстройств личности (AMPD) объединяет несколько теоретических моделей функционирования личности, включая межличностную теорию. Межличностные циркумплексные измерения…
Современная межличностная модель патологии личности и расстройства личности психопатология, основанная на предположениях; описательная метаструктура; и процессы развития, мотивации и регулирования современных интегративных…
Интеграция динамики личности и процессов близких отношений: методологические и аналитические последствия.
Эта работа посвящена дневниковым методам и соответствующим индивидуальным и диадным многоуровневым моделям для описания взаимодействия человека и ситуации в контексте процессов повседневной жизни близких отношений и рассматривает будущие направления, которые концептуализируют личность и процессы близких отношений с теоретической и методологической точки зрения динамических систем. .
Интегративная концептуальная основа для оценки личности и патологии личности
- Daniel Leising, Johannes Zimmermann
Психология
- 2011
В качестве вклада в продолжающиеся дебаты по поводу Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM)-5 мы представляем основу для совместной концептуализации личности и личности…
Региональный анализ личности — сообщаемые критерии расстройства личности.
В этой работе используется многомерное шкалирование и региональная интерпретация для исследования структуры 78 критериев расстройства личности, о которых сообщают сами пациенты из большой выборки новобранцев и студентов колледжей. Предполагается, что критерии имеют трехмерную структуру radex, которая лишь в общих чертах соответствует 10 существующих категорий расстройств личности (PD).
Выделение структуры нормальной и ненормальной личности: интегративный иерархический подход.
Подход к конструктивной репликации был использован для описания интегративного иерархического описания структуры нормальной и ненормальной личности, которое объединяет многие модели больших черт, предложенные в литературе, и обеспечивает более широкое понимание природы личностной иерархии.
Межличностная теория личности
- А. Пинкус, Э. Анселл
Психология
- 2003
Современная межличностная теория личности представляет собой надежную, междисциплинарную и интегративную номологическую основу, которая продолжает развиваться как концептуально, так и методологически,…
Межличностное ядро патологии личности.
Авторы описывают, как обоснование предложенного определения DSM-5 Раздела 3 в межличностной теории, и в частности акцент на «межличностной ситуации», добавляет к его теоретической структуре, эмпирической поддержке и клинической полезности.
Ежедневная межличностная и аффективная динамика при расстройстве личности.
Полученные данные подтверждают представления о расстройствах личности как о динамической форме психопатологии, вовлекающей людей, взаимодействующих с контекстуальными особенностями своего окружения и регулирующих их.
Черты личности и классификация психических расстройств: к более полной интеграции в DSM-5 и эмпирической модели психопатологии.
Представлен широкий обзор того, как личностные черты оказались полезными для описания и концептуализации расстройств личности и других психических расстройств, а также для прогнозирования ключевых клинических явлений.