Структура личности по рубинштейну схема: Лекция по психологии: Структура личности в психологии

Содержание

Структура личности


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Задание 2. Составьте схему » Структура личности» любых двух авторов: зарубежного и отечественного и проведите сравнительный анализ: З. Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, Э. Берн, Э.Эриксон, В.Штерн, Г.Олпорт, В.Франкл, К.Роджерс, А.Маслоу, А.Ф.Лазурский, В.М.Мясищев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.С.Мерлин, Д.Н.Узнадзе, М.М.Бахтин.

А. Адлер.
Структура личности закладывается в раннем возрасте до 5 лет.
Стиль жизни обусловлен биогенетическим, но «социальным чувством» в этот период. В процессе развития формируется установки, связанные со стилем жизни. Они бывают активные и социально полезные.
Типы личности:
Управляющий (активный асоциальный)
Избегающий (пассивный асоциальный)
Берущий (пассивный, социальный)
Социально-полезный (активный, социальный).
Типология – формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности.


Основные механизмы развития и защиты – Компенсация неполноценности – неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая.
Структура личности едина. А. Адлер определяет как стиль жизни уникальный способ достижения целей личности.
Движущие силы развития личности – Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству.

Анализ:
Человек является единым организмом. Структура личности определял как стиль жизни. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и ее поведения направленном на решения трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.


Типы личности связанные со стилями жизни. Порядковая позиция ребенка. Показатель здоровья. Препятствия к личностному росту.

С. Л. Рубинштейн.
Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становиться важным следующее положение:

Направленность — убеждений, идеалы, потребности, мотивы.
Знания, умения и навыки — приобретаются в процессе жизни и познавательной жизни.
Индивидуально – типологические особенности – темперамент, характер, способности.
Анализ:
Рубинштейн С.Л. говорит о том, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имеет право на выбор. Личность является основанием этой связи. Личность как целое выражается через, чего хочет человек, что может, что есть он сам.
Психическое развитие личности происходит в процессе деятельности.
На каждом возрастном этапе существует ведущий вид деятельности ( игра, учеба, труд ,общение ) .В процессе деятельности происходит усвоение общественно-исторического опыта.

Скачать 14,42 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Психология личности. Ее структура.

I.

Состояние изучения личности в отечественной психологии.

1-ый период советской психологии (20-нач 30 гг) – изучение реальной личности (беспризорников), дефектологии и др.

  • Изучение ребенка в конкретных социальных условиях оформилось в педологическое направление, обосновалась «Зона ближайшего развития»;
  • Изучение реальной Личности подменялось обсуждением идеала советского человека;

  • Несколько школ, между которыми происходили теоретические дискуссии. Теория личности развивалась на одной Марксистско-Ленинской методологической основе;
  • Разработка проблемы личности больше зависела от социальных и идеологических причин, чем научных;
  • В 30-е гг после разгрома педологии в разработке проблемы личности наметилось 2 направления:

    1. Теоретические проблемы в составе общей психологии на основе Марксистской методологии, но с учетом развития мировой психологии. Проявил себя Рубинштейн.
    2. Проблема психического развития ребенка и его личности (Выготский, Божович, Запорожец, Эльконин и др.).

    Кроме этих разрабатывался методологический уровень анализа личности (методологические признаки). Основной методологической проблемой стало соотношение биологического и социального. Методология изучения детства.

    II. Методологические принципы изучения личности.

    1. Личностный принцип, разработанный Рубинштейном, раскрывает зависимость всех психических процессов от личности, как единого основания и который на разных этапах развития отечественной психологии изменял содержание. Сначала – это преодоление функционизма, далее изучение психических процессов и состояний в деятельности.
    2. Принцип единства сознания и деятельности, разработал Рубинштейн. Сознание – это регуляторная система, организующая отношение личности, складывающееся в ходе деятельности. Параллельно работал Леонтьев. По Рубинштейну, сознание осуществляет 3 функции:
    Целостную регуляцию психических процессов
    Регуляцию отношений
    Регуляцию деятельности.
    3. Системный подход. Рассматривает личность как элемент общественной системы. Обстоятельно рассматривал его Ломов, отдельные элементы рассматривал Ананьев, Анохин, Леонтьев, Рубинштейн. Личность рассматривается в разных системах связи и выступает в деятельности, общении, в коллективе, в группе и т.д.
    4. Принцип развития. 3 этапа развития личности:

    Усвоение действующих норм и овладение соответствующей деятельностью.
    Индивидуализация. Поиск способов и средств для своей индивидуальности.
    Интеграция. Требует от личности проявлять индивидуальные особенности, которые соответствуют ценностям среды.
    Если личность проходит все этапы развития, то формируется и идет ее самоутверждение в среде.

    III. Подходы отечественных ученых к проблеме личности, построенные на разных основаниях.

    Мясищев определял личность через отношение. Выготский – через активность. Леонтьев- через деятельность. Узнадзе – через установку. Мерлин – как интегральную индивидуальность.

    IV. Изучение проблем психики личности в 80-90 гг.

    Получил развитие гуманистический подход, осуществленный в 60 гг, идущий от Роджерса. Переход к гуманизму. Разработка Ломовым системного подхода. Переход от описательного к объяснительному подходу. Развито теоретическое моделирование. Выделяются типологии личности Рейенвальд в качестве системообразующего фактора рассматривается направленность, а осознанность, организованность и интенсивность в качестве 3 параметров в структуре личности.

    Эту линию предложил Крупнов, развивая системно-диспозиционную концепцию целостной личности.

    В 80-90 гг развивается мотивационная концепция личности Осеевой, отражающая связи личностных и моральных механизмов. Динамическая концепция личности Анцыферовой, отражает развертывание личности в ее жизни и деятельности. Брушлинский, продолжая Ломова, рассматривает личность в общении. Развивается акмеология – изучение вершины личности (Кузьмина, Деркач, Бодалев, Климов, Селезнева). Исследуются проблемы экономической психологии. Продолжает развитие Эко-психологии.

    V. Наиболее значимые концепции последнего времени.

    1. Концепция историко-эволюционного подхода к изучению личности Асмолова. Психология личности понимается как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Биогенез, социогенез и персоногенез имеют точки пересечения. Соотношение биологического и социального. Личность – это человек в историко-эволюционном процессе, носитель социальных ролей, существующий в ходе жизненного пути преобразования природы, общества и себя. Личность как «образы человека»: ощущающий человек, человек-потребитель, запрограммированный человек, деятельностный человек. Особо выделяет системно-деятельностный-историко-эволюционный подход.
    2. Субъектно-личностная концепция развития человека (Абульханова-Славская).
    3. Системно-диспозиционная концепция целостной личности (Крупнов). Системно-диспозиционная концепция целостной личности Крупнова. Рассматривается целостная структура личности как система социально-психологических образований и свойств, их иерархическая организация и многомерная природа в единстве инструментально-поведенческих и содержательно-смысловых составляющих.
    4. Динамическая концепция личности (Анцыферова).
    5. Общественно-деятельностная
      концепция Ломова. Категория личности относится к числу базовых, наряду с категориями: отражения, деятельности, общения, социального и биологического в психическом развитии индивида.
    • 1 тезис: Только анализ отношения индивид-общество раскрывают свойства человека как личности.
    • 2 тезис: личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от принадлежности человека к классу, нации, этнической группы, профессии, семьи, образования и т.д.
    • 3 тезис: общий и характерный для общества образ жизни индивидуален, в зависимости от того, в какие общности и как включается индивид.
    • 4 тезис: основанием свойств личности является система общественных отношений. Личность – это член общества и его продукт.
    • 5 тезис: непрямая связь общественных отношений и психологических свойств личности (мотивы, стремления, установки, симпатии и антипатии).
    • 6 тезис: социальная детерминация личности осуществляется в их действиях и взаимодействиях.
    • 7 тезис: совокупность и система общественных отношений определяет социальный статус личности и ее развитие.
    • 8 тезис: позиция личности в обществе – это многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду. Общественные отношения, способы включения и мера участия личности в общественные отношения различны.
    • 9 тезис: детерминированность личности общественными отношениями не означает, что она является их пассивным слепком. Включение личности в систему общественных отношений осуществляется как активный процесс.
    • 10 тезис: основным условием самоопределения личности и сознательным регулированием своей жизнедеятельности является ее общественная активность.
    • 11 тезис: личность – социальное качество индивида, определяется его включением в общественные отношения. Проявляется в его действиях, поступках, в эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других психологических свойствах.
    • 12 тезис: в процессе движения индивида в системе общественных отношений происходит превращение психических процессов в психические свойства.
    • 13 тезис: развитие индивида как личности в обществе обеспечивается сложной системой детерминаций, которые переходят в самодетерминацию, которая не заменяет и не отменяет социальной детерминации, а дополняет ее.

    Ломов рассматривает направленность личности как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад. Здесь выражаются цели, мотивы, субъективное отношение к деятельности. Направленность личности включает мотивационную сферу личности, потребности личности, жизненные цели и способности.

    6. Концепция

    личности Леонтьева. Личность – это продукт взаимодействия индивида со средой. Личность употребляется только по отношению к человеческой Личности – продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность создается общественными отношениями, в которой индивид вступает в своей деятельности. Реальное основание личности человека лежит в системе деятельностей. Иерархические отношения деятельности образуют ядро личности. Рассмотрим мотивы деятельности (смыслообразующие; мотивы-стимулы). Эмоции выполняют функции внутренних сигналов, отражают отношение между мотивами и успехом реализации деятельности. Сомневается по поводу иерархии мотивов Маслоу.
    7. Функционально-динамическая концепция личности Платонова К.К. Выделил 4 подструктуры:

    1. Социально-обусловленная, отражает направленность личности, включает направленность убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания.
    2. Включает ЗУН и привычки, приобретается с обучением, но с влиянием биологических свойств личности.
    3. Особенности психических процессов: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память (формируется в процессе упражнений).
    4. Биологически обусловлена, объединяет: темперамент, половые и возрастные свойства, патологические изменения личности.

    Периодизация изучения личности в зарубежной психологии в 20 веке.

    • 1 период (10-е г – середина 30 гг): личность рассматривается через ее природные, биологические факторы (Фрейд, Юнг, Макдугалл). Идея: личность — сложная многоплановая система, подчиняемая биологическим аспектам. Уотсон положил начало бихевиоризму, где личность – это «репертуар поведений». Типология Кречмера связывает характер реакций человека с его физической конституцией.
    • 2 период (середина 30-х – 50 гг): Необихевиоризм (Толмен, Холл) и Неофрейдизм (Хорни, Салливан, Фром). В 1-ом направлении к схеме S→R добавили промежуточные переменные (потребности, потенциал реакции, сила навыка). Во 2-м перенесли внимание с биологически врожденного бессознательного на социально-ориентированные явления психики. Борьба за господство торий личности вызвала критику и взаимное неприятие. Появились теории мотивации (К. Левин, Гольдштейн, Мюррей). Оллпорт создал теорию черт. Шелдон – конституциональную теорию. Мерфи – биосоциальную теорию.
    • 3 период ( 50-е- начало 60-х гг): изучение авторитарной личности (Адорно, Франкл и др.). Факторный анализ Кеттела. Теория типов личности Айзенка. Психоаналитическая теория Эриксона. Теория социального научения Роттера (альтернатива бихевиоризма). Теория личностных конструктов Келли. Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса.
    • 4 период (начало 60-х середины 70 гг) Индивидуальное различие личности (темперамент) (Басс, Айзенк, Грей, Стреляу, Мак Крей и Коста). Пересмотр и оценка теоретического и эмпирического материала. Поиски путей интеграции разных теорий личности,  спад научных публикаций по проблемам мотивации и эмоций, увеличение публикаций по когнитивным функциям. Пик популярности гуманистической псих. Методы когнитивной психотерапии (Эллис, Бек). Теория локуса-контроля Роттера.
    • 5 период (сер 70-х гг): психоаналитическое, бихевиористское, гуманистическое направления стремятся выйти из кризиса. Индивидуальное различие личности (темперамент) (Басс, Айзенк, Грей, Стреляу, Мак Крей и Коста).

    Mr Wnuk PE — Теории личности

    Личность – это «психологические характеристики, которые делают человека уникальным и объясняют регулярные модели поведения». Когда мы обсуждаем личность человека, мы используем такие слова, как застенчивый, общительный, шумный, агрессивный, темпераментный, угрюмый, чувствительный, юмористический, живой и скучный, и формируем впечатление о его личности по тому, что он говорит или как действует. В традиционной психологии было проведено множество исследований, пытающихся изучить факторы, влияющие на поведение, называемые 9.0003 черты .

    Структура личности Холландера и Мартенса

    Слои личности Холландера

    Холландер (1971) предложил модель, показывающую, как устроена личность. Модель имеет три слоя:

    1. Психологическое ядро ​​ является самым внутренним, и это отражает довольно постоянные черты, которыми обладает человек. Он включает в себя их убеждения, ценности, отношения и самооценку.

    2. Эти черты определяют поведение человека и его типичные ответы . Например, если они застенчивы и робки, то они будут вести себя так в большинстве ситуаций.

    3. Внешний уровень — это ролевых моделей поведения. Так мы действуем в определенных ситуациях. Например, если вышеупомянутого человека попросили стать капитаном команды или судить матч, он может действовать смело и напористо, несмотря на свою нерешительность и робость.

    Личность_-_hollander.pdf

    Теория черт

    Personality Trait.pdf

    Теория черт предполагает, что личность человека наследуется от родителей; что черты являются врожденными характеристиками, с которыми мы рождаемся. Это стабильные характеристики, которые нелегко изменить, поэтому они остаются стабильными на протяжении всей нашей жизни. Исследователи или теоретики, предложившие этот подход, заявляют, что черты стабильны и устойчивы и что поведение можно предсказать, поскольку они предрасполагают человека действовать определенным образом независимо от ситуации.

    Ранние теоретики черт предполагали, что черты могут быть обобщены и последовательно выражать личность. Например, если исполнитель был очень агрессивным, он действовал агрессивно в большинстве, если не во всех, ситуациях, или если человек был самодисциплинированным, то он был таким же в школе, а также в спортивных условиях.

    В 1950-х годах профессор Ганс Айзенк предложил модель с двумя измерениями, которая охватывает ряд личностных черт. Он разработал анкету, иногда называемую инвентаризацией (EPI), которую можно было использовать для определения личности человека и для прогнозирования поведения. Его модель содержит два континуума; на одном континууме на противоположных концах стабильны и невротичны. На другом континууме две противоположные черты — интроверсия и экстраверсия. Вы можете пройти тест здесь.

    Личность и уровни Аруаля

    Существует биологический аспект теории черт, который предполагает, что личность находится под влиянием ретикулярной активирующей системы (РАС) и вегетативной нервной системы (ВНС). РАС — это часть мозга, которая влияет на измерение интроверт-экстраверт. У него много ролей, в том числе бодрствуем мы или спим, а также уровень возбуждения или возбуждения. РАС интерпретирует информацию, поступающую в мозг от органов чувств, и контролирует нашу бдительность и состояние возбуждения. Считается, что у интровертов РАС уже возбуждена, поэтому даже незначительные изменения в окружающей среде приведут к чрезмерному возбуждению. Например, это может быть чтение вслух для членов группы. Считается, что у экстравертов РАС работает на более низком уровне, поэтому требуется гораздо больше стимуляции, чтобы испытать волнение и возбуждение. Это означает, что экстраверты ищут стимулирующую среду (например, выступление перед толпой), чтобы активировать РАС.

    Вегетативная нервная система влияет на стабильно-невротическое измерение. ВНС препятствует поступлению информации у устойчивых лиц и вызывает запоздалую реакцию на ситуации, создавая впечатление непринужденной личности. ВНС ускоряет поступление информации у невротиков и вызывает быструю реакцию на ситуации, создавая впечатление беспокойства.

    Интеракционистская теория

    Интеракционистский подход учитывает сильные стороны как теории черт, так и теории ситуации. Каждый спортсмен привносит в спортивные ситуации базовый набор личностных качеств; однако наиболее значительный эффект может быть вызван не только личностными чертами, но и взаимодействием с окружающей средой.

    Используя интеракционистскую теорию, можно сделать два прогноза: во-первых, когда факторы окружающей среды сильны, они с большей вероятностью повлияют на поведение, чем на черты личности. Обычно тихий человек может бурно праздновать победу в важном матче; такое поведение может рассматриваться как необычное поведение для этого человека. Второй прогноз — когда личностные факторы сильнее ситуации; поведение, скорее всего, будет соответствовать обычным чертам личности исполнителя.

    Левин (1935) предложил формулу для объяснения этого взаимодействия между человеком и ситуацией как B=f(PE) где:

    B = Поведение

    F = Функция

    P = Черты личности

    E = Окружающая среда

    Поведение является функцией суммы индивидуальных особенностей (черт) и окружающей среды/ситуации (социальное обучение). Бывшая звезда английского футбола Крис Уоддл — пример того, как работает интеракционистская теория; Крис в целом был уверен на поле (черта), пока ему не пришлось брать пенальти. Его прошлый опыт пропуска пенальти в важных играх (социальное обучение) заставил Криса проявить неуверенность (результирующее поведение).

    Personality Interactionist.pdf

    [PDF] Связь структуры и динамики личности: на пути к более научно обоснованной и клинически полезной диагностической схеме.

    • DOI:10.1521/pedi.2015.29.4.431
    • Идентификатор корпуса: 23366863
     @article{Hopwood2015ConnectingPS,
      title={Соединение структуры и динамики личности: на пути к более научно обоснованной и клинически полезной диагностической схеме.},
      автор = {Кристофер Джеймс Хопвуд и Йоханнес Циммерманн и Аарон Л. Пинкус и Роберт Франк Крюгер},
      journal={Журнал расстройств личности},
      год = {2015},
      громкость = {294},
      страницы={
              431-48
            }
    } 
    • C. Hopwood, Johannes Zimmermann, R. Krueger
    • Опубликовано 1 августа 2015 г.
    • Психология
    • Журнал расстройств личности

    заказов заключается в содействии интеграции структура личности и динамика к более научно обоснованной и клинически полезной концептуализации патологии личности. В этой статье мы описываем современную модель структуры личности, которая полезна для различения пациентов друг от друга, а также связи между этой структурой и динамикой внутри личности, которые возникают на разных уровнях личности… 

    Просмотр в PubMed

    personal.faculty.ucdavis.edu

    Межличностная динамика при личности и расстройствах личности

    • Автор
    • Психология

    • 2018 900 84

    Клинические и фундаментальные психологи личности взаимодействуют меньше, чем следовало бы, учитывая их сходство интересы. Имеющиеся данные в клинической психологии личности подтверждают переход от…

    Межличностная динамика в личности и расстройства личности

    Клинические и базовые психологи личности взаимодействуют меньше, чем следовало бы, учитывая их схожие интересы. Имеющиеся данные в клинической психологии личности подтверждают переход от…

    Интеграция структуры и динамики в оценку личности: первые шаги на пути к разработке и проверке дневника динамики личности

    человек подходит к оценке личности, применяя такие меры, как дневник динамики личности, чтобы получить представление о психологических механизмах, которые вызывают и поддерживают дезадаптивные наклонности человека, и в конечном итоге найти индивидуальные точки воздействия для целенаправленных терапевтических вмешательств.

    Важность себя и других в определении патологии личности

    • А. Пинкус, Н. Каин, Александра Л. Хальберштадт
    • Психология

      Психопатология

    • 202 0

    Определение патологии личности с точки зрения регуляторных и реляционных процессов вовлечение себя и других и различение тяжести патологии личности от индивидуальных различий в ее выражении дает AMPD несколько преимуществ и очень подходит для синтеза с современной интегративной межличностной теорией личности.

    Психопатология и функционирование личности

    • Уитни Р. Рингуолд, Уильям С. Вудс, Элизабет А. Эдершайл, Бринкли М. Шарп, А. Райт
    • Психология

    • 2021

    Интеграция структуры и функции в концептуализации и Оценка патологических черт

    • А. Райт, А. Каурин
    • Психология

      Психопатология

    • 2020

    Предполагается, что межличностная структура определяет основные области функционирования, но для понимания дисфункции личность должна быть концептуализирована и изучался как ансамбль контекстуализированных динамических процессов.

    Межличностный взгляд на критерий А альтернативной модели расстройств личности DSM-5.

    Межличностная теория и личностные процессы

    • Майкл Дж. Рош, Н. Кейн
    • Психология

    • 2021

    Ежедневная межличностная и аффективная динамика личности расстройство.

    Полученные данные подтверждают представления о расстройствах личности как о динамической форме психопатологии, вовлекающей людей, взаимодействующих с контекстуальными особенностями своего окружения и регулирующих их.

    Использование межличностных аспектов личности и личностной патологии для изучения мгновенных и идиографических паттернов разрыва союза

    Frontiers in Psychology

  • 2021
  • Альтернативная модель расстройств личности (AMPD) объединяет несколько теоретических моделей функционирования личности, включая межличностную теорию. Межличностные циркумплексные измерения…

    Современная межличностная модель патологии личности и расстройства личности психопатология, основанная на предположениях; описательная метаструктура; и процессы развития, мотивации и регулирования современных интегративных…

    Интеграция динамики личности и процессов близких отношений: методологические и аналитические последствия.

    Эта работа посвящена дневниковым методам и соответствующим индивидуальным и диадным многоуровневым моделям для описания взаимодействия человека и ситуации в контексте процессов повседневной жизни близких отношений и рассматривает будущие направления, которые концептуализируют личность и процессы близких отношений с теоретической и методологической точки зрения динамических систем. .

    Интегративная концептуальная основа для оценки личности и патологии личности

    • Daniel Leising, Johannes Zimmermann
    • Психология

    • 2011

    В качестве вклада в продолжающиеся дебаты по поводу Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM)-5 мы представляем основу для совместной концептуализации личности и личности…

    Региональный анализ личности — сообщаемые критерии расстройства личности.

    В этой работе используется многомерное шкалирование и региональная интерпретация для исследования структуры 78 критериев расстройства личности, о которых сообщают сами пациенты из большой выборки новобранцев и студентов колледжей. Предполагается, что критерии имеют трехмерную структуру radex, которая лишь в общих чертах соответствует 10 существующих категорий расстройств личности (PD).

    Выделение структуры нормальной и ненормальной личности: интегративный иерархический подход.

    Подход к конструктивной репликации был использован для описания интегративного иерархического описания структуры нормальной и ненормальной личности, которое объединяет многие модели больших черт, предложенные в литературе, и обеспечивает более широкое понимание природы личностной иерархии.

    Межличностная теория личности

    • А. Пинкус, Э. Анселл
    • Психология

    • 2003

    Современная межличностная теория личности представляет собой надежную, междисциплинарную и интегративную номологическую основу, которая продолжает развиваться как концептуально, так и методологически,…

    Межличностное ядро ​​патологии личности.

    Авторы описывают, как обоснование предложенного определения DSM-5 Раздела 3 в межличностной теории, и в частности акцент на «межличностной ситуации», добавляет к его теоретической структуре, эмпирической поддержке и клинической полезности.

    Ежедневная межличностная и аффективная динамика при расстройстве личности.

    Полученные данные подтверждают представления о расстройствах личности как о динамической форме психопатологии, вовлекающей людей, взаимодействующих с контекстуальными особенностями своего окружения и регулирующих их.

    Черты личности и классификация психических расстройств: к более полной интеграции в DSM-5 и эмпирической модели психопатологии.

    Представлен широкий обзор того, как личностные черты оказались полезными для описания и концептуализации расстройств личности и других психических расстройств, а также для прогнозирования ключевых клинических явлений.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts