Психологическая структура личности по Фрейду, Юнгу, Берну
Сегодня, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ, вы узнаете, что такое структура личности в психологии по Зигмунду Фрейду, Карлу Юнгу, Эрику Берну, Фредерику Перлзу и другим выдающимся психоаналитикам и психотерапевтам.
Содержание:
- Структура личности по Фрейду
- Структура личности по Юнгу
- Структура личности по Берну
- Структура личности по Перлзу
Личность человека условно разделена на субличности, как бы несколько внутренних «Я» — своеобразная, психоаналитическая Я-Концепция. Это сделано для лучшего, почти наглядного понимания психологической структуры личности человека — ее содержания и функций, а главное — для психотерапии личностных расстройств.
Ортодоксальный психоанализ, где показана структура личности по Фрейду, состоит из трех частей: сознание, подсознание и бессознательное.
Основная концепция личностного структурирования Зигмунда Фрейда — это Супер-Эго (Сверх-Я), Эго (Я) и Ид (Оно).
По сути, Сверх-Я является социальной составляющей личности, Эго — психологической, а Ид — биологической.
Супер-Эго (Сверх-Я) — это «сознание», которое «живет» по принципу реальности и цензуры (осуществляет цензуру по морально-этическим нормам). Сверх-Я служит для сдерживания импульсов ИД (бессознательного).
Супер-Эго, как часть структуры личности — не врожденная, она развивается в процессе родительского воспитания и первичной социализации ребенка (в детсаду, школе, среди сверстников и т.п.).
По Фрейду, Сверх-Я имеет две подструктуры: Совесть и Эго-идеал (идеальное Я). Совесть развивается у ребенка посредством родительских наказаний, а идеал-Я — посредством поощрений и одобрений.
Все это формируется и фиксируется в личности ребенка путем интроекции (неосознанного внедрения в психику), исходя из моральных норм родителей и общества.
Эго (Я) — это «подсознание», «живущее», как и Супер-Эго, по принципу реальности и цензуры, но цензурирует Эго не только импульсы желаний из бессознательного (ИД), но также и из Супер-Эго и из внешнего мира.
Также ЭГО представляет собой логическое, рациональное и реалистическое мышление, связанные с когнитивными и интеллектуальными функциями личности.
Другими словами, именно ЭГО решает, когда и какие инстинкты могут быть удовлетворены, и является как бы арбитром между желаниями ИД и запретами (цензурой) Супер-Эго, тем самым руководит поведением человека.
Ид (Оно) — это целиком «бессознательное», область инстинктов Эрос и Тонатос (по Фрейду сексуальных, агрессивных, разрушительных).
«Ид» в структуре личности человека «живет» и действует по принципу удовольствия, это нечто темное, хаотичное, примитивное, не поддающееся морали и требующее немедленной разрядки. Ид (или Оно) стоит между психикой и соматикой.
Имеются два механизма бессознательного (Ид), позволяющих снять напряжение: рефлекторные действия и первичные процессы.
Рефлекторные действия ИД — это автоматический ответ на воздействие (кашель, слезы и т.д.).
Первичные процессы Ид — это иррациональная, фантазийная форма представлений, галлюцинаторное исполнение желаний (в мечтах, сновидениях).
Когда у человека все в норме (нет психоэмоциональных проблем) — значит вся структура личности, по Фрейду, работает согласованно, и Супер-Эго, и Эго, и ИД — «живут» в гармонии.
Психические заболевания или расстройства личности наступают, когда Эго не в состоянии контролировать и регулировать деятельность ИД и Супер-Эго.
Цель психоаналитической терапии — наделить властью (энергией) ослабленное ЭГО и привести к гармонии структуру личности человека, тем самым избавив его от эмоциональных, психологических, душевных страданий и улучшить качество жизни и общее здоровье.
Аналитическая психология — в ней изложена структура личности по Юнгу — это Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.
Эго — это центр сознания, часть души, включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли, и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
Личное бессознательное — это структура личности, в которую входят вытесненные (подавленные) из сознания воспоминания, чувства, переживания.
Также, по Юнгу, в личном бессознательном хранятся комплексы человека, которые могут захватить контроль над личностью и управлять ее поведением.
Коллективное бессознательное — это место хранения древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Из-за этого коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного, которое индивидуально.
Главная концепция Юнга — из-за чего собственно он разошелся во мнениях с Фрейдом — это именно коллективное бессознательное, лежащее в структуре личности человека и представленное в виде архетипов (первообразов).
Архетипы, по мнению Юнга, являются универсальными, общечеловеческими моделями восприятия, имеющими значительный эмоциональный элемент. Например, архетипы Матери, Энергии, Бога, архетип Героя, Мудреца, Ребенка и т.д.
Главные архетипы в структуре личности по Юнгу
Основные, главные архетипы в структуре личности по Юнгу — это Персона (Маска), Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он неосознанно надевает в связи с господствующими установками с обществе.
Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек перестает быть самим собой, всю жизнь играя чужую роль.
Тень — это противоположный Персоне архетип личности. Тень иррациональна, обычно аморальна, содержит отвергаемые в обществе импульсы (иногда сексуальные, агрессивные). Поэтому энергия Тени обычно подавляется защитными механизмами психики.
Зачастую, люди с нормальным ЭГО направляют эту энергию в нужное, управляемое русло. Например, в творческую деятельность.
И «Персона» и «Тень» могут проявляться в личном бессознательном и даже в Эго, например в виде отвергаемых мыслей или приемлемого поведения в социуме.
Анима и Анимус — архетип, связанный с бисексуальностью человека по своей природе. Он отражает женское психологическое начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус), т.е. в современном обществе можно заметить маскулинные проявления у женщин и феминные — у мужчин (не имеется в виду сексуальная ориентация, хотя при серьезных нарушениях может быть неправильная половая идентификация).
Самость — самый главные архетип в структуре личности — центр ЭГО (Я). По сути, это идеал, к которому люди неосознанно стремятся, но редко кто этого достигает.
Самость — «Бог внутри нас» — это архетип стремится к целостности и единству (нечто схожее можно увидеть в религиях Востока, это своего рода совершенство, характерно представленное в образах Христа, Будды…).
За счет индивидуации, обычно к возрасту середины жизни (часто, когда наступает кризис среднего возраста) может наступить четкое ощущение Самости. Это что-то такое…типа ощущение чего-то далекого, непостижимого и незнакомого и одновременно близкого, родного, хорошо известного…
Трансактный анализ — структура личности по Берну — это разделение Эго (Я) на три субличности (Я-состояния) — Родительское Я, Взрослое Я и Детское Я.
«Родитель» (родительское Эго-состояние «Р») — это хранилище морально-этических норм и ритуалов, заложенных в программы поведения человека родителями и другими воспитателями, а также социумом. Родитель «живет» по принципу предвзятости, долженствования, требований, запретов и разрешений («надо-не надо», «должен-не должен», «обязан-не обязан», «нельзя-можно»).
В Берновском Родителе, как и во Фрейдовском Супер-Эго, хранится совесть и цензура, а также стереотипное мышление, предвзятости и глубинные убеждения человека. В большинстве своем, все это не осознается и включается в мышление, чувствование и поведение человека автоматически.
Родительское -эго-состояние в ряде случаев может быть заблокировано, что может сделать человека аморальным циником.
«Взрослый» (взрослое Я-состояние) «В» — это логическая и рациональная часть структуры личности, способная к тестированию реальности в настоящем времени, выстраиванию прогнозов и адаптации к ситуации. Взрослый «живет» по принципу реальности («могу-не могу», «возможно-невозможно», «реально-нереально»…).
В случае «заражения» (контаминации) Взрослого Эго-состояния Родителем, Ребенком или сразу обоими, наблюдается структурная патология личности, что приводит к различным расстройствам, неврозам и проблемам в отношениях.
Например, если Взрослый контаминирован Ребенком, то человек становится инфантильным, несдержанным, с иллюзорным мышлением и не совсем адекватным чувствованием и поведением.
Если Взрослый «заражен» Родителем, то человек, например, становится ригидным, менторским, занудливым…
При контаминации Взрослого эго-состояния, и Родителем и Ребенком одновременно — это приводит к неврозам, психологическим, эмоциональным, когнитивным и поведенческим расстройствам личности.
У некоторых людей Взрослая часть личности может быть заблокирована — это обычно приводит к психотическим расстройствам (психозам) и патологиям.
«Ребенок» (детское Эго-состояние) «Д» — это часть структуры личности, которая «живет» по принципу удовольствия и эмоций («хочу-не хочу»).
От свободы Ребенка зависит спонтанность человека, интуиция, творчество и креативность. Эта детская часть личности дает человеку счастье, радость жизни и близость общения и отношений.
Но, при слабом Взрослом, детское Я-состояние может принести и душевные страдания из-за непредсказуемости, несдержанности, асоциальности…
Иногда Ребенок может быть заблокирован, тогда человек становится бесчувственным, безрадостным, с пустотой в душе, по сути «роботом».
Пройдите тест Родитель, Взрослый, Ребенок
Личностная структура по Берну второго порядка
Р-3 («Родитель» в «Родителе Р-2») — это, по сути, один из реальных родителей (воспитателей) вашего настоящего родителя (мамы, папы и других воспитателей) — для вас бабушка, дедушка, сохраненные в глубине психики.
Точнее, Р-3 — это набор информации (убеждения, мысли, установки, стратегии поведения), унаследованные от родителей и воспитателей ваших родителей (от ваших дедушек, бабушек и других значимых людей).
В-3 (Взрослый в Родителе Р-2) — это Взрослое Эго-состояние ваших реальных прародителей.
Д-3 (Ребенок в Родителе Р-2) — это Ребенок, Детское эго-состояние ваших прародителей (дедушек, бабушек…), сохраненных в структуре личности у вас.
Р-2 (Родитель) — это то же Родительское Эго, но с более глубинным анализом. Здесь находятся эго-состояния интроецированные от реальных родителей и воспитателей.
В-2 (Взрослый) — это Я-состояние не делится…в него ничего не входит…
Д-2 (Ребенок) — это, по сути, вы и есть…только в возрасте 3-5-7 лет, с внесенными автоматом установок ваших реальных родителей, и зафиксированных в структуре личности второго порядка — более глубоко в психике.
Р-1 (Родитель в Ребенке Д-2) — это набор информации, программ и установок (часто неадекватных и негативных), переданных вам неосознанно в процессе воспитания (родительского программирования сценария жизни) от «Д-2» ваших реальных родителей и воспитателей.
По Берну, «Р-1» — это «Электрод», суть которого «включать» негативные мысли, чувства и поведение. Говоря на «компьютерном языке» — это как бы «Вирус», который мешает человеку быть счастливым, нормально, адекватно реагировать на ситуации в жизни, быть самим собой и радоваться жизни.
Еще, некоторые аналитики и психотерапевты, называют «Р-1» «Большим Свином» (подкладывает нам свинью), внутренним «Бесом» (делает нам всякие пакости), «внутренним врагом» (когда мы как бы сами себе вредим и создаем проблемы)…и т. п.
Главная задача транзактного анализа (СМ.) и психотерапии, условно говоря, обнаружить «вирус Р-1» и обезвредить его… (сделать человека свободным от негативных, иллюзорных убеждений и верований, избавить от вредных, накопленных эмоций, и обучить новой, адекватной ситуации, стратегии поведения).
В-1 (Взрослый в Ребенке Д-2) — это, по Берну, «Маленький профессор». Эта часть личности развивается примерно к 4-5 годам («возраст почемучки»), и ребенок в это время активно познает мир, порой задавая родителям «сложные вопросы».
Именно эта часть личности принимает решение, как вы проживете свою жизнь, какова будет ваша судьба.
Также, у взрослого человека, «В-1» служит источником интуиции.
Например, если вы курите, переедаете, «перепиваете»…или по другому вредите себе, если у вас невроз, страхи, депрессия и другие расстройства личности, то чтобы изменить свою жизнь к лучшему, вам не достаточно осознать проблему во Взрослом эго-состоянии «В-2» — каждый и так знает, что хорошо, а что плохо.
Нужно чтобы это «понял» и «принял новое решение» ваш «В-1» (Взрослый в Ребенке) — на это и направлена психотерапия и психоанализ.
Д-1 (Ребенок в Ребенке Д-2) — это вы и есть, только еще без всяких установок, убеждений, верований и другого «информационного мусора». Это естественный, настоящий Ребенок внутри вас.
Т.е., когда вы родились — это и был «Д-1», который сейчас, во взрослой жизни, может находится в плену приобретенных убеждений, установок, мыслей и представлений. И если этот Ребенок в Ребенке закрыт, то человек априори не может быть счастливым.
В процессе психотерапии и психоанализа, это настоящее Детское Я-состояние освобождается от гнета «Р-1» (Б. Свина) и человек начинает личностно расти, становится самим собой, укрепляет свою жизненную Я-позицию…и…становится счастливым…, «заражая» этим счастьем и своих близких…
Гештальт-подход — структура личности по Перлзу — это три части Я-осознания действительности — внешняя реальность, внутренняя реальность и абстрактная реальность.
Внешнее осознание реальности — это то, что вы можете видеть, слышать, ощущать телесно, чувствовать запах и вкус в реальном времени…причем не только вы, но и окружающие…
Внутреннее осознание реальности — это то, что можете чувствовать и ощущать своими органами чувств только вы, т.е. это то, что внутри вашего тела.
Абстрактное осознание реальности — это знания, размышления, фантазии, грезы, иллюзии, воспоминания прошлого и планирование будущего… — все это составляет человеческую суть.
Но чтобы человек был счастливым, все три части Я-осознания, вся структура личности, должна работать равномерно…
Во многих психоаналитических и психотерапевтических школах современности, также как и у перечисленных выше авторитетов психоанализа и психотерапии, используется структура личности (психики) человека, и как правило это три части Я — «Стереотипное Я», «Рациональное Я» и «Эмоциональное Я».
Я-стереотипное схоже с Супер-Эго Фрейда, Родительским-Эго Берна, Абстрактным Я Перлза.
Я-рациональное схоже с Фрейдовским Эго, Взрослым-Я Эрика Берна, Внешним Я Фрица Перлза.
Я-эмоциональное напоминает ИД Зигмунда Фрейда, Берновское Детское Я, Внутреннее Я Фредирика Перлза.
«Троица» в структуре человека знакома многим, большинство знают, что человек состоит из трех частей — Тело, Душа, Дух. Все это составляет одно целое. И когда все три части в гармонии друг с другом, то и у человека все хорошо.
Психоанализ и психотерапия помогают людям придти к гармонии внутри своей личности, и тем самым избавиться от психосоматических, эмоциональных проблем и наладить межличностные отношения.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОНЛАЙН И ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ «СТРУКТУРНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ» (сделайте свои «Я» одним целым)
Пройдите бесплатные тесты — узнайте о глубинах психики и структуре своей личности больше…
- Тест на структуру личности
- Диагностика личности по Кеттеллу
- Факторы личности
- Факторная теория личности
- Тест на свойства личности
- Тест на расстройство личности
Психосоциологические взгляды К.
Г. ЮнгаПохожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Психосоциологические взгляды К. Г. Юнга.
Презентацию подготовила:студентка 2 курса Юшкова Татьяна
Группы СЦГ-3,4-2017
Преподаватель: Прокофьева Алена Викторовна
Карл Густав Юнг (26 июля
1875,
Кесвиль,
Тургау,
Швейцария
—
6
июня
1961, Кюснахт, кантон Цюрих,
Швейцария)
—
швейцарский психиатр и педагог,
основоположник
одного
из
направлений
глубинной
психологии — аналитической
психологии.
Собственную аналитическую концепцию Юнг назвал аналитической
психологией. Ее центральное содержание составляет учение о бессознательном
и о процессе развития личности. Сохраняя деление психики на сознательное и
бессознательное. Юнг развивает учение о двух системах бессознательного –
личном и коллективном бессознательном.
Основные положения аналитической психологии
Аналитическая психология опирается на телеологический подход,
подразумевающий, что динамика человеческой жизни имеет направление, смысл
и цель. Юнг акцентировал внимание не на биологической или социальной
природе человека как Фрейд, а на его экзистенциальной сущности: человек
стремится к гармонии с самим собой, к творческому самовыражению и
физическому совершенству. Юнг утверждал, что содержание бессознательного
есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения.
Либидо – психическая энергия человека,
определяющая как интенсивность психической
жизни личности, так и психоэнергетическую
основу развития культуры и цивилизации.
Для Юнга бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых
инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных
запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека
со всем человечеством, с природой и космосом.
Бессознательное
коллективное
транслируется
из
поколения
к
поколению и составляет определенные
архетипы поведения человека
индивидуальное
вмещает
в
себя
конфликты
и
воспоминания, которые когда — то
осознавались, но теперь подавлены или
забыты
5. Структура личности
СознаниеПерсона
Эго
Индивидуальное
бессознательное
Тень
Самость
Анима(или)
Анимус
Коллективное бессознательное
Психологическая энергия
Архетипы
Модель структуры личности К.Юнга
Анима – бессознательная женская
сторона личности мужчины;
Анимус – бессознательная мужская
сторона личности женщины;
Эго – сознание человека, отвечает за
чувство идентичности;
Персона – компонент личности,
отвечающий за то, каким образом мы
позиционируем себя в мире;
Самость – центр личности человека,
обеспечивающий ее единство,
стабильность;
Тень – бессознательное, которое
включает в себя желания,
переживания, осознанно или
неосознанно отрицаемые и
противоречащие культурным нормам;
Архетипы – трансцендентные по отношению к сознанию реальности,
вызывающие в жизни целые комплексы разного рода представлений,
выступающих в виде мифологических мотивов.
Влияние архетипов на поведение
личности:
Архетип
Пример
Анима
Женщина, Дева Мария,
Мона Лиза
Анимус
Мужчина, Иисус Христос
Мудрец
Пророк(Настрадамус),
шаман
Персона
Люди, работающие в
индустрии шоу-бизнеса
Самость
Мандала
Тень
Сатана, Гитлер
Анима и анимус. Данный архетип
формирует поведение и творчество человека,
так как является источником проекций,
новых образов в душе человека. Так же
побуждает его к расширению горизонтов и
движению
к
более
постигающему
пониманию самого себя;
Персона. Как архетип необходима нам,
чтобы ладить с другими людьми в
повседневной
жизни.
Однако
Юнг
предупреждал о том, что если этот архетип
приобретает слишком большое значение, то
человек
может
стать
неглубоким,
поверхностным, сведенным до одной только
роли и отчужденным от истинного
эмоционального опыта;
Самость. Является не только центральной
точкой психики, приспособленностью
индивида и органом гомеостаза, но и
организующим гением всей психики, во всех
стадиях цикла жизни ответственным за
процесс существования;
Тень. Юнг рассматривал тень как источник
жизненной силы, спонтанности и творческого
начала в жизни индивидуума;
Эго. Функция эго состоит в том, чтобы
направлять в нужное русло энергию тени,
обуздывать пагубную сторону нашей натуры
до такой степени, чтобы мы могли жить в
гармонии с другими, но в то же время открыто
выражать свои импульсы и наслаждаться
здоровой и творческой жизнью.
8. Влияние архетипов на исторические и культурные процессы
Возвращаясь к проблеме бессознательного у швейцарского исследователя,отметим, что многие исторические и культурные процессы Юнг объяснял его
влиянием. При этом сама история и ее конкретные проявления рассматривались
сквозь призму «бессознательной деятельности души человека». Что касается
культуры, то ее развитие Юнг характеризовал как процесс подавления
инстинктов людей. Именно на этой почве возникает конфликт между природой
и культурой, приводящий к человеческим неврозам. В этом процессе
существенную роль играет индустриальное, промышленное развитие общества,
отдаляющее человека от его природы, усиливающее иррационализм и
приводящее к нарастанию массовых психозов, составляющих основу
тоталитаризма.
9. Типы личности
Юнг выделил два основных противоположных типа личности —экстравертированный и интровертированный. Основой такой типологии
явилось
отношение
личности
к
социальной
среде.
Личность
иптровертированного типа обращает всю свою психическую энергию внутрь
себя, тогда как экстраверт — во внешнюю среду.
Интроверты
• Интуитивное мышление
• Обращение во внутрь
• Акцент на чувства
Экстраверты
• Обращение во вне
• Логическое мышление
• Акцент на разум
• Напрвленность на
преобразование внешнего
мира
• Направленность на
внутреннее
самосовершенствование
10. Достоинства и недостатки психоаналитической теории К.Юнга
ДостоинстваВ центр внимания были
поставлены механизмы
бессознательного;
Особое внимание было обращено
на роль детского опыта в развитии
личности;
Предметом психологии стало
изучение динамики отношения
сознательного и бессознательного;
Сознание перестало быть
замкнутым, а стало частью
мотивированной психической
жизни.
Недостатки
Чересчур широкое привлечение в
качестве объяснения
умозрительных конструкций,
метафор, художественных образов.
11. Список литературы
• Зборовсий Г.Е. Учебник «История социологии» 2004 – 608с.• Достоинства и недостатки психоанализа[Электронный ресурс]
URL:https://studopedia.ru/8_104222_dostoinstva-i-nedostatkipsihoanaliza.html
• Структура личности. Архетипы [Электронный ресурс]
URL:https://sites.google.com/site/tohabiblio/the-team/analiticeskaa-teoriaunga/analiticeskaa-psihologia
• Архетипы и их влияние на личность [Электронный ресурс]
URL:http://diplomba.ru/work/110946
English Русский Правила
Культурная литература: Теория структур личности Карла Юнга
Юнгианская психика, как и во фрейдистской модели, структурирована целым рядом постоянно взаимодействующих систем. Однако, в отличие от основоположника психоанализа, мы сталкиваемся с разными психическими составляющими и разной функциональностью и динамизмом, которые составляют личность.
Сознание и Я
Начиная обзор с сознания и заканчивая глубочайшими слоями психики, мы сначала обнаруживаем Я, ядерный центр нашего сознания, фактически составляющий еще один комплекс из тех, что составляют личное бессознательное, но которые стало сознательным и управляющим нашей индивидуальностью. Эго Юнга эквивалентно сознательному компоненту эго Фрейда.
Личное бессознательное
Вслед за I появляется личное бессознательное, содержащее только информацию, полученную из личного опыта человека. Следовательно, оно получает весь материал, вытесненный Я, причем направленность может быть изменена таким образом, что указанное содержание становится доступным для сознания. Личное бессознательное было бы равно сумме фрейдистского предсознательного и бессознательного.
Комплекс
Комплексы являются частью личного бессознательного. Комплекс можно определить как тот набор эмоционально заряженных понятий или образов, который действует как автономная «раздвоенная» личность. По своей сути это эмоционально одетый архетип.
Коллективное бессознательное
Основная статья: Коллективное бессознательное
И, наконец, в глубинах человеческой психики мы найдем коллективное бессознательное, а вместе с ним и последний элемент несоответствия в отношении фрейдистского конфликта. Понятно, что в то время как фрейдистская модель бессознательного остается ограниченной личным, Юнг расширяет ее каналы «до бесконечности».
Подобно тому, как структурным элементом, составлявшим личное бессознательное, был комплекс, в случае коллективного бессознательного архетипом будет .
В этой области вся информация, унаследованная филогенетически в результате вселенских переживаний, произошедших в ходе эволюции, систематизирована в виде символов и предрасположенностей. Следовательно, архетипы будут универсальными предрасположенностями к восприятию, действию или мышлению определенным образом.
Архетипы
Основная статья: Архетипы, см. также список юнгианских архетипов. более высокий уровень развития, чем любой другой:
Персона
Основная статья: Персона
Это маска, преобладающая в нашем повседневном социальном развитии, способная быть более или менее развитой и, следовательно, в большей или меньшей степени скрывать нашу настоящую личность. Он мужской у мужчин и женский у женщин.
Анима и Анимус
Основные статьи: Анима и Анимус .
Эти архетипы составляют юнгианское признание бисексуальности человека.
Анима — женский аспект, присутствующий в коллективном бессознательном мужчин. Руководствуясь своим принципом Эроса, его также часто называют архетипом жизни.
Анимус — это мужской аспект, присутствующий в коллективном бессознательном женщин. Руководствуясь принципом Логоса, его также часто называют архетипом смысла.
Уравновешивая оба архетипа Личности, они развились в результате набора опыта, установившегося между мужчинами и женщинами на протяжении всего нашего эволюционного прошлого.
Тень
Основная статья: Тень
Архетип тени представляет наши самые примитивные импульсы, животные инстинкты, происходящие от дочеловеческих предков человека. Когда эти импульсы направляются к сознанию, Эго во многом так же, как ряд защитных механизмов фрейдистского Эго, допускает либо их выражение, либо, если это неуместно, их последующее вытеснение, тем самым, в свою очередь, способствует создание содержания для личного бессознательного. Таким образом, устанавливается взаимосвязь между коллективным бессознательным, архетипом, сознательным Я и личным бессознательным.
Самость
Основная статья: Самость
Архетип Самости (по-немецки Selbst) представляет собой архетип par excellence, ядерный или центральный архетип коллективного бессознательного, самый важный из всех. Его также называют архетипом иерархии, и он представляет собой совокупность человеческого существа и конечную цель процесса индивидуации.
Он представлен символически в виде мандалы или магического круга, и точно так же, как Я представляет собой центр сознания, Атман является центром, содержащим совокупность «сознания» и «бессознательного». Представляет собой усилия человека по достижению единства, тотальности, интеграции личности, стремление как к единству личности по отношению к внешнему миру, так и к единству своих психических систем. До указанного процесса интеграции между системами должна быть установлена достаточная дифференциация, что достигается только в среднем возрасте.
Зигмунд Фрейд и Карл Юнг и их взгляды на человеческую личность — 2408 Words
Введение: Значение личности
Личность – это термин, обозначающий уникальные, относительно стабильные аспекты данного характера. Личность обычно имеет дело с широким спектром человеческого поведения. Для большинства теоретиков можно сделать вывод, что личность включает в себя практически все, что есть в человеке: умственное, эмоциональное, социальное и физическое. Стоит отметить, что есть определенные аспекты человеческих существ, которые могут быть ненаблюдаемыми.
К ним относятся такие аспекты, как мысли, воспоминания и сны. С другой стороны, есть некоторые аспекты, которые можно наблюдать. К ним относятся открытые действия. В дополнение к этому личность также включает в себя аспекты, которые могут быть скрыты от самого себя. Они называются сознательными или бессознательными аспектами, которые обычно находятся в пределах нашего сознания. Теории личности
Существует множество теорий, которые были выдвинуты в попытке объяснить природу человека. Стоит отметить тот факт, что существует четыре критерия, которым должна удовлетворять теория личности: описание, объяснение, предсказание и контроль поведения.
Человеческое поведение можно считать довольно сложным. В этом случае стройная и четкая теория позволяет человеку навести порядок в этом хаосе. Хорошая теория личности объясняет изучаемые явления. Он предлагает ответы на такие важные вопросы, как причины индивидуальных различий личности, почему люди сами по себе разные, а также почему другие люди кажутся патологическими по сравнению с другими людьми.
Для большинства психологов лакмусовой бумажкой теории является способность теории предсказывать будущие события и поведение людей. Ценная теория обычно приводит к важным практическим приложениям. Это облегчает контроль и изменение окружающей среды, например, за счет улучшения методов воспитания, образования или даже психотерапии.
Есть несколько теорий, которые постулируются в этом свете. Эти теории постулировались несколькими психологами, пытавшимися объяснить природу человека. В данном случае мы рассмотрим двух основных теоретиков. Это Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.
Психоаналитическая теория
Фрейд назвал свою теорию психоанализом. Этот термин также используется для обозначения формы психотерапии, созданной Фрейдом. По сути, эта теория основана на вере в то, что людей можно вылечить, если их мысли, которые были бессознательными, были переведены в сознательное состояние, и, таким образом, они могли знать, через что они проходят.
Это было важно, потому что позволяло им понять, через что они проходят в течение жизни. Основная цель этой теории заключалась в том, чтобы дать людям возможность освободиться от подавленных эмоций и переживаний. Психоаналитическая теория – это теория, основанная на представлении о том, что силы, мотивирующие поведение, являются производными от бессознательных психических процессов.
Обычное явление восприятия подразумевает, что большая часть нашей личности обычно находится за пределами того, что мы можем назвать нашим непосредственным осознанием. Фрейд пришел к выводу, что большая часть нашей личности, на которую в значительной степени повлияла наша умственная деятельность, была бессознательной.
Это означает, что его невозможно вспомнить даже с большим усилием. Информация, которая не является сознательной в данный момент, но которая легко может стать таковой, называется предсознательной. Предсознательное считается более близким к сознанию, потому что оно в значительной степени находится под нашим контролем. Далее следуют основные теории психики Фрейда.
Топографическая теория разума
В данном случае разум состоит из бессознательного. Этот ум содержит подавленные мысли и чувства. Эти чувства и мысли обычно недоступны бессознательному. В данном случае первичный процесс представляет собой тип мышления, связанный с примитивными влечениями, исполнением желаний и удовольствием.
Это не требует логики и времени. С другой стороны, сны представляют собой удовлетворение бессознательных инстинктивных импульсов и исполнение желаний. Во-вторых, предсознательный разум содержит воспоминания, которые, хотя и недоступны, но могут быть доступны сознательному разуму. Наконец, сознательный разум содержит мысли, о которых человек в настоящее время знает, но не имеет доступа к бессознательному.
Структурная теория разума
Согласно этой теории разум делится на три части. Это ид, эго и суперэго. Ид обычно присутствует при рождении. Это представляет собой инстинктивные побуждения, которые есть у человека. К ним относятся сексуальные побуждения и влечения. Кроме того, этот структурный компонент характеризуется принципом удовольствия. По сути, на Ид вообще не влияют обстоятельства, которые могут иметь место во внешней среде.
Эго начинает развиваться с рождения. Этот компонент управляет идентификатором, чтобы адаптироваться к изменениям, происходящим за пределами мира. Это компонент, который использует проверку реальности, чтобы понять, что происходит во всем мире. Это приносит баланс между супер-эго и ид в течение жизни.
Суперэго — это компонент, который начинает развиваться примерно в 6-летнем возрасте. Это компонент, который управляет идентификатором. Обычно это связано с моральными ценностями и совестью.
Интрапсихический конфликт возникает или имеет место между компонентами разума. То есть ид, эго и супер-эго. Этот конфликт обычно является прямым результатом поведения, которое может нуждаться в оправдании для достижения баланса. Эти конфликты иногда приводят к изменениям личности по мере того, как человек развивается и учится справляться с событиями в окружающей среде. Развитие личности
Зигмунд Фрейд выделил пять стадий, которые, как он утверждал, определяют развитие личности человека с течением времени. Согласно этой теории, когда ребенок рождается, его или ее центр удовольствия вращается вокруг рта. Это связано с такими действиями, как сосание, жевание и кусание. С года до трех центры удовольствия смещаются в анальную область. Это означает, что ребенок получает источник удовольствия через дефекацию.
Третья стадия — фаллическая; это происходит от трех до шести лет. На этом этапе дети получают сексуальное удовольствие, стимулируя свои гениталии. На этом этапе возникают комплексы Электры и Эдипа. Четвертая стадия — латентная стадия.
На этом этапе половое влечение перенаправляется на учебу. На этом этапе ребенок усваивает социальные ценности и среду, в которой он растет. Наконец, есть генитальная стадия, она отмечена появлением подросткового возраста. Стоит отметить, что согласно этой теории, когда человек не выполняет требования и удовольствия на каждом этапе, человек зацикливается. Некоторые из этих черт позже проявляются во взрослом возрасте.
Применение психоанализа
Это терапевтический подход, использующий различные техники для обеспечения правильного лечения клиента. Эти подходы включают свободные ассоциации, анализ сопротивления, анализ переноса и анализ сновидений. Эти методы используются для лечения тревожных расстройств, таких как фобии.
Кроме того, эти методы используются для лечения людей, страдающих депрессией. При таком подходе лечение представляет собой процесс, который влечет за собой побуждение клиента говорить и делиться своим опытом. Однако следует проявлять осторожность, когда дело доходит до проблем переноса и контрпереноса при работе с клиентом.
Психоанализ как научная теория
Научный статус этой теории находится под пристальным вниманием многих. Эта дискуссия бушует. Это потому, что в основе этой теории лежит бессознательная деятельность. Это деятельность, которая не является эмпирической.
Карл Юнг: аналитическая психология
Карл Юнг был швейцарским психиатром, назвавшим свой новый подход аналитической психологией. Это было сделано для того, чтобы он мог отличить ее от психоаналитической теории Фрейда. Как и Фрейд, он подчеркивал бессознательные детерминанты личности. Однако у него был иной подход к положению дел, когда он предположил, что бессознательное состоит из двух слоев.
Первый слой, который он назвал Личным Бессознательным, по сути такой же, как версия бессознательного Фрейда. Согласно Юнгу, в личном бессознательном хранится материал из жизни человека, который находится в пределах нашего сознания, потому что он был вытеснен или забыт. Кроме того, Юнг предположил, что существование более глубокого слоя он назвал коллективным бессознательным.
По сути, коллективное бессознательное — это хранилище скрытых следов памяти, унаследованных от предков людей, которые являются общими для всего человечества. Юнг назвал эти воспоминания предков архетипами. Это не воспоминания о реальном личном опыте. Вместо этого архетипы представляют собой эмоционально заряженные образы и мыслеформы, имеющие универсальное значение.
Эти архетипические образы и идеи часто появляются в снах и часто проявляются в использовании культурой символов в искусстве, литературе и религии. Юнг чувствовал, что понимание архетипических символов помогло ему разобраться в том, что его беспокоило, потому что он в значительной степени зависел от анализа сновидений в своем лечении пациентов. Давайте подробно рассмотрим эту теорию.
Терапия
Юнг внес большой вклад в эту область. Ключевыми среди его вкладов являются использование типологий личности для содействия пониманию и уменьшения межличностных конфликтов, а также использование снов для ускорения личностного роста и выделения важных аспектов жизни и путешествия сновидца. В отличие от Фрейда, он считал, что человек, увидевший сон, был наиболее вероятным человеком, который в конечном итоге понял, что он означает.
Он всегда был готов работать с пациентами, чтобы помочь им интерпретировать их сон. По его словам, не было правильного толкования, однако считал, что сон правильно истолковывался, когда он имел смысл для клиента.
Религиозное воспитание Юнга и изучение различных религиозных точек зрения сделали его чувствительным и открытым для духовных и религиозных возможностей. Юнг считал, что голоса, которые люди слышат во сне, возможно, не созданы ими самими, а исходят из источника, превосходящего нас.
Синхронность
Этот термин был введен Юнгом для объяснения возникновения событий, которые кажутся случайными. Он ввел этот термин для обозначения, казалось бы, случайных жизненных событий, которые связаны друг с другом значениями, которые мы им придаем. Это акаузальные события, эпизоды, которые, кажется, не следуют нормальным процессам причин и следствий. Можно почти почувствовать поток взаимосвязей и иногда даже посмеяться над ними.
По существу, Юнг описывает синхронистичность в связи со своим этимологическим анализом лингвистического бессознательного термина, находя ассоциацию с простой одновременностью. В этом случае одновременности как термину не хватает элемента узнавания, который порождает смысл благодаря взаимности физических и психологических состояний.
Синхронность в случае Юнга создавала впечатление, что некоторые одновременные действия, происходящие в свете одного или нескольких внешних событий, представляются значимыми для субъективного состояния человека.
Типы личности
Юнг описал восемь типов личности, каждый из которых характеризуется преобладанием одной из четырех функций, используемых либо в экстравертном, либо в интровертном отношении. Согласно Юнгу, людей можно классифицировать, используя психические функции человека, то есть зрение – интуицию и мышление – чувство, отношение человека, то есть экстраверсию – интроверсию.
В сущности, по его словам, личность человека является производной от определенных измерений, которые включают
- экстраверсию и интроверсию
- ощущение и интуицию
- мышление и чувство
- суждение и восприятие.
При установлении типа личности в соответствии с этой теорией используется аббревиатура.
Это ISTJ, который может быть расшифрован как интровертный, чувствующий, думающий и оценивающий, или ENFP, который может быть истолкован как экстравертный, интуитивный, чувствующий и воспринимающий. Эта типология используется для определения типа личности. Структура личности
Согласно Юнгу, структурная природа личности отражает переопределенный и расширенный взгляд на бессознательный разум. В этой теории сознательное эго является центром сознательного осознания себя.
Основные функции сознательного эго заключаются в том, чтобы заставить человека осознавать свои внутренние процессы, например, мысли или чувства от боли и внешнего мира, то есть окружающие шумы посредством ощущений и восприятий на уровне осознания, необходимом для повседневное функционирование.
Личное бессознательное
Это непосредственно рядом с эго и полностью ниже сознательного осознания, Юнг называл его личной бессознательной областью разума.
Его содержание включало в себя все те мысли, воспоминания и переживания, которые в данный момент не воспринимались или подавлялись, поскольку были слишком эмоционально угрожающими. В своем описании он придумал комплекс, который подразумевает совокупность мыслей, чувств, отношений и воспоминаний, сосредоточенных на определенном понятии.
Коллективное бессознательное
В данном случае коллективное бессознательное концептуализировалось как трансперсональное по своей природе. По его словам, в сознании человека есть область бессознательного, общая для всех людей. Эта область обычно развивается с течением времени и обычно передается от одного поколения к другому.
Основная функция этой мудрости в коллективном бессознательном состоит в том, чтобы предрасполагать людей реагировать на определенные внешние ситуации заданным образом. Это максимально способствует развитию личности. Есть несколько аспектов, которые связаны с этим аспектом. Они включают архетипы; это универсальные мысли, символы или образы, связанные с большим количеством эмоций.
Их особый статус обусловлен важностью, которую они приобрели на протяжении многих поколений, и важной ролью, которую они играют в повседневной жизни. Например, архетип матери — это образ воспитательницы. Персона — это архетип, который со временем развивается в результате тенденции принимать социальные роли и нормы, сопровождающие жизнь с другими людьми.