Структура психического здоровья: Философско-социологический факультет ПГНИУ — Сущность и структура понятия «психологическое здоровье человека»

Содержание

Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Хухлаева О. В.

Основы психологического консультирования и психологической коррекции

Хухлаева О. В.

Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

ISBN 5-7695-0829-9

В пособии изложены теоретические и методические основы психологической поддержки людей разных возрастов. Подробно рассмотрены содержание, функции, структура психологического здоровья как цели психологической поддержки. Описаны технологии психологической поддержки детей, подростков, людей среднего и пожилого возраста. Показана специфика психологической помощи в периоды основных кризисов взрослости («встречи со взрослостью», «середины жизни», «встречи со старостью»). Отдельно рассмотрены вопросы помощи человеку в трудных ситуациях. В пособие включены конкретные примеры из опыта работы автора.

Пособие может быть полезно психологам-практикам, педагогам, социальным работникам, а также широкому кругу читателей, интересующихся психологией.


ВВЕДЕНИЕ


В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь.

Можно сказать, что современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психологической поддержки людям разного возраста.

Курс «Основы психологического консультирования и психологической коррекции», изучаемый в педагогических вузах в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования, призван подготовить студентов к оказанию такой психологической поддержки – прежде всего детям и подросткам, но также и людям зрелого возраста. Будущий специалист должен быть готов к индивидуальным и групповым формам психологической помощи дошкольникам, младшим школьникам и подросткам. Ему необходимо уметь провести консультацию с родителями детей и учащихся. Он должен быть знаком с основами психологической поддержки взрослых, чтобы иметь возможность эффективно работать с педагогами или при необходимости оказать помощь себе самому. Поэтому предлагаемое учебное пособие ставит перед собой задачу познакомить студентов с основными положениями современной практической психологии, ведущими тенденциями, стратегиями и технологиями психологической поддержки людей различных возрастных групп.

Концептуальной основой книги является положение И. В.Дубровиной о психологическом здоровье как цели и критерии успешности психологической помощи. Ориентация на психологическое здоровье позволяет разграничить сферу приложения сил психолога и психиатра, не допустить необоснованного применения приемов психопатологии к психике здорового человека. Поэтому в пособии описаны содержание и функции психологического здоровья, его взаимосвязь с психическим здоровьем. Рассмотрена проблема нормы как необходимая ориентировка в работе практического психолога. Изложены психолого-педагогические условия становления психологического здоровья в онтогенезе, а также возможные факторы риска его нарушения. Принципиальным является акцентирование внимания не только на внешних социальных факторах, но и на внутренних: личностных и темпераментных особенностях. Показано, как возраст человека влияет на определение стратегий и содержания психологической поддержки, а также на выбор индивидуальных или групповых форм работы.

Наиболее подробно в предлагаемом пособии представлена организация психологической помощи, ориентированной на сохранение психологического здоровья у детей и подростков.

Описаны принципы, основные направления, применяемые технологии как в работе с группой детей, так и в индивидуальной работе. В качестве иллюстративного материала используются выдержки из творческих работ студентов МПГУ и МОСУ, а также примеры из опыта работы автора. Описываемые технологии работы с детьми являются преимущественно авторскими, апробированными педагогами-психологами ряда детских садов и школ г. Москвы (ясли-сад № 1837, УВК № 1637, детский сад «Арбат», школа «Премьер», гимназия № 1506 и др).

Специальные главы посвящены психологической поддержке взрослых с позиций помощи в разрешении нормативных возрастных кризисов, а также помощи в трудных ситуациях. Подробно описываются содержание и формы проявления кризисов, варианты протекания их у мужчин и женщин. Особое внимание уделяется трудным ситуациям, их использованию для личностного роста и расширения творческого потенциала личности.

По каждой теме предлагаются вопросы для самоконтроля и самоанализа, списки необходимой литературы.

Глава I ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

1. Объект, предмет и задачи курса «Основы психологического консультирования и психологической коррекции»


Чем дальше отходит человек от традиционной культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути. И если не так давно психолог нередко воспринимался людьми как психиатр и можно было услышать: «Зачем мне психолог, я псих что ли?», то теперь практическая психология получила самое широкое распространение в различных сферах нашей жизни. Становится привычным обращение к психологу в случае трудностей развития ребенка, семейных конфликтов. И это понятно: в последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. В частности, в нашей стране одним из наиболее стрессогенных можно назвать фактор нестабильности: экономической, политической, ценностной.
Если же говорить о детях, то в качестве сильного источника стресса для них можно назвать повсеместное внедрение раннего обучения и школьные перегрузки. Типичным становится ребенок с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Однако по мере того как ребенок становится старше, число стрессогенных факторов не только не уменьшается, но существенно увеличивается. И если с проблемами детей и подростков работают школьные психологи, медико-психолого-социальные центры и т. п., то взрослые люди, в особенности старики, оказываются наедине со своими трудностями. Более того, уровень психологической культуры населения в России настолько низок, что люди порой не только не знают, что им необходима психологическая помощь, но и не знают о наличии собственных проблем – их они приписывают внешнему окружению. «У меня нет никакого кризиса – это в стране кризис». Таким образом, сегодня существует огромная потребность в психологической поддержке психически здоровых людей разных возрастов.

Исходя из этого, определим цель психологического консультирования и психологической коррекции: психологическая поддержка здоровых людей в критических ситуациях. При этом под критической ситуацией, согласно Ф. Е. Василюку, будем понимать ситуацию невозможности, т. е. «такую ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».

Однако насколько правомерно использование для описания психологической поддержки терминов «консультирование» и «коррекция»? Сегодня существует определенная путаница при их употреблении. И психологическое консультирование, и психологическую коррекцию иногда приравнивают к синонимичному понятию «психотерапия», а в отечественной литературе психологическое консультирование чаще понимается как форма работы с семьей. Поэтому для начала определим наше понимание сфер приложения консультирования, коррекции и психотерапии с помощью ключевых вопросов: что? кто? с кем? и почему?

Итак, что является сферой воздействия? В психотерапии – это психическое здоровье людей, в психологическом консультировании и коррекции – психологическое здоровье (термин И. В.Дубровиной), т.е. психологические аспекты психического здоровья.

Кто осуществляет воздействие? В психотерапии – врач-психотерапевт или психолог с соответствующей подготовкой, в психологическом консультировании и коррекции – психолог, психолог-педагог, социальный работник.

С кем осуществляется работа? В психотерапии – с больными людьми, в психологическом консультировании и коррекции – со здоровыми, испытывающими трудности разрешения той или иной критической ситуации.

Почему осуществляется воздействие или кто является его инициатором? Понятно, что психотерапия может проводиться как по желанию клиентов, так и в отдельных случаях по просьбе их родственников, и применима к людям разного возраста. Говорить же о коррекции возможно, по нашему мнению, только применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста, когда работа проводится в основном по внешнему запросу (родителей или педагогов), а мотивация к изменениям формируется в процессе самой работы. Начиная с психологической поддержки подростков, которые уже сами определяют запрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологическое консультирование.

Таким образом, в дальнейшем мы будем обсуждать психологическую коррекцию дошкольников и младших школьников и психологическое консультирование подростков и людей более старших возрастов.

Как можно увидеть из приведенных ответов, разделение сфер действия психотерапии и психологического консультирования и коррекции позволяет следующим образом определить объект, предмет и задачи психологического консультирования и психологической коррекции.

Объектом психологического консультирования и психологической коррекции являются дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья. Предметом же можно назвать процесс восстановления психологического здоровья, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта.

Соответственно выделяются такие задачи курса «Основы психологического консультирования и психологической коррекции»:



  • дать содержательное наполнение понятию «психологическое здоровье», описать факторы риска его нарушения, оптимальные психолого-педагогические условия его становления;

  • определить уровни психологического здоровья, определяющие форму и содержание психологической поддержки;

  • рассмотреть специфику психологической поддержки детей и подростков, описать конкретные психологические технологии;

  • изучить специфику переживания взрослыми возрастных кризисов, описать варианты психологической поддержки;

  • описать возможные варианты поддержки взрослых в трудных жизненных ситуациях.

Теоретической основой психологического консультирования является психология развития, определяющая закономерности развития человека от рождения до старости. Однако необходимо отметить, что хорошо изучено только развитие в ранних возрастах (до 20 лет) и в старости. К развитию взрослого человека в настоящее время существуют два основных подхода: это прослеживание изменений различных психических процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.) в течение жизни человека и исследование динамики жизненных событий, т. е. влияния на индивида жизненно важных моментов. Психологическое консультирование взрослых должно при учете достижений первого подхода опираться в основном на второй подход. Однако в рамках этого подхода сама идея развития прослеживается менее явно, поскольку трудно, а порой невозможно выделить универсальные жизненные события, которые приведут к существенным изменениям в жизни человека и могут рассматриваться как проявления процесса развития. Чаще всего происходящие жизненно важные изменения относят к четырем сферам: семья, работа, состояние здоровья, брак. Для целей психологического консультирования важны выделение и анализ таких событий, которые оказывают воздействие на психологическое здоровье человека, т. е. существенно меняют его в ту или иную сторону.

Каталог: book -> practic psychology
practic psychology -> Антон Николаевич Кошелев Синдром «белого воротничка» или Профилактика «профессионального выгорания»
practic psychology -> Роман Калугин Законы выдающихся людей
practic psychology -> Книга охватывает наиболее значимые теории личности в современной психологии. Содержание Предисловие к русскому изданию
practic psychology -> Учебное пособие Красноярск Москва 2001
practic psychology -> Евгений Александрович Тарасов Как преодолеть свои страхи и комплексы. 10 тестов + 14 правил
practic psychology -> Сергей Владимирович Петрушин Счастья в личной жизни… Советы психолога
practic psychology -> Хенрик Фексеус Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими
practic psychology -> Москва, 1998 Введение
practic psychology -> Маруся Светлова Деньги в твоей жизни


Скачать 1,03 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Тема 3. Психологическое здоровье человека и психологическая помощь

Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма” или “правильная, нормальная деятельность организма” [“Толковый словарь русского языка”, с. 187]. Термин «психологическое здоровье» был введен И. В.Дубровиной. Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья — «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека на Земле, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). В настоящее время существует довольно разработанное направление — психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т. е. по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний. В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической предрасположенности, можно привести расстройства сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, нарушение ритма сердца), расстройства желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), псевдоневрологические расстройства (психическая гипертензия, психогенная головная боль) и т. п. Есть исследования, в которых заявляется о некоторой психической обусловленности онкологических заболеваний. А в качестве позитивного примера — влияния психического фактора не на появление болезни, а на полноценное функционирование человека — можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Действительно, если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способности рассмотрим ее подробно несколько позднее. Пока же сделаем вывод, что основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты (В. И. Слободчиков):

1. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять самые разные стороны, вступая с ними в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих различные стороны личности и дать возможность другому человеку быть самим собой в его собственной целостности.

2. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».

Подводя итоги рассмотрению выделенных нами компонентов психологического здоровья — положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции:

  • обучение положительному самоотношению и принятию других;

  • обучение рефлексивным умениям;

  • формирование потребности в саморазвитии.

Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью.

Для определения форм психологической помощи и поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нормы, а затем критериев психологического здоровья.

Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья, как нам представляется, поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы.

Психи́ческое здоро́вье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств

Для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья — это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Проблема нормы во многом смыкается с проблемой критерия в психологического здоровья. Но мы все-таки остановимся на критериях особо. Сейчас к определению психологического здоровья часто предлагается уровневый подход, однако при определении уровней используются различные основания. Так, М. С. Роговин основывается на сохранности функций внешней и внутренней регуляции.

Б. С. Братусь выделяет как высший уровень личностно-смысловое или личностное здоровье, уровень индивидуально-психологического здоровья — способность строить адекватные способы смысловых устремлений и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности.

Структура психического здоровья: анализ подтверждающих факторов высшего порядка для измерения психологического стресса и благополучия

  • Американская психиатрическая ассоциация: 1994, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (APA Press, Washington).

    Google Scholar

  • Аргайл, М.: 1987, Психология счастья (Метуэн, Нью-Йорк).

    Google Scholar

  • Bentler, PM: 1995, EQS: Руководство по программе структурных уравнений (Multivariate Software, Inc., Encino, CA).

    Google Scholar

  • Берканович Э., М-Л. Гурвич и Дж. Ландсверк: 1988, «Психологический дистресс и решение обратиться за медицинской помощью», Социальные науки и медицина 27, стр. 1215–1221.

    Google Scholar

  • Блейзер, Д., М. Шварц, М. Вудбери, К. Г. Мэнтон, Д. Хьюз и Л. К. Джордж: 1988, «Депрессивные симптомы и депрессивные диагнозы среди населения», Arch. Общая психиатрия 45, стр. 1077–1084.

    Google Scholar

  • Боллен, К. А. и Дж. С. Лонг: 1993, Тестирование моделей структурных уравнений (Sage Publications, Лондон).

    Google Scholar

  • Бирн, Б.М.: 1994, Моделирование структурных уравнений с помощью EQS и EQS/Windows (Sage Publications, Лондон).

    Google Scholar

  • Кэмпбелл, А., П.Е. Конверс и У.Л. Роджерс: 1976, Качество американской жизни (Фонд Рассела Сейджа, Нью-Йорк).

    Google Scholar

  • Кармины, Э. Г. и Дж. П. МакИвер: 1981, «Анализ моделей с ненаблюдаемыми переменными. Анализ структуры ковариации», в Г. В. Борнстедт и Боргатта (ред.), Social Measurement: Current Issues (CA: Sage, Beverly Hills), стр. 65–115.

    Google Scholar

  • Чемберлен, К. и С. Зика: 1992, «Стабильность и изменение субъективного благополучия за короткие периоды времени», Исследование социальных показателей 26, стр. 101–117.

    Google Scholar

  • Чанг, CC: 1985, «Межкультурное исследование симптоматики депрессии», Культура, медицина и психиатрия 9, стр. 295–317.

    Google Scholar

  • Черлин, А. и Л. Г. Ридер: 1975 г. «Параметры психологического благополучия, критический обзор», Social Methods Research 4, стр. 189–214.

    Google Scholar

  • Кларк В. А., К. С. Анешенсел, Р. Р. Фрерихс и Т. М. Морган: 1981 «Анализ влияния пола и возраста на ответы на вопросы по шкале CES-D», Psychiatry Research 5.

  • Коста, П. Т., Р. Р. МакКрей и А.Б. Зондерман: 1987, «Влияние окружающей среды и диспозиции на благополучие, лонгитюдное наблюдение за американской национальной выборкой», Британский журнал психологии 78, стр. 299–306.

    Google Scholar

  • Дерогатис, Л. Р., Р. С. Липман, К. Рикелс, Э. Х. Членхут и Л. Кови: 1974, «Контрольный список симптомов Хопкинса (HSCL): перечень самоотчетов», Behavioral Science 19, стр. 1–15. .

    Google Scholar

  • Динер, Э: 1984, «Субъективное благополучие», Психологический бюллетень 95, стр. 542–575.

    Google Scholar

  • Динер, Э: 1994, «Оценка субъективного благополучия: прогресс и возможности», Исследование социальных показателей 33, стр. 103–157.

    Google Scholar

  • Динер, Э., Ф. Фуджита и Ф. Смит: 1993, Смерть социальной желательности: эмпирическая демонстрация, рукопись в процессе подготовки.

  • Добсон, К. С.: 1985. «Анализ шкал тревоги и депрессии», Journal of Personality Assessment 49, стр. 522–527.

    Google Scholar

  • Доренвенд, Б. П., П. Е. Шраут, Г. Эгри и Ф. С. Мендельсон: 1980, «Неспецифический психологический дистресс и другие аспекты психопатологии», Архив общей психиатрии 37, стр. 1229–1236.

    Google Scholar

  • Франк, доктор юридических наук: 1973, Убеждение и исцеление (John Hopkins Press, Балтимор).

    Google Scholar

  • Гейнс, AD: 1992, «От DSM-I до III-R, голоса себя, мастерства и другого: культурно-конструктивистское прочтение американской психиатрической классификации», Social, Science and Medicine 35, стр. 3– 24.

    Google Scholar

  • Голдберт, Д. П., К. Бриджес, П. Дункан-Джонс и П. Грейсон: 1987, «Размеры неврозов, наблюдаемых в условиях первичной медико-санитарной помощи», Psychological Medicine 17, стр. 461–470.

    Google Scholar

  • Голдберт, Д. П., Дж. Дж. Стил, А. Джонсон и К. Смит: 1982 г. «Способность врачей первичной медико-санитарной помощи точно оценивать психиатрические симптомы». Архив общей психиатрии 39, стр. 829–833.

    Google Scholar

  • Good, BJ: 1994, Medicine, Rationality and Experience (Cambridge University Press).

  • Готлиб, И. Х. и Д. Б. Кейн: 1989, «Самооценка депрессии и тревоги», в книге Кендалла и Дэвида Уотсона (ред.), «Тревога и депрессия, отличительные и перекрывающиеся черты» (Academic Press, San Diego, Нью-Йорк).

    Google Scholar

  • Готлиб, И. Х. и Дж. П. Мейер: 1986, «Факторный анализ контрольного списка прилагательных с множественным аффектом: разделение положительного и отрицательного аффекта», Журнал личности и социальной психологии 50, стр. 1161–1165.

    Google Scholar

  • Грин, Д. П., С. Болдман и П. Саловей: 1993, «Ошибка измерения маскирует биполярность в рейтингах аффектов», Журнал личности и социальной психологии 64, стр. 1029–1041.

    Google Scholar

  • Хиди, Б. и А. Ношение: 1989, «Личность, жизненные события и субъективное благополучие: на пути к модели динамического равновесия», Журнал личности и социальной психологии 57, стр. 731–739.

    Google Scholar

  • Инкелес, А.: 1990/91, «Новый взгляд на национальный характер», The Tocqueville Review 12, стр. 83–117.

    Google Scholar

  • Ильфельд, Ф. В.: 1976, «Дальнейшая проверка индекса психиатрических симптомов у нормальной популяции», Psychological Reports 39, стр. 1215–1228.

    Google Scholar

  • Ивата, Нобору и Роберт Э. Робертс: 1996, «Возрастные различия среди японцев по шкале депрессии Центра эпидемиологических исследований: этнокультурный взгляд на соматизацию», Социальные науки и медицина 43, стр. 967–974.

    Google Scholar

  • Йорескуг, К.Г. и Д. Сёрбом: 1993, LISREL8: Моделирование структурных уравнений с помощью командного языка SIMPLIS (Lawrence Erlbaum Associates, Publishers Hillsdale, NJ).

    Google Scholar

  • Катон, В., Э. Лин, М. Фон Корф, Дж. Руссо, П. Липскомб и Т. Буш: 1991, «Соматизация: спектр тяжести», Американский журнал психиатрии 148, стр. 34 –40.

    Google Scholar

  • Кендалл и Д. Уотсон (ред.): 1989, Беспокойство и депрессия: отличительные и пересекающиеся черты (Academic Press, Нью-Йорк), стр. 131–163.

    Google Scholar

  • Кирмайер, Л. Дж.: 1984, «Культура, аффект и соматизация», Транскультурный обзор психиатрических исследований 21, стр. 237–262.

    Google Scholar

  • Ли, С.-Ю., У.-Ю. Пун и П.М. Бентлер: 1994, «Анализ ковариационной и корреляционной структуры с непрерывными и политомическими переменными», в Т. В. Андерсон, К.-Т. Фанг и И. Олкин (ред.), Многомерный анализ и его приложения 24 (Институт математической статистики, Хейворд, Калифорния), стр. 347–358.

    Google Scholar

  • Мартин, Ф., С. Сабурен и П. Жандро: 1989, «Les Dimensions de la détressePsychologique: Analyze factorielle confirmatoire de type hiérarchique», International Journal of Psychology 24, стр. 571–584.

    Google Scholar

  • Massé, R. , C. Poulin и A. Battaglini: 1997a, Élaboration d’un Outil de Mesure de la Santé Mentale des Montréalais Francophones. Rapport de recherche, Direction de la Santé Publique de Montréal, Écologie Humaine et Sociale.

  • Массе, Р., К. Пулен и А. Баттальини: 1997b, «Идиомы выражения психологической депрессии в Квебеке», рукопись, факультет антропологии, Университет Лаваля, Квебек, Канада.

  • Massé, R., C. Poulin, C. Dassa, J. Lambert, S. Bélair and A. Battaglini: 1998a, «Разработка и подтверждение эффективности психологической защиты населения в неклинической популяции de Québécois francophones», Canadian Review of Public Health 89, стр. 183–189..

    Google Scholar

  • Massé, R., C. Poulin, C. Dassa, J. Lambert, S. Belair and A. Battaglini: 1998b, ‘Elaboration et validation d’un outil de mesure du bien-être Psychologique: L’EMMBEP ‘, Canadian Review of Public Health, 89, будет опубликовано осенью 1998 года. остро страдающие лица», Research Bulletin 4 (Психиатрическая больница Сент-Томас, Сент-Томас, Канада).

    Google Scholar

  • Макнил, Дж. К., М. Дж. Стоунз и А. Козма: 1986 г., «Субъективное благополучие в более позднем возрасте: вопросы измерения и прогнозирования», Исследование социальных показателей, 18, стр. 35–70.

    Google Scholar

  • Мировски, Дж. и К. Э. Росс: 1989, Социальные причины психологического стресса (Алдин де Грюйтер, Нью-Йорк).

    Google Scholar

  • Окун, М. А. и В. А. Сток: 1987, «Корреляты и компоненты субъективного благополучия пожилых людей», Журнал прикладной геронтологии 6, стр. 95–112.

    Google Scholar

  • Парментье, Т. Р.: 1994, «Качество жизни как понятие и измеримая единица», Исследование социальных показателей 33, стр. 3–46.

    Google Scholar

  • Педхазур, Э. Дж. и Л. Педхазур Шмелькин: 19 лет91, Измерение, проектирование и анализ (Lawrence Erlbaum Associates, Hillsdale, NJ).

    Google Scholar

  • Превиль, М., Р. Буайе, Л. Потвен, К. Перро и Г. Легаре: 1991, Деморализация: определение несостоятельности и достоверности меры, используемой в анкете Санте Квебек (доклад de recherche, DSC Maisonneuve-Rosemont, Монреаль).

    Google Scholar

  • Превиль, М., Л. Потвин и Р. Бойер: 1995, «Структура психологического дистресса», Psychological Reports 77, стр. 275–293.

    Google Scholar

  • Прусофф Б. и Г.Л. Клерман: 1974, «Дифференциация депрессии от беспокойства невротических амбулаторных пациентов: использование дискриминантного функционального анализа для разделения невротических аффективных состояний», Archives General Psychiatry 30, стр. 302–309.

    Google Scholar

  • Santé Nationale et Bien-être social Canada: 1988, La Santé Mentale des Canadiens: Vers un juste équilibre, Cat. h49–128/1988F (Ministère des Approvisionnements et Services, Канада).

    Google Scholar

  • Шварц Н. и Г. Клор: 1983, «Настроение, неправильное определение и суждения о благополучии: информационные и направляющие функции аффективных состояний», Журнал личности и социальной психологии 45, стр. 513–523.

    Google Scholar

  • Шерман, С.Дж. и Э. Корти: 1984, Когнитивная эвристика в Справочнике по социальному познанию (Р.С. Уайерс и Т.К. Срулл, Эрлбаум, Хиллсдейл, Нью-Джерси), стр. 189–286.

    Google Scholar

  • Сёрбом, Д. и К. Г. Йорескуг: 1982, «Использование моделей структурных уравнений в оценочных исследованиях», в К. Форнелл (ред.), Второе поколение многомерного анализа 2, Измерение и оценка (Praeger, New Йорк), стр. 381–418.

    Google Scholar

  • Страк, Ф., Н. Шварц и Э. Гшнайдингер: 1985, «Счастье и воспоминания: роль временной перспективы, аффекта и способа мышления», Журнал личности и социальной психологии 49, стр. 1460–1469 .

    Google Scholar

  • Танака, Дж. С. и Г. Т. Хуба: 1984, «Структуры психологического дистресса: проверка подтверждающих иерархических моделей», Журнал личности и социальной психологии 46, стр. 621–635.

    Google Scholar

  • Телленген, А. и др.: 1988, «Сходство личности у близнецов, воспитанных отдельно и вместе», Журнал личности и социальной психологии 54, стр. 1031–1037.

    Google Scholar

  • Ван Шур, У. Х. и М. Круйтбош: 1995 г., «Измерение субъективного благополучия: развертывание шкалы баланса влияния Брэдберна», Исследование социальных показателей 34, стр. 49–73.

    Google Scholar

  • Винховен, Р.: 1994, «Является ли счастье чертой характера?» Проверка теории о том, что лучшее общество не делает людей счастливее», Social Indicators Research 32, стр. 101–160.

    Google Scholar

  • Винховен, Р.: 1998, «Две дискуссии о состоянии счастья. Ответ Стоунсу и др.», Social Indicators Research, 43, стр. 211–225.

    Google Scholar

  • Вейт, К. Т. и Дж. Э. Уэр: 1983, «Структура психологического стресса и благополучия среди населения в целом», Журнал консалтинга и клинической психологии 51, стр. 730–742.

    Google Scholar

  • Велла-Бродрик, Д. А. и Ф. К. Л. Аллен: 1995, «Развитие и психометрическая проверка шкалы психического, физического и духовного благополучия», Психологические отчеты 77, стр. 659–674.

    Google Scholar

  • Уотсон, Д. и П. К. Кендалл: 1989, «Понимание тревоги и депрессии: их отношение к отрицательному и положительному аффективному состоянию», в П. К. Кендалл и Д. Уотсон (ред.), Тревога и депрессия: отличительные и пересекающиеся черты (Академическое издательство, NT), стр. 3–25.

    Google Scholar

  • Вайсман, М. М., Дж. К. Майерс и К. Э. Росс: 1988, Общественные исследования психических расстройств (Rutgers University Press, NJ).

    Google Scholar

  • Уэллс, К. Б., Дж. М. Голдинг и М. А. Бернам: 1988, «Психиатрическое расстройство в выборке населения в целом с хроническими заболеваниями и без них», Американский журнал психиатрии 145, стр. 976–981.

    Google Scholar

  • Ярдли, Дж. К. и Р. В. Райс: 1991, «Взаимосвязь между настроением и субъективным благополучием», Исследование социальных показателей 24, стр. 101–111.

    Google Scholar

  • Zautra, AJ, CA Guarnaccia and JW Reich: 1988, «Факторная структура мер по охране психического здоровья пожилых людей», Journal of Consulting and Clinical Psychology 56, стр. 514–519.

    Google Scholar

  • Зинбарг, Р. Э., Д. Х. Барлоу, М. Либовиц, Л. Стрит, Э. Бродхед и В. Катон: 1994, «Полевые испытания DSM-IV для смешанной тревоги и депрессии», Американский журнал психиатрии 151, стр. 1153–1162.

    Google Scholar

  • Зуравски, Р. М. и Т. В. Смит: 1987, «Оценка иррациональных убеждений и эмоционального стресса: доказательства и последствия ограниченной дискриминационной достоверности», Journal of Counseling Psychology 34, стр. 224–227.

    Google Scholar

Скачать ссылки

Структура распространенных психических расстройств

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронное письмо: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 1999 окт; 56 (10): 921-6.

doi: 10.1001/archpsyc.56.10.921.

РФ Крюгер 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Миннесотского университета, Миннеаполис 55455, США.
  • PMID: 10530634
  • DOI: 10. 1001/archpsyc.56.10.921

РФ Крюгер. Арх генерал психиатрия. 1999 окт.

. 1999 окт; 56 (10): 921-6.

doi: 10.1001/archpsyc.56.10.921.

Автор

РФ Крюгер 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Миннесотского университета, Миннеаполис 55455, США.
  • PMID: 10530634
  • DOI: 10.1001/archpsyc.56.10.921

Абстрактный

Задний план: В этом отчете представлены результаты подтверждающего факторного анализа паттернов сопутствующих заболеваний среди 10 распространенных психических расстройств в Национальном обзоре сопутствующих заболеваний, национальной вероятностной выборке гражданских лиц США, прошедших структурированные диагностические интервью.

Методы: Модели сопутствующих заболеваний среди психических расстройств DSM-III-R анализировались с помощью подтверждающего факторного анализа для всей выборки Национального обследования сопутствующих заболеваний (N = 809).8; возрастной диапазон от 15 до 54 лет), для случайных половин выборки, отдельно для мужчин и женщин, и для подвыборки участников, которые обращались к специалисту по поводу своих проблем с психическим здоровьем. Сравнивали четыре модели: 1-факторную модель, 2-факторную модель, в которой некоторые расстройства представляли собой проблемы интернализации, а другие представляли проблемы экстернализации, 3-факторный вариант 2-факторной модели, в которой интернализация моделировалась как имеющая 2 подфактора. тревога-страдание и страх) и 4-факторная модель, в которой расстройства представлены отдельными аффективными, тревожными, зависимыми от психоактивных веществ и антисоциальными факторами.

Результаты: Трехфакторная модель лучше всего подходит для всей выборки. Этот результат был воспроизведен для случайных половин выборки, а также для женщин и мужчин. Существенная эмпирическая взаимосвязь между тревогой-страданием и страхом (0,73) позволяет предположить, что эти факторы наиболее правильно рассматривать как подфакторы интернализирующего фактора более высокого порядка. В выборке лечения лучше всего подходила двухфакторная модель.

Выводы: Результаты предлагают новый взгляд на коморбидность, предполагая, что коморбидность является результатом общих, лежащих в основе основных психопатологических процессов. Таким образом, результаты свидетельствуют о необходимости сосредоточить исследования на самих этих основных процессах, а не на их разнообразных проявлениях как отдельных расстройств.

Похожие статьи

  • Пересмотр структуры психических расстройств: пограничное расстройство личности и спектры интернализации/эктернализации.

    Джеймс Л.М., Тейлор Дж. Джеймс Л.М. и др. Br J Clin Psychol. 2008 ноябрь; 47 (часть 4): 361-80. дои: 10.1348/014466508X299691. Epub 2008 23 мая. Br J Clin Psychol. 2008. PMID: 18503738

  • Злоупотребление психоактивными веществами в сравнении с зависимостью и структура распространенных психических расстройств.

    Кац Л.И., Кокс Б.Дж., Клара И.П., Олески Дж., Сацевич Т. Кац Л.И. и соавт. Компр Психиатрия. 2011 ноябрь-декабрь; 52(6):638-43. doi: 10.1016/j.comppsych.2010.12.001. Epub 2011 4 февраля. Компр Психиатрия. 2011. PMID: 21295775

  • Структура общих психических расстройств: исследование репликации в выборке подростков и молодых людей.

    Бисдо-Баум К., Хёфлер М., Глостер А.Т. , Клоче Дж., Либ Р., Бодюсель А., Бюнер М., Кесслер Р.К., Виттхен Х.У. Бисдо-Баум К. и др. Int J Methods Psychiatr Res. 2009 г.Декабрь; 18 (4): 204-20. doi: 10.1002/mpr.293. Int J Methods Psychiatr Res. 2009. PMID: 20024895 Бесплатная статья ЧВК.

  • Ограничения диагностических критериев и инструментов оценки психических расстройств. Последствия для исследований и политики.

    Regier DA, Kaelber CT, Rae DS, Farmer ME, Knauper B, Kessler RC, Norquist GS. Регьер Д.А. и соавт. Арх генерал психиатрия. 1998 февраль; 55 (2): 109-15. doi: 10.1001/archpsyc.55.2.109. Арх генерал психиатрия. 1998. PMID: 9477922 Рассмотрение.

  • Роль латентной интернализирующей и экстернализирующей предрасположенности в развитии коморбидности среди распространенных психических расстройств.

    Кесслер Р.С., Петухова М., Заславский А.М. Кесслер Р.С. и соавт. Курр Опин Психиатрия. 2011 июль; 24 (4): 307-12. doi: 10.1097/YCO.0b013e3283477b22. Курр Опин Психиатрия. 2011. PMID: 21602684 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Изучение молекулярно-генетических, геномных, структурных и функциональных коррелятов мозга латентных трансдиагностических аспектов психопатологии на протяжении всей жизни: протокол для систематического обзора и метаанализа поперечных и продольных исследований среди населения в целом.

    Хой Н., Линч С., Ващук М., Реппермунд С., Мьютон Л. Хой Н. и соавт. Фронтовая психиатрия. 2022 3 ноября; 13:1036794. doi: 10.3389/fpsyt.2022.1036794. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36405912 Бесплатная статья ЧВК.

  • Широкий интернализирующий аспект объясняет генетические связи между личностью и индивидуальными интернализирующими расстройствами.

    Poore HE, Watts AL, Friedman HP, Waldman ID. Пур Х.Э. и соавт. J Psychopathol Clin Sci. 2022 ноябрь; 131(8):857-867. doi: 10.1037/abn0000782. J Psychopathol Clin Sci. 2022. PMID: 36326627

  • Действительно ли страх и тревога различны?

    Даниэль-Ватанабе Л., Флетчер ПК. Даниэль-Ватанабэ Л. и др. Биол Psychiatry Glob Open Sci. 2021 6 октября; 2(4):341-349. doi: 10.1016/j.bpsgos.2021.09.006. Электронная коллекция 2022 окт. Биол Psychiatry Glob Open Sci. 2021. PMID: 36324663 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.

  • Дифференциальное влияние психопатологии тревожного страдания на множественные представления функционального коннектома.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts