Что такое структура текста: 4 главных элемента
Что такое структура текста: 4 главных элемента Текст – что это такое?Текст — это совокупность предложений, объединенных друг с другом грамматически и по содержанию.
Структура текстаСтруктура текста – это его внутреннее устройство, которое определяется выбранным стилем и жанром. Она зависит от задач, назначения материала, и включает в себя:
привлекающий заголовок
Составлению заголовка стоит уделить особое внимание. Ведь от его привлекательности зависит, откроет ваш материал читатель или нет.
вступительная часть (обозначение проблемы)
Вступительная часть – один из самых важных элементов в построении текста. Именно по введению пользователь решает, стоит ли ему подробнее знакомиться с материалом. Поэтому ему стоит уделить особое внимание.
основная часть (решение проблемы, раскрытие вопроса)
Здесь стоит изложить те идеи, которые вы хотели бы донести читателю. Главное – не отходите от намеченной темы.
заключительную часть (выводы, призыв к действию)
Заключение – раздел текста, в котором автор делает выводы. Подведением итогов не стоит пренебрегать. В противном случае, ваш текст будет выглядеть неоконченным, и вызовет много вопросов у читателей.
Если со структурой текста из такого короткого определения можно и не понять как действовать с написанием статей — значит можно подписаться на наш Youtube, который есть в подвале сайта. Там сотни роликов про маркетинг, контент и то, что актуально в 2022 и будет актуально в 2023 году. К слову, приходите учиться к нам на курсы по маркетингу от образовательного центра EDUGUSAROV. Мы учим маркетингу, который построен на цифрах и минимизации стресса. Уверены, что вы оцените подход, программу и наш клиентский сервис!
СПАСИБО, ЧТО ДОВЕРИЛИСЬ НАМ!
Мы вас не подведём! Наш менеджер перезвонит в течение часа, чтобы обсудить всё, что вам интересно. Не бойтесь спрашивать, мы не кусаемся!
СПАСИБО, ЧТО ДОВЕРИЛИСЬ НАМ!
Мы вас не подведём! Наш менеджер перезвонит в течение часа, чтобы обсудить всё, что вам интересно. Не бойтесь спрашивать, мы не кусаемся!
СПАСИБО, ЧТО ДОВЕРИЛИСЬ НАМ!
Мы вас не подведём! Наш менеджер перезвонит в течение часа, чтобы обсудить всё, что вам интересно. Не бойтесь спрашивать, мы не кусаемся!
Беларусь
Россия
Другие
СПАСИБО, ЧТО ДОВЕРИЛИСЬ НАМ!
Мы вас не подведём! Наш менеджер перезвонит в течение часа, чтобы обсудить всё, что вам интересно. Не бойтесь спрашивать, мы не кусаемся!
Беларусь
Россия
Другие
При нахождении на сайте Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Всё понятно!
Урок 4. Логичность и структура текста
Мы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность.
Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.
Содержание
- План текста
- Структура
- Связность текста
- Проверочный тест
Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.
План текста
В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.
1
Первый тип плана – диалектический
Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.
2
Второй тип плана – аналитический
Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.
3
Третий тип плана – исторический
Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.
4
Последний тип плана – тематический
Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.
Структура текста
Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.
Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.
Введение
Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.
Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».
Основная часть
В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т. д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.
Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.
Заключение
Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.
Названия и заголовки
Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая.
Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.
Связность текста
Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.
1. Порядок слов в предложении
В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.
2. Простые и сложные предложения
Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как «Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы«, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.
3. Слова и обороты связи
Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: «Юля красивая. У неё плохой характер«. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.
д.Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.
Противопоставление |
Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза |
Причина и следствие |
Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине |
Цель |
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью что, ради того чтобы |
Перечисление |
Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов |
Условие |
Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда |
Дополнение |
Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и… |
Пример |
В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию |
Выделение |
Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути |
Сравнение |
Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто |
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Ксения Галанина
← 3 Стили текста5 Словарный запас →
Информационные текстовые структуры — Преподавание с видом на горы
Я провел последнюю неделю, работая над информационными текстовыми структурами со своими пятиклассниками. Я был потрясен, обнаружив, что для них это была почти совершенно новая концепция, поэтому мы провели несколько забавных небольших мероприятий, чтобы закрепить эту концепцию. На этой неделе они работают над своим кумулятивным проектом, создавая мини-журнал на тему по своему выбору со всеми присутствующими текстовыми структурами и множеством различных текстовых функций. Я не могу дождаться, чтобы увидеть их конечные продукты!
Мозговой штурм информационных текстовых структур
Мы начали этот модуль с карусели. Все мои студенты ЗНАЮТ, что означает каждая из структур, потому что мы тратим много времени на повторение понятий во время чтения. Я попросил их провести мозговой штурм по пяти различным темам, на которые они могли бы написать информацию. Затем они разделили лист бумаги на секции для каждого из типов структур. Они приступили к написанию коротких предложений, соответствующих заданному типу структуры. (В этот момент я даже не использовал термин «структура». Я просто сказал им написать информативное предложение, которое показывает каждое отношение.) Они проделали БОЛЬШУЮ работу с этим! Это также было бы отличной оценкой или промежуточным заданием.
Информационная текстовая структура Якорная таблица и складная
Информационная текстовая интерактивная тетрадь (которую я ЛЮБЛЮ и считаю, что она должна быть у каждого учителя старших классов), которая дает отличный обзор всех различных текстовых структур. Мы обсудили этимологию слова «Структура», и это помогло учащимся понять, что информационная структура текста — это способ, которым автор строит абзац или статью с информацией. Я создал якорную диаграмму, пока они делали их складными.
ДОБАВЛЕНО: Вот фотография того, как наша складная модель выглядела в 2015-2016 учебном году.
Мы из школы Thinking Maps, поэтому мои визуальные эффекты немного отличались от некоторых других, которые я видел. Мы также сгенерировали пример (о мороженом, конечно) для каждой структуры. Я не могу сказать вам, сколько раз учащиеся ссылались на эту якорную диаграмму, работая над другими заданиями в течение недели. Сначала он показался мне перегруженным, но он полон информации, которую студенты считают полезной.
Бесплатная сортировка информационных структур текста
Я также создал БЕСПЛАТНУЮ сортировку текстовых структур, которая включает короткие описания из одного или двух предложений, подходящие для каждой структуры. Темы очень веселые — видеоигры, плавание, шоколадные чипсы и фаст-фуд. Мне нравится ламинировать кусочки, и пусть ученики завершают их в партнерстве. Он также включает цифровую версию!
Получите БЕСПЛАТНУЮ сортировку текстовых структур!
Подпишитесь, чтобы получать мой последний контент по электронной почте, и вы автоматически получите сортировку бесплатных текстовых структур.
Без спама. Всегда. Работает на ConvertKitПримеры интерактивных блокнотов
В течение оставшейся части недели мы каждый день выполняли индивидуальный урок и складывали из интерактивных блокнотов. Эрин из I’m Lovin Lit включила отдельные абзацы и уроки для каждой отдельной структуры, что помогло укрепить понимание каждой из них.
Я уже упоминал, как сильно я их люблю?! Эрин также была достаточно мила, чтобы прислать мне 5 дополнительных бесплатных абзацев об Алькатрасе для моих студентов. Мои студенты были ОЧАРОВАНЫ этими абзацами, и они идеально подходят для людей постарше. Вы можете скачать их БЕСПЛАТНО благодаря Эрин из I’m Lovin’ Lit. Если вы еще этого не сделали, загляните в ее блог, чтобы узнать больше отличных идей!
Я также использую эту книжку с текстовой структурой . В правой части каждого раздела есть тщательно проработанный информационный текстовый отрывок. В левой части каждого раздела флипбука учащиеся выполняют несколько заданий по структуре текста. Например, есть один раздел, посвященный описанию, другой, посвященный последовательности, и т. д. Также для каждого раздела истории есть вопрос для быстрой проверки понимания. Студенты должны заполнить весь ресурс в течение нескольких дней. В последнем задании им предлагается объединить все свои навыки чтения, чтобы написать краткое изложение информации.
Карточки с заданиями на информационную структуру текста
После того, как мы сделали складки, они работали над некоторыми карточками с заданиями на информационную структуру текста , которые я создал. Эти карточки с заданиями были созданы с любовью! У меня было мало времени, чтобы сделать их, так как мне нужно было использовать их в своем классе, и казалось, что на каждую из них у меня уходила целая вечность. Карточки включают три разных абзаца, написанных по разной структуре и посвященных одной теме. Я также включил вопросы на понимание на каждой карточке, так как мы работали и над некоторыми другими темами на понимание научной литературы. Детям это очень понравилось, и они с нетерпением ждали выполнения необходимых двух заданий каждый день.
ОБНОВЛЕНИЕ, февраль 2017 г.: На этот раз я использовал эти карты с небольшими изменениями! После того, как мы создали нашу раскладушку и просмотрели каждый из абзацев Эрин, я раздал парам студентов по одной из карточек с информационными структурами текста. Затем я попросил их определить, в какой текстовой структуре был написан каждый абзац, и организовать информацию в абзаце, используя правильную визуальную карту мышления, которую мы обсуждали. Это был такой мощный опыт обучения! Некоторые студенты допустили ошибки в определении структуры абзаца, и когда они попытались организовать информацию в визуальной модели, это не сработало! Они смогли так легко исправить себя. Вот несколько фотографий работы:
Вы можете приобрести эти карточки задач с информационной структурой текста в моем магазине TpT ЗДЕСЬ . Теперь они включают версию карты задач, версию для печати и цифровую версию! Возможности поистине безграничны.
Если ваши ученики не совсем готовы к такому большому объему текста, ресурс также включает отдельные отрывки. Я использую их как деятельность по сортировке текстовых структур! Это идеально, если вы уже выполнили меньшую и более легкую сортировку выше.
Проекты по чтению информационных структур текста
Обновление 2018: В последнее время я действительно копаю проекты по чтению, так как мои ученики всегда так увлечены ими. Я создал этот супер-веселой проект по чтению информационных текстовых структур на тему гонок. Есть пятнадцать страниц ресурсов для печати, чтобы попрактиковаться в тонкостях текстовых структур, и это так весело! Посмотреть проект и узнать о нем подробнее можно ЗДЕСЬ .
ОБНОВЛЕНИЕ: Вот ссылка на мой пост в блоге о наших окончательных проектах текстовых структур!
С тех пор я также создал эти новые проекты информационной структуры текста . Ваши ученики станут новыми «сотрудниками» самого крутого дизайнера брошюр в городе. Прочитав информационные текстовые отрывки (по два на место) об одном из пяти мест, они создадут новую брошюру для каждого места, используя свои навыки супертекстовой структуры! Студентам будет предоставлен шаблон управляемой брошюры с конкретными вопросами, относящимися к отрывкам и информационным структурам текста. Они могут просто создать брошюру, используя шаблон, или они могут создать брошюру с нуля и заполнить ее, используя информацию в шаблоне!
Оценка
Наконец, мы проводим оценку каждой из построек. Я основывал свою оценку на карточках с заданиями, которые мы использовали, и это хороший способ оценить понимание учащимися. Вы можете БЕСПЛАТНО скачать мою информационную оценку текстовых структур для в моем магазине TpT .
Не могу дождаться финальных проектов, над которыми работают мои ученики! Это должно стать отличной демонстрацией их обучения и общих основных стандартов, на которых мы сосредоточились. Счастливого обучения!
Просмотры сообщений: 47 707
Отображение структуры текста: стратегия улучшения понимания информационных текстов при чтении
При обучении учащихся структуре текста с помощью текстовой карты учителя могут размышлять вслух и указывать, где они нашли информацию в тексте для каждой части карты.
Доцент Колледжа Августана
Профессор и директор Исследовательского центра чтения в Теннесси
Примечание редактора. Это первая из трех частей серии, в которой описываются учебные подходы к улучшению понимания учащимися информационных текстов при чтении.
По мере того, как учащиеся переходят из начальных в средние классы, их просят читать все больше информационных текстов (Центр передового опыта Национальной ассоциации губернаторов и Совет руководителей государственных школ, 2010b). Фактически, к тому времени, когда учащиеся переходят в среднюю школу, большинство заданий по чтению представляют собой информационные тексты, поскольку учащиеся должны приобретать критически важные знания, читая учебный план (Центр передового опыта Национальной ассоциации губернаторов и Совет руководителей школ штата, 2010a). . Однако многие учащиеся могут испытывать трудности с пониманием информационных текстов из-за большого словарного запаса и требований к содержанию (Cromley & Azevedo, 2007; Denton et al., 2015), а также из-за незнакомой структуры (Sáenz & Fuchs, 2002).
Было обнаружено, что обучение структуре текста эффективно для улучшения понимания прочитанного информационных текстов, в том числе для учащихся с нарушениями обучаемости или с риском их возникновения (Gajria, Jitendra, Sood, & Sacks, 2007), а также для учащихся с эмоциональными или поведенческими трудностями ( Берк, Бун, Хаттон и Боуман-Перротт, 2015 г. ). Структура текста — это то, как автор организует информацию для достижения цели. Явное обучение учащихся характеристикам конкретных текстовых структур и предоставление им целевых возможностей для практики может улучшить понимание учащимися текстов, встречающихся в учебной программе (Williams et al., 2016). Обучение структуре текста дает учащимся когнитивный инструмент для организации информации и сложной лексики, содержащейся в текстах содержательной области (Pyle et al., 2017), и может привлечь внимание учащихся к особенностям менее знакомых текстовых структур (Hebert, Bohaty, Nelson, и Браун, 2016).
Было обнаружено, что несколько атрибутов инструкции по структуре текста особенно важны для улучшения понимания прочитанного. Во-первых, учащимся важно изучить ряд текстовых структур (например, проблема-решение, причина-следствие, сравнение-сопоставление), а не сосредотачиваться на одном типе структуры (Hebert et al., 2016). Во-вторых, преподаватели должны явно обучать новым структурам, используя тексты-образцы, которые четко содержат текстовые элементы каждой структуры (Jones, Clark, & Reutzel, 2016), и используя графические организаторы, которые поддерживают организацию этих элементов учащимися (Pyle et al. , 2017). Наконец, учебная последовательность должна включать письменный студенческий продукт (Hebert et al., 2016), особенно при реализации этого типа обучения со школьниками.
Одной из эффективных стратегий обучения, которую можно использовать для введения и отработки новых информационных структур текста, является отображение текста (Burke et al., 2015; Stagliano & Boon, 2009). Текстовые карты — это графические органайзеры, в которых учащиеся могут отображать и систематизировать важные текстовые функции. Каждый тип карты текстовой структуры должен быть четко представлен и отработан до тех пор, пока учащиеся не продемонстрируют, что могут самостоятельно создавать текстовую карту (Stone, Boone, Fore, & Spencer, 2008). Важно отметить, что самостоятельное применение стратегии отображения текста может улучшить понимание прочитанного за счет улучшения способности учащихся самостоятельно контролировать понимание и делать выводы (Garwood, Ciullo, & Brunsting, 2017).
Пример плана урока по отображению структуры текста
Ниже приводится план урока по отображению структуры текста, в котором учащиеся учатся организовывать текст «проблема-решение». Сценарий размышления вслух для части урока, связанной с моделированием, можно найти в разделе «Дополнительные материалы для учителей» ниже, наряду с пустыми версиями карты структуры текста и рубрики, упомянутыми в этом примере. Заполненная версия карты текстовой структуры представлена в этом посте. Этот пример урока подойдет для учащихся седьмого или восьмого класса. Однако эту стратегию можно использовать с учащимися любого возраста, умеющими читать связанный текст.
Введение
Начните с объяснения учащимся, что авторы выбирают определенные текстовые структуры для организации своих идей и достижения цели написания отрывка. Читатели, которые могут определить структуру, лучше поймут текст, запомнят важную информацию и смогут использовать структуру для написания собственных текстов. Просмотрите все ранее изученные текстовые структуры, прежде чем вводить новую структуру: проблема-решение. Приведите несколько примеров того, где учащиеся могут столкнуться с таким текстом в школе и в жизни, например, когда читают об экологических катастрофах, переговорах между людьми или странами, находящимися в состоянии конфликта, или о том, как сообщество может улучшить качество жизни своих граждан. Скажите учащимся, что цель урока — проанализировать информацию в тексте, чтобы понять, как автор использует структуру «проблема-решение».
Выберите краткий информационный текст, содержащий наглядные примеры каждого раздела текстовой карты. Напомните учащимся, что хорошие читатели читают текст один раз для понимания, прежде чем приступать к второму чтению с более конкретной целью, включая анализ структуры текста. Выразительно прочитайте текст учащимся вслух, ненадолго останавливаясь для обсуждения любых неизвестных словарных слов.
Моделирование
Скажите учащимся, что цель текста-решения проблемы состоит в том, чтобы автор проинформировал читателя о проблеме и представил решения проблемы. Ссылаясь на шаблон карты структуры текста, объясните, что каждый раздел содержит элемент структуры текста, который помогает автору достичь этой цели. Затем представьте каждый раздел текстовой карты. Объясните учащимся, что вы будете думать вслух, чтобы продемонстрировать, как вы определяете и анализируете проблему и решение, а также указываете соответствующие текстовые детали, в которых автор развивает проблему и предлагает полезные решения (см. Инструкция» для части урока по моделированию в «Дополнительных материалах для учителей»). Подчеркните, что учащиеся в конечном итоге будут использовать этот же тип анализа независимо друг от друга, чтобы сопоставить важные элементы текста решения проблемы. Поэтому важно, чтобы они обращали пристальное внимание на то, как вы думаете и определяете эти структурные элементы.
Начните с определения проблемы в информационном тексте как «что-то, что автор описывает как что-то неладное или тип конфликта». Подумайте вслух о том, как вы определите проблему в этом конкретном тексте. Приведите пример, не являющийся примером, в котором вы предлагаете один способ описания проблемы, но объясните, почему вы решите сформулировать эту проблему по-другому (см. «Пример написания сценария инструкции по отображению структуры текста» в разделе «Дополнительные материалы для учителей» ниже для примеры не примеров). Укажите учащимся раздел текста, на котором вы основываете свое определение проблемы, и аннотируйте текст, выделив или подчеркнув соответствующие разделы. Объясните, что проблема является одной из центральных идей отрывка. Подчеркните, что вы кратко изложите проблему в одном или двух кратких предложениях и смоделируйте запись проблемы в этом разделе карты структуры текста.
Затем скажите учащимся, что при анализе текста решения проблемы очень важно понять важность проблемы, чтобы впоследствии определить возможные решения. Объясните, что значимость проблемы означает, почему она важна или вредна, или, другими словами, причина, по которой читатель должен волноваться о проблеме. Опишите значение проблемы в отрывке-образце и подчеркните или выделите разделы текста, в которых автор подчеркивает значение. Повторите, что важность проблемы подчеркивает необходимость решения проблемы и создает условия для представления автором возможных решений. Кроме того, свяжите значимость проблемы с чувствами читателя по поводу проблемы. Например, читатель может чувствовать беспокойство, озабоченность или страх. Запишите значимость проблемы на карте структуры текста.
Наконец, скажите учащимся, что следующим шагом в обдумывании текстов-решений является определение возможных решений. Определяйте решения как «то, что предлагает автор, решит или поможет решить проблему». Объясните, что в тексте с решением проблемы важно не только определить возможные решения, но и понять их обоснование или причины, которые автор приводит для каждого решения. Для обоснования позвольте читателю оценить эффективность решений. Определите не являющееся примером решение в тексте образца и объясните, почему вы не будете записывать это конкретное решение на карте структуры текста. Определите одно-два возможных решения, представленных автором, и объясните, почему вы выбрали эти решения для записи на текстовой карте. Выделите или подчеркните разделы текста, в которых вы нашли решения. Свяжите каждое решение со значимостью проблемы и проанализируйте представленное обоснование. Скажите учащимся, что обоснование должно описывать, почему каждое решение будет решать проблему и его значение. Найдите обоснование в образце отрывка, выделив или подчеркнув соответствующие предложения, и запишите обоснование для каждого решения на карте структуры текста.
Практическое руководство
Предоставьте учащимся новый краткий информационный текст, единообразно организованный по схеме «проблема-решение». Предварительно просмотрите текст, поговорив с учащимися о любых заголовках или рисунках и пояснив любые неизвестные словарные слова. Затем попросите пар или небольших групп учащихся вместе прочитать текст один раз для понимания. Следите за тем, чтобы учащиеся прочитали весь текст, прежде чем дать им указание вернуться к тексту для анализа структуры текста, используя текстовую карту «проблема-решение». По мере того, как учащиеся сотрудничают со своими сверстниками, чтобы заполнить карты, исправляйте любые недоразумения. Исследуйте анализ учащимися структуры проблемы-решения, задавая вопросы о важности отдельных разделов карты или о том, как конкретные предложения или абзацы влияют на общую структуру текста.
Учащимся может потребоваться попрактиковаться с несколькими различными отрывками, прежде чем они будут готовы самостоятельно сопоставлять тексты с решениями задач. Очень важно устранять любые непонимания или трудности учащихся с определенными разделами или понятиями, явно переучивая части текстовой карты. Например, учащимся может потребоваться дополнительная инструкция по выявлению авторского обоснования предлагаемых решений или выбору наиболее убедительных доказательств, демонстрирующих пагубность проблемы. Эти целевые повторные занятия могут включать в себя дополнительное моделирование и управляемые студенческие обсуждения, чтобы обеспечить понимание раздела.
Самостоятельная практика
Назначьте краткий информационный текст для самостоятельного анализа учащимися, используя текстовую карту «задача-решение». Опять же, очень важно, чтобы выбранный текст иллюстрировал четкую структуру «проблема-решение» и содержал все структурные элементы, включенные в карту. Используйте рубрику «Текстовая структура задачи-решения» (см. «Дополнительные материалы для учителей»), чтобы предоставить учащимся целенаправленную обратную связь относительно точности и заполнения их текстовых карт. Предложите учащимся исправить неточные или неполные разделы на основе ваших отзывов. Наконец, попросите учащихся подумать об использовании сопоставления текста для улучшения понимания текстов с решениями проблем и о том, как они могут применять этот новый навык в будущем.
Пример завершенной карты текстовой структуры
Ниже приведен пример завершенной карты текстовой структуры, основанной на отрывке об обрушении шахты, в которой оказались шахтеры в Чили.
Проблема: (будьте кратки и используйте свои слова!) Рудник обрушился, и 33 чилийских золотоискателя и медного рудокопа оказались в ловушке на глубине 2300 футов под землей
| Значимость проблемы: (Почему проблема важна? Как она причиняет вред? Другими словами, почему нас волнует проблема?) Люди могут умереть от жажды, голода или нехватки кислорода. Шахта может обрушиться дальше |
Решение(я) проблемы: (Как решить эту проблему или помочь?) | Обоснование для решений: (Как работает решение? Почему оно будет эффективным?) |
1. Просверлите очень маленькие отверстия и используйте их для доставки припасов. | Шахтеры получат еду, воду, лекарства и кислород. Это поможет горнякам оставаться здоровыми, пока их не спасут. |
2. Медленно просверлите спасательный туннель. Затем удалите каждого человека с помощью специальной капсулы. | Туннель будет подходящего размера для спасательных работ, но не настолько большим и не будет пробурен так быстро, чтобы мина еще больше обрушилась. Капсула защитит людей, когда они покинут шахту. |
Цель обучения структуре текста состоит в том, чтобы учащиеся понимали новые, аутентичные тексты, встречающиеся в учебной программе. Тем не менее, четкое указание определенных типов текстовой структуры, таких как проблема-решение, является важным первым шагом к пониманию отрывков, которые содержат ряд организационных особенностей. Картирование структуры текста предоставляет учителям динамический учебный инструмент, который можно использовать, чтобы помочь учащимся освоить когнитивные основы для организации таких функций (Pyle et al., 2017) и, в конечном итоге, улучшить понимание содержательных информационных текстов (Burke et al., 2015). .
Дополнительные материалы для учителей
Пример сценария «Размышление вслух» для инструкции по отображению структуры текста
Представление сценария преподавателя, моделирующего сопоставление структуры текста для текста «задача-решение».
Структурная карта текста «задача-решение»
Графический органайзер, помогающий учащимся отображать и систематизировать важные элементы текста о проблеме и решении.
Рубрика «Текстовая карта решения проблемы»
Рекомендации по предоставлению учащимся адресной обратной связи относительно точности и заполнения их текстовых карт.
Ссылки
Берк, М. Д., Бун, Р. Т., Хаттон, Х., и Боуман-Перротт, Л. (2015). Вмешательства по чтению для учащихся среднего и среднего звена с эмоциональными и поведенческими расстройствами: количественный обзор исследований отдельных случаев. Модификация поведения , 39 , 43–68. doi: 10.1177/0145445514547958
Кромли, Дж. Г., и Азеведо, Р. (2007). Тестирование и уточнение модели прямого и логического опосредования понимания прочитанного. Журнал педагогической психологии , 99 , 311-325. doi: 10.1037/0022-0663.99.2.311
Denton, CA, Enos, M., York, MJ, Francis, D.J., Barnes, M.A., Kulesz, P.A., … Carter, S. (2015). Различия в обработке текста у адекватных и плохо понимающих подростков, читающих доступный и сложный повествовательный и информационный текст. Reading Research Quarterly , 50 , 393–416. doi:10.1002/rrq.105
Гаджрия, М., Джитендра, А.К., Суд, С., и Сакс, Г. (2007). Улучшение понимания пояснительного текста у студентов с LD: синтез исследования. Journal of Learning Disability , 40 , 210–225. doi: 10.1177/00222194070400030301
Гарвуд, Дж. Д., Чулло, С., и Бранстинг, Н. (2017). Поддержка учащихся с эмоциональными и поведенческими расстройствами понимания и беглости чтения. Обучение особых детей , 49 (6), 391–401.
Хеберт, М., Богати, Дж. Дж., Нельсон, Дж. Р., и Браун, Дж. (2016). Влияние инструкции по структуре текста на пояснительное понимание прочитанного: метаанализ. Journal of Educational Psychology , 108 , 609. doi:10.1037/edu0000082
Джонс, К.Д., Кларк, С.К., и Ройцель, Д.Р. (2016). Обучение структуре текста: изучение возможностей детских информационных текстов. Журнал начальной школы , 117 , 143–169. doi:10.1086/687812
Центр передового опыта Национальной ассоциации губернаторов и Совет руководителей государственных школ. (2010а). Стандарты художественной словесности на английском языке – введение – основные аспекты дизайна . Получено с http://www.corestandards.org/ELA-Literacy/introduction/key-design-consideration/
Центра передового опыта Национальной ассоциации губернаторов и Совета директоров государственных школ. (2010б). Ключевые сдвиги в искусстве английского языка . Получено с http://www.corestandards.org/other-resources/key-shifts-in-english-language-arts/
Pyle, N., Vasquez, A.C., Lignugaris/Kraft, B., Gillam, S.L., Ройцель, Д. Р., Ольшевский, А.,… Пайл, Д. (2017). Влияние описательных вмешательств в структуру текста на понимание: метаанализ. Reading Research Quarterly , 52 , 469–501. doi:10.1002/rrq.179
Саенс, Л.М., и Фукс, Л.С. (2002). Изучение трудностей чтения у учащихся средней школы с ограниченными возможностями обучения: пояснительный текст в сравнении с повествовательным текстом. Коррекционное и специальное образование , 23 , 31–41. doi: 10.1177/074193250202300105
Стальяно, К., и Бун, Р. Т. (2009). Эффекты процедуры картирования историй для улучшения навыков понимания описательных текстовых отрывков для учащихся начальных классов с ограниченными возможностями обучения.