Структура «Я-концепции» личности
Я-концепция в процессе развития человека возникла как итог трех процессов – сомовосприятия своих эмоций, чувств, ощущений, самонаблюдения, например своей внешности, поведения, и самоанализа своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними. Структура Я-концепции показана на рисунке.
В каждом из указанных составляющих можно выделить три компонента. Все три компонента Я-концепции тоже показаны на рисунке.
Но лучше Я-концепцию представить в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная Я-концепция. Она включает всевозможные грани индивидуального самосознания, о котором У. Джемс писал, что это «поток сознания» или чувство собственной преемственности и неповторимости. Ученый выделяет в нем два элемента – Я-сознающее и Я-как-объект. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению. Об этом в какой-то степени речь уже шла в предыдущих статьях. Отсюда глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, которые направлены на самого себя и иметь они могут различные ракурсы и модальности.
Эти три модальные установки были предложены Р. Бернсом, но многие авторы кроме них выделяют еще одну, играющую особую роль – это конструктивное Я.
Этой модальной установке свойственна обращенность в будущее и главное отличие от идеального Я в том, что конструктивный Я-проект пронизывают действенные мотивы, соответствующие признаку «стремлюсь».
В конструктивном Я трансформируются те элементы, которые личность ставит и принимает для себя, как достижимую реальность. Иерархическая структура Я-концепции показана на рисунке.
Вот таким образом в общих чертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я-концепции. Но, такая структуризация возможна лишь в теории, а в реальности все компоненты личности взаимодействуют и взаимосвязаны.
Обобщая информацию, еще раз повторим, что:
- Я-концепция представляет собой динамическую систему самоустановок;
- Система сама имеет структуру установки и, соответственно когнитивный компонент, аффективный и деятельностный;
- Когнитивная и аффективная компоненты состоят из трех модальностей – представление о себе реальном, о себе желательном, представление глазами других людей;
- Каждая модальность имеет четыре стороны – физическую, умственную, эмоциональную и социальную.
Названные структуры взаимодействуют и обусловливают поведение и самосознание индивида, в свою очередь, влияющее на их состояние.
В основе существующих методик измерения Я-концепции, в основном, лежат самоотчеты. Это хорошо продуманные опросники, достаточно удобные при групповом тестировании. Такие методики, претендующие на измерение Я-концепции, по мнению Комбса, Соупера, Коурсона (1963), на самом деле измеряют самоотчеты, что далеко не одно и тоже.
Указанные авторы предлагают понятия «Я-концепция» и «самоотчет» четко различать, хотя содержание этих терминов близко, но не совпадает.
Все, что индивид считает самим собой или своим, все, что думает о себе, все его способы самовосприятия – это Я-концепция.
Самоотчет – это самоописание, высказывания о себе, которое дается для другого индивида. Безусловно, что Я-концепция оказывает влияние на эти высказывания, но, тем не менее, между ними не может быть полного тождества. Это точка зрения Комбса, Соупера, Коурсона.
Самоотчет не может считаться объективным показателем, потому что относится к примерам интроспекции. Та степень, с которой самоотчет может отразить реальность Я-концепции индивида, определяют такие факторы:
- Ясность индивидуального самосознания;
- Наличие адекватных символов для его выражения;
- Готовность индивида к сотрудничеству;
- Социальные ожидания;
- Личная адекватность индивида;
- Отсутствие ощущения угрозы в ситуации самоописания.
Если на надежность самоотчета действительно влияют эти факторы, то изучение Я-концепции подобными методами, по мнению Паркера (1966), должно давать очень сомнительные результаты.
Другие исследователи считают, что при изучении Я-концепции на самоотчеты надо опираться, потому что главное требование феноменалистического подхода в психологии – это учет особенностей индивидуального восприятия.
Феноменалистический подход в понимании Я-концепции был развит Роджерсом и основывается на таких положениях:
- Поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
- Ракурс по своей природе субъективен;
- Любое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, в центре которого находится Я-концепция;
- Я-концепция – это внутренняя сущность и представление индивида, тяготеющее к ценностям культурного происхождения, поэтому она регулирует поведение;
- Она относительно стабильна и обусловливает устойчивые схемы поведения;
- Расхождения между Я-концепцией и опытом индивида нейтрализуются при помощи механизмов психологической защиты;
- Основное побуждение человека – это стремление к самоактуализации.
Самоактуализация для человека играет роль не менее важную, чем базисные потребности и, по утверждению А. Маслоу, он должен стать тем, кем он может стать.
Структура и строение «Я-концепции»
Только та часть личности человека, которая им осознается, называется «Я». Бессознательное и неосознанное в него не входят.
Что содержит в себе бессознательное? Прежде всего информацию, которая поступает в нашу психику по каналам, в принципе недоступным для восприятия. Это наши рефлексы и установки — устойчивые, привычные реакции на определенный внешний сигнал или ситуацию. Есть и такая информация, которая в нашу психику попадает через различные органы чувств и влияет на нас, но осознана быть не может. Бессознательное содержит также то, что в разных теориях принято называть генетической памятью, архетипами, родовой памятью. Мы не осознаем этой памяти, стало быть, для нашего «Я» все это не существует.
Наконец, в бессознательном пребывают переживания, мысли и воспоминания, которые стали для человека слишком болезненными, слишком тяжелыми. Человек, будучи не в силах принять свою проблему и решить ее, вытесняет болезненные переживания и воспоминания. Но подобное избавление иллюзорно. Вытесненные переживания не уходят совсем, они дают о себе знать, проявляясь в снах, болезненных фантазиях. Они порождают у человека мучительные психические переживания — неврозы. Открытие бессознательного, которое является вместилищем болезненных переживаний, принадлежит величайшему психологу и психиатру XX в. 3. Фрейду.
Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой.
Сократ
Поскольку «Я-концепция» включает только осознаваемое, ее можно определить как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, т. е. мысли и мнения о себе.
По мнению многих зарубежных авторов, позицию которых обобщил У. Хьюит, «Я-концепция» включает несколько компонентов.
Физический аспект «Я-концепции» проявляется в психофизиологических и анатомических особенностях нашего тела и организма: зрение, слух, вес, пол, рост и т. д. Сюда же следует отнести стиль одежды, предпочитаемые марки автомобиля, тип жилища, район проживания. В самом деле, наше «Я» проявляется в том, какое жилье мы выбираем, как одеваемся (следим за модой или нет), как питаемся, что слышим и слушаем, сколько весим и считаем ли свой вес избыточным (часто избыточный вес снижает самооценку). Каждый из нас устанавливает особые отношения с собственным телом: любит его или не любит, холит себя или не обращает внимания на недуги, занимается физкультурой или утомляет организм праздностью, алкоголем и наркотиками.
Академическая сторона «Я-концепции» выражается в школьных оценках и достижениях, желании и умении учиться и т. д. Принято выделять два уровня:
- общая оценка академических достижений, которая проявляется в том, насколько хороши или высоки наши успехи в математике, литературе, иностранных языках и иных дисциплинах;
- социальная оценка академических достижений, которая формируется на основе сравнения собственных успехов с достижениями других людей, относящихся к тому же самому социальному классу или принадлежащих к одному поколению.
Влияние школьных и университетских оценок (аттестата и диплома) на трудовую и служебную карьеру общеизвестно. Нередко случается так, что человек, став уже взрослым, жалеет, что тратил студенческое время на пустые хлопоты, а не на упорные занятия, которые позволили бы добиться на службе больших результатов. Самооценка и академические успехи — две тесно связанные переменные. Успехи в школе или университете, несомненно, способны повысить или снизить самооценку. Но еще большей предсказательной силой обладает самооценка, уровень которой — низкий или высокий — непосредственно влияет на будущие академические успехи (хорошие или плохие). В 1890 г. родоначальник прагматизма выдающийся американский философ У. Джеймс даже придумал к такому случаю особую формулу:
Самооценка = Успехи / Претензии
Уравнение гласит, что увеличение самооценки наблюдается только при опережающем росте академических успехов относительно наших ожиданий. Благодаря своей простоте и эмпирической очевидности она приобрела широкую популярность.
Действительно, на собственном опыте мы можем убедиться в том, что низкие претензии, помноженные на среднюю успеваемость, дадут в итоге высокую самооценку. И наоборот, высокие претензии и посредственная успеваемость обернутся низкой самооценкой.Логическим выводом (королларием) из уравнения Джеймса служит другое уравнение
Успех = Претензии х Самооценка.
Новое уравнение гласит: успех можно улучшить благодаря повышению собственных ожиданий (претензий) и (или) самооценки. Когда Джемс определил самооценку с помощью своей формулы, он фактически указал на два пути повышения самооценки: индивид может улучшить представление о себе, увеличивая числитель этой дроби, уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
Социальный компонент «Я-концепции» зависит от того, какие взаимоотношения у нас строятся с окружающими людьми — в семейном кругу, в соседском сообществе, на работе. В наименьшей степени на индивидуальную самооценку влияют отношения с посторонними людьми, например прохожими на улице или пассажирами в купе поезда.
Социальное «Я» возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, играем социальные роли: «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)». Мы проводим немало времени, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего «Я».
Трансперсональная составляющая «Я-концепции» не менее важна, так как она отвечает за решение проблемы смысла жизни, тесно коррелирует с религиозными убеждениями человека либо их отсутствием. У некоторых народов, в частности у русских, решение общемировоззренческих вопросов о смысле жизни предшествует повседневным и производственным делам.
«Я-концепция» поддается внутреннему расчленению. Количество составных элементов «Я-концепции» у разных психологов меняется. К примеру, Д. Хамачек выделяет воспринимаемое «Я» (каким человек себя видит), «реальное Я» (каким человек является в действительности по результатам объективных тестов или клинического обследования) и «идеальное Я» (каким человек хотел бы стать). Из этих составляющих складывается личность, которая в зависимости от того, кто ее описывает, может быть совокупностью или аспектов внутреннего самовосприятия индивида, или внешних аспектов восприятия индивида другим человеком. Рут Стренг выделила четыре основных аспекта «Я»: общая, основная «Я-концеп-ция»; временные, или переходные, «Я-концепции»; социальное «Я» и идеальное «Я».
Феноменалистический подход в понимании «Я-концепции», развитый К. Роджерсом, основывается на следующих положениях:
- поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
- этот ракурс по своей природе субъективен;
- всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является «Я-концепция»;
- «Я-концепция» — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение:
- соответственно «Я-концепция» регулирует поведение;
- «Я-концепция» обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения:
- расхождения между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты:
- главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.
Согласно теории самоактуализации К. Роджерса и М. Кингела внутренний мир человека подразделяется на две системы представлений, два «Я».
«Реальное Я» формируется на основе разнообразного опыта, который человеку приходится переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему.
«Идеальное Я» формируется из завышенных представлений о себе самом: человек видит себя тем, кем хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей.
Оба «Я» могут совпадать полностью или частично, противоречить другу или просто не совпадать. Совпадение — случай чрезвычайно редкий, но наиболее комфортный для индивида, противоречие — также не очень распространенная ситуация. Но она чревата глубоким внутренним разладом личности. Обычно наше мнение о «себе любимом» и мнение о нас других людей в большей или меньшей степени не совпадают.
То, что думаем о себе мы, всегда лучше того, что думают о нас окружающие. В каждом из нас существует сильная потребность в самоуважении, заставляющая искать положительное отношение к самим себе или к тому, что мы делаем. При этом если другие, как часто бывает, одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь при том условии, что они соответствуют их собственным, то очень вероятно, что мы будем скрывать свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого те, которые получат одобрение окружающих. В результате будем все меньше оставаться самими собой. Это приведет к разладу между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой вынуждены отказаться, что станет для нас источником тревоги. Напротив, если почувствуем, что нас принимают такими, каковы мы есть, то мы будем склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением.
По мнению К. Роджерса, с одной стороны, индивидуум стремится привести в соответствие с этими представлениями о самом себе, т. е. со своим «реальным Я», как можно больше своих внешних переживаний. С другой — он пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его «идеальное Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, «реальное Я» может так и не достичь соответствия «идеальному Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его «реальное Я» от «идеального».
Результатом несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между «реальным Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, — с другой, могут быть тревога и нарушение психологической адаптации.
Р. Берне выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок.
- «Реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле.
- «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
- «Идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я». Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Практически любой из образов «Я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. М. Розенберг и Г. Каплан, рассматривая идею многоуровневой организации «Я-образов» (строения «Я-концепции»), выделяют различные «планы функционирования» «Я-концепции» (план реальности, план фантазии, план будущего и проч., в том числе и план возможности). «Возможное Я», соответствующее плану возможностей, есть представление человека о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному Я», заданному социальными нормативами и долженствованиями, ибо включает в себя негативные самохарактеристики, оно отлично от «желаемого Я», непосредственно определяемого нашими мотивациями, так как включает в себя рефлексию моментов непроизвольности в саморазвитии.
«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хор ни большое расхождение между «реальным» и «идеальным Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Олпорт считает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Coyпер рассматривают «идеальное Я» как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, т. е. как набор черт собственно личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду3. Идеальный образ, как и «Сверх-Я», считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственную за отбор поступков.
Компоненты «рефлексивного Я» в модели, предложенной Розенбергом, образуют две части — существительные (отвечают на вопрос «Кто Я?») и прилагательные («Какой Я?»). Структура этих компонентов строится по следующим критериям. Первый — по степени отчетливости осознания, представленности того или иного компонента в сознании. Второй — по степени их важности, субъективной значимости. Третий — по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость образа «Я» в целом1. Критерии построения структуры компонентов «рефлексивного Я» в модели М. Розенберга соотносятся с понятием личностных конструктов в теории Дж, Келли.
Реферат на тему Я – концепция личности
Содержание:
- Понятие «Я – концепции»
- Формирование Я-концепции индивида
- Структура Я-концепции
- Роль Я-концепции в жизни личности
- Самооценка как центр личности
- Угроза Я – концепции
- Заключение
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 07. 05.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем для рефератов по психологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Психологические причины тревожности и способы ее преодоления |
Развитие творчества и индивидуальных особенностях его проявления |
Средства коммуникации: невербальные средства общения |
Когнитивная психология |
Введение:
Зародившееся в зарубежной психологической литературе в последние десятилетия XX века понятие «Я-концепция» прочно входит в повседневную жизнь отечественной психологии. Однако в литературе нет единого толкования этого понятия, наиболее близким к нему является понятие»самосознание».
«Я-концепция» -это динамическая система представлений человека о самом себе, включающая личность человека (физическую, эмоциональную, интеллектуальную), самооценку, субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на этого человека.
Понятие «Я – концепции»
Психологические словари трактуют я-концепцию как динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог в книге «Развитие Я-концепции и воспитание». Я-концепция относительно устойчива в процессе социального взаимодействия, как неизбежное и всегда уникальное следствие психического развития, и в то же время, первая зависимость от внешних воздействий внутренних изменений и колебаний Я-концепции не очевидна, но в дальнейшем она будет играть самостоятельную роль в жизни каждого человека. Наши представления об окружающем мире и других людях воспринимаются через призму Я-концепции, которая формируется в процессе социализации, но в процессе мышления в определенном организме.
Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», состоит в том, что две стороны» я » (самости) различаются это была теория Джеймса. Одна сторона личности — это «сознательное Я», а другая-та часть, которая осознает, что «я есть» как объект. В структуре личности этот автор предполагает окончательное формирование представлений о «Я-концепции» от низшего к высшему, от физического к духовному. Выделены основные положения Я-концепции Роджерса:
- «Я-концепция» — это выражение и внутренняя сущность личности с ценностью, имеющей культурное происхождение.
- «Я-концепция» устойчива и обеспечивает стабильный способ поведения человека.
- «Я концепция» имеет идентичность и уникальность.
- Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «мое понятие».
- Несоответствие между индивидуальным опытом и его «Я-концепцией» нейтрализуется психологическими защитными механизмами.
- «Я-концепция» близка к понятию «самосознание», но скорее» Я-концепция » является результатом самосознания.
«Я-концепция» возникает в результате психического развития в процессе социального взаимодействия с окружающей средой. (В отличие от генетических факторов) социальная среда играет решающую роль в формировании «Я-концепции», но «я-концепция » начинает определять, как человек взаимодействует с социальной средой.
Формирование Я-концепции индивида
Отношения с миром богаты и разнообразны. В системе этих отношений он должен выступать в различных ролях, обладать различными качествами и быть субъектом различных видов деятельности. И из каждого взаимодействия мира вещей и мира людей человек «выносит» свой образ. Процесс самоанализа, деления на составляющие слои (внешние и внутренние психологические особенности), составляющие индивидуальный конкретный образ Я, представляет собой своеобразную интроспекцию каждый раз в результате интроспекции, согласно.
Рубинштейн, образ «Я» включается в каждую новую связь, и это проявляется во всех новых качествах, которые фиксируются в новом понятии. Кажется, что он поворачивается другой стороной каждый раз, когда раскрывает все свои новые свойства».
Таким образом, в процессе самосознания, самонаблюдения и самоанализа постепенно возникает обобщенный образ себя, сливающийся со многими индивидуальными конкретными образами себя. Этот обобщенный образ я, возникающий из самостоятельного ситуативного образа, включает в себя общие, характерные черты и представления о его сущности, и в отличие от собственной концепции, то есть ситуативного образа Я.
Я-концепция создает ощущение постоянства, самотождественности личности. В то же время я-концепция, формируемая в процессе самопознания, не дается сразу, а вся застывает и имеет определенное внутреннее движение. Ее зрелость и актуальность проверяются и корректируются практикой. Я-концепция в основном влияет на всю структуру психики, а восприятие мира в целом определяет основную линию поведения человека.
Структура Я-концепции
Р. Берн (как и многие российские психологи) выделяет в структуре Я-концепции три компонента: когнитивный, оценочный и поведенческий. Когнитивный компонент, или образ себя, включает в себя образ себя самого индивида. Оценочный компонент, или самооценка, включает в себя эмоциональную оценку этого образа себя.
Поведенческие компоненты включают потенциальную поведенческую реакцию или конкретное действие, которое инициируется самопознанием и самооценкой. Деление этой Я-концепции на составляющие условно. На самом деле я-концепция является целостной сущностью,все ее элементы обладают относительной независимостью, но они тесно взаимосвязаны.
Роль Я-концепции в жизни личности
«Я-концепция» играет важную роль в жизни индивида. Это в основном проявляется в следующих функциях:
- Для обеспечения внутренней целостности личности.
- Влияние окружающей среды сравнивается с «моей концепцией» индивида,и если оно ей не соответствует, то искажается психологическими защитными механизмами, защищающими целостность и постоянство»моей концепции».
- Определите характер интерпретации жизненного опыта.
- «Я-концепция»действует как внутренний фильтр, который позволяет информации проходить через себя или задерживать ее, если она противоречит «Я-концепции».
Источник личных установок и ожиданий. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания индивида(самоуверенное или неустойчивое поведение, высокая или низкая самооценка). Каждая из этих установок может быть реализована в трех аспектах: физическом, эмоциональном и социальном.
Например, с физической стороны женщина может быть недовольна своей внешностью («реальное я»), и в то же время она вполне удовлетворена своим социальным статусом («реальное я»), она может думать, что другие считают ее слишком холодной и немного эмоциональной («зеркальное я»).
Реальность»моей концепции» человека зависит от следующих факторов:
- Ясность индивидуального самосознания и наличие соответствующих символов для их проявления;
- Чувство личной личной адекватности;
- Отсутствие чувства угрозы у индивида в ситуации самоописания.
Самооценка как центр личности
Самооценка относится к центральному образованию личности, ее ядру. Самооценка во многом определяет социальную адаптацию личности и является регулятором поведения и деятельности. Конечно, вы должны осознавать, что самоуважение-это не то, чем наделен человек, оно присуще ему изначально. Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностных отношений.
Общество во многом влияет на формирование самооценки личности. Отношения между человеком и самим собой-это самое последнее образование в системе отношений между человеком и миром. Но, несмотря на это (а может быть, и благодаря этому), самооценка занимает особенно важное место в структуре личных отношений.
Самооценка напрямую связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на все противоречия современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, конфликт сводится в основном к выяснению того, завышена или занижена самооценка правонарушителя, поскольку самооценка связана с социально-делинквентным поведением подростка. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция подростков и взрослых правонарушителей с завышенной самооценкой и делинквентностью. В связи с этим неадекватная и завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно большую зону конфликтных ситуаций, и при определенных условиях наблюдается тенденция к делинквентности.
Но есть и другая точка зрения, основанная на экспериментальных данных. По мнению ее приверженцев, уровень самооценки несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у законопослушных подростков. По мнению сторонников этой концепции, большинство исследований, дающих противоположные результаты, методически неточны. Согласно ряду исследований, люди, привлекшие внимание общественных организаций, занимающихся малолетними преступниками и»трудными»подростками, имеют негативную я-концепцию. Исследования в этом направлении показали, что возникает неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, страх быть отвергнутым, низкая самооценка), что приводит к дальнейшим нарушениям поведения. В то же время различают следующие эффекты неблагоприятных я-концепций(X. Ремшмидт).
Самооценка снижается, часто в результате социальной деградации, агрессии и снижения преступности. Стимуляция акклиматизационных реакций в сложных ситуациях. Эти молодые люди более подвержены группировкам и вовлечены в преступную деятельность. Глубокие изменения в восприятии. Например, молодым людям с отрицательной самооценкой трудно осознать, что они делают хорошие вещи, потому что считают себя неспособными делать их.
Угроза Я – концепции
Даже самые психически здоровые люди могут столкнуться с переживаниями, которые угрожают их Я-концепции, что может привести их к неправильному истолкованию или отрицанию этого опыта. Точно так же большинство людей имеют достаточную защиту, чтобы справиться с умеренным уровнем тревоги и действовать таким образом, чтобы свести его к минимуму.
Однако, если переживание полностью несовместимо со структурой самости, или если противоречивые переживания являются общими, человек испытывает сильную тревогу, серьезно нарушающую повседневный порядок, и человека в этом состоянии обычно называют «невротиком» (но сам Роджерс избегает использовать такой диагностический ярлык).
В таких случаях уровень внутреннего дискомфорта у человека таков, что он, скорее всего, нуждается в помощи психотерапевта. Тем не менее, защита невроза может частично предотвратить символ переживания, который все еще находится под угрозой в уме. В результате самоорганизация невроза практически не нарушается, но такой человек не может осознанно оценить нестабильность своего состояния.
Согласно Роджерсу, если существует значительное расхождение между » я «и текущим опытом, то защита» я » может стать неэффективной. В этом»беззащитном»состоянии неправильный опыт символизируется именно в уме, и я-концепция человека разрушается. Таким образом, расстройства личности и психопатология возникают тогда, когда личность не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний.
Людей с такими расстройствами обычно называют «психопатами». Их поведение кажется странным, нелогичным или «сумасшедшим» для объективного наблюдателя. Роджерс считал, что психопатическое поведение часто соответствует не Я-концепции, а негативным аспектам переживания. Например, те, кто строго контролирует агрессивное побуждение отрицать, что они являются частью его/ее образа себя, иррациональное и саморазрушительное поведение по отношению к тем, кто действительно сталкивается с ними в психотическом состоянии, часто ассоциируются с психическими заболеваниями.
Заключение
Роджерс предположил, что расстройство личности проявляется непредсказуемо или постепенно в течение длительного периода времени. В любом случае, как только возникает значительное расхождение между»я» и переживанием, защита человека перестает функционировать должным образом, и ранее незаменимое самостроительство разрушается.
Когда это происходит, человек становится очень уязвимым к тревогам и угрозам, ведет себя непонятно не только другим, но и самому себе. На самом деле Роджерс считал, что поведенческие расстройства являются результатом неправильного смешения между собой и опытом. Важность различия между сознательным » я » и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации.
Таким образом, на развитие личности, ее деятельность и поведение большое влияние оказывает Я-концепция.
3.4: Структура личности — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 12191
- Марк Д. Келланд
- Общественный колледж Лансинга через OpenStax CNX
Не случайно наше обсуждение ид , эго и суперэго следует сразу после обсуждения уровней сознания. В Эго и Ид (где также обсуждается Суперэго, несмотря на то, что оно не включено в название; Фрейд, 1923/1960), Фрейд начинает с главы о сознании и бессознательном, затем следует глава об эго. и ид, а затем главу об эго и суперэго. Трудно обсуждать две концепции, уровни сознания и психический аппарат (термин, который Фрейд использовал для обозначения ид, эго и суперэго), не переплетая их. Кроме того, эти три структуры начинаются как одна, эго развивается из ид, а позже из эго развивается суперэго. Как и в случае с уровнями сознания, неуместно думать об Ид, Эго и Супер-Эго как о реальных структурах внутри мозга, скорее, это конструкции , помогающие нам понять психодинамическое функционирование разума. Фрейд признал это непонимание и зашел так далеко, что сказал, что даже если бы мы могли локализовать их в мозгу, мы не обязательно приблизились бы к пониманию того, как они функционируют (Freud, 19).38/1949).
Ид, Эго, СуперэгоДревнейший аспект психики — это Ид, который включает в себя все, что мы наследуем при рождении, включая наш темперамент и наши инстинкты. Единственная цель Ид — удовлетворить инстинктивные потребности и желания; следовательно, он действует в соответствии с принципом удовольствия . Оно ничего не знает ни о ценностных суждениях, ни о добре, ни о зле, ни о морали вообще. Он не меняется и не созревает со временем. Согласно Фрейду, в Оно нет ничего, кроме инстинктивных катексисов, стремящихся к разрядке (Freud, 19).33/1965). Однако энергия, связанная с этими импульсами, отличается от энергии других областей разума. Он очень подвижен и способен к разряду, причем качество разряда, по-видимому, не принимается во внимание. Это очень важный момент, потому что это означает, что Ид не нуждается в удовлетворении своих желаний в реальности. Вместо этого они могут быть удовлетворены мечтами и фантазиями.
Поскольку Ид требует удовлетворения и ничего не знает об ограничениях, говорят, что он действует как первичный процесс . Поскольку оно может быть удовлетворено нереальными способами, если мы исследуем такие явления, как фантазии и сны, мы сможем раскрыть природу Оно. Именно во время изучения работы сновидения Фрейд развил свое понимание первичного процесса Ид (Freud, 1923/1960). На самом деле, мы можем узнать об Ид только с помощью психоанализа, поскольку оно полностью существует в бессознательном уме. Следовательно, нам нужна структура вторичного процесса , чтобы разум мог взаимодействовать с внешним миром. Эта структура находится в эго.
Эго возникает из Ид как посредник между Ид и внешним миром. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и пытается подчинить внешний мир импульсам Ид. Другими словами, поскольку Ид требует удовлетворения, ему мешает реальность нашего окружения, наши социальные и культурные нормы. Эго откладывает удовлетворение до тех пор, пока не наступит подходящий момент или обстоятельства, или оно может полностью подавить импульсы Ид (Фрейд, 19).38/1949). Фрейд считал, что эго связано с восприятием (реальности) точно так же, как ид связано с инстинктом. Оно страстно, тогда как эго представляет разум и здравый смысл. Но оно обладает энергией, либидо, чтобы каким-то образом требовать своего удовлетворения, а эго может черпать свою энергию только из Оно. Фрейд сравнивал эго с всадником на лошади по имени Ид. Всадник не всегда может контролировать гораздо более сильную лошадь, поэтому всадник пытается преобразовать волю лошади, как если бы это была собственная воля всадника (Фрейд, 19).23/1960).
Эго развивается отчасти потому, что это та часть разума, на которую воздействует сенсорная информация из внешнего мира. Следовательно, он частично находится в сознательном уме и должен служить трем тираническим хозяевам: Ид, внешнему миру и Суперэго (о котором мы поговорим ниже). Цели этих трех господ обычно противоречат друг другу, поэтому задача эго непроста (Фрейд, 1933/1965). Эго подходит к этой задаче, отслеживая напряжение , который существует в уме. Это напряжение возникает из-за внутренних и внешних раздражителей, предъявляющих требования к уму, снижение этого напряжения ощущается как приятное, а усиление напряжения неприятно. Ид требует немедленного снижения напряжения в соответствии со своим принципом удовольствия, тогда как Эго ищет соответствующего уменьшения напряжения в соответствии со своим принципом реальности. Ключевым моментом, конечно, является то, что эго также ищет удовольствия. Он не пытается отрицать импульсы Ид, а только преобразовывать или задерживать их. Но почему эго вообще беспокоится об этом? Бывают моменты, когда погоня за удовольствиями может навлечь на нас серьезные неприятности, но бывают и случаи, когда мы делаем выбор, потому что он кажется нам правильным. Эти решения, основанные на справедливости, морали, гуманизме, какой бы термин вы ни выбрали, опосредованы супер-эго.
Согласно Фрейду, Суперэго является наследником Эдипова комплекса (который мы обсудим ниже) и возникает, когда ребенок отказывается от своей сильной привязанности к своим родителям. В качестве замены этой привязанности ребенок начинает идентифицировать себя со своими родителями и, таким образом, включает в себя идеалы и моральные ценности своих родителей, а затем учителей и других социальных образцов для подражания (Фрейд, 1933/1965). Согласно этой точке зрения, супер-эго не может полностью развиться, если у ребенка не разрешен Эдипов комплекс, чего, как мы обсудим ниже, не может произойти у девочек (Примечание: помимо дальнейшего обсуждения ниже, вопрос о более сбалансированной женской психологии будет обсуждаться снова в последующих главах). Суперэго функционирует на всех уровнях сознательного и бессознательного ума.
Суперэго принимает две формы: эго-идеал и совесть . Фрейд рассматривал термин «эго-идеал» как альтернативу термину «супер-эго», и только когда мы включаем развитие совести, мы можем признать эго-идеал и совесть различными аспектами супер-эго. В самом деле, если внимательно прочитать Эго и Оно (Фрейд, 1923/1960), было бы более уместно рассматривать Я-идеал и совесть как последовательные трансформации той части Эго, которая в целом становится известна как суперэго. Развитие супер-эго — сложный процесс, который, по-видимому, происходит от развития самого эго. Для младенца привязанность к родителям и идентификация с ними не осознается как нечто иное. Эго слабо и мало что может сделать для сдерживания Ид. По мере роста ребенка эротическая природа любви к матери постепенно трансформируется в отождествление; эго становится сильнее и начинает ассоциироваться с тем, что само является объектом любви. Когда эго способно представить себя Ид как объект, достойный любви, возникает нарциссическое либидо, и эго становится полностью сформированным (Фрейд, 19).23/1960). Другими словами, ребенок становится личностью, осознавая, что он отделен от своих родителей. Однако по-прежнему сохраняется сильная привязанность к матери, которая проистекает из первых дней грудного вскармливания. В конце концов ребенок должен потерять эту сильную привязанность к матери и начать более полно идентифицировать себя либо с отцом (для мальчиков), либо с матерью (для девочек). Как отмечалось выше, эта окончательная трансформация от привязанности к идентификации должна произойти во время Эдипова комплекса, а эго-идеал возникает в контексте того, что ребенок знает: «Я должен поступать, как мой отец» (для мальчиков) или «Я должен поступать, как мой отец». мать» (для девочек).
Хотя эго-идеал мог представлять собой кульминацию развития, Фрейд считал, что в игру вступает еще один шаг. Из-за трудностей, с которыми сталкивается ребенок во время утраты интенсивных эротических желаний Эдипова комплекса, Фрейд чувствовал, что в уме есть нечто большее, чем просто остаток этих объектов любви. Он предложил энергичную реакцию-образование против предыдущих вариантов. Теперь ребенок включает в себя понятия «Я должен , а не вести себя как мой отец или мать». Под влиянием авторитета, образования, религии и т. д. Суперэго развивает еще более сильную совесть против неподобающего поведения. Эта совесть носит навязчивый характер и принимает форму категорического императива (Фрейд, 19).23/1960). Эта совесть — это наше знание правильного и неправильного, и вначале оно довольно упрощенно. Есть правильное и неправильное (как у Кольберга на самых ранних стадиях морального развития; Kohlberg, 1963).
Вопрос для обсуждения: Чувствуете ли вы, что вашим поведением руководят бессознательные импульсы Ид? Верите ли вы, что ваше нравственное развитие (ваше суперэго) является результатом усвоения взглядов ваших родителей на то, что правильно, а что нет? Насколько близки ваши ценности ценностям ваших родителей?
ТревогаМы уже рассмотрели вызов, с которым сталкивается эго, пытаясь сбалансировать требования Ид, Суперэго и внешнего мира. Что происходит, когда эго не может справиться с требованиями этих конфликтующих элементов? Проще говоря, мы пугаемся, испытываем страх и тревогу как сигнал о надвигающейся опасности. Только эго может испытывать тревогу, даже если основная причина начинается с Ид или Суперэго. Тревога возникает в первую очередь из-за неиспользованного либидо. Например, если мы расстроены из-за выполнения какого-то импульса Ид, такого как необходимость сходить в туалет посреди отличного фильма, либидо, связанное с этим импульсом, возрастает. Это создает напряжение и соответствующие неприятные ощущения. Поскольку Ид требует удовлетворения, а Эго не может придумать, как удовлетворить Ид (а вы очень не хотите пропустить хорошую часть фильма), возникает страх, что Ид удовлетворит себя. Большинство из нас сочли бы возможность пойти в туалет в одних штанах во время просмотра фильма реальной опасностью для нашей самооценки, и нас могли бы арестовать, если бы мы просто пошли в туалет прямо в кинотеатре. Поскольку Эго сводится к беспомощности в своей неспособности найти разумный выход для импульса потребности в туалете, тревога служит полезной и важной цели предупреждения Эго о том, что импульс должно быть выполнено , чтобы избежать опасности (Фрейд, 1926/1959). И в поддержку точки зрения Фрейда о нашей сексуальной природе, кто станет отрицать огромное удовольствие, которое мы испытываем, наконец, попав в ванную?
Фрейд описал три основных типа тревоги. Реалистичная тревога связана с реальными угрозами нашей физической безопасности. Он похож на страх тем, что существует реальный и внешний объект, который может причинить нам вред, но отличается от страха тем, что мы можем не осознавать конкретную опасность. Например, после знаменитой книги Челюсти (Бенчли, 1974) был экранизирован (из тех фильмов, в которых нельзя пропустить хорошие сцены) многие люди беспокоились о плавании в океане, хотя для них не было конкретных акул страх. Тем не менее, в океане есть акулы, поэтому может быть разумно немного побеспокоиться. Иногда мы беспокоимся о реальной опасности, но тревога, которую мы испытываем, совершенно непропорциональна угрозе. Это предполагает наличие элемента невротической тревоги, сопровождающей реалистическую тревогу (Freud, 19).26/1959).
Невротическая тревога обычно возникает из-за внутренней опасности, угрозы того, что неприемлемые импульсы Ид прорвутся наружу и будут воздействовать на человека. Конечная опасность, которая существует, состоит в том, что нам действительно будет причинен вред в результате наших действий. Поэтому Фрейд считал, что существует тесная связь между невротической и реалистической тревогой (Freud, 1926/1959). Например, если нас преследует хулиган, наш агрессивный импульс Ид может состоять в том, чтобы в ответ убить этого хулигана. Конечно, это может привести к тому, что нас посадят в тюрьму или нас убьют друзья хулигана. Таким образом, беспокойство по поводу того, что наш насильственный импульс Оно может вспыхнуть и повлиять на наше поведение, связано с реальной опасностью, связанной с последствиями этого поведения, если оно произойдет. Следовательно, наша невротическая тревога частично состоит из нашей интернализованной реалистической тревоги.
Подобным образом моральная тревога возникает из-за конфликта между нашим эго и ограничениями, налагаемыми на него суперэго. Поскольку суперэго возникает в результате интернализации того, как наши родители учат нас тому, что является или не является подходящим поведением, у нас снова возникает ассоциация между внутренней угрозой суперэго и реальной внешней угрозой наказания со стороны наших родителей. Следовательно, как и в случае с невротической тревогой, предшественником нашей моральной тревоги является реалистическая тревога, даже если наши страхи основаны на наших психологических впечатлениях от ситуации, а не на реальной опасности (например, страх кастрации; Фрейд, 19).26/1959, 1933/1965). Фрейд (1933/1965) описал эти отношения следующим образом:
Таким образом, Эго, движимое Ид, ограниченное Супер-Эго, отталкиваемое реальностью, изо всех сил пытается справиться со своей экономической задачей, заключающейся в достижении гармонии между силами и влияниями, действующими в нем и на нем; и мы можем понять, почему мы так часто не можем подавить крик: «Жизнь нелегка!» Если эго вынуждено признать свою слабость, оно вспыхивает тревогой — реалистической тревогой по отношению к внешнему миру, моральной тревогой по поводу внешнего мира. Супер-Эго и невротическая тревога относительно силы страстей в Ид. (стр. 97-98)
Фрейд также описал общую закономерность развития и проявления тревоги и ее полезную роль в жизни. В раннем детстве мы переживаем травмирующие ситуации, в которых мы беспомощны. Помните, что Фрейд считал, что психическая реальность ничуть не менее значима, чем реальная реальность (Freud, 1900/1995), поэтому природа этих травмирующих событий зависит от индивидуального восприятия. По мере развития способности ребенка к самосохранению ребенок учится распознавать опасные ситуации. Вместо того, чтобы пассивно ждать угроз или причинения вреда, старший ребенок или взрослый будет активно реагировать. Первоначальная реакция — тревога, но тревога — это предупреждение об опасности в ожидании повторного переживания беспомощности. В каком-то смысле эго воссоздает беспомощность младенчества, но делает это в надежде, что теперь у эго будут какие-то средства, чтобы справиться с ситуацией. Таким образом, мы надеемся, что тревога трансформировалась из пассивной реакции в младенчестве в активную и защитную реакцию в более позднем детстве и/или во взрослом возрасте (Freud, 19). 26/1959).
Вопрос для обсуждения: Что вызывает у вас тревогу и как вы реагируете на эти чувства?
Защитные механизмыВ этой главе мы кратко рассмотрим защитные механизмы . Хотя Фрейд говорил о самых разных защитных механизмах в течение своей карьеры, он предоставил своей дочери Анне буквально написать книгу о «Эго и механизмы защиты » (Анна Фрейд, 1936/1966). Сам Фрейд в первую очередь обсуждал два защитных механизма: репрессия и регрессия . Признание этих защитных механизмов было важным для развития психоанализа, и это единственные две защиты, упомянутые Фрейдом в «Истории психоаналитического движения» (1914/1995). Целью этих защитных механизмов является защита Эго в первые годы жизни, когда Эго еще недостаточно развилось в своей способности контролировать либидинозные импульсы Ид. Таким образом, защитные механизмы сначала выполняют полезную функцию, но позже оказываются неадекватными, когда оживление сексуальной жизни усиливается после полового созревания (Freud, 19). 38/1949). Точно так же и во взрослой жизни защитные механизмы полезны в краткосрочной перспективе, но, поскольку они не решают проблемы напрямую, в конечном итоге они должны оказаться неадекватными.
Фрейд определил вытеснение как один из ключевых элементов, делающих психоанализ уникальным по сравнению с методом катарсиса, над которым он работал благодаря вкладу Йозефа Брейера (Фрейд, 1914/1995). Действительно, согласно Фрейду, его собственный вклад, превративший катарсический метод Брейера в психоанализ, был вытеснением, сопротивление , инфантильная сексуальность и анализ сновидений для понимания бессознательного. Значение вытеснения нельзя недооценивать:
Теория вытеснения — это столп, на котором держится здание психоанализа. Это действительно самая существенная его часть, и все же это не что иное, как теоретическое выражение опыта, который можно неоднократно наблюдать всякий раз, когда анализируют невротика без помощи гипноза. Затем человек сталкивается с сопротивлением, которое препятствует аналитической работе и блокирует ее, вызывая сбои в памяти. Это сопротивление всегда прикрывалось гипнозом; Таким образом, собственно история психоанализа начинается с технического нововведения отказа от гипноза. (стр. 907; Freud, 1914/1995)
Сопротивление, о котором здесь говорит Фрейд, — это защитный механизм вытеснения, то есть средство, с помощью которого Эго отказывается ассоциировать себя с неприемлемым инстинктивным импульсом, порожденным Оно. Эго способно удерживать «предосудительный» импульс от проникновения в сознательный разум (Фрейд, 1926/1959). Но возникает важный вопрос: что тогда происходит с этим стремлением к удовлетворению? Есть несколько возможностей, и сам Фрейд считал ответ довольно сложным. Одна вещь, которая может случиться, это то, что эго пытается переместить либидо, привязанное к импульсу, к освобождению в виде тревоги (Freud, 19).26/1959). Однако тревога неприятна, и Оно требует удовлетворения в соответствии со своим принципом удовольствия. Поэтому эта процедура обречена на неудачу (а, значит, и на развитие невроза). Есть, конечно, альтернативы, которые могут возникнуть до провала этой первоначальной защиты. Эго может найти приемлемую альтернативу импульсу через другие защитные механизмы, такие как сублимация или реактивное формирование.
Регрессию можно увидеть, когда человек ведет себя типично для более ранней стадии развития. Когда Фрейд и Брейер пытались выяснить причины неврозов своих пациентов с помощью катарсического метода, они неоднократно обнаруживали, что не могут помочь своим пациентам, сосредоточившись на реальном событии, которое привело к кризису. Вместо этого их пациенты неизбежно устанавливали ассоциации между травмирующим событием и более ранним опытом. Первоначально этот более ранний опыт восходил к периоду полового созревания, а в конечном итоге — к раннему детству. Хотя Брейер отдавал предпочтение некоторому физиологическому объяснению этого явления, Фрейд настаивал на том, что оно было психологическим, и назвал этот процесс регрессией (Freud, 19).14/1995). По Фрейду:
Это регрессивное направление стало важной характеристикой анализа. Было доказано, что психоанализ не может прояснить ничего действительного, кроме как возвращаясь к чему-то в прошлом. (стр. 903)
Эта страница под названием 3.4: Структура личности распространяется в соответствии с лицензией CC BY, ее автором, ремиксом и/или куратором является Марк Д. Келланд (OpenStax CNX).
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Марк Д. Келланд
- Лицензия
- СС BY
- Показать оглавление
- нет
- Теги
Психодинамические взгляды на личность | безграничная психология |
Фрейдистская психоаналитическая теория личности
Согласно психоаналитической теории Фрейда, развитие личности проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется определенным внутренним психологическим конфликтом.
Цели обучения
Обобщите теории Фрейда о человеческой личности и стадиях психосексуального развития, а также распространенную критику его теорий
Ключевые выводы
Ключевые положения
- Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что человеческое поведение является результатом взаимодействия между тремя составные части разума: ид, эго и суперэго.
- Эта «структурная теория» личности придает большое значение тому, как конфликты между частями разума формируют поведение и личность. Эти конфликты в основном бессознательны.
- Согласно Фрейду, личность развивается в детстве и критически формируется через ряд пяти психосексуальных стадий, которые он назвал своей психосексуальной теорией развития.
- На каждом этапе ребенок сталкивается с конфликтом между биологическими влечениями и социальными ожиданиями; успешное преодоление этих внутренних конфликтов приведет к овладению каждой стадией развития и, в конечном счете, к полностью зрелой личности.
- Идеи Фрейда с тех пор были встречены критикой, отчасти из-за его особого внимания к сексуальности как главному движущему фактору развития человеческой личности.
Ключевые термины
- невроз : Психическое расстройство, характеризующееся тревогой или страхом; менее тяжелый, чем психоз, потому что не связан с отрывом от реальности (например, с галлюцинациями).
- психосексуальный : Относящийся как к психологическим, так и к сексуальным аспектам.
Зигмунд Фрейд : Фрейд разработал психоаналитическую теорию развития личности, в которой утверждалось, что личность формируется в результате конфликтов между тремя фундаментальными структурами человеческого разума: ид, эго и суперэго.
Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда утверждает, что человеческое поведение является результатом взаимодействия между тремя составными частями разума : ид, эго, и суперэго . Эта теория, известная как структурная теория личности Фрейда, уделяет большое внимание роли бессознательных психологических конфликтов в формировании поведения и личности. Считается, что динамические взаимодействия между этими фундаментальными частями разума проходят через пять различных психосексуальных стадий развития. Однако за последнее столетие идеи Фрейда подверглись критике, отчасти из-за его особого внимания к сексуальности как главному движущему фактору развития человеческой личности.
Структура человеческого разума Фрейда
Согласно Фрейду, наша личность развивается в результате взаимодействия между тем, что он назвал тремя фундаментальными структурами человеческого разума: ид, эго и суперэго. Конфликты между этими тремя структурами и наши попытки найти баланс между тем, чего «желает» каждая из них, определяют наше поведение и отношение к миру. Какой баланс мы находим в той или иной ситуации, определяет, как мы будем разрешать конфликт между двумя всеохватывающими поведенческими тенденциями: нашими биологическими агрессивными влечениями и поиском удовольствий против нашего социализированного внутреннего контроля над этими влечениями.
Конфликт в разуме : Согласно Фрейду, задача эго состоит в том, чтобы уравновесить агрессивные и стремящиеся к удовольствиям побуждения Ид моральным контролем Суперэго.
Идентификатор
id , самая примитивная из трех структур, связана с мгновенным удовлетворением основных физических потребностей и побуждений. Он действует совершенно бессознательно (вне сознательного мышления). Например, если ваш идентификатор пройдет мимо незнакомца, который ест мороженое, он, скорее всего, возьмет мороженое себе. Он не знает и не заботится о том, что грубо брать что-то, принадлежащее кому-то другому; его волнует только то, что ты хочешь мороженого.
Суперэго
Суперэго занимается социальными правилами и моралью — подобно тому, что многие люди называют своей «совестью» или своим «моральным компасом». Он развивается по мере того, как ребенок узнает, что его культура считает правильным и неправильным. Если ваше суперэго пройдет мимо того же незнакомца, оно не возьмет его мороженое, потому что будет знать, что это будет грубо. Однако, если и ваш идентификатор , и ваше суперэго были вовлечены, и ваше идентификатор было достаточно сильным, чтобы преодолеть беспокойство вашего суперэго, вы все равно взял бы мороженое, но потом вы, скорее всего, почувствовали бы вину и стыд за свои действия.
Эго
В отличие от инстинктивного ид и морального суперэго, эго является рациональной, прагматичной частью нашей личности. Он менее примитивен, чем Ид, и частично сознателен, частично бессознателен. Это то, что Фрейд считал «я», и его задача состоит в том, чтобы сбалансировать требования Ид и Супер-Эго в практическом контексте реальности. Итак, если вы еще раз пройдете мимо незнакомца с мороженым, ваше эго станет посредником в конфликте между вашим ид («Я хочу это мороженое прямо сейчас») и суперэго («Нехорошо брать чужое мороженое») и решили пойти купить себе мороженое. Хотя это может означать, что вам придется подождать еще 10 минут, что расстроит ваше ид, ваше эго решает пойти на эту жертву как часть компромисса — удовлетворить ваше желание мороженого, а также избежать неприятной социальной ситуации и потенциального чувства стыда.
Фрейд считал, что Ид, Эго и Супер-Эго находятся в постоянном конфликте и что взрослая личность и поведение коренятся в результатах этой внутренней борьбы в детстве. Он считал, что человек с сильным эго имеет здоровую личность и что дисбаланс в этой системе может привести к неврозам (то, что мы теперь называем тревогой и депрессией) и нездоровому поведению.
Ид, Эго и Супер-Эго : Согласно структурной модели Фрейда, личность делится на Ид, Эго и Супер-Эго. На этой диаграмме меньшая часть над водой обозначает сознательный разум, а гораздо большая часть под водой иллюстрирует бессознательный ум.
Психосексуальные стадии развития
Фрейд считал, что природа конфликтов между Ид, Эго и Супер-Эго меняется со временем по мере того, как человек превращается из ребенка во взрослого. В частности, он утверждал, что эти конфликты проходят серию из пяти основных стадий, каждая из которых имеет свою направленность: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Он назвал свою идею психосексуальной теорией развития, в которой каждая психосексуальная стадия напрямую связана с различным физическим центром удовольствия.
На этих пяти стадиях ребенок сталкивается с различными конфликтами между его биологическими влечениями (ИД) и его социальным и моральным сознанием (суперрегионал0), поскольку его биологические побуждения к поиску удовольствий сосредоточены на разных областях тела (то, что Фрейд называл «эрогенными влечениями»). зоны»). Способность ребенка разрешать эти внутренние конфликты определяет его будущую способность справляться и функционировать во взрослом возрасте. Неспособность разрешить стадию может привести к тому, что человек зациклится на этой стадии, что приведет к нездоровым чертам личности; успешное разрешение стадий приводит к здоровому взрослому.
Критика теорий Фрейда
Хотя у теорий Фрейда есть много преимуществ, которые помогли расширить наше психологическое понимание личности, они не безграничны.
Узкофокусный
Делая акцент на структуре человеческого разума, Фрейд почти не обращал внимания на влияние окружающей среды, социологии или культуры. Его теории были сильно сосредоточены на патологии и в значительной степени игнорировали «нормальное», здоровое функционирование. Его также критиковали за его близорукий взгляд на человеческую сексуальность, исключающий другие важные факторы.
Без научной основы
Многие критики отмечают, что теории Фрейда не подкреплены никакими эмпирическими (экспериментальными) данными. На самом деле, когда исследователи стали более научно рассматривать его идеи, они обнаружили, что некоторые из них не могут быть поддержаны: чтобы теория была научно обоснованной, должна быть возможность ее опровергнуть («фальсифицировать»). с экспериментальными данными, и многие из представлений Фрейда не поддаются фальсификации.
Женоненавистничество
Феминистки и современные критики были особенно критичны ко многим теориям Фрейда, указывая на то, что предположения и подходы психоаналитической теории глубоко патриархальны (доминируют мужчины), антифеминистские и женоненавистнические (антиженские). Карен Хорни, психолог, последовавшая за Фрейдом, считала господствующий фрейдистский подход основанным на «мужском нарциссизме». Феминистка Бетти Фридан назвала фрейдовскую концепцию «зависти к пенису» чисто социальным предубеждением, типичным для викторианской эпохи, и показала, как эта концепция сыграла ключевую роль в дискредитации альтернативных представлений о женственности в начале и середине двадцатого века.
Неофрейдистская психоаналитическая теория личности
Неофрейдистские подходы к изучению личности одновременно расширяли оригинальные теории Фрейда и противоречили им.
Цели обучения
Проанализируйте вклад известных теоретиков-неофрейдистов в область психологии личности
Ключевые выводы
Ключевые положения
- На протяжении многих лет Фрейд привлекал множество последователей, которые адаптировали и модифицировали его психоаналитические теории для создания новых теорий личности. Эти другие теоретики стали известны как неофрейдисты.
- Неофрейдисты, такие как Адлер, Хорни, Юнг и Эриксон, соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение; однако они расширили идеи Фрейда, сосредоточив внимание на важности социологических и культурных влияний в дополнение к биологическим влияниям.
- Альфред Адлер был первым, кто исследовал и разработал всеобъемлющую социальную теорию психодинамической личности и ввел идею «комплекса неполноценности».
- Эрик Эриксон предложил психосоциальную теорию развития, которая предполагала, что личность человека развивается на протяжении всей его жизни на основе изменения акцента на различных социальных отношениях.
- Двумя основными вкладами Карла Юнга были его идеи коллективного бессознательного и личности .
- Теории Карен Хорни были сосредоточены на «бессознательной тревоге», которая, по ее мнению, возникла из-за неудовлетворенных потребностей, одиночества и/или изоляции в раннем детстве.
Ключевые термины
- патология : Любое отклонение от здорового или нормального состояния; нарушение.
- психодинамический : Относится к подходу к психологии, который делает упор на систематическое изучение психологических сил, лежащих в основе человеческого поведения, чувств и эмоций, и того, как они могут быть связаны с ранними переживаниями.
Неофрейдистские подходы к личности
Хотя Зигмунд Фрейд внес большой вклад в область психологии благодаря своей психоаналитической теории личности, его работа не осталась без внимания. Многие критиковали его теории за чрезмерную сосредоточенность на сексуальности; За годы, прошедшие после его работы, многие другие теоретики адаптировали и опирались на его идеи, чтобы сформировать новые теории личности. Эти теоретики, которых называли неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания важны, но они уменьшали его акцент на сексе и сексуальности. Вместо строго биологического подхода к развитию личности (как это сделал Фрейд, сосредоточившись на индивидуальных эволюционных побуждениях), они более целостно сосредоточились на том, как социальная среда и культура влияют на развитие личности.
Фрейд и его последователи : Несколько психологов, изучавших теории Фрейда, работали непосредственно с самим Фрейдом в Университете Кларка. На этой фотографии Карл Юнг (в первом ряду справа) с Фрейдом (в первом ряду слева) и другими коллегами.
Известные неофрейдисты
Многие психологи, ученые и философы внесли существенные дополнения в психоаналитическое изучение личности. Четверо особенно известных неофрейдистов — это Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карл Юнг и Карен Хорни.
Альфред Адлер
Альфред Адлер был первым, кто исследовал и разработал всеобъемлющую социальную теорию психодинамической личности. Он основал школу психологии под названием индивидуальная психология, которая фокусируется на нашем стремлении компенсировать чувство неполноценности. Адлер предложил концепцию комплекса неполноценности, которая описывает чувство человека, что он ничего не стоит и не соответствует стандартам других или общества. Он также верил в важность социальных связей, рассматривая детское развитие как возникающее через социальное развитие, а не через сексуальные стадии, описанные Фрейдом. Исходя из этих идей, Адлер определил три фундаментальные социальные задачи, которые все мы должны решать: профессиональные задачи (карьера), социальные задачи (дружба) и любовные задачи (поиск интимного партнера для долгосрочных отношений).
Эрик Эриксон
Эрик Эриксон оказал влияние на то, что предложил психосоциальную теорию развития, которая предполагает, что личность человека развивается на протяжении всей жизни на основе ряда социальных отношений, что является отходом от взглядов Фрейда, более ориентированных на биологию. В своей психосоциальной теории Эриксон подчеркивал важность социальных отношений на каждом этапе развития личности, в отличие от того, что Фрейд делал акцент на сексе. Эриксон выделил восемь стадий, каждая из которых представляет собой конфликт или задачу развития. Развитие здоровой личности и чувства компетентности зависит от успешного выполнения каждой задачи.
Карл Юнг
Карл Юнг пошел по стопам Адлера, разработав теорию личности, названную аналитической психологией. Одним из основных вкладов Юнга была его идея о коллективном бессознательном , , которое он считал «универсальной» версией личного бессознательного Фрейда, содержащего психические паттерны или следы памяти, общие для всех нас (Jung, 1928). Эти воспоминания предков, которые Юнг назвал архетипами , представлены универсальными темами, выраженными в литературе и искусстве различных культур, а также в мечтах людей. Юнг также предложил концепцию персона , относящаяся к своего рода «маске», которую мы надеваем на основе как нашего сознательного опыта, так и нашего коллективного бессознательного. Юнг считал, что эта личность служит компромиссом между тем, кто мы есть на самом деле (нашим истинным я), и тем, что общество ожидает от нас; мы прячем за этой маской те части себя, которые не соответствуют ожиданиям общества.
Карен Хорни
Карен Хорни была одной из первых женщин, получивших образование фрейдистского психоаналитика. Теории Хорни были сосредоточены на «бессознательной тревоге», которая, по ее мнению, возникла из-за переживаний неудовлетворенных потребностей, одиночества и / или изоляции в раннем детстве. Она выдвинула теорию о трех стилях преодоления, которые дети используют в отношении беспокойства: движение к людям, удаление от людей и движение против людей.
Хорни также оказал влияние на развитие феминизма в области психодинамики. Фрейда широко критиковали за его почти исключительное внимание к мужчинам и за то, что некоторые воспринимают как снисходительность по отношению к женщинам; например, Хорни не соглашался с фрейдистской идеей о том, что девушки испытывают «зависть к пенису» и завидуют мужским биологическим особенностям. По словам Хорни, любая ревность, скорее всего, связана с большими привилегиями, которые часто предоставляются мужчинам, а это означает, что различия между мужскими и женскими личностями обусловлены динамикой культуры, а не биологией. Далее она предположила, что у мужчин есть «зависть к матке», потому что они не могут рожать.
Психоаналитическая теория личности — РаджРАН
Зигмунд Фрейд (1856-1939) был основоположником психоанализа. Он был врачом и разработал психоаналитическую теорию личности в ходе своей клинической практики. Фрейд использовал свободные ассоциации (метод, при котором человека просят открыто поделиться всеми мыслями, чувствами и идеями, которые приходят ему в голову), анализ сновидений и анализ ошибок , чтобы понять внутреннее функционирование разума.
Разница между психоаналитической и психодинамической теориями личности
Психоаналитическая теория относится к перспективе и теоретическим идеям, которые были созданы Зигмундом Фрейдом, в то время как психодинамические теории относятся к идеям и точке зрения, которые исходили от Зигмунда Фрейда и его последователей.
Психоанализ Зигмунда Фрейда был оригинальной психодинамической теорией, но психодинамический подход в целом включает в себя все теории, основанные на его идеях, например, Карл Юнг, Мелани Кляйн, Альфред Адлер, Анна Фрейд и Эрик Эриксон . В общем, теории Фрейда были психоаналитическими, тогда как термин «психодинамический» относится как к его теориям, так и к теориям его последователей.
Согласно психоаналитической теории Фрейда, развитие личности проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется определенным внутренним психологическим конфликтом. Неудачное разрешение конфликтов приводит к ненормальному поведению.
Анализ забывчивости, неправильного произношения, шуток и снов дает нам возможность приблизиться к бессознательному. Фрейд разработал терапевтическую процедуру, названную психоанализ . Основная цель психоаналитической терапии состоит в том, чтобы довести до сознания вытесненные бессознательные материалы, тем самым помогая людям жить более осознанно и интегрированно.
Уровни сознания:
Фрейд предположил, что психологические силы действуют на трех уровнях осознания:
Уровень сознания:
- Мысли, чувства и ощущения, которые человек осознает в настоящий момент.
Уровень подсознания:
Бессознательный уровень:
- Он состоит из мыслей, чувств, желаний, побуждений и т. д., о которых мы не знаем.
- Однако это влияет на наш сознательный уровень активности.
Фрейд считал, что бессознательный материал часто стремится прорваться на уровень сознания замаскированным образом. Оно может быть искажено или может принимать символическую форму. Интерпретация снов и свободные ассоциации использовались для анализа трех уровней осознания.
Структура личности
Согласно теории Фрейда, первичных структурных элементов личности три: id , эго и суперэго . Они находятся в бессознательном как силы, и их можно вывести из поведения людей.
Id:
- Это бессознательная, иррациональная часть личности.
- Это примитивная часть, невосприимчивая к морали и требованиям внешнего мира.
- Он действует по принципу удовольствия и стремится к немедленному удовлетворению.
Эго:
- Он связан с работой реального мира.
- Работает по принципу реальности.
- Это сознательная и рациональная часть личности, которая регулирует мысли и поведение.
- Учит человека уравновешивать требования внешнего мира и потребности человека.
Суперэго:
- Это внутреннее представление родительских и общественных ценностей.
- Работает как голос совести, заставляющий эго рассматривать не только реальное, но и идеальное.
- Он оценивает поведение человека как правильное или неправильное, хорошее или плохое. Несоответствие нравственным идеалам вызывает у человека чувство стыда, вины, неполноценности и беспокойства.
Развитие личности
На основе историй болезни пациентов Фрейд пришел к выводу, что развитие личности происходит через последовательность психосексуальных стадий, и, следовательно, предложил пятистадийную теорию развития личности (также называемую психосексуальной теорией).
По его словам, проблемы, возникшие на любом этапе, могут остановить развитие и иметь долгосрочные последствия для жизни человека. На этих стадиях склонность Ид к поиску удовольствий фокусируется на разных частях тела.
Стадия | Центр фокуса | |
---|---|---|
Oral (0-18 месяцев) | Центр удовольствий во рту и приводящие к активности. 36 месяцев) | Удовольствие сосредоточено на опорожнении кишечника и мочевого пузыря. |
Фаллический (от 4 до 6 лет) | Центр удовольствия — гениталии. Прикосновения и ласки гениталий доставляют удовольствие | |
Латентность (от 7 до полового созревания) | Дети подавляют свои сексуальные импульсы и направляют их в социально приемлемые виды деятельности, такие как спорт, искусство. | |
Генитальный (С начала полового созревания) | Зона удовольствия — генитальный отдел. Созревание сексуальных интересов. |
Защитные механизмы
Эго должно выполнять трудную обязанность посредника между инстинктивными требованиями Ид и моральной позицией Супер-Эго. Эго пытается решить проблему, и если реалистичное решение или компромисс невозможны, оно предается искажению мыслей или восприятия реальности с помощью определенных процессов, называемых защитными механизмами. Чтобы защитить или обезопасить себя, мы используем технику, называемую защитным механизмом. Их также называют механизмами корректировки. Некоторые из ключевых механизмов приведены ниже:
Эмоциональные импульсы перенаправляются на одного другого, то есть на замещающего человека/объект | |
Проекция | Приписывание собственных неприемлемых побуждений другим |
Rationalization | Justifying our actions or feelings through socially acceptable explanations |
Reaction Formation | Thinking or acting in a way that is the extreme opposite of unacceptable urges |
Regression | Retreating to behaviour характеристика ранней стадии развития |
Вытеснение | Исключение тревоги, порождающей мысли, чувства или импульсы из сознания |
Сублимация | Сексуальные побуждения направляются в продуктивные, не сетевой активности |
. здоровье, и эта идея широко используется сегодня
Ограничения психоаналитической теории личности
- Подход Фрейда уделяет слишком много внимания психологическим факторам, не принимая во внимание биологические/генетические факторы, которые влияют на проблемы психического здоровья и способствуют им.
- Упрощение человеческого разума до ид, эго и суперэго, а также пяти психосексуальных стадий делает этот подход редукционистским.
Теория Фрейда предлагает одну из концепций того, как устроена личность и как функционируют эти различные элементы личности. По мнению Фрейда, здоровая личность является результатом баланса динамического взаимодействия Ид, Эго и Супер-Эго.