Структурные компоненты личности в психологии: Основные компоненты структуры личности

Содержание

Основные компоненты структуры личности

25.06.2015

Первый компонент (блок) структуры характеризует направленность личности, или отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй блок определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность — сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. По закону доминанты подчиненная способность усиливает основную, ведущую, способность.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим блоком в структуре личности является характер, или стиль поведения

человека в социальной среде. Характер — сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь -волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые свойства составляют действительную основу характера.

Четвертым блоком в структуре личности является темперамент человека как динамическая характеристика протекания его психических процессов. Поэтому свойства темперамента часто называют психодинамическими свойствами. В житейской психологии давно укоренилось представление о четырех темпераментах человека. Однако современная психология характеризует темперамент более многогранно и выделяет не столько типы темперамента, сколько его свойства (активность, реактивность, сензитив-ность, эмоциональность, тревожность и другие).

Последним блоком, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают словом «я». «Я» осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Ключевые слова: Личность

Источник: Поликарпов В.А., Психология личности

Материалы по теме

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

Сластенин В. А. — «Педагогика»

Трансперсональный подход к человеку Станислава Гроффа

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Гипертимные личности

Тёлле Р. Психиатрия

Понятие личности

Занковский А.Н., Психология деловых отношений

Формирование зрелости личности

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Личность и социальная среда

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Становление личности ребенка, его системы «Я»

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Теории личности в зарубежной психологии

Карпов А.В., Общая психология

6.

Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристика
  1. Проблема теоретического определения личности в психологии.

Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.

Основные подходы в изучении определений личности:

  • Биологический — изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.

  • Экспериментальный — в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

  • Психометрический — изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; изучение личностных свойств и их различий опирается на применение психологических методов, дающих количественную и качественную характеристику проявления тех или иных свойств.

  • Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.

  1. Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.

Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):

  • Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

  • Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

  • Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.

  • Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.

4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):

1.ответственность

2.терпимость

3.саморазвитие

4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Критерии наличия и степени зрелости личности:

Способность к иерархизации мотивов – когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.

Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.

Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.

Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.

  1. Базовые структурные элементы личности и их характеристика.

В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

  • Общечеловеческие свойства — ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.

  • Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.

  • Индивидуально – неповторимые черты — темперамент, сочетание ролей, самосознание.

В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры:

  • Динамика ее психических процессов – темперамент

  • Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.

  • Направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности ,желания, стремления

Группы черт личности:

Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)

Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)

Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)

  1. Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы

деятельностного подхода в психологии.

Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.

Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.

Методологические принципы:

  • Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).

  • Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)

  • Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).

  • Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно — исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).

  • Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).

  • Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).

  1. Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.

Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.

Основной принцип субъектно-деятельностного подхода:

принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).

Личность — исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.

Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).

Этапы развития личности:

  1. Овладение собственным телом, возникновение произвольных движений. (На этом этапе появляются новые предметные действия).

  2. Начало ходьбы, самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).

  3. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.

  4. Начало собственной трудовой деятельности, делающей личность материально независимой.

Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер

Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей:

чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности’,

что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.

Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

Структура деятельности:

  • Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:

Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.

Экзистенциальные (потребность в самореализации)

Социальные.

  • Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.

  • Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):

Конечная (к чему стремимся)

Промежуточная (условия достижения цели)

Операций

Функций (психофизиологический уровень деятельности)

8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.

Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность.

Структура деятельности: потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия

Потребности. (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.

Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные

Мотив. Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.

Цель. Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)

Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.

Действия. Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.

Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.

Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.

Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.

Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.

Теория Миллона – функциональные и структурные области

Роль Личности

Основные компоненты

Диагностическая таксономия / 15 спектров личности

Функциональные/структурные домены


Выражение личности: восемь функциональных/структурных доменов

Помимо этих основных мотивационных целей, эволюционная теория определяет восемь областей, четыре функциональных и четыре структурных, представляющих выражение личности в аспектах, соответствующих традиционным психологическим школам. Они также являются производными фасеточных шкал Гроссмана.

Функциональные домены : Эти домены, согласно Миллону (2011), представляют собой экспрессивные процессы, которые происходят как копинг-транзакция между человеком и его средой. Обычно их можно наблюдать как действия, направленные на регулирование внутренней и внешней жизни. Они следующие:

Выразительные эмоции : Ранее известные как «Выразительные действия», это внешнее поведение, возникающее из аффективного состояния.

Межличностное поведение: Жизнь в отношениях и интерактивный стиль личности. Эта и вышеупомянутая экспрессивная эмоция составляют поведенческую сторону личности.

Когнитивный стиль : Качество и содержание внимания и сосредоточенности, характеризующие человека, а также его/ее метод организации и синтеза информации из окружающей среды. Это, наряду с представлением о себе, составляет феноменологию человека.

Интрапсихическая динамика : Ранее известная как «Регуляторные механизмы», это внутренние процессы человека, косвенно наблюдаемые как акты разрешения конфликтов, удовлетворения потребностей и самозащиты. Они во многом аналогичны «защитным механизмам».


Структурные домены: Millon (2011) описывает эти домены как более глубокие, более «установленные» шаблоны, встроенные в личность и обеспечивающие «платформу» для функциональных доменов. Они не так заметны; следовательно, они в основном доступны для других на основе выводов и самоотчета человека. Они следующие:

Самообраз : Сходство или отличие человека по сравнению с другими, а также отражение человеком ощущения себя как объекта.

Интрапсихическое содержание : ранее известное как «представление объектов». Это общие ожидания человека от других, запечатленные в его раннем опыте.

Интрапсихическая архитектура : Ранее известная как «Морфологическая организация», это организующие структуры психики. Эта внутренняя архитектура дает представление о силе и сплоченности личности. Это вместе с содержанием и динамикой представляет собой интрапсихические аспекты личности.

Настроение/темперамент : Этот домен связывает физические субстраты тела с работой психики. Это включает в себя нейропсихологическое функционирование, общую энергию и аффективные характеристики, а также влияние физического здоровья на психическое функционирование. Только эта область представляет биофизические аспекты личности.

Структурные деления личности и классификация черт

  • 0072
 @article{Mayer2003StructuralDO,
  title={Структурные подразделения личности и классификация черт},
  автор = {Джон Д.  Майер},
  journal={Обзор общей психологии},
  год = {2003},
  объем = {7},
  страницы = {381 - 401}
} 
  • J. Mayer
  • Опубликовано 1 декабря 2003 г.
  • Психология
  • Обзор общей психологии

Структурные модели делят систему личности и связанные с ней черты на отдельные области. Четыре структурные модели исследуются на предмет того, насколько хорошо они это делают. Три модели — трилогия разума, структурная модель Фрейда и недавно введенный набор систем — делят личность и ее черты на концептуальной основе. Последняя модель, 5-факторная модель, разделяет личность на эмпирической основе. Два демонстрационных исследования показали, что эксперты-судьи, которые использовали трилогию разума и… 

Посмотреть на SAGE

Система классификации данных психологии личности и смежных областей

  • Дж. Майер
  • Психология

  • 2004
90 как в случае с данными самоотчетов или в соответствии с типом теста, который их производит, например, способности…

Интегрированный подход к оценке личности на основе системы личностных систем

Система оценки систем личности (PSF-A) может поддерживать процесс оценки, организуя информацию как о контексте человека, так и о его личностных функциях, позволяя специалистам оптимально сосредоточиться на характеристике своих клиентов.

Структура личности для объединения психологии

  • Дж. Майер, Джейн Л. Аллен
  • Психология

  • 2013
  • 2013
  • История двух видений: может ли новый взгляд на личность помочь интегрировать психологию?Американский…

    Работа над интеграцией структуры личности, процесса и развития

    • А. Баумерт, Манфред Дж. Шмитт, К. Врзус
    • Психология

    • 2017

    усилил некоторые из основных предложений нашей схемы по интеграции исследований структуры, процессов и развития личности…

    История двух видений: может ли новый взгляд на личность помочь интегрировать психологию?

    Альтернатива — системная структура личности — фокусируется на 4 темах: описывается идентификация личности, части личности, ее организация и ее развитие, что может лучше организовать поле личности и помочь в выполнении ее миссии по решению того, как взаимосвязаны основные психологические системы.

    Модель интеллекта личности и ее влияние на адаптацию

    • Доктор М. Умамахесвари
    • Психология

    • 2018

    Интеллект личности определяется как способность определять личность, развивать личность, направлять выбор профессии и систематизировать планы и цели в жизни. Исследователь построил…

    Динамические пути личности: дальнейшее развитие системы личностных систем

    • Джейн Л. Аллен, Катерина М. Силаска, Дж. Майер Изображение личности
      • Дж. Майер, Мария Корогодская
      • Психология

      • 2011

      Как вы описываете личность? Один из способов — начать с представления о том, где находится личность по отношению к соседним системам. Например, биопсихосоциальная модель часто используется для позиционирования…

      Творческие типы и личность

      • Зорана Ивчевич, Дж. Майер
      • Психология

      • 2006

      Изучение и выявление творческих типов изучить, какие черты личности отличают эти типы поведения. Участники сообщили о своей деятельности по…

      Влияние личностных факторов на трансформационное лидерство: изучение сдерживающей роли политического навыка

      • S. Phipps, Леон С. Прието
      • Бизнес

      • 2011

      Несколько искусств роль в определении его или ее стиля руководства. Этот обзор учитывает этот вердикт, предоставляя теоретический…

      ПОКАЗЫВАЕТ 1-10 ИЗ 77 ССЫЛОК

      0005

      Первичные подразделения личности и их научный вклад: от трилогии разума к системам. Набор

      • Дж. Майер
      • Психология

      • 2001

      первичные наборы частей теории личности. Это наборы из нескольких частей личности, достаточно обширные, чтобы в совокупности описать личность в целом. Примеры таких наборов включают…

      Структура классификации компонентов личности

      • Дж. Майер
      • Психология

      • 1995

      РЕЗЮМЕ Психологи, работающие в рамках различных теоретических традиций, с начала века предполагали существование сотен компонентов личности. Например, психоаналитики…

      Структура фенотипических черт личности.

      В этой личной исторической статье прослеживается развитие факторной структуры Большой пятерки, растущее признание которой исследователями личности оказало глубокое влияние на научное изучение…

      Структура системных тем и структурное расположение систем внутри личности и вокруг нее.

      Создана трехмерная модель систем компонентов внутри личности и вокруг нее, которая может синтезировать многие пространственные метафоры, использовавшиеся в более ранней теории и исследованиях личности.

      Пятифакторная модель личности: критическая оценка.

      Утверждается, что из-за врожденных ограничений Большая пятерка может рассматриваться как одна из важных моделей в исследованиях личности, но не как интегративная модель личности.

      Противоположный взгляд на пятифакторный подход к описанию личности.

      В этой статье очерчены различные опасения по поводу FFA и показаны последствия этих проблем.

      Пятифакторная модель личности: теоретические перспективы. Сосье, Голдберг, Язык личности: лексические взгляды на пятифакторную модель. МакКрэй, Коста, К новому поколению…

      Системная структура поля личности

      • Дж. Майер
      • Психология

      • 1998

      Структура академической области описывает содержание этой области. Учебники и обзоры в этой области организуют поле в соответствии со структурой. Сегодня область личности…

      Черты и мотивы: к интеграции двух традиций в исследованиях личности.

      • Д. Винтер, О. Джон, А. Стюарт, Э. Клонен, Л. Дункан
      • Психология

        Психологический обзор

      • 1998

      Авторы предполагают, что черты и мотивы взаимодействуют при прогнозировании поведения: измеренные жизненные результаты в областях отношений и карьеры.

      Что находится за пределами большой пятерки? Множество!

      Повторный анализ собственных данных Сосье и Голдберга с использованием более реалистичного критерия для принятия решения о том, попадает или не попадает переменная в конкретное факторное пространство, противоречит их утверждению о том, что существует множество измерений поведения за пределами Большой пятерки.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts