Основные компоненты структуры личности
25.06.2015
Первый компонент (блок) структуры характеризует направленность личности, или отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.
Второй блок определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность — сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. По закону доминанты подчиненная способность усиливает основную, ведущую, способность.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим блоком в структуре личности является характер, или стиль поведения
человека в социальной среде. Характер — сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь -волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые свойства составляют действительную основу характера.
Четвертым блоком в структуре личности является темперамент человека как динамическая характеристика протекания его психических процессов. Поэтому свойства темперамента часто называют психодинамическими свойствами. В житейской психологии давно укоренилось представление о четырех темпераментах человека. Однако современная психология характеризует темперамент более многогранно и выделяет не столько типы темперамента, сколько его свойства (активность, реактивность, сензитив-ность, эмоциональность, тревожность и другие).
Последним блоком, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают словом «я». «Я» осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Ключевые слова: ЛичностьИсточник: Поликарпов В.А., Психология личности
Материалы по теме |
---|
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности Сластенин В. А. — «Педагогика» |
Трансперсональный подход к человеку Станислава Гроффа Столяренко Л.Д., Основы психологии |
Гипертимные личности Тёлле Р. Психиатрия |
Понятие личности Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Формирование зрелости личности Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012 |
Личность и социальная среда Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008 |
Становление личности ребенка, его системы «Я» Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Теории личности в зарубежной психологии Карпов А.В., Общая психология |
6.
Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристикаПроблема теоретического определения личности в психологии.
Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.
Основные подходы в изучении определений личности:
Биологический — изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.
Экспериментальный — в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.
Психометрический — изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; изучение личностных свойств и их различий опирается на применение психологических методов, дающих количественную и качественную характеристику проявления тех или иных свойств.
Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.
Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.
Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):
Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.
Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.
Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.
Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.
4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):
1.ответственность
2.терпимость
3.саморазвитие
4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.
Критерии наличия и степени зрелости личности:
Способность к иерархизации мотивов – когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.
Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.
Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.
Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.
Базовые структурные элементы личности и их характеристика.
В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:
Общечеловеческие свойства — ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.
Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.
-
Индивидуально – неповторимые черты — темперамент, сочетание ролей, самосознание.
В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры:
Динамика ее психических процессов – темперамент
Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.
Направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.
Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.
Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности ,желания, стремления
Группы черт личности:
Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)
Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)
Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)
Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы
деятельностного подхода в психологии.
Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.
Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.
Методологические принципы:
Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).
Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)
Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).
Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно — исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).
Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).
Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).
Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.
Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.
Основной принцип субъектно-деятельностного подхода:
принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).
Личность — исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.
Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).
Этапы развития личности:
Овладение собственным телом, возникновение произвольных движений. (На этом этапе появляются новые предметные действия).
Начало ходьбы, самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).
Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.
Начало собственной трудовой деятельности, делающей личность материально независимой.
Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер
Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей:
• чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
• что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности’,
• что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.
7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.
Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.
Структура деятельности:
Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:
Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.
Экзистенциальные (потребность в самореализации)
Социальные.
Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.
Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):
Конечная (к чему стремимся)
Промежуточная (условия достижения цели)
Операций
Функций (психофизиологический уровень деятельности)
8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.
Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.
Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность.
Структура деятельности: потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия
Потребности. (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.
Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные
Мотив. Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.
Цель. Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)
Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.
Действия. Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.
Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.
Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.
Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.
Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.
Теория Миллона – функциональные и структурные области
Роль Личности
Основные компоненты
Диагностическая таксономия / 15 спектров личности
Функциональные/структурные домены
Выражение личности: восемь функциональных/структурных доменов
Помимо этих основных мотивационных целей, эволюционная теория определяет восемь областей, четыре функциональных и четыре структурных, представляющих выражение личности в аспектах, соответствующих традиционным психологическим школам. Они также являются производными фасеточных шкал Гроссмана.
Функциональные домены : Эти домены, согласно Миллону (2011), представляют собой экспрессивные процессы, которые происходят как копинг-транзакция между человеком и его средой. Обычно их можно наблюдать как действия, направленные на регулирование внутренней и внешней жизни. Они следующие:
Выразительные эмоции : Ранее известные как «Выразительные действия», это внешнее поведение, возникающее из аффективного состояния.
Межличностное поведение: Жизнь в отношениях и интерактивный стиль личности. Эта и вышеупомянутая экспрессивная эмоция составляют поведенческую сторону личности.
Когнитивный стиль : Качество и содержание внимания и сосредоточенности, характеризующие человека, а также его/ее метод организации и синтеза информации из окружающей среды. Это, наряду с представлением о себе, составляет феноменологию человека.
Интрапсихическая динамика : Ранее известная как «Регуляторные механизмы», это внутренние процессы человека, косвенно наблюдаемые как акты разрешения конфликтов, удовлетворения потребностей и самозащиты. Они во многом аналогичны «защитным механизмам».
Структурные домены: Millon (2011) описывает эти домены как более глубокие, более «установленные» шаблоны, встроенные в личность и обеспечивающие «платформу» для функциональных доменов. Они не так заметны; следовательно, они в основном доступны для других на основе выводов и самоотчета человека. Они следующие:
Самообраз : Сходство или отличие человека по сравнению с другими, а также отражение человеком ощущения себя как объекта.
Интрапсихическое содержание : ранее известное как «представление объектов». Это общие ожидания человека от других, запечатленные в его раннем опыте.
Интрапсихическая архитектура : Ранее известная как «Морфологическая организация», это организующие структуры психики. Эта внутренняя архитектура дает представление о силе и сплоченности личности. Это вместе с содержанием и динамикой представляет собой интрапсихические аспекты личности.
Настроение/темперамент : Этот домен связывает физические субстраты тела с работой психики. Это включает в себя нейропсихологическое функционирование, общую энергию и аффективные характеристики, а также влияние физического здоровья на психическое функционирование. Только эта область представляет биофизические аспекты личности.
Структурные деления личности и классификация черт
- 0072
@article{Mayer2003StructuralDO, title={Структурные подразделения личности и классификация черт}, автор = {Джон Д. Майер}, journal={Обзор общей психологии}, год = {2003}, объем = {7}, страницы = {381 - 401} }
- J. Mayer
- Опубликовано 1 декабря 2003 г.
- Психология
- Обзор общей психологии
Структурные модели делят систему личности и связанные с ней черты на отдельные области. Четыре структурные модели исследуются на предмет того, насколько хорошо они это делают. Три модели — трилогия разума, структурная модель Фрейда и недавно введенный набор систем — делят личность и ее черты на концептуальной основе. Последняя модель, 5-факторная модель, разделяет личность на эмпирической основе. Два демонстрационных исследования показали, что эксперты-судьи, которые использовали трилогию разума и…
Посмотреть на SAGE
Система классификации данных психологии личности и смежных областей
- Дж. Майер
Психология
- 2004
Интегрированный подход к оценке личности на основе системы личностных систем
Система оценки систем личности (PSF-A) может поддерживать процесс оценки, организуя информацию как о контексте человека, так и о его личностных функциях, позволяя специалистам оптимально сосредоточиться на характеристике своих клиентов.
Структура личности для объединения психологии
- Дж. Майер, Джейн Л. Аллен
Психология
- 2013
История двух видений: может ли новый взгляд на личность помочь интегрировать психологию?Американский…
Работа над интеграцией структуры личности, процесса и развития
- А. Баумерт, Манфред Дж. Шмитт, К. Врзус
Психология
- 2017
усилил некоторые из основных предложений нашей схемы по интеграции исследований структуры, процессов и развития личности…
История двух видений: может ли новый взгляд на личность помочь интегрировать психологию?
Альтернатива — системная структура личности — фокусируется на 4 темах: описывается идентификация личности, части личности, ее организация и ее развитие, что может лучше организовать поле личности и помочь в выполнении ее миссии по решению того, как взаимосвязаны основные психологические системы.
Модель интеллекта личности и ее влияние на адаптацию
- Доктор М. Умамахесвари
Психология
- 2018
Интеллект личности определяется как способность определять личность, развивать личность, направлять выбор профессии и систематизировать планы и цели в жизни. Исследователь построил…
Динамические пути личности: дальнейшее развитие системы личностных систем
- Джейн Л. Аллен, Катерина М. Силаска, Дж. Майер Изображение личности
- Дж. Майер, Мария Корогодская
Психология
- 2011
Как вы описываете личность? Один из способов — начать с представления о том, где находится личность по отношению к соседним системам. Например, биопсихосоциальная модель часто используется для позиционирования…
Творческие типы и личность
- Зорана Ивчевич, Дж. Майер
Психология
- 2006
Изучение и выявление творческих типов изучить, какие черты личности отличают эти типы поведения. Участники сообщили о своей деятельности по…
Влияние личностных факторов на трансформационное лидерство: изучение сдерживающей роли политического навыка
- S. Phipps, Леон С. Прието
Бизнес
- 2011
Несколько искусств роль в определении его или ее стиля руководства. Этот обзор учитывает этот вердикт, предоставляя теоретический…
ПОКАЗЫВАЕТ 1-10 ИЗ 77 ССЫЛОК
0005
Первичные подразделения личности и их научный вклад: от трилогии разума к системам. Набор
- Дж. Майер
Психология
- 2001
первичные наборы частей теории личности. Это наборы из нескольких частей личности, достаточно обширные, чтобы в совокупности описать личность в целом. Примеры таких наборов включают…
Структура классификации компонентов личности
- Дж. Майер
Психология
- 1995
РЕЗЮМЕ Психологи, работающие в рамках различных теоретических традиций, с начала века предполагали существование сотен компонентов личности. Например, психоаналитики…
Структура фенотипических черт личности.
В этой личной исторической статье прослеживается развитие факторной структуры Большой пятерки, растущее признание которой исследователями личности оказало глубокое влияние на научное изучение…
Структура системных тем и структурное расположение систем внутри личности и вокруг нее.
Создана трехмерная модель систем компонентов внутри личности и вокруг нее, которая может синтезировать многие пространственные метафоры, использовавшиеся в более ранней теории и исследованиях личности.
Пятифакторная модель личности: критическая оценка.
Утверждается, что из-за врожденных ограничений Большая пятерка может рассматриваться как одна из важных моделей в исследованиях личности, но не как интегративная модель личности.
Противоположный взгляд на пятифакторный подход к описанию личности.
В этой статье очерчены различные опасения по поводу FFA и показаны последствия этих проблем.
Пятифакторная модель личности: теоретические перспективы. Сосье, Голдберг, Язык личности: лексические взгляды на пятифакторную модель. МакКрэй, Коста, К новому поколению…
Системная структура поля личности
- Дж. Майер
Психология
- 1998
Структура академической области описывает содержание этой области. Учебники и обзоры в этой области организуют поле в соответствии со структурой. Сегодня область личности…
Черты и мотивы: к интеграции двух традиций в исследованиях личности.
- Д. Винтер, О. Джон, А. Стюарт, Э. Клонен, Л. Дункан
Психология
Психологический обзор
- 1998
Авторы предполагают, что черты и мотивы взаимодействуют при прогнозировании поведения: измеренные жизненные результаты в областях отношений и карьеры.
Что находится за пределами большой пятерки? Множество!
Повторный анализ собственных данных Сосье и Голдберга с использованием более реалистичного критерия для принятия решения о том, попадает или не попадает переменная в конкретное факторное пространство, противоречит их утверждению о том, что существует множество измерений поведения за пределами Большой пятерки.