Стыд в психологии: Стыд — самая бесполезная эмоция?

Содержание

Стыд — самая бесполезная эмоция?

20 061

Большинство считает, что пользу приносят только положительные эмоции. А что насчет остальных переживаний: душевной боли, фрустрации, тревоги, недовольства, тоски, гнева? Исследования в области психологии и нейронауки доказали, что способность испытывать эмоции заложена в нас с рождения не просто так. Эмоции — важные сообщения от организма. Одна из моих главных задач как психолога, писателя и блогера, — рассказать всем о том, какой это бесценный ресурс, как важно внимательно прислушиваться к тому, что они хотят нам сказать.

Есть одна эмоция, которую я бы выделила в отдельную категорию. Она, как и прочие чувства, тоже передает нам определенное послание, но его полезность ограничена, и оно наносит большой вред нашему внутреннему «Я». Речь идет о стыде.

Один из словарей предлагает определение: стыд — это «болезненное ощущение унижения или дискомфорта, вызванное осознанием глупости или ошибочности собственных поступков». И что же хочет сообщить организм через ощущение стыда? «Ты только что сделал(а) что-то глупое или неверное. Немедленно прекрати и никогда больше так не делай». Это послание может быть полезно, если мы действительно совершили ошибки, навредив себе или кому-то другому. Но мне доводилось видеть множество замечательных людей, которых мучил стыд из-за ситуаций, которых не стоило бы стыдиться.

Какой вред наносит нам стыд?

1. Он обладает коварным свойством свободно перемещаться и прикрепляться к ситуациям, в которых нечего стыдиться.

2. Вызывает настолько сильную душевную боль, что получает над нами большую власть, чем следовало бы.

3. Чувство стыда несет в себе негативную оценку самого себя. Каждый раз, когда вы его ощущаете, он подрывает уверенность и любовь к себе, снижает самооценку.

Общаясь с тысячами людей, чьими эмоциональными потребностями пренебрегали в детстве, я поняла, что они, — те, чьи чувства в детстве не воспринимали всерьез, — во взрослом возрасте особенно подвержены стыду. Если в детстве вам давали понять, что ваши эмоции избыточны, неудобны и нежелательны, вполне естественно, что вы начали их стыдиться. Если привыкли стыдиться самого личного, биологически обусловленного способа самовыражения — своих эмоциональных переживаний, то легко будете испытывать стыд и по любым другим поводам.

Когда стыд бывает полезен

  • Проснувшись с ужасным похмельем, Лотта поняла, что прошлым вечером выпила гораздо больше, чем следовало бы, и выставила себя на посмешище. Она ощутила острый приступ стыда и поклялась себе никогда больше столько не пить.
  • Скотт осознал, что невольно начал флиртовать с коллегой во время конференции. Он вспомнил, что жена всегда была ему верна, и ему стыло стыдно. Он немедленно прекратил так себя вести.
  • Оливии так понравился оставшийся после застолья торт, что она съела три больших куска. Вскоре ей стало нехорошо и стыдно за то, что она позволила себе поддаться искушению. «Мне мерзко во всех смыслах слова — подумала она, — отдам кому-нибудь весь остаток торта».

Когда стыд бесполезен

  • Синтия снова и снова обдумывала каждое слово, сказанное на вчерашней вечеринке. «Я была слишком груба, это так глупо выглядело. И не стоило позволять себе этот идиотский комментарий», — мучилась она. Вспоминая вчерашнее, она каждый раз чувствовала укол стыда.
  • Эрик хотел рассказать родным о том, что получил повышение на работе, но каждый раз, когда он собирался это сделать, ему мешал внезапный приступ стыда.
  • Жорж старался никогда не вспоминать, как над ним издевались в детстве, потому что эти воспоминания каждый раз вызывали ужасное чувство стыда.

Как понять, здоровое это чувство или вредное?

Стыд полезен только тогда, когда мотивирует на продуктивные действия. Ясно, что та эмоция, которую испытывают Лотта, Скотт и Оливия, помогает им понять что-то важное и усвоить урок на будущее, при этом вызывая достаточный дискомфорт, чтобы этот урок не забылся.

С другой стороны, стыд Синтии лишает ее энергии, заставляя ее бесцельно рефлексировать. Стыд Эрика мешает ему получить заслуженную похвалу и гордость со стороны родных. Жоржа — мешает исцелить полученные в детстве травмы, в которых он не виноват. Стыд не сообщает ничего важного Синтии, Эрику и Жоржу. Им пора осознать, что он приносит им только вред, и пора с ним совладать, а не позволять контролировать себя.

Совладайте со стыдом:

1. Отслеживайте приступы стыда. Когда вы почувствуете внезапный стыд, обратите на это внимание и на время отвлекитесь от всех прочих дел.

2. Спросите себя: «Что говорит мне это чувство? Предлагает ли продуктивный план действий?»

3. Если смогли услышать продуктивное сообщение, прислушайтесь к нему.

4. Если нет, вспомните, что стыд может быть бесполезным.

5. Скажите себе: «Это чувство стыда не приносит мне никакой пользы. Я не позволю ему себя контролировать». Затем переключите внимание на что-то другое. Каждый раз, когда это чувство снова начнет закрадываться вам в душу, повторяйте эту фразу и отвлекайтесь на что-то другое.

Помните, что каждый раз, когда вы ощущаете стыд, не контролируя и не обдумывая это чувство, страдает самооценка. Если уловили в этом чувстве продуктивное послание, то, чем скорее вы прислушаетесь к нему и сможете оставить стыд позади, тем лучше для вас.

Об эксперте: Джонис Вебб, клинический психолог, психотерапевт.

Текст:Николай ПроценкоИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

В каком жанре вы живете: комедия, детектив, драма? Как изменить взгляд на жизнь

«Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали психологом?»: честные истории 16 экспертов Psychologies

Выпить, поговорить с другом и побыть одному: как решает психологические проблемы большинство россиян

Что такое ценности: 7 самых важных примеров из жизни

«Не могу довериться мужчинам. Все вокруг выходят замуж, а я до сих пор одна»

«Бывший муж ушел добровольцем на спецоперацию, и я поняла, что не готова его терять»

«Охотничьи угодья для маньяков и насильников»: что не так с приложениями для знакомств

Ревность, подозрительность и гиперопека: 8 признаков паранойи — проверьте себя

Психология стыда

Прогрессирование аддиктивного процесса во многом связано со стремлением освободиться от психологического дискомфорта, обусловленного чувством стыда. Чувство стыда занимает центральное место в структуре аддикции, поэтому остановимся на нём более подробно.


      Анализ чувства стыда свидетельствует о том, что это чувство более деструктивно, чем чувство вины. Это связано с тем, что чувство вины носит более конкретный характер, касается определённого действия, поступка, активности или наоборот, отсутствия таковых. Чувство стыда затрагивает Я человека и формирует его низкую самооценку. («Я поступаю плохо и я не могу поступать хорошо, потому, что я плохой»).

      Все эмоциональные ощущения и состояния человека подвергаются когнитивной оценке. Рефлексия эмоциональных состояний в то же время является рефлексией Я-состояния, свидетельствуя о том, как человек оценивает себя самого. Испытываемые человеком первичные эмоции в дальнейшем оцениваются им во взаимосвязи с оценками других. Анализ с этой точки зрения чувства стыда требует первоначального сравнения поведения человека с какой-то условной нормой. Эта норма может быть субъективной, установленной самим человеком для себя, или общепринятой, навязанной ему обществом и другими людьми.

Если поведение человека не соответствует субъективной или социальной норме, у него возникает чувство стыда.

      При аддиктивных состояниях мы имеем дело с несоответствием человека как одной, так и другой нормам. Несоответствия приводят к возникновению стыда. На возникновение чувства стыда влияет факт обращения внимания окружающих на поведение и состояние человека, на его собственное отношение к этому. Имеет значение фиксация внимания человека на том, как его воспринимают и оценивают окружающие. Если он испытывает чувство стыда в связи с несоответствием, ему кажется, что и другие замечают это несоответствие и считают его неполноценным. Это способствует усилению подозрительности в отношении того, что окружающие могут заметить нарушение нормы и осудить его.

      Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Например, оно может быть связано с ситуациями, когда успешное функционирование в рамках социально приветствуемого ролевого поведения противоречит собственным критериям морали. Для       понимания причин происхождения чувства стыда необходимо «читывать сложные социальные взаимодействия между людьми, так как компонент оценки другим, особенно значимым человеком, здесь всегда имеет большое значение.

      Осознание человеком обращенного на него внимания может приводить к нарастанию подозрительности, типичной для аддиктивных лиц. Такая подозрительность, связанная с чувством стыда, является одним из механизмов изоляции аддиктов. Страх быть до конца понятыми окружающими активизирует механизм разрыва контактов со многими людьми. С этим связано избегание аддиктами сколько-нибудь глубоких контактов, потому что чем глубже контакт, тем вероятнее факт опознания их аддиктивной сущности, и тем вероятнее усиление у аддикта реакции стыда. Возникает страх возможных переживаний по поводу разрыва отношений. Следовательно, в проводимой с аддиктами коррекционной работе, необходимо анализировать механизм разрыва контактов с людьми и чувство стыда, которое эти люди могут испытывать.

      По мнению Чарльза Дарвина, чувство вины это сожаление о своей ошибке. Тому же автору принадлежит выражение, что чувство сожаления об ошибке, когда в этот процесс включаются другие люди, может превратить чувство вины в чувство стыда. Речь идет о необходимости анализа социального значения действия, в результате которого человек, воспринимаемый глазами других, может испытывать чувство стыда. Естественно, что, находясь в состоянии одиночества, человек также может испытывать чувство стыда, но в первом случае всегда присутствует оценка себя другими людьми, мысль о том, что другие подумали об его поведении.

      В феноменологической психиатрии описывается депрессия самомучения (Leonhard, Izard), которая строится на чувстве стыда. Ее развитию способствует постоянный анализ чувства стыда и возможного наказания.

      Стыд приводит к торможению и блокаде очень многих желаний. С точки зрения Tomkins (1963), стыд тормозит удовольствие и мотивации. Возникновение чувства стыда может быть вызвано многими причинами: неудачами, поражениями профессионального характера, потерей значимых отношений, дружбы и пр.

Аддикты глубоко переживают эти потери, но не признаются в этом. Причиной стыда может быть собственная непривлекательность, когда человек теряет способность гордиться своим телом, видом и т.д.

      У человека, испытывающего чувство стыда, редуцируются сферы интересов. Izard (1972) обращает внимание на то, что стыд сопровождается повышенным осознанием селфа. Речь идет о необычной форме восприятия селфа, восприятия себя беспомощным, маленьким, ни к чему неспособным, застывшим, эмоционально ранимым.

      Lewis (1979,1993) отмечал, что стыд — это состояние потери ценности собственного Я. Причиной этого состояния являются текущие внешние воздействия, тем не менее, этот процесс более сложен, он может формироваться на ранних стадиях развития. Стыд имеет прямое отношение к осознанию Я, представлению о том, как это Я выглядит в восприятии и чувствах других людей. Автор выделяет чувство стыда, связанное с ощущением собственного Я и чувство вины, при котором речь идет о конкретном действии.

К развитию чувства стыда приводит переживание о себе, о том, как ты выглядишь. Раздражителем, провоцирующим возникновение этого чувства являются размышления Я о самом себе, неодобрение чего-то очень важного в себе, снижение самооценки.

      Сопряжённым с чувством стыда является чувство собственной никчёмности, незначимости, презрения к себе. Это чувство закладывается в детстве и легко провоцируется специфическим поведением людей. Чувство стыда формируется под влиянием пренебрежительного отношения родителей, отсутствия необходимой интеллектуальной и эмоциональной поддержки, постоянного осуждения. На этом фоне любые отрицательные оценки, не имеющие отношения ни к родителям, ни к семье, воспринимаются как сверхценные и приводят к активации дремлющего рудимента.

      Диагностика наличия чувства стыда строится на обнаружении у человека желания быть незаметным, спрятаться, исчезнуть; на появлении непонятных вспышек гнева, на ощущении психологической боли, страха, чувства вины.

Вспышки активности и агрессивности сменяются депрессией, подавленностью, отсутствием чувства радости, постоянной неудовлетворенностью. Чувство стыда может провоцировать суицидные мысли. Анализ депрессивных пациентов, совершающих суицидные попытки, проведенный Lewis (1993), показал наличие у этих лиц выраженного чувства стыда. Частые суицидные попытки у аддиктов также «завязаны» на этом чувстве. Таким образом, чувство стыда имеет прямое отношение к развитию аддиктивного поведения.

      Чувство стыда «ставит» селф в трудное положение. Селф теряет способность конструктивно действовать, поскольку стыд блокирует активность. Вместо необходимых действий, селф начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самооценки, что мешает проявлению активности. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать, высказываться и, тем более, рационально действовать.

      Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений. Поэтому чувство стыда делает поведение иррациональным.

      Разница между чувством стыда и вины в структурном плане заключается в следующем. При наличии у человека чувства вины какая-то часть селфа является субъектом. Большая часть селфа находится как бы во вне и оценивает этот субъект как часть своего Я, поступившую неправильно.

      В противоположность этому чувство стыда «закрывает» селф-объектный круг. Носитель этого чувства рассуждает примерно так: «Как я могу оценить себя, если я недостоин того, чтобы оценивать себя?».

      Влияние чувства стыда на блокаду мотивации исследовано Plutchik (1980). Он сравнивает процесс со «стоп» сигналом. Если человек начинает что-то делать, у него срабатывает «стоп» сигнал, ставящий под сомнение уверенность в правильности предпринимаемой активности, прерывающий его действия. Если ограничиться анализом только этой части процесса, то речь в данном случае идет о чувстве вины по поводу конкретного нарушения. Дальнейший анализ может быть произведен с использованием следующих рассуждений: «Ты поступаешь плохо потому, что ты не можешь так не поступать, просто в силу того, что ты сам — плохой человек». Так выглядит вторая система нарушения — второй «стоп» сигнал, который блокирует всякую активность. Следовательно, анализ чувства стыда должен проводиться не только с акцентом на конкретные действия человека, но, прежде всего, на исследование его Я.

      Чувство стыда может быть проанализировано через призму религиозной парадигмы. Тема стыда нашла свое отражение в Библии. Когда Бог спросил Адама и Еву, почему они прячутся, они ответили, что причина заключается в их наготе. Совершив первородный грех, съев яблоко с древа познания, они почувствовали,   что  должны  быть  осуждены. История непослушания Адама и Евы предопределяла наказание и важность возникшего у них чувства стыда.

      В этой теме на первый план выступают следующие моменты. Непослушание Богу со стороны Адама и Евы было связано с их любопытством, т.к. их, прежде всего, привлекало познание неизвестного. Любопытство привело их к знанию, овладение которым явилось пусковым механизмом появления чувства стыда. Обнаружив свою наготу, они стали стыдиться ее.

И это было доказательством нарушения предписания Бога. Если бы они не приобрели знания, вкусив запретный плод, у них не возникло бы чувство стыда. Таким образом, любопытство привело к знанию, а знание привело к стыду.

      Анализ этой части Библии позволяет исследовать процесс возникновения стыда. Для самоанализа чувства стыда и других, связанных с Я эмоций, необходимы определенные знания о правилах, норме и целях, с которыми человек должен сравнивать своё поведение. Следовательно, появление чувства стыда основано на определённых знаниях.

      Ветхозаветный рассказ об Адаме и Еве является метафорической версией развития объективного самопознания. Древо познания дало возможность Адаму и Еве приобрести два вида знаний: знание о себе — объективное самопознание и знание о нормах, правилах и целях поведения.

      На ранних этапах развития ребёнка формируются его селф объектные отношения в виде первичных контактов с наиболее близкими людьми. Окружающие ребёнка люди, выступающие в качестве объектов контактов, являются для него образцом для дальнейшего подражания. Ребёнок зависит от них, он им доверяет. Интернализация ребенком возникших отношений влияет на атрибутирование (видение причин происходящих явлений).

      Процесс атрибутирования может носить как внешний, так внутренний характер. Внешнее атрибутирование связано с нахождением в ком-то или в чем-то причины собственного поражения, неудачи, произошедшей драмы или трагедии, имеющих к себе непосредственное отношение. Внешнее атрибутирование не приводит к возникновению чувства стыда. Чувство стыда возникает при внутреннем атрибутировании, когда человек делает себя ответственным за произошедшее. Внутренняя атрибуция связана с концентрацией человека на самооценке своих поступков с позиции своего селфа.

      Внутреннее атрибутирование нельзя недооценивать, так как оно  оказывает  большое  влияние  как     на     психическое самочувствие, так и на развитие чувства стыда. Так, например, если в жизни возникает какое-то неприятное событие и при его внутренней атрибуции человек считает себя его причиной, то в таком случае это событие способствует  развитию чувства стыда.

      Например, пациентка испытывает чувство вины, связанное с инфарктом у её матери. Причину события она видит в недостаточном с её стороны внимании по отношению к матери. В связи с этим она считает себя непосредственной виновницей е болезни. Чтобы избавиться от возникшего у нее чувства никчемности и стыда к себе, она принимает большие дозы транквилизаторов, т.е. находит приемлемый для себя аддиктивный выход из этой ситуации. Внутреннее атрибутирование, возникшее в данном случае, приводит как к развитию чувства стыда, так и к поиску аддиктивного варианта избавления от этого чувства.

      При внешнем атрибутировании причины болезни будут объясняться по-другому: возрастом матери, с которой произошла катастрофа, не нездоровым образом жизни, наследственностью и пр. Чем большее количество внешних атрибуций используется для объяснения ситуации, тем в меньшей степени это приводит к развитию чувства стыда.

      Предпочтительность того или иного атрибутирования закладывается в детстве. В работе Morrison (1989) было показано, что родители, страдавшие различными формами депрессии, в ряде случаев способствовали развитию у своих детей чувства стыда и вины. Дети считали себя косвенными виновниками болезни родителей. Эти обвинения формулировались в процессе социальных контактов с детьми как результат упреков, что дети раздражают, мучают родителей, у которых нет сил заниматься ими. Таким образом, у детей возникало нереалистическое чувство вины, заключающееся в том, что их поведение привело к развитию депрессии у родителей, и они обязаны найти способ, который поможет родителям выздороветь. А поскольку они не в состоянии найти средства помощи, значит они недостаточно хорошо ищут, что свидетельствует о том, что они плохие.

      Иногда родителями внедряется в сознание детей, например, такая формула: «Я, как мать, забочусь о тебе и помогаю тебе. Почему же ты не отвечаешь мне тем же?». Так, при непосредственном участии родителей закладывается предрасположенность к возникновению у детей отрицательных эмоций, которые в дальнейших контактах с окружающими могут проявить себя с удвоенной степенью выраженности. Эти состояния могут способствовать возникновению различных психологических защит и выхода на аддиктивные реализации.

      Интернализация или экстернализация чувства ответственности оказывает непосредственное влияние на то, будет ли человек впоследствии испытывать чувство стыда при различных неудачах и катастрофах, которые могут произойти с ним в жизни. Чем более выражена способность человека искать в произошедшем событии внешнюю причину, тем менее вероятно развитие у него чувства стыда.

      Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что постоянное стремление индивидуума к экстернализации происходящего может приобрести патологический характер. Так, например, известно, что аддикты в процессе аддиктивного поведения экстернально атрибутируют свои проблемы, связывая их наличие с причиной во внешнем мире. Таким образом, внешнее атрибутирование, с одной стороны, имеет положительное значение, избавляя человека от чувства стыда, а с другой, — отрицательное, проявляющееся в том, что таким образом он оправдывает своё деструктивное поведение. Иными словами, с одной стороны, у человека может быть глубокое внутреннее интернализированное чувство стыда, и он считает себя плохим, с другой — он избавляется от этого чувства, уходя в аддикцию, которая приводит к возникновению новых проблем, атрибутирующихся с внешними причинами. Таким образом проявляется сочетание внешнего и внутреннего атрибутирования.

      Если человека лишить возможности внешнего атрибутирования, он остается с внутренним чувством никчемности и неадекватности, справиться с которым значительно труднее. Это следует учитывать при проведении психотерапевтических подходов, т.к лишение человека его защитной системы в виде отрицательных проекций с доказательством их неправильности и необходимости самообвинения, а не обвинения окружающих не приведет автоматически к положительному результату. Лишившись психологической защиты, человек останется наедине со своими внутренними нерешёнными проблемами. Переживание такого состояния является крайне неприятным, более того, оно может приводить к развитию других отрицательных реакций, таких, например, как растерянность, депрессия, реакция гнева как на самого себя, так и на окружающих, возможно провоцирование какой-то другой формы деструктивного поведения.

      Существуют специфические условия, оказывающие разные влияния на формирование чувства стыда в зависимости от пола.

      Так, например, женщины в традиционных обществах воспитываются родителями и окружающей средой так, что они приучаются к взятию на себя ответственности за то, если они не справляются с каким-то заданием. Определённая дискриминация по полу, характерная для традиционных обществ, приводит к тому, что женщины, по сравнению с мужчинами, меньше награждаются за успехи и больше наказываются за неудачи. Это способствует большей возможности мальчиков фиксироваться на позитивном атрибутировании (Lewis,1993).

      В случае лишения родителями любви своих дочерей они концептуализируют свою позицию словами: «Я не люблю тебя, потому, что ты плохая». Селф такого ребенка испытывает чувство ответственности за то, что его не любят. Это провоцирует формирование у ребенка чувства стыда. В дальнейшем такая женщина будет оценивать свои межличностные отношения с другими как неадекватные, считая себя неспособной на продуктивные отношения. Таким образом, феномен лишения любви девочек приводит к трудностям в конструировании ими дальнейших межличностных отношений. Такие женщины считают, что, во-первых, они не могут выстраивать эти отношения, т.к. они хуже других, а во-вторых, они испытывают страх перед тем, что другие могут это понять.

      Так формируются различные стили поведения, которые объективно «примыкают» к аддикциям, а по существу являются последними (созависимость) или ведут к их развитию. Например, объяснения людей, которые посвящают свою жизнь заботе о других с целью компенсации чувства нехватки любви, выглядят примерно так: «Если я буду заботиться о других и помогать им и это будет моим жизненным кредо, значит меня будут принимать окружающие. Если же я буду вести себя по-другому, я обнаружу свои отрицательные качества. Следовательно, я должна/ен помогать другим и смысл моей жизни должен заключаться именно в этом». В случае неудачи возникает экзистенциальный кризис.

      Человек, неуверенный в качестве своих отношений с людьми, легко переходит к общению с событиями, активностями, неодушевленными предметами, «прилипает» к ним, уходя в аддиктивные реализации.

      Лишение любви формирует комплекс нежеланного ребенка, что в дальнейшем приводит к низкой самооценке и неумению человека любить себя.

      Анализ происхождения чувства стыда с акцентом на половые различия способствует лучшему пониманию межличностных конфликтов. Разница в социализации стыда у мужчин и женщин оказывает влияние на отношения мать-сын, отец-сын, мать-дочь и отец-дочь. Так, например, у женщин, воспитывающихся в традиционных обществах, где присутствует дискриминация по половому признаку (сексизм), легче возникает .чувство стыда, по сравнению с мужчинами. Возможно возникновение замещающих стыд реакций, таких, как печаль, грусть и гнев. Причем, если для женщин более характерными являются реакции печали и грусти, то для мужчин — реакции гнева.

      По мнению Lewis (1993), эти явления более представлены в традиционных обществах. Поскольку мальчик, воспитывается с акцентом на специфическую для него мужскую роль, в его отношениях с матерью может возникнуть конфликт следующего рода. Мать в традиционном обществе стремится к тому, чтобы ее сын испытывал чувства стыда в случае поведения, не соответствующего общепринятым нормам. Матери кажется, в связи с проекцией собственных переживаний (глубокое чувство стыда), что сын не испытывает достаточного чувства стыда за свой поступок, и, даже если он извинился, он все равно не пережил это чувство с необходимой степенью глубины. Он должен пережить его протрагированно. Сын испытывает чувство стыда, но в меньшей, чем бы этого хотелось матери, степени. И мать и сын не осознают происходящего. Конфликт, возникший между ними, может принимать различные формы, и зачастую он приводит к возникновению отдаленности сына от матери, т.к. мужская роль, характерная для сына, противоречит проявлению чувства стыда. Сын не хочет, чтобы к нему относились как к ребенку, а мать стимулирует его к отношениям зависимости, что провоцирует появление у сына реакции сопротивления.

      Мальчики, нарушающие нормы поведения, выдвигаемые родителями, могут проявлять сожаление по этому поводу, чувство вины и желание больше этого не делать. Мать рассматривает эти чувства с точки зрения женского, свойственного ей, традиционного отношения и ожидает от сына чего-то большего, например, возникновения протрагированного чувства стыда. Если она видит, что этого не происходит, она считает, что сын не выстрадал это по-настоящему, ею делается акцент на необходимость длительного страдания, что приводит к возникновению конфликта. Не осознавая происходящего, мать пытается заставить ребенка почувствовать те же ощущения, которые она сама ощущала или ощущает в подобных ситуациях. Мать ожидает, что ребёнок будет переживать это так же как она, а мальчик воспринимает желание матери добиться формирования у него чувства стыда как неприятное чувство. Он считает это несовместимым с его мужской ролью.

      Hoffman (1988) установил, что такой процесс начинается уже с трехлетнего возраста. Попытку матери вызвать в сыне эмоциональное состояние, более свойственное женщинам, воспитывающимся в традиционном обществе, следует рассматривать в контексте Эдипова конфликта: мальчик стремится к автономии, к редуцированию чувства стыда, а мать пытается социализировать этот процесс таким образом, чтобы он не ограничивал чувство вины, и считает это полезным.

      В отношениях мать-дочь этот конфликт представлен в меньшей степени, чем в отношениях между матерью и сыном. Меньшая интенсивность конфликта объясняется отсутствием разницы между полами, которая осложняет интеракцию. Дочери, как правило, реагируют на желания матери более адекватно, т.к. они выражают себя в соответствии с женской ролью. Так закладывается чувство стыда у девочек в традиционном обществе, где его формирование не встречает с их стороны большого сопротивления. Иногда при этом могут возникать малотипичные для этого состояния реакции злости.

      Для современных обществ характерна тенденция сглаживания связанного с полом ролевого поведения. Так, например, воспитанная в условиях современного общества мать, стараясь воспитать у девочки чувство стыда, встречает с её стороны сопротивление. Разделение ролей, свойственное современному обществу, делает менее типичным процесс атрибуции, связанный со стыдом в аспекте социализации.

      До сих пор не выделены основания, позволяющие установить наличие генетических отличий в развитии чувства стыда в зависимости от пола. Если такие различия диагностируются, то их возникновение может быть объяснено ролевым поведением, социализацией и социальными условиями. С другой стороны, в связи с изменением роли женщины в последние 25 лет, особенно в США и Канаде, некоторые конфликты, присущие отношениям мать-сын, по всей вероятности, должны обнаруживаться и во взаимоотношениях мать-дочь.

Что касается роли отца в формировании у ребенка чувства стыда, то, к сожалению, на протяжении длительного времени на ЭТУ сторону вопроса обращалось мало внимания. Роль отца в этом Процессе может быть прямой и косвенной. Исследователями, Изучающими этот вопрос, обращается внимание на то, что роль отца оказывается более важной и значительно менее пассивной, чем это представлялось ранее. Так, например, Bernstein (1983) обращает внимание на значение влияния отцов на возникновение чувства стыда в детском и подростковом периодах жизни. Считается, что роль отца состоит в смягчении конфликта мать сын; в обучении сыновей другому, более активному способу поведения, включающему в себя агрессивные реакции. Отцы во взаимоотношениях с сыновьями подсказывают им путь преодоления стыда по способу замены его гневом. Таким образом, происходит замена реакции переживания чувства стыда путем формирования другой реакции. В результате такого контакта сыновья начинают испытывать более глубокую привязанность к отцам, помогающим им освободиться от неприятного чувства стыда. В случае отсутствия такой поддержки возникает реакция отдаления ребенка от обоих родителей.

Психология стыда | Psychology Today

«Ибо, видя страдальца страдающим, я стыдился его из-за стыда его; и, помогая ему, я сильно задел его гордость».

Эти слова взяты из главы «Жалкие» философской книги Так говорил Заратустра , в которой философ Фридрих Ницше остро рассуждает о психологии стыда. Краткий текст, открывающий эту статью, содержит несколько интересных точек зрения.

Как только страдающий видит свои страдания, ему становится стыдно за себя. Как только свидетель становится свидетелем стыда страдальца, ему тоже становится стыдно.

Давайте рассмотрим это.

Стыд определяется как самокритичная эмоция, в соответствии с которой люди отрицательно относятся к себе. Обычно они считают себя ущербными. Например, они могут думать, что они уродливы, некомпетентны или глупы. Другими словами, в тот момент, когда нам стыдно, мы воспринимаем себя непоправимо и недвусмысленно отличными от идеального образа самих себя, который у нас был раньше. Нам стыдно не из-за действий, которые мы совершили, а из-за того, кто мы есть. По этим причинам, как прекрасно резюмировала Мэри К. Ламия, стыд — это вопрос сокрытия себя: в социальных контекстах люди избегают проявления стыда, чтобы не чувствовать себя бесполезными, неадекватными или ущербными.

Но что происходит в сценарии страдальца-свидетеля, предложенном Ницше?

В социальной ситуации страдалец не может долго избегать разоблачения своего страдания. Каждый раз, когда мы испытываем физическую боль и кто-то замечает наше состояние, мы всегда стараемся свести его к минимуму. Совершенный идеальный образ себя представляет здоровая и крепкая фигура. Поэтому мы пытаемся, насколько это возможно, отсрочить разоблачение нашей болезни, но в какой-то момент мы должны уступить. Нам стыдно.

Разоблачение этого страдания вызывает у свидетеля жалость. Это то, что Ницше определяет как «стыдиться из-за [чьего-то] стыда». В этом контексте жалость — это чувство, которое устанавливает дистанцию ​​между страдающим и свидетелем. В свете чьего-то терпения свидетель поначалу остается спокойным и невозмутимым. Они общаются вербально, используя неэмоциональный и рациональный тон. Другими словами, они пытаются свести к минимуму то, что видят. Они часто говорят больному не волноваться, потому что в происходящем нет ничего серьезного. Действительно, профессор Аарон Бен-Зеев говорит нам, что жалость — это «зрительский» опыт, согласно которому человек может пожалеть кого-то, установив при этом безопасную эмоциональную дистанцию ​​от него. В сценарии страдалец-свидетель это попытка свидетеля трусливо упрочить свой идеальный образ, который сейчас находится под угрозой.

Но почему свидетель чувствует угрозу?

Физическое страдание обладает уникальными свойствами. Когда нам больно, мы тоже подлинные . Проявление физического терпения побеждает любую психологическую маску. Когда мы испытываем боль, мы можем только сообщить другим о своем состоянии и желании выздороветь. Каждое слово, которое мы говорим, каждое поведение, которое мы принимаем, должно достичь этой цели. Это неизбежно означает, что мы будем принимать только подлинные отношения с другими, отношения, которые помогут нам чувствовать себя лучше.

В этот момент свидетеля просят протянуть руку. Иметь дело с подлинностью других означает иметь дело с возможностью разоблачения собственной подлинности. Вот почему свидетель чувствует угрозу. Здесь снова уместны слова Ницше: «И, помогая [страдальцу], я [свидетель] жестоко ранил его гордость».

В психологических терминах это называется проекцией: свидетель пытается убедить себя, что, если вмешается, он причинит больше вреда, чем пользы. Правда в том, что они боятся, что их «гордость» — их идеальная личность — может разбиться на куски, если они помогут страдающему. Вот почему они отчаянно начинают искать способы помешать себе действовать.

Возвращаясь к нашей исходной ситуации: как только страдание раскрывается, нередко возникает социальная ситуация — даже среди друзей, — в которой страдалец на мгновение маргинализируется, по крайней мере эмоционально, «толпой» друзей. Эта толпа состоит из людей, которые шпионят друг за другом, отчаянно пытаясь сохранить идеальный образ самих себя.

Таким образом, стыд является мощной социальной эмоцией, потому что он позволяет публично проявить истинные, подлинные аспекты индивидуальной идентичности. Страдалец — это существующий, неразгаданный символ подлинности, который нуждается в спонтанных и чутких контактах, отношениях и помощи. Свидетель неизбежно проникается таким откровением и внезапно получает возможность сознательно разорвать цепи вымысла и разоблачить себя подлинным образом.

Требуется только мужество, чтобы отойти в сторону от толпы.

Стыд: причины, следствия и способы преодоления

Перейти к содержимому

Опубликовано: 12 ноября 2020 г. Обновлено: 11 октября 2022 г. неадекватности, вызванной интернализованными негативными убеждениями о себе. Личная неуверенность, секреты, ошибки и предполагаемые недостатки могут вызывать реакцию стыда, заставляя людей становиться крайне застенчивыми, самокритичными и смущенными. Прекращение самокритики, улучшение самосострадания, открытость другим и более эффективное реагирование, когда стыдно, может уменьшить стресс и помочь создать более адаптивную самооценку.

Терапия — это безопасное место, где можно поговорить о неприятных мыслях и чувствах. В BetterHelp работает более 20 000 лицензированных терапевтов, которые предлагают удобную и доступную онлайн-терапию. BetterHelp начинается с 60 долларов в неделю. Заполните краткую анкету и найдите подходящего для вас терапевта.

Компания Choose Therapy сотрудничает с ведущими компаниями в области психического здоровья и получает компенсацию за направления от BetterHelp

Посетите BetterHelp

Что такое стыд и когда он возникает?

Стыд — это форма крайней застенчивости, возникающая в результате негативных и самокритичных мыслей. Стыд классифицируется как эмоция самосознания, потому что она вызывается внутренними мыслями и суждением о себе. Эти самооценки могут привести к положительному чувству гордости или отрицательному чувству стыда, отображая каждый конец спектра самосознательных эмоций. 7 Когда люди испытывают стыд, эта самооценка приводит к тому, что они чувствуют себя плохо, неполноценными или недостойными.

Люди могут испытывать стыд из-за того, как они выглядят, что говорят или делают, или из-за определенных недостатков или неуверенности в себе. Стыд может быть вызван текущим опытом или даже при воспоминании или воображении ситуаций, в которых эти недостатки или неуверенность очевидны. Поскольку стыд — одна из самых тяжелых и болезненных эмоций, которые могут испытывать люди, он часто прячется за другими эмоциями и защитными механизмами. Когда за другой эмоцией, такой как страх, гнев или ревность, скрывается стыд, его бывает трудно обнаружить.

Стыд имеет центральный социальный компонент и включает в себя страх быть осужденным, раскритикованным или отвергнутым другими, а не просто осуждать себя. Истоки стыда почти всегда можно связать с прошлым опытом осуждения, критики или отторжения со стороны кого-то другого. Люди часто реагируют на стыд, отталкивая других, уходя в себя и стараясь сохранить свою репутацию, скрывая те аспекты себя, которые, по их мнению, приведут к отвержению.

Несмотря на то, что стыд вызывает антиобщественные побуждения, считается, что он выполняет просоциальную функцию. Стыд призван мотивировать поведение, которое ведет к социальному признанию, и предотвращать поведение, которое ведет к отвержению. 7 К ним относятся действия, противоречащие господствующей морали, нормам и ожиданиям. Несмотря на эту адаптивную функцию, стыд может возникать даже тогда, когда эти негативные представления о себе неверны и когда страх быть отвергнутым необоснован.

Поскольку неуверенность есть у всех, каждый иногда испытывает стыд в ситуациях, которые выявляют или провоцируют неуверенность. Большинство людей испытывают стыд из-за конкретной неуверенности в себе, но более общие формы стыда (т. е. мысли о том, что они бесполезны или совершенно плохи внутри) — более токсичная форма стыда. Стыд, который является токсичным, хроническим или изнурительным, часто является показателем основного состояния психического здоровья, такого как тревога, депрессия или посттравматическое стрессовое расстройство. 1,7

Что вызывает стыд?

Любая негативная или критическая самооценка может привести к стыду и возникает, когда человек становится чрезмерно сосредоточенным на предполагаемых ошибках, недостатках и отрицательных чертах. В моменты стыда люди упускают из виду свои сильные стороны, способности или положительные качества. Иногда в этих самокритичных убеждениях есть доля правды, но зачастую они сильно искажены и преувеличены по сравнению с более глобальной оценкой характера человека.

Люди могут испытывать стыд в ответ на любую текущую, прошлую или воображаемую будущую ситуацию, которая вызывает негативную самооценку, но в основном это происходит, когда обнажается существующая неуверенность или негативные убеждения. Эта существующая неуверенность обычно развивалась в раннем возрасте в ответ на болезненный опыт критики, отвержения или обиды. Этот «стыдящий» опыт заставляет людей усваивать негативные убеждения о себе и видеть в конкретных ошибках, недостатках или дефектах характера угрозы, которые могут помешать им быть принятыми или любимыми. 3,4,7

Травматические переживания, такие как сексуальное, физическое или эмоциональное насилие, пренебрежение или другие формы жестокого обращения в детстве, тесно связаны со стыдом в дальнейшей жизни. 6 Дети, перенесшие такие травмы, склонны усваивать вину и вырабатывать негативные представления о себе, чтобы понять, что с ними произошло.

Стыд может развиться в ответ на более распространенные болезненные переживания детства, которые могут не квалифицироваться как травма, но имели аналогичные длительные эмоциональные последствия, в том числе: 6

  • Сравнение с братом и сестрой и продолжающееся отрицательное сравнение себя с ними сейчас
  • Когда тебя ругают за ошибку и усваивают сообщение о том, что ты плохой простить себя
  • Издеваться над собой в школе из-за того, как вы выглядите, или какой-то другой черты, за которую вам стало стыдно
  • Принимать любовь, которая зависела от ваших успехов в школе/спорте и т. д.
  • Вы росли в доме, где было стыдно показывать или говорить о чувствах
  • Наличие глубоко оберегаемой семейной тайны, которую вы должны были хранить и защищать и т. д.
  • Родители или опекуны, которые возлагали на вас нереалистичные или перфекционистские ожидания
  • Часто подвергались критике, сравнению или неодобрению
  • Имея отсутствующего родителя и полагая, что вы нелюбимы или нежелательны для них

Разовьется ли чувство стыда в ответ на пережитое, зависит от интерпретации человеком того, почему что-то произошло. Когда человек усваивает болезненный опыт и считает, что он был вызван его личным недостатком или недостатком, он, скорее всего, испытает стыд. Дети и подростки наиболее уязвимы для интернализации, но болезненные переживания во взрослом возрасте также могут привести к внутреннему стыду.

Как стыд влияет на психическое здоровье?

Стыд и психическое здоровье находятся во взаимозависимой взаимосвязи, где одно может спровоцировать и усугубить другое. Постоянный стыд тесно связан с низкой самооценкой и общей негативной самооценкой. Я-концепция и самооценка отражают основы личности человека и влияют на все аспекты того, что он думает, чувствует и делает.

Плохая самооценка и низкая самооценка, характерные для стыда, связаны с рядом различных проблем психического здоровья. Стыд чаще всего наблюдается у людей с депрессией, тревогой (особенно социальной тревогой), гневом и травмой, но также часто встречается у людей с расстройствами личности, расстройствами пищевого поведения. 3,4,7 Исследования также показывают, что высокий уровень стыда также увеличивает риск целого ряда рискованного поведения, включая употребление психоактивных веществ, членовредительство и самоубийство. 7

Все эмоциональные и психологические проблемы связаны с определенными изменениями в образе мыслей, чувств и поведения человека.

Некоторые характерные модели мышления, эмоций и поведения, отмеченные у людей, испытывающих стыд, включают: 3,4,7,8

8 90неполезность или болен4 неприятие
Thoughts Feelings Behaviors
Thinking more cynically about the future Feeling embarrassed or humiliated Self-destructive behaviors like drug and alcohol use
Negative and self — критические мысли, гиперконцентрация на недостатках Стремление спрятаться или уйти от других людей Изоляция, избегание и уход от других
Размышление о прошлых неудачах и отказах Ощущение себя маленьким, слабым, беспомощным или «застывшим» Защищаемость, отталкивание людей, не ослабляющая бдительность
Недооценка способностей и сил желудка
Избегание незнакомых или сложных ситуаций
Персонализация негативных событий и переживаний Чувство оцепенения, отстраненности или оторванности от настоящего Самосаботаж возможностей или отношений
Повышенная подозрительность и недоверие к другим Чувство чрезмерной стимуляции, гипербдительность или чрезмерная чувствительность Идти на компромисс или соглашаться на меньшее из-за страха неудачи или предвкушения чтения
Чувство раздражительности, импульсивности или нервозности Неспособность постоять за себя или озвучить потребности или опасения
Чрезмерная сосредоточенность на себе и меньшее внимание к другим Чувство уныния или более эмоциональная нестабильность Притворство или представление себя в ложном свете, чтобы скрыть постыдные части

Популярные варианты для онлайн-терапии Бюджетные»

Brightside — лучшее средство от тревоги и депрессии

Talkspace — лучшее решение для терапии и лечения

Согласно 14 лучших терапевтических услуг 2022 года (обновлено 09. 08.2022), партнеры Choose Therapy с ведущими компаниями в области психического здоровья и получают компенсацию за рекомендации от BetterHelp, Brightside и Talkspace

Существуют ли разные виды стыда?

Стыд описывает чувство неадекватности, недостаточности или недостаточности в одной или нескольких сферах жизни. Некоторые исследователи проводят различие между внутренним стыдом и внешним стыдом, указывая на то, что стыд может возникать как внутри, так и снаружи. Внутренний стыд возникает из-за негативных убеждений человека о себе, в то время как внешний стыд возникает из-за беспокойства по поводу негативных убеждений, которые могут быть о нем у других.

Независимо от того, возникает ли стыд внутри или снаружи, он может развиться в ответ на ряд различных предполагаемых ошибок, недостатков или недостатков. Некоторые исследователи различают широкие категории стыда, включая телесный стыд, поведенческий стыд и характерологический стыд: 1

  • Телесный стыд включает в себя стыд по поводу веса, формы тела, физических качеств и других аспектов внешности.
  • Поведенческий стыд включает в себя стыд, испытываемый людьми за то, что они сказали или сделали, или даже за то, что они не сказали или не сделали.
  • Характерологический стыд описывает стыд из-за какого-то фиксированного аспекта личности или врожденного недостатка или слабости. Иногда характерологический стыд также может быть глобальным стыдом за принадлежность к определенному «типу» человека, плохую мораль или суждения или общие убеждения о том, что он плохой, недостойный или непривлекательный. 1

Примеры стыда

В каждом типе стыда есть бесконечные вариации того, чего люди стыдятся, и конкретные ситуации, которые вызывают стыд. Многие из этих переживаний люди испытали в прошлом, но, возможно, не считали их основанными на стыде.

Некоторые примеры стыда включают:

  • Чувство непривлекательности в отношении определенной части тела или конкретной физической особенности
  • Обвинение себя в том, что вы стали жертвой сексуального, физического или эмоционального насилия
  • Повторение смущающих взаимодействий или ошибок снова и снова снова в уме
  • Чувство себя «самозванцем» в школе или на работе и беспокойство о том, что другие узнают об этом
  • Сравнение с другими людьми, которых считают лучше, умнее, симпатичнее или привлекательнее
  • Неуверенность, связанная с отсутствием сексуального опыта или неспособностью доставить удовольствие партнеру
  • Воспроизведение прошлых отказов и избегание ситуаций, в которых они могут повториться нетерпеливое или грубое обращение
  • Паника после раскрытия чего-то личного или эмоционально уязвимого
  • Чувство сильного смущения, когда кредитная карта отклонена
  • Чувство себя ужасным человеком из-за недобрых или «нечистых» мыслей

Guilt»> Отличаются ли стыд и вина?

Вину и стыд часто путают, но они описывают эмоциональные переживания, которые начинаются и заканчиваются в разных местах. На самом упрощенном уровне чувство вины — это плохое отношение к тому, что вы сделали, а стыд — плохое самочувствие из-за того, кто вы есть. И вина, и стыд могут быть вызваны сходными ситуациями, но проявляться по-разному и вызывать разные реакции.

Некоторые из основных различий, которые можно наблюдать между виной и стыдом, включают: 3,4,7,8

Винов Shart Shart
стыд
. Плохое отношение к какой-то части себя
Оценка действия как правильного или неправильного Оценка человека как хорошего или плохого
Неудача является результатом неправильного решения Отказ является результатом личного недостатка
Триггеры саморефлексии Триггеры самокритицизм
Опаков по сравнению с другими заботы о том, что они становятся в восторге от других. Забота о том, как другие, причиненные. решение Способствует размышлениям
Приводит к извинениям и попыткам восстановить доверие Приводит к уходу и отключению от других
включает в себя взятие ответственности, предполагает себя
может защищать отношения может быть разрушительным для отношений
. и неприятный Чувство невыносимости и подавленности
Включает оценку действий и выбора Включает оценку личности и самооценки
Часто выражается как разочарование Часто выражается как гнев

Что делает стыд хуже?

Стыд — невероятно сложная и неприятная эмоция, поэтому, когда она проявляется, люди хотят избавиться от нее как можно быстрее. Это может привести к действиям и выборам, которые приносят временное облегчение, потому что они помогают людям обойти непосредственные эмоциональные переживания, но ничего не делают для решения основных проблем. На самом деле, многие из основанных на стыде реакций, к которым люди прибегают по умолчанию, могут усилить лежащие в их основе механизмы стыда, повышая вероятность того, что они будут испытывать стыд в будущем.

Некоторые бесполезные реакции, которые могут усугубить стыд, включают:

Отвлечение

Отвлечение может обеспечить временное облегчение от самокритичных мыслей и эмоций, и хотя отвлечение иногда необходимо, чрезмерное доверие к нему может усугубить чувство стыда. Со временем игнорируемый стыд может гноиться, скрываясь за пределами сознательного понимания, где он может тонко влиять на действия и выбор человека, не замечая этого.

Внешнее подтверждение

Поскольку стыд возникает из-за неспособности обеспечить внутреннее подтверждение, многие люди полагаются на внешнее подтверждение в деньгах, похвале, успехе, статусе или материальных вещах. Хотя они могут обеспечить временное повышение самооценки, они делают людей более зависимыми от внешних форм подтверждения и более склонными испытывать стыд, когда их обстоятельства меняются.

Хранение секретов

Стыд создает сильное желание скрыть или скрыть незащищенность, которая кажется открытой, но секретность создает среду, в которой стыд становится сильнее. Даже когда люди очень успешно скрывают свою неуверенность и недостатки, они все равно теряют способность чувствовать себя полностью принятыми и, как правило, испытывают большее давление и беспокойство из-за необходимости поддерживать видимость.

Сравнительный анализ

Сравнения разжигают чувство стыда и ведут к безвыигрышной битве за самооценку, поскольку всегда найдется кто-то, кого считают лучше, умнее, привлекательнее или успешнее. Сравнения удерживают самооценку в зависимости от того, кто еще находится рядом, вместо того, чтобы сохранять ее стабильной, что приводит к постоянным колебаниям между гордостью и стыдом.

Самокритика

Самокритичные мысли подпитывают стыд и редко приводят к продуктивным или полезным действиям. Чем больше люди участвуют в самокритичных, негативных или осуждающих мыслях, тем больше они укрепляют негативную самооценку, которая будет постоянно возвращать их к переживанию стыда.

5 способов преодолеть стыд

Существуют определенные способы реагирования на стыд, которые с большей вероятностью помогут уменьшить чувство стыда, защититься от его негативных последствий и сформировать более устойчивую самооценку. Вместо защитных реакций, перечисленных выше, эти реакции побуждают людей двигаться к своему стыду, а не от него. Несмотря на то, что это противоречит здравому смыслу, движение к стыду дает людям возможность распознать стыд, прервать самокритику и защититься от деструктивных реакций, вызванных стыдом.

Некоторые из полезных ответов на стыд включают: 3,5

1. Примите стыд и отследите ощущение стойкие результаты. Принимая эмоции и позволяя им идти своим чередом, на этот раз высвобождается время и энергия для реинвестирования в более продуктивные способы. Обычно сосредоточение внимания на теле и отслеживание связанных с ним ощущений приводит к переживанию «волны» эмоций, которая довольно быстро нарастает, достигает пика и спадает.

2. Изучите практики осознанности

Важно не поддаваться негативным и критическим мыслям и историям, связанным со стыдом, поскольку такие мысли подпитывают стыд и могут сделать его более интенсивным и продолжительным. Техники осознанности, такие как привлечение внимания к настоящему моменту путем сосредоточения внимания на дыхании, одном или нескольких из пяти чувств или даже уделение полного внимания и энергии задаче, могут помочь уменьшить чувство стыда.

3. Будьте уязвимы с теми, кому вы доверяете

Поскольку стыд часто связан со страхом быть отвергнутым, открытость, честность и уязвимость по отношению к людям могут принести целительный и корректирующий эмоциональный опыт. Уязвимость предотвращает накопление стыда внутри, а также помогает людям чувствовать себя менее одинокими. Это также распространяется на другие формы уязвимости, такие как признание ошибок, отсутствие необходимости скрывать недостатки и обращение за помощью, когда это необходимо.

4.

Практикуйте самосострадание

Сострадание к себе учит людей быть добрее и больше принимать себя. Самосострадание включает в себя перебивание внутреннего критика более мягким и сострадательным голосом и поддержание этого позитивного разговора с самим собой даже в ситуациях, когда люди совершают ошибки или чувствуют себя неуверенно. Сострадание к себе также включает в себя более внимательное отношение к внутренним желаниям и нуждам, вместо того чтобы всегда ставить потребности других на первое место.

5. Сосредоточьтесь на том, что вы можете сделать сейчас, а не на том, что произошло в прошлом

Когда возникает чувство стыда в ситуациях, когда необходимо исправить, решить или найти решение проблемы, более продуктивно подумать о что можно и нужно сделать сейчас, а не то, что уже произошло. Решение проблем также предотвращает реакцию «коллапса», характерную для людей, испытывающих стыд, которая может усилить чувство беспомощности и стыда.

Когда я должен получить помощь от стыда?

Терапия может быть невероятно полезной для всех, кто занимается самосовершенствованием, даже если у нее нет серьезных проблем с психическим здоровьем. В терапии люди могут стать более самосознательными, решить основные проблемы, вызывающие чувство стыда, и научиться более эффективным методам преодоления. Нередко люди приходят на терапию из-за другой эмоциональной проблемы, такой как гнев, тревога или депрессия, и в конечном итоге обнаруживают, что стыд является основной причиной или основным фактором их проблемы.

Людям следует обратиться за лечением к лицензированному терапевту, если они испытывают стойкий, хронический или изнурительный стыд. Онлайн-каталоги терапевтов — хорошая отправная точка, но люди также должны планировать телефонные консультации, чтобы найти терапевта, который подходит для их нужд. Многие терапевты предлагают эти консультации бесплатно.

Где я могу узнать больше о стыде?

Брене Браун — социальный работник, писатель и исследователь, посвятившая свою карьеру изучению стыда. Она пользуется большим уважением в области психического здоровья как эксперт по преодолению стыда. Она ведет вирусное выступление на TED на тему стыда и уязвимости, а также является автором ряда бестселлеров.

Кристен Нефф — еще один отраслевой эксперт, посвятивший свою карьеру помощи людям в преодолении ядовитого стыда и самокритики и создании более аутентичных форм самооценки. Ее ниша — сострадание к себе, о котором она подробно исследовала и писала. На ее веб-сайте есть ряд бесплатных упражнений, которые могут помочь повысить сострадание к себе, а также ряд других ресурсов, направленных на преодоление стыда.

Дополнительные ресурсы

Образование — это только первый шаг на пути к улучшению психического здоровья и эмоционального благополучия. Чтобы помочь нашим читателям сделать следующий шаг в своем путешествии, Choose Therapy сотрудничает с лидерами в области психического здоровья и хорошего самочувствия. Выбирая Therapy, вы можете получить компенсацию за направления от компаний, упомянутых ниже.

BetterHelp (онлайн-терапия) . Терапевт может научить вас навыкам, которые помогут вам лучше справляться с трудными ситуациями. В BetterHelp работает более 20 000 лицензированных терапевтов, которые предлагают удобную и доступную онлайн-терапию. BetterHelp начинается с 60 долларов в неделю. Заполните краткую анкету и найдите подходящего для вас терапевта. Начало работы

Online-Therapy.com – Получите помощь от специалиста в области психического здоровья. Стандартный план Online-Therapy.com включает еженедельный 45-минутный видеосеанс, неограниченный обмен текстовыми сообщениями между сеансами и самостоятельные действия, такие как ведение журнала. Недавно они добавили видео о йоге. Начать

Brightside Health (онлайн-психиатрия) . Если вы боретесь с психическим заболеванием или зависимостью, поиск подходящего лекарства может иметь значение. Планы лечения Brightside Health начинаются с 95 долларов в месяц. После бесплатной онлайн-оценки и получения рецепта вы можете получить лекарства, одобренные FDA, с доставкой к вашей двери. Бесплатная оценка

Mindfulness.com (приложение) — Внимательность и медитация могут изменить вашу жизнь. За несколько минут в день с Mindfulness.com вы можете начать развивать навыки осознанности и медитации. Бесплатная пробная версия

Выбор справочника терапии . Найдите опытного терапевта, который заботится о вашем самочувствии. Вы можете искать терапевта по специальности, доступности, страховке и доступности. Профили терапевтов и вводные видеоролики дают представление о личности терапевта, чтобы вы могли найти подходящего специалиста. Найдите психотерапевта сегодня.

Компания Choose Therapy сотрудничает с ведущими компаниями в области психического здоровья и получает вознаграждение за рекомендации от BetterHelp, Online-Therapy.com, Brightside и Mindfulness.com

For Further Reading

  • Shame Resilience Theory: How to Respond to Feelings of Shame 
  • Center for Healing Shame 
  • Mental Health America
  • National Alliance on Mental Health
  • MentalHealth. gov

8 sources

Choose Therapy стремится предоставить нашим читателям точную и действенную информацию о психическом здоровье. У нас высокие стандарты того, что можно цитировать в наших статьях. Приемлемые источники включают государственные учреждения, университеты и колледжи, научные журналы, отраслевые и профессиональные ассоциации, а также другие надежные источники журналистских материалов о психическом здоровье. Узнайте больше, ознакомившись с нашей полной редакционной политикой.

  • Эндрюс Б. и Хантер Э. (1997). Стыд, раннее насилие и течение депрессии в клинической выборке: предварительное исследование. Познание и эмоции , 11(4), 373-381.

  • Браун, Б., Эрнандес, В. Р., и Вильярреал, Ю. (2011). Connections: психообразовательная учебная программа по устойчивости к стыду из 12 занятий.

  • Каммерер, А. (2019). Научные основы и последствия стыда. Поведение и общество. Получено с https://www. scientificamerican.com/article/the-scientific-underpinnings-and-impacts-of-shame/

  • Микели, М., и Кастельфранки, К. (2018). Переосмысление различий между стыдом и виной. Европейский журнал психологии , 14(3), 710–733. https://doi.org/10.5964/ejop.v14i3.1564

  • Нефф, К. Д., Лонг, П., Нокс, М. К., Дэвидсон, О., Кучар, А., Костиган, А, и Брейнес, Дж. Г. (2018). Лес и деревья: изучение связи сострадания к себе и его положительных и отрицательных компонентов с психологическим функционированием. Я и личность , 17(6), 627-645.

  • Стювиг Дж., Макклоски, Л.А. Связь жестокого обращения с детьми со стыдом и виной среди подростков: психологические пути к депрессии и правонарушениям. Жестокое обращение с детьми. 2005 ноябрь; 10 (4): 324-336. DOI: 10.1177/1077559505279308.

  • Tangney, JPE, & Fischer, KW (1995). Самосознательные эмоции: психология стыда, вины, смущения и гордости. In Идея этого тома выросла из двух ключевых конференций.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts