Субъективное переживание времени: Субъективное переживание времени

Субъективное переживание времени

Реферат

  • формат doc
  • размер 20,08 КБ
  • добавлен 24 августа 2011 г.
Реферат.

Введение.
Собственное время личности интегрирует в себе как объективные временные отношения (природные, социальные), так и субъективное отражение этих отношений в процессе восприятия изменений, оценки длительности и последовательности событий, переживания отдельных свойств времени, формирования целостного отношения личности ко времени ее жизни. Субъективная сторона собственного времени личности является предметом психологического исследования, тогда как объективные социально — временные отношения личности, ее бюджет времени, а в более широком масштабе «бюджет жизни», находятся в сфере интересов социологов, экономистов.
Таким образом, собственное время личности в психологическом аспекте — это субъективное время, данное в переживании. Однако в наиболее общем значении — это социальное время, в той мере, в какой содержание человеческой психики является освоенным в практической деятельности социальным опытом. Проблема времени достаточно широко изучена, но в ее решении особое место занимают социально — психологические аспекты, человеческий фактор, как важный образующий момент в отношении ко времени и реализации его объективной данности в социальной материи, социальной эволюции. В связи с этим, проблема психологического времени — один из наиболее актуальных аспектов категории времени.
Уже более ста лет эти вопросы находятся в сфере внимания философов, социологов, историков, культурологов, психологов. Интерес к ним постоянно возрастает под влиянием динамики социальных процессов в современном мире.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. NB: Психология и психотехника
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Актуальные проблемы психологического знания
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Белорусский психологический журнал / Психологический журнал
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Петербургский психологический журнал
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Проблеми загальної та педагогічної психології
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Проблеми сучасної психології
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Психологический журнал (РАН)
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Психология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Российский психологический журнал

почему оно ускоряется и замедляется

Все мы знаем, что время делится на минуты, часы, дни и месяцы: это время, которое кажется нам объективным измерением жизни, дополнением к трём измерениям пространства. Но есть и другое, субъективное время. Скучный рабочий день, ожидание в очереди или приём в кабинете дантиста порой длятся целую вечность, а выходные проносятся так быстро, что мы не успеваем заметить. Говорят, что «счастливые часов не наблюдают», но в счастье ли тут дело?

Благодаря теории Эйнштейна об относительности мы знаем, что единого и абсолютного времени нет: оно может ускоряться или замедляться в зависимости от того, в какой системе отсчёта мы находимся. В зоне притяжения массивной звезды время течёт медленнее, чем в открытом космосе, а за горизонтом событий чёрной дыры практически останавливается. Пространство не отделено от времени. Это разные измерения одной и той же реальности.

Читайте также:

7 научных теорий, которые ближе к нам, чем кажется

Но как объяснить замедление и ускорение времени, которое мы переживаем на своём опыте?

Почему в одних ситуациях время мучительно тянется, а в других пролетает с головокружительной скоростью? Очевидно, здесь нам понадобится иная, психологическая теория относительности.

Благодаря такой теории мы могли бы сознательно воздействовать на своё переживание времени и тем самым увеличить продолжительность своей жизни, не прибегая к помощи медицины или фармакологии. Ведь «внутреннее» измерение времени для нас гораздо важнее того, что показывают часы и календари. Именно в нём мы обитаем, а с календарями лишь соотносим свою жизнь, чтобы не потеряться в обманчивых ощущениях.

Филипп де Шампань. Натюрморт с черепом, ок. 1671 г.

(источник: wikipedia.org)

Набросок теории субъективного времени попытался предложить психолог Стив Тейлор в работе «Покорение времени». Его теория сводится к двум основным принципам:

  1. Скорость хода времени зависит от количества информации, которую мы усваиваем и обрабатываем. Чем больше информации, тем медленнее идёт время.
  2. Скорость хода времени зависит от того, насколько сильно наше эго. Чем слабее эго, тем медленнее идёт время.

Дети перерабатывают чудовищное количество информации. Всё для них кажется новым и заслуживающим внимания. С возрастом внимание ослабевает: ощущение собственного тела, контуры предметов и текстуры поверхностей всё реже задерживаются в нашем сознании. Вспомните, когда вы в последний раз по-настоящему «видели» дома и прохожих по дороге на работу? Если что-либо становится привычным, мы перестаём обращать на это внимание. Как писал Уильям Джеймс, «каждый прожитый год превращает часть нашего опыта в рутину».

Читайте также:

Как мы видим и почему так мало замечаем

Время начинает идти быстрее. Когда мы заняты одним и тем же, недели и месяцы сливаются в один неразличимый поток.

Способность свежим взглядом смотреть на окружающий мир иногда пробуждается и у взрослых — например, во время путешествий. Поэтому, когда мы возвращаемся из поездки в другую страну, нам кажется, что прошло гораздо больше времени, чем на самом деле, и мы удивляемся, что вокруг по-прежнему ничего не изменилось. Для нас прошли месяцы, а для окружающих мы отсутствовали всего пару недель.

Дело тут именно в количестве информации, которую нам приходится впитывать. Другие запахи, цвета, правила поведения, другая манера разговаривать — всё это выбивается из привычных ходов мышления и потому задерживает на себе наше внимание. Мы уже не погружены в себя, а открыты новым впечатлениям. Время замедляется. День вмещает в себя столько событий, сколько, казалось раньше, он не может в себя вместить.

Небольшой монолог об ускорении и замедлении времени с визуализацией.

Источник: youtube.com

Эту закономерность можно продемонстрировать с помощью несложных экспериментов. Психолог Роберт Орнштейн ещё в 1960-е годы обнаружил взаимосвязь между временем и воспринимаемой информацией. Он показывал студентам различные изображения и рисунки, а затем просил оценить количество времени, которое занял процесс рассматривания.

Участники, которым доставались самые сложные изображения, почти всегда завышали временной интервал.

Те, чьи рисунки располагались в случайном порядке, а не выстраивались в связную историю или логическую последовательность, тоже увеличивали оценку пройденного времени. Логика ускоряет восприятие, поэтому ускоряется и время. Отрывок из фортепианного концерта Рахманинова, скорее всего, покажется вам длиннее аналогичного отрывка из «Музыки для аэропортов» Брайана Ино. Даже если он идёт одинаковое количество времени, информации в нём будет гораздо больше.

Читайте также:

Почему клиповое мышление — это не катастрофа

С другой стороны, время идёт быстрее, когда нас что-то увлекает.

Поэтому многие склонны «убивать время» за просмотром телепередач, листанием ленты новостей или чтением романов. Казалось бы, во время чтения мы воспринимаем много информации — значит, время должно идти медленнее. На самом деле информационную насыщенность книги невозможно сравнить с насыщенностью даже получасовой прогулки.

Во время чтения работает лишь малая часть нашего сознания. Прогулка (если мы внимательны к тому, что происходит), задействует гораздо больше наших чувств и ощущений, чем восприятие текста.

То же самое можно сказать о фильмах и телепрограммах. В состоянии пассивной сосредоточенности время бежит быстро, потому что мы не совершаем собственных действий и не получаем обратной связи от мира. Но сосредоточенность может быть и активной. Михай Чиксентмихайи назвал это состоянием потока или «оптимального переживания». Когда мы полностью погружены в своё дело, время перестаёт иметь значение. Оно будто бы растворяется.

Михай Чиксентмихайи о переживании потока на конференции TED.

Источник: ted.com

Дело в том, что в состоянии потока растворяется не только время, но и эго. Каждому, вероятно, удавалось пережить моменты предельной сосредоточенности, когда ты есть то, что ты делаешь, и ничего больше. В эти моменты затихает привычная мысленная болтовня, которая обычно сопровождает любое наше действие. Эго — это и есть источник этой болтовни и хаотичной смены внутренних образов. Эго — рассказчик историй, который объясняет, кто мы такие и что здесь делаем, непрерывно судит вас и всех окружающих.

Читайте также:

Истории, в которых мы обитаем

Именно эго заставляет нас мысленно переживать прошлое и представлять будущее.

Поэтому мы прокручиваем в голове ту резкую фразу, которую сказали вчера подруге, и думаем о том, что съедим сегодня на ужин. Именно эго виновато в том, о чём ещё в XVII веке сетовал философ Блез Паскаль: «Мы так неразумны, что блуждаем во временах, нам не принадлежащих, не думая о том, которое дано нам». Моменты растворения эго — это моменты, когда время уже не имеет значения. Всё, что у нас остаётся — это настоящее, которое находится в нашем распоряжении.

Некоторые мыслители уже давно обвиняют эго во всех смертных грехах и называют его патологической формой сознания. С этим трудно согласиться — совсем без эго мы жить всё-таки не можем. Без него мы бы превратились в психотиков, переживающих разрозненные мгновения и не знающих, как связать их в одну жизненную историю.

Эго лучше не уничтожить, а обуздать. Время от времени избавляться от мысленной болтовни и переживать опыт настоящего — значит сохранять контроль над собой и своим временем. Способов этого контроля множество: от ведения дневника до медитации.

Ли Ли Нам, День Вермеера, 2013 г.

(источник: giphy.com)

Норвежский антрополог Томас Эриксен в книге «Тирания момента», посвящённой ускоренному темпу современности, перечислил некоторые формы дефицита, характерные для нашей эпохи, которая кажется временем изобилия. Эриксен считает, что сегодня нам особенно недостаёт следующих вещей:

  • Неспешный ход времени
  • Уверенность
  • Предсказуемость
  • Осознание своей принадлежности к общности и понимание, кто ты в этом мире
  • Обоснованность, понимание и связность
  • Чистота окружающей среды
  • Кумулятивный, линейный, органический рост
  • Истинные переживания (не иронические и не спровоцированные средствами массовой информации)

С середины XX века экономический рост и новые технологии сделали работу гораздо более эффективной. Но, вопреки всему, у нас стало не больше, а меньше свободного времени. То, что остаётся от работы, заполняют развлечения и вездесущая информация. Как пишет Эриксен, «налицо все признаки того, что в эпоху информации невозможно додумать до конца ни одной мысли».

Читайте также:

Тест: мысленные эксперименты в науке и философии

Именно эго обеспечивает уверенность, предсказуемость и понимание того, кто ты в этом мире. И если сегодня нам недостаёт этих вещей, то наше эго не усилено, а ослаблено.

Выходит, что у нас не получится обрести контроль над своим временем только благодаря постоянным путешествиям или мечтам о возврате в невинное детство. Из теории психологической относительности следует, что восприятие времени зависит от количества воспринимаемой информации. Чем больше информации, тем больше времени — но при условии, что восприятие должно быть активным, а не пассивным.

Эта теория также утверждает, что источником субъективного времени является наше эго. Получив контроль над собственным эго, мы получим контроль над временем. И тогда, может быть, наконец перестанем метаться между спешкой и скукой. Оба эти состояния воспринимаются как негативные. Избавившись от них, можно подойти к оптимальному проживанию времени, когда часы тебя не подгоняют, но и не тяготят своей медлительностью.

‘Я добрался туда первым!’ Как ваше субъективное восприятие времени заставляет вас думать, что вы это сделали, даже если это было не так

Представьте себе матч за звание чемпиона между двумя соперничающими баскетбольными командами. Игра ничейная, на таймере для броска остаются секунды, два игрока делают выпад вперед, хватая мяч. Через доли секунды их руки сталкиваются с мячом, но ни один из игроков не овладевает мячом. Вместо этого мяч вылетает за пределы поля. Сразу же вспыхивает спор, когда каждый игрок утверждает, что другой выбил мяч. Рефери отчаянно пытается разлучить их и сделать правильный выбор.

Подобные жаркие споры — обычное дело в спортивных состязаниях. От тенниса до бейсбола, футбола (обе версии) и баскетбола у судей и судей тяжелая работа: они выносят верные решения о том, что и где произошло, прекрасно зная, что независимо от того, какое решение они примут, игроки и болельщики будут возмущены. .

Как ученые-когнитивисты, мы с коллегами заинтересованы в объяснении различий в восприятии людей, наблюдающих за развитием одних и тех же событий. В бейсболе исследователи уже знают, что разница в скорости звука и скорости света может привести к разным представлениям о том, находится ли игрок в безопасности или нет. А как насчет баскетбольного примера? Оба игрока просто лгут, чтобы вернуть мяч своей команде, или происходит что-то большее?

То, как проходит время, субъективно

Во-первых, вам нужно немного понять, что такое время. Время субъективно. Физики знали, что это правда с 1905 года, благодаря самому Эйнштейну. Проще говоря, его теория предполагала, что время течет по-разному в зависимости от таких факторов, как скорость и гравитация. (Помните фильм «Интерстеллар»?)

Субъективное время, однако, не ограничивается фантазиями научной фантастики и мысленными экспериментами в физике. Многие исследователи, такие как нейробиолог Дэвид Иглман, изучали неврологическое время и то, как ваш собственный опыт может формировать ваше восприятие времени, например, как кажется, что время замедляется во время травматического опыта.

В 2002 году когнитивный нейробиолог Патрик Хаггард и его коллеги показали, что произвольные действия способны формировать восприятие времени. В их исследовании и последующих повторениях было показано, что действие и его эффект могут быть перцептивно «связаны» вместе во времени.

Например, если вы используете устаревший компьютер, вам может быть знаком двойной щелчок по папке, который открывается только через несколько сотен миллисекунд. Поначалу эта задержка может раздражать. Но со временем вы адаптируетесь к задержке, и она кажется почти мгновенной.

Этот процесс адаптации к задержке, названный исследователями «преднамеренным связыванием», проложил путь для исследований, изучающих, как чувство причастности к событиям влияет на ваше восприятие того, что произошло. С медленным компьютером вы знаете, что папка открылась в результате вашего клика, даже если это произошло позже. Это знание и чувство владения открытием папки приводит к преднамеренной привязке и приводит к тому, что задержка кажется короче по мере того, как вы адаптируетесь к ней.

Проверка оценки времени

Возвращаясь к тем двум баскетболистам (которые взяли тайм-аут, чтобы остыть, пока мы с этим разбираемся) — объективно они не могли коснуться друг друга раньше. Однако мы хотели знать, могли ли оба игрока действительно испытать, что они первыми коснулись мяча, а другой человек выбил его.

Чтобы проверить эту возможность, мы придумали простой эксперимент. Два участника сели друг напротив друга за стол. После вспышки света каждый правой рукой постучал по левой руке другого так быстро, как только мог. Затем они вынесли суждение о временном порядке — решение о том, какое событие произошло первым.

Чтобы изолировать только перцептивные ощущения от двух касаний, мы установили перегородку между участниками, чтобы убедиться, что они не могут видеть друг друга или знать, как отреагировал другой человек. Участники также не получили обратной связи о том, были ли их суждения правильными или неправильными.

Добровольцы сидели друг напротив друга с перегородкой между ними. Когда вспыхивал свет, участники постукивали друг друга и делали выводы о том, какое касание произошло первым. Датчики на их руках записывали фактическое время прикосновений. Роб Юинг, Университет штата Аризона

В нашем эксперименте участники значительно чаще сообщали, что они прикоснулись первыми. Даже когда оба участника касались друг друга одновременно, участники сообщали, что их собственные касания происходили первыми в 67% случаев. Эта предвзятость функционально выражается в очевидной задержке в обработке прикосновения их партнера — даже когда их собственное прикосновение происходило на 50 миллисекунд позже, чем прикосновение их партнера, участники воспринимали оба события как одновременные.

Мы контролировали способность каждого участника видеть своего партнера, но все равно задавались вопросом, может ли эта предвзятость быть социально подвержена влиянию. Поэтому мы провели еще один эксперимент с аналогичной установкой, за исключением того, что на этот раз другого участника заменили механическим устройством, которое постукивало по его руке.

Даже оценивая свое прикосновение к механическому, участники все же сообщали, что первым произошло их собственное прикосновение. На этот раз, когда их прикосновения и механические прикосновения были одновременными, с вероятностью 75% участники сказали, что они сами прикоснулись первыми. На самом деле, даже когда мы полностью убрали механическое прикосновение и заменили его звуковым щелчком, участники все равно воспринимали свое прикосновение как происходящее первым.

Исследователи математически смоделировали время, воспринимаемое людьми (по вертикальной оси), в сравнении с объективным временем (по горизонтальной оси) прикосновения. Даже когда прикосновения были одновременными, участники с большей вероятностью сообщали, что первым произошло их собственное прикосновение.

Кажется, что ваши собственные действия происходят раньше

Эти результаты показывают, что люди действительно по-разному воспринимают порядок событий, воспринимая события, сгенерированные извне, как происходящие позже, чем события, вызванные ими самими. Эта предвзятость, которую мы назвали «эгоцентрической предвзятостью временного порядка», основана на существующих исследованиях, показывающих важность преимущества в восприятии. Это еще раз подтверждает субъективный характер восприятия времени и может помочь объяснить, почему спортивные звонки могут стать такими горячими и вызывающими разногласия. Различия во взглядах могут привести к противоречивому восприятию одного и того же события.

Возвращаясь к нашим двум баскетболистам, наш эксперимент показывает, что оба игрока действительно говорят правду: каждый сначала испытал собственное касание, и поэтому думает, что его противник был тем, кто выбил мяч за пределы поля. Вместо того, чтобы продолжать спорить, возможно, наши соперники на корте смогут распознать два разных переживания того, что произошло, принять заявление судьи о том, что они действительно одновременно коснулись мяча, и возобновить игру спорным броском.

За пределами сферы спорта исследования предубеждений и иллюзий в восприятии могут помочь определить наши отношения с технологиями. Если обнаруженная нами погрешность действительно представляет собой задержку в регистрации неожиданных событий, такие технологии, как автоматизированные системы экстренного торможения, могут помочь спасти жизни.

Что касается того, почему люди вообще испытывают это предубеждение, то ответ не сразу ясен. Мои коллеги и я предполагаем, что это может поддерживать конструктивную модель восприятия, в которой ваш сознательный опыт не является объективным представлением реальности, а создается вашим мозгом с использованием информации от ваших органов чувств для создания мира вокруг вас, очень похожего на сон. Однако существует множество возможных объяснений механизмов, которые могут вызывать это смещение.

Итак, пока толпа ревет и празднует своего нового чемпиона, нам, исследователям, еще есть над чем работать. Возможно, наши новые открытия прольют свет на полемику в другом виде спорта… но это совсем другая игра.

Тайна субъективного времени: пример воплощения

Феноменальное сознание — это тайна. Наши чувства радости и боли, наше ощущение синевы голубого, вкус шоколада, которого я так жаждал, — все эти переживания не поддаются объяснению с точки зрения науки. Нейропсихолог может сказать вам, какие сети и области мозга активны, когда мы чувствуем боль или когда стимулируются вкусовые рецепторы. Физик может объяснить длины волн электромагнитного излучения, которые лежат между 400 и 450 нанометрами для синего света. Наука информирует нас о том, что происходит в мире с точки зрения третьего лица. Наш опыт совсем другой. Это взгляд на мир от первого лица (мой). Опыт — это не активность нервов, не электромагнитные волны или внешнее поведение отдельного человека, а то, что мне нравится воспринимать, думать и действовать.

Психология и неврология добились устойчивого прогресса в объяснении того, как мы, люди, воспринимаем (как процесс) и ведем себя (как движение) с точки зрения третьего лица. Несмотря на постоянные изменения и пересмотры, исследователи соглашаются во многих основных фактах, касающихся того, как люди видят, слышат, чувствуют, думают, планируют, используют язык и так далее. Однако переживание времени остается загадкой. Мы чувствуем течение времени и оцениваем продолжительность. Десять минут без развлечений могут длиться бесконечно, и мы чувствуем, что это длилось намного дольше, чем показывают часы. Те же десять минут, проведенные в оживленном разговоре, пролетают очень быстро и субъективно могут длиться всего минуту. Мы ясно переживаем время. Такие исследователи, как я, изучают восприятие времени . Но как мозг обрабатывает время? Вот в чем вопрос, и среди исследователей нет единого мнения. Слишком много разных и исключительных теорий существует.

Почему так? Ответ может заключаться в особенности чувства времени . Время неосязаемо. Мы не можем указать пальцем на ход времени или продолжительность , как можно указать на яблоко, источник звука или света или на больной зуб. Органа чувств для восприятия времени, аналогичного рецепторам других органов чувств, нет. Сенсорные передающие нервы и специальные области мозга участвуют в процессах зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Тем не менее, мы можем ощущать время непосредственно и иногда неприятно, например, когда нам скучно. Чтобы узнать больше о скуке, прочитайте: Дело о скуке: стойкое пустое время.

Анализ ощущения скуки может дать ключ к пониманию того, как мы ощущаем течение времени. Когда мы ожидаем, что что-то произойдет, начнется или закончится, мы интенсивно чувствуем свое телесное и эмоциональное «я». Мы провели такое исследование, в котором люди ждали 7,5 минут, пока экспериментатор вернется в комнату ожидания. Без ведома участников ситуация ожидания стала объектом нашего исследования. Прочитайте об этом исследовании в книге «Кто боится ждать?» Результаты были однозначными: чем больше люди чувствовали себя эмоционально неловко и негативно возбуждались во время ожидания, тем дольше субъективное время ожидания.

Люди, вероятно, ощущают течение времени и судят о его продолжительности по своим телесным и эмоциональным «я». Одна теория о том, «как мы воспринимаем время, когда нет органа чувств, предназначенного для измерения времени», состоит в том, что мы ощущаем течение времени через наши физические ощущения. Субъективное время может возникнуть благодаря постоянству динамически меняющегося телесного «я» во времени. Телесные ощущения есть всегда. Мы можем закрыть глаза, использовать беруши, ощущение тела всегда остается. Эту идею первоначально выдвинул функциональный нейроанатом А. Д. (Бад) Крейг, изучавший специфическую сеть тела и мозга: интероцептивную систему, включая островковую кору, создающую ощущение внутреннего физического состояния. — как мы себя чувствуем.

Мои собственные эмпирические исследования, проведенные во время работы в Калифорнийском университете в Сан-Диего, и более поздние исследования Элис Тегил из Римского университета Ла Сапиенца ясно указывают на то, что островковая кора является важной областью для восприятия течения времени. В исследованиях с фМРТ-сканером мозга (см. фото ниже) испытуемые оценивали время, нажимая кнопку, когда они думали, что воспринимаемый в данный момент тон достиг продолжительности ранее представленного тона. Показано, что островковая доля наиболее надежно активируется в зависимости от точности определения времени. Дальнейшие исследования, проведенные моей командой и другими исследователями, конкретно указывают на участие частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, когда мы ощущаем продолжительность. Более того, десятки исследований указывают на то, что в сильно эмоциональных ситуациях, когда тело активно, мы относительно переоцениваем продолжительность. Наше тело создает ощущение времени.

Сканер функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) в Центре Кека в Ла-Хойя, Калифорния

Источник: Фото Марка Виттманна научный взгляд на тело и мозг. Телесные процессы, такие как цикл дыхания или частота сердечных сокращений, обычно имеют ритмические паттерны с определенной частотой.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts