Субличности человека в психотерапии – что это такое
Разные психологические школы называли этот феномен по-разному: кто-то — разными частями Я, кто-то — внутренними схемами или режимами, а кто-то так и говорил — субличности.
Идея в том, что мы не является эдакой однородной психологической субстанцией, которая мыслит и чувствует в единообразном формате. Говоря образно, в нас одновременно сосуществуют как будто бы несколько разных людей и каждый из них мыслит и чувствует по-своему.
Какие-то из наших субличностей могут быть отголосками нас самих на определенных этапах жизни, какие-то — внутренними представителями вполне конкретных людей из нашей жизни.
К примеру: в нас может одновременно ютиться и маленькая девочка, которой никак не удается получить одобрение мамы, и сама эта строгая и бескомпромиссная мама, которая не может не критиковать, если вдруг видит недоработки. В какой-то момент, вероятно, подрастет и субличность, которая защищает девочку от мамы, и та, что помогает девочке соответствовать маминым ожиданиям (эдакий внутренний перфекционист). Где-то рядом при этом бродит угловатый подросток, который чувствовал, что «не вписывается», и та идеальная одноклассница, которая всегда была в центре внимания и обидно подшучивала над этим подростком. На огонек может заглянуть и наш внутренний папа, и бабушка, и первая учительница, и близкая подруга, и много кто еще. Там может быть целая песочница из наших внутренних детей: и капризный, и брошенный, и игривый, и испуганный, и счастливый ребенок. Целая толпа на самом деле.
Разумеется, если бы эта толпа одновременно подавала голос, мы бы с трудом могли услышать хоть что-то внятное. Поэтому в определенные моменты на сцену выходит то один из них, то — другой. Порой под прожектором появляется одновременно двое или даже трое, и они начинают спорить друг с другом или нападать друг на друга. Остальные при этом остаются в тени, но никуда не исчезают.
Благодаря идее наличия субличностей мы учимся не нападать на себя и не скатываться в самообвинения, а слушать и слышать те части, которые хотят высказаться в каждый конкретный момент.
Почему эта идея кажется нам терапевтичной?
Признание того, что вы можете одновременно чувствовать весьма противоречивые чувства и иметь перпендикулярные мнения относительного одного и того же — очень способствует самопринятию. Когда удается увидеть каждую субличность в отдельности, когда выходит дать ей высказаться, понять ее «месседж», желания и мотивацию, разглядеть ее страхи и сильные стороны, то это позволяет выработать своеобразную внутреннюю само-эмпатию и бережность по отношению к своим внутренним процессам.
Благодаря идее наличия субличностей мы учимся не нападать на себя и не скатываться в самообвинения, а слушать и слышать те части, которые хотят высказаться в каждый конкретный момент. В этом есть даже что-то от теории эволюции: раз эти части остались в нас спустя столько лет, значит, у них совершенно точно есть какое-то значение и смысл. Какие-то уберегают нас от новых травм (пускай порой используемые ими способы и не особо конструктивны), какие-то работают на удовлетворение наших потребностей, какие-то — на поддержание связи со значимыми для нас людьми и т. д.
Почему эта идея кажется нам практичной?
Потому что ее можно привносить в диалог с партнером, друзьями и другими близкими людьми. Когда ситуация или вопрос вызывают у вас амбивалентные переживания или в голове никак не формируется четкое непротиворечивое мнение, очень удобно сообщить об этом в терминах субличностей.
Прямо взять и напрямую рассказать о том, что думает и чувствует в этой ситуации каждая вовлеченная в нее часть вас. Доложить о том, как забивается в угол испуганный ребенок, как раздражается и негодует внутренний строгий родитель, как протестует подросток и все в этом духе.
Разумеется, неподготовленному слушателю может не сразу быть понятен такой способ объясняться, поэтому желательно сделать хотя бы небольшое Intro о том, почему вы собираетесь говорить о своих переживаниях в столь странной манере.
Вполне возможно, что и вашим близким захочется научиться разбивать свою внутреннюю какофонию на отдельные голоса и делиться своими переживаниями в аналогичной манере. Если вы сможете вместе освоить этот прием, гарантируем, что часть привычных конфликтов и недопониманий отпадут сами собой.
Субличность . Психологос [Энциклопедия практической психологии]
Если вы будете работать с психологом, он может попросить вас: «Поговорите со своим внутренним Критиком: как он заботится о вас?», «Спросите своего Саботажника: чего он хочет? На каких условиях он уйдет?», «Обратитесь к своему внутреннему Мудрецу: что он вам подскажет в этой ситуации?» В этих случаях вам предлагают обратиться к своим субличностям. Что это такое?
Субличность – это популярная психологическая метафора, говорящая о том, что внутри вашей большой личности есть много маленьких личностей. Субличности – другое название личностных особенностей, желаний, стремлений и привычек. Такое именование позволяет работать с ними как с живыми существами: разговаривать, договариваться, воевать.
Личностные роли (см. гл. 9, разд. «Личность и роли») обычно описывают поле возможностей человека, субличности – поле проблем. О личностных ролях говорят преимущественно в психологии развития, о субличностях – в психотерапевтическом подходе. Понятие «субличность» активно используется в психосинтезе и иногда в НЛП, обычно в сочетании с трансовыми техниками (см. гл. 18, разд. «Конкретные подходы практической психологии»).
На практике субличности обычно наделяются способностями и достоинствами, существенно превосходящими способности и достоинства клиента. То есть, по воле психологов и психотерапевтов, субличность – очень живое, деятельное и творческое существо, умеющее бегать в прошлое, залезать глубоко в бессознательное, устанавливающее неформальные и активные контакты с другими субличностями, способное знать то, чего не знает сам клиент, умеющее о нем заботиться, имеющее только позитивные намерения и способное иногда действовать по принципу «для того чтобы, а не потому что».
Чтоб мы всегда были так талантливы!
Если человек находится в трансе, под влиянием авторитета работающего с ним психолога, не может ему возразить и принимает эти допущения, это открывает для специалиста большие возможности для творчества внутри психики клиента.
Теперь можно как решать проблемы клиента, так и устраивать их ему.Откуда берутся субличности?
Их создают психологи и психотерапевты, работая с клиентами. Если клиенту это показалось убедительным и понравилось, далее он «выращивает» их сам для себя.
Как сказал Роберто Ассаджиоли, итальянский врач, психоаналитик, основатель психосинтеза: «Субличность – это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но не надо забывать, что это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и так далее, которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании».
Количество и свойства субличностей могут быть разными у разных людей, и это зависит как от действительных личностных особенностей, так и от фантазии человека, его готовности предположить у себя ту или иную субличность.
Использование такой рабочей метафоры, как субличность, прижилось в психотерапевтической работе. Такое называние привычек и личностных особенностей позволяет людям с развитым метафорическим мышлением коротко и емко описывать одним словом богатый поведенческий набор. У развитой субличности появляются свои этика и эстетика, а также свойственные лишь ей особенности физиологии, осанки, движений, интонаций и мимики человека. Это формирует у клиента более серьезное отношение к происходящему и лучше мотивирует. Это уже не просто привычка, а враг, с которым необходимо бороться! С другой стороны, это удобный способ общения с самим собой и самоорганизации: «Саботажник, я прошу тебя не мешать мне сегодня!»
Что касается минусов создания субличностей, то, по мнению психиатров, вера человека в то, что в нем живет много других сущностей, может провоцировать шизофрению. Кроме того, нередки случаи, когда люди начинают оправдывать свои поступки тем, что это действуют не они сами, а их субличности.
Вспоминайте «Обыкновенное чудо»…
Доцент католической психотерапии.
— Почему я избегаю Бога? Католический, основанный на IFS подход к проблемным образам Бога частейПредставлено: Питер Т. Малиноски, доктор философии.
Когда: 19 февраля 9:00–12:15 Центральное стандартное время (США и Канада)
Что: Почему я избегаю Бога? Католический, основанный на IFS подход к проблемным образам Бога частей
Стоимость: 90 долларов США для членов CPA, 180 долларов США для лиц, не являющихся членами, 45 долларов США для студентов/членов духовенства
Кредит CE: 3 часа CE доступны по цене 20 долларов США. Это отдельная покупка.
Правила ЕС для этого веб-семинара
Описание веб-семинара:
Терапия внутренних семейных систем Ричарда Шварца утверждает, что клинический опыт, теория, исследования, неврология и личные размышления показывают, что внутри каждого человека есть отдельные, опознаваемые и устойчивые созвездия мыслей. , эмоции, отношения, импульсы, желания, способности, интересы, стили отношений, телесные ощущения и мировоззрения, которые являются не просто преходящими эмоциональными состояниями, а, скорее, представляют собой дискретные «части», субличности или отдельные способы работы внутри более крупной внутренней системы человека. Части можно считать во многом примерно аналогичными страстям св. Фомы Аквинского.
Я утверждаю, что важным организующим компонентом мировоззрения каждой части или субличности является то, как эта часть видит Бога, свой образ Бога. Части искажают образы Бога по трем основным причинам: 1) Части учатся через опыт, и то, как они интерпретируют опыт, особенно в своих духовных выводах, может заметно отличаться от того, что Бог открыл о Себе через католическую церковь — например, часть, чья роль состоит в том, чтобы быть отделенным от остальной системы, чтобы не перегружать сердцевину «я» и другие части своим бременем межличностной травмы, может видеть Бога далеким, отсоединенным и безразличным в деистическом смысле; 2) Части могут очень бояться Бога, злиться на него, разочаровываться в нем или не интересоваться им и поэтому отказываться от связи с Ним, не давая им нуждаться в корректирующем опыте отношений с любящим Богом; 3) Учитывая их ограниченный опыт и отсутствие перспективы, части могут нуждаться в любви и заботе со стороны основного «я», прежде чем доверять себе, чтобы соединить их с Богом.
Благодаря групповым практическим упражнениям участники семинара получат возможность более глубоко соединиться с некоторыми своими частями и узнать, как эти части понимают Бога. Во время живой или записанной демонстрации с другим человеком участники увидят, как подход, основанный на IFS, может помочь центральному я соединиться со своими частями, понять, как части видят Бога, и начать связывать часть с любовью Бога через Ядро ядра, где интеллект и воля будут проживать. Эти аспекты делают работу частей, основанную на IFS, сосредоточенной на «внутренней евангелизации» (термин, введенный психологом Питером Мартином) частей, что делает этот семинар актуальным для католического духовенства, духовных наставников, пастырских советников, миссионеров, евангелистов и тренеров в дополнение к психотерапевтам и психотерапевтам. советники.
Цели обучения:
1. Объяснить IFS-модель человека (тело + я + части) своим клиентам, описав 8 «С» себя.
2. Определите и найдите части клиента и сосредоточьтесь на одной конкретной части, помогая клиенту открыть линию связи от себя клиента к идентифицированной части клиента.
3. Опишите, как направлять «я» клиента, чтобы засвидетельствовать то, чем идентифицированная часть клиента хочет поделиться с «я» клиента, и облегчить отношения между «я» клиента и частью.
4. Проведите сеанс, на котором «я» клиента узнает об образе Бога в идентифицированной части и о том, как этот образ Бога возник.
Докладчик:
Питер Т. Малиноски, доктор философии.
Объяснение субличностей — Contra EVC
В голосовом диалоге мы вовлекаем эти части в диалог. Важно понимать, что диалог — это не только рациональный или мысленный диалог, но и задействование энергий, связанных с телом. Вот почему термин «сознание» включает в себя как осознание, так и переживание энергии.
Как мы видели в предыдущей главе, субличность занимает свое собственное пространство, поэтому в Голосовом Диалоге мы приглашаем часть, например контролера, туда, где она хотела бы сесть или встать.
Поэтому в Voice Dialogue мы не говорим о сопротивлении, а говорим о первичных я, и акцент будет на том, как подружиться с этой субличностью, например. контроллера, а не бороться с ним. Итак, мы просто просим человека отойти в сторону и осознать энергию, в данном случае Контролера, и тогда вы сможете идентифицировать ощущаемое чувство, связанное с определенным положением в теле. В то же время во время интервью с фасилитатором Контролер начинает осознавать себя. Эта динамика, упомянутая здесь, также применима к любой из субличностей.
Сила воли как основной принцип субличности
Итак, чтобы указать на главный принцип, который мы здесь затрагиваем, заключается в том, что, как сформулировали Хэл и Сидра Стоун, каждая субличность обладает собственной силой воли.
, его мысли и чувства, и его собственный голос (Stone & Stone, 1989, e.a.). Другой основной принцип существования субличностей состоит в том, что они организованы в полярности. Эти части, как правило, хорошо развиты, например, в качестве средств индивидуального выживания. Однако это также означает, что у этих хорошо развитых частей, обычно благодаря стратегиям выживания, есть соответствующие аналоги. Эти двойники идентифицируются как инакомыслящие части, каждая из которых склонна жить без присмотра в тени первичной самости. Так что именно причина того, что одна часть личности в полярности стоит на свету, называется первичной субличностью, ведет к той части личности, которая стоит в тени, живет менее развитым существованием и идентифицируется как наша отверженная. часть или отрекся от себя.Таким образом, инклюзивный аспект Голосового Диалога заключается в том, что этот метод буквально «дает голос» различным частям личности. Существенным для метода также является то, что восприятие этих различных частей в их различных позициях в процессе придания им собственного голоса приводит к растущему осознанию этих частей. Будет возрастать осознание эго, механизм, описанный как Осознающее Эго в всеобъемлющей модели сознания.
Повышение осознания
Наряду с процессом трансформации и растущего осознания в Осознающем Эго, аналогичный процесс возрастающего осознания следует наблюдать и в задействованных субличностях.
Хотя, с одной стороны, это относится к нам как к индивидуумам, это явление, с другой стороны, также относится к группе индивидуумов, которые являются частью семейной системы или работают как коллектив в рамках организации.
Переживание внутреннего дисбаланса часто является моментом, когда нам нужно, чтобы другой полюс был более активным, нам нужно обратное, чтобы привести себя в равновесие. Итак, резюмируя вышесказанное, нам нужно дать субличности голос, или дом. Во-вторых, голосовой диалог дает возможность полностью ощутить эту часть (например, забытую часть) с помощью ее голоса, ее чувств, ее позы или энергии.