Субличности человека список: Субличности человека в психологии – что это такое

Субличности и их влияние на нашу жизнь

Как идеи писательницы Айн Рэнд изменили мировую экономику

В издательстве Individuum вышла книга британского журналиста Уилла Сторра «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет». В ней автор пытается разобраться, как в XXI веке нарциссизм, помноженный на интернет, изменил жизнь современного человека. Ниже приведен фрагмент главы об американской писательнице Айн Рэнд (1905-1982), автора романов «Источник» и «Атлант расправил плечи», в середине XX века продвигавшей в США философию индивидуализма. Жила-была в Санкт-Петербурге девочка по имени Алиса Розенбаум. Она родилась в 1905 году в буржуазной семье, а когда ей было 12, к власти пришли большевики. Они отняли аптеку у ее отца и вынудили разоренное и голодное семейство бежать из города. В самом юном возрасте она возненавидела охвативший страну коллективизм. «Уже тогда я поняла, что это порочная идея, — вспоминала она. — Уже тогда я была индивидуалисткой». Алиса приехала в Америку, где со временем завоевала признание и славу, а заодно и изменила самоощущение всей нации.

Ее влияние сильно и сегодня, ведь ее идеи живут в системе школьного образования, мировой экономике, Кремниевой долине и коридорах власти. В известном смысле все мы, даже сейчас, во втором десятилетии XXI века, существуем в мире Алисы Розенбаум. Некоторое время она провела в Чикаго, но затем переехала в Калифорнию и работала в Голливуде статисткой, помощницей костюмера, а после — сценаристкой. Она начала писать книги, резко критиковавшие воцарившийся в США коллективистский дух «Великой компрессии». В 1943 году был опубликован ее третий роман, принесший ей всемирную известность. Эта книга была гимном индивидуализма, в ней утверждалось, что человеческая цивилизация — результат труда целеустремленных «творцов», которым, чтобы созидать, больше всего остального нужна свобода. Противоположностью созидания, по ее мнению, являлся альтруизм. Алиса ненавидела альтруизм. «Людям внушили, что высшая добродетель — не созидать, а отдавать. Но нельзя отдать то, что не создано». Она полагала, что люди должны ставить свои интересы превыше всего.
«Первое право на Земле — право собственного „я“». К этому времени она уже перестала быть Алисой. Она назвалась Айн Рэнд, позаимствовав имя у финской писательницы, а фамилию — у своей пишущей машинки. Ее роман «Источник» стал бестселлером. В 1951 году Рэнд и ее муж переехали в Нью-Йорк. Работая над очередной после «Источника» книгой, она собрала вокруг себя небольшую группу единомышленников. Сознавая всю силу объединявшей их приверженности индивидуализму, они иронически назвались «Коллектив». Впрочем, эта шутка была завернута не в один, а сразу в несколько слоев иронии. В реальности «Коллектив» представлял собой своего рода культ, опиравшийся на систему священных «истин», среди которых, по признанию одного из членов, были и такие: «Айн Рэнд — величайший человек из когда-либо живших на Земле» и «Айн Рэнд благодаря ее гениальным философским способностям является высшим арбитром в любых вопросах, касающихся того, что в человеческой жизни рационально, нравственно или приемлемо». Они считали себя первопроходцами, которые, продвигая представления Рэнд о «добродетельном эгоизме», положат конец опасной «Великой компрессии» и принесут на смену ей мир, в котором правительственный аппарат невелик, налоги и регулирование минимальны, рынки открыты и люди свободно конкурируют друг с другом.
«Мы видели себя зачинщиками грядущей революции, — рассказывала одна из участниц „Коллектива“ в интервью режиссеру Адаму Кертису в 2010 году. — Нас переполняло восторженное предвкушение радикальных перемен». Когда Кертис спросил, чего же они надеялись достичь, она ответила: «Совершенно свободного общества». Рэнд утверждала, что из всех мыслителей на нее повлиял лишь родоначальник индивидуализма — Аристотель. Именно он более двух тысяч лет назад пришел к выводу, что состояние «возвышенной любви к себе» является обязательным условием для достижения совершенства. Чтобы преуспеть, люди должны сначала полюбить себя. «Человек имеет право на счастье и должен достичь его самостоятельно, — сказала Рэнд в программе канала ABC „Беседы с Майком Уоллесом“ с сильным русским акцентом, но зато самыми что ни на есть американскими словами. — И он не обязан желать жертвовать собой ради счастья других. Я утверждаю, что человек должен уважать себя». Вера Рэнд в важность самоуважения широко распространилась по Соединенным Штатам, а также в Великобритании и некоторых других странах.
Она сопровождает нас и сегодня. Но популяризация этой идеи началась с работы человека, которого Рэнд называла своим «интеллектуальным наследником», важного члена «Коллектива». Он был мужем другой его участницы и на 25 лет моложе Рэнд, однако состоял с ней в интимной связи. Натаниэль Бранден писал и редактировал статьи для ее «журнала идей» под названием «Объективист». Его книга «Психология самоуважения», изданная в 1969 году, разошлась более чем миллионным тиражом и долгие годы входила в школьные программы. Исходя из своих же работ, опубликованных в «Объективисте», он утверждал, что самоуважение, опирающееся на рациональность и достижения, является важнейшим фактором психологического развития человека. «Характер этой самооценки чрезвычайно сильно влияет на мышление человека, его чувства, желания, ценности и цели, — писал он. — Это важнейший ключ к его поведению». В 1970-е годы Брандена стали называть «отцом движения самоуважения». Однако его влияние отнюдь не ограничилось этим десятилетием, ведь он одновременно вдохновил члена законодательного собрания Калифорнии Джона Васконселлоса, который в 1980-е и 1990-е годы больше кого-либо другого сделал для распространения идеологии самоуважения по всему миру, и лично сотрудничал с ним.
Рэнд воздействовала на умы миллионов своими романами-бестселлерами, Бранден приносил ее идеи личного интереса и самооценки в школы и кабинеты психотерапевтов, но был еще третий участник «Коллектива», чье влияние крепло со временем. Рэнд познакомилась с ним в Нью-Йорке, где группа каждый вечер собиралась в ее квартире, чтобы послушать свежие отрывки из еще неопубликованного романа «Атлант расправил плечи». Он станет ее шедевром, ее попыткой, по словам биографа Энн Хеллер, «создать идеального человека и обозначить идею и жизненные условия, которые бы позволили ему любить, творить и производить». В этой книге изображалась полностью контролируемая государством Америка, в которой творцы (художники, промышленники и предприниматели) восстали и создали для себя новый мир в далеком тайном «Ущелье Голта», представляющем собой анклав победившего разума — качества, которое Рэнд больше всего ценила в людях. Только освободившись с помощью рациональности от оков эмоций, можно было стать полезным членом этой утопии, где никто не платил налогов, но все соревновались друг с другом, а рыночные отношения никак не регламентировались, ведь они нуждались в свободе не меньше, чем создавшие их люди.
Как однажды выразилась Рэнд, «свободный рынок является логическим следствием свободного ума». Особенно сильно эти субботние чтения вдохновили серьезно настроенного 26-летнего участника кружка по имени Алан Гринспен. Из-за его мрачного спокойствия, приятных манер и темных костюмов Рэнд дала ему прозвище Гробовщик. Лишь прочтя первые отрывки «Атланта», он проявил себя с другой стороны. «Он вдруг преисполнился радостного волнения, которого никто в нем прежде не замечал», — вспоминает Бранден. Гринспен нашел ее идеи «блестяще точными» и столь совершенными в своей логике, что несогласные с ними определенно должны были лгать. «Она помогла мне понять, что капитализм не только эффективен и практичен, но еще и этичен», — говорил Гринспен. Он, в свою очередь, рассказывал ей о фундаментальной природе людей, «об их ценностях и о том, как они работают, что они делают и почему они это делают, как они мыслят и почему они так мыслят». Если сперва он был аутсайдером, то теперь начал помогать Рэнд с книгой, давая ей советы насчет экономики сталелитейной отрасли.
Убедившись в его «первоклассном уме», Рэнд так сильно поверила в него, что вместо Гробовщика стала называть его Дремлющим Гигантом. Он писал и статьи для «Объективиста», в которых утверждал, что рынки творят добро и сами себя корректируют: «Именно „алчность“ предпринимателя, а точнее его погоня за прибылью, служит прекрасным защитником потребителя». «Атлант расправил плечи» был опубликован в октябре 1957 года, практически на пике культурной мощи «Великой компрессии». Модные в то время критики не стеснялись в выражениях. Гор Видал назвал книгу «почти идеальной в ее аморальности», The New York Times заявила, что она «написана из чувства ненависти» и представляет собой «не литературное произведение, а вызывающий жест», а в рецензии National Review говорилось, что «почти на каждой странице романа слышится нездоровый требовательный голос, командующий „В газовую камеру — марш!“» (Однако хотя бы это высказывание нельзя назвать справедливым. С точки зрения Рэнд, призывы к групповой идентичности были антииндивидуалистичны, а расизм представлял собой «самую низкую, грубую и примитивную форму коллективизма».
) Проявив нехарактерный для себя альтруизм, «Коллектив» собрался вокруг своего втоптанного в грязь идола. Бранден поручил остальным начать кампанию по написанию писем ее злейшим критикам. Алан Гринспен написал в редакцию The New York Times: «„Атлант расправил плечи“ полон вовсе не ненависти, а прославления жизни и счастья. Справедливость неумолима. Творческие личности, которым свойственны непреклонная целеустремленность и рациональность, достигают высшей радости и удовлетворения. Паразиты, отказывающиеся ставить перед собой цели или руководствоваться разумом, гибнут, как они того и заслуживают». Впрочем, широкая публика отреагировала иначе. «Атлант расправил плечи» попал в список бестселлеров The New York Times через три дня после публикации и продержался в нем 22 недели, что, безусловно, свидетельствует о прочности индивидуалистской сердцевины американского «я» даже в те годы коллективистских настроений. Однако для Рэнд это было слабым утешением. Суровая реакция критиков ввергла ее в глубокую депрессию, повлияв и на ее отношения с Бранденом: в следующие два года они занимались сексом не больше 10 раз.
Вечером 23 августа 1968 года Рэнд узнала, что он встречается с другой женщиной, и пришла в ярость. Она трижды ударила его по лицу с криками: «Ты отверг меня? Как ты посмел меня отвергнуть?» Она публично назвала его «предателем» и ложно обвинила в нескольких неблаговидных поступках, включая финансовые махинации и аморальное поведение. Эти обличения, опубликованные в «Объективисте», заняли 53 абзаца на шести страницах. Его исключение было одобрено и подписано ее верными соратниками, включая Алана Гринспена. В какой-то момент до Брандена дошли слухи, что темой одной из (исключительно теоретических и умозрительных) дискуссий группы стал вопрос: «Этично ли было бы убить его в свете причиненных Айн Рэнд мучений?» По-видимому, они ответили на этот вопрос утвердительно. Тем не менее время Рэнд и ее «Коллектива» настанет совсем скоро. Многолетний «классовый компромисс» между трудом и капиталом, характерный для «Великой компрессии», во многом поддерживался удачным стечением обстоятельств. Экономика США опиралась на массовое производство, а средний класс зарабатывал достаточно, чтобы покупать производимые страной товары, в том числе благодаря протекционизму профсоюзов и государства. Но затем наступили 1970-е годы, и в США и Великобритании все пошло наперекосяк. Экономика стагнировала, инфляция ускорилась, а рынки ценных бумаг — обрушились. Следом разразились нефтяной кризис, кризис сталелитейной отрасли, банковский кризис, случился «никсоновский шок», а правительство Великобритании ввело трехдневную рабочую неделю. ВВП упал, профсоюзы объявили забастовку, миллионы людей потеряли работу. Именно в эту неспокойную пору Гринспен начал извилистый путь к высшим эшелонам власти. Он занялся политикой в 1968 году после настойчивых увещеваний Рэнд и сначала стал советником Ричарда Никсона. В 1974 году он занял должность председателя Совета экономических консультантов, а Рэнд с гордостью следила за его инаугурацией. Он наблюдал из властных кабинетов коллапс старого мира и рождение нового. Когда гарантии «Великой компрессии» начали превращаться в дым, политикам срочно понадобилась свежая теория, в соответствии с которой они могли бы выстраивать экономику и управлять страной. На еще недавно опальные идеи Айн Рэнд и Гринспена появился особый спрос. Концепция, быстро набравшая тогда популярность и до сих пор господствующая в значительной части мира, называлась «неолиберализм». Эта некогда высмеивавшаяся теория чаще всего приписывается австрийскому экономисту Фридриху фон Хайеку. В предыдущие десятилетия, омраченные распространением фашизма в его цивилизованной стране, Хайек заметил, что нацистов и коммунистов объединяет стремление контролировать мир посредством централизованного планирования. Увидев, что нечто подобное происходит в США и Великобритании в период «Великой компрессии», он пришел в ужас. «Существует более чем поверхностное сходство между направлением развития мысли в Германии в годы прошлой войны и после нее и нынешними идеями в демократических странах», — написал он в 1944 году. Работая лектором в Лондонской школе экономики, а затем в Чикагском университете в 1950-е годы, Хайек безжалостно критиковал британские и американские проекты «Великой компрессии» за отступление от древнегреческого наследия. Централизованное планирование, утверждал он, несовместимо с индивидуальной свободой, на которой построены эти великие страны, и «ведет к закрепощению». Сильнее всего его беспокоило вмешательство государства в деятельность рынков. Хайек говорил, что те, кто управляет денежными потоками, управляют всем: «Экономический контроль — это не просто контроль над одним аспектом человеческой жизни, изолированным от всех остальных. Это контроль над средством достижения всех наших целей». Он мечтал о мире, в котором «принуждение одних другими было бы сведено к минимуму». Чтобы прийти к этому и не допустить сползания в тоталитаризм, следовало уменьшить роль правительств. Если люди хотели оставаться свободными и избежать ужасов коммунизма и фашизма, то власть государства надлежало обуздать. Чтобы страны не подвергались воздействию порочных идеологий, контроль должен был перейти к рынкам, как можно более независимым от влияния государства. Этим свободным рынкам предстояло стать локомотивами обществ нового типа, в которых все будет основываться на принципе конкуренции. Мир должен был превратиться в своего рода игру, в которой все соревнуются друг с другом, а сильнейшие получают добычу. Эти сверхбогатые победители станут героями-первопроходцами. Получив возможность создавать огромные богатства, они начнут «выполнять важную функцию», «экспериментируя с новыми стилями жизни, еще недоступными бедным», тем самым формируя наше будущее. Все это должно было вернуть индивидуализм на его законное место — в самое сердце западного общества. Хайеку неолиберализм представлялся идеологией без идеологии; он должен был помочь построить утопию, в которой мы наконец избавимся от безрассудства политиков. Только в 1970-е годы, когда старая система пошатнулась, неолиберализм начал быстро становиться частью мейнстрима. При содействии группы влиятельных бизнесменов, мыслителей и экономистов под названием «Мон Пелерин» он набирал силу с 1940-х годов и распространялся через сеть щедро финансируемых «мозговых центров», чтобы в итоге оказать необходимое влияние во всех нужных местах. Он был принят в качестве руководящего принципа правительствами Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер. И, разумеется, он во многом напоминал взгляды Айн Рэнд и ее последователя Алана Гринспена, который в этом новом мире неожиданно оказался в фаворе и во власти. И вот когда Тэтчер хлестко заявила: «Общества как такового не существует: есть только мужчины, женщины и семьи», — двое мировых лидеров сделали своей миссией освобождение отдельных людей от оков чрезмерно разросшегося государства и превращение общества в игру воюющих между собой индивидуумов. Они вознамерились усилить конкуренцию насколько возможно и везде, где это возможно. Отныне всем предстояло соревноваться на саморегулирующихся и повышающих общее благосостояние свободных рынках (в конце концов, ведь не только людям нужна свобода для полной реализации своего потенциала, но и рынкам), чья «невидимая рука» приведет нас всех к стабильному и обеспеченному будущему. В июне 1987 года Рональд Рейган с удовольствием объявил о назначении нового председателя Федеральной резервной системы — Алана Гринспена. Этот пост, пишет доктор экономических наук Э. Р. Брэдбери, сделал Гринспена «самой значительной фигурой, влияющей на мировую экономику». Он занимал эту чрезвычайно важную должность до 2006 года, то есть почти 30 лет, в течение которых его называли «центральным банкиром неолиберализма».

Кто говорит в моей голове: знакомство со своими «Я»

Познать себя

Концепция субличностей была разработана в 1980-х годах, ее авторы — психологи Хэл и Сидра Стоуны1. Их метод называется «Диалог с голосами». Суть в том, чтобы определить разные грани нашей личности, назвать каждую по имени и увидеть в ней отдельного персонажа. Система координат очень меняется, когда мы понимаем, что внутренний мир не сводится к одной-единственной идентичности. Это позволяет нам принять внутренний мир во всем его богатстве.

Слагаемые моего «я»

«Человек — сложная система, которую трудно охватить пониманием всю сразу, — считает транзактный психоаналитик Никита Ерин. — Поэтому, хотим ли мы понять себя или другого, чтобы облегчить эту задачу, стараемся различить отдельные элементы системы, а затем их соединить в «я — человек, который…».

При таком «элементарном» подходе увеличивается конкретность восприятия. Что полезнее знать: что «человек он так себе» или что «он неплохо справляется с работой, но то, как он ведет себя с другими, не устраивает меня»? Один и тот же человек проявляет себя по-разному в зависимости от обстоятельств, окружения, собственного душевного и физического самочувствия.

Как правило, субличности возникают в качестве защитного психологического механизма. Например, у ранимого ребенка, растущего в авторитарной семье, скорее всего, сложится субличность «Послушный малыш». Она поможет ему избегать гнева родителей и получать любовь и заботу. А противоположная субличность, «Бунтарь», будет подавлена: даже взрослея, он продолжит следовать привычке смирять свои внутренние порывы и демонстрировать уступчивость, даже когда ему было бы полезно вести себя иначе.

Подавление одной из субличностей создает внутреннее напряжение и истощает наши силы. Поэтому так важно вытащить теневые (отвергаемые) субличности на свет, подчеркивает Никита Ерин.

Предположим, у деловой женщины подавлена субличность «Мама». Вывести ее на свет помогут три шага.

1. Анализ и описание поведения. «Если я хочу быть мамой, я попробую думать и действовать как мама».

2. Осмысление. «Что для меня значит быть матерью? Как это, ею быть?»

3. Дифференциация. «Сколько разных ролей я исполняю?»

Если субличность загнана глубоко в бессознательное, повышается риск, что в случае кризиса она выйдет на передний план и причинит серьезные разрушения в нашей жизни. Но если мы примем все свои субличности, даже теневые, риск снизится.

Мирные переговоры

Разные части нашей личности не всегда живут в согласии. Часто случается внутренний конфликт между нашим Родителем и Ребенком: это два из трех основных состояний «Я», которые описал психоаналитик Эрик Берн (см. в рамке на следующей странице).

«Предположим, кто-то из состояния Ребенок хочет быть танцором, а из состояния Родитель он же убежден в том, что лучшая профессия на свете — врач, — рассказывает психолог Анна Беляева. — И вот он работает врачом и не чувствует себя реализованным. В этом случае психологическая работа с ним направляется на урегулирование этого конфликта и усиление состояния Взрослый, которое включает способность к беспристрастному анализу и принятию решений. В результате происходит расширение сознания: клиент начинает видеть возможности, как заниматься любимым делом. И варианты могут быть разными».

Один запишется на уроки вальса в свободное время, другой найдет возможность зарабатывать танцами и сменит профессию. А третий поймет, что эта мечта детства уже потеряла актуальность.

В психотерапевтической работе клиент учится самостоятельно понимать своего внутреннего Ребенка, успокаивать его, поддерживать, давать ему разрешения. Быть себе Заботливым Родителем и «убавлять громкость» Критикующего Родителя. Активизировать своего Взрослого, брать на себя ответственность за себя и свою жизнь.

Субличности можно понимать не только как состояния нашего «Я», но и как социальные роли. И они тоже могут вступать в противоречие! Так, роль жены-домохозяйки часто конфликтует с ролью успешного профессионала. А выбрать лишь одну из них иногда означает не чувствовать себя полноценно реализованной личностью. Или одна из субличностей может негативно оценить решение, принятое другой, как это случилось с 30-летней Антониной.

«Я отказалась от повышения, потому что пришлось бы больше времени проводить на работе, а я хочу видеть, как растут наши дети, — рассказывает она. — Но скоро меня посетила мысль, что я гублю свой талант, и я испытывала раскаяние, хотя и не собиралась ничего менять. Потом я поняла, что эти мысли напоминают мамин голос: «Нельзя женщине приносить себя в жертву семье!» Странно, что в реальности моя мама вовсе не осуждала меня. Я поговорила с ней, а потом и моя «внутренняя мама» оставила меня в покое».

Кто есть кто

Каждая история уникальна, и за ощущением неудовлетворенности скрываются разные конфликты. «Исследование различных состояний «Я» или субличностей помогает клиенту в дальнейшем самостоятельно находить и разрешать свои внутренние противоречия», — уверена Анна Беляева.

Определить, какие субличности у нас есть, поможет список черт характера, как положительных, так и отрицательных. Например: Добряк, Трудоголик, Зануда, Активист… Спросите у каждой из этих субличностей: как давно ты обитаешь в моем сознании? В каких ситуациях проявляешься чаще всего? В чем твое положительное намерение (что хорошего ты делаешь для меня)?

Постарайтесь понять, какая энергия высвобождается при действии этой субличности, обратите внимание на ощущения в теле. Возможно, некоторые субличности развиты чрезмерно? Устраивает ли вас это? Эти суб­личности — ядро вашего характера.

Перейдем к их антагонистам. Выпишите противоположные качества, которые могли бы у вас быть. Например, у субличности Добряк противоположностью может быть Злюка или Эгоист. Вспомните, проявлялись ли субличности-антагонисты в каких-либо ситуациях? Как это было? Было бы полезно, если бы они проявлялись чаще?

Это ваши отвергнутые суб­личности. Задайте им те же вопросы, что и раньше. Вы наверняка откроете в себе неожиданные желания, а также новые способности.

Невидимки

Третья категория — скрытые субличности, о существовании которых мы не догадываемся. Чтобы их обнаружить, запишите имя вашего кумира — реального человека или известной личности. Перечислите качества, которыми вы восхищаетесь. Сначала в третьем лице: «Он хорошо выражает мысли». Затем повторите это от первого лица: «Я хорошо выражаю мысли». Таланты, которыми мы восхищаемся в других, есть и у нас, просто проявлены они слабее. Возможно, стоит их развивать?

Затем запишите имя человека, который вас раздражает, перечислите его черты, которые вызывают у вас особый негатив. Это — ваши скрытые недостатки. Вы ненавидите лицемерие? Проанализируйте ситуации, в которых вам приходилось лицемерить, хотя бы немного. Чем это было обусловлено? И помните: никто не идеален.

Снаружи не видно, как взаимодействуют наши субличности. Но отношения между ними влияют на самооценку и самочувствие, профессиональную реализацию и доход, дружбу и любовь… Лучше узнавая их и помогая им найти общий язык, мы учимся жить в ладу с собой.

Ребенок, Взрослый, Родитель

Американский психоаналитик Эрик Берн, заложивший основы транзактного анализа, выделял три основные субличности, которые есть у каждого из нас:

  • Ребенок — состояние, которое позволяет нам адаптироваться к правилам, дурачиться, танцевать, свободно выражать себя, но также хранит в себе детские психотравмы, деструктивные решения относительно себя, других и жизни;
  • Родитель — это состояние позволяет нам заботиться о себе и других, контролировать собственное поведение, следовать установленным правилам. Из этого же состояния мы критикуем сами себя и других и осуществляем чрезмерный контроль за всем на свете;
  • Взрослый — состояние, позволяющее реагировать из «здесь и сейчас»; оно учитывает реакции и особенности Ребенка и Родителя, текущую ситуацию, собственный опыт и принимает решение о том, как действовать в конкретной ситуации.

Подробнее в книге: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди» (Эксмо, 2017).

1 Х. Стоун, С. Уинкельман «Принимая собственные «Я»» (Эксмо, 2003).

Текст:Анна Долгарева, Александр ПелевинИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Я мог бы написать книгу о ненависти к себе»: певец Робби Уильямс впервые признался в психическом расстройстве

«Мы — выживальщики»: как представители разных семейных мифов реагируют на кризис — мнение психолога

«Не гневите Бога»: почему мужчинам нельзя делать вазэктомию — мнение россиян

Как диснеевские принцессы влияют на психику детей: 4 мультфильма глазами психологов

Развод на 35 миллионов: как экс-супруг отомстил москвичке

«Я не обделена вниманием, но не могу вынести, когда парень уходит гулять с друзьями»

Полиглот с детства: так ли легко воспитать ребенка-билингва — личная история и комментарий психолога

Как часто нужно созваниваться взрослым детям и родителям: мнение представителей разных поколений

СУБЛИЧНОСТИ – ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРЫ И ЧЕТЫ (ЧАСТЬ 2) , вам был предложен четкий шаблон для достижения гармонии и мира в сообществе самости.

Вот напоминание о пяти этапах:

 

  1. Идентификация и наименование ваших субличностей
  2. Понимание своих субличностей
  3. Как проявляют себя ваши субличности
  4. Понимание отношений между субличностями
  5. Создание мирного договора

 

Чтобы совершить это путешествие наиболее эффективным способом, полезно понять основные черты основных членов вашего сообщества самости, что позволит вам лучше ориентироваться в этом процессе.

 

Далее следует список основных субличностей с перечислением основных черт каждой из них. Это не окончательный список, но он включает основных антагонистов. Что вы увидите, чем более внимательно вы изучите субличности, так это то, что между ними есть значительные области совпадения, что было объяснено в приквеле. Помните, что субличности ищут общие интересы и общие цели, именно так формируются группы внутри сообщества.

 

Следует добавить для ясности, что не каждая черта, относящаяся к определенной субличности, обязательно применима к индивидууму, который идентифицирует себя с этой субличностью.

 

Посмотрите, сможете ли вы определить, к каким субличностям вы наиболее близки. Основных игроков обычно полдюжины. Может быть больше, а может быть меньше, но это хороший ориентир. Не делайте ошибку, думая, что, поскольку вы можете отождествлять себя с чем-то в каждом из них, вы каким-то образом активируете все субличности внутри себя. То, что вы ищете, — это основные влиятельные лица. Отсюда вы почти наверняка обнаружите, что есть и другие подгруппы, которые питаются и поддерживаются основными драйверами.

 

 

Внутренний критик – эгоцентричный, недобрый, осуждающий, боязливый, саботажник, фиксированный

 

Хамелеон – co

 

Жалобщик – осуждающий, злой, осуждающий, жертва, капризный, мелочный

 

Манипулятор – лживый, фантазер, рассказчик, эгоист, катастрофизатор, одержимый

 

Мученик – контролирующий, манипулятивный, ищущий внимания, катастрофизатор, злой, жертва

 

Ищущий внимания – эгоистичный, нуждающийся, бесчувственный, манипулятивный, ревнивый, тщеславный

900 02  

Агрессор – обвиняющий, жертва, взрывной, холодный гнев, мстительный, властный

 

Трус – боязливый, лживый, обвиняющий, жертва, эмоционально неустойчивый

9000 2  

Жертва – бедный я, обвиняющий, отрицающий, нуждающийся, обиженный, саботажник

 

Защитник – рассказчик, оправдывающий, отрицающий, притворяющийся, манипулирующий, импульсивный , нерешительный

 

Конкурент – неуверенный в себе, лживый, оправдывающий, навязчивый, нетерпеливый, властный поглощенный, лживый, злой, контролирующий

 

Знай все – неуверенный, высокомерный, боязливый, соперничающий, защищающийся, тщеславный

 

Ребенок – ранимый, манипулятивный, нуждающийся, ищущий внимания, незрелый, наивный

  9000 5

Циник – сомнительный, осуждающий, недобрый, высокомерный, угрюмый, настойчивый

 

Сверхторговец – мученик, перфекционист, высокомерный, контролирующий, напористый, властный

  9 0005

Наблюдатель – осуждающий, испуганный, трусливый, высокомерный, ревнивый, неуверенный в себе

 

Спасатель – мученик, искатель внимания, высокомерный, недоверчивый, обескураживающий, спаситель

 

Людской угодник – нуждающийся, отчаянный, неуверенный, манипулятивный, звездный, скупой , эгоистичный, отключающий

 

Звезда – эксгибиционист, манипулятор, эгоист, нуждающийся, завистливый, властный

 

Контролёр – эгоистичный, властный, манипулятивный, бесчувственный, боязливый, нетерпеливый

 

900 03 Перфекционист – злой, осуждающий, навязчивый, контролирующий, высокомерный, унылый

 

Катастрофизатор – саботажник, искатель внимания, манипулятор, бред, рассказчик, боязливый

 

9 0002 Судья – высокомерный, самодовольный, контролирующий, бесчувственный, властный, тщеславный

 

Саботажник – негативный, пессимистичный, эгоцентричный, катастрофизатор, злобный, осуждающий

 

Дипломат – избегающий, угождающий людям, рассказчик, тщеславный, боязливый, манипулятивный

 

Выживший – манипулятивный, боязливый, эгоистичный, нуждающийся, отчаянный, безжалостный

 

900 02  

Важно помнить, что субличности изначально создаются из некоторого раннего беспокойства, смешанных сообщений, многократного воздействия негатива или травмы. Они устанавливаются в то время, когда подлинное «я» разбито и разбито, и из этого несчастья или травмы возникает фрагментированное «я». Затем эти фрагменты (субличности) ищут способы выжить. С этого момента принимается защитная поза, и рождается культура личных интересов. В результате кооперация и сотрудничество внутри сообщества самости теперь утрачены.

 

Когда мы приходим в мир, мы целы, чисты и полны творчества и желания выразить свою подлинность и индивидуальность в мире. Однако если нас не встречают с изяществом, добротой, безопасностью и последовательностью, то мы дезориентированы, не уверены в том, чего мир хочет и ожидает от нас. Мы быстро учимся становиться тем, чего требует от нас окружающая среда, а то, с чем мы пришли, ускользает сквозь пальцы и теряется. Эта потеря аутентичности еще больше усугубляется пренебрежением, злоупотреблениями и неоднозначными сообщениями.

 

Если мы сможем понять, как теряется наша подлинность и создается приобретенное «я», мы можем изменить нарративы о личных интересах и заменить их добротой, сочувствием и, в конечном счете, дружбой и товариществом.

 

По мере того, как вы прорабатываете свой путь и устанавливаете, кто является ключевым игроком в вашем сообществе, вы обнаружите, что каждым из них движет страх, вина и стыд… и в результате они активно стремятся защитить себя и роли, которые они играют. Другими словами, как и любая энергия, они сделают все, чтобы выжить, поэтому, если им не будет предложена лучшая парадигма, они будут продолжать прибегать к режиму выживания.

 

Полезным способом изучения и понимания отношений между вашими субличностями является рисование кругов или квадратов, каждый из которых представляет основную субличность. Затем добавьте соответствующие черты. Вы заметите значительные совпадения, когда одни и те же черты появляются в нескольких кругах/квадратах. Именно в этих точках пересечения вы найдете общие интересы и общие планы. Наблюдение за этим визуальным изображением может помочь осмыслить сложность вашего внутреннего ландшафта и углубить ваше понимание тонкостей этих отношений. Именно здесь вы найдете множество ключей к примирению и разрешению.

 

Здесь вы можете увидеть общие интересы и общие планы, вы также можете начать развивать новые, здоровые истории между разными личностями. Эти новые нарративы могут лечь в основу мирного договора. Мирный договор построен на осознании того, что все отрицательные характеристики субличностей имеют добродетельную личность. Наша главная задача — убедить каждую субличность в том, что есть лучший путь; у каждого из них есть более высокая цель. Когда субличности увидят, что есть более благородная цель, которой они могут следовать, тогда сообщество самости может быть установлено на новой основе.

 

В заключении этой трилогии (Субличности – Мирный договор) мы рассмотрим добродетельные характеристики субличностей, которые прояснят ситуацию и помогут мотивировать вас к изменениям, необходимым в вашем сообществе, восстанавливая подлинное «я» на его законное место, на место самоуважения.

 

 

 

«Когда мы учимся любить в себе безобразное, мы становимся красивыми».

 

 Нажмите, чтобы загрузить PDF


 

См. также: Субличности – Мирный договор (часть 3)

4 субличности и как они мешают самореализации ment

Знаете ли вы, что каждый человек, включая вас, имеет внутри себя 4 субличности? И что общего у этих 4-х субличностей? Они любят заставлять вас сомневаться в себе и вселять в ваше сердце тревогу и страх.

Наши внутренние голоса. Они непрекращающиеся, тонкие и вездесущие. Часто мы не осознаем внутренних диалогов, которые происходят внутри нас самих, разговоров с самим собой, которые повторяются, как заезженные пластинки, внутри нашего разума. Однако, к сожалению, этот внутренний диалог часто состоит из самопроизвольных и самосаботажных мыслей и убеждений о себе и своих способностях.

Тогда неудивительно, что многие из нас чувствуют себя парализованными и раздраженными, когда пытаются самореализоваться и творчески реализовать себя. Кажется, что мы ничего не можем сделать без постоянных внутренних вставок критики, безнадежности и беспокойства. Наши дни украшены такими мыслями, как «я бесполезен», «я не создан для этого», «я мог бы сделать это лучше». И как следствие… мы чувствуем себя измотанными и побежденными – самими собой!

Но мы созданы не для того, чтобы быть злейшими врагами самим себе. Откуда именно берется такой сомнительный и обреченный на провал негатив? И как мы можем жить более самореализованной жизнью?

По теме: 5 типов разговоров с самим собой, которые больше всего нравятся вашему мозгу

Четыре субличности

Я впервые обнаружил идею четырех субличностей 3 года назад в книге Эдмунда Борна о тревоге и фобии. В то время я изо всех сил пытался преодолеть то, что я считал тяжелым случаем социального тревожного расстройства.

С тех пор я в значительной степени преодолел СА, осознав свой негативный внутренний диалог и четыре субличности, которые в разной степени присутствуют в каждом из нас.

Эти субличности:

  • Беспокойный
  • Критик
  • Жертва
  • Перфекционист

Единственное, что объединяет эти четыре субличности, — это способность вызывать беспокойство. Они озвучивают разного рода негативные диалоги, происходящие внутри каждого из нас.

Как найти самореализацию

Как они калечат нас

Ниже приведен список каждой субличности, препарированной и помещенной под микроскоп. Подумайте над этим вопросом: что преобладает в вас?

1. Беспокойство

Описание: Этот человек склонен к катастрофизации и воображению наихудших сценариев, вызывающих тревогу, страх и даже панические атаки внутри себя. Они, как правило, всегда на взводе, высматривая признаки неприятностей.

Когда возникают эти признаки неприятностей, беспокойный человек склонен:

  • Предвидеть худшее.
  • Переоценивайте шансы на то, что произойдет что-то ужасное.
  • Фантазируй о наихудших возможных катастрофах.

Ключевые выражения: «Что, если…»

Примеры: Типичный диалог включает такие мысли, как: «А что, если они услышат, как я заикаюсь, и решат, что я идиот — и не дадут мне работу?!» работать на всеобщее обозрение, и все надо мной смеются, думая, что я неудачник?»

Связано: 7 внутренних архетипов, которые подрывают вашу уверенность и самоуважение

2. Критик

Описание:  Этот человек очень осуждает себя. Они постоянно принижают себя за любой недостаток, ограничение или неудачу, которую видят в себе. Они попадают в ментальную ловушку, чрезмерно подчеркивая свои слабости и отфильтровывая свои сильные стороны.

Ключевые выражения: «Ты что, ничего не можешь сделать нормально?», «Почему ты всегда так делаешь?», «Это было глупо!», «Должно быть…»

Примеры: «В этом моем романе так много недостатков, я такой плохой писатель!», «B+? Я мог бы сделать намного лучше!», «Я такой слабый человек по сравнению с _____. Я должен быть лучше».

3. Жертва

Описание: Эта субличность вызывает чувство беспомощности и безысходности. Это та часть вас, которая считает, что у вас есть врожденный дефект, который делает вас недостойным и неспособным. Он говорит вам, что ничего никогда не изменится, а обстоятельства необратимы и неизлечимы. Следовательно, Жертва воздвигает препятствия и преграды между собой и своими целями, лишая себя самоудовлетворения.

Ключевые выражения: «Я никогда не смогу…», «Я не могу».

Примеры: «Сейчас уже слишком поздно это делать… Я слишком устал/стар/неопытен/неквалифицирован», «Мне никогда не получить прибавку к зарплате, так какой смысл пытаться?», «Я не могу этого сделать – это слишком сложно для меня».

Поиски самореализации

4. Перфекционист

Описание: Эти люди постоянно заставляют себя делать больше и лучше, всегда говоря себе, что они недостаточно хороши. Они черпают свою самооценку из внешних достижений, заставляя себя мантрой, что они «должны делать» это или «должны быть» то. Когда им не удается сделать что-то, что не соответствует их высоким стандартам, они проявляют нетерпимость и эгоизм. Перфекционист не прощает и не забывает, создавая для себя большое давление и беспокойство.

Ключевые выражения: «Я должен», «Я должен», «Я должен».

Примеры: «Я должен быть компетентным – я должен сделать это хорошо», «Я должен всегда быть самоотверженным и заботливым», «Я должен быть лучшим на этом концерте – я должен хорошо выступить».

По теме: 10 признаков того, что вы перфекционист и как это преодолеть

Как освободить себя и найти самореализацию

Какая субличность была в вас самой доминирующей? Их могло быть и два поровну – это нормально. Или это мог быть только такой, как я (перфекционист).

Теперь, когда у вас есть представление о четырех субличностях, вы, возможно, обдумываете наилучший план действий. Как предложил плодовитый автор Рэй Брэдбери в своей книге Дзен в искусстве письма: не думайте — просто делайте! Это один из подходов, который не требует никаких умственных действий или анализа.

Тем не менее, некоторые находят этот подход неоднозначным, и что касается того, как это делается, будь то с помощью медитации или какого-либо другого самостоятельного метода, это полностью зависит от ваших собственных устройств. Однако есть и другие способы противодействия негативному разговору с самим собой наших субличностей. Они приходят с 1) осознанием своих мыслей и 2) прерыванием ваших мыслей любым из следующих вопросов:

  • 1. Вы объективны?
  • 2. Всегда ли это так?
  • 3. Так было в прошлом?
  • 4. Вы смотрите на общую картину или просто фокусируетесь на деталях?
  • 5. Каковы объективные шансы того, что это произойдет? Почему? Почему нет?
  • 6. Каковы фактические доказательства этого?
  • 7. По правде говоря, что самое худшее может случиться? Почему это так плохо? Как бы вы поступили с этим?

Когда вы пытаетесь освободиться от яда вашей субличности, цель состоит в том, чтобы а) бросить вызов, б) найти доказательства и в) сохранить объективное состояние ума.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts