Субординация примеры: что это простыми словами, примеры, значение

между начальником и подчиненным простыми словами, примеры для чего она нужна, между учителем и учениками, в больнице

Из статьи вы узнаете:

Несоблюдение трудовой субординации может стать серьезной проблемой. Нарушение ее правил наносит не только серьезный ущерб рабочим отношениям, но и негативно влияет на моральный дух коллектива, а также подрывает авторитет организации в целом. Далее рассмотрим подробнее, что такое субординация на работе, для чего она нужна и какие могут быть последствия при ее игнорировании.

Что такое трудовая субординация?

Понятие субординация латинского происхождения. От лат. Subordination означает подчинение. Иными словами, безоговорочное повиновение человека, воле другого лица, занимающего в иерархической системе более высокое положение. Изначально указанный термин применялся в воинской сфере, отличающейся строгим соблюдением дисциплины.

В положениях трудового кодекса определение субординации не содержится. Однако его можно найти в различных региональных нормативно-правовых актах. Например, согласно ст. 56 гл. 10 распоряжения Администрации Сургутского района ХМАО № 149-р от 20.03.2020 г., субординацией называются отношения между работниками, находящимися в порядке подчиненности согласно с их должностными инструкциями.

Вместе с тем, в наши дни субординация на работе вовсе не означает безоговорочное подчинение превосходящему по рангу руководству компании, а также, следование его указаниям любой ценой.

Сегодня это понятие имеет более широкое и гибкое значение. Конкретные правила трудовой субординации будут зависеть от стиля управления, принятого в компании, а также, от корпоративной культуры.

Простыми словами субординация на работе представляет собой свод правил, регулирующих поведение членов трудового коллектива. Она базируется на подчинении рядовых работников, сотрудникам, занимающим более высокие должности или звания в организации.

Иначе говоря, в зависимости от того, какую ступеньку служебной лестницы занимает специалист, вероятно, существуют работники, которым придется выполнять его распоряжения. Более того, один и тот же сотрудник компании может рассматриваться и как начальник для нижестоящих должностей, и как подчиненный для вышестоящих руководителей.

Вам также будет интересно:

— Военно-учетная специальность: какие бывают ВУС и что они значат?
— Мобилизация в России: все, что важно знать и понимать

Вместе с тем, субординация — это не только отношения между состоящими в подчиненности сотрудниками организации, но и общие правила взаимодействия в деловой среде.

Иметь четкое представление о том, каким образом должны быть выстроены отношения между начальником и подчиненным или коллегами одного ранга, не менее важно, чем знать правила делового этикета.

Правовая база

Как было отмечено выше, субординация представляет собой своеобразный свод правил, регулирующий деловые отношения в трудовом коллективе — между начальником и подчиненным, а также между коллегами, равными по рангу.

Правила субординация на работе обязательно оговариваются в различных локальных актах. С правовой точки зрения, в той или иной мере они могут быть прописаны в следующих нормативно-правовых документах:

  • Трудовой договор. При поступлении на работу со специалистом заключается обычный трудовой договор, где в письменной форме закрепляются все положения, так или иначе, касающиеся субординации. Речь идет об индивидуальных правах и обязанностях сотрудника, а также, нормах этического поведения на работе;

  • Должностная инструкция. Элементы, регулирующие субординацию на работе, могут быть прописаны в должностной инструкции. Например, место, которое сотрудник будет занимать в общей иерархии компании. Речь идет об указании на конкретное лицо (обычно директор организации или непосредственный руководитель), чьи письменные и устные приказы и распоряжения придется выполнять работнику на соответствующей должности;

  • Коллективный договор. Как следует из названия, этот документ заключается работодателем со всем действующим кадровым составом организации. В нем определяются все достигнутые между сторонами условия о сотрудничестве, в том числе, о следовании базовым этическим нормам — создании и сохранении благоприятной рабочей атмосферы в коллективе, принятии мер по недопущению конфликтов, уважении прав друг друга;

  • ПВТР. В правилах внутреннего трудового распорядка включаются не только требования, касающиеся организации работы внутри компании. В них также прописываются правила, определяющие взаимоотношения внутри коллектива и формирующие дисциплину труда;

  • Кодекс этики. Этот акт представляет собой свод руководящих принципов и правил внутрикорпоративного поведения работников, которым необходимо следовать вне зависимости от занимаемого положения в иерархической структуре организации. Правила субординации, закрепленные в этом документе, способствуют добросовестному труду и созданию более здоровой рабочей среды.

Следует упомянуть и о субординации в силовых структурах. В частности, в вооруженных силах она также представляет собой систему служебных взаимоотношений, построенных по строгому иерархическому принципу. С целью соблюдения субординации, а также разграничения прав и функциональных обязанностей, военнослужащим присваиваются армейские звания и отличительные знаки — форма, погоны, шевроны, кокарды, эмблемы.

Что касается маленьких частных компаний, то, как правило, отдельных нормативных актов, регламентирующих вопросы субординации, в них не утверждается. Зачастую главную роль играет личный авторитет руководителя.

Какой бывает трудовая субординация?

Как было отмечено выше, субординация базируется на отношениях власти и подчинения, соблюдения установленных правил, приемлемой дистанции и деловой этики. Однако в широком смысле слова, она касается не только отношений между начальником и подчиненными, но и равными по рангу коллегами.

В связи с чем условно можно выделить и сравнить два вида субординации:

  1. Вертикальная, которая предполагает схему «начальник — подчиненный». Она выражается в том, что руководитель, стоящий на более высокой ступени карьерной лестницы, вправе отдавать приказы и ожидать, что они будут выполняться. А также, он может контролировать работу других и принимать определенные решения в рамках своей компетенции. Например, топ-менеджер принимает решения о стандартах продаж, маркетинге, обслуживании клиентов компании и доводит их до сведения менеджеров среднего звена. Далее, менеджеры среднего звена распределяют работу между сотрудниками, находящимися у них в подчинении.
  2. Горизонтальная. Она предусматривает отношения между работниками, занимающими одинаковое положение в иерархической структуре организации. Например, среди руководителей структурных подразделений, работников одного отдела. Считается, что партнерство и равенство при горизонтальной коммуникации в трудовом коллективе играет ключевую роль в успехе любого бизнеса. Преимуществом такой структуры является равномерное распределение обязанностей, чувство единства при достижении одних и тех же целей, отсутствие конкуренции друг с другом или с начальством.

Принципы субординации для руководителя

Можно выделить общие принципы субординации, которые применимы для руководителей любой организации. А именно:

Вам также будет интересно:

— Сколько выговоров нужно для увольнения?
— Может ли профсоюз объявить выговор работнику?

  1. Соблюдение иерархии. Заинтересованный руководитель при определении рабочих задач сотруднику не должен действовать в обход  его непосредственного начальника.
  2. Недопустимость панибратства и проявлений фамильярности. Отсутствие вседозволенности и четкая иерархическая структура, даже при наличии доверительных отношений в трудовом коллективе, способствуют повышению эффективности предприятия. Стирание границ, то есть расширение деловых отношений до личных, например, превращение их в дружбу, визитов друг к другу в гости, совместные прогулки, обсуждение коллег или вышестоящего руководства, может негативно повлиять на других работников.
  3. Критика с осторожностью. Любые промахи подчиненного лучше всего обсуждать с ним наедине. Публичный «разбор полетов» любой сотрудник воспринимает болезненно. Кроме того, руководителю крайне не рекомендуется критиковать в присутствии работников их непосредственного начальника. Это может пагубно сказаться на авторитете сотрудника, а также создаст прецедент сплетен в трудовом коллективе. А также, недопустимы какие-либо высказывания по поводу человеческих качеств работника.
  4. Справедливое отношение. Каждый сотрудник в трудовом коллективе должен знать, что его промахи в выполнении поставленных перед ним задач будут замечены, а добросовестный труд высоко оценен руководством.
  5. Демонстрация уверенности в себе и своей правоте. Если руководитель выказывает излишние сомнения в собственной позиции, страх выглядеть некомпетентным по тем или иным вопросам, то сотрудники могут воспринять его неуверенность, как слабость. Неуверенные в себе руководители являются основной причиной текучести кадров, разобщенности сотрудников и отсутствии командной работы.
  6. Гибкий стиль руководства. Начальник, по возможности, должен избегать чрезмерного официоза в отношении с подчиненными работниками. Авторитарный стиль руководства негативно влияет на внутренний климат компании, а также способствует подавлению личной инициативы нижестоящих сотрудников, ограничению творческого потенциала.

Принципы субординации для подчиненных

Соблюдение иерархии. Работнику не следует «через голову» непосредственного руководителя, сразу обращаясь к прямому начальнику. В некоторых силовых структурах сотрудник за нарушение этого правила может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Приведем примеры:

  • согласно ст. 21 УВС ВС РФ, военнослужащий при разрешении вопросов служебного характера должен обращаться с рапортом к непосредственному начальнику и только с его разрешения — к старшему;
  • в больнице младший медицинский персонал не идет уточнять рабочие моменты напрямую к главврачу учреждения, следует обращаться к сотруднику, стоящему на ступень выше по иерархии, например, медсестра может обратиться к старшей медсестре;
  • недопустимость склок и сплетен, в том числе, в отношении начальства, доброжелательный формат общения поможет коллегам установить прочные связи, увеличить продуктивность труда, в свою очередь, сплетни, которые нередко включают в себя личную информацию, наоборот, нанесут вред;
  • предоставление отчета о проделанной работе, подчиненный, выполнивший поставленные перед ним задачи, должен об этом отчитаться непосредственно перед тем руководителем, которое их ему поручило.

Ответственность за несоблюдение субординации

Отказ от соблюдения субординации, а также, установленных правил поведения в организации, может рассматриваться руководством, как нарушение трудовой дисциплины. Это ведет применению мер дисциплинарной ответственности, обозначенных в ст. 192 ТК РФ. А именно:

  • замечания, которое объявляется, если нарушение субординации было незначительным или единичным проступком;
  • выговора, который накладывается за одноразовое нарушение или систематические проступки, сведения о нем могут заноситься в личное дело работника;
  • увольнения, это крайняя мера наказания, которая накладывается за грубые проступки, совершенные однократно, обычно это деяния, квалифицируются по соответствующим статьям КоАП или УК РФ, кроме того, расторжение трудового контракта может быть результатом того, что сотрудник допускает систематическое нарушение правил, действующих в организации, свидетельствовать об этом могут непогашенные дисциплинарные взыскания за аналогичные проступки.

Итоги

Таким образом, субординация представляет собой один из важнейших аспектов трудовых отношений. Благодаря соблюдению ее принципов, может быть сформирована комфортная рабочая среда, в которой сотрудники будут совершенствовать свои профессиональные навыки и конструктивно их использовать на благо организации.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 5 / 5. Всего голосов: 14

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704
    — Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный

Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен

Подписаться