Сущность психики: 3. Сущность психики и ее основные функции.

Содержание

3. Сущность психики и ее основные функции.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Во-первых- Психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Функции психики: Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией — вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно.

1) отражение окружающей действительности, 2) сохранение целостности организма, 3) регуляция поведения.

Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Психоанализ Направление в современной психологии, основанное З. Фрейдом в начале XX века. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо (Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение — это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Наиболее важен детский период жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения, являющиеся областью наиболее цензурируемых отношений. Фрейд детально исследовал структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия — все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека.

Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.

Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.

Юнгианский анализ Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как юнгианский анализ. Кроме индивидуального бессознательного, К. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» — изначальными образами. Не стоит считать, что коллективное бессознательное представляет собой, лишь некую негативную сферу, от которой необходимо отстроится. На самом деле коллективное бессознательное скорее выступает, как общая информационная база, которую можно и нужно использовать во благо себе. Негативное влияние проявляется лишь там, где присутствует слепое следование системе. Задача юнгианского аналитика — уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. В отличие от психоанализа Фрейда, стремящегося к точным научно обоснованным интерпретациям, которые, к сожалению могут порой носить разоблачительный характер и вызвать у клиента отторжение, юнгианские аналитики проводят сессии исходя из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться не только обсудить проблему со всех возможных точек зрения, но и способствовать пробуждению любых творческих начинаний у клиента, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении сказок, ведении дневника и т.

п.

Психодрама Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил — «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения, в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, — это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы.

Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так — ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства и даже сновидения).

Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг — обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы — мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.

Логотерапия Логотерапия— психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла

жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.

Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.

Гуманистическая психология Гуманистическая психология оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг — коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

Экзистенциальная психология Экзистенциальная психология. — (лат. existentia — существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др..

Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4)Сущность Бога.

Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.

Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.

Гештальтпсихология Гештальтпсихология — (нем. gestalt — целостная форма или структура) начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Однако, имея ряд потребностей, причем конкурирующих потребностей, человек склонен к «упрощению» картины окружающего мира, выделяя лишь отдельные доминирующие потребности для их реализации. В таком случае человек видит только то, что хочет видеть и не замечает окружающего. Потребность становиться фиксированной, навязчивой и поэтому принципиально неразрешимой. Неудовлетворение потребностей приводит к дефицитарному образу жизни. Задача гештальт-терапевта добиться того, чтобы клиент опознал свою потребность и научился с ней взаимодействовать. Невозможность почувствовать потребность делает поведение человека дезорганизованным и неэффективным, сопровождается тревогой или депрессией и выражается противоречием между осознаваемыми аспектами и неосознаваемыми феноменами поведения. В этом случае задача терапевта — помочь клиенту с прояснением его потребности, исследуя феноменологию и показывая клиенту, как она в нем проявляется, чем замещается потребность и где прерывается. Гештальт-терапия, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, основывается на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента, как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей. Многие гештальт — психологи считают, что при правильной постановке гештальт-терапия в отличие от психоанализа не вызывает сопротивления клиента.

Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка внимания, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама.

Когнитивная психология Когнитивная психология — направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio — познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы — Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.

Трансперсональная психология Сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса.

Онтопсихология Онтопсихология — направление современной психологии, основанное профессором А.Менегетти более 30 лет назад. психология Бытия в человеке, то есть, способ проявления и индивидуализации Бытия в человеческом существовании. Менегетти, по его словам, никогда не помышлял о создании новой науки. Он неоднократно заявлял о том, что он не искал «онтопсихологию», но пришёл к ней, проверив на практике найденное решение проблем человека. Он счёл, что открыл новый путь в психологии в то десятилетие, которое посвятил каждодневной клинической практике. Излечив сотни людей ,он решил обобщить полученный материал в теорию, в результате чего появилась онтопсихология.

Официально онтопсихологическая школа была основана в 1970 г. В 1972 г. в Риме был открыт Центр онтопсихологической терапии, в рамках которого были организованы первые курсы по подготовке специалистов в области онтопсихологической психотерапии.

В настоящее время онтопсихология преподается на специализированных курсах. Также в одном из государственных университетов России (СПбГУ) в 2004 г. официально была открыта кафедра онтопсихологии на базе факультета психологии. Кроме этого, существуют официальные организации, представляющие эту науку в следующих странах: Италия, Рим (Международная Ассоциация Онтопсихологии), Россия, Москва (Славянская Ассоциация Онтопсихологии), страны Балтии, Рига (Балтийская Ассоциация Онтопсихологии), Бразилия, Сан-Паулу (Бразильская Ассоциация Онтопсихологии).

Сегодня Международная Ассоциация Онтопсихологии, в числе более чем 2000 неправительственных организаций, обладает специальным консультативным статусом при Экономическом и Социальном совете ООН

Онтопсихология, по мнению ее создателя, исследует первопричину, от которой берет начало существование человека и до которого человека нет: это начало, определяющее бытие или небытие. Онтопсихология использует все способы прочтения реальности и принимает во внимание все науки, занимающиеся анализом человеческой феноменологии.

Желая определить суть онтопсихологической науки, Крылов А. А. (декан факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета с 1976 г. по 2001 г.) дал ей следующее определение: «Очевидно одно, создан новый тезаурус, способный служить как интеграции собственно психологического знания, так и интеграции психологического знания в знания других наук. Если мы обратимся к той работе, которую проводит А. Менегетти, то нельзя не отметить, что его теория, по сути, имеет много общего с работами лаборатории Вундта, но обладает одним неоспоримым преимуществом — успешным подтверждением в практической деятельности. Все это позволяет рассчитывать на дальнейшее укрепление позиций онтопсихологии в процессе интеграции всех наук»

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — направление психологии, оформившееся в 70-х годах XX века в Соединенных Штатах Америки. Основателями НЛП являются две харизматические личности — лингвист Д. Гриндер и психолог Р. Бэндлер. Школа НЛП представляет собой скорее набор многочисленных техник, чем концепцию о человеке и его психологической реальности. Основой для разработки техники явилось изучение ряда высокоуспешных исторических личностей и выявление моделей их поведения коммуникации с окружающими. На основе этих моделей были разработаны техники, позволяющие клиенту быстро и эффективно изменить мысли, поведение и убеждения, которые мешают развитию, достижению целей и пониманию окружающего мира. Ряд техник направлен на достижение нужного результата при взаимодействии с другими людьми и успешную коммуникацию. НЛП — исключительно практическое направление, которое ставит основным критерием результат. Техник НЛП существует множество: шестишаговый рефрейминг, генератор нового поведения, модельный взмах, музей новых убеждений, якорение ресурсных состояний и многие другие, все они весьма эффективны в определенных случаях и работают по принципу «Делаешь так, получаешь результат». Слабостью НЛП, по мнению многих специалистов (мы к этому мнению присоединяемся), является отсутствие осмысления «картины мира» и построения адекватных моделей поведения, способных эффективно работать в самом широком диапазоне задач, в изменяющихся условиях реальности.

Коучинг Коучинг сформировался в 90-е годы XX столетия (тренинговая концепция на стыке психологии, философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса, однако сейчас с успехом применяется практически для всех социальных групп). Коучинг — причисляется к тренинговым направлениям, однако в действительности является неформальным обучением. Мероприятия проходят в формате собеседования и позиционируются, как по подразделениям бизнеса: менеджмент, маркетинг, финансы и других сфер, например, спорт, так и по личностным параметрам: лидерство, креативность, коммуникабельность и др. заканчивая категориями — life, то есть, здоровье, душевная гармония, искусство быть счастливым. Методология коучинга строится на разблокировке изначально существующего внутреннего потенциала человека в результате психологического (до конца не изученного) взаимодействия коуча и клиента-игрока.

Коучинг — это высокоэффективный тренинг, в результате которого клиент приобретает способность к эффективному действию в меняющихся условиях. Однако следует учитывать, что разблокировка сознания клиента-игрока происходит в достаточно ограниченной зоне из всей сложной и многомерной структуры мышления и принятия решений.

Коучинг, обычно, проводится в формате сессий от получасовых до часовых, возможно по телефону, что может быть в ряде случаев очень удобным.

Сущность психического и построение психологического знания — Культурно-историческая психология — 2011. Том 7. № 1

Аннотация

Настоящая публикация представляет собой фрагменты одной из заключительных глав учебного пособия по курсу «Методология психологического исследования», над которым А. А. Леонтьев работал последние годы своей жизни. Ранее уже публиковались другие подготовленные автором завершенные фрагменты этого пособия. Публикуемый текст входит в завершающую главу и посвящен тому, каким психологическое знание предстает в этой теоретической системе — деятельностном подходе в версии А. А. Леонтьева. Начало главы, предшествующее данному фрагменту, было опубликовано в журнале «Мир психологии» (2009. № 4). Глава не завершена и обрывается в середине второго раздела. Публикацию подготовили А. А. Леонтьева и Д. А. Леонтьев.

Ключевые слова: предмет психологии, методология, обобщение, психология деятельности

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Леонтьев А. А. Сущность психического и построение психологического знания // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 1. С. 13–19.

Фрагмент статьи

Для диалектической философии, в особенности для диалектического материализма, отношение субъекта к объекту есть лишь частный случай отношения объекта к самому себе. Более того — краеугольным камнем классической философской традиции, пишет Л. К. Науменко, «является понимание объекта не только как предмета деятельности ученого, совершающего с ним те или иные манипуляции, но и как субъекта всех происходящих с ним изменений, как субстанции» [8, c. 283]. Сходную мысль можно найти, например, у П. А. Флоренского: «Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом, и субъектом» [9, c. 74]. Ср. у М. М. Бахтина: «Мысль мира обо мне, мыслящем, скорее я объектен в субъектном мире» [1, c. 520].

И проблема отношения науки к ее объекту — т. е. проблема предмета науки — есть в конечном счете не что иное, как проблема выражения в научных понятиях внутренних отношений объекта. Или — так как эти внутренние отношения предмета обретают свою определенность только при включении предмета в ту или иную систему — «своеобразный предмет науки есть продукт включения одной системы вещей в некоторую другую систему вещей, имеющую природу, отличную от этой первой… Всегда мы имеем некоторое содержание, которое выполняет функцию в другом содержании и поэтому несет на себе печать этого содержания, т. е. форму» [8, c. 295, 296]. То есть в том и состоит научное мышление, что мы учитываем и анализируем не только «непосредственные» свойства предметов нашего опыта, но и свойства той системы (системы взаимодействия), которой эти предметы принадлежат и внутри которой они приобретают свою определенность. «… Объект, наделяемый статусом реальности, выступает как система» [3, c. 11].

В научном исследовании мы принимаем во внимание лишь те свойства предмета, которые объясняют его специфическую определенность, относятся к его сущности. Многократно процитированный нами в этой главе Л. К. Науменко удачно выразился следующим образом: «…научное понятие представляет собой не просто мысленный и мысленно обобщенный образ внешней вещи, но образ образа вещей, возникшего в их взаимодействиях в процессе развития» [там же, c. 310]. Но и наш «непосредственный» опыт имеет дело с сущностями! И разница между чувственным и научным отображением мира — не в принципиально разных подходах, а в том, насколько глубоко мы проникаем в сущность предметов, в каких системах взаимодействий мы их, по терминологии немецкой классической философии, «полагаем».

Полный текст

Чувственный опыт и научная мысль

Субстрат и субстанция.

Еще Платон пришел к мысли о том, что вещь сама по себе проявляет свою сущность лишь в более широкой системе вещей. «В этой более широкой организации вещь выступает именно как целостная вещь, внутреннее строение которой уже снято. Ее внутреннее строение есть только условие, тогда как действительное основание определенности вещи… и есть роль и “назначение” вещи в системе вещей» [8, c. 86]. Сущность, по Платону, и принадлежит вещи, и не зависит от нее, она есть определенность вещи и в то же время находится вне ее. «Сущность как определенность самой вещи не принадлежит вещи именно потому, что сама эта вещь “принадлежит” не себе, а некоему целому… Вещь, рассмотренная вне этого целого, … есть только неопределенный субстрат, лишь возможность сущности, но не ее действительность» [там же, с.104—105].

«Вещь…есть определенным образом построенный субстрат, без этого субстрата она немыслима. В то же время вещь есть некоторая сущность, обладающая устойчивой формой, природа которой не выводима из природы субстрата… Эта сущность… определяется функцией данного определенным образом построенного субстрата… в системе человеческой жизнедеятельности» [там же, с. 119, 136].

Именно эта традиция была продолжена и развита Гегелем и Марксом, а позже рядом исследователей-марксистов. Здесь прежде всего существенно разделять понятия субстрата и субстанции. «Под субстанцией… следует понимать субстрат, способный к самодвижению, к сообщению себе в процессе развития соответствующей формы. Форма в этом случае выступает как структура содержания, как исторически определенный и конечный способ существования субстанции в данных условиях» [8, c. 230]1. Л. К. Науменко анализирует это различие на материале человеческого языка: «Сущность языкового феномена в том и заключается, что социальное явление — человеческая мысль — в процессе общения воплощается в чуждой ему материальной стихии… Подлинной субстанцией всего этого является отнюдь не субстрат, а именно общественный процесс, деятельность опредмечения… Язык есть не просто некоторая определенная предметность, внутренним образом систематизированная и упорядоченная, некая предметная структура, система. Язык есть материальное, звуковое инобытие мыслящего и общающегося коллектива, подобно тому как система стоимостных отношений есть вещественное инобытие общественного отношения… Система отношений внутри языка есть превращенная форма системы отношений между познающим коллективом и данной ему обстоятельствами звуковой материей. А эта система субстанциальна, противоречива и исторична по своему существу» [8, c. 234—235, 238]2.

Онтология сущности и природа чувственного.

В обширной позитивистской и неопозитивистской философской литературе эмпирическое («непосредственное») и теоретическое (научное) знание противополагаются по критерию наблюдаемости— ненаблюдаемости. Однако верно заметил В. А. Лекторский: «как те объекты, которые наблюдаются в эксперименте, так и те знания, о которых получают теоретическим путем, онтологически равноценны» [4, c. 96]. Или, по Гегелю, «чувство, содержание, образ и т. д. являются… формами такого содержания, которое остается одним и тем же, будет ли чувствуемо, представляемо или желаемо, будет ли оно только чувствуемо, без примеси мысли, или чувствуемо, созерцаемо и т. д. с примесью мыслей, или, наконец, только мыслимо» [цит. по: 8, c. 243].

В самом предмете, говорит далее Гегель, есть внутреннее, сущностное, и внешнее, чувственное, «вне-себя-сущее». Это чувственное в предмете, непосредственно воспринимаемое субъектом, нельзя определять через способ данности объекта (предмета) субъекту, т. е. через деятельность органов чувств. «Различие между чувственным и мыслью мы должны видеть в том, что характерной особенностью первого является единичность…» [там же, с. 245].

У предмета есть внешние и внутренние связи и свойства. Именно внутренние связи предмета и образуют его сущность, его онтологию. Но эти связи и свойства не даны субъекту непосредственно: они выступают для него в снятом виде (по гегелевской терминологии). Мышление, да и любая высшая психическая функция (восприятие, например), и есть превращение внешнего, непосредственного, во внутреннее, сущностное. Ведь, как мы уже констатировали выше, психика человека по определению сущностна и в то же время социальна: мы воспринимаем мир в категориях, диктуемых нам сущностными характеристиками этого мира и производными от них компонентами социального опыта, закрепленными в виде образов, понятий, значений (вербальных и предметных), логических форм.

При этом, как мы уже писали, отношения человека и мира исключают единичность. Лишь событие само по себе единично; но как только в него вмешивается человек и начинает его отображать в своей психике, как только «хаос» обретает предметность в деятельности, восприятии и пр., о единичности уже не может быть речи — все психические функции предполагают категориальность отображения мира в психике. Человек живет в мире сущностей, а не явлений. Во всяком случае, он действует в мире сущностей — и именно его деятельность позволяет ему превращать явление в сущность.

Но у Гегеля в его рассуждении о чувственности и мышлении есть еще одно важное положение, принципиально важное именно для психолога. Оно заключается в том, что сам субъект тоже имеет свое «внешнее» и свое «внутреннее». «Его мышление… есть не что иное, как “снятие непосредственности”… Как человеческое существо, субъект есть снятие непосредственности его природного существования, он есть опосредованное, т. е. социальное существо, снятое бытие, сущность… Включение субъекта в общественные связи… есть не что иное, как снятие своей непосредственности, единичности… Внутренний мир есть не что иное, как сущность человека… Индивидуум, обладающий сущностью именно как индивидуум, есть личность. Собственная индивидуальность есть для личности лишь форма бытия всеобщего…» [8, c. 247—248].

А. Н. Леонтьев, очень внимательно читая цитированную здесь книгу Л. К. Науменко, во многом развивал именно это — гегелевское — понимание. Напомним, что примерно через год после выхода книги Науменко, осенью 1969 года, А. Н. Леонтьев говорил на внутренней дискуссии о деятельности: «Деятельность, образы, словом, все психологическое, может быть понято только как инфраструктура в суперструктуре, которая есть общество, общественные отношения, словом, инфраструктура психологического может быть понята только в ее связи с суперструктурой социального, потому что инфраструктура без этой суперструктуры не существует вообще. Не существует, это просто иллюзия… Не может психологическое исследование идти так, как будто бы человек вел “тет-а-тет” с предметами, или с суммой предметов, с системой предметов» [2, c. 149—150].

Но вернемся к гегелевскому пониманию «непосредственности». Очевидно, что «сущность вещи мы познаем лишь поднимая ее во всеобщность… Внутренняя связь вещей, которую прослеживает наука, принципиально отлична от той связи единичных, при которой каждая вещь остается самостоятельной реальностью, обладающей независимым существованием, в своей определенности. Таковы эмпирически установленные закономерности.

… Вещь в этом случае выступает как форма существования, отличного от нее… В этом и заключается теоретическое обобщение… в отличие от эмпирического обобщения, от простой генерализации. Внутреннее — это определенность одного, воплощенная в определенности другого. Это — опосредованное бытие вещи» [8, c. 248—249].

«Эмпирическое знание есть знание непосредственного в вещах. В этом знании и сам субъект представляет собой нечто непосредственное. В чувственном опыте природа противостоит субъекту как нечто внешнее только потому, что внешней она оказывается и в отношении к самой себе… Сам субъект есть лишь часть этой природы, и его отношение к целому не представляет собой чего-то исключительного» [там же, c. 251]. Как писал Маркс, «что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой…» [7, c. 565].

Субъект и объект в научном познании.

Для диалектической философии, в особенности для диалектического материализма, отношение субъекта к объекту есть лишь частный случай отношения объекта к самому себе. Более того — краеугольным камнем классической философской традиции, пишет Л. К. Науменко, «является понимание объекта не только как предмета деятельности ученого, совершающего с ним те или иные манипуляции, но и как субъекта всех происходящих с ним изменений, как субстанции» [8, c. 283]. Сходную мысль можно найти, например, у П. А. Флоренского: «Познание не есть захват мертвого объекта хищным гносеологическим субъектом, а живое нравственное общение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом, и субъектом» [9, c. 74]. Ср. у М. М. Бахтина: «Мысль мира обо мне, мыслящем, скорее я объектен в субъектном мире» [1, c. 520].

И проблема отношения науки к ее объекту — т. е. проблема предмета науки — есть в конечном счете не что иное, как проблема выражения в научных понятиях внутренних отношений объекта. Или — так как эти внутренние отношения предмета обретают свою определенность только при включении предмета в ту или иную систему — «своеобразный предмет науки есть продукт включения одной системы вещей в некоторую другую систему вещей, имеющую природу, отличную от этой первой… Всегда мы имеем некоторое содержание, которое выполняет функцию в другом содержании и поэтому несет на себе печать этого содержания, т. е. форму» [8, c. 295, 296]. То есть в том и состоит научное мышление, что мы учитываем и анализируем не только «непосредственные» свойства предметов нашего опыта, но и свойства той системы (системы взаимодействия), которой эти предметы принадлежат и внутри которой они приобретают свою определенность. «… Объект, наделяемый статусом реальности, выступает как система» [3, c. 11].

В научном исследовании мы принимаем во внимание лишь те свойства предмета, которые объясняют его специфическую определенность, относятся к его сущности. Многократно процитированный нами в этой главе Л. К. Науменко удачно выразился следующим образом: «…научное понятие представляет собой не просто мысленный и мысленно обобщенный образ внешней вещи, но образ образа вещей, возникшего в их взаимодействиях в процессе развития» [там же, c. 310]. Но и наш «непосредственный» опыт имеет дело с сущностями! И разница между чувственным и научным отображением мира — не в принципиально разных подходах, а в том, насколько глубоко мы проникаем в сущность предметов, в каких системах взаимодействий мы их, по терминологии немецкой классической философии, «полагаем».

Предмет психологии и структура психологического знания

Предмет психологической науки.

В соответствии с философской концепцией научного познания, охарактеризованной выше, предмет науки связан с включением объекта в систему деятельности человека. Или — иными словами — с нашей трактовкой в научных понятиях глубинных, сущностных свойств объекта, проявляющихся в такой системе.

Следовательно, чтобы понять, где искать предмет психологии, нам прежде всего необходимо определить, что в содержании психологического знания отображает наиболее глубинные сущности, внутренние связи интересующего нас предмета (объекта). Совершенно ясно, что это — соотношение «образа» (психики как таковой) и «процесса» (деятельности). Как совершенно точно в философско-методологическом отношении писал еще в середине 30-х годов А. Н. Леонтьев, «… всякое отражение действительности в сознании человека (а всякое отражение есть обобщенное отражение и иным быть не может) и тот процесс, в котором оно формируется и раскрывается, образуют диалектическое единство (то есть не мыслимы одно без другого, составляют противоположность, бывают тождественными — переходят друг в друга). Основным в этом единстве является процесс, который всегда есть процесс, связывающий обобщение с обобщаемой действительностью (субъекта с действительностью)» [6, c. 43].

В другой рукописи 30-х годов («Методологические тетради») А. Н. Леонтьев уже прямо анализирует, что такое предмет психологии. Уже с самого начала этой рукописи он говорит: «Психология имеет своим предметом деятельность субъекта по отношению к действительности, опосредствованную отображением этой действительности» [6, c. 163]. Отображение же понимается как особое состояние субъекта, называемое переживанием. «Психология изучает, следовательно, то, как действительность субъекта становится его переживанием и как его переживания становятся действительными… Психологическая действительность есть единство деятельности и переживания» [там же]. При этом А. Н. Леонтьев резко обрушивается на попытки считать переживание (отображение) единственной психологической реальностью — это, по его мнению (с которым нельзя не согласиться), ведет нас к агностицизму и феноменализму. «Переживание — явление, но “явление существенно”. Внутренний мир = мир существенных явлений!… Переживание лишено собственного движения. Только в единстве деятельности и переживания, а не в переживании как таковом, заключены движущие силы психологического развития. Переживание есть только форма по отношению к содержательности человеческой деятельности» [6, c. 164—165].

И в другом месте той же рукописи: психическая деятельность выступает именно как психическая «в том случае, когда мы рассматриваем ее в ее собственном содержании, то есть со стороны того внутреннего ее отношения, которое составляет ее специфику: отношение отражающих действительность состояний-переживаний к самим процессам деятельности (к бытию), которые порождают переживание, которые суть условия того, что действительность отражается в психических состояниях и которые в свою очередь определяются через эти состояния» [там же, с. 188].

Речь идет, следовательно, о деятельности, взятой в ее внутренних отношениях. А деятельность, взятая в ее внешних отношениях, перестает, по словам А. Н. Леонтьева, быть предметом психологии, как перестает быть предметом биологии жизнь барана, когда мы рассматриваем его в отношении к человеческим потребностям в шашлыке.

Через 40 лет, в студенческих лекциях, посмертно опубликованных в книге «Лекции по общей психологии», А. Н. Леонтьев дает по внешности иное, но по существу идентичное приведенному определение предмета психологии: «Психология представляется наукой о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, в деятельности живых индивидов» [5, c. 16].

В известной работе об образе мира А. Н. Леонтьев вновь возвращается к проблеме предмета психологии — причем в весьма нестандартном контексте. Он пишет: «Включенность живых организмов, системы процессов их органов, их мозга в предметный, предметно-дискретный мир приводит к тому, что система этих процессов наделяется содержанием, отличным от их собственного содержания, содержанием, принадлежащим самому предметному миру.

Проблема такого “наделения” порождает предмет психологической науки!» <…>

Глава 1. Введение в методологию психологии

  1. Место методологии в системе профессионально-психологического знания
    Понятие методологии в психологии
    Динамическая природа науки
    Теоретическое и эмпирическое в научном познании
    Уровни методологического познания
    Методология против эклектики в науке
    Место марксизма в методологии психологии
    Сложность психологии

  2. Некоторые исходные понятия методологии гуманитарных наук
    Индивидуальные и абстрактные объекты
    Предмет и объект психологической науки
    Генетический и аксиоматический метод
    Модель в науке
    Научная теория
    Концептуальный базис науки
    Единство научного знания

Глава 2. Человек и мир

  1. Два понимания отношений человека и мира Картезианская точка зрения в психологии
    П. А. Флоренский
    М. К. Мамардашвили
    М. М. Бахтин
    С. Л. Рубинштейн
    А. Н. Леонтьев В. П. Зинченко
    А. Г. Асмолов
    Ф. Е. Василюк

  2. Концепция субъект-объектного пространства

  3. Архитектоника переживаемого мира
    Диалог человека с миром
    Человеческий мир как взаимодействие ценностных центров
    Хронотопичность человеческого мира и «абстрактно-общие моменты»
    Человек как интегральная часть мира

  4. Ноосфера, семиосфера, «третий мир»
    Ноосфера
    Семиосфера
    «Третий мир» К. Поппера

Глава 3. Деятельность как методологическое и теоретическое понятие в психологии

  1. Философские основания деятельностной психологии
    Гегель о деятельности
    Маркс о деятельности
    Анализ деятельности в отечественной философской литературе

  2. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения

  3. Физиологические предпосылки деятельностной психологии
    И. М. Сеченов
    А. А. Ухтомский
    И. П. Павлов и его школа.
    П. К. Анохин
    Н. А. Бернштейн

  4. Понимание деятельности в разных направлениях отечественной психологии

  5. Деятельность и отражение

  6. Общение в структуре и генезисе деятельности

Глава 4. Культурно-исторический подход в психологии и «мир значений». Философия смысла

Глава 5. Идеальное, квазиобъект, знак. Методологические проблемы сознания

Глава 6. Методологические проблемы личности. Личность как системное качество

Глава 7. Понятия системы и развития в методологии психологии

  1. Идея системы в психологии и «системный подход»

  2. Структура объекта и структура развития объекта

  3. «Генетическая пара» как клеточка системного развития в психологии

  4. Методологические аспекты теории филогенеза психики А. Н. Леонтьева

  5. Проблема развития психики ребенка

  6. Проблема развития в обучении

Глава 8.

Сущность психического и построение психологического знания
  1. Психическое как «островки безопасности в гераклитовом потоке». Л. С. Выготский: «психика есть орган отбора»
    А. А. Ухтомский: «мысль гонится за миром»
    Интеграция предметного мира, культуры и личности
    Три стороны становления человека и человечества
    Психология как «деньги духа»
    Психика и проблема времени
    Образ мира, деятельность, смысл

  2. Чувственный опыт и научная мысль
    Субстрат и субстанция
    Онтология сущности и природа чувственного
    Субъект и объект в научном познании

  3. Предмет психологии и структура психологического знания

 

Заключение

  1. Психология классическая и неклассическая

  2. Альтернативная психология

1 – См. также: Леонтьев А. А. Язык как социальное явление (к определению предмета языкознания) // Изв. АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35. № 4.

2 – Здесь у Л. К. Науменко, по нашему мнению, есть одна неточность: общение определяется им как «производство и обмен мыслей», причем он почему-то останавливается на этом, не показывая, как процессы общения в свою очередь включены в общую систему предметной деятельности человека. См. в этой связи: K. Holzkamp. Sinnliche Erkenntnis. Frankfurt a/M., 1973, а также: Леонтьев А. А., Леонтьев А. Н. Об одной психологической концепции чувственного познания // Вопросы психологии. 1975. № 4.

Литература

  1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
  2. Дискуссия о проблемах деятельности. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М., 1990.
  3. Дмитревская И. В. Онтологические модели мира и проблема реальности сознания // Философия сознания в ХХ веке: проблемы и решения. Иваново, 1994.
  4. Лекторский В. А. Единство эмпирического и теорети ческого в научном познании // Диалектика — теория познания. Проблемы научного метода. М., 1964.
  5. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
  6. Леонтьев А. Н. Философия психологии. Из научного наследия. М., 1994.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
  8. Науменко Л. К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата, 1968.
  9. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. 1. М., 1990.

Леонтьев Алексей Алексеевич, доктор психологических наук, действительный член РАО и Академии педагогических и социальных наук, Москва, Россия

Однако я твердо верю, что психика — это «субстанция; сущность». – Карл Юнг Глубинная психология

Карл Юнг Глубинная психология Группа Facebook

Письма Том I

Отцу Виктору Уайту

Мой дорогой Виктор, 31 декабря 1949

Прежде чем закончится старый год, я хотел бы написать к вам — вещь, которую я пытался некоторое время назад, но никогда не нашел достаточно времени.

Сначала у нас был (в конце октября) прискорбный случай: моя жена упала в коридоре (поскользнувшись на ковре) и сломала правую руку в плече, действительно неприятный перелом.

Она лежала в больнице 2 месяца.

Потом я сам лежал с желудочным гриппом и беспокойной печенью; затем Мари-Жанна Шмид слегла с аналогичным недугом, полностью вырубив ее.

Моя корреспонденция и другие обязательства могли уйти и ушли в дымоход, т.е. просто упали в Нирвану.

Теперь я снова чувствую себя достаточно хорошо и могу писать вам.

Некоторое время вы занимали меня своим «Исправлением дураков» в доминиканских исследованиях.

Я нашел это очень интересным и поучительным, и это заставило меня вернуться к Базилию Магнусу, который является виновником «Все зло исходит от человека» (Hom. II. в Hex.-Migne, «Каждый из нас должен признать, что он является первым виновником зла в себе» (пар. 83).

Зло происходит из «Состояния Души» и, следовательно, оно «Не Живое Существо».

Оно просто происходит от «небрежность, равнодушие, легкомыслие», от небрежности и небрежности, которые, очевидно, являются чисто психологическими.0005

Так и сегодня: свести что-то к прихоти или воображению, тогда оно исчезает в «несуществующем, небытии» ничто

Однако я твердо верю, что психика есть «субстанция; сущность».

Я тоже нырял на Сент-Томас, но потом не чувствовал себя бодрым.

Все и каждый игнорируют тот факт, что добро и зло являются эквивалентными частями логического суждения.

Они также опускают обсуждение одновременно вечности дьявола, ада и проклятия, которые, конечно, не являются и в равной степени не хороши (т. е. хороши только для небесных зрителей).

Это дело privatio boni мне ненавистно своими опасными последствиями: оно вызывает негативную инфляцию человека, который не может не вообразить себя если не источником [Зла], то по крайней мере великим разрушителем , способный опустошить прекрасное божье творение.

Эта доктрина порождает люциферианское тщеславие, а также в значительной степени ответственна за фатальное недооценивание человеческой души, являющейся изначальной обителью Зла.

Чудовищное значение придает душе и ни слова о том, на чей счет принадлежит присутствие Змея в Раю!

Вопрос о добре и зле, насколько он меня интересует, не имеет ничего общего с метафизикой; это только забота психологии.

Я не делаю никаких метафизических утверждений, и даже в душе я не неоманихеец; напротив, я глубоко убежден в единстве личности, что демонстрируется символикой мандалы.

Но в тени христианского учения таится дуализм: дьяволу не будет искупления, и вечному проклятию не придет конец.

Оптимистичная надежда Оригена или, по крайней мере, его вопрос о том, не будет ли искупление дьявола в конце концов, не особо приветствовались.

Пока Зло живёт, никто не будет серьёзно относиться к собственной тени.

Гитлер и Сталин продолжают изображать простое «случайное отсутствие совершенства».

Будущее человечества во многом зависит от распознавания тени.

Зло — с психологической точки зрения — ужасно реально.

Было бы фатальной ошибкой уменьшать его силу и реальность даже чисто метафизически.

Извините, это уходит корнями в самые корни христианства.

Зло поистине не уменьшается от замалчивания как нереальности или простой небрежности человека.

Он был там до него, когда он никак не мог приложить к этому руку.

Бог есть тайна всех тайн, настоящий Тремендум. Добро и Зло являются психологическими относительностями И как таковые вполне реальны, однако никто не знает, что они собой представляют.

По этой причине их не следует проецировать на трансцендентное существо.

Таким образом, вы избегаете манихейского дуализма без прошения принципов и других ухищрений.

Кажется, я еретик.

Должно быть, вы хорошо провели время в Испании.

Я действительно не имел ни малейшего представления о том, что будет делать английский колледж в Вальядолиде.

Я знаю, что вы должны критиковать меня.

Я решительно не на стороне победителей, но самый непопулярный среди правых и левых.

Не знаю, заслуживаю ли я быть включенным в вашу молитву.

Но есть утешение, которое достигло меня через бездну эона: «и где есть один, я говорю, что я с ним».

С наилучшими пожеланиями успешного и счастливого Нового года.

С уважением, К.Г. ~ Карл Юнг, Letters Vol. I, Страницы 539-541

Карл Юнг в Интернете:

Блог: http: http://carljungdepthpsychology.blogspot.com/

Google+: https://plus.google.com/102529939687199578205/posts

Facebook : Группа: https://www.facebook.com/groups/56536297291/

LinkedIn: https://www.linkedin.com/grp/home?gid=4861719&sort=recent&trk=my_groups-tile-flipgrp

Страница Facebook: https://www.facebook.com/Carl-Jung- 326016020781946/

Pinterest: https://www.pinterest.com/purrington104/

Красная книга: https://www.facebook.com/groups/792124710867966/

Scoop.It: http://www.scoop .it/u/maxwell-purrington

Twitter: https://twitter.com/MaxwellPurringt

WordPress: https://carljungdepthpsychology.wordpress.com/

Замечательные сайты для посещения:
1. Путь души Дженны Лиллы http://jennalilla.org/
2. Jung Currents Стива Юнга Паркера http://jungcurrents.com/
3. Юнгианский анализ сновидений Фрита Лутона и психотерапия: http://frithluton.com/articles/

Нравится:

Нравится Загрузка…

Сущность разума | Дом Лоцава

Мипхам Ринпоче

Намо Гуру Манджушрие!

Реальная природа вещей непостижима и невыразима. Тем не менее, для тех удачливых людей, которые стремятся проникнуть в глубокий смысл дхармата , я приведу здесь несколько слов в качестве иллюстрации.

То, что мы называем «сущностью ума», является подлинным ликом необусловленного чистого осознания, которое познается благодаря получению благословений и наставлений гуру. Если вам интересно, на что это похоже, это пусто по своей сути, вне концептуальной ссылки; оно осознано по своей природе, присутствует спонтанно; и она всепроникающа и беспрепятственна в своей сострадательной энергии. Это ригпа, в которой три каи неразделимы.

Следовательно, видьядхара Гараб Дордже сказал в своем Заключительном Завете :

Это ригпа, которое вообще не существует как нечто конкретное,
Совершенно беспрепятственно возникает в своих самопроявлениях.

Подводя итог: действительная природа ума — таким, каким он всегда был сам по себе, — является это врожденное чистое осознание, которое не изобретается и не ограничивается.

При отрицательном объяснении:

  • Это не то, что нужно опасаться;
  • Это не несуществующая пустота;
  • Это не комбинация этих двух,
  • И это не третий вариант, который не является ни тем, ни другим.

Это точка зрения на отсутствие какого-либо идентифицируемого существования, на тот факт, что его нельзя никоим образом осмыслить, думая: «Это похоже на это».

При объяснении в более позитивных, основанных на опыте терминах говорят, что оно вопиюще пустое, ясно ясное, живо чистое, совершенно ровное, широко открытое и так далее.

Чтобы проиллюстрировать это на примерах: без границ или центра, это как пространство; в своей безграничной ясности он подобен солнечному свету, заливающему небо; без ясности внутри и снаружи он подобен хрустальному шару; в своей свободе от цепляния и привязанности он подобен следам летящей птицы; и не возникает и не прекращается, оно подобно небу.

Чтобы рассеять любые сомнения или недоразумения, которые могут возникнуть в связи с этим наставлением, оно описывается как великая ясность, которая находится за пределами пристрастия, великая пустота свободы от концептуальной ссылки, великий союз, который не может быть разделен, и так далее.

По своему значению, поскольку это не может быть выражено словами, это невыразимое ; поскольку оно не может быть познано обычными модусами сознания, оно непостижимо ; и поскольку оно не впадает ни в какую крайность, оно есть великая свобода от разработки . В конце концов, оно вне всяких выражений, таких как: оно есть все и вся, оно не все, все в нем лежит или не лежит и т. д. Это остается индивидуальным опытом самопознания осознания.

Названия, используемые для иллюстрации этого, — это «изначальная чистота» ( ka dag ) и «спонтанное присутствие» ( lhun grub ), и, резюмируя: «единая, всеобъемлющая сфера естественно возникающей мудрости» ( rang byung ye shes thig le nyag gcig ).

Поскольку это вершина всех качеств, которыми он обладает, это также трансцендентное совершенство мудрости ( праджняпарамита ) и так далее.

Символически это может быть раскрыто с помощью солнца, или увеличительного стекла, хрустального шара, или пальца, указывающего в пространство, и так далее.

Когда у тебя в руках драгоценный камень,
Даже если другие должны его выбросить, зачем злиться?
Не теряя связи с этими наставлениями,
Вершиной Дхармы и собственной удачей,
Даже если другие должны критиковать их, зачем злиться?

Мипам.

| Перевод Адама Пирси, 2016 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts