Бихевиоризм в психологии — его плюсы и минусы
Автор Олег Кучеренко На чтение 4 мин Просмотров 2.3к.
Бихевиоризм – определенное направление в психологии, изучающее поведение человека в обществе. Его используют в современной психотерапии для лечения различных фобий человека. Термин был введен американским психологом Дж. Уотсоном.
Его теория заключалась в том, что поведение человека зависело от реакций организма на различные импульсы внешней среды (формула S →R). Взаимосвязь между стимулом и реакцией значительно усиливается, если она чем-то подкрепляется.
Это может быть как положительный стимул (одобрение, материальное вознаграждение, достижение цели), так и отрицательный (критика, неодобрение, наказание). При этом положительное влияние позволяет запомнить человеку свое поведение и использовать данную модель при любом удобном случае.
Содержание
- Основы теории бихевиоризма
- Методика изучения поведения
- Плюсы теории
- Минусы теории
- Заключение
Основы теории бихевиоризма
Основная суть бихевиоризма заключается в том, что поведение индивида полностью зависит от его взаимодействия с окружающей средой. Представители этого течения уверены в том, что наша реакция на стимулы формирует наше поведение.
Таким образом, используя данное направление, мы можем изучить собственное поведение, путем систематического наблюдения, не учитывая при этом собственные эмоции и настроение, так как они имеют субъективный характер.
Дж. Уотсон считал, что при желании человека можно обучить всему, не учитывая при этом генетические особенности или личностные характеристики. Естественно обращая внимание на физические возможности человека.
Методика изучения поведения
В психологии выделяют несколько методик, способных объяснить разные модели поведения:
- Наблюдение за животным без применения медицинских приборов – визуальная оценка тех или иных ответных реакций, появлявшихся у объекта наблюдения при воздействии разных стимулов.
- Активное наблюдение с помощью приборов – процесс наблюдения сопровождался применением специальной техники, которая фиксировала любые изменения показателей организма (частота сердечных сокращений, дыхание и т.п.) при воздействии различных стимулов или факторов внешней среды.
- Тестирование – полный анализ поведения человеческого организма. Каким образом человек выбирает определенный способ реагирования на те или иные стимулы.
- Дословная запись – такой метод исследования построен на самонаблюдении. В роли испытателя и испытуемого должен выступать один и тот же человек. За основу брались именно мыслительные процессы, которые отображались речевыми выражениями.
Современная психотерапия на данном этапе использует множество методик, которые основаны на теории бихевиоризма. Они позволяют бороться с разными страхами (фобиями) человека.
Каждое направление, которое возникает в результате научной деятельности, поддается всеобщему одобрению или осуждению. Бихевиоризм не является исключением. На сегодняшний день постулаты данной теории не привлекают особого внимания. Поэтому очень важно рассмотреть все плюсы и минусы бихевиоризма.
Плюсы теории
- Предмет исследования – наблюдение за поведенческими реакциями организма человека. Несомненно, в XX веке теория была слишком прогрессивной, учитывая, что до этого времени психологи изучали состояние индивида, которого оторвали от объективной реальности.
- Бихевиористы четко придерживались позиции объективного изучения психологии индивида.
- Основой психологического исследования стал метод лабораторного эксперимента. Кроме того была введена практика опыта над животными.
Минусы теории
- Выдвигая на первый план предмет изучения, представители данного направления полностью игнорировали сознание человека как явление.
- Несмотря на общие понятия теории о том, что поведением можно с легкостью управлять в зависимости от практических желаний исследователя, поведение испытуемого сводилось к выполнению простых реакций организма.
- Проводя исследования над людьми и животными, ученые не акцентировали внимание на различиях в поведении человека, зверя или птицы.
- Устанавливая механизм выработки навыков, бихевиористы полностью исключили такие важные компоненты как мотивация и общие ценностные ориентации личности. Кроме того социальный фактор так же был полностью исключен.
- Ученые не учитывали то, что разные личности в одинаковых условиях могут испытать несколько разных реакций на раздражители извне. При этом выбор всегда останется за человеком.
Заключение
Современная психотерапия достаточно часто использует бихевиоральный подход. Если пациент панически боится высоты, то психолог обратиться к его детским травмирующим переживаниям. Кроме того он начнет вырабатывать у человека условные рефлексы, которые будут способствовать его расслаблению во время стрессовой ситуации.
Бихевиоризм.
Основные теорииПервый этап эволюции бихевиоризма — бихевиоризм Уотсона — продолжался примерно с 1913 по 1930 г. Второй этап, или необихевиоризм, можно датировать примерно 1930-1960 годами. Он охватывает работы таких ученых, как Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Кларк Халл и Бересс Скиннер. Эти необихевиористы сходились во мнениях о некоторых основных положениях, которые использовались для объяснения полученных данных:
- сердцевиной психологии является исследование процесса научения;
- большинство видов поведения, независимо от их сложности, подчиняются законам условных рефлексов;
- психология должна принять принципы операционизма.
Третьим этапом эволюции бихевиоризма является необихевиоризм, или социальный бихевиоризм, начало которого приходится на 60-е годы XX века и который характеризуется возвратом к когнитивным процессам.
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
Основные теории бихевиоризма
Э. Торндайк
Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике. Законы образования конвекции (связи), т.е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок.
Д. Уотсон
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи. Доказательство прижизненное образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание.
Э. Толмен
Изучение деятельности системы организм — среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения. Внутренняя переменная, опосредующая связь S — R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении.
К. Халл
Формирование гипотстико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R. Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения.
Б. Скиннер
Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения. Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения.
Д. Мид
Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я». Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я».
А. Бандура
Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения. Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения.
Ключевые слова: Бихевиоризм
Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме |
---|
Общая характеристика бихевиоризма Григорович Л. А., Педагогика и психология |
Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Бихевиористский (поведенческий) подход … |
Особенности необихевиористских подходов … |
Бихевиоризм и необихевиоризм … |
Исходные посылки бихевиоризма Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008. |
Бихевиоризм: основные положения Мельник С.Н., Психология личности |
Социально когнитивная теория Бандуры Мельник С. Н., Психология личности |
Теории обучения ETC547 Весна 2011 г.
По сути, поведенческая психология (бихевиоризм) основана на наблюдаемых явлениях, а не на психических событиях. Поведение приобретается в результате обусловливания, которое происходит в результате взаимодействия с окружающей средой. Бихевиоризм возник в начале 20 го века. Теоретиком, который чаще всего сочетается с теорией бихевиоризма, является Иван Павлов, и его эксперименты с собаками придумали фразу павловский ответ. Он тесно связан с первым типом обусловленности в бихевиоризме — классическим.
Пример классического обусловливания:
Ниже приведена очень краткая таблица знаменитого эксперимента Павлова, в котором он успешно обусловливал поведение собак на выделение слюны при звуке колокольчика.
| Шаг | Поведение | Результат |
Один | Определение нейтрального стимула (NS) | NS — колокол | Нет ответа |
Два | На НС предъявляется второй стимул — безусловный стимул (UCS) с результирующей безусловной реакцией (UCR) | Мясо UCS для собак+ (NS). | UCR слюны |
Три | Постоянное сочетание NS с UCS и результирующим UCR изменило NS на условный стимул (CS) и привело к условной реакции (CR) | CS: Звонок | CR: Слюна |
Через повторяющиеся соединения UCS с NS, что приводит к UCR. В конце концов, NS, сам звонок, вызывает UCR. Это изменяет NS на CS и UCR на CR. т.е. у собаки выделяется слюна при звуке колокольчика. Чтобы узнать больше об эксперименте Павлова и классическом кондиционировании, посмотрите видео на YouTube справа.
Вторым основным типом обусловленности в бихевиоризме является оперант. Б. Ф. Скиннер — самый известный теоретик, который обнаружил, что крысы учатся нажимать на металлические прутья, чтобы добывать корм. Он сформулировал основной принцип оперантного обусловливания. «Реакция, за которой следует подкрепление, усиливается и, следовательно, с большей вероятностью повторится» (Ормрод, стр. 51). Обучение происходит через поощрения и наказания за поведение. Оперантное обусловливание обсуждает связь между поведением и последствиями.
Наиболее важной для этого основного типа является идея следствия. Поощрение и наказание являются важными понятиями, касающимися последствий поведения и средств изменения поведения. К сожалению, негативное подкрепление часто путают с наказанием. В приведенной ниже таблице описаны условия поощрения и наказания и способы их применения.
| Природа стимула | |
Стимул | Приятный | Аверсивный |
Представлено после ответа | Положительное подкрепление (увеличение реакции) | Наказание I (уменьшение ответа) |
Удалено после ответа | Наказание II (реакция уменьшается) | Отрицательное подкрепление (реакция увеличивается) |
Как видно из таблицы, подкрепление увеличивает реакцию, а наказание уменьшает реакцию. Это важно для условий оперантного обусловливания, которые требуют, чтобы подкрепление немедленно следовало за реакцией и зависело от нее.
Вот несколько примеров того, как может работать положительное и отрицательное подкрепление. Обратите внимание, что результаты не связаны с тем, является ли подкрепление положительным или отрицательным.
Поведение | Последствие (положительное) | Усиливающий эффект |
Подросток приходит домой вовремя. | Родитель дает им дополнительное пособие. | Подросток стал чаще приходить домой вовремя. |
Класс хочет посмотреть, смогут ли они заставить другого учителя потерять его, плохо себя ведя. | Учитель злится, кричит и умоляет, | Студенты продолжают плохо себя вести. |
Поведение | Последствие (отрицательное) | Усиливающий эффект |
Ученик начинает усердно работать в классе. | Он избегает задержаний и плохих оценок. | Теперь он будет больше усердно работать в классе. |
Ученик лжет, когда у него могут быть неприятности. | Он держится подальше от неприятностей (избегает их) | Теперь он более склонен лгать, когда думает, что попадет в беду. |
Пассажир едет домой альтернативным маршрутом. | Она избегает пробок и длительных задержек. | Скорее всего, она пойдет домой альтернативным путем. |
(Fetsco, 2011)
«Прежде чем оставить темы поощрения и наказания, важно подчеркнуть один последний момент. В оперантном обусловливании подкрепление и наказание определяются с точки зрения их влияния на вероятность поведения. Важно понимать, что стимулы имеют разное значение для разных людей и по-разному влияют на их поведение» (Fetsco, 2011). собаки и оперантное состояние, которое имеет наблюдаемые эффекты, такие как усиление или ослабление поведения, влияет на идеи подкрепления и наказания. Хотя эта информация касается только обширной темы бихевиоризма, представленные концепции представляют два основных типа бихевиоризма.
Ссылки
Черри, К. (2005). Что такое бихевиоризм? Получено 19 апреля 2011 г. с сайта About.com: http://psychology.about.com/od/behavioralpsychology/f/behaviorism.htm
Fetsco, T. (2011, 02 11). Урок 2 Мини-урок. Получено 11 февраля 2011 г. из NAU Vista EPS605: https://vista.nau.edu/webct/urw/ssinboundCAS/cobaltMainFrame.dowebct?ticket=ST-626730-WxMUfN9PAW6FOOzJNQwp-cas.nau.edu
Ormrod , Дж. Э. (2008). Человеческое обучение, пятое издание. Река Аппер-Сэдл: Пирсон-Прентис-Холл.
Поведенческая психология: основные принципы и теории
Люди — сложные существа. Наши повседневные действия формируются эмоциями, ценностями, убеждениями и внешними факторами, такими как взаимодействие с другими членами общества или стрессовые факторы окружающей среды. Поведенческая психология рассматривает последние под микроскопом и пытается расшифровать, почему мы ведем себя так, а не иначе в различных обстоятельствах.
Что такое поведенческая психология?
Поведенческая психология изучает наблюдаемое человеческое поведение в попытке понять человеческий разум. В первую очередь это связано с внутренними факторами, которые формируют наше поведение в различных условиях.
Более формальное определение психологии поведения, предложенное Стэндфордской энциклопедией философии, также известное как бихевиоризм: Строго говоря, бихевиоризм — это доктрина — способ изучения самой психологической или поведенческой науки».
Вышеприведенное определение может показаться немного расплывчатым (как признает и автор). Однако попытка втиснуть возвышенное понятие «поведения» в лаконичную «коробку» — непростая задача. По этой причине существует множество различных поведенческих подходов к изучению того, как человеческие когнитивные убеждения, желания и предпочтения проявляются в конкретных формах поведения.
Кто основал поведенческую психологию?
Психолога Джона Б. Уотсона чаще всего называют отцом-основателем когнитивно-поведенческой психологии. Хотя Уотсон не был пионером бихевиористских исследований, он формализовал и расширил множество более ранних поведенческих теорий в своей классической статье «9».0315 Психология с точки зрения бихевиориста ».
Другие прото-бихевиористские идеи, повлиявшие на мышление Уотсона, включают:
- Исследования, проведенные британскими эмпириками, такими как Джон Локк и Дэвид Хьюм. Они были одними из первых, кто утверждал, что разумное поведение является результатом ассоциативного обучения.
- Классическая теория обусловливания Ивана Павлова, описывающая изменение поведения при применении различных раздражителей.
- Б. Ф. Скиннер разработал теорию оперантного состояния, которая исследует, как различные поощрения и наказания могут способствовать обучению.
Кроме того, некоторые аспекты бихевиористской теории исследовались Эдвардом Торндайком (закон эффекта) и Кларком Халлом (теория влечения). Мы вернемся к ним позже в посте.
Основные принципы поведенческой психологии
Теория бихевиоризма формализовала набор базовых принципов анализа человеческого поведения, способности учиться и совершенствоваться. Сегодня многие другие школы мысли заимствовали ключевые принципы поведенческой теории. Как и успешные лидеры.
Итак, если вам интересно, как поведенческая психология может помочь вам улучшить навыки межличностного общения, проводить более качественные профессиональные презентации или улучшить свои лидерские способности, вот принципы, которые следует запомнить, а также примеры из повседневной поведенческой психологии.
Любому поведению мы учимся из окружающей среды
Бихевиористы считают, что факторы окружающей среды оказывают сильное влияние на наше обучение. Мы усваиваем новое поведение посредством обусловливания.
Обусловливание — это процесс приучения кого-либо действовать определенным образом в определенных обстоятельствах.
Два основных типа состояний — классические и оперантное обусловливание, вместе именуемые «теорией обучения».
Классическое обусловливание
Классическое обусловливание, открытое русским физиологом Иваном Павловым, представляет собой тип бессознательного обучения, возникающего как условный ответ на определенный стимул. Постоянное воздействие на такой раздражитель способствует формированию специфического поведения.
Павлов лихо проводил свои эксперименты на собаках. Но Джон Б. Уотсон также тестировал классические условные реакции у людей. В эксперименте с Маленьким Альбертом он обнаружил, что у ребенка развился страх перед крысами после того, как он неоднократно демонстрировал лабораторную крысу вместе с громкими страшными звуками. Страх Альберта распространялся и на другие белые пушистые объекты, напоминающие крысу.
Среди взрослых также часто встречается классическое обусловливание. Например, на вашей предыдущей работе все обедали в полдень. В это время вы всегда чувствуете голод. Или ваш бывший начальник всегда критиковал вас за ваши презентации в PowerPoint. Теперь вы ненавидите делать бизнес-презентации для аудитории.
В сущности, положительный или отрицательный кондиционирующий раздражитель способствует развитию безусловной реакции на определенный раздражитель.
Иллюстрация создана SlideModel.comКак применять классические принципы воспитания
Обучение может помочь закрепить положительные привычки и поведение. Например, если вы оставляете дверь своего офиса открытой каждый день в 11 утра и радуетесь, когда сотрудник появляется, чтобы обсудить свою проблему (как часть вашей политики открытых дверей), со временем все сотрудники будут «приучены» к этому. идея, что открытая дверь означает хорошее время для обсуждения.
Оперантное обусловливание
Предложенный Б. Ф. Скиннером, пионером радикального бихевиоризма, оперантное обусловливание относится к методу обучения, основанному на поощрении и наказании за различные виды поведения. Такое обусловливание направлено на то, чтобы способствовать развитию ассоциации между определенным поведением и следствием (положительным или отрицательным) их действий.
Скиннер считал, что действия громче слов. Он считал, что важны только внешние, наблюдаемые причины человеческого поведения, тогда как внутренние мысли и внутренняя мотивация не играют важной роли. Сегодня большинство согласны с тем, что это недальновидно.
Тем не менее, теория Скиннера имеет свои достоинства. Принципы оперантного обусловливания сегодня применяются во многих сферах жизни, от правоохранительных органов до образования и даже технологий. Например, подход к обучению алгоритмов ИИ, называемый «обучение с подкреплением», систематизирует принципы поиска вознаграждения и наказания в обучении нейронных сетей.
Более простым повседневным примером оперантного обусловливания может быть: выдача значка хорошо успевающему ученику, но ругание тех, кто это сделал. Восхваление хорошо разработанных шаблонов презентаций, но критика тех, кто не преуспел.
Как применять принципы оперантного обусловливания
Положительное подкрепление — распространенная тактика управления на рабочем месте. Многие программы мотивации и вовлечения сотрудников основаны на этих предпосылках. Компании используют положительные стимулы, такие как схемы вознаграждения, продвижения по службе или другие стимулы к работе, непосредственно связанные с производительностью, для поощрения рабочей силы. Однако немногие выбирают более жесткое «наказание», предложенное Скиннером.
Бихевиоризм делает акцент на наблюдаемом поведении, а не на внутренних событиях
Теория поведения признает эмоции и когнитивные чувства. Но поскольку их нельзя эффективно наблюдать и измерять с научной точки зрения, исследователи предпочитают вместо этого сосредоточиться на поведении.
Действительно, изучение эмоций — сложная задача, потому что они проявляются по-разному из-за разных триггеров. Но легче анализировать последствия рационального и иррационального поведения и контролировать их.
Например, работая над важной деловой презентацией, вы можете испытать широкий спектр положительных и отрицательных эмоций:
- Волнение, потому что вы стремитесь сделать все возможное
- Тревога из-за синдрома самозванца, нервозности или отсутствия время
- Гнев из-за того, что ваш шаблон PowerPoint выглядит неправильно
В совокупности эти эмоции приведут к определенному результату, например к хорошей или плохой презентации. Затем бихевиористы пытаются изучить ваше фактическое поведение и определить, какие стимулы могли привести вас к лучшему мышлению.
Если вы чувствуете тревогу, поддержка со стороны аудитории или напутствие наставника перед входом в комнату — это положительный стимул, который может повлиять на ваше поведение.
Источник: Оконная модель Джохари Шаблон PowerPoint от SlideModel.comПоведение есть результат реакции на стимул
Согласно Уотсону, цель психологии заключается в следующем: ; или, учитывая реакцию, укажите, какая ситуация или стимул вызвали реакцию».
Другими словами, все наши действия можно объяснить реакцией на различные раздражители, и именно это пытается сделать поведенческая психология.
Другие поведенческие теории, построенные на этих предпосылках, предлагали дополнительные объяснения того, как внешние условия влияют на наше благополучие и действия.
Прошлый опыт формирует наше настоящее
Вышеизложенная идея не нова, но недавно она была подтверждена в ходе нового исследования. Большинство людей, которые вели себя определенным образом в какой-то момент времени, скорее всего, сделают это снова. Восприятие наших прошлых действий влияет на наше решение повторить это поведение. Так что, если мы получили положительную обратную связь, похвалу или другую награду, мы снова попытаемся добиться того же результата.
Вышеупомянутая склонность может быть полезна для выработки привычек. Поскольку наш бренд любит умножать вознаграждение, мы можем определить текущую привычку, которая заставляет вас чувствовать себя хорошо, а затем добавить еще одну сверху. Такой подход называется наложением привычек.
Формула накопления привычек проста, но действенна, потому что она связана с нашими прошлыми убеждениями:
После или до [ТЕКУЩЕЙ ПРИВЫЧКИ] я буду [НОВАЯ ПРИВЫЧКА].
Например:
- Каждое утро после того, как я налью себе чашку кофе, я буду медитировать в течение одной минуты.
- Прежде чем я начну редактировать свою презентацию, я проверю все утверждения.
Закон эффекта
Закон эффекта, разработанный Эдвардом Торндайком, предполагает, что мы будем повторять действия, которые приносят удовлетворение в конкретной ситуации, но избегаем поведения, которое вызывают у нас дискомфорт.
Например, если вы использовали определенный начальный слайд во время своей последней презентации, и всем он понравился, вы, вероятно, использовали бы его еще несколько раз.
Закон эффекта также полезен для создания циклов положительных привычек. Это когда вы используете какое-то предшествующее событие, время или положительные стимулы, чтобы вызвать определенное действие.
Например:
- Бег доставляет мне удовольствие, поэтому мне следует заниматься им чаще. Таким образом, я попрошу друга быть моим партнером по подотчетности и звонить мне всякий раз, когда они выходят на пробежку.
- Из-за того, что я слишком поздно задержался на работе над своей презентацией, на следующий день я встревожился и рассердился, и я провалил презентацию. В следующий раз я не буду стремиться к совершенству и закругляться раньше.
Drive Theory of Learning
Предложенная Кларком Халлом и доработанная его соавтором Кеннетом Спенсом, эта теория перенесла концепцию гомеостаза в психологию.
Халл заметил, что наш организм психологически пытается поддерживать состояние равновесия. Например, вы потеете, когда слишком жарко, чтобы регулировать температуру. Исследователь думал, что подсознательно это влияет на наши действия. Мы становимся мотивированными, когда наше тело хочет сбалансировать определенные биологические потребности, и мы работаем над тем, чтобы уменьшить это напряжение. Голод, жажда, боль являются общими «спусковыми механизмами», активирующими действия, по Халлу.
Однако одна из самых больших проблем с теорией снижения влечения Халла заключается в том, что она не учитывает, как вторичные подкрепления. К ним относятся определенные ситуации, которые подкрепляют поведение (например, вознаграждение, определенное время и т. д.) после того, как оно становится связанным с основным подкреплением.
Например, первичное поощрение — лакомство может сделать вашего ребенка счастливее, но он, вероятно, проигнорирует вторичное поощрение — похвалу — как еще один фактор, обусловливающий его поведение.