Свобода выбор это: В чем заключается свобода выбора ?

Свобода и необходимость в человеческой деятельности — примеры

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

Все мы — свободные люди. Можем заниматься любимым делом, выбирать, какую музыку слушать и в какой вуз поступать. Но на самом деле не всё так просто. Не зря философы столетиями размышляют над вопросом свободы воли человека. В этой статье мы расскажем, что известно о свободе и необходимости в человеческой деятельности с точки зрения обществознания. А ещё — познакомим с двумя полярными концепциям о ней.

Что такое свобода

В статье «Деятельность человека» мы уже рассматривали виды человеческих активностей и то, что может нас на них мотивировать. Однако с этим понятием связано и ещё одно, не менее важное.

Свобода — это возможность человека самому выбирать вид деятельности, следуя своим желаниям, интересам и целям, которые формируются в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Свобода — понятие с философскими корнями. Оно существует с эпохи Ренессанса, но по-настоящему ломать голову над вопросом свободы люди начали гораздо раньше. Сегодня же под этим термином мы понимаем личный выбор человека в том, какой образ жизни ему вести, как участвовать в экономике общества и т. д.

При этом варианты этого выбора зависят от многих социальных факторов. На схеме ниже мы перечислили их все.

Что может ограничивать свободу

Мы выяснили, что свобода — это про способность выбирать и принимать решения. Но надо помнить, что мы всё ещё живём в обществе, рядом с другими такими же людьми. А потому и свобода не может быть неограниченной, т. е. абсолютной. Делая выбор, человек должен понимать, к каким последствием он приведёт. Это называется ответственностью.

Личная ответственность — перед собственными моральными принципами, законом и другими людьми — это один из факторов, которые ограничивают свободу человека. Кроме неё есть и другие, например, свобода окружающих.

Пример № 1.

Предположим, вы захотели громко послушать музыку ночью. Сделать это — ваш личный выбор. Но важно помнить, что этим вы ущемите право других людей на здоровый отдых ночью.

И если вы всё-таки решите сделать этот выбор, то ощутите на себе все тяготы ответственности. Это будет осуждение со стороны ваших соседей и штраф за нарушение общественного порядка, если они решат вызвать полицию. А ещё к санкциям может подключиться ваша совесть. Например, если вам станет стыдно за то, что вы разбудили среди ночи соседского грудного ребёнка.

Проверьте себя

Придумайте ещё несколько примеров ситуаций, в которых выбор одного человека может ограничить свободу окружающих. Предположите, какие виды ответственности будут ждать нарушителя в каждом из этих случаев.
Во время ответа не забывайте опираться на материалы этой статьи.

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

Связь между свободой и необходимостью в человеческой деятельности

Свободен человек выбирать или всё вокруг нас подчиняется судьбе — фундаментальный вопрос философии. Одни считают, что мы вольны сами направлять свою жизнь, другие же — что любой наш выбор — это результат необходимости.

Необходимость — это закономерное развитие событий, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях.

Но это лишь одна из точек зрения на необходимость. В этом ключе человек несвободен — он лишь подчиняется обстоятельствам. А то, что должно случиться, непременно произойдёт даже вопреки нашей воле.

Но есть и другие. Например, в христианстве принято считать, что человек свободен выбирать лишь между добром и злом. Другие же философы говорят о том, что необходимость связана с законами природы, которые мы не можем изменить, а можем лишь подстроиться под них, т.  е. вынужденно сделать выбор.

Пример № 2.

Рассмотрим, к примеру, природные катаклизмы. Япония — страна, в которой настолько часто случаются землетрясения, что местные жители уже давно перестали обращать на них внимание. А всё потому, что их общество приспособилось к особенностям географического расположения, из-за которого их постоянно «трясёт».

У японцев был выбор — адаптироваться к природе или позволить катастрофам уносить жизни людей. И они выбрали первое — начали строить здания так, чтобы те стали устойчивы к подземным толчкам. Сегодня многие высотки Японии содержат внутри специальный «экзоскелет» с амортизаторами. Из-за них кажется, что во время землетрясения здание шатается из стороны в сторону. Выглядит это страшно, но на деле дома остаются безопасными.

Фатализм и волюнтаризм

Размышления философов на тему свободы и необходимости в деятельности человека привели к образованию двух противоположных концепций: фатализма и волюнтаризма.

Разберёмся, что означает каждое из этих понятий.

Фатализм — это концепция мировоззрения, согласно которой свобода — это познанная необходимость, и все процессы в мире, в т. ч. человеческий выбор, ей подчиняются.

Если говорить проще, это учение о том, что будущее предрешено, а выбор самого человека в этом будущем не играет никакой роли.

В рамках этой концепции принято считать, что случайности не случайны и в жизни людей нет и не может быть иных возможностей, кроме тех, что уже предопределены. Но в таком случае и сам человек представляется не как свободная личность, а как лишённый выбора механизм. И программу для него задаёт судьба, рок или высшая сила.

Пример № 3.

Яркий пример фатализма показывает гомеровская «Илиада». В ней Зевс взвешивает на чаше весов судьбы Гектора и Ахиллеса, и понимает, что Гектору не победить в этом сражении. И тогда он предлагает богам защитить его, но Афина отвечает, что его судьба уже предрешена.

Так Гомер показывает, что даже всемогущий бог, ведающий миром, не может пойти против судьбы.

Волюнтаризм — это концепция мировоззрения, согласно которой человеческая воля берёт верх над всем сущим.

Это учение признаёт волю человека как двигатель всех процессов в мире и единственно верную ценность. Согласно этой концепции люди вольны сами направлять свою судьбу, т. е. поступать так, как хочется. При этом такая воля ничем не ограничена. А значит, желания человека постоянно пересекают границы других людей и здравого смысла.

Пример № 4.

Римского императора Калигулу принято считать одним из самых ярких волюнтаристов в истории человечества. Жестокий и беспринципный правитель желал стать богом и подчинить своей воле все мыслимые и немыслимые законы, например экономические механизмы.

Калигула обожал купаться в роскоши и регулярно запускал руку в государственную казну. А когда экономика страны зачахла, он придумал «волшебную» экономическую модель — приказал использовать раковины моллюсков вместо денег. Разумеется, план не сработал, т. к. не имел ничего общего со здравым смыслом.

Проверьте себя

Подумайте и назовите несколько примеров проявления фатализма и волюнтаризма из литературы, кинематографа или истории.

Проверьте себя

Давайте узнаем, хорошо ли вы разобрались в понятии свободы и формах её взаимодействия с необходимостью. Выполните задания ниже — это поможет вам узнать, стоит ли изучить тему ещё раз.

Задание № 1

Прочитайте утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Общество согласно в том, что все люди свободны, и ничто не может ограничивать их волю.

  2. На варианты выбора, которые доступны человеку, влияет степень развития общества.

  3. Свободу человека ограничивают закон, общественное мнение и его собственная совесть.

  4. Фатализм учит, что сила воли приводит в движение всё в мире вокруг нас.

  5. Одна из трактовок необходимости связана с тем, что человек вынужден делать выбор, подчиняясь законам природы.

Задание № 2

Подумайте и сформулируйте свой взгляд на свободу личности, ответственность и необходимость. Близка ли вам одна из концепций, которые мы рассмотрели в этой статье? Или у вас есть уникальный взгляд на то, свободен ли человек в своём жизненном выборе? Поделитесь мнением.

Тема свободы и необходимости в человеческой деятельности встречается на ЕГЭ по обществознанию. Надеемся, эта статья помогла вам разобраться в ней. А если нет, продолжайте изучать её на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart! Наши преподаватели помогут разобрать вопрос свободы личности на ярких примерах и запомнить все определения без зубрёжки. Вводный урок — бесплатно!

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Социальные права человека

К следующей статье

Девиантное поведение

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Свобода и необходимость в деятельности человека — что это, определение и ответ

Свобода ― это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать модель поведения и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). В связи с решением данных вопросов существуют две идеи:

  1. Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены судьбе и року. Трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности.

Например, к представителям фатализма относится Печорин, герой М.Ю. Лермонтова — в “Герое нашего времени” есть даже глава с соответствующим названием (“Фаталист”).

  1. Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего. Пренебрежение объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.

К волюнтаристам можно отнести известных исторических персонажей, которые стремились переломить ход событий по своему желанию: например, Наполеона Бонапарта.

Свобода есть там, где есть выбор. Есть понимание свободы как вседозволенности, но оно неверно. Ведь свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу и предполагает определенные обязанности.

Ответственность — это социально-философское понятие, характеризующее возможность субъекта (человека, социальной группы и др.) ответить за свои действия, поступки, последствия своих поступков.

Ответственность порождает обязанности.

Ответственность во многом определяет нравственную позицию личности в обществе, и ложится в основу поведения человека, становится фундаментом его мотивации.

Выделяют следующие виды ответственности:

Например, за вырубку лесов на текущем поколении Земли лежит ответственность перед будущим поколением.

  • Политическая ответственность — ответственность государства за выполнение международных договоров, ответственность выборных органов власти перед народом, ответственность органов гос. власти перед друг другом.

Например, ответственность правительства перед парламентом.

Например, помощь больным детям или старикам, сочувствие и участие в жизни окружающих.

Например, за кражу в крупном размере на гражданина К. возлагается юридическая ответственность в виде лишения свободы.

Например, на гражданине Н. лежит индивидуальная ответственность за правильное воспитание дочери.

Например, за загрязнение окружающей среды на россиянах лежит коллективная ответственность.

Регулятором ответственного поведения является совесть.

Совесть — способность субъекта самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать самоконтроль.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Выбор за вами – почему важна свобода выбора

Свобода выбора – одно из важнейших основных прав в демократическом обществе. Мы должны иметь право на эту свободу во всех сферах, не только в политике или образовании, но и в цифровом мире.

Свобода выбора и способность принимать решения по собственной воле являются одними из основных ценностей демократического общества. В этом месяце на первый план выходит свобода выбора. В настоящее время мы особенно замечаем, насколько важно наше право на самоопределение и свободу выбора: В дебатах о COVID-19прививки, при выборе карьеры и когда дело доходит до образования, мы хотим определить для себя, какие варианты мы выбираем.

В Германии, стране с наибольшим количеством поисковых запросов Startpage, свобода выбора даже защищена законом. Статья 2 Основного закона Германии гарантирует свободу каждого человека свободно развиваться и строить свою жизнь.

Наше право на информационное самоопределение

Многие люди не знают, что этот тип самоопределения также относится к нашему праву на конфиденциальность в Интернете. Например, статья 8 Хартии основных прав Европейского Союза закрепляет право на информационное самоопределение в отношении своих личных данных.

В настоящее время в Интернете доминируют крупные технологические компании, которые с годами приобретают все большую рыночную власть. Чтобы иметь возможность пользоваться их онлайн-сервисами, вряд ли можно избежать больших технологических гигантов из Силиконовой долины. Big Tech рано осознала, как получать прибыль от личных данных людей. Чтобы иметь возможность использовать продукты Big Tech, пользователи вынуждены принять их условия использования. Цена за их бесплатную услугу: персональные данные человека. На наших данных можно заработать много денег, потому что они многое говорят о нас. Они продаются сторонним компаниям, которые затем могут ориентировать нас на рекламу, соответствующую нашему профилю. Узнайте больше о бизнес-модели поведенческой рекламы здесь.

Отличие стартовой страницы

К сожалению, большинство онлайн-сервисов не защищают должным образом право людей на неприкосновенность частной жизни. Вот почему в 2006 году мы решили, что пришло время для настоящей альтернативы, и создали Startpage. Мы считаем, что каждый должен иметь возможность использовать и искать в Интернете, не беспокоясь о своих личных данных — о том, как они собираются, хранятся и продаются. Вот почему Startpage был создан как первая частная поисковая система, которая не собирает, не сохраняет и не передает личные данные пользователей.

Как это работает? Мы предоставляем качественные результаты поиска, предоставляемые Google, но без сбора личных данных или сохранения истории поиска. Кроме того, наша штаб-квартира и серверы находятся в Нидерландах. Это позволяет нам защищать наших пользователей с помощью голландских и европейских законов о защите данных, включая GDPR, который считается самым строгим в мире законом о конфиденциальности.

Вы должны иметь возможность не только искать, но и находить: Наша функция анонимного просмотра также защищает вас при посещении веб-сайтов, которые отображаются в результатах поиска. Вот как работает анонимный просмотр.

Установить постоянную конфиденциальность


Установить расширение браузера для частного поиска Startpage.

Установить

Решение за вами

Наша цель – и основная идея нашего фонда – предоставить возможность выбора. Каждый должен иметь возможность решать для себя, что делать со своими данными. Стартовая страница — это альтернатива другим поисковым системам, в которой вы можете контролировать свои данные. Свобода выбора важна при использовании онлайн-сервисов и принятии решения о том, что делать со своими данными.

Мы не хотим указывать вам, что делать, а хотим дать вам возможность сделать выбор самостоятельно. Однако для принятия обоснованного решения необходимы информация и знания. Вот почему мы взяли на себя обязательство информировать вас о защите данных и конфиденциальности в нашем блоге, информационном бюллетене и каналах социальных сетей. Но решение о том, какие онлайн-сервисы вы используете, полностью зависит от вас!

Патернализм и свобода выбора

Для вашего же блага

Клэр Андре и Мануэль Веласкес

Ранее в этом году 3000 байкеров устроили акцию протеста в Лос-Анджелесе против калифорнийского закона, который вступает в силу в январе и требует мотоциклистам носить шлемы. Байкеры пытались опрокинуть меры, выступая за свободу выбора. Один байкер сказал, что шлемы испортили бы его шипастую прическу в стиле рок-н-ролл. Некоторый байкеры, последователи религии сикхов Дхарма, утверждали, что они не могли носить каски, потому что каски мешали бы тюрбаны, которые носят, чтобы символизировать их веру. Сторонники закона утверждают, что это защитит велосипедистов от серьезных травм. Байкеры возмущены, утверждая, что их свобода выбора отрицается.

В полемике по поводу закона о шлемах стоит проблема патернализма. Патернализм можно определить как вмешательство со свободой человека для его или ее собственного блага. Слово звонит иметь в виду образ отца («патер» на латыни), который принимает решения для своих детей, а не позволять им принимать собственные решения, на том основании, что «отец знает лучше». Принцип патернализма лежит в основе широкого круга законов, практик и действий. кто решает, что лучше для пациента, знак, запрещающий купание без дежурного спасателя, законы против добровольной эвтаназии, законы, ограничивающие употребление героина, кокаина, марихуаны и другие лекарства, обязательные пенсионные сбережения и обязательные законы о ремнях безопасности «все предназначены для защиты наших интересов, будь то нравится нам это или нет.

Хотя патерналистские практики относительно распространены, морально приемлемо? Патернализм предполагает конфликт двух важных ценности: 1) ценность, которую мы придаем свободе людей делать их собственный выбор того, как они будут вести свою жизнь, и 2) ценность, которую мы придаем продвижению и защите благополучия других. Когда люди свободно решают действовать способами, которые кажутся вопреки их собственному благополучию, вопрос о том, имеют право вмешиваться в их дела, проблема возникает патернализм.

Большинство согласится с тем, что патернализм оправдан, когда иметь дело с лицом, свобода выбора которого серьезно ограничена или ограниченные, будь то из-за принуждения, ограниченные познавательные способности человека способности, незнание фактов, последствия болезни таких как болезнь Альцгеймера или влияние наркотиков. Например, Патернализм иногда оправдан при общении с детьми, которым не хватает эмоциональных и когнитивных способностей, чтобы всегда знать что в их интересах. Мы также можем быть оправданы в временное вмешательство в действия человека, чтобы определить, этот человек, на самом деле, действует добровольно, оценивается факты и является компетентным в других отношениях, прежде чем позволить ему или ей продолжить.

Но кроме случаев серьезной некомпетентности или других ограничения, оправдан ли патернализм? Рассмотрим дельтаплан кто отказывается носить защитные приспособления, потому что «они мешают ощущение полета, как птица», или курильщик, который верит что удовольствие от курения компенсирует годы потери жизни в результате.

Некоторые моральные философы считают, что компетентный человек свободно принятое решение никогда не должно быть отменено, даже для этого человека собственного блага. Классический кейс против патернализма озвучил Джон Стюарт Милль, английский философ девятнадцатого века, написал:

. . . единственная цель, для которой власть может быть по праву в отношении любого члена цивилизованного общества, против его воля состоит в том, чтобы предотвратить причинение вреда другим. Его собственное благо либо физического или морального, не является достаточным основанием. Он не может по праву должен быть вынужден сделать или воздержаться, потому что это будет лучше для него это сделать, потому что это сделает его счастливее, потому что, по мнению других, это было бы разумно, или даже правильно. .. Единственная часть поведения любого, за что он поддается обществу, это то, что касается другие. В той части, которая касается только его самого, его независимость имеет право, абсолютное, над собой. Над собственным телом-умом, личность суверенна.

Для Милля и его последователей свобода необходима для развития индивидуальности каждого человека, достижения истины и развитие нового и более богатого образа жизни. Это, следовательно, самая фундаментальная социальная ценность. лица должны быть оставлены свободными делать свой собственный выбор в отношении того, как они будут вести свою жизнь, даже если этот выбор считается безрассудным, глупый или иным образом «плохой» выбор других. Более того, способность делать выбор, способствующий нашему благополучию, — это способность человек приобретает и улучшает только через практику.

Кроме того, согласно этой точке зрения, люди являются лучшими судьями своих собственных интересов, и поэтому им должна быть предоставлена ​​свобода преследовать их. Милль пишет: «Что касается его собственных чувств и обстоятельств, самый обыкновенный мужчина или женщина обладает средствами познания неизмеримо превосходящие те, которыми может обладать любой другой… Он человек больше всего заинтересован в собственном благополучии». моя привилегированная точка зрения, мне нельзя доверять, чтобы определить, что в моих интересах, этому суждению, безусловно, нельзя доверять кому-то другому с менее привилегированной точки зрения.

С другой точки зрения, патернализм вызывает возражения, потому что это нарушает то, что философ Иммануил Кант называл равным «достоинство» всех людей. Уважение человеческого достоинства подразумевает уважение к способности людей думать и выбирать для себя. Патернализм, однако, навязывает выбор, основанный на том, что кто-то еще думает, хорошо для человека. Люди, которым мешают с которыми не обращаются как с равными, способными делать собственный выбор, Кант утверждает, но к ним относятся как к средству для чужого взгляда того, каким должен быть их выбор, «подобно незрелым детям, неспособным различать, что для них действительно полезно, а что вредно». Тем не менее многие философы считают, что патернализм может иногда оправдываться. По мнению некоторых философов, ограничение свобода человека гарантируется, когда такое вмешательство максимизирует пользу и минимизирует вред человеку. Свобода может быть важным значение, но это не единственное значение. Могут быть ситуации в котором затраты на свободу человека тривиальны по сравнению к другим ценностям, таким как счастье или здоровье, которые могут быть достигается ограничением этой свободы. Законы об обязательных ремнях безопасности, например, влекут за собой потерю свободы, которая незначительна по сравнению к спасенным жизням и травмам, предотвращенным такими законами. Некоторые философы утверждают, что патернализм оправдан только тогда, когда оно направлено на защиту или поощрение свободы человека. Для Например, запрет девятнадцатого века продавать себя в рабство ограничивало свободу человека на короткое время, но в конечном итоге привело к большей свободе.

Другие оспаривают утверждение Милля о том, что, поскольку люди лучше всего судить о своих интересах, другие не должны вмешиваться, указывая на то, что некоторым людям не хватает здравого смысла, когда дело доходит до в своих интересах. Например, люди с низкой самооценкой. или люди, подвергшиеся насилию в детстве, могут не иметь истинного чувство того, кто они есть и кем они могут быть, и склонны к саморазрушению выбор. В таких случаях другие могут лучше судить о том, что будет способствовать их добру.

Патернализм также может быть оправдан в ситуациях, когда: из-за нашей близорукости, импульсивности или небрежности, мы хотели бы, чтобы наша свобода была ограничена, особенно когда влекут за собой опасные и необратимые последствия. Не все наши решения взвешены, осторожные решения, которые принимают во внимание наше долгосрочное благополучие. Мотоциклист, который отказывается носить шлем с большей вероятностью наденет его после аварии. Здесь оправдан патернализм для защиты будущего «я» человека. от недальновидного или глупого выбора его или ее прежних себя.

Наконец, некоторые философы утверждали, что поскольку мы социальных существ, все наши решения прямо или косвенно влияют на других, и когда наш выбор может навредить другим, законно вмешиваться. Люди, которые пострадали в результате их глупой или рискованное поведение не только причиняет вред себе, но и, потому что лица связаны друг с другом, неизбежно также налагают эмоциональные и финансовые затраты на других. Следовательно, эти философы утверждали, что патернализм всегда может быть морально оправдано.

Генри Дэвид Торо однажды заметил:

«[Если]… мужчина приходил ко мне домой в сознании чтобы сделать мне добро, я должен бежать, спасая свою жизнь».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts