Свободное наблюдение это: Виды наблюдения

4 простых упражнения для концентрации внимания

Вдохновение 4 февраля 2021

Психолог Амиши Джа рассказывает, как укрепить внимание с помощью тренировки осознанности.

Эту статью можно послушать. Если вам так удобно, включайте подкаст.

Внимание как фонарик, луч которого можно направить на что угодно. А так как примерно 50% бодрствования мы отвлекаемся, получается, этот луч мечется из стороны в сторону. Чтобы научиться контролировать своё внимание, психолог из Университета Майами Амиши Джа предлагает тренировать осознанность.

По данным её исследований, у людей, которые не занимаются подобными упражнениями, во время сильного стресса внимание рассеивается. У тех же, кто регулярно тренирует мозг, оно, наоборот, улучшается. Есть у осознанности и другие плюсы: снижение тревожности и риска повторной депрессии, улучшение кратковременной памяти.

Осознанность — это концентрация внимания на настоящем моменте без эмоциональной реакции.

«Для этого не нужен особый взгляд на мир или религиозные убеждения», — говорит Джа. Такие упражнения просто тренируют мозг. Они делятся на две категории: пристальное внимание и свободное наблюдение. Все эти упражнения развивают способность мозга концентрироваться на одном объекте.

1. Дыхание

Начните с осознанного дыхания. Сядьте в удобной позе, выпрямив спину. Сосредоточьте всё внимание на ощущениях от дыхания. Почувствуйте, как прохладный воздух попадает в ноздри или как приподнимается и опускается живот.

Когда отвлечётесь на что-то, мягко направьте внимание обратно на дыхание. Не удивляйтесь и не огорчайтесь, если придётся повторять это много раз. Представьте, что ваше внимание, — это щенок, которого вы учите ходить на поводке. Каждый раз, когда он убегает в сторону, мягко притягивайте его обратно.

2. Ходьба

Сосредоточьтесь на ощущениях при ходьбе: почувствуйте прикосновение ног к земле, ветер на коже, окружающие звуки. Неважно, где вы ходите: на улице или в помещении.

3. Сканирование тела

Если внимание — это фонарик, то во время сканирования тела нужно последовательно осветить им весь организм. Начните с пальцев ног, заметьте ощущения в них. Вы можете почувствовать покалывание, тепло или холод. Потом медленно продвигайтесь вверх.

Когда вы научились концентрировать и удерживать внимание на одном объекте, можно переходить к свободному наблюдению.

4. Свободное наблюдение

Оно помогает замечать то, что происходит вокруг вас, но не цепляться за это. Здесь не нужно сосредотачиваться на конкретных объектах. Вместо этого будьте открытым для любых возникающих ощущений. «Не анализируйте и не думайте, — объясняет Джа. — Просто замечайте их и давайте им рассеяться».

Для этого сядьте в удобную позу и постарайтесь замечать все ощущения, мысли и эмоции, но не удерживать их. Можно помечать их в соответствии с разными категориями. Например, планы, тревога, осуждение, воспоминания. Делайте это вслух или про себя — как вам удобнее. Пометив ощущение или мысль, отпустите их.

Это то же самое, что наблюдать за облаками. Только сейчас вы следите за тем, как протекают ваши мысли.

Иногда вы будете застревать на одной мысли, и это естественно. Если отпустить её не получается, сделайте упражнение на пристальное внимание, чтобы вернуть себе чувство опоры.

Если вы попробовали эти упражнения, но удерживать внимание всё равно не выходит, не расстраивайтесь. Так бывает довольно часто. Не забрасывайте тренировку осознанности. Вам просто нужно больше практики, как и в любом новом занятии.

Суть не в том, чтобы отучить себя отвлекаться. А в том, чтобы замечать, когда вы отвлеклись, и направлять внимание обратно.

Обычно люди начинают ощущать положительный эффект через четыре недели 15-минутных тренировок по пять дней в неделю. Если это кажется слишком сложным, начинайте постепенно. Например, пообещайте себе каждый день пару минут делать одно из упражнений. Скорее всего, вам захочется продлить тренировку. Придерживайтесь первоначальной цели в течение месяца, а потом увеличивайте время упражнений, пока не дойдёте до 15 минут пять дней в неделю.

Чтобы это вошло в привычку, поставьте себе напоминания на телефон и найдите тихое удобное место, а также подходящее время, когда вас никто не будет отвлекать.

Читайте также 🧐

  • 7 способов управлять своим вниманием
  • 8 причин сделать осознанность привычкой
  • Что происходит в мозге, когда мы концентрируем внимание

Андрей Колесников о книге профессора и триатлета Сергея Медведева «Человек бегущий» — Газета.

Ru

«Я, я, я! Что за дикое слово!» – писал Владислав Ходасевич в 1924 году в стихотворении «Перед зеркалом». Отношения человека, занимающегося спортом, с самим собой – вынужденно эгоистические. «Я» – это главный собеседник, друг и часто враг спортсмена, особенно в индивидуальных, не командных видах. С командой можно разделить ответственность за поражение. В индивидуальном виде делить ее не с кем, только с собой.

Об этом бесконечном разговоре с самим собой марафонца-триатлониста (плавание, велосипед, бег) – книга «Человек бегущий» Сергея Медведева, не «политолога», а настоящего political scientist, профессора Свободного университета, лауреата The Pushkin House Book Prize за книгу «Возвращение русского Левиафана». Но на этот раз речь идет не о политических системах. В течение десятилетий ныне 55-летний профессор прислушивается к самому себе, своему организму, его взаимоотношениям с внешней средой и переменами погоды. Это своего рода включенное наблюдение за самим собой при одновременном наблюдении внешнем. Организм как будто отделяется от повествователя, который создает внутри своего тела лабораторию по изучению реакций сосудов, мышц, дыхательной системы на перегрузки в разных природных и сезонных условиях.

Наблюдение за собственной телесностью невозможно без одновременного описания внешней среды, стран и континентов, где проходят марафоны. И книга превращается в путевые заметки. Впрочем, автор сам определил жанр – провокационно и дерзко – как «роман». А это и есть роман – с почти детективными интригами во время гонок, погонями, от которых дух захватывает, и читатель обнаруживает себя болельщиком героя, возвышенно-подробными описаниями природы, которая становится союзником или противником триатлета, с лирическими описаниями любви и ностальгическими воспоминаниями о советском детстве. И это еще увлекательные страноведческие и музыковедческие лекции – теперь понятно, за что Медведева обожали студенты, когда он работал в ВШЭ. И это еще стиль – такого стилиста, напоминающего по манере и наблюдательности Лоренса Даррелла, среди пишущих людей, которые называются ведущими русскими прозаиками, еще поискать.

Конечно, мое восприятие книги и поколенческое, и спортивное, и географическое. Автор романа «Человек бегущий» – из моего поколения, чья жизнь расколота пополам на советскую и постсоветскую части, из генерации, переходящей в социологическую группу 55+. Но и почти сосед – Кунцево и Кутузовский почти рядом, и топография детства схожа и узнаваема. Как похожи и обстоятельства, с которых начинался триатлет – с популярных в 1960-1970-е беговых лыж и лыжных походов с родителями. Это социокультурная примета времени – я хорошо помню себя в любой зимний выходной на лыжне за спиной отца в Филевском парке и на Крылатских холмах. В отрочестве Медведева был, как и у меня, дачный теннис – «средь аляповатых дач», по Мандельштаму. Но тенниса, спорта очень индивидуалистического, где психологии не меньше, чем в марафоне, в «Человеке бегущем» нет.

И этот «дар богов – великолепный теннис» (по тому же Мандельштаму) действительно не похож на бесконечное преодоление себя во внешне монотонном и внутренне драматическом марафоне. И главное отличие – здесь есть зачем и за чем бегать.

За мячиком. Или за мячом и шайбой, как в командных футболе или хоккее, где, впрочем, тоже есть индивидуальные траектории – в дриблинге. Но цель игрока – короткая, прерывистая. По Набокову, это занимает несколько секунд: «Подбросить мяч, назад согнуться, / молниеносно развернуться, / и струнной плоскостью сплеча / скользнуть по темени мяча, / и, ринувшись, ответ свистящий / уничтожительно прервать…». Все это не для марафонца – здесь другая природа преодоления. В качестве цели не маячит мяч. Другие временные интервалы. Но даже в буйстве хоккейного матча игрок, естественно, прислушивается к себе, к своим мышцам, крови и боли. И это объединяет любого атлета с триатлетом при всей специфичности опыта марафонцев.

Важен результат. Но в спорте, и уж тем более в марафоне, еще важнее победа над собой. «Пять подъемов, десять, двенадцать… Девятнадцатый, двадцатый, все! – я повисаю на темляках палок, с трудом дыша, в глазах темно, с подбородка ручьем течет пот, сердце вырывается из горла. Колени подгибаются, намокшая одежда превратилась в ледяной компресс. Я счастлив».

Мне понятно это ощущение, но уже не от выматывания самого себя «на последнем дыхании», а от работы с «предметами», главными из которых в детстве в 1970-е были коньки, клюшка и шайба. Кто же отказывается от счастья? С катка я уходил только потому, что в конце концов надо было ложиться спать. Но все равно, уходя домой и оглядываясь на каток, с сожалением смотрел на лед, который покрывал вечерний снег, и втягивал ноздрями запах разодранной изоленты на крюке примитивной советской ЭФСИ, закинутой на плечо с коньками.

Теннис, хоккей, футбол – во всех этих видах возможны паузы. Бегать, как Медведев в зрелые годы, обычному человеку можно только в юности, когда ноги сами несут тебя, а мышцы, как сейчас, не забиваются на пятой минуте этого джоггинга среднего возраста. Удовольствие от бега – это пробежка в монотонном ритме по белому поющему песку Эстонии, в отсутствие людей, при полном слиянии с природой, с обжигающе холодным морем, наклонившимися от берегового ветра соснами. Когда оглядываешься назад и понимаешь, что не знаешь, как будешь возвращаться, – так далеко завело это экстатическое состояние и ложное ощущение безграничных возможностей юного организма. Во время одной из таких пробежек – бог мой, это было 35 лет назад – единственным встреченным человеком на берегу был пожилой мужчина нездешнего вида с бетховенской разбросанной шевелюрой. Лишь со второго клика в голове (хотя в те времена кликов еще не было) я понял, что по дороге мне встретился маэстро Густав Эрнесакс, настоящий диктатор, управлявший человеческими массами лучше любых тиранов, – потому что по движению его дирижерской палочки пело огромное таллинское Певческое поле, и от этого ошеломляющего единения голосов и скрытой в них эмоции мороз пробирал по коже и слезы лились из глаз.

Таких эпизодов, таких ощущений, таких приключений, таких невольных экскурсов в историю культуры у Медведева десятки. И на выходе получается удивительная жизнь-приключенческий роман.

Герой «Волшебной горы» Томаса Манна Ганс Касторп, катаясь на лыжах, заблудился в окрестностях Давоса в снежную бурю и потерял чувство времени. Таких «манновских» эпизодов в «Человеке бегущем» несколько – с потерей чувства времени, на возврате дыхания и сознания, с серьезнейшими травмами в местах, где нет ни людей, ни мобильной связи.

«– Что это у тебя? – с детской бесцеремонностью спросила девочка, показывая пальчиком на свежие швы на колене.
– Артроскопия на мениске, – серьезно ответил я.
– А это? – продолжала она любопытствовать, показав на давний шрам на бедре, где новая кожа наросла лоскутом.
– Сбила машина на велогонке, – отвечал я.
– А тут? – подошел мальчик постарше.
– Операция на плече. Упал на горных лыжах, оторвался бицепс».

Это, знаете ли, как «Чемодан» Довлатова: за каждой вещью – своя история. А тут – за каждой травмой.

В этих историях много цвета, потому что пловец, велосипедист и бегун на протяжении марафона попадает в разные климатические зоны, а продолжительность марафона, да еще в диких местах, дает возможность «человеку бегущему» наблюдать природу в разное время суток и в разных широтах. И все время меняются цвета воды, скал, леса, поля, неба: «…начинает припекать голову и гидрокостюм, и вода из нежного парного молока превращается по цвету расплавленное серебро».
Важно, что это не зал, заточенный в четырех стенах, не нудная беговая дорожка, а открытое пространство и свободное небо. Я тоже никогда не понимал людей на беговых дорожках в залах, да еще повернутых окнами к деревьям – неужели не хочется бежать в парке? Не хочется слушать ветер, вдыхать горький запах осенней листвы, менять картинку природы перед глазами, а не пялиться в душном помещении в сериал, ничего не видя и не слыша вокруг. Включая самого себя. Не прислушиваясь к самому себе.

В этом прислушивании – как ни странно, еще одна интрига книги. Никогда мне не доводилось с таким интересом читать об одежде спортсмена и о его рационе, о восстановлении сил благодаря еде и питью, «чувствуя, как заполняются клетки углеводами, словно добавляются палочки в индикаторе зарядки». «Человек бегущий» возвращается в свою лабораторию и наблюдает за своим организмом стереоскопически – и изнутри, и извне. Это не расслабленный «турист с тросточкой»: анализу и исследованию подвергается и природа – практически как естественная часть «человека бегущего», Homo currens: массовый спорт «возвращает нас к собственным антропологическим корням, побуждает нас открыть и принять собственное тело в его отношениях с природой, пространством и временем». И еще: «Внутри непрерывного движения находится покой, точка равновесия».

На днях один молодой человек, тоже «бегущий» и очень хорошо подготовленный годами тренировок, написал мне, что соревновался в дачных «гонках» с Сергеем Медведевым, но пришел вторым – после него. Правда, написал он, «бежал с похмелья и в дикую жару». Похмелье – серьезное препятствие. Впрочем, Медведев рекомендует обязательно выпивать за ужином перед гонкой пару бокалов красного, а также делится своей любовью к греческой смолистой рецине. В жару же преодолевать себя интереснее, чем в комфортную погоду. Ну, во всяком случае, так считает «человек бегущий», который пишет о том, что он бежит не от своего возраста, а, наоборот, принимая его. Не от себя, а «к себе».

Бесплатно Оперантное наблюдение | ЕБИП

Бесплатное наблюдение за оперантами

Бесплатное наблюдение за оперантами подходит для всех детей, и их легко проводить регулярно в классе, если наблюдение можно запланировать на то время, когда у ребенка есть возможность выбирать из множества различных вариантов. , возможно подкрепляющие, предметы или действия (например, свободная игра). Это уместные оценки для детей, которые демонстрируют вызывающее поведение, когда у них отнимают любимые игрушки, потому что предметы никогда не убираются после выбора или занятия. Проводя Свободное Оперантное Наблюдение, наблюдатель может обнаружить крайне предпочтительные действия или виды деятельности, о которых обычно не думают во время мозгового штурма с подкреплением, например, танцы под музыку, участие в стереотипии или уход от внимания взрослых.

Как правило, Свободные Операционные Наблюдения не проводятся со съедобными предметами. 9(т. и товары с низким приоритетом. Например, если вы проводите оценку предпочтения парных стимулов и замечаете, что ребенок всегда выбирает предметы с одной стороны (т. е. смещение в сторону), вместо этого следует провести свободное оперантное наблюдение или оценку предпочтения одного стимула. Кроме того, оценка предпочтений на основе испытаний требует, чтобы специалист заранее знал, какие предметы ребенок, вероятно, будет предпочитать в большей или меньшей степени. Когда исполнитель не знаком с ребенком, Свободное оперантное наблюдение будет подходящей предварительной оценкой предпочтений, потому что одновременно доступно большое количество предметов и не требуется предварительное знание предпочтений ребенка. Эти оценки могут не давать информации о широком спектре потенциальных подкреплений, если ребенок всегда взаимодействует только с одним предметом (например, предпочитает играть с одной игрушкой на протяжении всего наблюдения).

Свободные оперантные наблюдения могут быть натуралистическими или надуманными. В натуралистическом свободном оперантном наблюдении ребенку разрешается свободно участвовать в типичной повседневной среде. Например, учитель может выделить 15 минут, чтобы ненавязчиво понаблюдать за новым учеником в свободной игровой зоне. В надуманном Свободном Оперантном Наблюдении учитель намеренно устанавливает заранее определенное количество предметов в пределах видимости и досягаемости ребенка. Например, для неходячего ребенка учитель может положить различные предметы в пределах досягаемости ребенка до начала занятия. Надуманное наблюдение также может быть полезным, если некоторые потенциально подкрепляющие предметы (например, электронный планшет, водяной стол) обычно недоступны.

При обоих видах наблюдения учитель без помех наблюдает за ребенком в течение заданного времени. Предметы, к которым ребенок подходит последовательно и с которыми он взаимодействует дольше всего, считаются наиболее предпочтительными предметами ребенка , а предметы, к которым ребенок не приближается, считаются наименее предпочтительными предметами ребенка. Важно (а) регулярно проводить оценки, поскольку предпочтения могут меняться, и (б) регулярно оценивать, способен ли ребенок сканировать два или более предметов на поверхности, поскольку MSWO, MSW и парные оценки предпочтения стимулов могут быть более точнее в определении предпочтений, чем свободные оперантные наблюдения.

Прежде чем начать, вы должны собрать следующие материалы:

Лист сбора данных
Естественная среда (например, свободная игра, ресурсная комната) или заданный набор предметов

Теперь вы и ваш ребенок готовы начать.

1. Создайте придуманную среду или приведите ребенка к естественной среде. Например, вы можете привести ребенка в ресурсную комнату и сказать ему, чтобы он играл свободно, или для неходячего ребенка вы можете установить заранее определенный набор предметов в пределах его видимости и досягаемости.

2. Ненавязчиво наблюдайте за ребенком и во время каждой попытки записывайте в свой лист данных следующее:

  • Подходит ли ребенок к предмету (т.
    е. протягивает руку и берет его).
  • Задействует ли ребенок предмет. Для взаимодействия с игрушками это может включать нажатие кнопок на игрушке, раскачивание игрушки или другие манипуляции с игрушкой. Вовлечение не обязательно должно заключаться в том, чтобы манипулировать игрушкой, как это было задумано, но не должно включать в себя проблемное поведение (например, бросание игрушки, поломку игрушки).
  • продолжительность , в течение которой ребенок играет с игрушкой (т. е. количество времени между приближением ребенка и отказом от игрушки). Вы также можете записывать участие ребенка в других видах деятельности. Например, вы можете записать продолжительность времени, в течение которого ребенок придерживается стереотипов, танцует под музыку или перемещается в пространстве без других детей. Обычно мы не думаем о них, когда проводим мозговой штурм поощрений, но если ребенок очень предпочитает их, они могут служить для подкрепления целевого поведения.
    Например, ребенок может получить перерыв в общении с учителем или ему будет разрешено участвовать в стереотипии в зависимости от ответа.

Вы также можете записать участие ребенка в других мероприятиях. Например, вы можете записать продолжительность времени, в течение которого ребенок придерживается стереотипов, танцует под музыку или перемещается в пространстве без других детей. Обычно мы не думаем о них, когда проводим мозговой штурм поощрений, но если ребенок очень предпочитает их, они могут служить для подкрепления целевого поведения. Например, ребенок может получить перерыв в общении с учителем или ему будет разрешено участвовать в стереотипии в зависимости от ответа.

3. Продолжайте записывать подходы, взаимодействие и продолжительность взаимодействия с каждым элементом, пока вы не завершите заранее определенный период времени наблюдения.

4. В конце занятия запишите предметы, которые находились в пределах видимости и/или досягаемости ребенка, к которым он или она не приближался. Для будущих Оценок предпочтений на основе испытаний будет полезно определить элементы, которые ребенок может предпочесть с низким уровнем предпочтения.

Технический паспорт:
Свободное оперантное наблюдение: Технический паспорт  

Цитировать эту страницу (6-е издание АПА):

  • Чазин К.Т. и Ледфорд, младший (2016). Свободное оперантное наблюдение. В Методы обучения, основанные на фактических данных, для детей младшего возраста с аутизмом и другими нарушениями. Получено с http://ebip.vkcsites.org/free-operant

Метод наблюдения, его сущность и реализация

Метод наблюдения

Метод наблюдения является наиболее часто используемым методом, особенно в исследованиях, связанных с науками о поведении. Таким образом все мы наблюдаем за окружающими нас вещами, но такое наблюдение не является клиническим наблюдением. Наблюдение становится научным инструментом и подходом к сбору данных для исследователя, когда оно служит сформулированной исследовательской функции, методично подготавливается и фиксируется и проходит проверку и контроль на достоверность и надежность. При наблюдении информация ищется методом собственного непосредственного наблюдения исследователя без запроса респондента (Мейсон 84).

Не используйте плагиат. Получите индивидуальное эссе на тему

«Метод наблюдения, его сущность и реализация»

НОВИНКА! интеллектуальное сопоставление с писателем

Зачем выбирать наблюдение

Наблюдение может позволить ученым понять гораздо больше о том, что происходит в сложных сценариях реального мира, чем они могут узнать, просто задавая вопросы тем, кто их испытывает, и глядя только на то, что происходит. о них говорится в опросах и интервью. Это может быть связано с тем, что интервьюируемые и участники опроса в некоторых случаях неохотно делятся тем, что они знают, возможно, чувствуя, что это было бы неуместно или бестактно, или потому, что некоторые вещи они считают неважными или неважными.

Тем не менее, более вероятно, что они не могут предоставить подробности о конкретных событиях или действиях, если их спросить напрямую, поскольку они происходят настолько рутинно или кажутся такими обыденными и обыденными, что они почти не обращают на них внимания.

Несмотря на коннотации этого термина, наблюдение — это гораздо больше, чем просто взгляд. Конечно, взгляд лежит в основе любого наблюдения, но лучшие исследователи-наблюдатели владеют техникой целенаправленного и систематического наблюдения.

На самом деле наблюдение включает в себя целый ряд навыков, из которых наблюдение — лишь один из них. Другие включают в себя слушание, участие, содействие, преследование, вопросы, общение, взаимодействие, обмен, воздержание, отступление, переговоры, определение времени, запись, описание и так далее. Если вы планируете проводить наблюдательные исследования, вы должны быть готовы к некоторым или всем этим видам деятельности, иногда одновременно, что может быть в лучшем случае сложным, а в худшем — утомительным (Wilkinson 117).

Прежде чем приступить к своим наблюдениям, самое первое, что нужно сделать, это решить, подходит ли вам этот исследовательский инструмент; подходит ли ваш подход
к исследованиям и к проблеме, проблеме или вопросу, который вас интересует, для методов исследования с наблюдением.

Когда использовать наблюдение в вашем исследовании

  1. Когда то, как люди ведут себя и взаимодействуют друг с другом в социальной среде, важно для вашего исследования.
  2. Когда вы заинтересованы в исследовании социальных сетей и того, что в них происходит.
  3. Когда лучший способ изучить то, что вы хотите узнать, – испытать это на себе.
  4. Когда контекст событий, которые вы исследуете, важен. В качестве полезного дополнения к другим исследовательским инструментам.
  5. Когда необходим гибкий подход к исследованиям (Wilkinson117).

Преимущества и недостатки

Сбор данных о том, где и когда происходит событие или действие.

Не зависит от желания или способности людей предоставить информацию. Позволяет вам напрямую видеть, что люди делают, а не полагаться на то, что люди говорят, что они делали. Этот метод особенно подходит для исследований, в которых участвуют испытуемые (т. е. респонденты), которые по той или иной причине не способны вербально описать свои чувства (Cothari 96).

Каковы недостатки наблюдения

Подвержен предвзятости наблюдателя.
Подвержены «эффекту боярышника», т. е. люди обычно работают лучше, когда знают, что за ними наблюдают, хотя косвенное наблюдение может уменьшить эту проблему. Может быть дорогим и трудоемким по сравнению с другими методами сбора данных. Не увеличивает ваше понимание того, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Типы наблюдения

Открытое и скрытое

Наблюдения могут быть открытыми (все знают, что за ними наблюдают) и скрытыми (никто не знает, что за ними наблюдают, а наблюдатель скрыт). Преимущество скрытого наблюдения заключается в том, что люди с большей вероятностью будут вести себя естественно, если не будут знать, что за ними наблюдают. Однако, как правило, вам придется проводить открытое наблюдение из-за этических проблем, связанных с сокрытием вашего наблюдения.

Прямое и косвенное

Наблюдения также могут быть прямыми или косвенными. Прямое наблюдение — это когда вы наблюдаете за взаимодействиями, процессами или поведением по мере их возникновения; например, наблюдение за учителем, преподающим урок по письменному учебному плану, чтобы определить, насколько точно он преподает его. Косвенные наблюдения — это когда вы наблюдаете за результатами взаимодействий, процессов или поведения; например, измерение количества отходов тарелок, оставленных учащимися в школьной столовой, чтобы определить, приемлема ли для них новая еда.

Структурированное или неструктурированное

В случае, если наблюдение характеризуется точным определением наблюдаемых единиц, стилем записи наблюдаемой информации, стандартизированными условиями наблюдения и выбором соответствующих данных наблюдения, тогда наблюдение называется структурированным наблюдением. Но когда наблюдение должно происходить без предварительного обдумывания этих характеристик, это называется неструктурированным наблюдением. Структурированное наблюдение считается подходящим в описательных исследованиях, тогда как в поисковых исследованиях процедура наблюдения, скорее всего, будет относительно неструктурированной (Cothari 9).6).

Участник против неучастника

Мы часто говорим о типах наблюдения с участием и без участия в контексте исследований, особенно социальных наук. Это различие зависит от того, разделяет или не разделяет наблюдатель жизнь группы, за которой он наблюдает. Если наблюдатель наблюдает, становясь более или менее членом группы, за которой он наблюдает, чтобы он мог испытать то, что испытывают члены группы, такое наблюдение называется включенным наблюдением. Но когда наблюдатель наблюдает как отстраненный эмиссар без какой-либо попытки с его стороны пережить через участие то, что чувствуют другие, наблюдение такого типа часто называют наблюдением без участия. (Когда наблюдатель наблюдает таким образом, что его присутствие может быть неизвестно людям, за которыми он наблюдает, такое наблюдение называется скрытым наблюдением.)

Есть несколько достоинств наблюдения с участием участников: (i) Исследователь может записывать естественное поведение группы. (ii) Исследователь может даже собрать информацию, которую было бы нелегко получить, если бы он наблюдал незаинтересованным образом. (iii) Исследователь может даже проверить истинность заявлений, сделанных информантами в контексте вопросника или списка. Но есть и определенные недостатки этого типа наблюдения, а именно: наблюдатель может потерять объективность в той мере, в какой он участвует эмоционально; проблема наблюдения-контроля не решена; и это может сузить диапазон опыта исследователя (Cothari 96).

Контролируемое и неконтролируемое

Иногда мы говорим о контролируемом и неконтролируемом наблюдении. Если наблюдение происходит в естественных условиях, оно может быть названо неконтролируемым наблюдением, но когда наблюдение осуществляется в соответствии с определенными заранее подготовленными планами, включающими экспериментальную процедуру, то оно называется контролируемым наблюдением. При неконтролируемом наблюдении не предпринимается никаких попыток использовать точные инструменты. Основная цель этого типа наблюдения — получить спонтанную картину жизни и людей. Он имеет тенденцию обеспечивать естественность и законченность поведения, оставляя достаточно времени для наблюдения за ним. Но при контролируемом наблюдении мы используем механические (или прецизионные) инструменты для обеспечения точности и стандартизации.

Такое наблюдение имеет тенденцию предоставлять формализованные данные, на которых можно с некоторой степенью уверенности строить обобщения. Основной ловушкой неконтролируемого наблюдения является субъективная интерпретация. Существует также опасность ощущения, что мы знаем о наблюдаемых явлениях больше, чем на самом деле. Как правило, контролируемое наблюдение имеет место в различных экспериментах, которые проводятся в лаборатории или в контролируемых условиях, тогда как неконтролируемое наблюдение прибегают в случае поисковых исследований (Котари 9).7).

Процитированные работы

  1. Мейсон, Дженнифер. Качественное исследование. Лондон: публикации SAGE, 2002.
  2. .
  3. Котари, Ч. Р. Методология исследования: методы и приемы. Нью-Дели: Международные издательства New Age, 2004.
  4. .
  5. Уилкинсон, Дэвид и Питер Бирмингем. Использование инструментов исследования: руководство для исследователей. Лондон: Рутледж Фалмер, 2003.
  6. .

Рекс Уэйд

Помните! Это всего лишь образец.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts