Своеобразие процесса социализации дошкольников: Своеобразие социализации детей в разных типах семей. — Студопедия

Своеобразие социализации детей в разных типах семей. — Студопедия

Поделись  

Тема 3: «Сущность и своеобразие процесса социализации ребенка в семье»

Сущность процесса социализации ребенка в семье.

Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. И в дошкольном возрасте, на стадии ранней социализации, все исследователи указывают на ведущую роль семьи. Первичную информацию об окружающем мире ребенок получает именно в семье. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания; по механизму социального научения.

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. И напротив, отсутствие опыта семейного воспитания, например, у детей — сирот и детей, воспитывающихся в интернатах, приводит к значительным затруднениям в их социализации.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие и исполнение роли. Семейная гармония и взаимопонимание между супругами напрямую влияет на восприятие детьми их семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей, где образцом будут семейные отношения отца и матери.

Самую первую информацию об окружающем мире ребёнок получает только в семье, где именно отец и мать и являются первыми, кто поставит ребёнка на путь социализации в обществе и тот факт, насколько она будет успешной, зависит только от самих родителей, от их чуткости, терпения, грамотности, нравственности и образованности.

 

 

Своеобразие социализации детей в разных типах семей.

Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов.

Напомним, что под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни.

В неполной семье процесс воспитания обычно деформирован. В целом проблема отца, его влияния – одна из ключевых в семейных отношениях вообще. Плохие взаимоотношения с отцом, либо отец отсутствует вообще, либо редко появляется и не занимается ребенком, лишают детей, особенно мальчиков, необходимого для их развития мужского внимания. Отсутствие отца – это отсутствие образца подражания у мальчика и возможности приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек. Отсутствие в семье отца, как мужчины является важной предпосылкой отклонений в личностного развития ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; затрудняется обучение навыкам общения с представителями противоположного пола. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога:

▪ демонстрировать свою поддержку одинокой матери в ее стремлении быть хорошим воспитателем своего ребенка;

▪ обращать внимание других родителей на ее педагогические достижения,

▪ замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ребенка, радоваться им;

▪ быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребенка.

 

Дети из неблагополучных и неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем в виде нарушений отношений с окружающими. У детей из таких семей наблюдается эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила собственного Я, пассивность, робость, пугливость, нерешительность или агрессивность, конфликтность. Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании.

В зоне особого внимания педагогов дошкольного учреждения должны находиться молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Задача педагога — содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности.



«Сущность и своеобразие социализации дошкольников»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

Лекция 1

Сущность и своеобразие процесса социализации дошкольников.

Адаптация к социальному миру;

принятие социального мира как данности;

Домашнее задание

Составить опорный конспект по теме.

Составить словарь терминов по теме.

Подготовиться к семинару «Воспитание и педагогическая деятельности

Определение понятия «социализация»

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом

Г.М. Андреева: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

В педагогической трактовке понятие о социализации раскрывается через понятие «адаптация».

Общее понятие социализации

Социализация (от лат. socialis — общественный), развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества

Семья – это связующее звено между индивидом и обществом

Основатель социологии Огюст Конт выделял

три главных института социализации:

семья,

государство

религия

Взгляды известных социологов на семью

Первичным органом социализации является семья, где закладываются фундаментальные основы личности

Взгляды известных социологов

Н.А. Вальнер выделяет основные направления социализации:

  • социализация поведенческая,
  • эмоционально-чувственная,
  • познавательная,
  • бытийная,
  • морально-нравственная,
  • межличностная,
  • полоролевая,
  • профессиональная,
  • семейная,
  • политическая.

Взгляды известных социологов

По мнению Н.И. Шевандрина, социализация осуществляется через ряд условий:

  • целенаправленное воспитание,
  • обучение и социальное воздействие в деятельности
  • общении

Особое внимание в процессе социализации дошкольника следует уделять

развитию свободной личности, способной делать выбор,

уважать выбор других,

уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление .

Взгляды известных социологов

Б.З. Вульфов к важнейшим механизмам социализации относит

  • социальную адаптацию, которая обеспечивает не только преемственную связь поколений, но является осуществляющей способностью к физическому, нравственному, социальному выживанию.
  • подражание,
  • желание,
  • биологические потребности,
  • повиновение,
  • практическая выгода (социальные факторы),
  • идентификация и обособление личности.

Критерии успешной социализации дошкольников

  • отношение ребенка к обществу,
  • социально-значимой деятельности,
  • степень активности жизненной позиции,
  • степень сформированности социального опыта

Семья и дошкольное образовательное учреждение, выполняя функцию социализации,

не могут заменить друг друга,

они должны работать совместно в одном направлении.

Взгляды известных социологов

Н.А. Вальнер: процесс социализации дошкольника на основе взаимодействия семьи и детского сада должен включать в себя:

  • познавательную направленность, ориентированную на усвоение норм социальных отношений;
  • коммуникативную направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в деятельности;
  • эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям, как субъектам совместной деятельности.

под социальной адаптацией детей раннего возраста понимаются процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка, а современная педагогика предлагает множество методик успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Стили адаптации к социальной среде:

Адаптация (от лат. аdaptatio – приспособление, прилаживание) – это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды .

Творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

Конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

Избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

важные этапы социальной адаптации.

  • Период раннего возраста: социальная адаптация направлена

на адаптацию детей к ДОУ;

2. Период дошкольного детства: в социальном познании детей прочно

закрепляется позиция «Я и общество».

Ведущая область развития ребенка – это

«Социально-коммуникативное развитие»,

область, которая гармонично интегрируется в разные другие области деятельности ребенка.

Основная цель ‒ овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь.

особенности социальной адаптации детей периода раннего возраста.

1. В условиях семьи ребёнок с первых дней жизни привыкает к определённому режиму, способу вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним.

Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении.

2. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций.

3. На характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.

4. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни

на процесс адаптации ребенка влияют

  • достигнутый уровень психического и физического развития,
  • состояние здоровья,
  • степень закаленности,
  • сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,
  • личностные особенности самого малыша,
  • уровень тревожности и личностные особенности родителей

Особенности социализации детей в период дошкольного детства

Отечественные ученые В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин считают, что каждый ребенок проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства.

Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется.

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей.

Даниил Борисович Эльконин

Василий Васильевич Давыдов

Особенности социализации детей в период дошкольного детства

1. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями.

2. В дошкольном возрасте игра – основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности

3. Ведущим видом игровой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

4. Наряду с сюжетно-ролевой игрой к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами, в которых формируется важное социальное умение – подчиняться правилу.

Особенности социализации детей в период дошкольного детства

Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков во время игровых ситуаций способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков,

активно содействует формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как социальный патриотизм и интернационализм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность .

Компоненты социального развития

1. Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

2. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, а также чувств принадлежности к мировому сообществу

3. Процесс социализации у детей дошкольного возраста регулируется единством

двух взаимопротиворечащих мотивов:

«Быть со всеми» (социальная адаптация)

«Оставаться самим собой» (Самоутверждение).

Создает человека природа, но развивает и образует его общество В. Г. Белинский

Социализация в дошкольном образовании: как способствовать общению детей в школе

Дошкольное образование — это процесс развития, который начинается с рождения и проходит долгий и прекрасный путь открытий.

С этой точки зрения мы видим, что с раннего возраста дети начинают вступать в свои первые взаимодействия в открытии звуков и мелких движений, когда они еще младенцы.

Этот уровень взаимодействия будет улучшен благодаря школьному опыту, когда малыши знакомятся с новой средой, отличной от той, к которой они привыкли в своих семьях. Таким образом, они начинают создавать доверительные отношения со взрослыми и другими детьми на той же стадии открытия.

Что такое социализация в дошкольном образовании?

Определение социализации включает изучение ценностей, убеждений и поведения, а также правил, которым необходимо следовать для лучшего сосуществования, развитие чувств, которые помогают в идее коллективности.

Итак, когда мы говорим о социализации, мы говорим об обучении. И мы знаем, что дети начинают свой процесс обучения, когда они еще маленькие и приятные младенцы.

Да! Дети начинают учиться, когда они еще младенцы, когда они начинают прикасаться к предметам, пробовать пищу, смотреть на цвета и реагировать на звуки.

Этот процесс улучшается в дошкольном образовании, когда социализация играет роль помощи в развитии языковых, когнитивных, педагогических и эмоциональных навыков.

Насколько важна социализация для детей?

Социализация в дошкольном воспитании имеет принципиальное значение для развития ребенка перед лицом различных повседневных ситуаций.

Мы часто представляем себе, что дети — это существа, которые не умеют взаимодействовать, однако они постоянно учатся и осуществляют свои взаимодействия самыми разнообразными способами.

Наблюдение за тем, как дети общаются, будь то в школе или в другом месте, где они чувствуют себя в безопасности, позволяет взрослым вокруг них направлять их поведение, чтобы помочь преодолеть трудности.

Значение школы в этом процессе дает малышам автономию, и они начинают видеть мир как широкое пространство возможностей для взаимодействия с другими людьми.

Они начинают понимать, когда на данном этапе жизни появляется реальный стимул к общению. Присутствие семьи в качестве сторонника ребенка в школьной среде приводит к значительному улучшению обучения.

Важность социализации для детей подразумевает развитие навыков, которые могут быть самыми разнообразными и необходимыми для будущего маленьких исследователей.

Ниже приведен краткий список навыков, приобретенных в результате социализации:

  • Эмоциональные навыки: когда ребенок находится в процессе школьной социализации, ему/ей нужно будет делиться моментами и делить физическое пространство в дополнение к уступкам. своим коллегам, которые в конечном итоге будут помогать в формировании личности малышей.
  • Языковые навыки: в процессе социализации ребенок будет развивать устную речь и в каждый момент будет учиться выражать свои чувства посредством устного общения.
  • Математические навыки: Когда мы говорим о математических навыках, которые дети развивают в процессе социализации, мы должны думать об исследовании пространства, которое они будут совершать, обнаруживая формы, играя и обучаясь с объектами, составляющими пространство взаимодействия.
Как происходит процесс социализации?

Этот процесс связан с формированием у детей культурной идентичности, поскольку они наблюдают за поведением и начинают понимать и применять на практике социальные стандарты, необходимые для хорошего сосуществования с окружающими их людьми в сочетании открытия и преодоления.

Таким образом, когда вы предъявляете ребенку ситуации, подобные тем, которые он обычно переживает дома, он легко воспроизводится во внешней среде.

Таким образом, если ребенок имеет привычку играть с младшим братом или даже с папой или мамой, когда он/она погружается в другой контекст, связанный с играми, он/она будет чувствовать себя в безопасности для этой деятельности, научившись уважать пространство другого.

Например, когда ребенок идет на прогулку на игровую площадку: Его/ее поведение заключается в том, чтобы узнать и изучить навыки, которые он/она уже развил. Итак, он / она побежит к игрушкам, потому что он / она понимает цель окружающей среды.

Таким же образом, когда ребенок попадает в невиданную ранее среду, у него пробуждается чувство любопытства, желание узнать все о новых вещах, которые видят его глаза.

Вы можете подумать, что иногда некоторые дети сопротивляются комфорту в новой среде. Что делать в этой ситуации?

Это обычная ситуация для всех нас, не так ли? Мы часто беспокоимся о том, чтобы начать что-то новое. Будь то деловая поездка или просто встреча с друзьями из колледжа. Это нормально! Неизвестность нас немного пугает.

Безопасность окружающей среды и безопасность, демонстрируемая взрослыми, дают ребенку уверенность, необходимую для того, чтобы принять этот необычный для него опыт.

Таким образом, впервые отводя ребенка в школу, он поймет, насколько родители защищены в этой среде и в людях, составляющих это образовательное ядро, и это может иметь решающее значение на данном этапе обучения. социальная адаптация.

Практика социализации в дошкольном образовании

Одна из первых вещей, которую дети и родители узнают в начале дошкольного образования, заключается в том, что когда младенцы покидают гнездо, чтобы научиться летать, им необходимо справляться со своими эмоциями, понимая, что для того, чтобы жить в мире, необходимо быть открытым для познания.

Эта первоначальная открытость для родителей представляет собой способность, которую они должны будут развить, чтобы позволить своим детям ходить самостоятельно. 0081 владеть двумя ногами , то есть совершать свои открытия и чувствовать и выражать эмоции.

А что касается детей, то у них тоже есть зона комфорта и доверия, которую нужно расширять. А для этого необходимо понимать время ребенка.

Таким образом, социализация — это слово, привлекающее внимание к коллективу, однако принятие этого социокультурного контакта происходит уникально для каждого вовлеченного человека.

Как развивать социализацию в школьной среде?

Первое, о чем следует думать, когда мы говорим о социализации, это то, что ребенок начнет свою школьную жизнь, и это повлечет за собой изменения, которые должны сопровождать всех, кто участвует в этом процессе.

Школьная среда должна предоставлять детям хорошо спланированные пространства для развития социальных практик для этой возрастной группы.

Создание пространства, способствующего такому поведению, вселяет в ребенка уверенность в возможности исследовать возможности.

Таким образом, окружающая среда также обучает ребенка, поощряя его/ее к приключениям, которые он/она уже выучил, которые могут быть осуществлены там.

Дошкольное образование – это первый шаг ребенка за пределы семейной жизни, без физического присутствия семьи в любое время дня. Таким образом, эта среда должна оставаться гостеприимной, но расширенной и безопасной.

Мы должны думать, что образование происходит всегда, и среда, предназначенная для детей, должна обеспечивать безопасность не только для них, но и для родителей и опекунов, которые, уходя, уверены, что ребенок находится под защитой и заботой.

Таким образом, в качестве среды социализации школа должна содержать преднамеренные пространства для педагогических практик, где дети учатся делиться, помогать и получать помощь.

Именно такое гостеприимство школьная среда предлагает ребенку, благодаря которому все вокруг становится для него большим любопытством и удовольствием в учебе, и он/она находится там со всеми своими одноклассниками и учителями.

В дошкольном воспитании одним из главных столпов является привязанность, поэтому, когда дети знакомятся со школьной средой, они должны чувствовать себя ее частью, так же как они чувствуют себя частью своей семьи в своем доме.

Эту привязанность легко заметить, когда ребенок устанавливает связи со своими коллегами и учителями, чтобы хотеть находиться в среде, созданной для него/нее.

Говоря об учителях, они являются фундаментальной частью процесса, поскольку они будут способствовать хорошим отношениям малышей со своими коллегами, окружающей их средой и их обучением, чтобы обеспечить физическую, эмоциональную и когнитивную заботу в этот процесс.

Еще одним фундаментальным элементом детского развития является игра. У них есть искусство воображения. Кто никогда не думал, что хочет снова быть как ребенок? Ну, я думаю, что мы все проходили через это на каком-то этапе нашей жизни.

Малыши могут жить в своем собственном мире, и это волшебно и полезно для их развития. Когда они общаются с другими детьми, они выражают привязанность, создают и разрешают конфликты и адаптируются к этой среде и ситуации, создавая чувство принадлежности.

Считаете ли вы, что пришло время вашему ребенку получить новый социальный опыт?

Трудно поверить, что ваш малыш уже ходит в школу, что он будет общаться с другими детьми и открывать для себя множество новых вещей, не правда ли?

Таким образом, среда для вашего ребенка должна быть гостеприимной, безопасной — во всех смыслах этого слова — и демонстрировать потенциал, чтобы представить мир ребенку, развивая навыки, которые помогут ему в его путешествии.

Способность к социализации, порожденная школьным взаимодействием, обеспечивает развитие детей с большим коммуникативным потенциалом, умеющих с раннего возраста выражать свои чувства и приобретающих социально-эмоциональные навыки, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни.

Приходите познакомиться со школой Св. Николая, познакомьте своего ребенка с физическим пространством школы и пообщайтесь с профессионалами в области образования, которые помогут в человечном и глобальном формировании вашего ребенка.

St. Nicholas School — лучшая частная детская школа в Сан-Паулу с международным предложением по обучению, направленным на эмоциональное развитие вашего ребенка, его включение в общество посредством социализации и уважения его индивидуальности.

Нажмите на ссылку, чтобы подать заявку прямо сейчас!

https://stnicholas.com.br/admissions/.

анализ взаимодействия родителей и детей

%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект >поток 2018-08-15T00:21:28-07:002018-08-15T00:21:28-07:002018-08-15T00:21:28-07:00Заявитель ПриложениеPDF Pro 5.5uuid:b1956b8a-a95d-11b2-0a00- 782dad000000uuid:b195e278-a95d-11b2-0a00-50100064ff7fapplication/pdf

  • Социализация детей с разным уровнем оригинальности: анализ детско-родительского взаимодействия
  • Prince 9.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts