операциональный состав, практическая значимость, виды
Содержание:
- Мышление в психологии — определение процесса
- Особенности мыслительной деятельности
- Виды процессов и их характеристики
- Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость
- Свойства
- Операциональный состав
- Практическая значимость
- Польза позитивного мышления
Содержание
- Мышление в психологии — определение процесса
- Особенности мыслительной деятельности
- Виды процессов и их характеристики
- Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость
- Свойства
- Операциональный состав
- Практическая значимость
- Польза позитивного мышления
Мышление в психологии — определение процесса
Существует несколько десятков определений понятия «мышление».
- С точки зрения нейропсихологии и патопсихологии — это высшая психическая функция, в основе которой лежат психофизиологические механизмы.
- В социальных науках мышление рассматривается как социально обусловленный вид человеческой деятельности, сложившийся в результате исторического развития человека.
- В философии мышление изучается в первую очередь как категория, обусловленная функционированием сознания.
- В гештальтпсихологии под мышлением понимают последовательную смену гештальтов (целостных образов) путем инсайтов.
- Бихевиоризм рассматривает мышление как форму приспособления к новым условиям.
В общей психологии наиболее часто используется следующее определение.
Мышление — это высшая форма познавательной деятельности, проявляющаяся в процессе опосредованного отражения окружающей действительности с помощью понятий, суждений, умозаключений.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В ходе мышления происходит:
- обработка информации;
- формирование представлений об объектах;
- установление связей;
- моделирование закономерностей.
Особенности мыслительной деятельности
На основании мыслительной деятельности человек:
- решает познавательные задачи;
- связывает события с помощью логики;
- обобщает результаты чувственного опыта;
- ориентируется в окружающем мире;
- ставит и достигает цели.
Мыслительная деятельность обладает следующими особенностями:
- Целенаправленность — мышление всегда имеет конечную цель, оно направлено на решение конкретных задач или проблем. При различных формах психических расстройств происходит нарушение целенаправленности мыслительной деятельности человека.
- Опосредованность — умственная деятельность носит опосредованный характер. В ее основе лежит не только восприятие и ощущение, но и прошлый опыт, имеющиеся знания, анализ косвенной информации. Например, человек не может почувствовать рентгеновское излучение с помощью своих анализаторов, но знает, что оно существует.
- Обобщенность — познавая мир, человек находит общие черты в конкретных предметах. В обобщениях фиксируются наиболее существенные свойства объектов действительности. Обобщения выражаются посредством речи с помощью понятий. Простые понятия обладают конкретностью и однозначностью толкования. Например — стол, лиса, ученик. Сложные понятия имеют множество толкований и содержат широкую степень обобщений. Например — истина, бытие, добро.
- Субъективность — мыслительный процесс не может быть объективным, поскольку он напрямую зависит от мыслящего субъекта.
- Практичность — мышление связано с практической деятельностью человека и пронизывает все сферы социальной жизни.
Виды процессов и их характеристики
В зависимости от преобладания в мыслительном процессе вербальной, образной и практической составляющей выделяют 3 основных типа мышления:
- Предметно-действенное.
- Наглядно-образное.
- Словесно-логическое.
Предметно-действенное — опирается на непосредственное восприятие материального мира и практические действия с предметами. При данном типе мышления действия опережают мыслительный процесс.
Характерно для детей младшего возраста, которые проводят активные манипуляции с вещами. При этом решение проблемы осуществляется с помощью физического преобразования ситуации.
У взрослых людей не исчезает, а отступает на второй план. В развитой форме присутствует у людей, чья практическая деятельность непосредственно связана с конструированием, работой с техникой.
Характеристики предметно-действенной мыслительной деятельности:
- наблюдательность;
- внимание к деталям;
- конкретность;
- экспериментальность;
- ориентированность на практику.
Наглядно-образное — связано с мысленными операциями в форме представлений и образов. Это более сложная форма мыслительной деятельности, чем предметно-действенное мышление. В простейшей форме возникает у детей в возрасте от 4-х до 7 лет. Функционирует за счет работы правого полушария головного мозга.
Характеристики:
- тесно связано с воображением;
- позволяет воссоздавать различные свойства предметов;
- способно к установлению непривычных сочетаний и связей;
- образ включает в себя не только визуальные, а все чувственные характеристики (например, двигательные и тактильные).
Словесно-логическое — вид умственной деятельности, осуществляемый с помощью речевых рассуждений и других операций со словесно-логическими конструкциями. Зачатки формируются в старшем дошкольном возрасте.
Характеристики:
- функционирует на базе языка;
- использует понятия и различные виды обобщений;
- опирается на законы логики;
- устанавливает закономерности и связи;
- позволяет прогнозировать развитие событий.
Свойства мышления, операциональный состав, практическая значимость
Свойства
Мышление обладает следующими специфическими свойствами:
- Быстрота
- Гибкость — умение приспосабливаться к меняющимся условиям, перестраиваться по ходу решения задания.
- Глубина — способность глубоко проникать в изучаемые явления, считывать не только поверхностный слой проблем, но и сущностные характеристики.
- Комплексность — использование различных типов мышления в оптимальных сочетаниях в зависимости от поставленных задач.
- Критичность — умение проверять гипотезы, критически относиться к фактам, не делать поспешных выводов. Самокритичность — способность находить ошибки в собственном мышлении, адекватно реагировать на замечания и критику.
- Оригинальность — способность самостоятельно решать проблему собственными методами, а не повторять имеющиеся алгоритмы и авторитетные мнения.
- Целенаправленность — умение фокусироваться на поставленной цели, задаче, проблеме.
- Широта охвата — интеграция информации из различных сфер.
- Экономичность — сокращение числа логических операций при решении задания, поиск оптимально короткого пути достижения цели.
- Интуитивность — способность быстро находить решение при недостатке исходных данных. Получение знаний без логического оформления путей достижения цели. Одно из наиболее спорных и малоизученных свойств мышления.
Операциональный состав
Умственная деятельность представляет собой набор взаимосвязанных мыслительных операций. Наиболее важными из них являются следующие:
- Абстрагирование
- Конкретизация — операция, противоположная абстрагированию. Заключается в возвращении мысли от общего к конкретному.
- Анализ — мысленное разделение предмета или явления на части. При этом предметом изучения становятся отдельные свойства, действия, отношения.
- Синтез — противоположный анализу процесс. Заключается в объединении отдельных частей в единое целое.
- Индукция — умозаключения, совершаемые на основе перехода от частного к общему.
- Дедукция — рассуждения, при которых происходит переход от общего к частному.
- Классификация — деление понятий на группы по наличию общих признаков и свойств.
- Сравнение — умственная операция по выявлению сходств и различий. В основе лежит анализ, поскольку процедура сравнения предполагает первоначальное выделение признаков и свойств, по которым будут сравниваться предметы или явления.
- Обобщение — логическая операция, в ходе которой происходит объединение объектов по их общим признакам, а также продуцирование понятий более широкого объема.
В умственной деятельности используется совокупность взаимосвязанных мыслительных процессов. Нельзя делать выводы, основываясь только на одной логической операции. Особенно часто возникают ошибки при использовании индуктивного метода. Пример: человек опускает в воду вилки, ложки и другие крупные металлические предметы. На основании этого он делает ошибочный вывод, что все металлы тонут в воде.
Практическая значимость
Мышление формирует интеллект, от развития которого во многом зависит успех человека в тех или иных видах деятельности.
Интеллект — это совокупность познавательных способностей человека, включая мышление, память, восприятие, воображение.
Развитие мыслительных способностей влияет на:
- скорость и глубину усвоения новых знаний;
- умение оперировать понятиями и символами;
- способность делать умозаключения и выводы, находить закономерности и выстраивать логические связи;
- умение решать задачи и проблемные ситуации.
Структура мыслительного процесса по решению задачи включает следующие этапы:
- Мотивация — возникновение потребности и желания выполнить задание, достигнуть цели.
- Анализ — изучение исходной информации, выделение недостающих данных.
- Поиск решения — на репродуктивном уровне осуществляется за счет имеющихся алгоритмов действий, на творческом — происходит продуцирование оригинального способа решения.
- Обоснование — логическое доказательство правильности найденного решения.
- Реализация — применение на практике результатов совершенной умственной деятельности.
- Проверка — выявление правильности найденного решения.
- Коррекция — при необходимости полученные данные корректируется в соответствии с информацией, полученной в ходе реализации и проверки.
На практике мышление часто подвергается искажениям.
Наиболее частые случаи когнитивных искажений:
- упрощение — сведение сложной картины мира к понятным и легко запоминаемым схемам, образам, идеям;
- стереотипность — восприятие окружающего через призму глубоко укоренившихся шаблонов и стереотипов;
- узкая фокусировка — излишнее внимание к отдельным аспектам в ущерб общей картине;
- «эффект ореола» — влияние общего восприятия от человека или явления на частные случаи.
Польза позитивного мышления
Одной из важных характеристик мышления является его позитивность и негативность. Оптимистично настроенные люди имеют ряд преимуществ перед теми, кто видит все в «черном цвете».
Достоинства позитивной умственной деятельности:
- Концентрация внимания — положительный настрой позволяет сконцентрироваться на решении проблемы, не отвлекаясь на негативный эмоциональный фон. Это экономит силы и время, повышает эффективность работы.
- Устойчивость к стрессу — полезно воспринимать ошибки и проблемные ситуации не как что-то трагическое, а как возможность приобретения нового опыта. Это позволяет не зацикливаться на прокручивании негативных сторон и легче пережить стресс.
- Контроль — удержание положительного настроя тренирует силу воли и внимание. Это помогает лучше контролировать ситуацию, снижает риски случайных ошибок.
- Улучшение здоровья — многие заболевания имеют психосоматическую природу. Это означает, что психологическое состояние человека напрямую влияет на возникновение и развитие физических болезней. Длительное негативное мышление способно ослабить иммунитет, сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
- Повышение мотивации — концентрация на успехах, а не на неудачах позволяет мотивировать человека на постановку и достижение все более сложных целей.
- Улучшение отношений — формирование привычки мыслить в позитивном ключе помогает избегать ненужных ссор и конфликтов. Умение принимать разные точки зрения, концентрироваться на цели, а не на разногласиях улучшает качество отношений, влияет на их глубину и длительность.
- Расширение восприятия — при негативной умственной деятельности часто внимание фокусируется только на узкой части окружающего мира. Этот эффект в психологии называется «туннельным мышлением». Позитивный настрой позволяет расширить зону восприятия, увидеть новые возможности и перспективы.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Основные свойства мышления
17.07.2012
Мышление — это обобщенный и опосредованный процесс отражения действительности. В отличие от восприятия и памяти, которые направлены на отражение предметов и сохранение их образов, целью мышления является анализ связей и отношений между предметами, в результате которого у человека складывается схема ситуации, вырабатывается план действия в ней.
Осознать свойства и качества предмета можно при непосредственном контакте с ним, в результате которого формируются следы этих предметов в памяти. Иначе говоря, и память, и восприятие — непосредственные процессы, которые прямо соприкасаются с объектами. Так, при контакте с людьми у нас появляется представление об их внешности, их облик сохраняется и помогает узнать этого человека при новой встрече.
Осознать же связи между объектами и их отношения (например, что тверже или тяжелее) непосредственно невозможно. Невозможно это сделать и при одномоментном контакте, который дает, хоть и не всегда точно, представление лишь о внешнем виде объекта. Например, для того чтобы понять, что зимой всегда холодно или что вода замерзает при 0 °С, необходимо наблюдать эти явления неоднократно. Только обобщив наблюдения, можно с уверенностью говорить о различиях между временами года или о свойствах воды. Тот факт, что опыт одного человека может быть недостаточен для точного и объективного суждения, показывает, что необходимы надындивидуальные критерии, которые подтвердили бы правильность индивидуальных обобщений. В качестве такого критерия часто используется логика, которая надличностна и является кристаллизацией опыта многих поколений. В других видах мышления, напрямую не связанных с логикой (образно-схематическом, творческом), человек обращается к иным видам надындивидуального опыта, отраженным в культуре (искусству, этическим нормам и т.д.), для доказательства объективности и достоверности.
Как уже было сказано, мышление — не только обобщенное, но и опосредованное отражение, т.е. в процессе мыслительной деятельности используются дополнительные, опосредующие его, орудия. Для того чтобы осознать, что железо тверже дерева, нам необходимо сравнить их между собой. Точно так же, глядя на воду и на деревянный брусок, мы не можем сказать, что из них тяжелее. Для этого нам надо бросить брусок в воду и посмотреть — утонет он или поплывет. То есть мы определяем тяжесть дерева посредством ее сравнения с водой, опосредованно. Твердость дерева мы проверяем посредством железного топора, который его рубит, в то время как стекло разбивается при ударе по нему. Это дает нам понимание того, что стекло более хрупко, а железо более твердо, чем дерево.
Из этого примера также видно, что первые орудия труда (топор, нож, плуг и т.д.) были в то же время и первыми орудиями мышления, потому что с их помощью устанавливались и проверялись отношения между предметами. Эти орудия являлись и первой абстракцией, так как в утверждении что, например, топор можно делать только из железа или стали, но нельзя из стекла или глины, уже содержится обобщенный результат мышления, абстрагированный от чьего-то непосредственного опыта. Индивидуальный опыт передается следующим поколениям и в виде орудий, и в виде слов, которые фиксируют его результаты. Это и есть те самые значения, которые составляют содержание сознания и отдельного человека, и культуры данного общества. Именно образцы поведения в разных ситуациях, трудовая деятельность, нормы общения, герои художественных произведений являются подтверждением индивидуальных обобщений, тем надличностным опытом, который, как и логика, помогает в различных видах мышления объективировать индивидуальный опыт.
Ключевые слова: Мышление
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме |
---|
Нарушения мышления и интеллекта Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология |
О свойствах человека … |
Мышление как психический процесс Середина Н. В., Шкуренко Д. А., Основы медицинской психологии: общая, клиническая,… |
Мышление, как познавательный процесс Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Тест творческого мышления П. Торренса Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб. ; 2009 |
Индивидуальные стили мышления Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Операции мышления и процесс решения задач Нарциссова С.Ю., Сиротин В.П. Мышление: феноменология процесса: монография / С.Ю. Нарциссова… |
Методологическое мышление Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого |
16 Характеристики критических мыслителей
Альберт Эйнштейн, Генри Форд, Мария Кюри, Зигмунд Фрейд… это лишь некоторые из критических мыслителей, сформировавших нашу современную жизнь. Критически мыслящие люди мыслят ясно и рационально и устанавливают логические связи между идеями — они имеют решающее значение для изучения и понимания мира, в котором мы живем.
Критическое мышление — это больше, чем просто накопление фактов и знаний; это способ приблизиться ко всему, что в настоящее время занимает ваш разум, чтобы прийти к наилучшему заключению. Критически мыслящие люди сосредоточены на постоянном обновлении своих знаний и занимаются независимым самообучением. Из них получаются одни из лучших лидеров, потому что они могут достигать новых уровней самосовершенствования и самореализации.
Если вы надеетесь полностью раскрыть свой потенциал и оставить свой след в мире, развивайте следующие 16 характеристик критического мышления.
1. НаблюдениеНаблюдение — это один из самых первых навыков критического мышления, которым мы овладеваем в детстве. Это наша способность воспринимать и понимать окружающий мир. Тщательное наблюдение включает в себя нашу способность документировать детали и собирать данные с помощью наших органов чувств. Наши наблюдения в конечном итоге приведут к проницательности и более глубокому пониманию мира.
См. также: 4 Изменения в пищевых привычках, которые могут улучшить ваше критическое мышление По своей природе любознательность и интерес к миру и людям вокруг вас является отличительной чертой лидеров с критическим мышлением. Вместо того, чтобы принимать все за чистую монету, любознательный человек будет задаваться вопросом, почему что-то именно так.
Чем старше мы становимся, тем легче отбросить то, что может показаться детским любопытством. Любопытство заставляет вас сохранять непредубежденность и побуждает к получению более глубоких знаний — все это также имеет основополагающее значение для того, чтобы учиться на протяжении всей жизни.
3. ОбъективностьХорошие критически мыслящие люди способны оставаться максимально объективными при рассмотрении информации или ситуации. Они сосредоточены на фактах и на научной оценке имеющейся информации. Объективные мыслители стремятся не допустить, чтобы их эмоции (и эмоции других) влияли на их суждения.
Однако люди не могут оставаться полностью объективными, потому что все мы сформированы нашими точками зрения, нашим жизненным опытом и нашими перспективами. Осознание своих предубеждений — это первый шаг к объективности и беспристрастному взгляду на проблему. Как только вы сможете отстраниться от ситуации, вы сможете более тщательно ее проанализировать.
Связанный: Используйте эту простую математическую задачу, чтобы запустить критическое мышление на полную мощность ты думаешь о вещах. Критически мыслящим людям необходим самоанализ, чтобы они осознавали степень своей бдительности и внимательности, а также свои предубеждения. Это ваша способность исследовать свои сокровенные мысли, чувства и ощущения. Самоанализ тесно связан с самоанализом, который дает вам представление о вашем эмоциональном и психическом состоянии.
5. Аналитическое мышлениеЛучшие аналитические мыслители являются также и критическими мыслителями, и наоборот. Способность анализировать информацию является ключевой при рассмотрении чего угодно, будь то контракт, отчет, бизнес-модель или даже отношения.
Анализ информации означает разбиение информации на составные части и оценку того, насколько хорошо эти части функционируют вместе и по отдельности. Анализ опирается на наблюдение; по сбору и оценке доказательств, чтобы вы могли прийти к осмысленному заключению. Аналитическое мышление начинается с объективности.
6. Выявление предубежденийКритически мыслящие люди ставят перед собой задачу определить доказательства, формирующие их убеждения, и оценить, заслуживают ли доверия эти источники. Это поможет вам понять свои собственные предубеждения и подвергнуть сомнению свои предвзятые представления.
Это важный шаг к тому, чтобы понять, как предубеждения влияют на ваше мышление, и понять, когда информация может быть искажена. Просматривая информацию, спросите себя, кому эта информация приносит пользу. Есть ли у источника этой информации повестка дня? Упускает ли источник из виду или опускает информацию, которая не поддерживает его утверждения или убеждения?
По теме: Большинство выпускников говорят, что колледж научил их малому количеству навыков критического мышления
7. Определение релевантности рассмотрение. Во многих сценариях вам будет представлена информация, которая может показаться ценной, но может оказаться, что это лишь второстепенная точка данных для рассмотрения.Подумайте, является ли источник информации логически релевантным обсуждаемому вопросу. Действительно ли это полезно и беспристрастно, или это просто отвлечение от более важного вопроса?
8. ВыводИнформация не всегда сопровождается кратким изложением, в котором точно разъясняется, что она означает. Критически мыслящие люди должны оценивать информацию и делать выводы на основе необработанных данных. Вывод — это способность экстраполировать значение данных и обнаруживать потенциальные результаты при оценке сценария.
Также важно понимать разницу между выводом и предположением. Например, если вы видите данные о том, что кто-то весит 260 фунтов, вы можете предположить, что у него избыточный вес или он нездоров. Однако другие данные, такие как рост и состав тела, могут изменить этот вывод.
См. также: 6 препятствий на пути творческого мышления и способы их преодоления
9. Сострадание и сочувствие.Наличие сочувствия и сопереживания может показаться негативным для критически мыслящих людей. В конце концов, сентиментальность и эмоциональность могут исказить наше восприятие ситуации. Но суть сострадания в том, чтобы заботиться о других и ценить благополучие других людей.
Без сострадания мы бы рассматривали всю информацию и ситуации с точки зрения холодных, бессердечных научных фактов и данных. Было бы легко позволить нашему цинизму стать ядовитым и относиться с подозрением ко всему, на что мы смотрим. Но чтобы быть хорошим критическим мыслителем, мы всегда должны учитывать человеческий фактор. Не все, что мы делаем, связано с обособленными данными и информацией — это также касается и людей.
10. СмирениеСмирение – это готовность признать свои недостатки и точно увидеть свои положительные качества. Когда у вас есть смирение, вы осознаете свои недостатки, но также и свои сильные стороны, и это важный элемент критического мышления и готовности расширить и открыть свой разум.
Когда у вас есть интеллектуальное смирение, вы открыты для точек зрения других людей, вы понимаете, когда вы не правы, и вы готовы бросить вызов своим собственным убеждениям, когда это необходимо.
11. Готовы бросить вызов статус-кво.Критическое мышление означает подвергать сомнению устоявшиеся методы ведения бизнеса и отказываться придерживаться традиционных методов просто потому, что так делалось всегда. Критически мыслящие люди ищут умные, продуманные ответы и методы, которые учитывают всю текущую и актуальную информацию и доступные методы. Их готовность бросить вызов статус-кво может показаться спорной, но это неотъемлемая часть творческого и новаторского мышления критического мыслителя.
12. НепредубежденностьСпособность отстраниться от ситуации и не впутываться в нее помогает критически мыслящим людям увидеть более широкий взгляд. Критически мыслящие люди избегают пускаться в яростные споры или принимать чью-либо сторону — они хотят услышать все точки зрения. Критически мыслящие люди не спешат с выводами. Они подходят к вопросу или ситуации непредвзято и принимают другие мнения и взгляды.
13. Осведомлен о типичных ошибках мышления.Критически мыслящие люди не позволяют своей логике и рассуждениям затуманиваться иллюзиями и заблуждениями. Они знают о распространенных логических ошибках, то есть ошибках в рассуждениях, которые часто вкрадываются в споры и дебаты. Некоторые распространенные ошибки в мышлении включают в себя:
Круговое рассуждение, в котором предпосылка аргумента или заключения используется в качестве поддержки самого аргумента.
Когнитивное предубеждение, при котором вы упорно придерживаетесь предпочтительной точки зрения или аргумента, когда существуют другие, более эффективные возможности или объяснения.
Запутанная корреляция с причинно-следственной связью. Другими словами, утверждение, что когда два события происходят вместе, одно вызывает другое. Без прямых доказательств это предположение не оправдано.
Критически мыслящие люди также в значительной степени являются творческими мыслителями. Творческие мыслители отвергают стандартные форматы решения проблем — они мыслят нестандартно. У них широкий круг интересов, и они принимают различные точки зрения на проблему. Они также открыты для экспериментов с различными методами и рассмотрения различных точек зрения.
Самая большая разница между критически мыслящими и творческими мыслителями заключается в том, что творчество связано с генерированием идей, а критическое мышление связано с анализом и оценкой этих идей. Креативность важна для внедрения новых идей; критическое мышление может более четко сфокусировать эти идеи.
15. Эффективные коммуникаторыВо многих случаях проблемы с общением основаны на неспособности критически осмыслить ситуацию или увидеть ее с разных точек зрения. Эффективное общение начинается с четкого мыслительного процесса.
Критическое мышление — это инструмент, который мы используем для связного построения наших мыслей и их выражения. Критическое мышление основано на следовании мыслительному процессу и линии рассуждений другого человека. Эффективный критический мыслитель должен уметь убедительно излагать свои идеи, а затем усваивать ответы других.
16. Активные слушателиКритически мыслящие люди не просто хотят донести свою точку зрения до других; они также стараются активно слушать и действительно прислушиваются к чужим точкам зрения. Вместо того, чтобы быть пассивным слушателем во время разговора или обсуждения, они активно пытаются участвовать.
Они задают вопросы, чтобы отличить факты от предположений. Они собирают информацию и стремятся получить представление, задавая открытые вопросы, которые глубже исследуют проблему.
Записная книжка
I. МЫШЛЕНИЕ (или познание) относится к умственному манипулированию образами, понятиями, словами, правилами, символами и предписаниями. Он включает в себя внимание, распознавание образов, память, принятие решений, интуицию, знания и многое другое. Образы, мышечные реакции, понятия и язык или символ являются основными единицами мышления. Он принимает разные формы, в том числе мечтания, фантазии, решение проблем. В когнитивной психологии «компьютер» — это мозг, а мышление — это «программирование», которое мы ищем в понимании и рассуждениях (и это лишь некоторые из них). При всей своей необузданной мощи компьютеры способны планировать только на 5 или 6 ходов вперед (при рассмотрении более 1 миллиарда возможностей). Они не делают ошибок в краткосрочной перспективе, но их можно победить с помощью стратегии и предусмотрительности. В когнитивной психологии «компьютер» — это мозг, а мышление — это «программа», которую мы пытаемся понять.
Внутреннее представительство . В своей основе мышление — это внутреннее представление проблемы или ситуации — шахматист, который мысленно пробует несколько возможных ходов, прежде чем фактически коснется шахматной фигуры.
Проницательность . Озарение — это внезапная мысленная реорганизация элементов проблемы, которая делает решение очевидным. Шимпанзе способны использовать палки, чтобы достать все более длинные палочки, чтобы добраться до банана.
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ МЫСЛИ все можно объединить в комплексное мышление. :
- л. Изображения . Чаще всего это мысленное представление, имеющее картинные качества; Иконка.
2. Мышечные реакции . Внутренние репрезентации событий с точки зрения генерируемых, запоминаемых или воображаемых мышечных ощущений.
3. Концепции . Обобщенная идея, представляющая категорию или класс объектов или событий, сгруппированных вместе по какому-либо признаку.
4. Язык или символы . Набор слов или символов и правил их сочетания, который используется для общения и мышления и понятен значительному сообществу.
II. МЕНТАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Изображения могут задействовать разные органы чувств. Опрос 500 человек показал, что у 97% есть зрительные образы, у 92% — слуховые образы, более 50% — образы, включающие движение, прикосновение, вкус, запах и боль. Большинство людей используют образы, чтобы думать и решать проблемы.
Синестезия . Образы преодолевают нормальные сенсорные барьеры. Индивидуальное прослушивание музыки может вызвать всплеск цвета или вкуса, а также звуковые ощущения.
Мысленно повернуть . Ментальные образы не обязательно плоские, и их можно перемещать по мере необходимости.
Сохраненные изображения . Их можно использовать, чтобы применить предыдущий опыт для решения проблем. Вы можете начать с представления всех применений, которые вы уже видели, чтобы ответить: «Сколько применений вы можете придумать для старой автомобильной шины?»
Созданные образы . Используется для создания более оригинальных решений. Люди с хорошими способностями к воображению, как правило, набирают более высокие баллы в тестах на креативность. Скульптор может полностью изобразить предложенную скульптуру перед началом работы.
Размер изображения . Изображение вещей в крупном масштабе помогает узнать детали.
Мышечное воображение . Мы думаем своим телом. Мы часто представляем вещи в своего рода мышечных образах, созданных действиями или неявными (невыраженными) действиями. Люди, которые «разговаривают» руками, используют жесты, чтобы думать и общаться. Большой объем информации содержится в кинестетических ощущениях (ощущениях мышц и суставов). Когда человек говорит, эти ощущения помогают структурировать поток идей (Horowitz, 19).70). Невозможно не продемонстрировать, пытаясь описать некоторые вещи.
Микродвижения . Большинство размышлений сопровождается мышечным напряжением и микродвижениями во всем теле. Когда испытуемого просили представить, что он бьет молотком по гвоздю, в мышцах неподвижной руки регистрировался всплеск активности. Попросите кого-нибудь описать событие, и вы, вероятно, получите «мгновенный повтор».
III. ПОНЯТИЯ
Концепция — это идея, представляющая класс объектов или событий. Это мощные инструменты, потому что они позволяют нам мыслить более абстрактно, без отвлекающих деталей.
Формирование концепции . Это процесс классификации информации по значимым категориям. По своей сути, формирование концепции включает в себя опыт с положительными и отрицательными примерами концепции (диапазон обучения в размере категорий «собака» и «кошка»). Взрослые чаще усваивают понятия, изучая или формируя правила. Например, треугольник должен быть замкнутой формы с тремя сторонами, состоящими из прямых линий. Изучение правил, как правило, более эффективно, чем примеры, но примеры остаются важными. Маловероятно, что запоминание ряда правил позволит непосвященному слушателю точно классифицировать панк, новую волну, фьюжн, сальсу, хэви-метал и рэп.
Типы понятий:
- Конъюнктивное понятие . Он относится к классу объектов, имеющих более одного общего признака. Иногда называемые понятиями «и»: чтобы принадлежать к классу понятий, элемент должен иметь «эту функцию, эту функцию и эту функцию». Например, у мотоцикла должно быть два колеса, двигатель и руль.
Реляционные понятия . Они классифицируют объекты на основе их отношения к чему-то другому или отношения между признаками объекта. Больше, вверху, слева, север и вверх ногами — все это реляционные понятия. Другим примером является сестра, которая определяется как «женщина, рассматриваемая в ее отношении к другому лицу, имеющему тех же родителей».
Разделительные понятия . Они относятся к объектам, которые имеют хотя бы одну из нескольких возможных функций. Это понятия «или-или». Чтобы принадлежать, элемент должен иметь «эту функцию, или ту функцию, или другую функцию». В игре в бейсбол страйк — это либо замах и промах, либо подача по центру, либо фалбол. Качество «или-или» дизъюнктивных понятий затрудняет их изучение.
Прототипы . В дополнение к правилам и функциям большинство людей также используют прототипы или идеальные модели для определения концепций. Например, малиновка — модельная птица, а страус — нет. Это говорит нам о том, что не все примеры понятия одинаково репрезентативны. Как мы узнаем, когда линия пересечена от высокой чашки до вазы? Возможно, мы мысленно сравниваем предметы с «идеальной» чашкой. В результате определение концепций затруднено, когда мы не можем придумать прототип, соответствующий тому, что мы видим.
Понятия имеют два типа значений:
- Денотативное значение . Денотативное значение слова или понятия есть его точное определение.
Коннотативное значение . Это его эмоциональный или личностный смысл. Коннотации чего-то одного могут быть разными.
Семантический дифференциал Осгуда . Метод, используемый для измерения коннотативного значения. Когда слова или понятия оцениваются по ряду шкал, большая часть их коннотативного значения сводится к измерениям «хорошо-плохо», «сильно-слабо» и «активно-пассивно». Поскольку понятия различаются по этим измерениям, слова или фразы с примерно одинаковым денотативным значением могут иметь очень разные коннотации. Например, я добросовестный; ты осторожней, он придирается!
Оцените это слово: ДЖАЗ
Закругленный —————————- Угловой
Сильный ——————————————— Слабый
Гладкая ——————————————- Шероховатая
Пассивный —————————— Активный
Большой ———————————————- Маленький
Горячий —————— Холодный
Плохо ———————————- Хорошо
Расслабленный ——————————————— Напряженный
Сухой ———————————- Влажный
Устаревший ——————————— Свежий
IV. ЯЗЫК
Как мы видели, мышление иногда происходит без языка. У каждого был опыт поиска слова для выражения идеи, которая существует как смутный образ или чувство. Тем не менее, большая часть мышления в значительной степени опирается на язык, потому что он позволяет кодировать мир в символы, которыми легко манипулировать.
Семантика . Изучение значения слов и языка. Именно здесь связь между языком и мышлением становится наиболее очевидной. Например, тонкое изменение значения, вызванное перестановкой слов. Семантические проблемы часто возникают, когда слово имеет двойное или неясное значение: означает ли предложение «Том был усажен официантом», что официант уступил Тому место или что Том сидел рядом с официантом? Выбор слов может напрямую влиять на мышление, меняя значение: «Вторглась ли армия одной страны» в другую? Или «осуществили защитное вторжение»? Городской резервуар «наполовину полон» или «наполовину пуст»? Вы бы предпочли есть «первоклассную говядину» или «мертвую корову»?!
Структура языка.
- 1. Символы . Во-первых, язык должен предоставлять символы, которые могут обозначать объекты и идеи. Символы, которые мы называем словами, состоят из:
- Фонема . Основные звуки речи.
Морпогемы . Звуки речи собраны в осмысленные единицы, такие как слоги или слова.
Звуки m , b , w и a не могут образовывать слог мбва в английском языке, но в суахили они могут. Единицы речи могут быть расположены бесчисленным количеством способов. Рассмотрим возможности всего с четырьмя морфемамиreach, to,able и un. Из них мы можем сделать способный, неспособный, достичь, достичь, способный достичь, неспособный достичь, достижимый, недостижимый, достижимый, недостижимый для, до, до способный.
2. Грамматика . Во-вторых, язык должен иметь грамматику или набор правил для преобразования звуков в слова и слов в предложения. Одна часть грамматики, известная как синтаксис , состоит из правил порядка слов в предложениях. Синтаксис важен, потому что перестановка слов почти всегда меняет смысл предложения. Традиционная грамматика имеет дело с «поверхностным» языком — предложениями, которые мы на самом деле произносим. Лингвист Ноам Хомский утверждает, что мы не заучиваем все предложения, которые когда-либо произносим. Скорее, мы активно создаем их, применяя правила преобразования (ребенок говорит «Я побежал домой»). Например, основное предложение «Собака кусает человека» можно преобразовать в следующие шаблоны (и другие):
- Прошлое: Собака укусила человека.
Пассив: Мужчину укусила собака.
Отрицательный: Собака не кусала человека.
Вопрос: Собака укусила человека?
3. Эффективное, осмысленное расположение . Третьей, возможно, самой существенной характеристикой языка является его продуктивность. Великая сила любого истинного языка в том, что он может порождать новые мысли или идеи. Поскольку слова не похожи на то, что они обозначают, слова можно переставлять, чтобы получить бесконечное множество осмысленных предложений. Именно продуктивное качество языка делает его таким мощным инструментом мышления. Крики, жесты и брачные крики животных имеют широкое значение, которое сразу понимают другие животные того же вида, но по большей части естественное общение животных весьма ограничено (например, никаких вариаций на тему). Что еще более важно, общение животных, по-видимому, лишено продуктивного качества человеческого языка. Обмен мнениями может быть впечатляющим, но общение и фактическое использование языка — две разные вещи.
V. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Решение проблем может быть результатом механического, проницательного или основанного на понимании мышления. Мы начинаем с осознания того, что ответ, вероятно, существует и что путем правильного мышления можно найти решение. Можно выделить несколько различных подходов к решению проблемы.
л. Механические решения . Они могут быть достигнуты методом проб и ошибок или наизусть.
- Метод проб и ошибок: Если я забуду комбинацию к моему велосипедному замку, я смогу найти ее методом проб и ошибок. В эпоху высокоскоростных компьютеров многие решения, основанные на пробах и ошибках, лучше оставить машинам. Компьютер мог сгенерировать все возможные комбинации из пяти цифр на моем замке за долю секунды.
Рот. Когда проблема решается наизусть, мышление направляется заученным набором правил.
2. Решения путем понимания . Многие проблемы не могут быть решены механически или с помощью привычных способов мышления. В этом случае необходим более высокий уровень мышления, основанный на понимании. Карл Дункер, немецкий психолог, обнаружил, что успешное решение проблем состоит из двух фаз.
- Общие свойства . Решение, в котором правильно указаны требования для успеха, но недостаточно подробно для дальнейших действий. Открываются общие свойства правильного решения (тот, кто понимает общие свойства головоломки, может решить ее последовательно)
Функциональные (работоспособные) растворы . Подробное, практичное и работоспособное решение.
3. Эвристика . Стратегия решения проблем. Решение проблем часто требует стратегии. Если количество альтернатив невелико, может работать стратегия случайного поиска. Это еще один пример решения проблемы методом проб и ошибок, в котором испробованы все возможности. Как правило, эвристика сокращает количество альтернатив, которые должен рассмотреть мыслитель. При решении более сложных задач эвристика не гарантирует успеха, но определенно помогает. Вот некоторые стратегии, которые часто работают:
- Попытайтесь определить, чем текущее положение дел отличается от желаемой цели. Затем найдите шаги, которые уменьшат разницу.
Попробуйте вернуться от нужной цели к исходной точке или текущему состоянию.
Если вы не можете достичь цели напрямую, попробуйте определить промежуточную цель или подзадачу, которая, по крайней мере, приблизит вас к ней.
Представьте проблему другими способами, например, с помощью графиков, диаграмм или аналогий.
Сгенерируйте возможное решение и протестируйте его. Это может устранить многие альтернативы или прояснить, что необходимо для решения.
4. Идеальное решение проблем . Наиболее ценной эвристикой является наличие общей стратегии мышления. Психолог Джон Брансфорд и его коллеги перечисляют пять шагов, которые, по их мнению, ведут к эффективному решению проблем:
- л. Определите проблему.
2. Дайте четкое определение.
3. Изучите возможные решения и соответствующие знания.
4. Действуйте, пробуя возможное решение или гипотезу.
5. Посмотрите на результаты и извлеките из них уроки. Конечно, каждое предпринятое решение может выявить дополнительные подпроблемы. Их снова можно решать с помощью «идеальных» шагов, пока не будет найдено окончательное удовлетворительное решение.
5. Проницательные решения . О людях мы говорим, что озарение произошло, когда ответ внезапно появляется после периода безуспешных размышлений. Инсайт обычно бывает настолько быстрым и ясным, что мы часто удивляемся, как можно было упустить такое «очевидное» решение. Если озарение не быстрое, возможно, идет ошибка. Психологи Роберт Штернберг и Джанет Дэвидсон (1982) изучали людей, когда они решают проблемы, требующие понимания или «логических скачков». По их мнению, проницательность включает в себя три способности.
- л. Выборочное кодирование . Относится к выбору информации, имеющей отношение к проблеме, при игнорировании отвлекающих факторов.
2. Селективная комбинация . Объединение, казалось бы, несвязанных кусочков полезной информации.
3. Выборочное сравнение . Возможность сравнивать новые проблемы со старой информацией или с уже решенными проблемами.
Общие препятствия для творческого мышления:
- 1. Фиксации: Один из умственных блоков, препятствующих прозрению. Легкость, с которой решаются проблемы, связана с целым рядом факторов. Один из самых важных барьеров на пути к решению проблем называется фиксацией. Фиксация — это тенденция «зацикливаться» на неправильных решениях или становиться слепыми к альтернативам. Ярким примером фиксации является функциональная неподвижность. Это неспособность увидеть новое использование (функции) знакомых объектов или объектов, которые использовались определенным образом. Если вы когда-либо использовали десятицентовую монету в качестве отвертки, вы преодолели функциональную неподвижность.
2. Эмоциональные барьеры: Заторможенность и боязнь выставить себя дураком, боязнь ошибиться, неспособность терпеть двусмысленность, чрезмерная самокритичность.
3. Культурные барьеры: Ценности, которые придерживаются этой фантазии, — пустая трата времени; что игривость только для детей; что разум, логика и числа хороши; что чувства, интуиция, удовольствие и юмор плохи или не имеют никакой ценности в серьезном деле решения проблем.
4. Выученные барьеры: Соглашения об использовании (функциональная фиксированность), значениях, возможностях, табу.
5. Барьеры восприятия: Привычки, ведущие к неспособности определить важные элементы проблемы.
VI. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ .
В дополнение к механическому, проницательному или основанному на понимании мышлению мы можем добавить, что мышление может быть индуктивным (переходом от конкретных фактов или наблюдений к общим принципам) или 0009 дедуктивный (идущий от общих принципов к конкретным ситуациям), логический (идущий от данной информации к новым выводам на основе эксплицитных правил) или алогический (интуитивный, ассоциативный или личностный). Креативное мышление включает в себя все эти стили мышления (в различных сочетаниях), а также беглость, гибкость и оригинальность (Guilford, 1950). Креативность ваших предложений можно было бы оценить следующим образом (подсчитав, сколько раз вы продемонстрировали беглость, гибкость и оригинальность, мы могли бы оценить креативность вашего мышления по этой проблеме — говоря в более общем плане, мы оценили бы вашу способность для дивергентного мышления (Уоллах, 1985):
- Беглость определяется как общее количество предложений, которые вы можете сделать.
Гибкость определяется как количество раз, когда вы переходите от одного класса возможных применений к другому.
Оригинальность относится к тому, насколько новыми или необычными являются ваши предложения.
Дивергентная мысль . Мышление, порождающее множество идей или альтернатив; важный элемент оригинальной или творческой мысли. Это наиболее широко используемый показатель творческого решения проблем. Многие возможности развиваются из одной отправной точки.
Конвергентная мысль . Мышление, направленное на обнаружение единственного установленного правильного ответа; обычное мышление. В рутинном решении проблем или мышлении есть один правильный ответ, и проблема состоит в том, чтобы найти его. Это приводит к конвергентному мышлению (линии мысли сходятся к правильному ответу).
ИСПЫТАНИЯ . Существует несколько тестов дивергентного мышления. Каждый из этих тестов можно оценить по беглости, гибкости и оригинальности. Тесты на дивергентное мышление, по-видимому, касаются чего-то совершенно отличного от интеллекта. Как правило, существует небольшая корреляция между такими тестами и результатами тестов IQ.
- Тест необычного использования . Человека просят придумать как можно больше вариантов использования объекта.
Тест последствий . Цель состоит в том, чтобы ответить на вопрос, например: «Каковы были бы результаты, если бы все внезапно потеряли чувство равновесия и не смогли оставаться в вертикальном положении?» перечислив как можно больше реакций.
Тест анаграмм . Испытуемым дают слово, такое как творчество, и просят составить как можно больше новых слов, переставляя буквы.
Разве творчество не больше, чем дивергентное мышление? Дивергентное мышление, безусловно, важная часть творческого мышления, но это еще не все. Чтобы быть творческим, решение проблемы должно быть чем-то большим, чем новым, необычным или оригинальным. Она также должна быть полезной или значимой, и она должна отвечать требованиям проблемы. Это разделительная линия между «безрассудной схемой» и «гениальным ходом». Другими словами, творческий человек применяет рассуждение и критическое мышление к новым идеям, как только они возникают.
Этапы творческой мысли. Хорошее резюме последовательности событий в творческом мышлении предлагает пять этапов, которые обычно происходят. Конечно, творческая мысль не всегда так опрятна. Тем не менее, перечисленные стадии являются хорошим резюме наиболее типичной последовательности событий.
- л. Ориентация . В качестве первого шага необходимо определить проблему и определить важные аспекты.
2. Подготовка . На втором этапе творческие мыслители насыщают себя как можно большим количеством информации, относящейся к проблеме.
3. Инкубация . Большинство серьезных проблем порождают период, в течение которого все попытки решения оказываются тщетными. На этом этапе решение проблемы может происходить на подсознательном уровне: кажется, что проблема отложена в сторону, но она все еще «готовится» в фоновом режиме.
4. Освещение . Стадия инкубации часто заканчивается быстрым озарением или серией озарений. Они производят «Ага!» опыт, часто изображаемый в карикатурах в виде лампочки, появляющейся над головой мыслителя.
5. Проверка . Завершающим этапом является проверка и критическая оценка решения, полученного на этапе освещения. Если решение оказывается ошибочным, мыслитель возвращается к стадии инкубации.
Творческая личность . Согласно распространенному стереотипу, высокотворческие люди эксцентричны, интровертированы, невротичны, социально неумелы, неуравновешенны в своих интересах и часто находятся на грани сумасшествия. Хотя некоторые известные художники и музыканты культивируют публичный образ, соответствующий стереотипу, в этом мало правды. Дональд Маккиннон, психолог, сделал следующие выводы на основе обширного тестирования творческих писателей, архитекторов, математиков и ученых:
- 1. При любом уровне IQ одни люди творческие, а другие нет. Для людей с нормальным или выше нормального интеллекта существует небольшая корреляция между креативностью и IQ (Nelson & Crutchfield, 1970; Taylor, 1978).
2. Творческие люди обычно имеют больший, чем в среднем, круг знаний и интересов, и они более свободно комбинируют идеи из разных источников.
3. Творческие люди открыты новому. Они принимают иррациональные мысли и не стесняются своих чувств и фантазий.
4. Субъектам Маккиннона нравилось символическое мышление, идеи, концепции и возможности. Они, как правило, интересовались правдой, формой и красотой, а не признанием или успехом. Их творческая деятельность была самоцелью.
5. Высокотворческие люди ценят независимость и предпочитают сложность. Однако они нетрадиционны и неконформны прежде всего в своей работе; в остальном у них нет особенно необычных, диковинных или причудливых личностей. Действительно, большинство творческих личностей напоминают этот профиль (неоднократно обнаруживались следующие качества, характеризующие творческих личностей):
- 1. Необычная осведомленность о людях, событиях и проблемах.
2. Высокая степень беглости речи
3. Гибкость с числами, концепциями, средствами массовой информации и социальными ситуациями.
4. Оригинальность идей и выражений; чувство юмора.
5. Способность к абстрагированию, организации и синтезу.
6. Высокий уровень энергии/активности.
7. Настойчивость в интересующих задачах.
8. Нетерпение при выполнении рутинных или повторяющихся задач.
9. Готовность к риску.
10. Живое и спонтанное воображение; в детстве это может принимать форму «выдумывания» или воображаемых товарищей.
Творчество . Большая часть того, что мы знаем о творчестве, остается предварительным. Тем не менее, начинает казаться, что некоторым навыкам творческого мышления можно научить.
VII. ИНТУИЦИЯ
Мы часто принимаем решения на основе интуиции, а не логики. Это может дать быстрые ответы, но также может ввести в заблуждение, а иногда и иметь катастрофические последствия. Два известных психолога, Даниэль Канеман и Амос Тверски, потратили 20 лет на изучение того, как люди принимают решения и делают прогнозы в условиях неопределенности. Грубо говоря, они обнаружили, что человеческое суждение часто серьезно ошибочно. Короткие пути к ответам часто мешают ясному мышлению. Распространенные ошибки в суждениях:
1. Репрезентативность . Выбору придается большее значение, если он кажется репрезентативным для того, что мы уже знаем. Выбор, кажется, лучше представляет модель и, следовательно, кажется более вероятным, даже если это не так. Вероятность того, что два события произойдут вместе, ниже, чем вероятность каждого из них по отдельности. Например: вероятность выпадения орла при подбрасывании монеты равна половине или 0,5. А вероятность выпадения двух решек при подбрасывании двух монет составляет одну четвертую, или 0,25.
2. Базовые коэффициенты . Вторая распространенная ошибка в суждениях заключается в игнорировании базовой скорости или лежащей в основе вероятности события. Оценки должны производиться с коэффициентом 70-30, если это базовый коэффициент, даже если интуитивно кажется, что шансы равны 50-50. Во многих ситуациях с высоким риском игнорировать базовые ставки — это то же самое, что считать себя исключением из правил.
3. Каркас . То, как проблема формулируется или формулируется, влияет на решения. Люди часто дают разные ответы на одну и ту же проблему, сформулированную несколько по-разному. Обычно самый широкий способ формулирования или постановки проблемы приводит к наиболее рациональным решениям. Однако люди часто формулируют проблемы во все более узком смысле, пока не появится единственный, казалось бы, «очевидный» ответ. Например, при выборе карьеры было бы разумно учитывать оплату, условия труда, удовлетворенность работой, необходимые навыки, перспективы будущего трудоустройства и многие другие факторы. Вместо этого такие решения часто сводятся к таким мыслям, как: «Мне нравится писать, поэтому я буду журналистом».
[ Примечания от: Кун, Деннис. Введение в психологию, исследование и применение. Сент-Пол: West Publishing Company, 1989.] . ОЧИСТИТЬ=ВЛЕВО>
Авторское право
Содержимое этого сайта, включая все изображения и текст, предназначено только для личного, образовательного, некоммерческого использования. Содержимое этого сайта не может быть воспроизведено ни в какой форме без надлежащей ссылки на текст, автора, издателя и дату публикации [и номера страниц, если это уместно].