Свойства ощущений
17.07.2012
Свойства ощущений — это пороги.
Абсолютный порог ощущений — это та минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, иногда значительно отличающиеся друг от друга.
Относительный (дифференциальный) порог, выражаемый законом Вебера — Фехнера, показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение сигнала. Естественно, что чем больше исходный уровень, тем больше и порог. При тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу. Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается.
Ведущие свойства ощущений — это также адаптация, сенсибилизация и синестезия.
Адаптация — это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому, или изменившему интенсивность, сигналу.
Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности. Так, при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которых бы не услышали в обычной ситуации (например, вам хочется услышать тихую речь, зная, что разговор идет именно о вас). Музыканты различают обертоны в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном. Точно так же художники видят разные оттенки в едином для других цвете. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни, например северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.
Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так, мы можем связать цвет со звуком (например цветомузыка) или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т.д. Синестезия помогает компенсировать и недостатки деятельности какого-то анализатора, например плохо слышащие люди различают звуки по вибрации. В любом случае такое совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.
Ключевые слова: Ощущение
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме |
---|
Количественные характеристики ощущений Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Что такое ощущение Дубровина И.В., Младший школьник |
Рецепторы и ощущения Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. — Москва : Проспект. 2011.-432с. |
Нарушение ощущений Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Виды ощущений Дубровина И.В., Младший школьник |
Когнитивный (познавательный) процесс Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Дифференциальная сенсорная чувствительность … |
Классификация ощущений Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Основные свойства и характеристики ощущений
Здравствуйте, дорогие читатели и наши постоянные посетители!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.
Для начала необходимо отметить такой факт, что психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ОЩУЩЕНИЕ, СВОЙСТВО.
- ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
- ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
- ОЩУЩЕНИЕ
- СВОЙСТВО – это некий атрибут предмета (объекта). Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты». Свойство можно рассматривать как форму предмета самого по себе, притом, что он может обладать и другими свойствами.
Так, какими же свойствами и характеристиками обладает ощущение у индивида? Стоит отметить, что к основным (фундаментальным) свойствам ощущений относят:
- Качество;
- Интенсивность;
- Продолжительность;
- Пространственную локализацию.
Отметим, что одно из главенствующих свойств ощущений – это качество. Это такое свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый и др. )
А бывают ли отрицательные ощущения? Заметим, что отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию. Рассчитываю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое. Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.
Ощущение и восприятие: чувства
Ощущение — это процесс, посредством которого физическая энергия от объектов в мир или в теле стимулирует органы чувств. Мозг интерпретирует и организует эту сенсорную информацию в процессе, называемом восприятием . Психофизика — это изучение того, как физические свойства стимулов связаны с восприятием стимулов людьми. Исследования в психофизика дала много сведений об остроте чувств.
Измерение чувств
Психологи оценивают остроту чувств тремя способами:
- Измерение абсолютный порог
- Измерение порог разницы
- Подача сигнала теория обнаружения
Абсолютный порог Минимальное количество стимуляции требуется человеку для обнаружения стимула 50 процентов времени. Порог разницы — наименьшая разница в стимуляции которые могут быть обнаружены в 50 процентах случаев. Порог разницы иногда называют просто заметна разница ( jnd ), и это зависит от сила раздражителя.
Пример: Если бы кто-то сравнил два слабых стимула, например два очень слегка сладкие жидкости, он мог бы уловить небольшая разница в количестве сладости. Однако если бы он был сравнение двух интенсивных раздражителей, таких как два очень сладких жидкости, он мог обнаружить только гораздо большую разницу в количество сладости.
Исследователи используют Теория обнаружения сигнала , чтобы предсказать, когда будет обнаружен слабый сигнал. Эта теория исходит из того, что способность Обнаружение сигнала зависит не только от силы сигнала, но и от опыт воспринимающего, его мотивация, ожидания и степень бдительности. Разные люди по-разному реагируют на один и тот же сигнал, и один и тот же человек может обнаруживать конкретный сигнал в одно время, но не в другое. Кроме того, люди могут часто обнаруживают один тип сигнала в сенсорной модальности, такой как слух или зрение но не обращайте внимания на другие типы сигналов в той же сенсорной модальности.
Сенсорная адаптация
Когда люди заходят в ресторан, они, вероятно, сразу замечают запахи еды. прочь. Однако по мере того, как они сидят в ресторане, запахи постепенно становятся меньше. заметно. Это явление происходит из-за сенсорной адаптации. Сенсорный адаптация — снижение чувствительности к неизменному раздражителю. Запахи не исчезают — люди просто становятся менее чувствительными к ним.
Развитие органов чувств
Младенцы обладают всеми основными сенсорными способностями и многими навыками восприятия, но эти способности со временем развиваются и становятся более чувствительными. Младенцы может распознать разницу между человеческим голосом и другим звуки, и они могут определить источник звука. Они могут распознать разницу между запахами и очень рано может распознать запах своей матери. особый запах. Что касается вкуса, они могут различать сладкий и соленый. Младенцы также обладают довольно хорошими зрительными способностями. Вскоре после рождения, они могут различать предметы разного цвета и размера. Когда они всего несколько недель от роду, они начинают различать контрасты, тени, и узоры, и они могут воспринимать глубину уже через несколько месяцы.
Сенситивные периоды
Даже врожденные навыки восприятия нуждаются в подходящей среде для правильно развиваться. Отсутствие определенных переживаний в сензитивные периоды развитие ухудшает способность человека воспринимать мир.
Пример: Люди, родившиеся слепыми, но прозревшие в взрослые обычно находят визуальный мир запутанным. Поскольку эти взрослые были слепы в младенчестве, они упускали сенсорные опыт, необходимый для развития их зрительной системы в полной мере.
Психология, ощущения и восприятие, введение
Аарон, Дж. И., Мела, Д. Дж., и Эванс, Р. Э. (1994). Влияние взглядов, убеждений и информации на этикетках на восприятие спреда с пониженным содержанием жира. Аппетит, 22, 25–37.
Абраира, В. Е., и Гинти, Д. Д. (2013). Сенсорные нейроны осязания. Нейрон, 79 , 618–639.
Аябе-Канамура, С., Сайто, С., Дистель, Х., Мартинес-Гомес, М., и Хадсон, Р. (1998). Различия и сходства в восприятии повседневных запахов: японско-немецкое кросс-культурное исследование. Анналы Нью-Йоркской академии наук, 855 , 694–700.
Чен, К., Дэн, Х., Браут, С.Э., Дин, Л., и Тан, Ю. (2012). Снижена производительность наведения на добычу у гадюк с контралатерально закрытыми инфракрасными и визуальными органами чувств. PloS ONE, 7 (5), e34989. doi:10.1371/journal.pone.0034989
Комфорт, А. (1971). Вероятность человеческих феромонов. Природа, 230 , 432–479.
Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., и Виттенбринк, Б. (2002). Дилемма полицейского: использование этнической принадлежности для устранения неоднозначности потенциально угрожающих лиц. Журнал личности и социальной психологии, 83 , 1314–1329.
Коррелл, Дж., Урланд, Г.Р., и Ито, Т.А. (2006). Потенциалы, связанные с событием, и решение стрелять: роль восприятия угрозы и когнитивного контроля. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 , 120–128.
Дункл Т. (1982). Звук тишины. Наука, 82 , 30–33.
Фосетт С.Л., Ван Ю. и Берч Э.Э. (2005). Критический период восприимчивости человека к стереопсису. Исследовательская офтальмология и визуальные науки, 46 , 521–525.
Ферлоу, Ф. Б. (1996, 2012). Запах любви. Получено с http://www.psychologytoday. com/articles/200910/the-smell-love
Galanter, E. (1962). Современная психофизика. В книге Р. Брауна, Э. Галантера, Э. Х. Гесса и Г. Мандлера (ред.), Новые направления в психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Гарланд, Э. Л. (2012). Обработка боли в нервной системе человека: выборочный обзор ноцицептивных и биоповеденческих путей. Первичная помощь, 39 , 561–571.
Гулкасян, П. и Вудбери, К. (2010). Эффекты грунтовки с неоднозначными фигурами. Внимание, Восприятие и психофизика, 72 , 168–178.
Гроте, Б., Пека, М., и Макалпайн, Д. (2010). Механизмы локализации звука у млекопитающих. Physiological Reviews, 90 , 983–1012.
Хартлайн, П. Х., Касс, Л., и Луп, М. С. (1978). Слияние модальностей в зрительном тектуме: инфракрасная и визуальная интеграция у гремучих змей. Наука, 199 , 1225–1229.
Кайзер, П. К. (1997). Радость зрительного восприятия: Интернет-книга . Получено с http://www. yorku.ca/eye/noframes.htm
Хан С. и Чанг Р. (2013). Анатомия вестибулярной системы: обзор. Нейрореабилитация, 32 , 437–443.
Киннамон, С.К., и Ванденбеух, А. (2009). Рецепторы и передача вкусовых раздражителей умами. Анналы Нью-Йоркской академии наук, 1170 , 55–59.
Кунст-Уилсон, В. Р., и Зайонц, Р. Б. (1980). Аффективное различение раздражителей, которые невозможно распознать. Наука, 207 , 557–558.
Лакнер, Дж. Р., и ДиЗио, П. (2005). Вестибулярный, проприоцептивный и тактильный вклады в пространственную ориентацию. Ежегодный обзор психологии, 56 , 115–147.
Land, EH (1959). Цветовое зрение и естественное изображение. Часть 1. Труды Национальной академии наук, 45 (1), 115–129.
Лием, Д.Г., Вестербек, А., Вольтеринк, С., Кок, Ф.Дж., и де Грааф, К. (2004). Кислые вкусовые предпочтения детей связаны с предпочтением новых и интенсивных раздражителей. Химические чувства, 29 , 713–720.
Лодовичи, К., и Беллучио, Л. (2012). Одорантные рецепторы в формировании схемы обонятельной луковицы. Физиология, 27 , 200–212.
Лёрш, К., Дюрсо, Г.Р.О., и Петти, Р.Е. (2013). Превратности желания: механизм сопоставления подсознательного убеждения. Социальная психология и наука о личности, 4 (5), 624–631.
Маффеи, А., Хейли, М., и Фонтанини, А. (2012). Нейронная обработка вкусовой информации в инсулярных цепях. Текущее мнение по нейробиологии, 22 , 709–716.
Милнер, А.Д., и Гудейл, Массачусетс (2008). Пересмотрены две визуальные системы. Нейропсихологический, 46 , 774–785.
Мидзусигэ, Т., Иноуэ, К., Фушики, Т. (2007). Почему сало такое вкусное? Химический прием жирных кислот на язык. Journal of Nutritional Science and Vitaminology, 53 , 1–4.
Мост, С. Б., Саймонс, Д. Дж., Шолль, Б. Дж., и Чабрис, К. Ф. (2000). Устойчивая невнимательная слепота: роль местоположения в обнаружении неожиданных динамических событий. ПСИХИКА, 6 (14).
Нельсон, М. Р. (2008). Скрытые уговоры: тогда и сейчас. Журнал рекламы, 37 (1), 113–126.
Ниимура, Ю., и Ней, М. (2007). Обширные приобретения и потери генов обонятельных рецепторов в эволюции млекопитающих. PLoS ONE, 2 , e708.
Окава, Х., и Сампат, А. П. (2007). Оптимизация передачи однофотонного ответа в биполярном синапсе типа «палочка-палочка». Физиология, 22 , 279–286.
Пейн, Б.К. (2001). Предубеждение и восприятие: роль автоматических и контролируемых процессов в неправильном восприятии оружия. Журнал личности и социальной психологии, 81 , 181–192.
Пейн, Б.К., Симидзу, Ю., и Джейкоби, Л.Л. (2005). Ментальный контроль и визуальные иллюзии: к объяснению ошибочной идентификации оружия по признаку расы. Журнал экспериментальной социальной психологии, 41 , 36–47.
Пек, М. (2012, 19 июля). Как фильм навсегда изменил мировоззрение одного человека . Получено с http://www.bbc.com/future/story/20120719-awoken-from-a-2d-world
Peterson, MA, & Gibson, B.S. (1994). Должна ли организация фигура-фон предшествовать распознаванию объекта? Предположение в опасности. Психологические науки, 5 , 253–259.
Пето, Г., и Рих, П. В. (2012). Сенсорные и сигнальные механизмы брадикинина, эйкозаноидов, фактора активации тромбоцитов и оксида азота в периферических ноцицепторах. Physiological Reviews, 92 , 1699–1775.
Проске, У. (2006 г.). Кинестезия: роль мышечных рецепторов. Мышцы и нервы, 34 , 545–558.
Проске, У., и Гандевиа, Южная Каролина (2012). Проприоцептивные чувства: их роль в передаче сигналов о форме тела, положении и движении тела, а также мышечной силе. Physiological Reviews, 92 , 1651–1697.
Первис, К., и Хейнс, Н. Б. (1972). Влияние близости самок крыс на репродуктивную систему самцов крыс. Физиология и поведение, 9 , 401–407.
Радель, Р., Саррацин, П. , Легрен, П., и Гобансе, Л. (2009). Подсознательная подготовка мотивационной ориентации в образовательных учреждениях: влияние на успеваемость, обусловленное внимательностью. Журнал исследований личности, 43 (4), 1–18.
Раушекер, Дж. П., и Тиан, Б. (2000). Механизмы и потоки обработки «что» и «где» в слуховой коре. Proceedings of the National Academy of Sciences, USA, 97 , 11800–11806.
Ренье, Л. А., Анурова, И., Де Волдер, А. Г., Карлсон, С., ВанМетер, Дж., и Раушекер, Дж. П. (2009). Мультисенсорная интеграция звуков и вибротактильных раздражителей в потоки обработки «что» и «где». Journal of Neuroscience, 29 , 10950–10960.
Ренсинк, Р. А. (2004). Визуальное восприятие без видения. Психологические науки, 15 , 27–32.
Рок И. и Палмер С. (1990). Наследие гештальт-психологии. Scientific American, 262 , 84–90.
Ропер, С. Д. (2013). Вкусовые луковицы как периферические хемосенсорные рецепторы. Семинары по клеточной биологии и биологии развития, 24 , 71–79.
Рассел, М. Дж. (1976). Обонятельная коммуникация человека. Природа, 260 , 520–522.
Сакс, Б. Д. (1997). Эрекция, вызываемая у самцов крыс запахом в воздухе эстральных самок. Физиология и поведение, 62 , 921–924.
Сегал, М. Х., Кэмпбелл, Д. Т., и Херсковиц, М. Дж. (1963). Культурные различия в восприятии геометрических иллюзий. Наука, 139 , 769–771.
Сегал, М. Х., Кэмпбелл, Д. Т., и Херсковиц, М. Дж. (1966). Влияние культуры на зрительное восприятие. Индианаполис: Боббс-Меррилл.
Сегал, М. Х., Дасен, П. П., Берри, Дж. В., и Поортинга, Ю. Х. (1999). Поведение человека в глобальной перспективе (2-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.
Семан, М. Т., и Мегерян, К. А. (2010). Современные взгляды на патофизиологию болезни Меньера: последствия для лечения. Текущее мнение по отоларингологии и хирургии головы и шеи, 18 (5), 392–398.
Шамма, С. (2001). О роли пространства и времени в слуховой обработке. Тенденции в когнитивных науках, 5 , 340–348.
Саймонс, Д.Дж., и Чабрис, К.Ф. (1999). Гориллы среди нас: устойчивая слепота по невнимательности к динамическим событиям. Восприятие, 28 , 1059–1074.
Спорс, Х., Албеану, Д. Ф., Мурти, В. Н., Ринберг, Д., Учида, Н., Ваховиак, М., и Фридрих, Р. В. (2013). Освещение обонятельной обработки позвоночных. Journal of Neuroscience, 32 , 14102–14108.
Спрей, округ Колумбия (1986). Кожные температурные рецепторы. Ежегодный обзор физиологии, 48 , 625–638.
Штамм, GM (2003). Насколько хорошо слышат собаки и другие животные? Получено с http://www.lsu.edu/deafness/HearingRange.html
Swets, JA (1964). Обнаружение и распознавание сигналов людьми-наблюдателями. Психологический бюллетень, 60 , 429–441.
Ungerleider, L.G., & Haxby, J.V. (1994). «Что» и «где» в человеческом мозгу. Текущее мнение по нейробиологии, 4 , 157–165.
Национальная медицинская библиотека США.