9. Свойства сознания.
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает как окружающую его действительность, так и себя самого. Поэтому:
1. Важнейшим свойством сознания является его рефлексивность: оно отражает не только внешний мир, но и себя самого. При этом сознание как бы отстраняется от внешнего мира, освобождаясь от внешней зависимости. Рефлексируя, то есть, обращаясь к своему внутреннему миру, индивид вступает во внутренний диалог с самим собой. Понимание себя, своего Я возможно только в результате сопоставления себя с другим, когда всякая мысль, любое переживание, в конечном счете, сопровождаются «оглядкой» на другого. Другой внутри меня — это Я САМ, то есть второе Я, alter Ego. Оглядка на второе Я — это сравнивание себя-какой-Я-есть и себя-какой-Я-должен-быть, или Я-реального и Я-идеального.
Таким образом, первым важнейшим свойством сознания является его рефлексивность и диалогичность. Это не два разных свойства, а две стороны или два уровня одного свойства, тесно взаимосвязанные между собой. Без рефлексии, то есть отстранения от Я и взгляда на себя со стороны, с позиции ТЫ, невозможно вступить в диалог Я и ТЫ. Но и без разделения на Я и ТЫ, которое происходит во внутреннем диалоге, невозможно посмотреть на себя со стороны, то есть рефлексировать.
Диалогичное сознание позволяет субъекту самостоятельно и свободно намечать цели своей деятельности и пути их достижения, отстраняясь от внешней принудительно заданной ситуации. С помощью диалогичности и рефлексивности сознания субъект получает возможность создавать мысленные модели будущего и, таким образом, предвидеть ход событий, «проигрывая» в сознании различные варианты своих действий.
Благодаря этому он может регулировать свое поведение, управлять своей деятельностью свободно и результативно.Из всех способов саморегуляции материальных систем, созданных природой, сознание является наиболее совершенным. Именно способность предвидеть ход событий и управлять им в своих интересах обеспечивает человеку его превосходство над другими живыми существами и позволяет ему развивать и совершенствовать подлинно человеческий образ жизни.
2. Сознание всегда направлено на что-то, что осознается и составляет предмет сознания. Это свойство сознания называют предметностью или интенциональностью, направленностью на какой-либо предмет. Это свойство сознания предполагает не просто пассивное восприятие внешних воздействий, а активную избирательную устремленность к тому, в чем субъект нуждается, к целям, которые обусловлены его потребностями. Таким образом, сознание включает в себя целеполагание, постановку целей и поиск путей их достижения.
Предметом сознания могут быть и образы непосредственно окружающего нас мира, и образы-воспоминания, которые не даны непосредственно, и различные внутренние ощущения, переживания. Мы можем направлять луч нашего внимания на различные предметы как внешнего, так и внутреннего мира — сознание активно.
3. Социальный характер сознания, то есть опосредованность знаковыми и символическими структурами. Сознание — социальное явление, оно формируется только в условиях общественной жизни. Сознание — это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития (онтогенеза) приобщается к совместному знанию — культуре, и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание (М.К.Мамардашвили: я строю свое поведение через знание культуры). Нормы культуры – инструментарий построения собственного сознания личности.
Психологические характеристики сознания
Ощущение себя познающим субъектом. Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем. Поэтому в структуру сознания включают субъкт-объектные отношения.
Мысленное представление и воображение действительности. Эта характеристика тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Поэтому
Когда говорим о воле и ее связи с сознанием, необходимо сказать, что сознание всегда имеет цель, которую хотел бы достичь субъект. Он антиципирует, т.е. предусматривает конечный результат своих поступков. Поэтому цель наряду с волей входит в структуру сознания.
Рефлексивная способность. Это готовность сознания к познанию самого себя как познающего субъекта. Если 1-я характеристика говорит нам о том, что мы выделяем себя отдельно от внешнего мира, и познаем этот внешний мир, то 4-я говорит о том, что мы теперь можем познать не только внешний мир, но и самого себя. Рефлексия
– необходимый элемент в структуре сознания. Благодаря этой способности человек контролирует собственные психические и поведенческие состояния, управляет ими. В структуру сознания необходимо внести не только этот механизм – рефлексию, но и его результат – самосознание.Способность к коммуникации. Т.е передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Без языка в высших своих формах сознание не существует. Даже если в голове проносятся какие-то образы в порыве творчества, мы закрепляем их в памяти, обозначая словом. Поэтому язык, с некоторой натяжкой, включают в структуру сознания в качестве его проводника.
Сознание – это совокупность знаний, объективных законов, свойств и возможностей мира, в котором мы живем. Это знание мы получаем через взаимодействие, кооперацию – через все познавательные процессы.
В сознании отражается не все и не случайные, а только главные, существенные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно для них, что отличает их от других, внешне похожих предметов и явлений. Все, что отражается в нашем сознании, сопровождается какими-то эмоциями. Поэтому в структуру сознания входит эмоционально-ценностное отношение к миру.
Следующей особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации и т.
д.
Функции сознания:
Отражательная. Т.е. отражать мир и себя в мире.
Порождающая или творчески-креативная. Т.е. порождать знания, идеи, образы.
Регулятивно-оценочная.
Рефлексивная.
Психологические свойства сознания
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразить их в словах, понятиях, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображения, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них – осмысленность представляемого или осознаваемого, т.е. его словесно- понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т. е. объективную информацию об окружающем мире. Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается, и храниться информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становиться достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться им как средством общения и мышления.
Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.
Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Психологические свойства сознания
От 250 руб
Контрольная работа
Психологические свойства сознания
От 250 руб
Курсовая работа
Психологические свойства сознания
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
О происхождении сознания
Особая проблема сознания
Сознание, пожалуй, одна из самых сложных психологических тем нашего времени. Сознание также является одной из самых прекрасных человеческих возможностей: способностью к субъективному опыту.
Одно из миллиардов выражений субъективного опыта
Источник: Dineshkumar/Unsplash
Продолжаются дискуссии о том, какие типы и качества сознания присутствуют у разных биологических видов. Даже вопрос о том, является ли это новым органическим качеством, вызывает бурные споры. По словам исследователя сознания Анила Сета, «панпсихизм» — это идея о том, что сознание является фундаментальным свойством вселенной наряду с другими фундаментальными свойствами, такими как масса/энергия, заряд и вращение (Сет, 2021).
Сознание существует как неоспоримое качество в основе нашего разума. Мысли — это всего лишь один из доминирующих игроков в нашем уме, но могут ли быть мысли без сознания? Присутствие сознания как отличительного качества в нашем разуме обладает преобразующей силой, проникающей в суть нашего человеческого существа. Сознание важнее всего остального. Кем бы мы были без него?
Что мы знаем об этом глубочайшем и сокровенном аспекте нас самих? Сколько времени мы выделяем каждый день, чтобы открыть и понять преобразующую силу нашего собственного сознания? Что мы знаем о силе знания, которая, кажется, прячется за нашими мыслями?
Наблюдающее сознание
До середины XIX века большинство людей считало, что каждый вид был создан Богом отдельно (Davidson, 2019). В 1831 году Чарльз Дарвин был назначен естествоиспытателем во время исследовательского плавания корабля HMS. Бигль. Это было началом его пути дать новое и свежее объяснение эволюции видов. Путешествие в Южную Америку и Тихий океан стало ключевым событием в его жизни, которое дало ему возможность собрать зоологические и геологические образцы и провести тщательные наблюдения. Сопоставив их с наблюдениями за одомашненными животными и растениями, он произвел невиданный переворот в мышлении публикацией своей книги О происхождении видов (Дарвин, 1859 г.).
Чтобы произвести изменение в мышлении, как это сделал Чарльз Дарвин, мы должны развивать тот же самый инструмент тонкого наблюдения, чтобы ответить на фундаментальные вопросы о сознании. Наблюдение — лучший способ создать почву для споров о природе сознания.
Но это и есть методологическая проблема: как мы наблюдаем сознание? На самом деле есть два способа наблюдать за сознанием: с точки зрения третьего лица и с точки зрения первого лица; снаружи и изнутри.
Вот тут-то и начинается проблема. У всех нас есть точка зрения от первого лица на наше собственное сознание. Первые пионеры экспериментальной психологии — Уильям Джеймс, Вильгельм Вундт и Эдвард Титченер, вдохновленные многими предшественниками, — использовали собственное сознание для наблюдения за содержимым собственного разума. Бихевиоризм серьезно поставил этот метод под сомнение: насколько мы можем доверять нашим представлениям о собственном сознании?
Эта проблема была известна задолго до того, как психология как наука вошла в ХХ век. В феномене сознания есть удивительная реальность. Наш внутренний мир – это наш самый сокровенный ресурс. Есть только один человек, который может непосредственно видеть наше собственное сознание: мы сами.
Проблема наблюдения
Сознание по своей сути является частным. Джеральд Эдельман, один из пионеров недавних исследований сознания, сказал в A Universe of Consciousness : : «…наше собственное частное сознание — это, в глубоком смысле, все, что существует». (Эдельман и Тонони, 2000).
Загадка того, как субъективный опыт может соотноситься с объективно описываемыми событиями, заключается в том, что немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр блестяще назвал «мировым узлом». Как примирить эти две точки зрения — одна из самых больших проблем исследования сознания.
Исследователь сознания Джулио Тонони сделал приватность сознания одной из главных аксиом своей теории: одним из фундаментальных свойств сознания, одним из универсальных аспектов сознания, разделяемым каждым состоянием сознания. (Koch, 2019)
Как можно с точки зрения третьего лица наблюдать за чем-то, что в основе своей является личным? Только с точки зрения первого лица можно непосредственно увидеть сознание.
Как мы можем доверять взгляду от первого лица?
Объективная перспектива от третьего лица обученного ученого никогда не может непосредственно наблюдать субъективный опыт другого человека. Можно только наблюдать воплощение сознания — электрическую и химическую деятельность нервных клеток.
Мозг часто наблюдается отделенным от тела. Это разделение является большой проблемой. Мозг является частью нервной системы: он неразрывно связан с нашим живым телом.
Неподготовленному, субъективному взгляду на наше собственное сознание от первого лица нельзя доверять с научной точки зрения. Равновесие внимания нетренированного человека не способно исследовать то, что стоит за мыслительными движениями, потому что оно в первую очередь занято и поглощено эмоциональной деятельностью тела.
Два фундаментальных психологических следствия
Ученые Франсиско Варела и Эван Томпсон предложили нейрофеноменологический подход к сознанию. В своей книге The Embodied Mind вместе с Элеонорой Рош они создали основу для преодоления этой методологической проблемы (Varela, Thompson & Rosch, 2017). Научившись наблюдать психологическую феноменологию нашего сознания, мы можем создавать принципиально новые идеи.
Так каково происхождение сознания? Я считаю, что «воплощенный эмоциональный интеллект» предлагает ценную перспективу. Источник сознания, вероятно, лежит в регуляции его жизненных механизмов и эмоциональных реакций, сопровождающих этот воплощенный процесс (Damasio, 2021).
Перспектива имеет два важных следствия для психологии будущего. Во-первых, человеческому разуму бросают вызов и угрожают невидимые волнения. Психическое здоровье постоянно растущего числа людей находится под серьезной угрозой. Новое обучение может привести к изменению наших основных предположений в сторону нового взгляда на психическое здоровье.
Во-вторых, лучше понять себя, изучив высококачественное наблюдение, может предоставить реалистичный психологический инструментарий для подхода и поиска решений сложных проблем здравоохранения, геополитических и экологических проблем сегодняшнего дня.
Принципиально новая психология, основанная на новых знаниях, не за горами?
Природа сознания
Природа сознания Природа СознанияВозврат на индексную страницу
Пожалуй, нет более неприятной проблемы как для философов, так и для ученых, чем описание природы сознания. Рефлективная природа сознания, его способность рассматривать себя, обеспечивать ощущение бытия, привело некоторых философов предположить, что оно характеризует самую суть того, что значит быть человек. Или, говоря словами Декарта:
- Каждая мысль имеет тенденцию быть частью личного сознания.
- Внутри каждого личного сознания мысль постоянно меняется.
- В каждом личном сознании мысль чувственно непрерывный.
- Всегда кажется, что он имеет дело с объектами, независимыми от сам.
- Заинтересованы в некоторых частях этих объектов до исключения других и приветствует или отвергает выбирает из них в слово все время.
- Ощущение себя как сущности. Я не только вижу красный, я знаю, что это я, доктор Фред, вижу красный. Здесь сознание определяется как построение внутренней репрезентации мира, включающей себя. Именно в этом смысле этот термин чаще всего используется в академических целях учеными-когнитивистами.
- При таком определении когнитивная наука обеспечивает довольно хорошее объяснение природы сознания с точки зрения внутреннего представление о себе, включая самоконтроль. Далее, это учетная запись легко моделируется в компьютерных программах, которые могут проверять, сообщать и изменять себя на основе доступной информации.
- Это определение сознания относится к способности вербализировать чувственный опыт, содержание памяти и мышления. Примерно эквивалентно тому, что мы называем осознанием, или тому, что ученые-когнитивисты вызов кратковременной памяти
- Совершенно очевидно, что нервная система имеет два источника информации. система использует для обработки информации ту, которая немедленно доступна к системам, которые лежат в основе вербальных отчетов, рационального мышления и принятия решений создание и то, чего нет. Некоторая информация в последнем никогда не доступны, такие как функции вегетативной нервной системы и расчеты которые нервная система использует при обработке (например, использование информации о несоответствии сетчатки в обеспечении ощущения визуальной глубины). Другая информация, доступная не сразу, может стать осознанной и База данных знаний Visa Versaone и долговременная память являются примерами последнего.
- Любой обработчик информации должен иметь ограниченный доступ потому что у информации есть как издержки, так и выгоды (пространство или объем памяти, время, ресурсы).
- Есть четыре очень очевидных возможности доступа к сознанию:
- Мы осознаем богатое поле ощущений и далее, содержание этого осознания находится на промежуточном уровне интеграции. не знают о происходящей обработке более низкого уровня. Объекты приходят к нам уже интегрированными как значимые сущности с некоторыми перцептивными постоянство (например, уголь на солнце, снежок в помещении). То, что мы воспринимаем, — это высоко обработанный продукт — сцена в видении, мелодия. на слух, осмысленные слова на языке, а не блики или последовательности высоты звука.
- Второй особенностью является внимание. количество информации, которое мы можем обработать в любой момент времени. Внимание подобно прожектору, который доводит до сознания определенную информацию. Интересно, что, поскольку мозг является устройством параллельной обработки, обработка может происходить и происходит вне сознания. Многие квалифицированные задачи теперь вы выполняете автоматически, не «думая», что изначально требовалось очень сосредоточенное внимание. (Вождение автомобиля, игра на клавиатуре, езда на велосипеде чтобы назвать несколько.)
- В-третьих, содержание доступа к сознанию эмоционально цветной. Этот факт свидетельствует о функциональной эволюции сознания. развивался с какой-то целью. Мотивация и эмоции — это движущийся двигатель организм к какому-либо концу. Разум и сознание не пришли потому что они были изящными вещами, а скорее потому, что они способствовали выживанию и, следовательно, размножению организма.
- Наконец, доступ к сознанию имеет исполнительную функцию который принимает решения и делает выбор — то, что мы ощущаем как себя, воля, «я». Исполнитель демонстрирует намерение (в философском чувство) в управлении телом, чувствами, умом и т. д.
- Это чувство сознания больше всего используется философами и богословыфеноменальное осознание, субъективный опытчувство находясь в мире. Ощущение «я есть».
- Именно это чувство сознания составляет основу когнитивной науки, или любая наука, имеет трудности с объяснением. Но требует ли объяснение?
- Pinker (1998 г.
Этот смысл улавливает только один
ряда значений, которые стали характеризовать сознание в
современные времена. Современные психологические взгляды на сознание берут свое начало
в классической работе Уильяма Джеймса, Принципы психологии (1890).
Большинство качеств, которые он приписывает, легко обнаруживаются путем самоанализа.
несколько недифференцированный взгляд на сознание по сравнению с более современным
Счета. Они представлены ниже:
Одна из проблем с
современных счетов состоит в том, что сознание определяется в терминах числа
различных видов деятельности ума. Философский, информационный теоретик,
и нейробиологические подходы часто используют сознание для обозначения различных
вещи. Просто обратите внимание на разницу между использованием «сознательного» для обозначения
бодрствовать (не в коматозном состоянии), осознавать (я ощущал действительно странное
запах в комнате), какое-то экзистенциальное состояние (я вдруг
смысла моей жизни и моего места во Вселенной). Пинкер (1998),
определил эти различные варианты использования в How the Mind Works и
также относительный успех научных объяснений этих обычаев.
Он предлагает по крайней мере три способа использования термина «сознание»:
1. Самопознание