Свойства темперамента в психологии: Свойства темперамента

Содержание

Свойства темперамента

   Так сложилось, что в истории психологии изначально большую роль при интерпретации темпераментов играли конституционные концепции (теории Кречмера, Шелдона). В этих концепциях подчеркивалось основополагающее значение типа телосложения для темперамента человека. Однако в этих теориях явно недооценивалось значение среды и социальных условий существования, а также иных физиологических основ темперамента.

Современные теории темперамента апеллируют в основном к особенностям функционирования нервной системы человека. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

Благодаря исследованиям Павлова и его последователей, в психологии сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека.

Б. Г. Ананьев считал, что основные свойства человека как индивида, как представителя вида Homo Sapiens проявляются не только в задатках, но и в темпераменте. Б. М. Теплов посвятил свои работы изучению свойств темперамента, определил не только современный взгляд на проблему темперамента, но и проработал основы разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента.

Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента объясняются разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента.

Разные авторы к темпераменту относят разные свойства психической и нервной деятельности. Ниже приведена сводка (неполная) разных таких свойств.

Эмоциональная возбудимость

   Способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия (Теплов).

Возбудимость внимания

   Связано с приспособительными функциями психики индивида. Состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя (Теплов).

Сила (интенсивность) эмоции

   Главную функцию данного свойства Теплов видел в организации деятельности человека в соответствии мотивам.

Тревожность

   Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Принципиально разделяются тревожность и эмоциональная возбудимость в обычных условиях. Эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

Реактивность непроизвольных движений

   Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент (Теплов).

Активность волевой целенаправленной деятельности

   Повышение активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью (Теплов).

Пластичность — ригидность

   Приспособление к изменяющимся требованиям деятельности (Теплов).

Резистентность

   Способность оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность (Теплов).

Субъктивация

   Усиление степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями (Теплов).

Широта — узость афферентного синтеза

   Отражает степень напряженности взаимодействия организма со средой. Предложил (как и следующие три) — известный психофизиолог В. М. Русалов. Он опирался на теорию функциональной системы П. К. Анохина, включающей четыре блока:

1) хранения информации,

2) циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза),

3) программирования (принятия решений),

4) исполнения и обратной связи.

Каждому из блоков модели функциональной системы Русалов сопоставил свойство темперамента.

Эргичность

   Выносливость (Русалов).

Пластичность

   Легкость переключения с одной программы поведения на другую. Одни люди легче переключаются с одного вида деятельности на другой, другим требуется значительное время и усилия на врабатывание (Русалов).

Скорость

   Скорость исполнения текущей программы поведения, индивидуальная производительность (Русалов).

Эмоциональность (чувствительность)

   Чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором. Нечувствительные люди чаще совершают ошибки, склонные действовать по ригидным схемам поведения.

Сила — слабость процессов возбуждения

   Когда надо, люди с сильными процессами возбуждения мобилизируются на деятельность в кратчайшие сроки (Стреляу).

Сила — слабость процессов торможения

   Когда надо, люди с сильными процессами торможения умеют быстро расслабиться и восстановить силы.

Как известно, вегетативный отдел нервной системы человека имеет симпатический и парасимпатический отдел. В ситуации, когда надо действовать, включается первый отдел, второй притормаживается. Когда надо восстановить силы — наоборот. Важно то, что отдых для организма это тоже деятельность. Если у человека процессы торможения сильные, то он способен на более качественный отдых (и это совсем не значит, что он постоянно «заторможенный»). (Стреляу).

Возбудимость

   Быстрота возникновения психических процессов.

Тормозимость

   Быстрота прекращения психических процессов.

Переключаемость

   Быстрота переключения психического процесса на другой объект, в другой режим работы.

Сила нервной системы

   Функциональная выносливость. Насколько долго человек (или — например — подопытная собака) может совершать ту или иную психическую операцию (считать в уме, следить за дорожной ситуацией и т.п.) (Павлов).

Уравновешенность нервной системы

   Степень равновесия процессов возбуждения и торможения (Павлов).

Подвижность — инертность нервной системы

   Способность к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.

 


См. также

Темперамент

  • Гибкость поведения
  • Иксотимик
  • Интенсивность психических процессов
  • Классификация типов темперамента Гиппократа
  • Меланхолик
  • Неуравновешенность
  • Общая активность
  • Подвижность
  • Подвижность нервной системы
  • Ригидность
  •     .
    .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Свойства темперамента — основные, психологические, психические

Свойства темперамента – это субъективные психические свойства, обладающие устойчивостью и характеризующие динамическую деятельность психики и ее процессов, например, во время игры, учебы, работы и др. Индивидуальные или персональные особенности темперамента могут объясняться различным уровнем формирования свойств нервной системы. Темперамент как одно из  личностных свойств индивида обуславливается врожденными параметрами человека. Основные свойства человека, обуславливающие его как личность, имеют проявление не только в его задатках, но и обязательно в темпераменте.

Основные свойства темперамента

К основным свойствам темперамента относят такие субъективные характеристики индивида, которые обуславливают динамические критерии абсолютно всех подвидов его деятельности; дают характеристику особенностям протекания процессов в психике; обладают устойчивостью; на протяжении длительного времени сохраняются, выражаясь после рождения.

Свойства темперамента в психологии, по мнению большинства, имеют прямую зависимость от свойств нервной системы субъекта. Совмещение определенных свойств нервной системы и сами свойства обуславливают особенности течения процессов в психике, в свою очередь они предопределяют психологические категории темперамента.

Основные свойства темперамента, определяющие предметную деятельность индивида и его сферу общения — это переключаемость, активность, продуктивность, тормозимость, темп реакций, возбудимость. Если применять активность к познавательным процессам психики, то она характеризуется возможной степенью сосредоточенности внимания, памяти, воображения, мышления на конкретном объекте или его критерии.

Темп выражается в быстроте работы соответствующих психических процессов. Продуктивность в познавательных  процессах оценивается по их продуктам, результатам, которые получили в определенный промежуток времени. Продуктивность будет выше там, где за одинаковое время удается услышать, увидеть, запомнить, представить или решить больше.

Следует отграничивать продуктивность от работоспособности. Характеризуется работоспособность возможностью в течение определенного количества времени поддерживать одинаковый темп работы. Переключаемость, тормозимость и возбудимость обуславливают скорость образования и возникновения, переключение или прекращение того либо иного познавательного процесса психики с одного определенного предмета на другой или с одного вида действия на другой.

Если применять активность к предметной деятельности, то она означает амплитуду и силу связанных с ней движений. Темп в предметной деятельности обуславливается количеством производимых операций, движений за определенное количество времени. Именно от темпа и активности и зависит непосредственно продуктивность деятельности, связанной с движением, если не предъявлять других требований к соответственным действиям.

Если применять активность к общению, то такая характеристика темперамента проявляется в вербальных и невербальных коммуникациях. Например, субъект с высокой активностью будет обладать более ярко выраженной речью, мимикой и жестами, чем субъект с пониженной активностью. В общении легче и быстрее входят в контакт люди, обладающие возбудимым свойством темперамента. А люди, обладающие тормозимым свойством темперамента, намного легче и быстрее прекращают общение, менее разговорчивые, им тяжело переключаться с одной темы разговора на другую. Продуктивностью общения называют способность восприятия, и сообщения информации за определенное количество времени.

В зависимости от личностных особенностей свойства темперамента они характеризуются сензитивностью и реактивностью. Сензитивность обуславливается силой внешних влияний или воздействий, которая необходима для появления психической реакции индивида, и скоростью появления такой реакции. Реактивность характеризуется непроизвольностью реакций на внутренние либо внешние проявления одинаковой силой. Активность показывает насколько сильно, энергично индивид влияет на окружающий мир и преодолевает различные препятствия для достижения целей, например, целенаправленность или настойчивость. Именно соотношение активности и реактивности определяет зависимость деятельности субъекта от внутренних причин или от случайных внешних обстоятельств, от намерений, целей, убеждений.

Соотношение таких категорий как реактивность и активность определяет, от каких обстоятельств в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних факторов (настроение) или от целенаправленности, убеждений или намерений.

Пластичность показывает насколько гибко и легко человек может адаптироваться к внешним влияниям. Ригидность показывает инертность поведения субъекта.

Темп проявления реакций характеризуется скоростью протекания разнообразных психических процессов и реакций, например, динамика жестов, скорость мышления.

Интроверсия и экстраверсия показывают направленность человека в себя или во внешнюю среду. Данные параметры обуславливают, от чего именно зависит деятельность субъекта: от образов, мыслей, которые имеют связь с будущим или прошлым (интроверт), или от внешних впечатлений, которые возникают в настоящее время (экстраверт).

Эмоциональная возбудимость показывает насколько слабое влияние необходимо для проявления эмоциональных реакций, и с какой скоростью она будет возникать. Эмоциональная возбудимость (чувствительность) обуславливается тем, насколько небольшое воздействие нужно для образования реакции и с какой быстротой она может возникнуть.

Свойства нервной системы и темперамент

Абсолютно неизменными свойства темперамента в психологии не являются. Они начинают проявляться не с рождения, не все сразу, а развиваются постепенно согласно конкретной последовательности, которая обуславливается и общими закономерностями формирования нервной деятельности, и специфическими особенностями определенного типа или вида нервной системы.

Причина персональных особенностей поведения индивида лежит в свойствах нервных процессов, таких как торможение и возбуждение, и в их различных сочетаниях. Павлов считал основополагающими три категории нервных процессов, которые предопределяют типологию нервной деятельности или системы. К ним причисляют: силу проявлений процессов, уравновешенность и подвижность проявлений. Сила – это показатель способности нервной системы выносить сильные раздражители. Уравновешенность показывает соотношение двух процессов – торможения и возбуждения. Подвижность является показателем скорости смены двух процессов – торможения и возбуждения.

Свойства нервных систем бывают частными или парциальными и общими. Первые показывают частные, персональные специальные особенности, вторые обуславливают характеристики темперамента индивида.

Физиологическим базисом темперамента является взаимодействие двух сигнальных систем с мозговой подкоркой, а не деятельность самой коры. Также выявлены дополнительные свойства системы. К ним относят: лабильность, динамичность, концентрированность. Лабильность характеризуется скоростью возникновения и непосредственно протеканием двух процессов – торможения и возбуждения. Динамичность характеризуется скоростью и легкостью выработки рефлексов. Концентрированность является показателем границ дифференцировки раздражителей. В ходе проведения многочисленных исследований было выявлено наличие взаимосвязи, характеризующейся значительной зависимостью свойств темперамента от главенствующих свойств психической деятельности. Также было выявлено, что свойства темперамента, которые основываются на типах нервных систем, являются более устойчивыми и постоянными в сравнении с другими особенностями психики индивидов.

Согласно И. П. Павлову персональные особенности поведения субъекта и динамика психической деятельности имеют зависимость от индивидуальных отличий в работе нервной системы. Психологами давно установлен факт, что отрицательными свойствами слабость нервных систем не является. Просто так устроен организм, что более сильные нервные системы успешнее справляются с определенными жизненными проблемами, а слабые – с другими. Преимуществом слабой нервной системы является ее высокая чувствительность. Для того чтобы изучить свойства нервных систем нужно их изучать, учитывая все особенности поведения и поступков людей в различных жизненных ситуациях.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что существующий у субъекта в наличии комплекс персональных типологических характеристик его нервных структур в основном обуславливает темперамент, от которого в дальнейшем и зависит персональный стиль поведения, а также деятельности в целом. Любая характеристика нервной системы имеет определенный ряд проявлений, каждое из которых не оценивается однозначно либо полезным, либо вредным. В зависимости характера выполняемой деятельности или от ситуации и любое из таких проявлений может быть неблагоприятным и благоприятным.

Психологические свойства темперамента

Я. Стреляу вывел следующие психологические свойства темперамента основных его типов.

  • Сангвинический тип темперамента характеризуется высокой реактивностью наряду с уравновешенностью активности и реактивности. Человек с таким типом характера обладает подвижной мимикой и выразительностью движений, отличается живостью. Может хохотать по несущественному поводу и конфликтовать из-за незначительных фактов. По лицу сангвиника достаточно легко можно угадать его отношение к человеку или предмету, состояние, настроение. Так как порог чувствительности у сангвиников достаточно высок, он может не замечать слабых световых и звуковых раздражителей. Сангвинический человек обладает неутомимостью за счет высокой активности. Он дисциплинирован и может быстро сосредоточиваться. Сангвиник при наличие желания может сдержать проявление непроизвольных реакций или чувств.  Ему свойственны находчивость и гибкость ума, быстрые движения и темп речи. Однако наряду с этим он склонен к изменчивости настроений, чувств, стремлений и интересов. Человек-сангвиник очень легко сходится с абсолютно разными людьми, быстро и свободно адаптируется к новой обстановке или требованиям, склонен к быстрой переключаемости. Он больше реагирует на внешние образы, чем на представления о будущем или прошлом. Сангвиник является выраженным экстравертом.
  • Холерический тип темперамента человека отличается невысокой чувствительностью при высокой реактивности и активности. Однако у него все же реактивность доминирует над активностью, поэтому его нрав необуздан, часто бывает несдержанным, нетерпеливым и вспыльчивым. Холерик обладает большей инертностью и меньшей пластичностью, чем сангвиник. Поэтому он характеризуется большей устойчивостью стремлений, интересов, большей настойчивостью. У него бывают затруднения с переключаемостью внимания. Холерик ближе к экстраверту.
  • Флегматический тип темперамента характеризуется высокой активностью, которая значительно доминирует над небольшой реактивностью, эмоциональностью и чувствительностью. Если вы видите смеющуюся компанию и среди них одного не улыбающегося, то это будет флегматик. Его обычно тяжело опечалить или рассмешить. Даже при серьезных неприятностях он остается спокойным. Узнать флегматика можно по его невыразительным и замедленным движениям, мимике и речи. Флегматику тяжело переключать внимание и адаптироваться к новой обстановке, перестраивать привычки и навыки, наряду с этим он достаточно работоспособен и энергичен. Его отличительные черты – это терпеливость, самообладание и выдержка. Ему тяжело сходиться с новыми людьми, он очень слабо откликается на внешние образы и впечатления. Флегматик является интровертом. К его основным недостаткам относят малоподвижность и инертность. Характеризуется основательным постоянством личности.
  • Меланхолический тип темперамента отличается малой реактивностью и высокой чувствительностью. Большая инертность в соединении с повышенной чувствительностью ведет к тому, что буквально любой незначительный повод вызывает у него слезы. Меланхолик характеризуется чрезмерной обидчивостью и болезненной чувствительностью. Меланхолический человек обладает тихим голосом, скупостью, невыразительностью движений и мимики. Также характеризуется неуверенностью в себе, робостью, даже самые малейшие трудности могут заставить его опустить руки. Он не отличается энергичностью, настойчивостью. Меланхолик достаточно легко утомляем, и не обладает достаточной работоспособностью. Ему свойственна отвлекаемость и неустойчивость внимания, замедленность темпов психических процессов. Большинство людей с таким типом характера – интроверты. Они нерешительны, застенчивы, робки. Наряду с этим, в привычной для меланхолика обстановке, он может вполне успешно выполнять жизненные задачи.

Исследование свойств темперамента показало, что непосредственно тип темперамента у субъекта – это врожденная характеристика личности, а вот от каких собственно свойств врожденной организации зависит темперамент, до конца понять психологам не удалось.

Психические свойства темперамента личности

Сегодня в психологии, несмотря на то, что темперамент один из древнейших терминов, его четкого определения не существует. Поэтому в зависимости от теорий, диагностики свойств темперамента, различных исследований, психологи в разное время давали абсолютно разнообразные определения.

Если психика – это определенное свойство нервной системы, то индивидуальные (персональные) свойства личности, включающие в себя свойства темперамента, определены индивидуальными (персональными) свойствами нервной системы. О них можно судить только по субъективным особенностям нервной деятельности.

Согласно Павлову субъективные особенности разнообразных фазических (временных) условных рефлексов являются показателями определенных свойств нервной системы. Он охарактеризовал общую типологию нервной системы согласно определенным комбинациям этих свойств. Поэтому корреляция индивидуальных психических свойств с субъективными особенностями фазических (временных) рефлексов является одним из надежнейших отличительных примет свойств темперамента. Однако это не означает, что корреляция психических свойств с любыми другими субъективными особенностями нервной деятельности, не относится к психическим свойствам темперамента личности.

Сейчас обнаружена взаимосвязь субъективных психических свойств не только с фазическими условными рефлексами, но и с условными тоническими рефлексами. В таких особенностях также проявляются субъективные свойства нервной системы, и поэтому взаимодействующие с ними психические свойства личности также определяют свойства темперамента.

Так как, свойства любой системы зависят от всех свойств организма человека в целом, то логично предположить, что и свойства темперамента зависят от всех свойств человеческого организма. Однако такая зависимость имеет более опосредствованный, косвенный характер, а зависимость темперамента непосредственно от свойств нервной системы – прямая.

Одинаковые подвижные особенности деятельности психики зависят от воли и эмоций. Именно поэтому они в конечном итоге обуславливаются соотношением волевых и эмоциональных особенностей личности. Именно такое соотношение и лежит в основе характерных признаков понятия темперамент. Следовательно, можно сделать вывод, что субъективные особенности эмоционально-волевой сферы выражают свойства темперамента.

Вследствие того, что темперамент определяется общей типологией нервной системы, его психологическими признаками могут быть только субъективные особенности эмоционально-волевой области, которые отличаются устойчивостью, постоянством и сохраняются на протяжении продолжительной части жизни. Именно индивидуальные особенности, динамично протекающие в эмоциональных и волевых процессах с раннего детства и сохраняющиеся на протяжении длительного времени, относятся к психическим свойствам темперамента. Например, тревожные состояния, которые впервые выявлены в раннем детстве, могут сохраняться и в дальнейшей жизни, вплоть до взросления.

Основные свойства темперамента могут не только определять динамичность психической деятельности, но и определять динамичность отдельных процессов психики. Например, устойчивость и сила эмоций охарактеризовывают динамичность эмоциональных процессов, а экстраверсия и интроверсия определяют не только динамичность эмоциональных процессов, но и динамичность интеллектуальных процессов. Черты характера, мотивы и отношения, хоть и обуславливают динамичность деятельности психики в целом, однако определяют не динамичность свойств отдельных процессов психики, а поведение и поступки человека в зависимости от ситуации.

Экспериментальное исследование свойств темперамента показало, что формальные критерии, например сенсорные пороги восприятия, быстрота формирования условного рефлекса, точность и быстрота выполнения, являются основными характеристиками, по которым экстраверты отличаются от интровертов.

Свойства темперамента и характера

В принципе темперамент не является определяющим фактором черт характера, однако между свойствами характера и темпераментом имеется определенная взаимосвязь: от темперамента зависит динамичность проявления особенностей характера. Например, коммуникативность у флегматика и сангвиника будет иметь разное проявление.

Некоторые определенные свойства темперамента способствую формированию черт характера, а другие, наоборот, противодействуют. В зависимости от темперамента необходимо использовать индивидуальный подход в воздействии на ребенка, чтобы сформировать у него необходимые свойства характера. Имеется и обратная взаимосвязь проявлений темперамента и характера: благодаря некоторым чертам характера индивид может сдерживать при определенных обстоятельствах нежелательные проявления темперамента.

Итак, характер взаимосвязан с темпераментом. Он также как и темперамент является практически неизменяемым и устойчивым проявлением психических свойств личности. Темперамент воздействует на конфигурацию проявления характера, усиливая или уменьшая определенные черты. Например, настойчивость у холерического типа темперамента проявляется в кипучей деятельности, у флегматика в сосредоточенности и обдумывании. Модель труда холерика заключается в энергичности, страстности, а флегматика в методичности и неторопливости. Но с другой стороны, темперамент тоже перестраивается под воздействием характера. Так, например, человек, обладающий сильным характером, может подавить некоторые негативные стороны темперамента и контролировать их проявление.

Характер человека очень проявляется в коммуникационном взаимодействии с людьми, а именно в манере поведения и способах реагирования на различные поступки или действия людей. Так например, манера самого общения может быть деликатной, грубой, тактичной, бесцеремонной, наглой, высокомерной, вежливой и т.д.  В отличие от темперамента, характер субъекта обуславливается не определенными свойствами нервных процессов, а воспитанием, культурой личности.

В состав личности входят такие основные черты характера, как расчетливость и рациональность или противоположные им свойства, определяющие поступки и поведение индивида при выборе направленности деятельности. Целеустремленность, настойчивость, последовательность и другие, а также альтернативные им, относятся к действиям, которые имеют направленность на достижение определенных целей.

В этих свойствах характер сближается и с темпераментом, и с волевой сферой человека. Интроверсия и экстраверсия – инструментальные черты, отвечающие за спокойствие и тревожность, переключаемость и ригидность, сдержанность и импульсивность. Собственно диагностика свойств темперамента и показывает очень тесную взаимосвязь темперамента с другими психическими свойствами личности, и прежде всего с чертами характера.

Характеристика свойств темперамента

К характерным свойствам темперамента относят отличительные персональные признаки субъекта, определяющие динамичность аспектов всех видов его деятельности, и показывают особенности течения процессов в психике. А также обладают более или менее устойчивостью характера и сохраняются в течение продолжительного времени. Они проявляются непосредственно после рождения.

Психофизиологическая оценка типов темперамента включает в себя четыре параметра: энергичность или выносливость, пластичность, эмоциональность или чувствительность и скорость. Данные компоненты обусловлены и биологически, и генетически. Темперамент имеет непосредственную зависимость от субъективных свойств нервной системы, которые представляют в качестве основных характеристик функциональных систем, снабжающих интегративную, синтетическую и аналитическую деятельности мозга и нервной системы в целом.

Следовательно, можно сделать вывод, что темперамент относится к психобиологической категории, т.е. свойства темперамента не могут быть стопроцентно врожденными, как и иметь стопроцентную зависимость от среды. Свойства темперамента изначально генетически заданы и относятся к индивидуально-биологическим свойствам личности, но в процессе включения в различные виды деятельности, постепенно преобразуются и формируют, независимую от содержания такой деятельности, обобщенную, новую, индивидуальную систему инвариантных качеств.

Свойства темперамента проявляются по-разному в зависимости от основных видов человеческой деятельности – общения и предметной деятельности.

Диагностика свойств темперамента показала, что темп, скорость, переключаемость, активность (энергичность), эмоциональность и уравновешенность характеризуют и определяют темперамент индивида. А наиболее типичные сочетания перечисленных свойств определяют типологию темперамента.

Темп – это периодичность и цикличность движений субъекта, совершаемых во время выполнения любой деятельности. Выражается в количестве произведенных движений за определенный отрезок времени, т.е. чем больше движений, тем значительнее темп.

Скорость характеризует быстроту выполнения движений или протекания процессов в психике индивида.

Переключаемость проявляется в переходе от одной деятельности к другой, от одного состояния к другому, переключаемости с одного процесса на абсолютно другой. Чем быстрее переход, тем значительнее выражена переключаемость.

Активность (энергичность) проявляется в количестве заложенной энергии в действие, совершаемое индивидом, и в количестве затраченной энергии на выполнение любой деятельности.

Эмоциональный фон или эмоциональность выражается в силе и разнообразии протекания типичных переживаний субъекта.

Уравновешенность определяется соотношением процессов торможения и возбуждения, как в поведении или деятельности субъекта, так и в самой нервной системе человека. Уравновешенным называют такого человека, у которого эти два процесса являются приблизительно одинаковыми по длительности и силе проявления. А у неуравновешенного человека наоборот эти два процесса отличаются по силе и длительности их проявлений. Возбуждение при этом понимается как переход из состояния покоя в состояние активности, торможение наоборот — переход из возбужденного состояния в состояние пассивности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Темперамент – Культура и психология

В психологии темперамент в широком смысле относится к устойчивым индивидуальным различиям в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно не зависят от обучения, системы ценностей и установок. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн в начале 1950-х годов начали классическое нью-йоркское лонгитюдное исследование детского темперамента (Thomas, Chess & Birch, 1968). Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни. Поведение для каждой из этих черт находится в континууме. Если ребенок склоняется к верхнему или нижнему пределу шкалы, это может быть причиной для беспокойства. Конкретными видами поведения являются: уровень активности, регулярность режима сна и приема пищи, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и продолжительность концентрации внимания, а также сенсорная чувствительность.

Были обнаружены повторения между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн (Thomas & Chess, 1977) обнаружили, что многих младенцев можно отнести к одной из трех групп:

  • Легкий
  • Трудно
  • Медленный прогрев

Их исследование показало, что легкие младенцы легко адаптируются к новому опыту, в целом проявляют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. Трудные дети, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. Они также склонны к нерегулярному питанию и сну. Медленно согревающиеся Новорожденные имеют низкий уровень активности и склонны избегать новых ситуаций и людей. Они медленно адаптируются к новому опыту, но принимают его после многократного воздействия.

Не всех детей можно поместить в одну из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкой схеме, 10% попали в сложную схему, а 15% медленно разогревались. Каждая категория имеет свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую. Важным аспектом исследования Thomas & Chess (1977) относится к взаимодействию детского темперамента с личностью опекуна и стилем воспитания. Они предположили, что «соответствие» между потребностями детского темперамента и родительской заботой будет способствовать здоровому развитию саморегуляции и самоощущения ребенка. Этот важный баланс известен как соответствие .

Темперамент и культура

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие паттерны качеств темперамента удивительно стабильны в детстве. Эти черты также встречаются у детей во всех культурах. Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из семей белого среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей рабочего класса Пуэрто-Рико. Они нашли несколько отличий. Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, а у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети начинают дошкольное образование в возрасте от трех до четырех лет.

Де Врис (1974) наблюдал за младенцами и матерями масаи (племя в Восточной Африке) в течение нескольких лет во время периода голода. Исследователь обнаружил, что дети масаи, которые были более требовательны, с большей вероятностью выживали в периоды экологического стресса, чем младенцы, которые были более послушными. Исследователь предположил, что младенцы, которые были более агрессивными и требовательными — или, с точки зрения темперамента, более трудными — с большей вероятностью были накормлены и их потребности были удовлетворены, чем послушные младенцы, которых, возможно, было легче игнорировать. Результаты этих кросс-культурных исследований темперамента демонстрируют, что взаимодействие между экологией, темпераментом и культурой может влиять на человека.

Энциклопедия раннего развития детей


Темперамент состоит из индивидуальных различий в эмоциях, двигательной активности и реакции внимания на раздражители. Темперамент определяет результаты детей и влияет на то, как они взаимодействуют с окружающей средой и как взрослые и дети реагируют на них.

Синтез PDF Полная тема PDF

Информационные листы

Загрузите бесплатную версию в формате PDF здесь или приобретите печатные копии в нашем интернет-магазине.


Синтез

Редактор темы: Мэри К. Ротбарт, доктор философии, Орегонский университет, США

Автор темы:


Насколько это важно?

Темперамент относится к индивидуальным характеристикам, которые, как предполагается, имеют биологическую основу и определяют аффективные реакции, внимание и двигательные реакции человека в различных ситуациях. Например, темперамент может влиять на настроение и эмоции маленьких детей, на то, как они подходят к ситуациям и реагируют на них, на уровень их страха, разочарования, грусти и дискомфорта и т. д. Эти реакции также играют роль в последующих социальных взаимодействиях и социальном функционировании. Темпераментная предрасположенность относится к отличительным образцам чувств и поведения, которые берут свое начало в биологии ребенка и проявляются на раннем этапе развития. Темперамент детей формирует их результаты, отчасти формируя способы, которыми дети вовлекаются и вызывают реакции в своем окружении. Дети по-разному интерпретируют свой экологический опыт в зависимости от своего темперамента.

Одним из основных параметров темперамента является стремление к контролю. Энергичный контроль включает в себя способность добровольно управлять вниманием и подавлять или активировать поведение по мере необходимости, чтобы приспособиться к окружающей среде, особенно когда ребенок не особо хочет этого делать. Эти способности лежат в основе возникновения саморегуляции. Навыки, связанные с усилием контроля, вероятно, очень важны для обучения и адаптации детей, а также для их социальной компетентности. Кроме того, дети, которые плохо регулируются, могут вызвать негативную реакцию как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

В настоящее время признано влияние темперамента на пути и результаты развития, даже в тех областях, которые традиционно рассматривались почти исключительно как результат социализации, таких как проблемы с поведением, эмпатия и развитие совести.

Что мы знаем?

Текущий список параметров темперамента включает три широких основных параметра: экстраверсия/неотложность, связанная с положительной эмоциональностью, уровнем активности, импульсивностью и склонностью к риску; негативная аффективность, связанная со страхом, гневом, печалью и дискомфортом; и Усиленный контроль, связанный с переключением внимания и фокусировкой, перцептивной чувствительностью, тормозным и активационным контролем. Эти факторы были связаны с эмоциональными системами мозга и системами внимания у людей и не-людей.

Темперамент развивается со временем. В течение первых нескольких месяцев жизни можно наблюдать индивидуальные различия в ориентации внимания, склонности к стрессу, положительном аффекте и подходе, а также фрустрации. В конце первого года жизни и позже могут наблюдаться индивидуальные различия в поведенческом торможении в отношении новых или интенсивных раздражителей. Кроме того, в конце первого года жизни у детей начинает развиваться способность к самоконтролю. Эта способность быстро развивается в первые четыре года жизни с заметным улучшением на третьем году жизни. Принимая во внимание быстрый темп развития в первые годы жизни, неудивительно, что черты темперамента детей проявляют лишь скромную стабильность в младенчестве и отрочестве, а затем обнаруживают значительное увеличение стабильности примерно к трем годам. Однако темперамент, по-видимому, не становится более стабильным в начальной школе и в подростковом возрасте. Другими словами, черты темперамента детей дошкольного возраста в значительной степени предсказывают их дальнейшую личность, но есть также убедительные доказательства того, что дети все еще меняются в детстве и подростковом возрасте.

Имеются убедительные доказательства того, что особенности темперамента детей делают некоторые жизненные события более или менее вероятными. Например, ясно, что контроль, требующий усилий, связан с позитивным развитием даже в первые пять лет жизни, поскольку он был связан с более низким уровнем проблемного поведения и, как было установлено, коррелирует с низким уровнем негативных эмоций и предсказывает их. высокая приверженность уступчивости, высокий уровень социальной компетентности и совести. Выявлены также связи между темпераментом и развитием психопатологии. Обнаружена взаимосвязь между темпераментной боязливой заторможенностью и последующей тревожностью, негативной аффективностью и депрессией. Экстраверсия/неотложность и низкий уровень контроля также связаны с развитием поведенческих проблем. Было обнаружено, что негативная эмоциональная реактивность предсказывает как внутренние проблемы (например, тревогу, депрессию), так и внешние проблемы (например, агрессию, нарушение правил).

Однако важно помнить, что темперамент — это не судьба. Даже если они основаны на генетических и других биологических процессах, черты темперамента формируются комбинацией генетических и экологических факторов как в раннем развитии, так и в детские годы. Например, четырехмесячные дети, которые демонстрируют высокий уровень двигательной активности и дистресса, называемые высокореактивными, скорее всего, станут заторможенными в отношении незнакомого в возрасте 1-2 лет и сообщают о более нереалистичных беспокойствах и более частых приступах депрессии в возрасте. 18, в то время как низкореактивные младенцы, вероятно, перестанут сдерживаться в отношении незнакомого на втором году жизни и подвержены несколько более высокому риску асоциального поведения в возрасте 18 лет. Однако у большинства детей в обеих группах не будет развиваться никаких психических симптомов или психических условие. Серьезно отрицательные результаты требуют очень специфических условий выращивания. Другими словами, детский опыт играет роль в том, приводит ли та или иная черта к положительным или отрицательным результатам, и история опыта ребенка в данной ситуации или с другим человеком становится все более важной в жизни ребенка.

Среди этих переживаний воспитание детей может играть особенно важную роль в смягчении проявлений детских черт. Во-первых, темперамент ребенка и воспитание влияют друг на друга. Например, положительная эмоциональная реактивность ребенка, боязливость и саморегуляция вызывают у родителей теплоту, тогда как отрицательная эмоциональная реактивность ребенка приводит к более негативному родительскому контролю. Во-вторых, темперамент ребенка и воспитание также взаимодействуют, чтобы предсказать результаты. Например, дети с высоким уровнем пугливости с меньшей вероятностью будут иметь проблемы с интернализацией и экстернализацией, если их родители проявляют высокую теплоту и стратегии мягкой дисциплины. Генетически информированные исследования также помогают понять эти взаимодействия. Например, было показано, что дети с генетическим риском поведенческих трудностей, характеризующихся плохой физиологической регуляцией, менее уязвимы к таким трудностям, если в раннем возрасте подвергались чуткому уходу.

Что можно сделать?

Родители должны понимать, что каждое качество темперамента имеет свои преимущества и недостатки в современном обществе. Кроме того, исследования темперамента показывают важность образования, чтобы помочь воспитателям, учителям и родителям понять, что поведение и эмоции детей не являются исключительно результатом социального обучения. Вместо этого дети с раннего возраста отличаются своей реактивностью и саморегуляцией и могут идти разными путями к результатам развития. Таким образом, опекуны могут стать более принимающими и ценящими каждого отдельного ребенка.

Черты детей и результаты этих черт могут быть изменены непосредственно с помощью усилий по профилактике и вмешательству. Программы вмешательства были разработаны для изменения типичных моделей поведения детей, включая их способности к саморегуляции, эмоциональную компетентность и навыки преодоления трудностей. Обучение контролю внимания успешно используется с четырехлетними детьми и может быть адаптировано к дошкольным учреждениям.

Различные стратегии воспитания лучше подходят для детей с определенным темпераментом. Это можно объяснить теорией «хорошего соответствия», предложенной Томасом и Чессом. Застенчивые дети, по-видимому, получают пользу от того, что родители поощряют их исследовать новые ситуации, и они с большей вероятностью останутся застенчивыми и подавленными, если родители чрезмерно опекают их. Агрессивные дети, которыми трудно управлять, похоже, выигрывают от стиля воспитания, включающего более строгий контроль и меньшее родительское негативное отношение. Твердая, последовательная родительская дисциплина особенно важна для детей, у которых есть трудности с саморегуляцией. Поскольку дети с высоким уровнем негативной эмоциональности или проблемами с саморегуляцией представляют собой большую проблему для родителей, чем другие дети, обеспечить им оптимальный уход может быть особенно сложно. Их родители, похоже, менее жестко контролируют время, но они также являются теми детьми, которые особенно нуждаются в спокойно-настойчивых усилиях опекуна. Боязливые дети, как правило, рано развивают большую совесть и лучше всего справляются с родительской теплотой и мягкой дисциплиной, которая способствует усвоению совести. Более бесстрашные дети, по-видимому, получают больше пользы от материнской отзывчивости и собственной уверенности в привязанности в развитии совести.

Индивидуальные различия в силовом контроле, хотя частично обусловленные наследственностью, также связаны с качеством взаимодействия родителей и детей. Теплое, поддерживающее воспитание, а не холодное, директивное воспитание, по-видимому, предсказывает более высокий уровень усиленного контроля. Поэтому важно, чтобы родители и другие опекуны поощрялись к взаимодействию с детьми таким образом, чтобы способствовать развитию контроля, требующего усилий.

Наконец, некоторые дети в определенных условиях создают большие трудности для опекунов из-за своего темперамента. В таких случаях опекуны, вероятно, выиграют от дополнительной поддержки и обучения. Им можно помочь избежать негативных реакций, которые естественным образом могут быть вызваны детьми с более трудным темпераментом. Например, родителей успешно обучали тому, как справляться с раздражительными, трудно успокаиваемыми младенцами, чтобы такие дети могли выработать позитивные стратегии выживания и закрепить привязанность к своим опекунам.

Читать далее

Дополнительное чтение

Как стиль воспитания может влиять на темперамент детей?

Все дети рождаются с уникальным характером и темпераментом. Их темперамент влияет на то, как они ведут себя и реагируют на ситуации. Однако при правильном подходе родители могут смягчить некоторые сложные аспекты темперамента своих детей.

  • Для детей, которые встревожены, напуганы или замкнуты в новых ситуациях, родители могут избегать чрезмерной защиты и мягко поощрять их исследовать новые ситуации.

  • Для бесстрашных детей, которые идут на слишком большой риск, родители могут быть теплыми и любящими, установить твердые границы и четкие графики.

  • Для импульсивных детей родители могут хвалить их за хорошее поведение (когда дети контролируют свои импульсы) и проявлять осторожность в отношении дисциплины.

В целом, темперамент детей, как правило, лучше, когда родители проявляют большую поддержку и привязанность, устанавливают ограничения, применяют позитивную дисциплину и постоянно реагируют на их потребности.

Публикации

Темперамент, воспитание и влияние на развитие

Темперамент и его влияние на развитие ребенка: комментарии Ротбарта, Кагана, Айзенберга, Шермерхорна и Бейтса

Отношения между родителями и детьми в раннем детстве и развитие тревоги и депрессии

Социально-контекстные детерминанты воспитания

Ресурсы и бюллетени
Тематический бюллетень

Каналы развития темперамента, но не судьба

Бюллетень ECLKC.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts