Взаимосвязь темперамента и характера с другими свойствами личности
Если темперамент изначально закреплен генетически и в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
Автор:
Александр Лукич Гaпoнeнкo, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы.
Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения.
Темперамент и способности
Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания и сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.
Б.М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки:
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
- не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности;
- способность несводима к психологическим образованиям, т. е. к знаниям, умениям, навыкам.
Исходя из данных признаков, дается следующее определение способностей.
Способности — это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.
К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.)
Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.
Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента.
Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.
Направленность личности — это совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствии с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В качестве устойчивых, основных мотивов выступают интересы, склонности, убеждения, идеалы и др. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немаловажную роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, одним из которых является психологическая установка.
Психологическая установка — это неосознаваемая личностью готовность действовать определенным образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Она проявляется в целенаправленной избирательной активности человека при предвосхищении им определенного объекта или ситуации.
Темперамент и мотивация
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В мотивационной сфере поведение индивида объясняется совокупностью внутренних и внешних причин психологического характера. О том, каким образом мотивационная сфера личности проявляется в учебной деятельности, можно судить из следующего примера: «Часто мы убеждаемся в том, что оценка темперамента в одной конкретной ситуации не соответствует оценке того же свойства в других условиях. Например, работоспособность ученика, диагностированная по поведению на уроках математики, может сильно отличаться от оценки того же свойства на уроках истории. Так, в первом случае ученик проявляет большую деловитость, быстро, почти без отдыха решает задачи, полностью сосредоточивается на своих действиях и может так работать в течение длительного времени, без перерыва. Анализируя все эти проявления, следует признать, что мы имеем дело с выносливым, низкореактивным индивидом. Однако совершенно иной является оценка поведения того же ученика на уроках истории.
Он не может сосредоточиться на предмете, постоянно выглядит усталым, работает медленно, поминутно отвлекается, вследствие чего, естественно, не достигает таких результатов, как по математике».Разновидностью мотивации деятельности является
мотивация достижений. Она связана с потребностью индивида добиваться успехов или избегать неудач.
Теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности разработана Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном. Согласно этой теории, люди, мотивированные на
успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерна мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей. Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на
избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, мотивированный на избегание неудачи, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Из сказанного следует, что индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивая себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на избегание неудачи, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистическим притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в силах, в тенденции избегать соревнования, соперничества, они некритичны в оценке достигнутого.
В общем, темперамент, характер, способности и мотивация личности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. В совокупности эти индивидуально-психологические особенности составляют предмет психологии индивидуальных различий.
Характер и его особенности
Человека называют «с характером», если у него проявляются такие качества, как самостоятельность, последовательность, независимость от обстоятельств, воля и настойчивость, целеустремленность и упорство. Наоборот, бесхарактерным называют человека, который плывет по течению, зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств.
Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека. По мере того как формируется образ жизни человека, формируется и соответствующий характер. Это происходит на разных уровнях развития социальных групп (семья, школа, спортивная команда, трудовой коллектив и т. п.) Многое здесь зависит от того, какие социальные группы для человека являются референтными. Характер проявляется в манере поведения, в привычках, поступках и действиях. Такие поступки всегда сознательны, обдуманны и, с точки зрения индивида, всегда оправданны.
В группах высокого уровня развития (коллективах) создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера.В социальной группе человек всегда вступает во взаимодействие с другими людьми. Его поступки и действия определенным образом влияют на окружающих, вызывают ответные реакции. Не зная своего характера и характера окружающих, человек может неправильно истолковывать поведение людей и их действия. В итоге возникают необоснованные обиды, несправедливые суждения о поступках окружающих.
Как характер, так и темперамент зависит от физиологических особенностей личности, от типов высшей нервной деятельности. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.
Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия человека должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности.
Наряду с темпераментом определенная связь характера существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности, мотивация, воля. В характере человека могут быть выделены отдельные черты, которые в единстве образуют целостную структуру характера.
Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру, другим людям, самому себе. По данному признаку А.В. Петровский предлагает делить основные черты характера на следующие группы:
- Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к другим людям (родственникам и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и др.): устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, отзывчивость и т. п.
- Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самолюбие, чувство собственного достоинства, самоотверженность; или же неуверенность в своих силах, себялюбие, эгоцентризм и др.
- Черты характера, обнаруживающиеся в отношении человека к делу: добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело, озабоченность своими результатами; или противоположные по значению качества — недобросовестность, безответственность, пассивность и др.
- Черты характера, проявляющиеся в отношении человека к вещам: аккуратное и бережное отношение человека к своим вещам, одежде, обуви, книгам, вообще к собственности и т. п.
Принято считать, что наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила — слабость, твердость — мягкость, цельность — противоречивость. Сила характера — это та энергия, с которой человек добивается поставленных перед собой целей. При встрече с трудностями вся энергия человека с сильным характером направляется на их преодоление, в то время как при слабом характере чаще всего это становится невозможным из-за неустойчивости взглядов и нерешительности, малодушия или трусости. Твердость характера предполагает упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и т. п., в то время как мягкость характера проявляется в приспособлении к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в нахождении разумных компромиссов в житейских ситуациях. Такая черта, как цельность, означает проявление основных, ведущих черт в достижении цели, что в немалой степени способствует формированию целеустремленности индивида. Противоречивость характера проявляется в частой смене ведущих и второстепенных черт характера.
Однако сколько бы ни был точным и удачным портрет человека, его характер наиболее полно может быть описан на основании его привычных действий и движений. Сознательные и преднамеренные действия и поступки являются основой для описания характерологических особенностей индивида.
Существует множество классификаций характера. Психолог Эрнст Хартман предложил строить классификацию характеров по признаку толщины защитных барьеров человека. Такие барьеры для одних слишком проницаемы, для других — почти «неприступны». Те, кто по результатам теста имеет тонкие психические границы, чаще других страдают, например, от громких звуков, яркого света и т. п., они более чувствительны и во взаимоотношениях. Лица со слишком толстыми границами психики часто испытывают затруднения в контактах с окружающими. На бытовом уровне эти психические границы именуются «толстокожесть — тонкокожесть». У «тонкокожих» и у «толстокожих» есть свои преимущества и недостатки. В общении «тонкокожие» смотрят на «толстокожих» как на туповатых и скучных, а те полагают, что «тонкокожие» — довольно странные личности, чудаки.
Чтобы изучить и понять особенности своего темперамента и характера, при обучении по индивидуальной программе, среди десятков психологических курсов нашего каталога вы можете выбрать те, которые вам интересны и необходимы.
Copyright 2007 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.
Изучите сегодня
Также смотрите
Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом //Психологическая газета
Как известно термин «темперамент» (от лат. peramentum) в переводе с латинского обозначает «устойчивая смесь, соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις — «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален [3]. Темперамент — это базовая, устойчивая характеристика личности человека. Выделяют три основных параметра темперамента: величина энергетического потенциала человека, скорость реакции и эмоциональный фон [2–4]. Эмоции являются мощным импульсом для решения проблем. В зависимости от темперамента меняется энергетический потенциал: у флегматиков он достаточно мощный и постоянный, у холериков — мощный, но быстро истощающийся, у меланхоликов — маломощный и неустойчивый, а у сангвиников лишь эпизодически проявляется на высоком уровне под влиянием благоприятных условий [3, 6, 9].
Темперамент — врождённый биологический фундамент, на котором формируется личность. Предельный темп и скорость реакции, темп усвоения перемен, инерционность принятия решений и ритм пульсаций — динамические аспекты поведения, определяющиеся темпераментом [3, 6, 9, 10].
Темперамент человека определяет также, насколько легко возникает эмоциональное возбуждение, какой интенсивности оно будет, какой фон настроения будет преобладать и насколько легко он может измениться [2–4, 10].
Таким образом, темперамент можно представить как систему ограничений, некие рамки, внутри которых идет развитие индивидуальности. Всё это является предопределяющим фактором работоспособности, реагирования на кризисные ситуации. Врождённые особенности темперамента несколько нивелируются за счёт развития и обучения, а также под влиянием культурных традиций. Чем значимее для человека его соответствие социальным и этическим нормам, тем существеннее будет данное сглаживание.
Под влиянием воспитания и образования проявления рефлекторного поведения в нормальных условиях будут пристойны. Однако в условиях кризисной ситуации, в напряженном, взволнованном состоянии, возрастает тенденция к врождённым формам поведения, а вероятность использования нестандартных подходов к проблеме падает. То есть врождённые формы реагирования могут вновь проявиться под влиянием экстремальных условий, так как не требуют большого количества энергетических затрат и сложности регулирования. Внутренняя перегрузка, выходящая за рамки адекватного поведения, способна смыть культурные наносы. Л.С. Выготский [2] считал темперамент предпосылкой, а характер — конечным результатом воспитательного процесса. Он отмечал, что если в спокойных условиях темперамент предоставляет личности достаточно широкие границы скорости возможных реакций, то в ситуациях тревоги и страха его влияние на способ и эффективность деятельности усиливается, поскольку такие условия способствуют осыпанию «шелухи» воспитания и обнажают врождённый остов. При этом стоит заметить, что ощущение внутриличностной перегрузки человека может быть следствием несовместимости и избыточного количества семейных и профессиональных ролей, исполняемых им [3, 8, 11]. Для каждого человека есть определённая совокупность таких ролей, зависящих от обстоятельств, темперамента и возраста. Довольно часто между родителем и ребёнком с разными темпераментами возникают конфликты из-за взаимного непонимания [2–4, 6, 9]. Например, быстрая и взрывная мать холерического темперамента не понимает замедленную дочь-флегматика. Реакция на стрессовые ситуации у людей с разными типами темперамента и формы психологических защит представлены в таблице 1.
Если человек будет осознавать особенности собственного темперамента, то в дальнейшем это поможет ему совладать с собой и не потерять контроль над своим поведением.
Перегрузки провоцируют стресс, увеличивают вероятность того, что человек не справится с обстоятельствами [7]. Усугубить данную ситуацию может повышенное ощущение риска. Лица с разными типами темперамента будут ощущать его в разной мере. Не всех чувство риска приводит к перегрузкам и нарушению поведения. Холерики и сангвиники работают даже лучше в ситуации форс-мажора, а флегматики и меланхолики действуют продуктивнее в условиях, когда направление поиска решения уже заранее определено или имеет место чёткая, формализованная и стабильная структура производственного процесса. Ещё одна особенность, различающаяся у людей с разными типами темперамента, — устойчивость, обеспечивающая работоспособность, — представлена в таблице 2.
Врожденная лабильность, подвижность психических процессов у лиц с разными типами темперамента накладывает свою печать на их прогностические возможности [3, 10, 11]. У выраженного холерика время, используемое для анализа событий, короткое, что, естественно, подкрепляет его тактические возможности и снижает стратегические. Поэтому в случае, когда только анализ длительных временных интервалов ведёт к оптимальному решению, холерики малопродуктивны и, чувствуя это, проявляют агрессию и взрывной негативизм («Кому все это надо!»). Зато у флегматиков оптимальное время анализа существенно больше, что способствует стратегическим решениям. Вместе с тем их медлительность, невозмутимое спокойствие и осмотрительность не позволяют им оперативно оценивать как обстановку, так и собственные действия. В случае необходимости принятия решения у них сразу же формируется внутренний протест («Так серьезные дела не делаются!»).
Обсуждая влияние темперамента на особенности защиты и совладания, надо принять во внимание и деформирующее влияние возраста [8]. У подростков и юношей жизненный тонус высок и скорость реакции максимальна. Поэтому, с одной стороны, может сложиться ошибочное впечатление, что среди молодых больше холериков и сангвиников, чем среди пожилых людей. С другой стороны, при всех формах темперамента в зрелом возрасте скорость обменных процессов замедляется и, соответственно, скорость реагирования сдвигается от холеристических к флегматическим показателям.
Возраст по-разному влияет на лиц разного темперамента [9]. Сангвиники плохо ощущают скоротечность времени, но в среднем возрасте могут обнаружить, что в их жизни осталось мало целей, к которым стоило бы стремиться. Осознавая, что им не суждено быть вечно молодыми, начинают думать, как жить дальше. Флегматики все больше стремятся к собственной значимости — титулам и званиям, то есть ко всему, что гарантирует уверенность, прочность, престиж, поэтому в зрелости не чураются интриг, это отличает их от меланхоликов, которые для этого слишком чувствительны, от холериков, негибких и излишне прямых, и от сангвиников, которым это неинтересно. Достижения одинаковой продуктивности в своей деятельности у лиц с разными типами темперамента, обеспечивается разными психическими затратами. У людей чьи свойства темперамента будут адекватны параметрам задачи, затраты будут минимальны [3, 12]. В противном случае неправильно поставленная задача потребует чрезмерного количества сил и приведёт к быстрому утомлению и даже истощению.
Именно с этих позиций в таблицах 3–6 представлены особенности эмоций, общения, самооценки и поведения в критических ситуациях у лиц с разными видами темперамента
В современной психологической науке [1, 3-6, 8, 11, 12] выделяют следующие основные стратегии преодоления стресса (копинг-стратегии) (рис.1)
В работах современных психологов [4] приведено большое количество стратегий совладания со стрессом. Основные копинг-стратегии совладания со стрессом приведены на рис. 2.
Преодоление стрессовых ситуаций обеспечивается мобилизацией личных ресурсов, которые проявляются в определенных стратегиях и когнитивных действиях. Характер этих стратегий в значительной степени зависит от особенностей личности, жизненного опыта, а также психологических факторов, которые определяют индивидуальное своеобразие процессов преодоления и совладания. При этом, во-первых, высока значимость свойств темперамента личности в выборе тех или иных стратегий совладания и психологических защит. Во-вторых, существует тесная взаимосвязь между теми личностными конструктами, включая темперамент, с помощью которых возникает определенная реакция на стрессовую ситуацию, и тем, какую стратегию поведения при стрессе человек выберет.
- Алексанин С.С., Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю. Подготовка отечественных научных журналов и статей для международных баз данных // Медикобиологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2013. – № 3. – С. 87–94.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл: Эксмо, 2005. – 1129 с.
- Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. – 655 с.
- Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю., Зотова А.В. Анализ диссертационных исследований по специальности 19.00.04 – «медицинская психология» (1980- 2011): монография. – СПб.: Политехника-сервис, 2012. – 168 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология. – М., СПб: изд. Питер, 2005. – 583 с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / Собр. соч. в память В. Небылицина. – М.: Наука, 1976. – 275 с.
- Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. – 507 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. – М.: Наука, 1979. – 352 с.
- Русалов В.М., Трофимова И.Н. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32, № 3. – С. 74–84.
- Рыбников В.Ю., Булыгина В.Г. Диагностические возможности теоретического конструкта «самоконтроль» // Российский психиатрический журнал. – 2015. – Т. 31. – С. 63–69.
- Хрусталева Н.С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. – СПб.: изд.-во СПбГУ, 2018. – 748 с.
Источник: Грановская Р.М., Рыбников В.Ю., Змановская Е.В., Ашанина Е.Н., Хрусталева Н.С., Савельева М.В. Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом // Вестник психотерапии. 2018. № 68 (73). С. 83-99.
Является ли темперамент таким же, как личность?
Вы родились со своим темпераментом, но личность развивалась постепенно. Хотя у них есть какая-то связь, они совершенно разные.
Ваш темперамент, иногда называемый характером, относится к аспектам вашей личности, на которые влияет ваша биология, а не ваш опыт.
Ваша личность включает в себя ваши мысли, убеждения, наклонности, предпочтения, поведение и черты характера. И ваш темперамент, и характер влияют на вашу личность.
Темперамент относится к фундаментальной части вашей личности, говорит Мирела Лофтус, доктор медицинских наук, медицинский директор Newport Healthcare Connecticut. «Это наше преобладающее настроение или модель настроения».
С другой стороны, личность — это все ваше «я», включая ваш темперамент. По словам Лофтус, на вашу личность влияет ваш темперамент, который, как считается, определяется биологически, а также ваше окружение и опыт.
Темперамент
Обычно вы говорите о темпераменте, когда описываете поведение младенца в самом раннем возрасте.
«Вы не сказали бы: «У ребенка интровертная личность» точно так же, как вы бы не сказали: «У подростка холерический темперамент», — объясняет Лофтус.
Она приводит следующие примеры четырех основных типов темперамента:
- сангвиник (теплый, оптимистичный, социальный)
- флегматик (расслабленный, апатичный, медлительный)
- меланхолик (аналитический, тихий, ностальгический) 9002 холерик (раздражительный, быстро реагирующий)
Темперамент информирует о том, как вы ведете себя и перемещаетесь по миру, как и ваши:
- настроение
- эмоциональные реакции
- манера поведения
- уровень энергии
- любопытство
- приспособляемость
- заторможенность
не зависит от характера, в отличие от темперамента, не зависит от темперамента.
Темперамент может иметь генетическую связь, а личность формируется из жизненных ситуаций. В этом смысле ваш темперамент имеет тенденцию оставаться неизменным на протяжении всей жизни, в то время как ваша личность может меняться.
Личность
Ваша личность состоит из индивидуальных отличительных черт, и взаимодействие друг с другом может определять ваше поведение и реакцию в определенных ситуациях.
Some common personality traits include:
- optimism or pessimism
- extraversion or introversion
- agreeableness
- confidence
- generosity
- creativity
- fairness
- loyalty
- warmth
Personality develops as you age. Обычно это включает в себя такие элементы, как ваш любимый цвет или музыка, предпочитаете ли вы оставаться дома или выходить на улицу, и если вы в основном участвуете или молчите во время рабочих встреч.
Черты характера часто описываются в противоположных терминах, но многие люди попадают в спектр. То, что вы предпочитаете быть среди людей, не означает, что вы не можете время от времени проводить время в одиночестве.
Темперамент влияет на то, как вы реагируете и относитесь к миру в детстве. Например, как вы адаптируетесь к отсутствию опекуна или насколько вы настойчивы, когда чему-то учитесь.
Реакции ребенка и взаимодействие с окружающей средой постепенно формируют его личность. Они могут подтверждать или сдерживать определенное поведение или предпочтения.
«Темперамент продолжает влиять на то, как мы относимся к миру, даже после того, как личность сформировалась, поскольку темперамент — это набор врожденных черт, которые относительно стабильны и постоянны с рождения», — объясняет Лофтус.
Темперамент может повлиять на то, как вы реагируете на определенные жизненные проблемы или ситуации.
Кто-то с холерическим темпераментом, который может иметь раздражительный характер, например, может иметь более сложные времена из-за стресса на работе. Они могут быть более реактивными, чем рефлексивными, чем люди с флегматичным темпераментом.
Исследование, проведенное в 2020 году с участием 1239 участников в возрасте от 12 до 19 лет, показало, что невротизм черт личности был связан с неблагоприятными последствиями для психического здоровья. То же исследование показало, что оптимистичный настрой будет иметь противоположный эффект.
Темперамент также может влиять на динамику отношений, говорит Лофтус. Например, родителю с низкой толерантностью к фрустрации может быть сложно общаться с ребенком с сильным характером.
«Это может привести к негативным взаимодействиям и, в конечном итоге, к развитию оппозиционно-вызывающего расстройства или агрессии», — говорит она.
Вы рождаетесь с особым темпераментом, который влияет на развитие вашей личности. Ваш темперамент — это ваше настроение и нрав, и считается, что он в основном основан на биологии.
Ваша личность — это все вы, а не только ваш темперамент. На это влияет ваш характер, а также ваш опыт и взаимодействие.
Ваш темперамент и характер являются аспектами вашей личности, которые развиваются и могут меняться с возрастом.
Темперамент — это то же самое, что личность?
Вы родились со своим темпераментом, но личность развивалась постепенно. Хотя у них есть какая-то связь, они совершенно разные.
Ваш темперамент, иногда называемый характером, относится к аспектам вашей личности, на которые влияет ваша биология, а не ваш опыт.
Ваша личность включает в себя ваши мысли, убеждения, наклонности, предпочтения, поведение и черты характера. И ваш темперамент, и характер влияют на вашу личность.
Темперамент относится к фундаментальной части вашей личности, говорит Мирела Лофтус, доктор медицинских наук, медицинский директор Newport Healthcare Connecticut. «Это наше преобладающее настроение или модель настроения».
С другой стороны, личность — это все ваше «я», включая ваш темперамент. По словам Лофтус, на вашу личность влияет ваш темперамент, который, как считается, определяется биологически, а также ваше окружение и опыт.
Темперамент
Обычно вы говорите о темпераменте, когда описываете поведение младенца в самом раннем возрасте.
«Вы не сказали бы: «У ребенка интровертная личность» точно так же, как вы бы не сказали: «У подростка холерический темперамент», — объясняет Лофтус.
Она приводит следующие примеры четырех основных типов темперамента:
- сангвиник (теплый, оптимистичный, социальный)
- флегматичный (расслабленный, апатичный, медлительный)
- меланхолик (аналитический, тихий, ностальгический)
- холерик (раздражительный, быстро реагирующий)
Темперамент влияет на то, как вы ведете себя и перемещаетесь по миру, как и ваше:
- настроение
- эмоциональные реакции
- манера поведения
- уровень энергии
- любознательность
- приспособляемость
- торможение
В отличие от личности опыт не влияет на темперамент.
Темперамент может иметь генетическую связь, а личность формируется из жизненных ситуаций. В этом смысле ваш темперамент имеет тенденцию оставаться неизменным на протяжении всей жизни, в то время как ваша личность может меняться.
Личность
Ваша личность состоит из отдельных отличительных черт, и взаимодействие друг с другом может определять ваше поведение и реакцию в определенных ситуациях.
Some common personality traits include:
- optimism or pessimism
- extraversion or introversion
- agreeableness
- confidence
- generosity
- creativity
- fairness
- loyalty
- warmth
Personality develops as you age. Обычно это включает в себя такие элементы, как ваш любимый цвет или музыка, предпочитаете ли вы оставаться дома или выходить на улицу, и если вы в основном участвуете или молчите во время рабочих встреч.
Черты характера часто описываются в противоположных терминах, но многие люди попадают в спектр. То, что вы предпочитаете быть среди людей, не означает, что вы не можете время от времени проводить время в одиночестве.
Темперамент влияет на то, как вы реагируете и относитесь к миру в детстве. Например, как вы адаптируетесь к отсутствию опекуна или насколько вы настойчивы, когда чему-то учитесь.
Реакции ребенка и взаимодействие с окружающей средой постепенно формируют его личность. Они могут подтверждать или сдерживать определенное поведение или предпочтения.
«Темперамент продолжает влиять на то, как мы относимся к миру, даже после того, как личность сформировалась, поскольку темперамент — это набор врожденных черт, которые относительно стабильны и постоянны с рождения», — объясняет Лофтус.
Темперамент может повлиять на то, как вы реагируете на определенные жизненные проблемы или ситуации.
Кто-то с холерическим темпераментом, который может иметь раздражительный характер, например, может иметь более сложные времена из-за стресса на работе.