Такт в общении: что это значит простыми словами, как развить, как проявляется бестактность, нетактичное поведение

Чувство такта

Тактичность, или чувство такта — это умение вести себя сдержанно, в соответствии с этическими нормами. Люди, которые обладают чувством такта, очень милы и приятны в общении, они не только следуют негласным правилам сами, но и умеют понимать собеседника, и не допускают неловких ситуаций.

Что значит «тактичный человек»?

Самое главное, что отличает тактичное поведение от бестактного, это умение подумать не только о своих желаниях, потребностях и побуждениях, но и о том, насколько это удобно и приятно для собеседника. Так, например, тактичный человек не будет навязывать свою компанию, когда человека явно устал и не расположен к разговору. Или, к примеру, не станет расспрашивать о деталях события или происшествия, которое человек явно не хочет обсуждать.

Как правило, тактичная личность обладает такими чертами:

  • скромность;
  • уравновешенность;
  • способность к контролю своего любопытства;
  • способность к эмпатии;
  • умение не только слушать, но и слышать других;
  • способность ставить себя на место другого человека.

Именно такт в общении показывает, насколько человек умеет вести себя в обществе. И высший показатель – это когда человек тактичен не только на работе или с чужими людьми, но и в отношении своих близких.

Тактичное обращение и общение: как научиться?

Вы можете знать наизусть все учебники по этикету, но простое следование правилам вовсе не означает, что вы будете тактичным собеседником. Для того, чтобы воспитать в себе чувство такта, следует развивать такие черты и умения:

  1. В любой ситуации, перед тем как произнести просьбу или предложение, старайтесь поставить себя на место другого. Уместно ли для него сейчас звучат ваши слова? Не задевают ли они его чувств? Не заставят ли они его отказаться от намеченных планов из вежливости? Удобно ли ему сейчас говорить вообще? Представьте, как бы вы отреагировали, скажи он вам сейчас эти слова. И только если вы не видите в этом ничего плохого, это можно произнести.
  2. Руководствуйтесь чувством меры: не нужно чрезмерно лезть к человеку с расспросами, лишними придирками или комплиментами.
  3. Действуйте по обстановке, ведь в каждом месте уместнее выглядит какая-то одна модель поведения.
  4. Ведите себя естественно, откажитесь от манерности и излишнего драматизма.
  5. В любой ситуации контролируйте эмоции: не смейтесь во все горло, не вскрикивайте от удивления, не кричите от восторга.

В наши дни тактичные люди становятся редкостью. Тактичный человек не только хорошо воспитан и вежлив, но и умеет не ставить других в неловкое положение, чувствует границы общения и оттого всегда приятен и комфортен в разговоре.

 

Статьи по теме:

Эмоции и чувства человека

В этой статье мы поговорим о чувствах и эмоциях людей и расскажем о различиях между двумя этими понятиями, так как зачастую их принимают за синонимы, хотя разница есть, и существенная.

Память в психологии

С точки зрения психологии, память человека имеет несколько ступеней, каждая из которых несет ответственность за определенный способ переработки поступающей информации. О каждой и ступеней нашей памяти и механизмах обработки расскажет эта статья.

Роль эмоций в жизни человека

Роль эмоций в нашей жизни сложно переоценить, ведь множество открытий и достижений появилось именно благодаря чувствам и эмоциям. О роли эмоций в жизни человека и пойдет речь в этой статье.

Какие бывают чувства?

В этой статье мы поговорим о том, какие бывают чувства и как они характеризуются с точки зрения психологии. Перечень основных чувств человека мы составили на основании трудов известного психолога Изарда Кэррола.

Аптека на кухне: 5 лучших продуктов-лекарств

 

Чувство такта: как развить в себе?

Содержание

  • Бестактность и искренность — где грань?
  • Примеры повсеместного нетактичного поведения или как делать не надо
  • Качества, определяющие тактичность
  • Как развить тактичность?

Всем хотя бы раз приходилось сталкиваться с бестактностью. А бывало ли у вас такое, что своим опрометчивым высказыванием или вопросом вы поставили человека в неудобное положение? Как же не допустить подобных ситуаций и развить в себе тактичность?

Бестактность и искренность — где грань?

Не всегда получается четко обозначить грань, отделяющую искренность от бесцеремонности. Необъяснимые внутренние мотивы мешают интеллигентности и вежливости. Каждый человек попадает впросак, а потом пытается сгладить острые углы извинениями и высказываниями, которые только усугубляют положение.

Настоящее чувство такта проявляется в молчаливости, а не в потоке бессвязной чепухи. Мы раним людей ничего не значащими для нас словами. Порой не замечаем ограничений и лезем напролом в чужое пространство. Слова, которые, как мы думаем, выражают участие и заинтересованность, в действительности негативно отражаются на самочувствии собеседника.

Мы настолько часто сталкиваемся с бестактностью, что уже привыкли к ней. Люди не обращают внимания на бесцеремонность, надевая маски безразличия. Бесчисленное количество стычек окружает нас ежедневно. Мы настолько адаптировались к бестактности, что не замечаем ее проявлений, пока ситуация не накалится до откровенного хамства.

Примеры повсеместного нетактичного поведения или как делать не надо

За много веков становления нравственных норм люди научились вести себя в обществе, не раздражая окружающих. Однако, несмотря на культуру и этикет, ситуации, когда бесцеремонность берет верх, происходят повсеместно. Вот шесть распространенных примеров бестактного поведения:

Мы расхваливаем детей других людей в то время как собеседник имеет собственных. Допустим человек говорит безобидную фразу: «Мама Алеши записала его в секцию игры на гитаре». Мозг матери-собеседницы срабатывает мгновенно, но не в позитивную строну. В ее понимании она отвратительно воспитывает собственное дитя, ведь она не записала ребенка на курсы игры на музыкальных инструментах. Реакция вполне предсказуема.
Мы акцентируем внимание на изменениях, произошедших в человеке. Фразы типа «как ты похудела!», «новый цвет волос тебе к лицу!» и подобные акценты не всегда воспринимаются собеседниками как приятный комплимент. Вы же не знаете, что думает собеседник об этих изменениях. Лучше сказать: «ты прекрасно выглядишь!», — опустив подробности.

Мы расхваливаем собственного партнера. Это замечательно, что ваши отношения не изменились спустя 10 лет совместной жизни, но мало кто выдержит бесконечные хвалебные речи. Особенно если личная жизнь собеседника оставляет желать лучшего. Такими разговорами вы не только ведете себя бестактно, но и провоцируете завистливость. А это чувство ни к чему положительному не приводит.

Мы делаем комплименты, предупреждая об опасности. Это относится к высказываниям типа «Какой красивый загар, а ты не боишься меланомы?» или «Вот это татуировка! А ты не боишься заражения или гепатита?». Очевидно, что собеседник боится, но надеется, что этого не случится.
Мы высказываем восхищение, вдаваясь в подробности. Это звучит так: «Тебе через столько трудностей и проблем пришлось пройти, но ты спортсменка, комсомолка и просто красавица – справилась!» Поверьте, собеседнику меньше всего на свете хочется вспоминать эти трудности.
Мы бессовестно нарушаем границы друзей. Представьте, что у вас есть друг Петя и подруга Маша. Вы решаете их познакомить. Однако часто мы не улавливаем грань, общаясь в общей компании. Согласитесь, что история про то, как Маша потерпела фиаско на одном из свиданий не для Петиных ушей, если они только что познакомились.

Качества, определяющие тактичность

Чтобы обладать тактичностью, нужно уметь слышать собеседника. Обыкновенное соблюдение правил этикета и вежливость – еще не все что нужно, чтобы прослыть тактичным человеком. Качества, которые лежат в основе тактичности:

Уважительное отношение к окружающим;
Внимательность к собеседнику и заинтересованность в жизни и чувствах окружающих;
Способность избегать крайностей, умение придерживаться «золотой середины»;
Способность ценить заслуги и мнение окружающих;
Соблюдение этикета;
Общение в рамках дипломатичности, без хамства, оскорблений и негативной реакции;
Умение управлять собственными эмоциями, сдержанность и самоконтроль.

Как развить тактичность?

Не все обладают врожденной тактичностью, но это чувство способен развить каждый. Несколько советов помогут избавиться от бесцеремонности и попадания в неловкие ситуации:

Наблюдайте за развитием отношений людей. Смотрите фильмы, читайте мировую литературу и наблюдайте за тем, как общаются герои. В книгах прослеживается какие фразы приводят к разрыву отношений и к их положительному развитию, а также, как люди реагируют на поступки окружающих.
Наблюдайте за общением не только в книгах или фильмах, но и в реальности. Учитесь на ошибках других людей. Со временем вы сможете угадывать реакцию людей и станете больше уважать их чувства.
Подумайте, какие черты помогают человеку, которого вы бы назвали тактичным. Как он себя ведет, чтобы отношения сложились удачно? Развивайте в себе эти черты.
Изучите психологические основы общения, личности и социального поведения. Это научит не ранить людей и не вызывать их негативных эмоций. Вы поймете, какие вопросы нельзя задавать и какая линия поведения не уместна в общении с окружающими.

Важно не только то, что вы говорите, но и как вы говорите. Следите за собственными жестами, мимикой, позой. Чтобы не показаться не искренней и лживой личностью, поведение должно соответствовать словам. Не проявляйте агрессивности и раздражительности в жестах и мимике. Слушайте собеседника внимательно и заинтересовано. Не создавайте задумчивый вид и не занимайте оборонительных позиций.
Высказывайте критические замечания осторожно. Слова, которые покажутся вам безобидными и приемлемыми, могут ранить человека до глубины души. Следите за высказываниями, произносимыми вскользь. Не говорите лишних фраз и не лезьте в личное пространство собеседника. В этом суть тактичности. Сделайте общение с вами комфортным для окружающих.
Ведите себя скромнее. Не повышайте голос и не обсуждайте присутствующих с другими людьми. Не афишируйте чужую личную жизнь. Тактичность – прежде всего соблюдение общепринятых норм этики и морали.
Думайте об окружающих. Ведите себя так, чтобы не мешать людям. Не нужно слушать музыку громко в обществе других людей, когда это неприемлемо. Не хвастайтесь собственными успехами с особым усердием. Особенно если собеседник достиг гораздо меньшего, чем вы. Предлагайте посильную помощь, если человеку рядом с вами грустно или не комфортно.

Выработать чувство такта непросто, но реально. Работайте над собственным характером и вас никогда не назовут грубияном или хамом.

Искусство такта и дипломатии

Такт и дипломатия — это методы, используемые для эффективного общения, особенно во время переговоров и при попытках убедить или настойчиво.

Правильное использование такта и дипломатии может привести к улучшению отношений с другими людьми и является способом построить и развить взаимное уважение, что, в свою очередь, может привести к более успешным результатам и менее сложным или напряженным коммуникациям.

Такт и дипломатия — это навыки, основанные на понимании других людей и чутком отношении к их мнениям, убеждениям, идеям и чувствам.

Эффективное использование таких навыков зависит от способности точно чувствовать, что другой человек чувствует или думает в любой момент времени, и затем реагировать таким образом, чтобы избежать неприятных чувств или неловкости, и в то же время утверждать или отражать свои собственные идеи и чувства возвращаются деликатно и из лучших побуждений.

Все люди и все ситуации общения уникальны.   Для развития эффективных навыков такта и дипломатии требуется практика и здравый смысл. Эти навыки не ограничиваются использованием в официальных коммуникациях, например, на рабочем месте: тактичность и дипломатичность также важны при развитии и поддержании дружеских, романтических отношений и взаимоотношений в семье.

На этой странице слова «такт» и «дипломатия» используются взаимозаменяемо, в межличностных отношениях оба слова имеют в целом одно и то же значение. Большинство определений такта относятся к дипломатии и наоборот.

Определение Такта и Дипломатии:

Способность отстаивать свои идеи или мнения, зная, что и как сказать, не повреждая отношения, вызывая обиду.


Такт — это искусство отстаивать свою точку зрения, не наживая врага.

— Исаак Ньютон


Дипломатия — это искусство позволять кому-то идти своим путем.

— Дэвид Фрост


Предпосылки успешного такта и дипломатии

Помимо уровня здравого смысла, здравого смысла и практики в различных ситуациях, эффективное использование такта и дипломатии зависит от некоторых других ключевых навыков, а именно :

  • Внимательное слушание: Вы должны уметь слушать не только то, что говорят, но и то, как они говорят, чтобы понимать других и реагировать на них соответствующим образом. Смотрите нашу страницу – Типы прослушивания для получения дополнительной информации.

  • Эмоциональный интеллект:   Люди с более высоким эмоциональным интеллектом обычно более естественно используют такт и дипломатию в общении. Эмоциональный интеллект — это мера того, насколько хорошо мы понимаем свои собственные эмоции и эмоции других. Подробнее читайте на нашей странице — Эмоциональный интеллект .

  • Проявление эмпатии: Как расширение эмоционального интеллекта, эмпатия — это ваша способность видеть мир с точки зрения другого человека. Смотрите нашу страницу –

    Что такое эмпатия? для получения дополнительной информации.

  • Уверенность: Причина использования такта и дипломатии очень часто состоит в том, чтобы убедить или повлиять на других, чтобы они думали или вели себя определенным образом. Настойчивость является основой этого процесса и навыком, которого не хватает многим людям. У нас есть целый раздел об уверенности в себе, который вы можете изучить, см. Методы уверенности в себе , чтобы узнать больше.

  • Взаимопонимание: Взаимопонимание тесно связано с тактом и дипломатичностью, а также с эмоциональным интеллектом и хорошими манерами. Наша страница Построение взаимопонимания подробно исследует построение взаимопонимания.

  • Вежливость:

     Быть вежливым и учтивым, уважать точки зрения других людей и культурные различия важны во многих межличностных отношениях. Мы даем несколько советов по Как быть Вежливым и обнаруживаем связи между Вежливостью и Честностью на наших следующих страницах.



Стратегии такта и дипломатии

Понимание наиболее подходящего поведения в любой конкретной ситуации может быть проблематичным; это связано с непредсказуемым характером общения и человеческих отношений в целом.

Иногда наиболее подходящим действием может быть воздержание от своего мнения, или может быть возможно представить идею или желаемый результат таким образом, чтобы другой человек мог взять на себя ответственность за это. В других ситуациях может быть лучше занять прямую позицию, четко сформулировав, чего вы хотите и как вы намерены этого достичь.

Все мы знаем людей, способных найти выход из сложной ситуации с помощью переговоров или более успешных в переговорах.

Хотя определенную долю везения можно отнести к единичным случаям, долгосрочный успех основан на сильных коммуникативных навыках, планировании, самоконтроле, уверенности и эмоциональном интеллекте.

Следующие стратегии помогут вам подумать о том, как вы можете планировать и эффективно использовать такт и дипломатию:


Когда вы планируете потенциально трудный разговор, вы должны сначала сосредоточиться на том, чего вы хотите достичь: каков ваш предпочтительный результат?

Запишите это и подумайте о своих причинах. Постарайтесь отступить от своих личных мнений и подумать о фактах, связанных с ситуацией.

Дополнительную информацию см. на нашей странице Общение в трудных ситуациях.

Подумайте и запишите, какие возражения могут быть у других.

Тщательно обдумайте свои ответы на их вопросы; продемонстрируйте, что вы рассмотрели их мнения или аргументы.


Не вступайте в переговоры в гневе или стрессе.

Постарайтесь сохранять спокойствие и непредубежденность. Узнайте факты, а также то, что можно и что нельзя, прежде чем реагировать.


При общении слушайте, что говорит другой человек (или люди).

Следите за невербальной коммуникацией, такой как язык тела и тон голоса, чтобы помочь вам понять их сообщение. Сдерживайте свои собственные мнения и идеи до тех пор, пока у вас не будет возможности понять точку зрения других людей, а затем тщательно спланируйте свои ответы, чтобы они соответствовали получаемой вами обратной связи.

Подробнее об основных навыках слушания см. на наших страницах «Активное слушание» и «Барьеры на пути к эффективному слушанию».

Переговоры.

Если то, что вы ищете, противоречит идеям другого человека, вам, возможно, придется обсудить, как можно пойти на жертвы, чтобы обеспечить лучший результат для вас обоих в долгосрочной перспективе. Взаимная жертва обычно воспринимается более благосклонно, чем односторонняя жертва. Стремитесь достичь компромисса, который приведет к беспроигрышной ситуации.

См. наши страницы на Negotiation для получения дополнительной информации.

Подкрепите свою аргументацию, предложив временные рамки, когда вы предвидите, что ваши предложения будут реализованы.

Будьте точны в цифрах и датах. Отдайте предпочтение логике и фактам, а не личному мнению. Заранее напишите или нарисуйте что-нибудь, если это поможет.


Если возможно, превратите утверждения в вопросы. Вместо того, чтобы прямо высказывать свое мнение, превратите свое утверждение в вопрос, над которым другой человек должен подумать.

Это не только побуждает кого-то думать в том же ключе, что и вы, но также дает возможность обсудить, что вас интересует и что потенциально может принести пользу обеим сторонам. Это особенно полезно, если вы не совсем уверены, чего вы можете достичь или что именно необходимо для решения проблемы. Эта стратегия часто позволяет более подробно изучить варианты — более открытый подход, чем просто высказывание своего мнения.

См. наши страницы Вопросы и Типы вопросов для получения дополнительной информации об эффективных методах вопросов.

Если разговор становится жарким, постарайтесь дать себе возможность ответить таким образом, чтобы помочь, а не накалить ситуацию.

Если можете, поймайте себя на том моменте, когда ваша интуиция хочет взять верх: сделайте вдох и дайте себе время. Скажите другому человеку, что вам нужно подумать о том, что он только что сказал, а не чувствовать себя обязанным ответить немедленно.

Возьмите ситуацию под свой контроль, вместо того, чтобы выйти из-под контроля и рискнуть сказать или сделать что-то, о чем вы можете позже пожалеть. Взятие под контроль социальных ситуаций таким образом, чтобы обе стороны чувствовали себя комфортно в результате, является важной частью проявления такта и дипломатии.


Следите за призом!

Держите в уме желаемый результат, старайтесь не отвлекаться, не сходить с ума и не увязнуть в ненужных деталях. Помните, что нужно быть настойчивым — быть тактичным и дипломатичным не означает поддаваться давлению или отказываться от того, что вы хотите.

См. наши страницы Уверенность в себе для получения дополнительной информации.

Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»


Наши электронные книги по навыкам общения

Узнайте больше об основных навыках общения, необходимых для эффективного общения.

Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои коммуникативные навыки, и полны простой для понимания практической информации и упражнений.


Всегда стремитесь к взаимовыгодному исходу, так вы повысите свои шансы на успешное урегулирование проблемных ситуаций, в то время как все стороны будут чувствовать себя более довольными любыми компромиссами, достигнутыми в процессе.

Некоторым это дается легче, чем другим. Как и любому набору навыков, такту и дипломатии можно научиться благодаря практике и опыту взвешивания и уравновешивания позиций разных людей.


Тактичное общение — Как и когда его использовать, чтобы помочь вашим отношениям

Запись на прием: (813) 530-5180 | [электронная почта защищена]

[электронная почта защищена] | (813) 530-5180

Контактный телефон

Опубликовано: 17 декабря 2022 г.

Настойчивость — это черта, которой обладают немногие. Умение тактично говорить о чем-то (сложном или нет) и делиться своими потребностями встречается еще реже. Но хорошая новость заключается в том, что есть способы научиться такому навыку.

Прежде всего, люди должны понимать, как недопонимание может повлиять на них самих и их отношения (с близкими, работой/учебой/профессионалами или семейными отношениями).

Если вы не умеете тактично общаться, вы можете оскорбить или проявить неуважение к людям, когда пытаетесь передать сообщение. Их негативная реакция на вас, с вашей точки зрения, связана с тем, что они «слишком чувствительны».

На самом деле, здесь могло произойти то, что вы, возможно, неосознанно были нечувствительны к нуждам других, могли проявить неуважение или обидеть кого-то.

Умение эффективно общаться без неуважения, оскорбления или отчуждения других — это искусство, которому можно научиться.

Тактичное общение — это когда вы учитесь быть прямым, ясным, твердым и убедительным, а также быть дипломатичным, чутким к другим и уважать чувства и мнения других.

 

Блоки тактичного общения

Давайте рассмотрим некоторые причины, по которым вы общаетесь и отвечаете людям так, как делаете, и почему вы делаете это не тактично.

    1. Вы не обладаете знаниями/навыками/инструментами тактичного общения
    2. Вы знаете, что есть некоторые навыки, но не знаете, как применить их в жизни
    3. Возможно, вы чувствуете себя хуже людей, с которыми пытаетесь общаться.

У представителей меньшинств может быть больше проблем в этой области. Жизненный опыт представителям меньшинств, возможно, помог им выработать оборонительную позицию при общении, гиперчувствительность к тому, как люди говорят или реагируют на них, или ощущение, что на них нападают лично.

 

Как тактично общаться

Как вы говорите, так же важно, как Что вы говорите . Выбранные слова для передачи вашего сообщения играют важную роль, но то, как вы доносите сообщение, имеет значение.

Есть много инструментов и навыков, необходимых для тактичного общения. То, как вы доставите свое сообщение сейчас, зависит от многих факторов. Ниже приведены некоторые из них для рассмотрения.

    1. Ваш характер. Учитывайте свой тип личности и стиль общения, к которому вы привыкли. Люди могут подпадать под следующие категории:
      1. Напрямую — «Я не взвешиваю свои слова», «Я говорю правду» и т. д.
      2. Косвенно — ходит вокруг да около, не давая четкого сообщения о том, чего хочет общаться.
      3. Избегание – Связь отсутствует. Слишком больно думать о возможности отказа.
    2. Выражение лица. Вы смотрели на свое лицо, когда пытались с кем-то поговорить? Ваше лицо, возможно, дало много тонких сообщений, о которых вы, возможно, не знали.
    3. Тоны – Вы слышали, как вы разговариваете с кем-то? Вы заметили, что люди (все больше и больше) начали заканчивать предложения знаком вопроса вместо точки или восклицательного знака? Как будто они что-то говорят, но на самом деле не уверены и хотели бы получить ваше подтверждение. Двусмысленность в тоне вредит хорошему общению.
    4. Цель/задача – Есть ли у вашего сообщения цель? Чего ты хочешь от другого человека, когда я заключаю твои мысли? Получает ли человек четкое представление о вашем сообщении?

Мало того, что вам может понадобиться освоить новые навыки для Как лучше общаться, может быть важно изучить Когда это хорошее время для общения с целевой аудиторией.

 

При тактичном общении

Поскольку тактичное общение не является естественным способом общения, маловероятно, что вы будете использовать все приемы каждый раз, когда открываете рот. Вот почему более важно знать, как определить моменты, когда вам действительно нужно практиковать тактичное общение.

Недостаточно просто знать что вы собираетесь сказать, знать какое сообщение вы собираетесь передать или как вы будете передавать свое сообщение. Также важно соблюдать , когда — хорошее время для общения с этой целевой аудиторией.

Сначала давайте выучим когда НЕ хорошее время для тактичного общения:

    1. Когда у вас нет четкого сообщения в голове
    2. Когда вокруг есть другие – нехорошо унижать или смущать людей
    3. Когда вы развлекаетесь и расслабляетесь – пора осознанно плыть по течению

Сказав это, теперь давайте рассмотрим , когда является подходящим моментом, чтобы тактично передать ваше сообщение:

    1. Когда у вас есть четкое представление о том, что сообщение вы хотите/нуждаетесь от человека, с которым разговариваете
    2. Когда вы не перегружены эмоциями
    3. Когда у другого человека есть время, чтобы дать вам
    4. Когда другой человек не заряжен эмоционально заряжен
    5. В любое время, когда вы ожидаете результатов от вашего разговора

Очень немногих людей учат тактично общаться.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts