Танцетерапия упражнения: Практические упражнения для групп танцевальной терапии

Практические упражнения для групп танцевальной терапии

Отображение

Цель: Упражнение поощряет осознание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой — ведомым.

Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его.

В качестве ведомого отражайте движения своего партнера — как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании задания поделитесь своими чувствами с партнером.

Животные

Цель: Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 20 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь.

В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.
Следование за ведущим

Цель: Это упражнение дает возможность быть и ведущим, и ведомым в маленькой группе.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Поделите большую группу на более маленькие — по четыре-пять человек. Каждая группа выстраивается в ряд. Участник, стоящий впереди, является ведущим.

В качестве ведущего спонтанно и творчески двигайтесь по комнате. Экспериментируйте с различными импровизированными движениями тела. Остальные члены группы должны следовать за вами, сохраняя ряд. Через несколько минут перейдите в конец своей маленькой группы, чтобы стоящий за вами в ряду участник стал ведущим. Выполняйте упражнение до тех пор, пока каждый участник не получит возможность хотя бы раз стать ведущим группы, внося в нее свой особый стиль, свои движения.

Свободный танец

Цель: Упражнение дает каждому участнику возможность экспериментировать с танцевальными движениями перед другими. Этим упражнением хорошо заканчивать занятия в группах танцевальной терапии.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Это упражнение лучше проводить под музыкальный аккомпанемент.

Подготовка: Никого нельзя принуждать к участию.

Процедура: Группа садится в круг. Один участник выходит в центр круга и танцует. Не заботьтесь о том, чтобы быть «хорошим» танцором. Не соревнуйтесь с другими. Двигайтесь свободно и спонтанно, следуя за своим телом. Через несколько минут закончите упражнение, сядьте и пригласите кого-нибудь заменить вас. Продолжайте так до тех пор, пока каждый желающий не использует возможность исполнить свой свободный танец. Упражнение может быть завершено участием всей группы в свободном танце.

по мотивам книги К.Э. Рудестама «Групповая психотерапия»

 


Группы танцевальной терапии

  • Анализ движения в танцевальной терапии
  • Основные понятия танцевальной терапии
  • Основные процедуры танцевальной терапии
  • Проблемы танцевальной терапии
  • Психодинамические подходы в танцевальной терапии

Практические упражнения в групповой психотерапии

  • Практические упражнения в Т-группах
  • Практические упражнения в группах арттерапии
  • Практические упражнения в группах встреч
  • Практические упражнения в группах телесной терапии
  • Практические упражнения в группах тренинга умений
  • Практические упражнения в психодраме
  • Практические упражнения для гештальтгрупп

 


   RSS     azps@azps.
ru 

Танцевальная терапия. Разработка вводного занятия

Концептуальное введение:

Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного “Я”.

Школьные правила требуют от детей и подростков усидчивости, терпения, выполнения поставленных задач. В коррекционной работе педагогу-психологу метод танцевальной терапии для работы с детьми необходим и важен. Так как люди (дети, подростки) при нашей современной культуре начинают относится к своему телу как к предмету, они отчуждены от своего тела. Поведение в обществе требует умения контролировать свое тело, придавать ему какой-то вид, форму, сдерживаться. Это ведет к внутриличностным конфликтам, к низкой самооценке, к замкнутости и, конечно же, развиваются комплексы.

Танцевальная терапия приглашает тело к “разговору”, дает ему возможность “высказаться”, раскрепоститься. В танце человек развивается физически и эмоционально, тело и сознание рассматриваются как равноценные силы.

Танцевальная терапия проявляет больший интерес к тому, как движение чувствуется, а не к тому, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:

  1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
  2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
  3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Принципы работы группы танцевальной терапии:

  • добровольности участия;
  • “здесь и теперь”;
  • конфиденциальности;
  • открытого выражения чувств;
  • ответственности;
  • активности.

Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.

Задачи:

  • углубление осознания участниками группы собственного тела;
  • развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
  • установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Приветствие – поклон.

Этапы работы: I. этап – разогрев

Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение “Танец отдельных частей тела”

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время: 3 мин.

Всех участников я приглашаю встать в круг. Наше занятие мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • Что чувствовали во время исполнения танцев?
  • Сложно или легко было придумать свои движения?

II. Этап – Основная деятельность

Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Упражнение “Актер режиссер”

Цели: приобретение нового двигательного опыта, осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: ритмическая музыка.

Время выполнения: 10 минут

Обычно наши движения достаточно стереотипны и сейчас мы попытаемся с вами изменить эти движения.

И первым заданием будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала стереотипно просто, как вы это делаете ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как вы не когда не делали.

— ходьба,

— приседания,

— прыжки.

Следующее упражнение очень интересное. Называется оно “Актер, режиссер”. Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове “сдвиг” произнесенном режиссером актер кардинально меняет свои движения.

Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты.

Обсуждение: Сейчас я предлагаю обсудить ваш новый двигательный опыт. Что вы почувствовали? Что вы пережили? Ваше отношение? На какие движения партнера вы обратили внимание?

Упражнение: “Следование за ведущим”

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Время: 10 мин.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на группы по 4-5 человек.

Каждая из групп по 4-5 человека должна выстроиться в ряд, у каждой группы должен быть свой один ведущий, стоящий напротив группы. Ведущий должен выполнять танцевальные движения самого необычного характера, а остальные члены группы повторяют за ним, копируя его. При смене музыки ведущий встает в конец змейки, и тот, кто шел сразу за ним, становится ведущим, и должен выполнять все те же функции. Каждый должен вносить свои движения, особенности. В качестве ведущего должны минимум по одному разу побывать все члены группы.

Обсуждение: Опишите, что вы пережили? Что вы чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Что было для вас сложнее придумывать движения или повторять? Опишите, пожалуйста, ваши ощущения от выполненного упражнения.

Упражнение “Имя”

Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Ваша задача, по очереди показать свое имя в движении. Так как вам этого хочется. Как вы видите свое имя. И обязательно произнесите его.

Обсуждение: Опишите ваше настроение?

А сейчас мы усложним упражнение. Сейчас мы с вами все вместе по очереди будем повторять движение, и произносить имя каждого участника.

Обсуждение: Что сейчас вы чувствуете, опишите?

III. Этап – Завершение

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Материалы: музыкальный проигрыватель,

Упражнение “Восход солнца”

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 3 мин.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: “Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти…”

И, конечно же, мы не можем закончить наше занятия без благодарности самим себе и друг другу за хорошую работу.

Упражнение “Умница”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: “Умница” (звук “У” растягиваем).

Упражнение “Молодец”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки в стороны, одновременно наклоняемся вперед, смотрим на правую руку и произносим: “Молодец” (акцентируем и тянем букву “е”, при этом звук направляем в диафрагму).

Благодаря этим упражнениям расслабляются зажимы, вызванные стрессом, улучшается формирование ряда важных навыков. Кроме того, эти упражнения дают уверенный позитивный настрой.

Обсуждение: Что почувствовали выполняя три последних упражнения?

Какие ощущения испытывали, чувства переживали?

И как полагается нам нужно встать в круг и выполнить поклон. Сейчас поклоном мы поблагодарим друг друга за совместную работу.

Всем спасибо за работу!

Музыкальное сопровождение к занятиям.

Литература:

  1. О. Ошуркова “Волшебная сказка о мечте” журнал “Школьный психолог” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psy.1sept.ru/view_article.php?id=200900606
  2. Танцевальная терапия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://womanadvice.ru/tancevalnaya-terapiya
  3. Тренинг “Танцевальная терапия” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/4-0-5609.htm
  4. И. Джибладзе “Тренинг танцевальной терапии” [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://biofile.ru/psy/11752.html

Упражнения танцевальной терапии, часть 2

Джиневры Валентины Яшетты.

#dancetherapy#dance#bodymotion#trust

1–120 Средний

Следующие действия являются частью методов танцевальной терапии. Они позволяют группе чувствовать связь и исследовать движения тела самостоятельно и в паре.

Цель

Цели: эмоциональное осознание, эмпатия, сотрудничество, навыки презентации, воображение, креативность

Материалы

    Инструкции

    Исследование движений тела

    1. Ходить по комнате (закрывать промежутки, использовать пространство, менять скорость, менять способы движения)

    2. Как это заставляет вас двигаться: Участники рассредоточены по комнате. комната. Фасилитатор просит их начать свободно двигаться и танцевать, как они хотят. Пока все двигаются, фасилитатор осторожно предлагает участникам начать двигаться так, как они бы двигались, если бы предполагалось, что они будут испытывать какое-то чувство или ситуацию. Например: «представьте, что вы сейчас очень злитесь» или «представьте, что вы ссоритесь со своей мамой из-за того, что она не позволяет вам пойти сегодня вечером с друзьями» или «вы только что встретили человека, которого вы почувствовали влюблен в» и т. д. Ведущий может дать одно предложение и позволить участникам начать двигаться и исследовать свое предложение. Пока все танцуют, ведущий может затем поручить участникам выбрать одно из движений, которые они делали, и начать повторять это движение так, как они хотят, с определенным ритмом. Они могут делать это медленно, быстро, двигаясь, стоя, сидя и т. д. После достаточного изучения одного сценария они теперь могут исследовать другой сценарий. Исследуя 2-3 эмоциональных состояния, постепенно приведите участников к спокойствию и положению стоя. Дайте всем пару секунд, чтобы перестроиться.

    Формирование доверия в паре

    3. Отражение: Участники идут парами. Партнер А начинает двигаться, а Партнер Б действует как их зеркало, повторяя их движения максимально похоже и синхронно. Изучите идею в течение нескольких минут, а затем поменяйтесь ролями. Участники могут видеть себя в теле другого человека. Затем игра превращается в отражение танца. Партнер А начинает двигаться под проигрываемую музыку, а Партнер Б следует за Партнером А, повторяя их движения. (поменяться ролями).

    4. Настроенное хождение пар. Партнер А закрыл глаза, а партнер Б ведет (остановись и иди, смена скорости, посадка и стояние. Стремись наблюдать и слушать, двигайся как единое целое).

    Контактная импровизация в паре

    а. Пощупайте гной h (3 уровня: руки, толчок, добавить еще и вытягивание, затем толчок другими частями тела за руками) Участники идут в партнеры. Партнер А стоит неподвижно, с закрытыми глазами, слегка согнутыми коленями и напряженным корпусом, чтобы быть более стабильным. Партнер Б начинает толкать руками разные места тела Партнера А. Партнер А остается сосредоточенным и чувствует прикосновение. Партнер А оказывает сопротивление там, где, по его мнению, его толкают. Партнер Б постепенно начинает использовать другие части тела, кроме рук. Через некоторое время ведущий предлагает им поменяться ролями. Упражнение повторяется еще раз с вариацией. Партнер Б пытается найти способы поддержать другого человека. Партнеры А передадут свой вес Партнерам Б, а Партнеры Б станут их поддержкой. Они могут исследовать различные способы сделать это. Для этого упражнения лучше сначала найти большие поверхности тела, а затем постепенно становиться более рискованными. Партнер Б несет ответственность за безопасность Партнера А, а Партнер А доверяет Партнеру Б и получает поддержку. Посоветуйте партнеру Б напрячь кор, держать колени согнутыми, хорошо опираться ступнями и делать выдох при приеме веса. Изучите идею в течение нескольких минут, а затем поменяйтесь ролями.

    б. Спина к спине опускайтесь и снова поднимайтесь (помните о синхронизации дыхания, оба партнера должны толкать друг друга, напрягая мышцы кора)

    Общее примечание: В целом во время выполнения упражнений полезно пытаться работать с разными партнерами и не работать только с одним человеком на протяжении всей деятельности.

    Общее примечание: важно, чтобы участники напоминали об их положении тела (хорошее заземление на полу, напряженный корпус, дыхание, слегка согнутые колени)

    5 Танцевально-двигательная терапия для выздоравливающих

    Танцевальная терапия — это целостный метод лечения в рамках изобразительного искусства, основанный на силе движения, которое приносит исцеление, покой и благополучие телу, разуму и духу. Он эффективно используется при различных недугах, в том числе при злоупотреблении психоактивными веществами, чтобы вернуть целостность жизни людей.

    Люди рождаются с инстинктом, способностями и даром танцевать. Во всех культурах есть танец в той или иной форме. Танец — это больше, чем развлечение, выпуск пара и самовыражение среди друзей, хотя он также может служить всем этим целям. Танец — это также способ соматической интеграции, когда вы получаете опыт, который в настоящее время отложен в отдельный поток ощущений, и позволяет этим различным энергетическим пакетам слиться с большей энергией вашего тела.

    Танцевальная терапия, если ее использовать с намерением и осознанностью, по этой причине может оказать большую помощь в избавлении от зависимости, в дополнение ко всем преимуществам, которые она дает, с точки зрения простого снятия напряжения с физиологии. Для выздоравливающих танец — это радостная, свободная, освобождающая практика. Рекомендую всем!

    Вот мои советы, как попробовать танцевальную терапию дома.

    1. Произвольный танец

    2. Аутентичное движение

    3. Танцуй, что хочешь

    4. Танец теней

    5. Танцевальные трансформации

    1. Произвольный танец

    Наиболее знакомым способом использования танца для вашего выздоровления будет произвольный танец, который, как следует из названия, означает сознательное выделение периода времени для свободного танца тем способом, который наиболее естественен для вас. Важно помнить, что танец включает в себя неподвижность, а также то, что нет правильного или неправильного способа двигаться. Если ты вообще это делаешь, то ты делаешь это правильно.

    Выберите длинную песню или создайте список воспроизведения из нескольких песен, чтобы у вас было около 20 минут непрерывной музыки. Установите намерение, что вы будете танцевать все время, помня в то же время, что остановки для отдыха и выполнение более мелких движений с меньшими усилиями также могут быть частью танца (вам не обязательно всегда быть на пике энергии).

    2. Аутентичное движение

    Аутентичное движение — это медитативная практика движения, основанная на осознанности, которая приносит успокоение и гармонию в тело. Аутентичное движение делается без музыки. Вы начинаете и заканчиваете в тишине, просто принимая позу тишины в качестве отправной точки.

    Начните с неспешного ожидания, пока не возникнет желание двигаться. Когда движение хочет произойти в вас, позвольте ему это сделать. Следуйте за движением до тех пор, пока оно не почувствует, что оно завершилось, что побуждение сделать это конкретное движение завершено. Повторяйте или развивайте движение до тех пор, пока оно кажется нужным, а затем вернитесь к ожиданию.

    Дайте себе временной интервал, что-то вроде 12 минут, и позвольте всему, что вы хотите, произойти на самом деле, сделать это.

    3. Танцуй, что хочешь

    Танцуй, что хочешь, — это мощный процесс, который приносит радость, надежду и ощущение будущего. Рамка очень проста — определите, что вы хотите, а затем станцуйте танец этой желаемой вещи. Например, если вы хотите испытать больше радости в своей жизни, вы должны посвятить себя изучению танца, который откликается, играет внутри и улавливает чувство радости. Вы бы выбрали музыку, которая соответствует этому чувству, и позволили бы вашему телу действительно ощутить этот опыт изнутри. Проявление последует за таким танцем в той или иной форме!

    4. Танец теней

    Танец теней — это противоположность Танцуй, что хочешь. В теневом танце вы намеренно позволяете себе погрузиться в энергию и почувствовать что-то, что вас беспокоит. Например, если вы боролись с чувством неуверенности на работе, вы намеренно вызвали бы это чувство неуверенности, а затем дали бы себе возможность выразить его в движении. В танце теней важно ничего не форсировать. Вам нужно быть спокойным и восприимчивым, как в медитации, возможно, попробовать идею позволить танцевать себя, а не танцевать самому.

    5. Танцующие трансформации

    В этом фрейме вы позволяете себе исследовать процесс из мира природы, такой как «танец семени», в котором вы можете начать, свернувшись, как семя, лежащее на земле, затем медленно прорабатывайте этапы становления полным деревом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts