4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Этому можно научиться. Необходимо верно выстраивать внутренний диалог и изучить основные виды вопросов во внешнем диалоге. Простые упражнения помогут отработать и закрепить этот важный навык.
- перейти от монолога в общении к диалогу;
- получить необходимую информацию;
- перехватить инициативу в общении;
- выказать внимание к собеседнику;
- перевести разговор в нужное вам русло.
✔️ По структуре: простые и сложные/закрытые и открытые
Простой вопрос не может быть расчленен на элементарные вопросы.
Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?».
Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы.
Закрытые вопросы, целью которых является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет».
Например, такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»).
Одним из способ манипуляции собеседником является намеренное задавание закрытых вопросов. Чем больше человек с вами соглашается, то есть отвечает “да”, тем больше он вам доверяет.
Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию.
✔️ По способу запроса: уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.
Уточняющие вопросы (или «ли» — вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.
д.Например, «Верно ли, что Иванов успешно защитил дипломную работу?» и т.д.
Восполняющие вопросы предназначены для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п.
Например, «Как заключить договор на оказание юридических услуг?», «Когда было совершено это преступление?», «Что означает слово «брокер»?» и т.д.
Перефразирование– вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного изменённым.
Например, «Другими словами, вы считаете, что…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…», «Правильно ли я вас понял, что…», «Вы думаете, что…» и т.д..
Резюмирование
Например, «Итак, можно сказать, что…», «Если подвести итог сказанного Вами, то…», «Насколько я понял, Ваша основная идея заключается в том, что…».
Провокационные — задаются с целью вывести собеседника из эмоционального равновесия, чтобы человек выдал ту информацию, которую тщательно скрывает.
Сбивающие вопросы — переводят внимание в русло интересов спрашивающего.
- Вопросы необходимо ставить корректно (вежливо).
- Вопрос формулируется кратко и ясно.
- Вопрос должен быть простым, но не примитивным.
- Должна быть логика постановки вопросов.
- Необходимо внимательно слушать собеседника.
- Старайтесь ставить цели урока в вопросительной форме. Сначала сами, потом передайте эту функцию обучающимся.
- Создавайте искусственно ситуации, в которых необходимо, чтобы обучающиеся обратились к вам с вопросом.
- Вместе со слушателями анализируйте ситуации, в которых уместно задавать вопросы.
Например, первым лучше задавать вопрос “Почему?”, потом уже “Зачем?” и “Как?”
№1. “Простые и сложные вопросы”.
Группа разбивается на пары.
На первом этапе работы один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.
На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо, прося пояснить, либо перефразируя. Через пять минут участники диалога меняются ролями.
Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностях. По мере того как участники будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут осваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов. Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.
№2. “Обратная связь”.
Установите обратную связь (табл.1), проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов (по 2 варианта на каждый пункт).
Таблица 1. Исходные данные для выполнения упражнения№3. “Выявление потребностей”.
Преподаватель берет лист бумаги и пишет на нем фразу. Любую.
Например:” Девочка пошла в школу в синем платье и с красным рюкзаком”, “Желая переубедить, начните не с разделяющих вас вопросов, а с того, в чем вы согласны с партнером”, “
Группе необходимо задавать вопросы, чтобы дословно отгадать фразу.
Показывает эффективность открытых вопросов.
№4. “Разведка”.
Делаем акцент на постановку разных типов вопросов.
Суть упражнения — выяснить у собеседника некую заранее заданную информацию (подготовьте листочки бумаги с написанными заданиями).
Например,
один участник получает задание выяснить у другого какой зубной пастой тот пользуется, а тот в свою очередь должен выяснить есть ли у собеседника дома настенные часы, домашнее животное, огнетушитель. Каждый участник должен приложить максимум усилий, чтобы выяснить нужную информацию и не допустить, чтобы собеседник выяснил его задание.
Задание выполняется в тройках и в парах, а один всегда наблюдатель.
1. ТЕХНИКИ ЗАДАВАНИЯ ВОПРОСОВ. Как управлять персоналом
1. ТЕХНИКИ ЗАДАВАНИЯ ВОПРОСОВ
Умение задавать вопросы немаловажно для ведения беседы. С помощью вопросов получаемая информация уточняется, процесс ее обмена направляется в нужное русло.
Правильно заданный вопрос позволит получить больше информации, поэтому очень важно знать, какие преимущества и недостатки имеет тот или иной вид вопроса.
ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Открытый вопрос предполагает некоторое творчество при ответе. Спрашивающий хочет получить большое количество информации, и отвечающий должен ее представить.
Преимущества открытых вопросов
• отвечающий не просто сообщает информацию, а ощущает себя участником диалога;
• отвечающий сообщает большое количество информации;
• с помощью открытого вопроса легко передать инициативу в разговоре, если это необходимо.
Недостатки открытых вопросов
• отвечающий может увлечься и представить много ненужной информации;
• тратится много времени.
…
Примеры открытых вопросов:
• Почему на должность менеджера по персоналу принят именно этот человек?
• Почему неполадки в работе компьютера еще не устранены?
ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Закрытыми называются вопросы, которые предполагают наличие нескольких уже известных вариантов ответа, из которых нужно выбрать один. Чаще всего этих вариантов два – «да» и «нет».
…
Примеры закрытых вопросов:
• Порученное вам задание было выполнено всрок?
• Вы согласны с моими доводами?
Преимущества закрытых вопросов
• ответы на такие вопросы легче анализировать;
• отвечающему труднее уйти от ответа;
• закрытые вопросы позволяют контролировать ход беседы.
Недостаток закрытых вопросов
• отсутствие деталей;
• создают впечатление допроса.
ВИДЫ ВОПРОСОВ
Используя различные вопросы, можно достичь желаемого результата. В зависимости от того, нужно ли «раскрыть», раскрепостить собеседника, или же уточнить степень его уверенности в себе, или перейти от одной темы к другой, стоит построить свой вопрос определенным образом.
Прямые вопросы
Прямой вопрос предполагает краткий ответ. Он незакрытый, так как варианты не определены заранее, но не приемлет пространных рассуждений.
Изучающие вопросы
Изучающие вопросы предполагают в ответ получение информации, необходимой для изучения определенного вопроса. Их не следует использовать слишком часто.
…
Как долго вы уже работаете над данным проектом?
• Опишите трудности, которые у вас возникли во время работы над проектом?
• He правда ли, для нас важно, чтобы проект был выполнен в срок?
• Вы считаете, что необходимо уделить столько времени этой незначительной проблеме?
• Что вы сделаете, если сотрудник вашего отдела опоздает на важное совещание?
Наводящие вопросы
Наводящие вопросы предполагают ясно видимый ответ. Обычно они используются для убеждения собеседника или же для того, чтобы помочь ему упорядочить процесс мышления.
Вопросы «с нажимом»
Вопрос с нажимом предполагает вполне определенный ответ, причем спрашивающий оказывает эмоциональное давление на собеседника, желая получить этот ответ. Он может быть использован для проверки собеседника, однако такими вопросами не рекомендуется злоупотреблять.
Гипотетические вопросы
В гипотетическом вопросе обычно формулируется какая-либо ситуация, отвечающий должен предположить, к чему она приведет. Обычно такие вопросы используются для проверки компетентности и опыта кандидата, пришедшего на собеседование.
Вопрос в качестве ответа
Иногда вместо ответа полезно задать вопрос, особенно если собеседник – неуверенный в себе человек. Это поможет ему сосредоточиться и сэкономит время.
Зеркальные вопросы
В зеркальных вопросах ранее сказанные слова собеседника облекаются в форму вопроса. Это может быть необходимо для уточнения или углубления темы. Однако повторяя чужие слова нужно быть осторожным, чтобы верно понять их смысл. Иначе вопрос может быть истолкован как наводящий.
…
Кого из сотрудников стоит назначить ответственным?
• А вы как считаете, кто из них лучше справится с этим?
• Как я понял, вы считаете, что данный проект не может быть завершен раньше сентября?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 3 Нет вопросов, нет ответов
Глава 3 Нет вопросов, нет ответов 3 сентября 1979 годаВопрос:Ошо, мне кажется, что все вопросы бессмысленны. Остаются только жизненные вопросы, на которые нет ответов.Ананд Али, так и есть. Все вопросы не только кажутся бессмысленными, так и есть. В твоем уме все еще есть слабые
Несколько вопросов относительно мировоззрения, которые стоило бы рассмотреть
Несколько вопросов относительно мировоззрения, которые стоило бы рассмотреть ? «Как я мог бы получить больше?» в сравнении с? «Как я мог бы больше дать людям?»? «Как я могу гарантировать успех?» в сравнении с? «Как рискнуть, не боясь неудачи?»? «Где путеводная карта?» в
СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСОВ
СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСОВ Чем больше Странник учится, тем лучше понимает, почему он так много спрашивает о своих переживаниях. Он проникает в сущность и задачу самих вопросов. Вопросы — это поиск, и разум знает, что существует нечто более значительное для
Четырнадцать вопросов
Четырнадцать вопросов Этот живой ченнелинг состоялся 23 февраля 2002 года в Reno, Nevada. Перевод: LyubovПриветствую вас, дорогие, Я Крайон из Магнетической службы!Так я приветствую вас уже почти 12 лет. Эти слова наполнены энергией, гораздо большей, чем просто приветствие. Скорее это
И еще несколько вопросов
И еще несколько вопросов Знать мысли Бога – все равно что знать, как преуспеть в жизни. Глубоко поразмыслив над вопросами этой книги и записав свои ответы в дневник, вы развили в себе привычку анализировать. Поздравляю! Это важнейший навык успешной жизни. Способность к
Методы опроса
Вопросы Уровни и навыки постановки вопросов
Др. R. Ouyang
соответствуют потребностям студентов (Duffy, Roehler, Mrloth, & Vavrus, 1985).
Уровни вопросов: низкий уровень и высокий уровень вопросы
Низкоуровневые вопросы нажмите знания учащихся. Уровень знаний требует, чтобы учащиеся запоминали информацию что было запомнено и сохранено. Просим учащихся вспомнить информацию, такую как термины, факты, имена и события, вы сформировали низкоуровневый вопрос.
1. Какие три наиболее инструменты в слесарном магазине?
2. Сколько будет 5+5?
3. Кто является президентом Соединенных Штатов?
4. Где находится Австрия?
Вопросы высокого уровня требуют учащихся расширить свое мышление. В познавательной области вопросы, связанные к пониманию, применению, анализу, синтезу и оценке. вопросы высокого уровня.
Обычно
— вопросы начиная с таких фраз, как «Почему… Как… »
— вопросы начиная с таких фраз, как «Расскажите мне о…»
— вопросы
1. Исходя из нашего обсуждения, что была основной причиной биржевого краха 1929 г.?
2. Объединение формул для треугольник и прямоугольник, по какой формуле найти площадь параллелограмм?
3. Как вы думаете, почему мы вошли Первая Мировая Война?
4. Какое название было бы хорошим для эта история?
5. Можешь дать мне пример употребления этого слова в предложении?
6. Почему важно, чтобы мы продолжать исследовать космос?
7. Кому вы считаете величайшим ученым, который когда-либо жил?
Как низкого, так и высокого уровня вопросы важны. Основная проблема заключается в том, чтобы не быть жестким в определении уровней вопросов, а скорее задавать вопросы на уровне, подходящем для Ученик и учебная деятельность. Вопросы могут быть сходящимися и расходящимися. Конвергентные вопросы – это вопросы, требующие одного правильного ответа. Например, 1.) Какая часть речи изменяет существительное или местоимение? 2.) Какая самая густонаселенная страна в мире? Расходящиеся вопросы те, которые позволяют много соответствующих различных ответов. Такой как 1.) Назовите мне одну из самых значимых дат в мировой истории? 2.) Чем похожи бобы?
Методы опроса
9 0010 Перенаправление , подсказывает , зондирует , и время ожидания — все это методы, которые можно использовать для поощрения участия учащихся, улучшения успеха и способствовать созданию позитивной и эмоционально безопасной учебной среды.
Перенаправление
Перенаправление это метод, при котором вы просите нескольких студентов ответить на вопрос, в в свете предыдущих ответов. Это эффективный способ расширения участие в классных дискуссиях. Так как должно быть несколько правильных ответы, вопрос должен быть расходящимся, продуктивным или оценочным.
«теперь мы изучили вклад нескольких великих людей и женщины науки. Как вы думаете, кто из ученых сделал великого вклад?» [Пауза. Поднимается несколько рук]
«Кэрол?»
«Альберт Эйнштейн.»
«Мэри?»
«Мари Кюри.»
«Майк, ваше мнение?»
«Томас Эдисон.» 05
Что бы ты делал, когда был студентом? не отвечает на ваш вопрос или дает неверный ответ? Подсказка — это прием перехода к другому ученику для поддержания интереса. Наводящие вопросы используют подсказки и подсказки, чтобы помочь учащимся ответить на вопросы. или помочь им исправить первоначальный первоначальный вопрос с подсказками или подсказки включены.
«Сколько будет 5 плюс 7, Пэт?»
«Я не знаю.»
«Ну, посмотрим, сможем ли мы понять это. Сколько будет 5 плюс 5?»
[Пауза.] «10.»
«Верно. Теперь нам нужно 5 плюс 7. На сколько больше 5 будет 7?»
[пауза.] «2.»
«Хорошо. Итак, если 5 плюс 5 будет 10 добавим еще 2, сколько будет 5 плюс 7?»
[Пауза.] «12.»
«Очень хорошо, Пат.»
Зондирование
Перенаправление включает больше учащихся в обсуждении подсказки помогают учащимся подсказками и подсказками справляться с неправильными ответы. Другая ситуация возникает, когда ответ студента правильный, но недостаточно, потому что ему не хватает глубины. В таком случае учителю следует попросить учащегося предоставить дополнительную информацию, чтобы лучше, больше включающие ответы. Наводящие вопросы заставляют студента больше думать подробно о первоначальном ответе.
«Как вы думаете, деревья важно для земли?» (Пауза) «Кармелита?»
«Да».
«Почему, Кармелита?»
«Потому что они помогают скреплять вещи.»
«Что вы имеете в виду под что?»
«Ну корни и все пошли в землю и помочь земле остаться на одном месте.»
«Это очень хорошо, Кармелита, и как мы узнали вчера, когда земля начинает удаляться в разные место, это называется эрозией».0005
Время ожидания
9 0039
Время ожидания простая, но мощная техника опроса. Студентам нужно время подумать. Мэри Бадд Роу (1974) показал, что большинство учителей в среднем ждут около 1 часа. второй для студентов, чтобы ответить на вопросы. Она обнаружила, что когда учителя ждали примерно 3 секунды или дольше для ответа на вопрос, качество улучшились ответы учащихся: 1) увеличилась длина ответов учащихся, 2) уменьшается отказ от ответа, 3) увеличивается количество вопросов от учащихся, 4) увеличивается количество незапрашиваемых ответов, 5) повышается уверенность студента, 6) Спекулятивное мышление усиливается.
Рекомендации по вопросам
900 10
1. Спросить четкие вопросы . Спроси что-нибудь определенным простым, ясным языком, который учащиеся могут понять. Избегать двусмысленные, запутанные конструкции и избыточное словоблудие.
2. Спросить ваш вопрос, прежде чем назначить респондента. Задать вопрос, подождите, пока класс подумает об этом, а затем попросите кого-нибудь ответить. Как обычно, есть исключения из этого правила. Когда вы звоните невнимательному Студент, часто лучше сначала назвать имя, чтобы вопрос был услышан. Точно так же вы должны сначала назвать имя когда вы обращаетесь к медленным или застенчивым ученикам, чтобы они могли подготовиться.
3. Спросить вопросы, соответствующие целям вашего урока . Когда нужны факты, задавайте фактические и эмпирические вопросы (уровень знаний). Если вы хотите стимулировать мышление учащихся, попросите продуктивных и оценочных вопросы (разные вопросы высокого уровня).
4. Распределить вопросы о класс довольно . Старайтесь не задавать все вопросы нескольким способным ученикам. Однако также избегайте создания механической системы задавания вопросов. Учащиеся быстро усваивают такие системы, как поиск в алфавитном порядке или построчно. ряд, и они обратят внимание только тогда, когда узнают, что настала их очередь.
5. Спросить вопросы подходят для всех уровней способностей в классе . Некоторые вопросы должны быть легкими, а некоторые должны быть трудными, чтобы все учащиеся возможность правильно ответить на некоторые вопросы.
6. Спросить только один вопрос за раз . спрашивать два-три вопроса сразу часто смущают учащихся. Несколько вопросов не оставлять времени на размышления и, поскольку несколько вопросов были спрошены, студенты не уверены, на какой вопрос ответить в первую очередь.
7 . Избегать слишком рано задавать вопросы . Это обычно гораздо эффективнее создать базу знаний до начала последовательность опроса. Это особенно верно, когда вопросы более высокого уровня быть спрошенным.
8 . Делайте паузу не менее 3 секунд после каждого вопроса . Трехсекундная пауза дает учащимся время подумать и формулировать свои ответы.
Ссылка:
Якобсен Д., Эгген П. и Каучак Д. (1993). Методы обучения: подход к навыкам (4-й ред.). Нью-Йорк: Меррилл.
Назад к действующим советы по обучению
Методы опроса
Методы опросаКак мы меняем то, что думают, чувствуют, верят и делают другие |
Техники > Опрос
Задавать вопросы — фундаментальная часть поиска информации и для тонких (и в противном случае) убеждение. Вот разные страницы по допросу:
И…
|