Техники мнемоники: 3 эффективных способа, которые помогут подготовиться к сессии

Содержание

Мнемотехника: упражнения и техники запоминания

15.02.2022

В современном мире на нас со всех сторон обрушиваются огромные массивы информации, которую нужно уметь запомнить для успешной учебы, работы или для жизни. Кажется, что нужно иметь супер-память, чтобы все запомнить.

Проблема запоминания не нова, она беспокоила человечество с древних времен. Еще в Древней Греции были придуманы методики эффективного запоминания информации, они получили название мнемотехника или мнемоника. С помощью несложных приемов можно развить способности к запоминанию и расширить объем памяти.

Содержание:

  • Что такое мнемотехника?
  • Зачем детям нужна мнемоника?
  • Как мнемотехника помогает во взрослей жизни?
  • Приемы мнемотехники для запоминания
    • Сторителлинг
    • Прием цепочки
    • Метод Цицерона
    • Рифмование

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника – это технология запоминания на основе ассоциаций. Суть мнемоники в том, что абстрактным понятиям присваивают визуальные картинки, звуковые или тактильные представления в памяти.

Например, многим детям (да и взрослым) сложно выучить наизусть названия падежей. Однако фразу «Иван рубил дрова, Варвара топила печку» даже малыши запоминают буквально за одно-два повторения. Первая буква в каждом из слов в считалке соответствует названию падежа.

Еще один пример – запоминание иностранных слов методом созвучий. Суть техники в том, что к иностранному слову подбирают созвучное русское и запоминают образ.

Мнемонические ассоциации каждый человек строит индивидуально, они могут казаться нелепыми и непонятными для окружающих. Но это совершенно неважно, ассоциация должна быть образной и яркой для ее автора, чтобы нейроны в мозгу сформировали четкие связи.

Зачем детям нужна мнемоника?

В младшей и средней школе у ребенка еще только формируется абстрактно-логическое мышление, поэтому лучше всего он усваивает знания на практических примерах. При этом школьнику приходится выучить огромное количество абстрактных понятий, с которыми он ни разу не сталкивался в жизни.

Мнемотехника упрощает процессы запоминания, облегчая и упрощая школьную учебу. Ассоциативное запоминание способствует развитию память и внимательность, стимулирует фантазию и воображение, расширяет словарный запас. С помощью приемов мнемоники можно учить любые предметы, от математики, физики и химии до истории и иностранного языка.

Как мнемотехника помогает во взрослей жизни?

Ассоциации помогают легко запоминать цифры в номерах телефонов, пин-коды платежных карт, фамилии и лица людей, дни рождения родственников, друзей и знакомых. С их помощью можно держать в голове рабочие поручения и список дел, отказавшись от блокнотов и органайзеров.

Приемы мнемотехники для запоминания

Мнемотехнические методы и приемы довольно просты в освоении. Их могут использовать как взрослые, так и дети, никаких возрастных ограничений не существует.

Рассмотрим самые распространенные приемы ассоциативного запоминания. Более подробно о мнемонических техниках можно прочитать в книгах по тренировке памяти и запоминания.

Сторителлинг

Главная идея метода сторителлинга состоит в том, что нужно составить забавную историю из абстрактных понятий. Мини-рассказ намного легче запомнить, чем отдельные слова, которые не связаны между собой. Можно составить не рассказ, а стихотворение, его еще проще запомнить и воспроизвести.

Техника историй развивает фантазию и воображение, для запоминания не требуется предварительная подготовка. Однако метод подходит для не слишком больших объемов информации, поскольку в длинном рассказе легче что-то перепутать или забыть какое-то слово.

Прием цепочки

Суть метода состоит в попарном соединении образов и плетении цепочки из этих пар. Техника подходит для запоминания списка дел, перечня покупок, последовательности действий в той или иной ситуации.

Метод Цицерона

Древнегреческий философ придумал метод мнемокомнат, которым активно пользовался при подготовке к очередному выступлению. Он размещал в своем воображении комнаты и наполнял их ключевыми моментами из будущей речи. По мере выступления он обходил помещения по заданному маршруту и легко воспроизводил даты, имена и аргументы.

Суть этой техники в том, что нужно привязать запоминаемые объекты к знакомым предметам из комнаты. Прием лучше всего подходит для запоминания выступления, доклада или другого большого объема произвольной текстовой информации. Однако с ходу использовать методику не получится, нужны регулярные тренировки.

Рифмование

Попробуйте запоминать телефонные номера и другие последовательности чисел, сочиняя рифмы. Стишок намного легче воспроизвести по памяти, чем просто набор цифр. Этот метод отлично работает в школьном обучении, если нужно запомнить суть абстрактных понятий.

что это такое, ее виды и базовые техники.

Есть навыки, без которых можно прожить. Но стоит их освоить и качество жизни заметно улучшается. Например, мнемоника. Научился придумывать ассоциации – и вот уже помнишь все пароли и имена новых знакомых, а английские слова заучиваются без нудной зубрежки. Причем тренировать память хранить информацию и воспроизводить ее по первому запросу можно в любом возрасте. В статье расскажем, когда появились первые мнемотехники и какие из них популярны сегодня. А еще – зачем нужно знакомиться с собой, чтобы сделать тренировку наиболее результативной.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника — это все алгоритмы, созданные для того, чтобы выделить, структурировать, запомнить, сохранить и воспроизвести информацию с помощью дополнительных ассоциаций. О мнемонических техниках говорят как об «искусстве заполучить хорошую память», ведь они позволяют легко усваивать разные знания, вспоминать их по первому требованию. На самом деле нет никаких чудес, только смена типа информации: цифры заменяем словами, вместо слов запоминаем места, вместо формул – стихотворения.

Общий принцип состоит в следующем: человек получает знания, которые нужно запомнить, мозг превращает их в образы через ассоциации. Когда надо припомнить один из образов, срабатывает ассоциативная цепочка и восстанавливает всю информацию. Но техник, помогающих прокачать собственную память, на самом деле очень много. Используя несколько систем кодирования информации, мы обогащаем свои способности и облегчаем запоминание.

Пройти тест на полушария мозга

Мнемоникам для легкого заучивания учат дошкольников. Ученикам, студентам техники запоминания помогают «писать» ментальные шпаргалки для подготовки к экзаменам. Но полученные навыки не пропадают даром. Удобные «запоминалки» придумывают для своей работы педагоги, политические деятели, бизнесмены. Пригодятся они для самообразования, сохранения умственного, психического здоровья. Ведь мозгу, как и всему организму нужно поддерживать физическую форму. Мнемоника – отличный фитнес для мозга, который помогает творчески мыслить, запоминать и оставаться в тонусе.

Краткая история мнемоники.

Говорят, что мнемотехникой пользовались еще древние египтяне, индейцы майя. Но письменных доказательств и официальной даты возникновения искусства запоминания нет. Одни ученые считают изобретателем мнемоники греческого поэта Симонида, жившего в 556-468 годах до н. э. Другие официальной датой зарождения мнемоники считают 86 год до Рождества Христова, которым датируется первая сохранившаяся письменная работа.

Точно установлено, что мнемоника всегда была тесно связана с риторикой или ораторским мастерством. Ведь ни один оратор или политический деятель не выступал перед слушателями с конспектом в руках. Зато от умения произносить пылкие, длинные речи часто зависела не только его популярность, но и жизнь.

Целые мнемонические системы есть в трудах римского оратора и полководца Цицерона. Актуальными сегодня остаются другие, сформулированные Цицероном техники сегодня все также актуальны. Но все они более подходят для людей с визуальным мышлением, так как используют для запоминания зрительные коды.

Основоположником альтернативной мнемонической техники считают римского оратора Квинтилиана – автора самого известного учебника по риторике того времени. Он предлагает более простые методы запоминания, которые базируются на «тщательном и прилежном заучивании чего-либо». Предложенные Квинтилианом советы схожи с современными научными методами: сосредоточьтесь, успокойтесь, дышите свежим воздухом, занимайтесь спортом.

В средневековые и более поздние времена многие ученые разъезжали по Европе, предлагали научить людей так называемой memoria technica. Самые известные: итальянский философ Джордано Бруно, французский логик Петр Рамус. Разные мнемотехники использовали легендарные исторические личности: Наполеон, Юлий Цезарь, Теодор Рузвельт, Никола Тесла.

Виды и базовые техники мнемоники.

Ученые-нейробиологи, изучающие нервную систему утверждают: главное не запомнить информацию, а «вынуть» ее из хранилища памяти в нужный момент. Поэтому правильное запоминание походит на тщательно разложенный по нужным ячейкам архив. Чтобы достать из него данные, нашему мозгу нужна особая программа. Эта программа должна быть написана на языке, который понятен для конкретных извилин и нейронных связей. Именно поэтому арсенал мнемоники состоит из большого набора техник.

Основные мнемонические приемы, используемые в XXI веке:

1. Буквенный код.

Числа или даты сначала переводятся в буквенный код, по которому подбирается визуальная ассоциация.

Пример: запомнить цифровую комбинацию. Сначала каждой цифре сначала присваивается буква: 0 – Н(оль), 1 – Р(аз), 2 – Д(ва), и так по аналогии. Чтобы заучить число 12 используем две буквы: Р и Д, из которых составляем слово РоДина.

2. Свободные ассоциации.

Усвоение информации с помощью эмоциональных связок.

Пример: запомнить фамилию нового коллеги Кузнецов. Для этого можно вообразить его с молотом у наковальни.

3. Рифмы.

Складывание рифмованных фраз или небольших стихотворений, в которых есть нужная информация.

Пример: запомнить правописание слов удобно несложной рифмой

Много ели тОрты,

Не налезли шОрты.

4. Акронимы или аббревиатура.

Придумывание фразы, где первые буквы слов будут совпадать с первым буквам запоминаемых терминов.

Например, нужно запомнить классификацию царства Животные:

Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид

Царский Терем Кот Открыл Сразу Рыбу Выпросил.

5. Метод римской вешалки.

Найти привычные объекты и использовать их как базу для нанизывания новой информации.

Например, нужно запомнить перечень продуктов: сыр, салфетки, лимон, мыло. Представьте, что вы у себя на кухне отрезаете кусочек Сыра, съедаете, вытираете рот Салфеткой с рисунком Лимона, потом идете помыть руки с Мылом.

Шесть направлений мнемотехники:

  1. Народная. Это все несложные правила, стишки или знакомые фразы для запоминания, которые мы слышали с детства. Например, многие в детстве учили цвета радуги по фразе: «Как Однажды Жан Звонарь Голубой Собрал Фонарь».
  2. Классическая. Первое направление в истории, которое использовали в античном мире.
  3. Педагогическая. Акцентируется интересном, простом и прочном процессе усвоения большого количества материала.
  4. Цирковая (эстрадная). Используется в представлениях или шоу, поэтому главное в данной технике не фиксация данных, а кодирование информации для передачи от помощника к главному исполнителю.
  5. Спортивная. Используется профессиональными мнемонистами для соревнований. Борьба идет за лучший результат по двум направлениям: скорость и объем заученного материала за определенное время.
  6. Современная. Использует наработанную теоретическую базу знаний, на основе которой дорабатываются техники для решения конкретных задач: изучения биохимии, физических формул, правил ПДД, подготовка к госэкзамену.

Как выбрать мнемотехнику для себя?

Чтобы улучшить память, нам не нужно досконально знать строение мозга или скорость, с которой двигается нейрон по нейронной сетке. Лучше, что мы можем сделать – познакомиться с собой поближе и узнать: в какое время суток мы наиболее продуктивны, предпочитаем слушать или смотреть, любим одиночество или компании.

Пройти тест на тип восприятия

Для прочных ассоциаций создаваемые образы должны быть:

  • Крупными. Связи между контрастными размерами фиксируются плохо. Поэтому независимо от реальных размеров предметов, их следует приводить к соизмеримой величине. Например, если нужно запомнить чашку и ведро, стоит мысленно увеличить чашку до большего размера.
  • Многомерными. Это могут быть объемные картинки, которые удобно поворачивать, рассматривать с разных сторон.
  • Цветными. Например, образ цветка запомнится лучше, если представить яркие лепестки на фоне сочных зеленых листьев.
  • Детальными. Если вы хотите выучить герб страны, нужно рассмотреть его мельчайшие детали, выделить базовые элементы, мысленно проговорить все, что увидели.

И еще три правила, которые касаются запоминания:

Правило 1. Сон никак не уменьшает количество запомненной информации. Наоборот, перевод данных в нужный отдел мозга происходит именно во время сна. Чтобы упаковать все полученное, мозгу нужно время и возможность. Именно поэтому ученые советуют перед экзаменом хорошенько выспаться.

Правило 2. Чтобы учиться не обязательно смирно сидеть. Обучение – сугубо личный процесс. Одному нужна музыка, другой может учиться только в тишине, третий должен постоянно ходить во время подготовки к экзамену. Главное, чтобы выбранный способ учебы был эффективным именно для вас.

Правило 3. Нетривиальные, экстравагантные, яркие вещи запоминаются лучше, чем обычные. Чем более абсурдной на первый взгляд покажется ассоциация, тем четче она отпечатается в памяти.

Мнемотехника для жизни.

Хорошая память пригодится всегда: когда нужно вспомнить номер телефона близкого друга, дату рождения подруги или имя прабабушки по материнской линии. Но есть в жизни периоды, когда новые инструменты запоминания пригождаются чаще всего.

Игра и стихи вместо школьной зубрежки.

Игра – один из главных источников эмоций для человека. Особенно это заметно по детям, но и взрослые не упускают возможности поиграть или понаблюдать за увлекательными соревнованиями. Самое главное в таком методе – удержать атмосферу веселья и регулярно учиться. Таким способом можно заучить столицы стран, константы, химические элементы, правила правописания, иностранные слова.

Например:

География. Страна Мозамбик – столица Мапуту: собирали мозаику и все напутали.

Химические элементы. Железо, алюминий, хром – их валентность равна трем.

Три правила игровой техники: необычность, забавность, яркость. Дети на лету хватают то, что их смешит или развлекает. А еще – привыкают к тому, что учеба – это не скучная зубрежка, а увлекательное занятие.

Ассоциации для изучения иностранного языка.

Искусство запоминания помогает освоить любую науку, но сегодня оно наиболее популярно в изучении иностранных языков. Ведь строить связные предложения можно только тогда, когда знаешь достаточно слов. Те, кто всерьез занимается изучением английского, знают, что труднее всего запоминаются абстрактные фразовые глаголы. В таком случае помогает способ метод ассоциаций.

Например, нужно придумать яркую ассоциацию к словосочетаниям:

Cheer up – не унывать. Созвучно с ЧИРиканьем воробьев, которые подпрыгивают на месте (UP).

Take interest – проявить интерес. Созвучно с интересной вещью, которую хочется взять (Take), чтобы рассмотреть получше.

Servant – слуга. Представляется сервант, возле которого стоит слуга с подносом.

Эти мнемоники не универсальны, ведь у каждого человека свой опыт и свои ассоциации. Но принцип одинаковый: нужно произнести слова вслух и подумать, с какими словами на родном языке они ассоциируются.

Выводы:

  • Мнемоника – техника запоминания, основанная на ассоциациях, помогающая превратить процесс запоминания в азартную игру.
  • Мнемотехники хороши тем, что дают результат практически сразу.
  • Техники запоминания пригодятся детям для учебы, родителям для бизнеса, бабушкам и дедушкам для профилактики Альцгеймера.
  • Мнемоника для учеников – способ запомнить новые знания через азартную игру.
  • Чтобы выбрать для себя подходящую технику, необходимо изучить свой распорядок дня, привычки.

Пройти тест на психологический возраст

Мнемотехника | AdLit

Фон

Мнемотехника — это метод обучения, призванный помочь учащимся улучшить запоминание важной информации. Этот метод связывает новое обучение с предыдущими знаниями посредством использования визуальных и/или акустических сигналов. Основные типы мнемонических стратегий основаны на использовании ключевых слов, рифмующихся слов или акронимов. Учителя могут разработать мнемонические стратегии или предложить учащимся придумать свои собственные.

Преимущества

Мнемотехника — это стратегии, которые можно модифицировать, чтобы они соответствовали разнообразному содержанию обучения. Этот метод улучшает запоминание сложных слов или идей и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала. Это особенно полезно для студентов LD и других, у которых могут быть трудности с запоминанием информации.

Создание и использование стратегии

Мнемотехника может быть представлена ​​учащимся при представлении набора новой информации. Обсудите тему, которую необходимо изучить, и предварительно выберите мнемоническую стратегию, такую ​​как перечисленные ниже (или предложите учащимся создать свою собственную: 

один – булочка

 шесть – палочки

два – обувь

семь – небо

три – дерево

восемь ворота

четыре двери

девять лоза

пять улей

ten is hen

Ключевые слова помогают учащимся запоминать информацию в определенном порядке. Эти слова заменяют число, которое нужно запомнить и связать с другой информацией. Например, чтобы запомнить, что у насекомых шесть ног, а у пауков восемь, создайте изображение насекомых на палочках и еще одно изображение паука на воротах.

Затем учителя могут использовать словесные подсказки, такие как «Хороший способ запомнить это…» для ознакомления с техникой.

  • Ключевое слово  — Ключевое слово – это знакомое слово, которое звучит похоже на изучаемое слово или идею. Учитель создает иллюстрацию, которая связывает предыдущую и новую информацию в памяти ученика. Пример: научный термин для обыкновенных лягушек — ranidae. Полезным ключевым словом для ranidae может быть дождь, и учитель может показать изображение лягушек, прыгающих под дождем.
  • Pegword  — Pegwords представляет собой набор рифмующихся слов, которые используются для обозначения чисел. Например, ключевое слово для «один» — «булочка». Ключевые слова включают следующее:
  • Письмо  — Стратегии письма включают аббревиатуры и акростихи (или мнемоники предложений). Например, аббревиатуру ДОМА можно использовать, чтобы помочь учащимся вспомнить названия Великих озер.
    • H: Гурон
    • О: Онтарио
    • М: Мичиган
    • Э: Эри
    • S: Улучшенный

Примечание:  Необходимо будет смоделировать конкретную мнемоническую стратегию, и учащиеся должны пройти этапы мнемоники, пока они не смогут использовать ее самостоятельно. Дайте учащимся возможность попрактиковаться в устной форме и дайте корректирующую обратную связь.

Дополнительная литература

По следующим ссылкам приведены примеры мнемонических стратегий:

  • Повышение успеваемости в школе с помощью мнемонических стратегий
  • Стратегии запоминания для учащихся: ценность стратегий
  • Мнемонические устройства A-B-C

Ссылки

Мастропьери, М. А., и Скраггс, Т. Е. (1998). Построение более значимых отношений в классе: мнемонические исследования на практике. Исследование и практика проблем с обучаемостью, 13, 138–145.

Нагель, Д. Р., Шумейкер, Дж. Б., и Дешлер, Д. Д. (1986). Мнемоническая стратегия ПЕРВОЙ буквы. Лоуренс, Канзас: EXCELLenterprises.

Шумейкер, Дж. Б., Балгрен, Дж. А., Дешлер, Д. Д., и Ленц, Б. К. (1998). Процедура улучшения отзыва. Лоуренс, Канзас: Канзасский университет.

Скраггс, Т. Е., и Мастропьери, Массачусетс (1992). Применение мнемонических инструкций в классе: приобретение, поддержание и обобщение. Исключительные дети, 58, 219-229.

Что такое мнемоническое устройство и как его построить?

Сегодня многие задаются вопросом, как улучшить состояние памяти. Если вас интересует этот вопрос, возможно, вы сталкивались с таким термином, как мнемонический прием.

Сегодня мы хотим поговорить о том, что это такое и как его можно построить без особых проблем.

Что такое мнемоника и какова ее цель?

Мнемотехника – это комплекс методов и приемов, направленных на облегчение запоминания информации любого рода (числа, текста, фактов), а также на увеличение размера «хранилища» памяти. Принцип основан на ассоциировании цифровой или текстовой информации с конкретным запоминающимся изображением (ярким и крупным) с подключением логики.

Мнемонический метод организует контакт между нервными окончаниями в вашем мозгу.

Эта методика способствует развитию речи, а символическое мышление улучшает зрительную и слуховую память и помогает лучше ориентироваться в пространстве – запоминать названия улиц и маршрутов, запоминать большую цепочку предметов или телефонных номеров.

Стань инсайдером Гарлема!

Подпишитесь на нашу рассылку новостей *

Постоянное использование контактов. Пожалуйста, оставьте это поле пустым.


Отправляя эту форму, вы соглашаетесь получать маркетинговые электронные письма от: Harlem World Magazine, 2521 1/2 west 42nd street, Los Angeles, CA,

, https://www.harlemworldmagazine.com. Вы можете отозвать свое согласие на получение электронных писем в любое время, используя ссылку SafeUnsubscribe®, расположенную внизу каждого электронного письма. Электронная почта обслуживается компанией Constant Contact

Таким образом, используя мнемонический прием (метод запоминания), можно улучшить качество запоминания и увеличить его объем. Освоение этого метода значительно облегчит вам жизнь и снизит вероятность использования гаджетов в качестве напоминаний.

Мнемонические методы

Существует большое количество мнемонических методов, и мы хотим обсудить наиболее важные из них:

  1. Шифрование по буквам. Этот метод составляет фразы (предложения) с использованием заглавных букв информации, которую необходимо запомнить. Например, известная фраза «Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан» — яркий пример этого метода распознавания всех цветов радуги и их последовательности.
  2. Ассоциативный метод. Сравните информацию с ярким, легко запоминающимся изображением. Ассоциация – это образный контакт, соединяющий два объекта. При извлечении из памяти одного варианта необходимая информация должна автоматически вызываться. Изображения нужно использовать большие и яркие.
  3. Метод рифм. В простом стихе поместите основную информацию для запоминания.
  4. Метод созвучия. Примените к информации легко запоминающуюся согласную фразу.
  5. Метод Цицерона (Римская комната). Принцип заключается в назначении информации запоминаемым элементам в стандартной комнате. Для этого нужно визуализировать основные вещи, к которым вы будете «привязывать» информацию. Выбрав знакомое пространство, двигайтесь только в одном направлении. Таким образом создается каркас, на который вы будете «прикреплять» данные для запоминания. Затем назначьте слово (фразу, предложение, число) каждому выбранному элементу. В результате образовалась последовательная цепочка знакомых объектов, каждый из которых несет закрепленную за ним информацию.
  6. Техника матрешки. Это принцип объединения изображений в пары, и каждое последующее изображение должно быть меньше предыдущего. Первое изображение включает в себя второе. После «присоединения» первого ко второму — фокус на втором, и первый исчезает. В объединении всегда должна участвовать только пара: первый – второй, второй – третий и так далее.

Практика показывает, что проще всего построить мнемоустройство с помощью удобного мобильного приложения, например memoryOS. Это сделает обучение более доступным и увлекательным.

Кто может применять эту технику?

Многие считают, что мнемоническое устройство было создано и управляется только взрослыми. Но это заблуждение. Поскольку принцип этого метода основан на ассоциациях и визуализации, его можно освоить еще в детстве. Потому что дети лучше всего способны воображать, создавать образы и применять ассоциации в играх и школе.

Кроме того, мнемотехника напрямую связана с беглым чтением, которое необходимо взрослым, детям и подросткам. Способность быстро читать при визуализации является основой скорости усвоения прочитанной информации. С помощью ассоциаций прочитанный текст будет лучше и быстрее запоминаться. Это касается и тех, кто изучает иностранные языки или хочет повысить качество своего образования в школе или вузе.

Если школьнику для запоминания параграфа учебника необходимо прочитать его несколько раз, то при использовании любой из методик достаточно будет прочитать его один раз.

Каждый человек может выбрать для себя наиболее удобную технику запоминания или использовать сразу несколько.

Многие психологи регулярно изучают принципы работы нашего мозга, в том числе способность запоминать ту или иную информацию. Поскольку мнемотехника является одной из составных частей психологии человека, она будет совершенствоваться по сравнению с проведением экспериментов. Все эти методики, описанные выше, подтверждены фактами многолетних исследований, что делает их популярными во всем мире.

Связанные статьи

Культурный архив Гарлема — это историческое общество, поддерживаемое спонсором и фондом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts