📖 Техники психодрамы, Глава 6. Психодрама. Психотерапия. Учебник для ВУЗов. Бурлачук Л. Ф. Страница 34. Читать онлайн
Клиент может не осознавать значительной части своего эмоционального опыта, своих потребностей и не удовлетворять их. Поэтому важные жизненные роли, связанные с ними, оказываются неосвоенными. Психодраматические техники моделируют различные аспекты процесса принятия роли. Психодрама основана на том, что социальный атом (психотерапевтическая группа) берет на себя часть ролевого поведения, которая не актуализировалась в жизни протагониста. Когда на ранних стадиях развития ребенок не осознает своих потребностей, но они властно управляют его жизнью, мать и другие люди из его ближайшего окружения пытаются вчувствоваться в нужды ребенка и удовлетворяют его потребности. Аналогом этого процесса в психодраме служит техника двойника, предполагающая вживание Вспомогательного Я в чувства протагониста, которые тот не осознает. Таким образом, психодраматическая группа «достраивает» личностную историю клиента и дополняет связи в его социальном атоме.
Психодрама отличается большой технической оснащенностью. Многие техники были созданы и использованы в одной конкретной ситуации, другие достаточно универсальны и не зависят от содержания проблемы. Ниже будут представлены наиболее распространенные техники.
Техника представления себя, как правило, используется в начале работы и позволяет клиенту в коротких сценах представить себя или значимых лиц. Она может выполняться также в виде монолога или интервью. Представление в этой технике дает информацию о реальном поведении, а не о фантазиях по поводу себя. При этом клиент свободен в выборе предоставляемой информации, что сразу дает ему ощущение безопасности. Вхождение в психодраму через эту технику усиливает эффект разогрева, дает возможность сосредоточиться на проблеме.
Техника исполнения роли предполагает принятие и пребывание в роли.
Как правило, ее исполняет Вспомогательное Я, помогая протагонисту в постановке сцены из его жизни. Играть ее может и протагонист, если он осваивает новую роль.Диалог — это проигрывание отношений между людьми. В отличие от исполнения роли здесь все участники играют себя. Эта техника часто используется в семейной терапии. С ее помощью осуществляется управление групповой динамикой. Опасность ее использования состоит в возможности закрепления сложившихся неадекватных отношений.
В технике монолога протагонист покидает место действия и в процессе ходьбы (чтобы не терять динамики действия, не увязнуть в словах) высказывает свои мысли, чувства, комментирует действия. Монолог похож на свободные ассоциации, но больше связан с конкретной ситуацией.
Эта техника дает возможность дополнить содержание игры. Она используется, когда ведущий предполагает, что у протагониста есть чувства, не находящие проявления в сцене, и в то же время он готов к большему самораскрытию.
В технике двойника Вспомогательному Я предлагается сыграть протагониста. Как правило, «двойник» располагается сзади и немного в стороне. Вначале он старается стать как бы тенью протагониста и через движения, через манеру говорить вживается в его состояние. Получая обратную связь от прототипа и руководствуясь ею, Вспомогательное Я корректирует свое поведение. Затем «двойник» углубляет свое понимание и выражает содержание, которое не высказывается протагонистом. Тот может принять предложенную версию, проигнорировать ее, не согласиться в спокойной манере или выразить несогласие бурными эмоциональными реакциями. Тогда группа подключается для обсуждения поведения «двойника».
Исполнение этой роли требует умения вчувствоваться в состояние другого человека. Вспомогательное Я является как бы продолжением протагониста, помогая ему выразить и осознать свои чувства. Переживания протагониста бессознательно ассоциируются с ранним опытом, когда близкие помогали ребенку понять и удовлетворить его потребности. Дополнительный эффект использования этой техники состоит в том, что человек актуально переживает поддержку и понимание другого человека.
Психология bookap
Способы применения техники варьируются от варианта, когда исполнитель этой роли полностью повторяет поведение протагониста, до варианта, когда он развивает собственное понимание на основе данных протагонистом ключей, как бы интерпретирует их. Но эта интерпретация основана не на рассуждении, а на эмпатии и выражена языком действия. Так, в одной сцене протагонист выражал вербальную агрессию по отношению к отцу, но невербально демонстрировал страх. «Двойник» принял позу эмбриона. Это позволило протагонисту осознать, что он боится отца и чувствует себя беззащитным в отсутствие матери.
«Двойник» помогает найти ключи для новых сцен, если их трудно получить от самого протагониста. Эта техника вводится, когда необходима помощь в прояснении конфликтных переживаний, особенно если партнеры протагониста не дают ему возможности для полного самораскрытия. Если протагонист запутался во множестве противоречивых чувств, желаний, проблем, психотерапевт вводит множественное дублирование.
Техника реплики в сторону также дает возможность прояснить непроявленные переживания. Она вводится в процессе применения техники исполнения роли или диалога. Процедура выглядит следующим образом: протагонист отворачивается от Вспомогательного Я и произносит то, что он хотел бы сказать своему партнеру, но не может. Она используется тогда, когда партнеры в разыгрываемой сцене не понимают друг друга и у протагониста нет возможности высказать свои мысли и чувства.
Техника обмена ролями предполагает, что протагонист и Вспомогательное Я меняются ролями. Вхождение в нее требует максимального вживания в роль другого. Как и в технике двойника, партнеры стремятся добиться соответствия в позе, движениях, во всем рисунке поведения.
Эффективность этой техники основана на механизме децентрации. Для травматичного опыта характерен определенный эгоцентризм: человек фиксирован на болезненных переживаниях и не может увидеть ситуацию в другом свете. Благодаря обмену ролями протагонист может посмотреть глазами другого и децентрироваться.
Психология bookap
Кроме возможности увидеть другого в себе протагонист получает возможность увидеть себя в другом. Понимание других людей основывается на эмпатической способности, умении «примерить» на себя чужую роль: ребенок в игре, взрослый в воображении пытается понять другого, действуя от его имени и переживая его эмоции. Протагонист становится в позицию своего партнера и таким образом лучше понимает его. Уже это само по себе помогает разрешать межличностные конфликты.
Эта техника используется и в том случае, если протагонист не согласен с версией исполнения роли Вспомогательным Я. Она с успехом применяется в семейной психотерапии для налаживания коммуникации. Но когда партнер вызывает слишком сильные негативные эмоции (например, насильник), обмен ролями может оказаться не только бесполезным, но и нанести вред.
Поскольку Вспомогательное Я становится объектом проекций, то при обмене ролями протагонист получает доступ к отвергаемой им части собственной личности, выражает вытесненные потребности, желания, мотивы. Часто эта техника используется для того, чтобы из другой роли он получил необходимые поведенческие образцы или качества. Например, играя роль агрессивного человека, протагонист уже в своей роли может научиться лучше отстаивать себя. Таким образом, применение техники обмена ролями позволяет пережить новый эмоциональный опыт и расширить поведенческий репертуар. С ее помощью можно управлять эмоциональным напряжением разыгрываемого действия.
Поскольку Вспомогательное Я часто переживает проблемы, в проигрывании которых ему предлагается участвовать, смена роли может быть полезной также и ему. В обмене ролей Вспомогательное Я выявляет новые аспекты переживаний и учится лучше понимать своих близких.
В технике «зеркало» Вспомогательное Я должно как можно точнее имитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия и наблюдает за игрой. В этой технике искусственно создается проекция для того, чтобы клиент обнаружил те аспекты поведения (а через них и желания, чувства), которые ранее отвергал.
Когда протагонист действует, то не обнаруживает в полной мере смысловой нагрузки действия. Он может сильно защищаться, и тогда «выдавать» его будут лишь отдельные проявления, часто невербальные, которые контрастируют с другими средствами общения. Протагонист их не замечает, осознавая лишь одну часть своих мыслей, чувств. Тогда Вспомогательное Я может не просто отобразить, но и гиперболизировать отдельные элементы. Например, в сцене диалога с матерью протагонист С. не выражал своих чувств и отвечал на ее реплики лишь тем, что соглашался чаще ездить и помогать ей. Это, однако, не разрешало его личностных проблем и лишь затушевывало давний интерперсональный конфликт.
Его реплики стали удлиняться, он много объяснял, часто употребляя слово «должен». Вспомогательное Я проговаривало это слово еще чаще, причем выделяя интонацией. В процессе наблюдения протагонист заметил, что в этом поведении не выражаются его истинные желания, и захотел «переиграть» разговор.Преимущество работы с проекцией в психодраме состоит в том, что она присутствует на действенном уровне. При использовании техники «зеркало» следует учитывать возможность принятия протагонистом нового опыта, иначе проекция так и останется за пределами сознания и будет приписана способу восприятия и поведения Вспомогательного Я. Это конфронтационная техника с мощным эффектом, поэтому ее неуместное использование может фрустрировать и блокировать спонтанность действия у чувствительных клиентов с выраженными самообвинительными тенденциями.
Техника проекция в будущее позволяет представить возможный вариант развития событий, разыграть сцену из будущего. Приведем пример. Участник психодрамы сказал, что не может решить, жениться ему или не жениться. В последнее время ему вспоминаются сцепы из прежней семейной жизни, лицо бывшей жены, хотя он совсем не жалеет о разводе. Сыграв сцену встречи с бывшей женой в будущем, он смог выразить обиду и понял, что развитию его отношений с любимой женщиной мешает страх быть покинутым, недоверие к ее чувствам.
Другие варианты применения этой техники позволяют апробировать новые поведенческие стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.
Моделирование предполагает демонстрацию Вспомогательным Я альтернативных способов действия для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Эта техника соответствует аналогичной технике бихевиоральной психотерапии и основана на обучении протагониста новым поведенческим стратегиям, развитии его спонтанности и вариативности проявлений.
Психодрама И. Б. Гриншпун, Е. А. Морозова Предварительное определениеЕдиного определения психодрамы не существует. В качестве предварительного определения мы предлагаем использовать то, которое дается в большинстве случаев (с некоторыми различиями формулировок): метод групповой психотерапии, предполагающий использование театрализованной (драматической) импровизации для исследования клиентом своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и на этой основе продуктивного изменения отношения к бытию в различных его ипостасях (включая самоотношение) и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия. Вместе с тем, давая подобные определения, многие авторы отмечают их недостаточность и, соответственно, условность (например, психодрама может быть ориентирована на группу). Основные причины возникающих в этой области трудностей можно видеть в следующем. Во-первых, создатель психодрамы Я. Л. Морено рассматривал ее не только как психотерапевтический метод, но — на различных этапах своего творчества — как теологию, форму искусства, науку, философию жизни. П. Ф. М. Келлерман (Келлерман, 1998), подвергший проблему определения психодрамы специальному анализу, усматривает в этомнепоследовательность Морено; мы же полагаем, что все эти аспекты, часто упускаемые из вида при рассмотрении психодрамы, чрезвычайно важны для понимания ее существа, и ниже по¬стараемся это показать. Вторая трудность связана с тем, что не существует ясно сформулированной теории психодрамы. Собственно, Морено, по-видимому, и не ставил такой задачи, во всяком случае, если иметь в виду теории традиционного типа. Как многие психологи, ориентированные на экзистенциализм, Морено не выстраивает жесткой системы постулатов и правил работы с ними, введенные им термины явно метафоричны и, следовательно, допускают множественные толкования. (Сказанное не означает отсутствия теоретических представлений, в дальнейшем мы их рассмотрим; однако это означает возможность достаточно вольной их интерпретации и развития, что и происходит.) Еще одна сложность сопряжена с тем, что предложенная Морено терапевтическая система предполагает триединство социометрии, групповой психотерапии и психодрамы (об этом речь ниже), причем это триединство ряд авторов также называет психодрамой или психодраматической терапевтической системой. Естественный вопрос о том, возможно ли — и в какой мере — рассматривать психодраму отдельно от первых двух составляющих, не находит единого ответа. Если да, то психодраматист может не включать социометрию и групповую психотерапию в свою практику или включать по своему усмотрению на уровне локальных техник; если нет, то обязательна ориентация на работу со структурой группы и групповой динамикой. Соответственно, в качестве субъекта терапевтических изменений может выступать не только индивид (как в приведенном определении), но и группа. Мы не будем обсуждать иные трудности определения психодрамы — читатель может обратиться, в частности, к упомянутой работе Келлермана. Излагая ниже историю психодрамы, ее теоретические и методические аспекты, мы попытаемся прояснить существующее положение вещей. Отметим, что представления о том, что называть психодрамой, варьируют от требований приверженности философским, теологическим, психологическим, терапевтическим представлениям Морено (так называемой классической психодраме) до мнения о том, что психодрамой можно назвать любую практику разыгрывания ролей (Рудестам, 1998). Мы будем преимущественно говорить о классической психодраме. ИсторияИстория психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя, и своеобразие личности и жизненного пути Морено непосредственно отразилось на теории и практике его психотерапевтической системы. Необычность же его личности во многом связана с тем, что, подобно Андерсену, говорившему о сказке своей жизни, Морено мог бы сказать: игра моей жизни (игра в самом широком понимании этого слова). Якоб Морено Леви (впоследствии Джекоб Леви Морено) родился 19 мая или 1889, или 1990, или 1992 года либо в Бухаресте, либо на судне, переправлявшемся через Средиземное море. Столь необычное начало биографии объясняется пристрастием Морено к розыгрышам и мистификациям; в разных источниках фигурируют различные даты, а легенда о рождении на судне, документально ничем не подтвержденная, также исходит от него. Когда Морено исполнилось пять лет, семья перебралась в Вену. В играх собственного детства Морено впоследствии видел источник будущей психодрамы. Знаменитый эпизод этих игр можно считать символичным. Однажды Морено вместе с соседскими детьми играл «в Бога». Сам Морено играл роль Бога и, восседая на горе из стульев, наблюдал «летавших и певших» вокруг него «ангелов» — приятелей, бегавших возле сложенного из стульев «рая». «Бог» попробовал взлететь вместе с «ангела¬ми» и, упав, сломал руку. Однако вера в возможность стать Богом впоследствии не покидала Морено — смысл этого утверждения будет ясен в дальнейшем. Начиная с 1909 года Морено (занимавшийся в то время философией) заинтересовался детскими играми уже в ином плане. Наблюдая за детскими играми в садах и парках Вены, Морено поразился тому, насколько полно дети отдаются процессу воплощения своих фантазий; с другой стороны, его внимание привлекло то, что в ходе развития игр сюжеты и роли начинают повторяться, «консервироваться» (будущая идея «культурных консервов» — продуктов культуры, которые, являясь итогом творчества, обретают стабильность и парадоксальным образом могут оказаться препятствием творчеству). Интерес к детским играм был не пассивен — Морено начал сочинять и разыгрывать с детьми в жанре спонтанной драмы сказки на темы их жизни. Впоследствии в этой работе Морено видел истоки практики ролевой игры, прообраз театра импровизации. В 1910-е годы Морено завершил высшее образование — сначала философское, затем медицинское. Как медик он перед Первой мировой войной работал с малолетними проститутка¬ми, организовав для них группы самопомощи. В этом видится начало групповой психотерапии (термин появился в 1932 году, приоритет в его создании обычно признается за Морено). В 1916 году Морено работал в лагере беженцев в Миттендорфе. Там он обратил внимание на то, что физическое здоровье обитателей того или иного барака зависит от специфики сложившихся между ними межличностных отношений. Тогда родилась социометрия (о ней подробнее ниже), признанная впоследствии теоретической и отчасти методической основой психодрамы. В связи с созданием социометрии Морено получил впоследствии признание как один из основателей микросоциологии, психологии малых групп, социальной психиатрии. С 1919 году, получивдок-торскую степень, Морено практиковал в Бад-Веслау. Большую роль в жизни Морено занимало увлечение литературой. В возрасте около двадцати пяти лет он издал два поэтических сборника — «Завещание отца» и «Приглашение к встрече», причем издал анонимно по аналогии с Библией, у которой нет автора. В это же время, судя по наброскам его автобиографии, он чувствовал желание встать на путь религии, думая уйти в монастырь либо организовать секту. В монастырь он не ушел, так как видел в себе не отшельника, но борца. Секту организовал, но просуществовала она недолго. В 1920-е годы Морено занимался литературно-философским журналом «Даймон», где сотрудничали Ф. Кафка, М. Шелер, М. Бубер. Можно предполагать взаимовлияние — во всяком случае параллели в идеях Морено и Бубера иногда вполне очевидны. В 1922 году Морено организовал «театр импровизации» (о нем ниже), функции которого постепенно становились психотерапевтическими. Театр этот явился прообразом психодрамы. В 1925 году Морено эмигрировал в США. В 1936 году в Би-коне он открыл оздоровительный центр со специально для проведения психодрамы построенным театром. Тогда же началось издание журналов и проведение семинаров, где обсуждалась не только психодрама, но и другие психотерапевтические подходы. В конце 1940-х годов организована Американская ассоциация групповой психотерапии и психодрамы. Международные конгрессы по психодраме и социодраме проводятся с 1964 года. В это же время Морено женится на Зерке Тоймен (с той поры она известна как Зерка Морено), внесшей огромный вклад в развитие психодрамы и продолжающей поныне дело своего мужа после его кончины в 1974 году. повлиявшие на психодраму Скачать 494,8 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Что такое психодраматическая терапия? 10 техник для ваших сеансов
Психодрама описывается как индивидуальная терапия в групповом формате, где действие происходит вокруг множества ролей главного героя в жизни, таких как родитель, партнер, брат, сестра и сотрудник.
Возможно, это покажется удивительным, но психодрама как психотерапия тесно связана с психологией, социологией и даже с театром и способна преодолеть разногласия между отдельными людьми, группами и сообществами (Cruz et al., 2018; Giacomucci, 2021).
Этот увлекательный подход имеет широкое применение, включая лечение депрессии, фобий, употребления алкоголя и наркотиков, отношений и семейных проблем (Nicholls, 2017).
В этой статье мы исследуем некоторые из психодраматических техник и действий, которые практикующие врачи могут интегрировать в свои существующие подходы при лечении клиентов.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на позитивные отношения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам построить здоровые отношения, обогащающие жизнь.
Эта статья содержит:
- Что такое психодрама в терапии?
- 3 примера психодраматических приемов
- 3 лучших психодраматических интервенции
- 2 Эффективные занятия и упражнения
- Взгляд на психодраму в групповой терапии
- 3 увлекательные книги для терапевтов
- Варианты обучения: 5 курсов и сертификатов
- Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое психодрама в терапии?
Психодрама началась с Дж. Л. Морено в 1920-х годах и остается популярной, с тех пор много раз эволюционируя и переосмысливая. Это «терапевтическая модель, широко используемая в Европе в частных и государственных медицинских учреждениях, включая больницы, […] и службы охраны психического здоровья, […] при лечении различных патологий, таких как шизофрения […] и злоупотребление психоактивными веществами» (Cruz et al. и др., 2018, стр. 2).
Эта форма психотерапии, предпочтительно проводимая в групповой обстановке, фокусируется на человеке, находящемся в центре множества ролей в отношениях (например, в роли супруга, брата, сестры или родителя), а также на его трудностях и потенциальных проблемах, таких как страх отказа или бегства, или сомнений относительно способностей на работе (Cruz et al., 2018).
Психодрама часто описывается как индивидуальная терапия, проводимая в групповом формате, с упором на различные роли или идентичности, которые клиенты берут на себя на протяжении всей своей жизни.
Этот подход предлагает клиентам возможность изучить, как прошлый опыт мог повлиять на их мышление, чувства и поведение в настоящем и как он повлияет на будущее, используя «энергию и спонтанность группы для изучения ситуации главного героя» (Nicholls , 2017, п. 2).
Как правило, психодраматические сеансы состоят из социальных , групповых и драматических контекстов с использованием пяти инструментов, включая (Cruz et al., 2018):
- Протагонист
Член группы, который обеспечивает содержание для психодрамы - Сцена
Где происходят действия и где они содержатся - Вспомогательное эго
Другие члены группы или персонал - Директор
Лицо, ведущее сеанс, обычно терапевт - Аудитория
Оставшиеся члены группы, которые являются свидетелями истории главного героя
Каждое занятие состоит из трех отдельных фаз (Cruz et al. , 2018; Giacomucci, 2021):
- Разминка — Подготовьте участников к физическим действиям и психодраме.
- Действие (разыгрывание) – Перенести на сцену интрапсихическую или межличностную жизнь главного героя.
- Совместное использование — После того, как разыгрывание завершено, члены группы отказываются от ролей и делятся своим опытом.
Психодраматические инструменты обеспечивают разминку перед фазой действия или объединяются, чтобы «помочь главному герою в драматизации конфликта, который необходимо разрешить» (Cruz et al., 2018, стр. 2).
3 Примеры психодраматических техник
Недавний систематический обзор литературы выявил 11 основных психодраматических техник.
Мы приводим три ниже и другие в последующих разделах (Cruz et al., 2018; Giacomucci, 2021).
Двойник
Двойник призван озвучить внутренний мир главного героя, копая глубже, чем видимое «я», и раскрывая, как они разговаривают сами с собой в безопасности своего личного мира.
Дублирование может быть достигнуто другим человеком (терапевтом или кем-либо в группе, выступающим в роли двойника), физически стоящим рядом с главным героем, имитирующим его позу и говорящим так, как если бы он был им самим. Главный герой исправляет их, если удвоение неточное, но владеет и повторяет то, что они говорят, когда они правильные.
Такая техника может быть особенно полезна для поддержки главного героя в интеграции эмоций и мышления, которые ранее были «вырваны из сознания из-за подавляющего характера травматического опыта» (Джакомуччи, 2021, стр. 255).
Отзеркаливание
Эта техника дает главному герою возможность увидеть себя такими, какими их видят другие, глядя на себя в «зеркало». Терапевт просит их сесть и наблюдать, как другой член группы воспроизводит сцену, отражая их поведение. Этот метод особенно ценен, когда главный герой застрял в роли или не знает, как его поведение влияет на других.
Поменявшись местами с кем-то из зрителей, они могут получить перспективу, увидеть неадекватные паттерны отношений и определить изменения, которые они создали в результате лечения.
Смена ролей
Выход из собственной идентичности и обмен местами с другим считается ключевым приемом в психодраме. Видение точки зрения другого человека (например, другого партнера в отношениях, образца для подражания, исторической личности или даже Бога) может быть мощным опытом.
В качестве подхода это может расширить восприятие главного героя и помочь ему освободиться от негативных чувств, таких как вина и стыд.
3 Лучшие психодраматические вмешательства
Следующие три вмешательства являются неотъемлемыми и мощными инструментами поддержки психодрамы как лечения и могут использоваться отдельно или в сочетании с другими методами (Cruz et al., 2018; Giacomucci, 2021).
Первичное интервью
После выбора главного героя следующим шагом является первичное интервью с режиссером. Хотя обычно он короткий и часто выполняется во время совместного хождения по кругу, чтобы создать физическое движение, он имеет несколько целей, в том числе (Giacomucci, 2021):
- Продолжаем разогревать главного героя
- Разогрев группы и режиссера для постановки психодрамы
- Развитие доверия, понимания и связи
- Создание контракта вокруг цели принятия
- Сбор дополнительной информации по теме презентации
Обстановка сцены
Сразу после первого интервью очень важно выбрать обстановку для психодрамы и начать использовать предметы, которые помогут сделать ее реальной. Это знаменует собой переход в то, что терапевты называют «избыточной реальностью», где главный герой переходит к действию, разогревая свое тело, эмоции и воображение.
Главному герою может быть предоставлено самому настроить сцену, показывая, как она должна выглядеть, потенциально получая доступ к глубоким воспоминаниям и делясь ими.
Самопрезентация
В этот момент главный герой начинает показывать режиссеру, вспомогательным эго и зрителям, как они обычно действуют в данной ситуации. Это вмешательство устанавливает отправную точку и возможность войти в избыточную реальность, увеличивая спонтанность и уменьшая тревогу.
Возможно, наиболее важно то, что самопрезентация — это возможность «экстернализовать свою собственную субъективную реальность, точку зрения и опыт» (Джакомуччи, 2021, стр. 260). Затем главный герой может приступить к разыгрыванию своей психодрамы, основанной на прошлом, настоящем или будущем.
2 Эффективные действия и упражнения
Психодрама не только говорит, но и действует.
По этой причине очень важно разогреть группу и создать сцену, которая имеет многие качества разыгрываемой ситуации.
Следующие занятия и упражнения могут помочь создать и поддерживать необходимый уровень энергии (Giacomucci, 2021).
Спонтанная импровизация
В отличие от самопрезентации, главному герою предлагается взять на себя роль вымышленного персонажа. Режиссер обычно предъявляет к ним высокие требования, дистанцируясь от их исходной психодраматической темы.
Например, человека, борющегося с зависимостью, могут попросить изобразить из себя отца, защищающего свою семью. Спонтанная импровизация может быть полезной для разминки или в качестве заземляющего вмешательства после особенно интенсивной личной психодрамы.
Интерполяция сопротивления
В то время как главный герой устанавливает физическую сцену, режиссер может внести изменения, которые предъявляют новые требования к роли. Упражнение может быть изменено ранее непредвиденным для главного героя способом, повышая спонтанность и потенциально открывая новые поведенческие реакции и аспекты личности.
Взгляд на психодраму в групповой терапии
Психодрама использует групповой формат и инструменты театра, психологии и социологии для проведения психотерапии (Cruz et al., 2018).
Пока сеанс фокусируется на одном человеке в качестве главного героя, другие в группе берут на себя роли по мере необходимости. Терапевт работает непосредственно с главным героем, но группа обеспечивает поддержку энергии и творчества, разыгрывая роли в своей психодраме (Nicholls, 2017).
Интересно, что как только безопасность и сплоченность внутри группы достигнуты, она становится самостоятельным организмом, усиливая свое влияние на своих членов, и с ней можно обращаться как с идентифицированным клиентом. Исследования последних лет показали, что групповая терапия не менее эффективна, чем индивидуальная терапия, и остается фундаментальным аспектом психодрамы (Giacomucci, 2021).
2 Групповая психодраматическая деятельность
Следующие два вида деятельности, в частности, вовлекают в разыгрывание несколько членов группы (Cruz et al. , 2018; Giacomucci, 2021).
Скульптура
Вместо того, чтобы другие члены группы оставались неподвижными или отстраненными, они участвуют в завершении сцены.
Главный герой определяет, где он находится и что делает. Наряду с удвоением и сменой ролей, психодраматические приемы лепят и конкретизируют воспринимаемые отношения с семьей, окружением и даже с внутренними частями личности.
Пустой(ые) стул(а)
Вместо того, чтобы просто разговаривать с пустым стулом – как в случае с некоторыми другими терапевтическими подходами – это упражнение используется для облегчения смены ролей и удвоения в психодраме.
Такой подход снижает нагрузку на главного героя, что особенно полезно, когда роль одного человека может быть слишком напряженной. Стул (или стулья) может оставаться пустым или чередоваться между несколькими членами группы. Например, несколько членов группы могут по очереди сидеть за стулом и озвучивать положительные или отрицательные сообщения, связанные с жизнью главного героя.
3 Увлекательные книги для терапевтов
Следующие три книги дают ценную информацию о теории и практике психодрамы внутри и вне консультационного кабинета.
1.
Социальная работа, социометрия и психодрама: эмпирические подходы для групповых терапевтов, общественных лидеров и социальных работников упражняться.Эта практическая книга исследует психодраму и ее практическое применение в работе с отдельными людьми, группами и сообществами, переживающими травму. Наряду с клиническими виньетками и теорией текст включает инструменты для оценки и вмешательства.
Найдите книгу на Amazon.
2.
Справочник по психодраме – Марсия Карп, Пол Холмс и Кейт Брэдшоу ТавонЭтот справочник представляет собой ценное руководство для стажеров и опытных специалистов в области психического здоровья, помогающее понять теорию и практику психодрамы и ее взаимосвязь с другими психотерапиями.
Текст следует психодраматическому подходу, состоящему из разминки, действия, обмена информацией и последующей обработки, и исследует, как мы можем использовать их для лечения клиентов с депрессией.
Найдите книгу на Amazon.
3.
Психодрама – Джейкоб Леви МореноВ книге исследуется работа Морено в области психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, чтобы развить глубокое понимание ее потенциала в помощи клиентам в решении жизненных проблем посредством ролевых игр.
Повторное рассмотрение этих оригинальных произведений основателя психодрамы позволяет глубоко понять необходимость включения в терапевтическое лечение всего человека.
Найдите книгу на Amazon.
Варианты обучения: 5 курсов и сертификатов
В последние несколько десятилетий психодрама стала популярной в качестве терапевтического лечения, и по всему миру существует ряд школ психодраматического обучения и аккредитации.
- Семинары на месте – Учебный институт психодрамы
Студентов обучают теории и практике психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, а также их применению к отдельным лицам, парам, группам и семьям.
Узнайте больше на их веб-сайте.
- Национальный учебный центр психодрамы (NPTC)
Доступный в США, NPTC обучает студентов теории и методам Дж. Л. Морено и их применению внутри и вне психотерапии.
Узнайте больше на их веб-сайте.
- Лондонский центр психодрамы
Этот учебный центр, зарегистрированный в Британской ассоциации психодрамы, предлагает годичный базовый курс и трехлетнее обучение, чтобы стать терапевтом.
Узнайте больше на их веб-сайте.
2 Онлайн-курсы для рассмотрения
Существует несколько онлайн-курсов по изучению психодрамы, в том числе:
- Групповая психодрама
Групповая психодрама предлагает несколько онлайн-возможностей для получения дополнительной информации о теории и практике психодрамы, а также потенциальных областях и возможностях ее применения. приложение.
Узнайте больше на их веб-сайте.
- Институт психодрамы Гудзон-Вэлли (HVPI)
HVPI предоставляет онлайн- и очные тренинги по психодраме, социометрии, социодраме и т. д., помогая людям выявлять и строить связи между отдельными людьми, группами и сообществами.
Узнайте больше на их веб-сайте.
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
У нас есть множество ресурсов для терапевтов, оказывающих психотерапевтическую поддержку отдельным лицам, парам и семьям.
Почему бы не загрузить наш бесплатный пакет позитивных отношений и не попробовать содержащиеся в нем мощные инструменты? Вот некоторые примеры:
- Инспекция The Sound Relationship House
Отношения требуют заботы и регулярных действий для развития дружбы, роста и доверия. Этот инструмент разработан, чтобы помочь парам изучить, насколько хорошо функционируют их отношения, через призму метафоры прочного дома отношений. - Связь с другими через самораскрытие
Исследования в области самораскрытия выявили прочную связь между уязвимостью и позитивными отношениями (Laurenceau, et al., 1998). Эти результаты подтверждают мнение о том, что смелость быть уязвимым является важным компонентом в формировании позитивных отношений. В этом упражнении мы научимся практиковать самораскрытие, чтобы укреплять существующие и создавать новые связи.
Другие бесплатные ролевые игры и драматические ресурсы включают:
- Assertive Message Role-Play
В настойчивых сообщениях честно и уважительно излагаются наши потребности, мнения и идеи. Этот пример сценария включает в себя ролевую игру для отработки формулирования и использования уверенного общения. - Сохранение спокойствия во время конфликта
Эти полезные советы по разрешению конфликтов могут быть полезными подсказками для ролевой игры.
Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на инструментарий Positive Psychology Toolkit©, но они кратко описаны ниже:
- Групповое занятие «Пассажиры в автобусе»
Метафора «пассажиры в автобусе» — это мощное групповое эмпирическое упражнение, помогающее клиентам практиковаться в том, чтобы позволять тревожным внутренним переживаниям (например, мыслям, чувствам, воспоминаниям, ощущениям и побуждениям) проявляться. и выбор действовать в соответствии со своими ценностями в триггерных ситуациях.
Клиент узнает, что вместо того, чтобы избегать болезненных эмоций или действовать в соответствии со своими чувствами, можно взять с собой боль или дистресс в ценностном направлении. Упражнение представляет собой увлекательное групповое занятие, включающее ролевую игру и периодический разбор терапевтических концепций.
- Изучение динамики сильных сторон
Сильные стороны не работают изолированно. Вместо этого они работают в сочетании с другими сильными сторонами, взаимодействуя и перекрывая друг друга, позволяя человеку извлечь максимальную пользу из их взаимодействия (так называемая «динамика сильных сторон»). Процесс можно изучить с помощью ряда шагов, выполняемых клиентом, в том числе:
Шаг первый. Определите и перечислите их сильные стороны.
Шаг второй. Проанализируйте взаимодействие их сильных сторон.
Шаг третий. Создайте визуальную модель.
Шаг четвертый. Поразмышляйте над тем, что они узнали из упражнения.
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить их благополучие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Терапевты постоянно стремятся найти лучшее лечение для своей практики. Они изучают, изучают и пробуют различные методы, чтобы помочь клиентам преодолеть препятствия и выйти из застоя, знакомя их с инструментами и методами, которые помогут им жить более полной и полноценной жизнью.
Психодрама имеет опыт оказания помощи клиентам в решении различных проблем в различных условиях. Эффект от использования силы и энергии группы для поддержки индивидуума, когда он сталкивается со своим прошлым, чтобы помочь себе в настоящем и будущем, может быть глубоким.
Для главных героев демонстрация уязвимости в отношении того, как они справляются с конфликтами или трудными ситуациями, дает возможность для глубокого понимания и роста.
Для терапевтов , психодрама может предложить новый и отличный инструмент, который может вовлечь группу в рефлексивное и активное лечение, выявляя неадаптивные паттерны отношений и подтверждая изменения, вызванные терапией.
Техники, книги и тренинги, рекомендованные в этой статье, предлагают новые инструменты для терапевтов и дополнительную надежду для клиентов на то, что они найдут новый путь в преодолении наследия прошлых трудностей, которые ранее не лечили.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три упражнения для позитивных отношений.
- Круз А., Сейлз К., Алвес П. и Мойта Г. (2018). Основные приемы моренской психодрамы: систематический обзор литературы. Границы в психологии , 9 , 1263.
- Джакомуччи, С. (2021). Социальная работа, социометрия и психодрама: эмпирические подходы для групповых терапевтов, общественных лидеров и социальных работников . Спрингер.
- Карп М. , Холмс П. и Брэдшоу Тавон К. (1998). Справочник по психодраме. Рутледж.
- Лоуренсо, Дж.-П., Барретт, Л.Ф., и Пьетромонако, П.Р. (1998). Близость как межличностный процесс: важность самораскрытия, раскрытия партнера и воспринимаемой отзывчивости партнера в межличностном обмене. Журнал личности и социальной психологии, 74 (5), 1238–1251.
- Морено, Дж. Л. (2020). Психодрама (том 1). Психодрама Пресс.
- Николлс, К. (2017, 22 марта). Психодрама . Справочник по консультированию. Получено 15 апреля 2022 г. с https://www.counselling-directory.org.uk/psychodrama.html 9.0016
Методы, преимущества, недостатки и советы
Типы терапии / По Mantracare Автор
Что такое психодраматическая терапия? Это вопрос, который волнует многих, но мало кто может дать точный ответ. Психодраматерапия — это уникальная форма консультирования, в которой используются театральные приемы, чтобы помочь людям справиться со своими проблемами и проблемами. Это может быть чрезвычайно эффективной формой терапии для тех, кто борется с проблемами эмоционального или психического здоровья. В этом посте мы более подробно рассмотрим, что такое психодраматическая терапия, а также как она может помочь вам или тому, кого вы любите!
Содержание
- 1 Определение психодраматической терапии
- 2 Как работает психодраматическая терапия?
- 2.1 Методы использовались
- 3 Преимущества
- 4 Недостатки
- 5 Нахождение правого терапевта
- 6 Заключение
С момента своего появления психодрама доказала свою эффективность в лечении широкого круга психических расстройств. Он успешно лечит клинические расстройства и состояния, а также укрепляет эмоциональное здоровье людей.
Как работает психодраматическая терапия?Психодраматическая терапия обычно проводится в групповой обстановке. Терапевт проведет группу через различные упражнения, призванные помочь им исследовать свои эмоции и мысли по поводу определенного вопроса или проблемы. Эти упражнения часто включают в себя ролевые игры и импровизацию. Например, в одном упражнении члены группы могут взять на себя роли разных людей, вовлеченных в конфликт. Еще одно упражнение может заключаться в том, чтобы группа разыграла сцену из чьей-то жизни, которая причиняет им страдания.
Терапевт поможет группе разобраться в своих эмоциях и мыслях после каждого упражнения. Цель психодрамы — помочь участникам группы лучше понять самих себя и найти новые способы решения своих проблем.
Также было показано, что это эффективная форма терапии для тех, кто пережил травму. Это потому, что это может помочь людям воспроизвести свою травму в безопасной среде и проработать свои чувства по поводу того, что произошло.
Используемые техникиВ психодраматической терапии можно использовать множество различных техник. Некоторые из наиболее распространенных методов включают в себя:
- Ролевые игры: Это предполагает, что члены группы берут на себя роли разных людей, вовлеченных в конкретную ситуацию. Например, они могут взять на себя роль члена семьи, друга или коллеги.
- Импровизация: Это включает в себя придумывание сцен или диалогов на месте. Терапевт часто дает группе подсказку, чтобы помочь им начать работу.
- Методы действия: Это техники, которые помогают людям понять свои мысли и чувства, отражая их в дальнейшем.
- Двойной кастинг: Это означает, что каждую роль в сцене играют два человека. Один человек будет играть роль самого себя, а другой человек будет играть роль кого-то другого, вовлеченного в ситуацию.
- Монолог: Это когда человек произносит речь перед группой о своих мыслях и чувствах. Это может быть полезно для тех, кто изо всех сил пытается выразить свои эмоции.
- Смена ролей: Этот метод предполагает, что человек берет на себя роль другого человека, вовлеченного в его проблему. Например, если кто-то борется с гневом по отношению к своему боссу, он может взять на себя роль своего босса и испытать, каково это быть на его месте.
- Зеркальное отображение: Эта техника предполагает, что человек воображает, что он смотрит на себя в зеркало. Затем они говорят все, что сказали бы себе, если бы смотрели в настоящее зеркало. Это может помочь им яснее увидеть себя, а также лучше понять свои мысли и чувства.
- Удвоение: Этот метод предполагает, что человек воображает, что он разговаривает с другой версией себя. Это может помочь им изучить различные аспекты своей личности и лучше понять себя.
Как видите, существует множество различных техник, которые используются в психодраматической терапии. Терапевт часто использует комбинацию различных техник, чтобы помочь группе достичь терапевтических целей. Эти методы могут быть адаптированы для удовлетворения потребностей человека или группы.
ПреимуществаПсиходраматическая терапия может быть полезной для всех, кто борется с эмоциональными или психическими проблемами. Это может быть полезно для тех, кто имеет дело с клиническими расстройствами, такими как:
- Тревожные расстройства
- Депрессивные расстройства
- Расстройства пищевого поведения
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Это также может быть полезно для тех, кто борется с личными проблемами, такими как:
- Горе и потеря
- Проблемы в отношениях
- Проблемы с изображением тела
- Интроверсия
- Низкая самооценка
Все эти преимущества приводят к:
- Улучшению навыков общения
- Большее самосознание
- Более глубокое понимание своих мыслей и чувств
- Улучшенные навыки решения проблем
- Больше уверенности в себе
- Повышенная способность выражать эмоции
- Улучшение отношений с другими
Если вы или кто-то, кого вы любите, боретесь с какой-либо из этих проблем, вам может подойти психодраматическая терапия. Это эффективная форма терапии, которая может помочь людям лучше понять себя, а также найти новые способы решения своих проблем.
НедостаткиКак и любая форма терапии, психодраматическая терапия не лишена недостатков. Некоторые из потенциальных недостатков включают в себя:
- Это может быть эмоционально насыщенным: Поскольку психодрама включает воспроизведение прошлых событий и исследование эмоций, она может быть эмоционально интенсивной. Важно убедиться, что вы готовы справиться с интенсивностью, прежде чем начать терапию.
- Эта форма выражения может усугубить социальную тревогу: Для тех, кто борется с социальной тревогой, психодраматическая терапия может ухудшить их симптомы. Это потому, что терапия включает в себя разыгрывание сцен перед другими людьми. Если у вас есть социальная тревожность, важно обсудить это со своим терапевтом до начала терапии.
- Может не покрываться страховкой: Психодраматическая терапия не всегда покрывается страховкой. Это потому, что он не так хорошо известен, как другие формы терапии. Если вы рассматриваете психодраматическую терапию, обязательно уточните в своей страховой компании, покрывается ли она.
- Это требует приверженности: Психодраматическая терапия обычно длится несколько недель или месяцев. Это означает, что это требует посвящения времени и энергии.
- Вам нужно найти квалифицированного терапевта: Не каждый может вести группу психодрамы. Важно найти терапевта, который прошел обучение этому конкретному типу терапии.
Несмотря на некоторые потенциальные недостатки, преимущества психодраматической терапии перевешивают недостатки. Если вы боретесь с эмоциональными или психическими проблемами, это может быть хорошим вариантом лечения.
Поиск подходящего терапевтаЕсли вы хотите заняться психодраматической терапией, важно найти подходящего терапевта. Ищите терапевта, который:
- Имеет опыт психодраматической терапии: Вы хотите убедиться, что ваш терапевт имеет опыт проведения психодраматических групп.
- Обучается ли этому типу терапии: Существуют специальные учебные программы для терапевтов, которые хотят научиться вести психодраматические группы. Убедитесь, что ваш терапевт прошел одну из этих обучающих программ.
- Имеет лицензию и сертификат : Все терапевты должны иметь лицензию и сертификат своего штата.
Вы можете обратиться за рекомендациями к своим друзьям или членам семьи или поискать в Интернете терапевтов в вашем районе. Как только вы найдете нескольких потенциальных терапевтов, позвоните им и спросите об их опыте психодраматической терапии. Вы также можете задать дополнительные вопросы относительно:
- Обучение и образование терапевта
- Опыт терапевта
- Как часто будут проходить сеансы терапии
- Сколько будет стоить лечение
- Какова политика терапевта в отношении пропущенных сеансов
Также важно убедиться, что вы чувствуете себя комфортно со своим терапевтом.