Текст на публицистический стиль: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Публицистические тексты имеют ряд общих черт:

Билет № 35

Публицистический стиль, его жанры и языковые особенности.

Публицистический стиль — это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений (сфера функционирования): политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации (СМИ) — журналах, газетах, на радио и телевидении.

Главная функция публицистического стиля — сообщение социально значимых новостей и их комментирование, оценка событий и фактов.

  • все они носят воздействующий характер, связанный с созданием у читателей (зрителей) определённого отношения к передаваемой информации;

  • пишутся в соответствии с определённой идеологической системой и опираются на систему определённых идеологических ценностей;

  • отличаются тенденциозностью, то есть журналист сознательно ставит свой текст на службу той или иной идее;

  • обладают ярко выраженным субъективным началом;

  • воспринимаются читателями (зрителями) ка определённый эталон речи, поэтому создаются журналистами с установкой на демонстрацию речевого мастерства.

Цель, функция публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Важнейшие функции публицистического стиля — информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют целью информировать как можно более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов на эти проблемы.     Информационная функция присуща всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле заключается в характере информации, ее источниках и адресатах.         Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает ее от научной информации.

Перед публицистическими произведениями не ставится задача полного всестороннего описания того или иного явления, публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.     Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стили — функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения. Публицистическому стилю присущи открытая
тенденциозность
, полемичность, эмоциональность, что как раз и вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции.     

          Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно же, выполняют и все остальные присущие языку функции: коммуникативную, экспрессивную, эстетическую.

  • Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что его тексты создаются не для внутреннего пользования и не для единственного адресата (хотя и в этих случаях коммуникативный аспект присутствует), а для максимально широкой аудитории. Коммуникация предполагает и обратную связь — ответ адресата. Для данного стиля обратная связь наиболее явно осуществляется в ситуации публичной дискуссии. Для газеты обратной связью являются письма читателей, ответы должностных лиц, статьи, присылаемые в ответ на предыдущие публикации. Радио и телевидение перешли от писем к телефонным звонкам слушателей и зрителей, в ходе которых они могут задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать об известных им событиях. Широко применяется и привлечение зрителей к съемке телепередач в студиях. Современное интерактивное телевидение ищет новые формы поддержания контакта со зрителями.     

    Коммуникативная функция определяет большинство культурно-речевых норм в любом стиле. В публицистике особенно важны такие качества речи, как понятность и выразительность. Этические нормы коммуникации в любом стиле предполагают взаимное уважение участников коммуникации, ориентированность текста на удобство его восприятия адресатом, уважение к правам личности.

  • Экспрессивная функция языка позволяет говорящему выразить свои чувства. Публицистический текст обычно ярко отражает личность автора, отличается явно выраженным и эмоционально окрашенным отношением автора к излагаемым фактам. На телевидении эмоциональность менее характерна для выпусков новостей и обязательна для ток-шоу. Осуществление экспрессивной функции также предполагает соблюдение норм речевой культуры. Выражение эмоций не должно превращаться в единственную задачу публициста или политика или выходить за рамки приличий.

  • Эстетическая функция публицистического текста представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата.

    Перечисленные выше функции определяют основные требования культуры речи, предъявляемые к произведениям публицистического стиля. Эстетическая функция для публицистического стиля не является обязательной в отличие от художественной литературы, однако внимание к эстетическим качествам текста весьма желательно и для журналиста, и для оратора. Информационная функция требует от автора информативности публицистического текста, т.е. того, чтобы текст содержал сведения, интересные и нужные адресату, а не только самому автору. Этические нормы предполагают достоверность и точность информации. Плохо, если заметка, выпуск новостей, аналитический обзор оказываются информационно пустыми.

Публицистический стиль (стиль СМИ) в системе функциональных книжных стилей русского литературного языка характеризуется особыми стилистическими функциями, характером адресата и формами реализации.

СМИ подразделяются на

визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизульные (телевидение. документальное кино).

СТИЛИСТИКА. Говорим на языке клиента

Да, именно так. Текст только тогда достигнет своей цели, когда заговорит с потребителем на одном языке. Добиться этого нелегко, но знание стилей речи и умелое пользование ими может весьма помочь.

Как мы помним, выделяют 5 функциональных стилей: официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорный.

В своих сетевых (и несетевых) текстах вы можете применять элементы любого из них, кроме официально-делового. Почему его стоит избегать? Потому что заезженные штампы, мутные фразы, отглагольные существительные и безличные глаголы с характерной формой на «-ся» придают ему канцелярскую окраску и полностью убивают эмоциональность: «Отсутствие присутствия данного инструмента позиционирования на общероссийском рынке принимается за основу и в целях ознакомления с ним рассматривается с точки зрения официальной науки»]. Всем все понятно? Вот и я о том же.

Чрезмерное увлечение элементами художественного текста тоже не приветствуется. Все хорошо в меру. А обширные лирические отступления на постороннюю тему не объяснят читателю, почему он должен отдать предпочтение именно вашему товару. Как мы уже говорили, время нынче дорого, и если вместо информации потребителю предлагают откровенную лирику, это раздражает. Однако яркие метафоры, сравнения, эпитеты в разумном количестве заметно украсят ваше творение.

Разговорный стиль? Почему бы и нет. Ведь есть такой жанр, как отзывы. Народные фразы придают им ни с чем не сравнимую убедительность. Да и анекдотец, ввернутый к месту, будет лишь в плюс. А иногда тексты для сайтов специально стилизуют под разговорную речь со свойственными ей вводными словами, обращениями и т. д. Это создает эффект непосредственного общения, что очень подкупает.

Выбирая средства научного стиля (термины, абстрактные понятия), надо быть очень осторожным. Конечно, в узкоспециализированном тексте без них не обойтись, а вот когда он адресован не только структуральным лингвистам, но и обычным людям, старайтесь совмещать этот стиль с публицистическим. Причем в пропорции 20% (научный) на 80% (публицистический).

Вместе с тем любые средства публицистического стиля полностью в вашем распоряжении. Впрочем, и их нужно использовать умеючи. А для этого следует иметь представление о целевой аудитории. Ведь не секрет, что текст, ориентированный на молодых людей, будет критично восприниматься старшим поколением. А два продажника – адресованные любительнице супермаркетного шопинга и завсегдатаю суперэлитного бутика – будут разниться и аргументами, и стилем изложения. Даже если оба они написаны в традициях публицистики.

Почему? Потому что существует такое понятие, как авторский стиль. Освоив его, вы будете владеть аудиторией, несколькими словами рисовать образ рекламируемой организации.

Охарактеризуем несколько наиболее ярких его образчиков.

Нейтральный стиль универсален. Тексты, созданные в подобном ключе, можно увидеть на сайтах самых разных компаний: и производителей электрооборудования, и продавцов семян. Такой текст более информативный, чем продажный. Даже если в нем описаны достоинства товара или идет речь о предоставлении каких-либо услуг, читателю не приказывают соблазниться ими здесь и сейчас. После прочтения подобного материала в памяти остается масса полезной информации, но… сам он не запоминается. Он не цепляет, не оставляет впечатления. И, скорее всего, получив представление о товаре на сайте этой компании, потребитель купит его в каком-то другом месте.

Похож на нейтральный наукообразный стиль. Он пленяет авторитетностью, солидностью, вескими аргументами и тем, что в нём почти нет научной терминологии. Такой текст рассчитан на разборчивого покупателя, который взвешивает все «за» и «против» перед тем, как расстаться со своими кровными. Характерно: в нем может говориться как о достоинствах товара, так и о его недостатках, что создает впечатление объективности. Здесь нет хвастовства и рьяных призывов затовариться. Изложение – стройное, язык – простой и доступный, поэтому объяснение понятно даже новичкам. Данный стиль по нраву респектабельным компаниям, для которых погоня за каждым клиентом осталась в далеком прошлом. Ну или тем, которые стремятся создать себе подобный имидж.

Стиль продажников знаком всем. Он настолько типичен для текстов этого жанра, что рассматривать его во всех деталях нет смысла. Обилие достоинств, отсутствие недостатков, обращение к конкретному читателю – вот главные особенности такого рекламного предложения. Агрессивно-приказывающий, насыщенный глаголами в повелительном наклонении, составленный из внятных фраз и коротких абзацев, он словно подстегивает к действию.

Богатый стиль часто предпочитают компании, продающие вещи элит-класса: драгоценности, эксклюзивный текстиль, дорогие меха, шикарную одежду. В данной ситуации тексты призваны показать роскошь и уникальность товаров. Предложение должно быть ясным и коротким? Забудьте. Это не тот случай. Обилие прилагательных, сравнений, метафор заставит читателя задуматься о повышении своего покупательского статуса, наполнит предвкушением удовольствия от покупки. Эпитеты: «убийственно красивый, шикарный, сногсшибательный» встречаются здесь чуть ли не на каждом шагу.

Молодежный стиль выбирают, если аудитория – молодые люди, которые хорошо воспринимают демократичное обращение на «ты» и которых не коробит употребление сленговых словечек. Использование этих средств помогает автору казаться своим, авторитетно советовать тот или иной товар. Мол, чего тебе стоит, купи сам, «подгони» другу. К такому стилю часто прибегают магазины прикольных подарков, молодежной одежды, модных аксессуаров.

Разумеется, об авторских стилях можно писать сколь угодно долго, но не будем превращать урок в научную работу. Лучше озвучим важное правило, которого необходимо придерживаться, выбирая тот или иной способ изложения. Так вот: не стоит смешивать в пределах одного текста разные стили, поскольку это смазывает чёткое представление о товаре, вызывает у читателя недоумение и подсознательное недовольство.

Важные шаги, которые помогут вам улучшить свои журналистские навыки

Мы живем в эпоху, когда доступ почти к любой информации возможен в течение пяти секунд. Интернет изменил весь процесс получения информации людьми. Раньше люди потребляли ежедневные новости через журналы, газеты, телепрограммы, конечно, все это есть и в наши дни.

Но мы живем в этом быстром мире, поэтому нам легче пользоваться интернетом в любое время, когда мы хотим, чтобы знать все, что мы хотим. Способ потребления новостей резко изменился, хотя журналистское письмо осталось в основном неизменным. Итак, что такое журналистское письмо?

Журналистское письмо является очень популярным видом письма, в котором сообщаются новости в журналах и газетах, в телевизионных передачах, на радио и в Интернете. Для лучшего понимания журналистского стиля письма вы можете открыть книгу на любой странице и газетной статье.

Вы увидите, что в статье предложения короткие и легко ведут к сути. Краткость — не единственная специфическая характеристика журналистской газеты. Структуру новостей легко отличить от других типов. Всегда есть большие, смелые заголовки, которые используются, чтобы привлечь внимание читателей и вызвать желание прочитать эту новость.

Журналистский стиль письма

Каждый автор, исходя из своих возможностей, старается выбрать оптимальный стиль письма. Конечно, письменных «рецептов» для создания собственного неповторимого стиля не существует. Журналист должен выработать индивидуальную манеру письма в соответствии со своим опытом, знаниями и предпочтениями.

Методика создания журналистского произведения очень сложна. Довольно часто даже при большом количестве материалов профессионалы не могут часами писать первое предложение, рассуждая над концептуальной идеей произведения. Во избежание этого необходимо четко представлять структуру будущей журналистской работы.

Структура публицистического письма

В процессе написания публицистического стиля необходимо иметь в виду, что основными функциональными целями публикации являются либо сообщение, либо анализ, с четкой структурой. Это также связано с особенностями читательского восприятия: лучше и легче читать те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, так как позволяют ориентироваться в тексте.

Структура журналистского письма состоит как минимум из двух компонентов:

  • Описание события, факта, понятия и т.д.
  • Его оценка, с обоснованным мнением о предмете.

Предметом изображения может быть описание события, явления, факта или системы фактов, описываемых в произведении, какой-либо сюжет или конфликт действительности, которые автор должен адекватно и достоверно воспроизвести.

Оценка предмета — проблемная часть, где нужно написать, в чем основная проблема, привести аргументы и доказательства в поддержку той или иной социальной позиции.

Журналист должен не только собирать и ретранслировать новости, но и анализировать, комментировать их.

Информацию о видах журналистского письма можно найти здесь.

Помните, что если вы хотите писать в журналистском стиле, вы должны заинтересовать, развлечь, развлечь и, прежде всего, проинформировать своих читателей. Чтение газет отличается от чтения книг. Подумайте о своей аудитории, как журналист, вы должны говорить всю правду и раскрывать факты, которые вы нашли.

Наберитесь смелости и будьте уверены в своем письме, и ваши читатели полюбят вас.

Написание мнений в качестве журналиста

  Léelo en Español

PeopleImages/iStock

 

Весной 2022 г., когда глобальная вспышка оспы была в самом разгаре, журналист по инфекционным заболеваниям Кай Купфер Шмидт сделал что-то нехарактерное. Разочарованный расплывчатыми сообщениями об общественном здравоохранении по всему миру, он написал эссе в The New York Times 9.0048, подчеркивая вред от игнорирования того факта, что вирус распространяется в основном среди геев.

В профессии, которая считает объективность неприкосновенной, репортеры редко, если вообще когда-либо, высказывают свое мнение в новостях или статьях. Но когда журналисты создают статьи, их намеренный выбор пересечь эту черту бросается в глаза. Сосредоточив внимание на своей идентичности или соответствующем опыте, научные журналисты могут использовать авторские статьи для представления точек зрения, которые являются информированными и детализированными. В своем эссе о mpox Купфершмидт опирался на более чем десятилетний опыт репортера об инфекционных заболеваниях, а также на свой жизненный опыт гея, чтобы объяснить, как власти могут создавать как прямые, так и дестигматизирующие сообщения общественного здравоохранения.

Для научных журналистов, особенно для тех, кто хорошо разбирается в своих материалах, страницы мнений предлагают мощную платформу для проявления своего писательского авторитета и формирования общественного обсуждения проблемы. Когда темы особенно запутаны или деликатны, журналисты могут вмешаться со своими собственными пятью центами, выступая в роли проводника в запутанной среде.

Выкладывание мнений на всеобщее обозрение требует определенного мужества или, по крайней мере, склонности к озорству. Это также несет в себе риск предполагаемой предвзятости, которая может повлиять на будущую работу. Но, представляя тщательно изложенные аргументы и сохраняя прозрачность, журналисты могут сократить эти опасения и высказываться по темам, которые их больше всего волнуют.

 

Обоснование аргумента

В написании мнений собственное мнение автора занимает центральное место. Это отличается от репортажей о научных новостях, которые в первую очередь служат для описания научных открытий или событий, говорит Александра Сифферлин, редактор отдела здравоохранения и науки The New York Times . «Эссе-мнение может содержать все эти элементы, но в основе его лежит то, что автор пытается аргументировать что-то конкретное».

Четкое определение этого аргумента — первый шаг к созданию убедительного комментария. «Если я собираюсь работать с журналистом, мы тратим много времени на спор», — говорит Сифферлин, редактирующий гостевые статьи. Подумайте о том, чего вы надеетесь достичь, написав статью, и на какие сообщества вы надеетесь повлиять. Эти вопросы помогут определить тип аргумента, который вы соберете.

Сообщите о своей аргументации так же, как и о любом журналистском задании, и убедитесь, что ваша история стоит на твердой почве.

Некоторые аргументы призывают политиков или других влиятельных профессионалов предпринять определенные действия или внести изменения. Например, в своей резкой статье Купфершмидт призвал политиков и органы здравоохранения четко и без дискриминации сообщать о том, какие сообщества подвергаются наибольшему риску заражения вирусом.

Другие авторские статьи представляют новые идеи или подчеркивают упущенные перспективы. Написание мнений дает возможность «начать разговор», говорит Сифферлин. Например, в рассказе 2021 года для The Atlantic, писатель-эколог из Франции Эмма Маррис бросила вызов методам, с помощью которых многие документалисты-натуралисты снимают гиперреальные кадры животных и их среды обитания. Маррис пишет, что, удаляя свидетельства человеческой деятельности и добавляя постфактум звуковые эффекты, эти фильмы создают обманчивое впечатление, что нетронутая дикая природа более распространена, чем она есть на самом деле. Чтобы решить эту проблему, она предлагает альтернативный подход, который возвращает нас от захватывающих дух фотомонтажей животных к «показу дороги, или домов, или ферм, которые их окружают» — еще более удивительного, но еще более правдивого изображения природы.

Журналисты также могут использовать эссе-мнения, чтобы позвать своих коллег: противодействовать репортажам, изобилующим «двусторонностью», или добавлять необходимые нюансы к существующему освещению проблемы. Лиза Джарвис, обозреватель мнений в области фармацевтики и биотехнологий в Bloomberg , использовала эссе 2022 года для критики освещения в СМИ исследования, посвященного влиянию колоноскопии на риск колоректального рака. Мрачные заголовки, утверждает Джарвис, предполагали, что эта процедура не смогла предотвратить смертность от рака. «Я чувствовала, что не во всех репортажах было достаточно нюансов, — говорит она, — и я беспокоилась, что это приведет людей к выводу, что им не следует проходить колоноскопию». Джарвис использовала свою статью, чтобы подробно описать разницу между оценкой инструментов скрининга на уровне популяции и на уровне отдельного пациента. «Вместо того, чтобы сдерживаться, — пишет она, — люди должны рассматривать это исследование как хороший повод поговорить со своим врачом о вариантах тестирования».

 

Структурирование комментария

После того, как вы сформулируете свои аргументы, вам необходимо подкрепить их доказательствами. Мнение без подтверждающих доказательств является предвзятостью или, что еще хуже, предубеждением, говорит Камала Тиагараджан, независимый журналист из Индии, написавшая эссе о COVID-19 и несправедливости в отношении вакцин. Сообщите о своем аргументе, как о любом журналистском задании, и убедитесь, что ваша история стоит на твердой почве.

Имея на руках критическую массу доказательств, вы можете подумать о том, как представить их наиболее убедительным и убедительным образом. «Вы можете помочь кому-то структурировать свои мысли о чем-либо», — говорит Джарвис, вместо того, чтобы просто представлять факты и позволять читателю сделать свой собственный вывод.

Одна из проблем написания мнений заключается в том, что это бросает вызов традиционному взгляду на журналиста как на нейтрального, беспристрастного наблюдателя. Таким образом, написание статей может вызвать у ваших читателей, редакторов или будущих источников вопросы о возможном конфликте интересов или предвзятости.

В некоторых случаях эффективная структура рассказа раскрывает центральный аргумент заранее, а за ним следует ряд вспомогательных моментов, которые выстраиваются в конечном итоге в переформулировании точки зрения писателя. Этот подход может особенно хорошо работать для писателей, обладающих авторитетом и опытом, таких как опытный репортер или эксперт, пишущий в своей области. В 2023 году Washington Post , например, аргумент бывшего комиссара FDA Скотта Готтлиба звучит прямо из заголовка: «Как исправить CDC: сначала сделайте его меньше». Затем он тратит основную часть статьи на построение аргументов в пользу сужения ответственности, которая ложится на перегруженное агентство.

Вы также можете дойти до аргумента в повествовательном путешествии. Этот подход проводит читателя через опыт, сформировавший ваше мнение, чтобы показать, а не рассказать, почему ваше мнение имеет смысл. Аргументы, возникающие из подробного описания темы или из жизненного опыта, могут хорошо соответствовать этому формату. Например, когда Маррис исследовала свою книгу о взаимодействии человека с дикими животными, она начала сомневаться в этичности разведения животных для демонстрации в зоопарках. В эссе 2021 года для The New York Times , она ведет читателей через репортажи, которые привели ее к такому мнению. Вместо того, чтобы проповедовать читателям, подобные статьи мягко подталкивают их к пониманию точки зрения писателя.

Другие мнения объединяют серию эмоциональных призывов, чтобы подчеркнуть доказательства и убедительно донести довод. При этом писатели могут извлечь выгоду из своего личного опыта, рассказывая о каждой острой детали. Например, Тиагараджан открывает свое эссе 2021 года на The New Arab о неудачной реакции Индии на COVID-19 с личным размышлением: «Я не могу точно определить момент, когда многие индийцы, такие как я… полностью и полностью потеряли веру в способность правительства контролировать эту бушующую вторую волну пандемии», — сказала она. пишет. На протяжении всей статьи Тиагараджан также использует эмоциональный язык, чтобы усилить влияние статистики — нехватка кислорода в 50 000 метрических тонн звучит болезненно правдоподобно, например, когда она пишет о опекунах, беспокоящихся о том, «могут ли они позволить себе даже своих близких». сделать следующий вдох».

 

Работа с восприятием предвзятости

Одной из проблем написания мнений является то, что оно бросает вызов традиционному взгляду на журналиста как на нейтрального, беспристрастного наблюдателя. Таким образом, написание статей может вызвать у ваших читателей, редакторов или будущих источников вопросы о возможном конфликте интересов или предвзятости.

Однако эти конфликты часто скорее кажутся, чем реальны, говорит Мегха Сатьянараяна, главный редактор отдела общественного мнения в Scientific American . В большинстве случаев «то, что журналисты, особенно научные репортеры, делают с авторскими статьями, используют свой опыт для реального анализа темы, которую они освещают», — говорит она. Например, опытный климатический репортер может написать статью о том, насколько хорошо работает международная климатическая политика, основываясь на посещении встреч и беседах с экспертами. Сатьянараяна говорит, что представление тщательно проработанного мнения не умаляет способности репортера рассказывать беспристрастные истории.

Даже с учетом риска предполагаемой предвзятости или классификации, написание авторских статей, как правило, окупается как для автора, так и для его читателей.

Журналисты могут развеять опасения, что они могут быть предвзятыми, отдавая приоритет открытости для читателей (и редакторов) в отношении уровня их знаний, того, как они их развили и как они влияют на их работу. Журналист-климатолог Эмили Аткин, например, сосредоточила свое кредо страстного репортажа о подотчетности на странице «О нас» своего информационного бюллетеня о климате 9.0047 С ПОДОГРЕВОМ . Аткин уверяет свою аудиторию, что ее иногда язвительные истории исходят от специалистов, освещающих события с 2013 года. Такой открытый подход вызывает доверие у читателей и заставляет их покупать эту форму журналистики мнений.

В то же время это помогает продумать возможные последствия публичного изложения своих взглядов. Во-первых, написание мнений может повлиять на то, как источники оценивают вашу работу, и может вообще отвратить некоторых от общения с вами, особенно если они придерживаются разных взглядов. Точно так же не все редакторы рассматривают написание мнений в одном свете, и некоторые могут рассматривать вас только как авторские статьи в будущем. Фрилансеры, в частности, могут захотеть расспросить окружающих, чтобы понять, как редакторы их постоянных или потенциальных изданий относятся к журналистам, которые балуются статьями. «Это действительно может изменить ход вашей карьеры и то, какую работу вы сможете выполнять в будущем», — говорит Маррис. «Поэтому вы должны быть осторожны, прежде чем войти в эту дверь, чтобы писать мнения».

Даже с учетом риска предполагаемой предвзятости или классификации, написание авторских статей имеет тенденцию окупаться как для автора, так и для его читателей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts