Урок по русскому языку работа с текстом публицистического стиля
Тема урока: «Практическая работа с текстом публицистического стиля»
Цели урока:
Обучающие: знакомство с понятием «рекламный текст», анализ текстов сплошного и несплошного типа; формирование читательской грамотности в ходе работы с текстом публицистического стиля;
развивающие: расширение кругозора учащихся; развитие их личностных качеств; положительных мотивов их деятельности; креативного мышления; языкового чутья;
воспитательные: развитие коммуникативных навыков – умения работать в творческой группе, вырабатывать и принимать решения; воспитание уважения к чужому мнению.
Задачи: уметь выявлять в тексте информацию, понимать содержание и авторскую позицию, высказывать собственное мнение; создать собственный рекламный текст и провести его презентацию.
Тип урока: урок применения знаний, совершенствования умений и навыков в предлагаемых условиях.
Форма:
Метод: поисково-исследовательский
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и задач урока.
II. Повторение сведений о публицистическом стиле речи.
1) Работа с таблицей-информатором. Заполнение граф, постановка целей урока.
Утверждение | Я это знаю | Я этого не знаю | Я на этом уроке хочу узнать |
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». |
|
|
|
Адресат публицистических текстов – это максимально широкий круг людей, а значит, содержание публицистических текстов должно быть актуально для общества в целом. |
|
| |
Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. |
|
| |
Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад. |
|
| |
Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем. |
|
| |
Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев. |
|
| |
Публицистические тексты разнородны по языку (язык зависит от целевой аудитории – сравните язык молодежных передач и «официальных» новостей) |
|
| |
В зависимости от способа передачи информации выделяются следующие формы журналистики: · газетно-журнальная журналистика, · тележурналистика, · радиожурналистика, · интернет-журналистика. |
|
| |
Особой формой массовой коммуникации является реклама. Реклама преследует те же задачи, что и другие публицистические тексты, – она содержит информацию о чем-либо и эмоционально и/или рационально воздействует на адресата, призывая его к определенным действиям. |
|
| |
Ключевой параметр рекламы – эффективность. |
|
| |
Реклама может быть коммерческой или социальной. |
|
| |
Реклама должна не только передавать информацию, но и обращать на себя внимание. В первую очередь этим требованиям должен отвечать слоган – фраза, выражающая суть рекламного сообщения. |
|
|
2)Чтение некоторыми учащимися формулировки поставленной перед собой цели урока.
IV. Работа с несплошным текстом . Знакомство с текстом. (Афиша концерта Дианы Арбениной в Астане)
Работа в группах.
Задания.
1. Поиск явной и скрытой информации.
А) Составьте два-три вопроса, которые начинались бы с вопросительного местоимения.
Б) Определите лексическое значение слова «снайперы».
2. Понимание на уровне содержания, подтекста, интерпретация.
А) Как вы думаете, почему музыкальная группа носит такое название?
Б) Как вы считаете, верно ли автор афиши поместил на самую первую строчку слова: «Впервые в Астане»?
3. Рефлексия на содержание и на форму текста. Аргументация.
А) Как бы вы разместили данную информацию на афише?
Б) Опираясь на данный текст, ответьте на вопрос: «После знакомства с данной афишей хотели бы вы посетить концерт Дианы Арбениной и почему? Повлияла ли на ваше решение данная афиша?»
V. Мини-сценка: «Как старик корову продавал». Автор С.Михалков.
— Скажите, пожалуйста, почему торговля была неудачная? (Старик плохо отзывался о своем товаре)
— А почему, когда нашелся покупатель, старик не продал корову? (Реклама была настолько хороша, что старик сам в нее поверил)
— Является ли реклама текстом публицистического стиля? (Да, является, так как обращена к обществу и цель ее — воздействие на человека)
VI. Работа со сплошным текстом. Чтение текста.
Приветствую вас, дорогие друзья! С вами Александр Бережнов — один из авторов бизнес-журнала.
Сегодня я расскажу о некоторых интересных фишках написания рекламного текста. Сразу сделаю оговорку, что для профессионального владения рекламным слогом необходима практика.
Копирайтер — специалист в области написания коммерческих текстов. В отличие от обычного писателя, копирайтер занимается созданием текстов, целью которых является побуждение читателя (потенциального клиента) купить товар или услугу, а также выполнять иное действие, заранее спланированное автором.
Кстати, изначально само слово «реклама» происходит от анг. «reclamare», что означает «выкрикивать».
Именно так издавна зазывали народ к покупке своего товара купцы и торговцы. А представляете, если бы они просто стояли и говорили: «Купец Иванов, продаю молоко, мясо, крупу», то есть просто озвучивали факт своего присутствия, как делают это многие современные предприниматели.
Это просто абстрактный пример. Я думаю, что суть понятна.
Вывод: Реклама должна быть нестандартной и привлекать внимание покупателя, в каком бы виде она не подавалась: объявление, рекламная вывеска, выкрикивания и так далее. Не будьте как все, выделяйтесь. Помните знаменитое выражение: «Для корабля, не знающего своего направления, ни один ветер не будет попутным». В рекламе этот принцип работает точно также. Очень важно знать цель написания рекламного текста. А это значит, что вы должны четко понимать, чего вы хотите добиться с его помощью.
Наверняка, в данном случае вы хотите побудить потенциального клиента к совершению действий. И это правильно! Мы часто слышим: «Купила эту газету, потому что заголовок «зацепил»». Или: «Я туда зашел, потому что в рекламе было написано: «Каждому второму покупателю – игрушка в подарок!»». Наверняка таких примеров вы вспомните немало. Да, именно заголовок рекламного объявления уже «продаёт». Составляйте заголовок так, чтобы затронуть интерес читателя.
Если вы хотите сделать рекламное объявление наиболее эффективным, то мой вам совет, не поленитесь, составьте образ вашего «идеального покупателя».
Подумайте, на каком языке он разговаривает, как проводит свое время, каковы его ценности, идеалы? Это и есть ваша целевая аудитория.
Составляйте рекламный текст с учетом ее языковых оборотов, лексики. При этом старайтесь использовать короткие слова и выражения.
Несколько практических рекомендаций по написанию эффективного рекламного текста
Эти рекомендации являются практически пошаговой технологией, позволяющей создавать качественные объявления для компаний, работающих в самых разных коммерческих сферах.
Сделайте хороший интригующий заголовок — это обязательный элемент!
Используйте простые слова и выражения в краткой форме, рифмуйте их. Это повысит запоминаемость вашего рекламного объявления
Разбивайте текст на абзацы, чтобы читателю было легче воспринимать его.
Сначала давайте самую важную информацию в объявлении, а далее второстепенную по убыванию.
Красочно оформите ваше объявление запоминающейся тематической иллюстрацией.
Указывайте контакты вашей компании, чтобы потенциальный клиент знал, куда обратиться.
Задания.
1. Поиск явной и скрытой информации.
А) Как бы вы назвали текст?
Б) Копирайтер – это
1.Человек, занимающийся рекламой.
2.Человек, продающий товар.
3.Человек, пишущий текст рекламы.
В) Каково происхождение слова «реклама»
Г) Найдите в тексте предложение, в котором автор говорит для чего предназначена его статья.
Д) Подчеркните в тексте конкретные советы, которые автор дает будущим копирайтерам.
Е) Что необходимо, по мнению автора, для успешного владения рекламным слогом?
2. Понимание на уровне содержания, подтекста, интерпретация.
А) Какое отношение к содержанию статьи относится приведенное в ней выражение: «Для корабля, не знающего своего направления, ни один ветер не будет попутным»?
Б) Автор говорит, что реклама не должна быть стандартной. Как вы понимаете это слово и слово нестандартный? Может ли быть нестандартным человек? Плохо это или хорошо?
В) Бытует мнение, что не реклама делает спрос на товар, а его качество. Как вы думаете, что на это высказывание ответил бы автор статьи?
3. Рефлексия. Создание рекламного текста на заданную тему.
1 группа – реклама сока.
2 группа – реклама зубной пасты.
3 группа – реклама сотового телефона.
VI. Защита проекта. Выступление групп.
VII. Обобщение. Возвращение к целеполаганию, рефлексия: достигнута ли цель урока?
VIII. Выставление оценок в группах.
Домашнее задание: Написать текст-рассуждение на тему: «Несколько советов готовящему уроки»
Приложение 1
Задания к тексту-афише.
1 группа
А) Составьте два-три вопроса, которые начинались бы с вопросительного местоимения.
Б) Определите лексическое значение слова «снайперы».
2 группа
А) Как вы думаете, почему музыкальная группа носит такое название?
Б) Как вы считаете, верно ли автор афиши поместил на самую первую строчку слова: «Впервые в Астане»?
3 группа
А) Как бы вы разместили данную информацию на афише?
Б) Опираясь на данный текст, ответьте на вопрос: «После знакомства с данной афишей хотели бы вы посетить концерт Дианы Арбениной и почему? Повлияла ли на ваше решение данная афиша?»
Приложение 2
Задания к тексту о рекламе.
1 группа
I.
1. Как бы вы назвали текст?
2. Копирайтер – это…
1.Человек, занимающийся рекламой.
2.Человек, продающий товар.
3.Человек, пишущий текст рекламы.
II. Какое отношение к содержанию статьи относится приведенное в ней выражение: «Для корабля, не знающего своего направления, ни один ветер не будет попутным»?
Задания к тексту о рекламе.
2 группа
I.
1. Каково происхождение слова «реклама»?
2. Найдите в тексте предложение, в котором автор говорит, для чего предназначена его статья.
II.
Автор говорит, что реклама не должна быть стандартной. Как вы понимаете это слово и слово нестандартный? Может ли быть нестандартным человек? Плохо это или хорошо?
3 группа
Задания к тексту о рекламе.
3 группа
I.
1. Подчеркните в тексте конкретные советы, которые автор дает будущим копирайтерам.
2. Что необходимо, по мнению автора, для успешного владения рекламным слогом?
II. Бытует мнение, что не реклама делает спрос на товар, а его качество. Как вы думаете, что на это высказывание ответил бы автор статьи?
journalism — Fonts In Use
The New Editorial website2022
Contributed by Jon
Alexander Matthews visual identity2020
Contributed by Catarina Pereira
Предоставил Андрей Шевченко
Спонсор
Веб-сайт The Breach c. 2021
Предоставлено Daniel McQueen (TDF)
Личность и веб-сайт DMJXc. 2020
Предоставлено Playtype Foundry
Фото Стивена Коулза на Flickr.
Отмычка
Contributed by David Loewe
Staff Pick
44th National Magazine Awards2021
Contributed by TYPE.WELTKERN®
Сайт Радио Свободная Европа/Радио Свобода2021
Предоставил Эбен Соркин
ISTORY2020
Внесено в пользу Adelina Shaydullina
Общественная квадрат2018
.
Louth + Proud2019
Предоставлено Киллианом Уолшем
Contributed by Jolin Masson
Democracy Docket website2020
Contributed by Matthijs Sluiter
Предоставлено Фабио Кристо
Contributed by Ed Johnson
Staff Pick
BlogoSphere website2020
Contributed by TypeMates
Revista Deriva2019
Предоставлено Réplica
Подбор персонала
Предоставлено JAF
Staff Pick
Contributed by Sharp Type
Предоставлено Лаурой Чоксан
Предоставлено TypeMates
Выбор персонала
Внесен в JAF
école WC. 2018
Contributed by Narrative Bureau de création
Fact Check EU2019
Contributed by Maxime Loisel
Contributed by Garrison Martin
Contributed by Thomas Hirter
Staff Pick
New York on ICE website2018
Contributed Пейран Тан
Подбор персонала
Предоставлено Тимом Боллом
Staff Pick
Europa Dreaming2016
Contributed by Matteo Moretti
Contributed by Johnny Brito
Staff Pick
Предоставлено Даниэлем Сабино
Выбор персонала
Contributed by Jan Middendorp
Staff Pick
ACED Platform for Design and Journalism2018
Contributed by Matthijs Sluiter
Выбор персонала
Предоставлено JAF
Выбор персонала
Contributed by Darden Studio
Staff Pick
Contributed by Love Lagerkvist
Предоставлено Ником Шерманом
Блог
Contributed by Daniël van der Winden
Contributed by 205TF
Contributed by Любовь Лагерквист
Contributed by 205TF
Contributed by Stephen Coles
Предоставлено Emtype Foundry
Подбор персонала
Contributed by Stephen Coles
Staff Pick
Contributed by Stephen Coles
Bourse René Payot 20132013
Предоставил Франк Дуссо
Биржа Рене Пайо 20152015
Предоставил Франк Дуссо
Dokk2015
Contributed by Robin Mientjes
Contributed by Stephen Coles
Сообщено Webtype
Contributed by Florian Hardwig
Contributed by brianleli
7 Simple Steps for Journalistic Writing
Учителя TakeLessons, Письмо
Хотите попробовать себя в журналистике? Здесь преподаватель из Олимпии, штат Вашингтон, Тали Х. объясняет семь простых шагов для написания статьи…
Быть репортером имеет ряд преимуществ: вы можете встречаться с людьми, разговаривать, узнавать о том, что происходит в вашем сообществе, и поддерживать свои писательские навыки в отличной форме. Однако это также может быть сложно, особенно если вы пытаетесь уложиться в предстоящий срок. Вот простая схема написания журналистской статьи средней длины, если вы когда-нибудь окажетесь в затруднительном положении.
1. Найдите достойную тему
Одна из основных целей журналистского письма — найти тему, которая волнует людей. Чем больше людей будет заинтересовано в теме, тем популярнее будет ваша статья. Это также помогает при написании статьи, если у вас есть настоящая страсть к «истории», которую вы рассказываете.
2. Интервью
Журналистское письмо, как правило, не основано на мнении автора. Да, это может быть добавлено в смесь при определенных обстоятельствах. Но обычно писатель улавливает мысли и мнения людей, более тесно вовлеченных в историю или событие. Это на самом деле делает его намного проще. Вместо того, чтобы придумывать содержание, репортер просто резюмирует, перефразирует и цитирует. Однако контент должен откуда-то исходить!
Репортер должен найти тех, кто участвует в истории, что часто может потребовать критического осмысления. Во многих случаях идеальное количество источников колеблется в пределах 3-5 человек, в зависимости от конкретного типа статьи. Если статья посвящена конкретному человеку, было бы хорошо получить длинное интервью с этим человеком, а затем более короткие интервью с другими участниками. Всегда записывайте интервью. Делать заметки — не лучшая идея, особенно если вы будете напрямую кого-то цитировать (люди просто говорят слишком быстро и слишком долго, чтобы вы могли записать все, что они говорят). Во многих случаях вы не узнаете, что важно, пока не услышите всю историю. В этот момент вам нужно будет перемотать назад и прослушать его снова, чтобы действительно понять, что было сказано. Я использую приложение на своем телефоне под названием iTalk.
3. Запись
Когда интервью будет готово, важно его напечатать. Большинство интервью обычно длятся от 15 до 45 минут, а их написание обычно занимает вдвое больше времени. Однако, каким бы трудоемким ни был этот шаг, он действительно значительно упрощает остальную часть процесса. Примечание: вам не нужно записывать каждое слово. Если вы знаете, что не будете использовать какой-то контент, просто пропустите эту часть.
4. Лид
При написании лида стоит потратить несколько минут и ответить на эти вопросы в уме (или на бумаге, если вам так удобнее): Что самое интересное/важное/зацепило элемент истории, которую я хочу рассказать? Как моя статья может сразу продемонстрировать это и привлечь читателя? Как только вы разберетесь с этими вопросами, сформируйте лидерство.
5. Тело
Теперь, когда у вас есть отправная точка, вы просто заполняете историю цитатами из интервью и резюме. (Обычно у меня есть рецензия на один документ, а статья на отдельный документ. Затем я разделяю экран, чтобы видеть оба документа. Таким образом, я могу легко обращаться к материалам интервью во время написания статьи.) Помните, однако, что вы нужен баланс. Я обычно вплетаю две строки резюме в каждую цитату. У хорошего репортера также есть множество переходных утверждений, которые тонко направляют читателя по статье. Например: более того, однако, сначала, изначально, удобно, по, хотя, затем, в начале и т. д. По мере написания статьи я ссылаюсь на материал интервью и как-то разграничиваю материал, который уже включены в статью (обычно путем выделения), поэтому я не повторяюсь.
6. Заключение
Честно говоря, большинство людей не дочитывают статью до конца, особенно в наши дни, когда люди обычно читают статьи быстро. Тем не менее, всегда приятно завершать статью мощной заключительной цитатой и обобщением, которое можно применить в более широком контексте. Например, в одной статье, которую я написал, я освещал студента-музыканта, который начал свою карьеру в Олимпии, штат Вашингтон. В заключении я сделал краткое утверждение («Именно страсть, подобная ее, привела к славе других талантливых музыкантов»), а затем применил его к более широкому контексту («Теперь богатый и чрезвычайно известный Маклемор тоже начинал скромно в Вашингтоне). , даже посещая Государственный колледж Эвергрин в Олимпии»).
7. В поисках идеального заголовка
Хотя это может показаться устаревшим, я всегда жду, пока закончу писать статью, чтобы придумать заголовок. Заголовок — самая важная часть вашей статьи. Если у вас нет названия, которое привлекает людей, они даже не взглянут на ваш текст, и все это будет работать впустую. Когда вы, наконец, закончите писать статью (и вы прочитали ее несколько раз, чтобы убедиться, что в ней нет ошибок и все идет гладко), уделите хотя бы пять минут мозговому штурму придумать ХОРОШЕЕ, ИНТРИГИРУЮЩЕЕ название. Найдите хорошие привлекающие внимание слова, которые отражают контекст статьи. Но не останавливайтесь на достигнутом. Поиграйте с названием.