Тема по психологии внимание: 4. Внимание. Психология: конспект лекций

Занятие на тему «Внимание» | Презентация к уроку по психологии (9 класс) на тему:

Слайд 1

Тема урока: «Внимание». Подготовила: Мячина С.А. педагог-психолог МБОУ СОШ №2 имени М.И. Третьяковой с. Доброе Добровского муниципального района Липецкой области.

Слайд 2

Цели: -ознакомление учащихся с понятием «внимание», с основными видами и свойствами внимания; -создание условий для определения учащимися особенностей своего внимания.

Слайд 3

Внимание- процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Слайд 4

Виды внимания: природное- дано человеку с рождения; социально обусловленное — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания; произвольное – непроизвольное; непосредственное -не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено; опосредствованное — регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов;

Слайд 5

Свойства внимания: устойчивость- длительность удержания внимания на чем-либо; объем- количество объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать; концентрация- степень сосредоточенности внимания на одном только объекте; переключаемость — перестройка внимания с одного объекта на другой; р аспределение- умение одновременно делать несколько дел;

Слайд 6

Назовите профессии, которые предъявляют повышенные требования: к устойчивости внимания; к объёму внимания; к распределению внимания; к умению концентрировать своё внимание; к умению быстро переключать своё внимание;

Слайд 7

Определение объёма внимания. 3 2 9 7

Слайд 8

Определение особенности произвольного внимания. Расположите числа по порядку. 14 5 31 27 37 40 19 2 12 34 16 6 26 23 32 8 36 1 20 13 33 25 9 28 39

Слайд 9

Рекомендации: Приучайте себя внимательно работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке. Надо стараться не замечать того, что мешает в работе. Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов. Тренируйтесь в переключении внимания. Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние предметы и раздражители как внешние, так и внутренние. Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания, старайтесь волевым усилием направить его в нужное русло.

Слайд 10

Развивайте у себя волевые качества- это способствует и развитию внимания. Надо дисциплинировать себя. Заставляйте себя сосредоточиваться, когда этого не хочется делать (дома, на уроке). Почаще следуйте принципу « надо », а не «хочу». Начинайте работу с трудного и неинтересного, старайтесь выполнять те дела, которые хочется отложить на потом. Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные. При длительной работе делайте перерывы.

Слайд 11

Почаще прибегайте к различным играм: шахматам, головоломкам, спортивным играм. Поза, состояние мускулов связаны с вниманием. Подобран человек, не двигается, напряжен, сдвинуты брови — и внимание его само собой обостряется. Чем более собран и напряжен человек, тем он внимательнее.

Слайд 12

Чем больше вам по душе ваша работа, чем более она соответствует вашим интересам, потребностям, способностям, тем быстрее будет развиваться ваше внимание. Никогда не позволяйте себе делать работу невнимательно. Старайтесь делать ее с душой, с радостью, настраивайте себя на это. Лучший способ развить внимание- научить себя быть внимательным к людям .

Слайд 13

Литература: Практикум по выбору профессии/Е.Н.Прощицкая.-М.:Просвещение,1995 Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия /автор-составитель Е.Д.Шваб .-Волгоград:Учитель,2011. Психология. Учеб.для студентов высш. пед.учеб.заведений.В 3 кн.Кн.1 Общие основы психологии./ Р.С.Немов/ -2-е изд.-М.:Просвещение:Владос,1995 Картинки:яндекс: http://900igr.net/kartinki/istorija/Drevnij-mir/006-TSel-uroka.html http://fklisichansk.ucoz.ru/news/2012-08-28

Внимание подробно — Психологос

Природа внимания

Внимание в большой мере зависит от характера деятельности, в которую вовлечен человек, от ее значения для данного человека, от особенностей личности: потребностей, интересов, волевых качеств, темперамента, характера. Значительную роль играет настроение, а также физическое состояние человека.

Физиологической основой внимания является наличие доминирующих очагов возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном более или менее значительном торможении остальных участков. Это доминирование одних участков по сравнению с другими носит динамический характер: при деятельном состоянии коры мозга очаг оптимальной возбудимости все время перемещается из одних участков коры в другие. Поэтому об отсутствии внимания можно говорить только условно.

Проблемы внимания

Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому школьному психологу. Многие трудности в обучении связаны с неумением (или неспособностью?) того или иного ребенка сосредоточиться на воспринимаемой информации или выполняемом задании. Смещение внимания (!) психологов на мотивационный, личностный аспекты образовательного процесса при¬вели к невольной недооценке роли когнитивной сферы. А ведь проблемы в познавательной сфере нередко и выступают источником проблем эмоциональных, личностных. Поэтому так важно лишний раз вернуться к не очень популярной ныне проблеме внимания, ибо ориентировка в способах ее решения способствует лучшему пониманию широчайшего спектра психологических проблем — как теоретических, так и прикладных.

Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии, как понятие внимания.

Трудно найти другое понятие, история которого изобиловала бы столь резкими «взлетами» и «падениями», столь крутыми поворотами в трактовке его содержания, а также его места и значения в ряду других психологических понятий, когда оно то на время ставилось в самый цещр системы психологии, то вдруг, напротив, объявлялось фикцией и источником псевдопроблем и полностью устранялось из психологии.

Пожалуй, только еще одна проблема имела такую же исключительную судьбу в психологии — проблема сознания. И это не случайно. Именно тесная связь с проблемой сознания делала проблему внимания камнем преткновения (но также и «пробным камнем») почти для каждой новой психологической концепции, и именно она придает истории психологии внимания особый интерес и поучительность. Пожалуй, ни в одной другой области психологических исследований знание истории проблемы не оказывается настолько важным для понимания современного ее состояния и перспектив развития. Ни одна другая область современной психологии не обнаруживает с такой беспощадностью всей справедливости мысли о том, что незнание истории вынуждает ее бесконечно повторять — причем также и в части однажды уже осознанных и даже преодоленных тупиков и ошибок.

Характеризуя сложность данной проблемы, А. Ф. Лазурский еще в 1917 г. указывал: «Едва ли мы ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся исключительно к объяснению того сложного явления, которое мы называем процессом внимания, а никак не к его описанию. Что же касается собственно описательной стороны, то здесь мы почти не встречаем противоречий. Во всяком более или менее полном описании мы находим всякий раз одни и те же элементы. Разногласие появляется лишь тогда, когда возникает вопрос, какие из этих элементов надо считать главными и какие побочными».

История описания явлений внимания

Историки психологии считают, что задача описания явлений внимания к концу XVII века была решена в основном, а в XVIII столетии — детально и полностью. При этом они ссылаются на философские труды Августина, Фомы Аквинского, Ш. Бонне, X. Вольфа, Р. Декарта, И. Канта, Г. Лейбница, Н. Мальбранша, Э. Платнера и других философов, врачей и натуралистов. Важные наблюдения, практические наставления и любопытные описания явлений внимания и рассеянности можно также найти в художественной и, особенно часто и в большом объеме, религиозной литературе. В области экспериментальной психологии проблема внимания первоначально решалась в работах классиков психологии сознания — В. Вундта, Т. Рибо, Э. Титченера, Г. Фехнера и др. До сих пор непревзойденным мастером изображения душевного мира и поведения человека считают У. Джемса. Многие современные психологи признают его описания внимания стилистически превосходными, точными и вполне достаточными. Попробуем вкратце рассмотреть основные представления о внимании, прошлый и настоящий научный контекст постановки и решения этой проблемы.

Специфика внимания

Сравнительно с другими психическими явлениями и процессами феноменологию внимания отличает ряд специфических черт. Первая — отсутствие четких границ области явлений внимания. На первый взгляд, внимание никогда не выступает изолированно от других феноменов, но переплетается и сливается с ними. Вторая особенность — смутность, нечеткость. Субъективные явления внимания как бы уходят на периферию сознания, проявления объективные нередко замаскированы элементами целенаправленного поведения, которому оно служит. «Внимание, подобно пищеварению, обычно находится за пределами нашей сознательной осведомленности», — пишет Р. Дженнингс (1986). О том же, но более развернуто говорит Дж. Зубин (1975): «У здорового бодрствующего индивида внимание не осознается. И только тогда, когда задача предъявляет субъекту особые требования, например при обнаружении самолетов во время войны; когда ему не удается уделить внимание чему-то важному из окружения или когда он что-нибудь забыл, чем-то занят или психически заболел, тогда внимание становится проблемой. Оно подобно окружающему нас воздуху, мы осознаем его присутствие только в тех случаях, когда подует ветер или возникнет вакуум. Именно поэтому научное исследование внимания столь долго откладывалось».

Еще одна особенность феноменологии внимания заключается в пестроте и разнородности входящих в нее явлений, о чем в свое время писал еще Джемс. Смешение разнородных явлений под общим определением «внимание» Д. Берлайн (1970) назвал наиболее серьезным препятствием на пути его изучения.

Он утверждает, что эти феномены совершенно различны, возникают независимо друг от друга и подчиняются разным закономерностям.

Систематика внимания

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному.

Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора: «Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими».

Другие авторы закладывали в свои классификации оригинальные концепции внимания. Центральным моментом систематики в этих спучаях становится различение процессов и результатов внимания. Результат определял внимание как таковое, а особенности процесса наводили на видовую классификацию (Т.

Рибо, 1890; Н. Н. Ланге, 1893; В. Вундт, 1912;Э.Титченер, 1914).

Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера пробудили широкий интерес к исследованиям феномена внимания — в частности у ассистента Гельмгольца, молодого физиолога В. Вундта, которому только предстояло стать основоположником экспериментальной психологии. Вундту безусловно принадлежит приоритет в создании научной системы психологии и, одновременно, роль основателя психологии внимания. Примечательно, что одно из самых ранних исследований Вундта было посвящено изучению эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при Условии их совпадения. Учение о внимании как процессе апперцепции составило ядро вундтовской концепции сознания.

Благодаря работам Вундта и его учеников исследование внимания длительное время, вплоть до 20-х гг. XX в., занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.

Титченер считал открытие внимания одним из главных достижений научной психологии. Под открытием он подразумевал четкую формулировку проблемы внимания, признание ее особого статуса и фундаментальной важности. В частности, Титченер утверждал, что «доктрина внимания является нервом любой целостной психологической системы, и перед общим судом психологии эта система будет оцениваться по тому, как решается данная проблема». Но тут же он признавал, что «открытие внимания не привело к какому-то немедленному триумфу экспериментального метода: как будто нашли осиное гнездо, и первое же прикосновение к нему вызвало целый рой настоятельных проблем».

Трудности, с которыми сталкивалась психология внимания на данном этапе, объясняли отсутствием адекватных методов его исследования. Способность внимания лежит в основе научного наблюдения вообще и метода самонаблюдения в частности. Возможно, поэтому исследование внимания в психологии сознания оказалось в целом безуспешным. «Интроспекция не обнаружила во внимании ничего действительно нового; ничего, что охарактеризовало бы этот процесс как таковой», — считал О. Кюльпе и отмечал, что «выявление надежного показателя внимания — одна из важнейших проблем, ждущих своего решения в экспериментальной психологии будущего».

Таким образом, психология сознания поставила проблему внимания, но к окончательному и общепризнанному ее решению не пришла. В работах Вундта, Джемса, Титченера и Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы его экспериментального исследования. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно. У. Пилсбери писал: «Проявления внимания многочисленны и разнообразны, и поэтому у компетентных крупных специалистов мы находим его определения как состояния мускульного сокращения и приспособления, как чистой умственной деятельности, как некой эмоции или переживания и как изменения ясности идеи.

Любое их этих определений подтверждается фактами, если мы поставим ударение на соответствующем аспекте различных выражений внимания». «Сейчас каждый мало-мальски самостоятельный психолог имеет обыкновение по-своему определять происхождение и суть внимания», жаловался Кюльпе. Приходится признать, что такого рода сетования сохраняют свою актуальность и поныне — просто на каждом этапе развития нашей науки они относятся к самому «модному» понятию (сегодня, например, — к личности).

​​​​​​​В дальнейшем экспериментальная психология не сокращала, а скорее приумножала число возможных трактовок внимания. По выражению Ч. Спирмена (1937), это стало напоминать вавилонское столпотворение, когда строители заговорили на разных языках; значения термина внимание расплодились настолько, что исследователи перестали понимать друг друга. В связи с этим Спирмен сочувственно цитирует заявление М. Фуко: «Нам следует намеренно отказаться от любого использования понятия внимания и даже от произнесения этого слова». (Так, кстати, скоро и произошло, и такое положение сохранялось почти четверть века.) В то же время в теориях восприятия и в работах прикладного характера понятие внимания нередко выполняло объяснительную функцию на все случаи жизни, превратившись, по ироничному определению В. Метцгера, «в магический принцип, который все может и не объясняет ничего». Эта тенденция вызвала резкую критику со стороны гештальтпсихологов и других, близких к ним по позиции, исследователей сознания. Гештальтпсихологи подчеркивали активный характер внимания, называя его эго-объектной силой, призывали к специальным исследованиям эффектов внимания и проводили их на материале решения перцептивных задач. Проблему внимания не могли обойти и другие, более радикально настроенные направления психологической мысли. Однако в рамках бихевиоризма и психоанализа эта проблема ставилась и разрабатывалась в иных терминах. Сам термин внимание вышел из моды (наряду с такими, как сознание, воля, намерение и др.) и практически исчез со страниц серьезных научных журналов.

Длительное время психология внимания развивалась в области чисто эмпирических исследований с ярко выраженной прикладной направленностью. Именно здесь, в связи с решением вопросов эксплуатации сложной военной техники, в середине 50-х годов произошел новый взлет теоретической мысли и поворот к фундаментальному изучению природы внимания. Примечательно, что эта вторая волна исследований внимания поднялась не в связи с противоречиями внутри научной ситуации, а благодаря прямому запросу со стороны практики. Экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента вернули внимание в фокус психологической науки. С работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Надо, однако, отметить, что единой и общепринятой теории внимания до сих пор не создано. По мнению Д. Берлайна, ситуация вавилонского столпотворения, о которой говорил Спирмен, ухудшилась, так как исследователи уже даже не отдают себе отчета, что говорят на разных языках.

Отечественные исследования

В нашей стране исследования внимания проводились в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных категорий. В особую группу можно выделить исследования психофизиологических показателей внимания Е. Н. Соколова, а также нейропсихологические работы А. Р. Лурии и Е. Д. Хомской. Фундаментальное значение имеют работы Д. Н. Узнадзе (которого при его жизни относили, естественно, к отечественным психологам, да и сегодня трудно привыкнуть называть его школу зарубежной), а также Н. Ф. Добрынина и П. Я. Гальперина. Грузинская школа психологии установки отводит вниманию чрезвычайно важную роль. Внимание — необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти. Деятельность субъекта всегда опосредована установкой — целостным неосознаваемым отражением действительности как ситуации удовлетворения актуальной потребности. Отбор впечатлений, концентрация психической энергии на них и, как следствие, ясность и отчетливость соответствующих содержаний психики обусловлены установкой, а не процессом внимания. Согласно Узнадзе, «деятельность внимания характеризуется всюду одним и тем же, а именно более или менее продолжительной задержкой нашей активности на предмете, большей или меньшей продолжительностью фиксирования наших познавательных сил на нем». Поведение человека может проходить в двух принципиально различных планах. В импульсивном плане, например в случаях привычной деятельности, внимание не требуется. Процесс импульсивного поведения происходит безостановочно и всецело определяется стимулами Внешней и внутренней среды организма. Второй, специфически человеческий план возникает и разворачивается при усложнении ситуации. Переход в него происходит благодаря особому акту, объектом которого является звено импульсивного поведения при затруднении или сбое деятельности. Он объективирует слабое звено импульсивного поведения, переводя его в сознание в качестве предмета познавательной активности человека. Этот процесс, названный актом объективации, Узнадзе отождествлял с вниманием, подчеркивая, что только таким образом внимание впервые получает не формальную, а содержательную характеристику. В процессе интенсивной познавательной деятельности путем волевых актов изменяется старая установка или вырабатывается новая. Итак, психология установки определяет внимание как специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения.

Исследования Н.Ф. Добрынина

Проблема внимания находилась в центре научных интересов Н. Ф. Добрынина на протяжении десятилетий. Главные положения подхода к ее решению были сформулированы в конце двадцатых — начале тридцатых годов. Уже тогда при объяснении феноменов внимания Добрынин использует категории личности и деятельности. «Необходимо на основе марксистского понимания личности и ее активности подчеркнуть основные ведущие черты в определении внимания, дать точное и исчерпывающее описание его проявлений, выяснить причины его возникновения и протекания». Тогда же им дается определение внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности и поясняется: «Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью мы понимаем углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности». Первая часть определения характеризует внимание как явление, выступающее в виде двух характеристик психической деятельности — направленности и сосредоточенности. Эта часть носит описательный характер, хорошо согласуется со здравым смыслом, но не раскрывает содержание внимания как процесса, представляющего собой, по Добрынину, одну из форм активности личности. Основная смысловая нагрузка падает поэтому на вторую часть определения, где говорится о выборе деятельности, его поддержании, углублении в данную деятельность и отстранении от других. Здесь, по сути, речь идет о целой группе процессов, объектом которых является сама деятельность, а функцией — направление и удержание ее в определенном русле. Добрынин в дальнейшем неоднократно пояснял свое определение, предостерегая от неправильных толкований, либо устраняющих специфику внимания, либо отделяющих внимание от деятельности. Он подчеркивал, что «внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность». В одной из своих последних работ Добрынин писал: «Сплошь и рядом внимание определяют как направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь объекте. Мы считаем более правильным определять внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельности с объектами».

Исследования П. Я. Гальперина

П. Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. Учение о внимании как функции контроля — составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. Последняя представляет собой общепсихологическую концепцию, основанную на своеобразном понимании предмета психологии, роли психики в поведении и особом методе исследования психических процессов (формирующем эксперименте). Внимание — продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля в форму внутреннюю. Средства и способы контроля человек находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития получаются различные виды внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно, здесь маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Внимание произвольное формируется тогда и в той мере, в какой процесс его развития становится планомерным. Произвольное внимание — результат обучения, в котором поставлена специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и способы контроля данного вида деятельности. Общие умения и навыки внимания в каждом отдельном случае должны быть конкретизированы, детализированы и отработаны применительно к определенному виду деятельности. Обучение вниманию в разных видах деятельности открывает возможность формирования обобщенного контроля или внимательности вообще. Решающим доказательством своей теории внимания Гальперин считал итоги экспериментального исследования С. Л. Кабыльницкой. В этой работе проводилось поэтапное формирование контроля за поиском и исправлением ошибок невнимания (пропусков и замен букв, слогов и слов письменного текста) у школьников. Результаты обобщения сформированного контроля в различных ситуациях и на материале разных задач свидетельствуют, по мнению авторов, о том, что «в своей заключительной идеальной и сокращенной форме контроль за любым производительным действием ни по виду, ни по результату не отличается от того, что называется вниманием (при выполнении этого действия), — от его внимательного выполнения. Почему же не считать его вниманием? На тех, кто станет утверждать, что внимание есть что-либо иное, ложится обязанность это доказать».

Исследования когнитивной психологии

Большинство современных исследований внимания проводится в рамках зарубежной когнитивной психологии, которая и начиналась с анализа внимания и памяти. На первом этапе своего развития она находилась под мощным влиянием гештальтпсихологии, кибернетики и методологических установок необихевиоризма. Область когнитивной психологии определяют как исследования процессов приема, хранения, воспроизведения и использования информации. В отличие от различных вариантов бихевиоризма здесь утверждается и подчеркивается внутренняя активность субъекта. В то же время когнитивная психология старается придерживаться строго научного подхода к изучению познавательной деятельности человека. Это выражается в высоком статусе и тщательном планировании лабораторных экспериментов, обязательном применении процедур статистической обработки результатов, в недоверии к метафорическому языку описания психологических механизмов и явлений, в стремлении к ясным дефинициям и устранению любого рода двусмысленностей на всех этапах научной работы. Многие когнитивные психологи считают, что при определении каких-либо понятий для пользы дела лучше быть ошибочно точными, чем смутно правыми.

Однако все большее число психологов приходит к выводу, что найти ответ на вопрос о сущности внимания путем проведения исключительно экспериментальных исследований в настоящее время невозможно. Необходимы постановка и серьезное обсуждение этой проблемы на более широкой базе данных и твердом методологическом основании, решение комплекса теоретических вопросов, недоступных прямой экспериментальной разработке. Понятие внимания, как и прежде, привлекает тех психологов, которые непосредственно проблемой внимания не занимаются, поскольку оно обеспечивает простое и согласованное объяснение широкого круга разнообразных психологических феноменов.

Когнитивная психология — Внимание — 1402 слова

Соглашение

  1. Введение
  2. Основное тело
  3. Заключение
  4. Ссылки

ВВЕДЕНИЕ

Внимание. информация, полученная из внешнего мира. Существует множество видов внимания, предназначенных для разных областей взаимодействия человека с окружающей средой и осуществляемых посредством различных процессов в разных частях человеческого мозга. В следующей статье будет рассмотрено внимание вместе с его механизмами. Кроме того, будет обсуждаться интеграция как раздел когнитивной психологии и ее библейское восприятие.

Внимание можно определить как механизм, помогающий человеку поддерживать мышление, восприятие и осуществлять контроль над поведением, несмотря на влияние стимуляторов и раздражителей из окружающей среды (Sewell & Lewandowsky, 2012). В зависимости от ситуации, в которой может оказаться человек, разные виды внимания задействованы в разных областях его мозга. Различают три основных типа внимания: выбор, контроль и бдительность. Многочисленные теории, разработанные психологами с самыми разнообразными подходами, разрабатываются с целью объяснения особенностей различных видов внимания.

Основной корпус

Воздействие большего количества стимулов и раздражителей из внешнего мира, чем мозг способен эффективно обработать за определенный период времени, требует механизма, помогающего сортировать полученную информацию и реагировать только на самые важные ее фрагменты. Этот механизм — внимание. Внимание помогает человеческому мозгу обрабатывать все полученные сигналы из окружающей среды и различать, какие из этих сигналов требуют срочной реакции, а какие можно игнорировать. Из-за разнообразия сигналов из внешнего мира, которые конкурируют за наше внимание, нам нужен механизм, помогающий нам различать важные сенсорные впечатления от тех, которые можно игнорировать (Найт, 19).97). Этот механизм – отбор.

Отбор — это механизм внимания, который помогает нашему мозгу управлять своими ресурсами при обработке важной информации и той, которую можно игнорировать (Raffone, Tagini & Srinivasan, 2010). Отбор помогает нашему мозгу разрешить конкуренцию между многочисленными сенсорными впечатлениями, поступающими из внешнего мира. При избирательном внимании существует два типа механизмов, ответственных за обработку сигналов из окружающей среды, включая эндогенные и экзогенные механизмы (Frith, C.D. & Frith, U., 19).99).

Эндогенный механизм обусловлен стремлением нашего сознания получить более подробную информацию о каком-либо конкретном объекте или явлении внешнего мира (Dittrich & Stahl, 2012). Чтобы проиллюстрировать это, когда человек находится на вокзале, чтобы встретить своего родственника, он или она видит лица многих пассажиров поезда, в котором этот человек собирается прибыть, но механизм эндогенного внимания будет реагировать только на лицо. своего родственника. Еще одна иллюстрация, когда человек находится в людном месте, где разговаривает множество людей, но его интересует только один разговор. В этой ситуации эндогенное внимание человека концентрируется на голосах тех, кто участвует в этом разговоре, и на их словах.

Механизм экзогенного внимания предназначен для обработки информации о неожиданных сигналах из внешнего мира (Dittrich & Stahl, 2012). Чтобы проиллюстрировать это, когда человек слышит внезапный шум, его или ее внимание концентрируется на источнике этого шума. В этом случае форма внимания, которую проявляет мозг, не осознается, то есть человек не планирует концентрировать свое внимание на источнике неожиданного шума, и такая концентрация происходит автоматически.

Другой тип избирательного внимания — разделенное внимание. Распределенное внимание помогает человеку сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно. Например, когда водитель пытается сконцентрироваться на дорожных знаках, его внимание также направлено на прием сигналов, сохраняющих поведение пешеходов, радиопередачу и разговор пассажира. В случае телефонного звонка на рассеянное внимание водителя возлагается еще большая нагрузка. К сожалению, человеческое рассеянное внимание ограничено, что становится причиной многих неудач. Не многие люди одарены эффективными механизмами разделенного внимания. Среди самых выдающихся из них был Юлий Цезарь, который мог одновременно выполнять до десяти и более дел.

Управление вниманием относится к процессу, когда высшие уровни мозга направляют деятельность низших; этот тип внимания также называют исполнительной функцией, поскольку он описывает способность мозга к управлению (Kastner & Ungerleider, 2000). Среди многих форм управления вниманием наиболее важными являются планирование и проспективная память. Планирование подразумевает организацию набора поведенческих стратегий, направленных на выполнение важной задачи. Проспективная память относится к достижению целей, установленных на определенные даты. Примерами проспективной памяти являются оплата счетов в определенный день и посещение спортзала в определенные дни недели.

Бдительность — третья по распространенности форма внимания. Эту форму также называют устойчивым вниманием. Устойчивое внимание относится к концентрации внимания на одном объекте или деятельности в течение определенного периода времени без потери фокуса. Бдительность помогает людям сосредоточиться на важных для них задачах, несмотря на внешние раздражители. Например, когда студент пишет контрольную, он должен быть сконцентрирован на этом процессе, несмотря на другие сигналы из окружающей среды; в противном случае он или она может потерпеть неудачу. Бывает множество ситуаций, когда людям нужна бдительность, и в большинстве таких ситуаций от работы их мозга зависит будущее людей, и даже сама их жизнь или жизнь других людей. Примеров этого явления множество, включая работу регулировщиков, спасателей, водителей и так далее. Бдительность — это один из самых сложных механизмов внимания, который реализуется в различных областях головного мозга человека, включая правую лобную кору, теменную кору и дорсальную поясную кору (Kastner & Ungerleider, 2000).

Внимание является широкой темой психологических исследований, что объясняет существование множества теорий, стремящихся понять концепции его функционирования. Среди наиболее распространенных теорий — теория интеграции Трейсмана, теория избирательного внимания Нормана, теория фильтров Бродбента и теория внимания Познера. Все эти теории сходятся в том, что способность человеческого внимания имеет предел, и когда этот предел превышен, могут произойти несчастные случаи.

Теория интеграции в когнитивной психологии направлена ​​на объяснение концепций человеческого поведения посредством связывания различных переживаний в единство сознания (Goldstein, 2011). Эта теория считается одной из самых влиятельных теорий, объясняющих зрительное внимание и восприятие человека. Суть этой теории заключается в соединении опыта, полученного человеком из внешнего мира, с экспериментами и исследованиями со знаниями, данными человеку наверху. С библейского мировоззрения эту теорию можно рассматривать как довольно двусмысленную. Неопределенная природа этого явления заключается в актуальном понимании библейского мировоззрения. Хорошо известно, что разные религии по-разному видят Библию и изложенные в ней истины. Например, католическое духовенство отвергает выводы интеграционной подобласти когнитивной психологии, утверждая, что они противоречат стандартам, указанным в Библии. Однако честный подход к Библии помогает увидеть, что Бог не противостоит человеческому восприятию мира через их переживания из окружающей среды. Напротив, Библия побуждает людей воспринимать окружающий мир путем сочетания религиозных знаний и фактов, наблюдаемых в мире природы. Например, в Римлянам 1:20 Библия побуждает людей узнавать о невидимых качествах Бога, включая Его вечную силу и Божественность через сотворение мира и далее, а также о том, что сотворено.

Заключение

В заключение следует отметить, что внимание – многообразное явление, управляемое человеческим мозгом. В течение жизни человек вырабатывает внимание, данное ему при рождении. На поведение человека большое влияние оказывает способность мозга демонстрировать должный уровень внимания. В случае, если у человека есть расстройства внимания, качество его или ее жизни будет низким, а сама жизнь может оказаться под угрозой; чем больше внимания уделяется человеку, тем значительнее может быть его или ее роль в обществе. Когда механизмы внимания человека повреждаются из-за заболеваний головного мозга или нарушений развития, его или ее поведение значительно ухудшается, что приводит к множеству проблем для человека. В случае, если у человека развивается какая-либо форма расстройства внимания, может помочь правильная медикаментозная терапия, достаточный отдых и специально разработанные тренировки.

Ссылки

Диттрих, К., и Шталь, К. (2012). Избирательное нарушение слухового избирательного внимания при одновременной когнитивной нагрузке. Journal Of Experimental Psychology: Human Perception And Performance, 38 (3), 618-627.

Фрит, К.Д., и Фрит, У. (1999). Когнитивная психология: Взаимодействие разумов – биологическая основа. Наука, 286 (5445), 1692-1695.

Гольдштейн, Б. (2011). Когнитивная психология: соединение разума, исследований и Повседневный опыт работы с Coglab Руководство , (3-е изд.). Стэмфорд: Cengage Learning.

Кастнер С. и Унгерлейдер Л. Г. (2000). Механизмы зрительного внимания в коре головного мозга человека. Ежегодный обзор неврологии, 23 , 315-341.

Найт, Р. Т. (1997). Распределенная корковая сеть зрительного внимания. Journal of Cognitive Neuroscience, 9 (1), 75-91.

Раффоне, А., Таджини, А., и Шринивасан, Н. (2010). ВНИМАНИЕ И КОГНИТИВНАЯ НЕЙРОНАУКА ВНИМАНИЯ И ОСОЗНАННОСТИ. Zygon: Journal Of Religion & Science, 45 (3), 627-646.

Сьюэлл, Д.К., и Левандовски, С. (2012). Объем внимания и рабочей памяти: выводы из блокирования, выделения и реструктуризации знаний. Journal Of Experimental Psychology: General, 141 (3), 444-469.

Психология внимания

Психология внимания

Перейти к содержимому

  • $50.00 Мягкая обложка
  • Твердый переплет

510 стр. , 6 x 9 дюймов,

  • Мягкая обложка
  • 9780262661560
  • Опубликовано: 26 июля 1999 г.
  • Издатель: The MIT Press

$50,00

  • Твердый переплет
  • 9780262161657
  • Опубликовано: 22 октября 1997 г.
  • Издатель: The MIT Press

$70,00

  • Амазонка ПОД

Другие розничные продавцы:

  • Amazon.co.uk
  • Блэкуэллс
  • Книжный магазин.org
  • Фойлз
  • Улей
  • Водные камни
  • Случайный дом пингвинов
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts