Тема внимание по психологии: 4. Внимание. Психология: конспект лекций

Содержание

Внимание. Понятие о внимании — презентация онлайн

Похожие презентации:

Понятие «внимание»

Психические процессы внимание

Внимание и его значение в познании мира

Психология познания. Общая характеристика внимания. (Тема 3)

Психические процессы

Внимание и личность

Общая характеристика внимания

Психические познавательные процессы

Психофизиология внимания

Познавательные процессы. Классификация психических явлений

1.   Презентация по теме «Внимание»  

Презентация по теме «Внимание»

2. Тема. ВНИМАНИЕ.

План изучения темы:
1.Понятие о внимании.
2.Физиологические основы внимания.
3.Функции и виды внимания.
4.Свойства внимания.
5.Внимание и личность.
6.Развитие и воспитание внимания
школьников.
«… ВНИМАНИЕ ЕСТЬ ИМЕННО ТА ДВЕРЬ,
ЧЕРЕЗ КОТОРУЮ ПРОХОДИТ ВСЕ, ЧТО
ТОЛЬКО ВХОДИТ В ДУШУ ЧЕЛОВЕКА ИЗ
ВНЕШНЕГО МИРА».
К.Д.Ушинский

4.

ВНИМАНИЕ —ВНИМАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ
СОЗНАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
ИЛИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ
ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО.
(В. А. Крутецкий)

5. ВНИМАНИЕ —

ВНИМАНИЕ ЭТО ПРОЦЕСС СОЗНАТЕЛЬНОГО ИЛИ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ОТБОРА ОДНОЙ
ИНФОРМАЦИИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ЧЕРЕЗ
ОРГАНЫ ЧУВСТВ, И ИГНОРИРОВАНИЕ
ДРУГОЙ.
(Р. С. Немов)

6. ВНИМАНИЕ —

ВНИМАНИЕ ЭТО СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ И
НАПРАВЛЕННОСТЬ АКТИВНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА НА ЧТО-ЛИБО,
ИМЕЮЩЕЕ ТО ИЛИ ИНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ НЕГО.
(А.В.Петровский)

7. ВНИМАНИЕ  бывает:

ВНИМАНИЕ бывает:
ВНЕШНЕЕ
•ПРЕДМЕТЫ
•ЯВЛЕНИЯ
ВНУТРЕННЕЕ
•МЫСЛИ
•ЧУВСТВА
•ПЕРЕЖИВАНИЯ

8. ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВНИМАНИЯ

МИМИКА
ПАНТОМИМИКА
ПОЗА ЖЕСТЫ

9. ВНИМАНИЕ:

•НЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ
ПСИХИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ,
НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ:
— ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ,
— ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10. ВНИМАНИЕ влияет на:

•ВОСПРИЯТИЕ:
— ТОЧНОСТЬ,
— ДЕТАЛИЗАЦИЯ
•ПАМЯТЬ:
— ПРОЧНОСТЬ,
— ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ
•МЫШЛЕНИЕ:
— ПРОДУКТИВНОСТЬ,

11.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ   ОСНОВА ВНИМАНИЯ —ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНО
ВА ВНИМАНИЯ механизм взаимодействия нервных
процессов возбуждения и торможения
на основе закона В З А И М Н О Й
ИНДУКЦИИ.
Ориентировочный рефлекс
«ЧТО ТАКОЕ?»
Очаг оптимального возбуждения
( И.П.Павлов)
Доминантный очаг возбуждения
( А.А.Ухтомский)

12. ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ:

•активизация , торможение
психических процессов,
•отбор информации,
•сосредоточенность на объекте
или деятельности.

13. Классификация внимания (Уильям Джеймс)

•ЧУВСТВЕННОЕ (сенсорное)
•УМСТВЕННОЕ (интеллектуальное)
•НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ
•ОПОСРЕДОВАННОЕ
•НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (пассивное)
•ПРОИЗВОЛЬНОЕ (активное)

14. Классификация внимания ( Н.Ф.Добрынин )

В зависимости от характера направленности
и сосредоточенности :
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ,
ПРОИЗВОЛЬНОЕ,
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
В зависимости от локализации объекта :
ВНЕШНЕЕ,
ВНУТРЕННЕЕ,
СЕНСОРНОЕ,
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

15.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ —НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ БЕЗ ВСЯКОГО НАМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, БЕЗ ЗАРАНЕЕ
ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ, НЕ ТРЕБУЮЩЕЕ
ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ.

16. Условия непроизвольного внимания

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ
РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ:
СИЛА,
НЕОЖИДАННОСТЬ,
НОВИЗНА,
КОНТРАСТНОСТЬ,
ПОДВИЖНОСТЬ
ИНТЕРЕСЫ, ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

17. ПРОИЗВОЛЬНОЕ —

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ,ВОЗНИКАЮЩЕЕ ВСЛЕДСТВИЕ
СОЗНАТЕЛЬНО ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ И
ТРЕБУЮЩЕЕ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ.

18. Условия произвольного внимания

•ДОЛГ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,
•КОНКРЕТНОСТЬ ЦЕЛИ,
•ПРИВЫЧНЫЕ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ
УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
•КОСВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ

19. ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ —

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ НА ОСНОВЕ
ПРОИЗВОЛЬНОГО И ПОСЛЕ НЕГО.
Цель — интерес – отсутствие волевого
усилия

20. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:

•СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ,
•УСТОЙЧИВОСТЬ,
•ОБЪЕМ,
•РАСПРЕДЕЛЕНИЕ,
•ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ,
•ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ

21.

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ —СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ удержание внимания на одном объекте или
одной деятельности при отвлечении от всего
остального.
Ф.О. – сила очага оптимального возбуждения.
БЫВАЕТ:
ПОЛНАЯ (человек не видит и не
слышит ничего вокруг),
УМЕРЕННАЯ (выполняет деятельность,
не теряя связи с окружающим),
ПОВЕРХНОСТНАЯ (читает текст без
достаточного осмысления)

22. УСТОЙЧИВОСТЬ —

УСТОЙЧИВОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ НА
ПРЕДМЕТЕ ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ф.О. – устойчивость очага оптимального
ВОЗБУЖДЕНИЯ.
Зависит от:
• типа нервной системы,
• физического состояния человека,
• интереса к деятельности,
• внешних условий,
• подвижности объекта,
• активности человека.
При неподвижном объекте и пассивной роли
человека – 5 секунд.

23. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ —

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЧАСТОЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ОТВЛЕЧЕНИЕ ОТ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПОСТОРОННИЙ ОБЪЕКТ.
ПРИЧИНЫ:
•сильные раздражители,
•сильные эмоции,
•неинтересная, механическая,
ненужная, обширная работа

24.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ —ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ количество объектов, которые
воспринимаются одномоментно
с достаточной ясностью.
Ф.О. – величина участка
оптимальной возбудимости.
Взрослый – 4-6 объектов,
младший школьник – 2-5.

25. УВЕЛИЧЕНИЕ объема внимания —

УВЕЛИЧЕНИЕ
объема внимания УКРУПНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ,
ОБЪЕДИНЕНИЕ В КОМПЛЕКСЫ:
ЛИНИИ
ЗВУКИ
ДВИЖЕНИЯ
-фигуры
-слова
-действия
-мелодии

26. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ —

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ВНИМАНИЯ это одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном
выполнении действий с ними.
Ф.О. –
привычная деятельность,
не вызывающая затруднений, может
регулироваться участками коры,
находящимися в заторможенном
состоянии.
(И.П.Павлов)

27. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ —

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
ВНИМАНИЯ это перемещение внимания с одного объекта на
другой или с одной деятельности на другую.
Ф.О. – перемещение по коре участка с
оптимальной возбудимостью.
Может быть:
непроизвольным
произвольным
неустойчивость
внимания,
восстановление
работоспособности

28. РАССЕЯННОСТЬ:

ПОДЛИННАЯ «СКОЛЬЗЯЩЕЕ», «ПОРХАЮЩЕЕ»
ВНИМАНИЕ –
частое непроизвольное отвлечение от основной
деятельности
Преодоление:
создавать условия, исключающие
отвлечение,
вырабатывать привычку не отвлекаться,
контролировать работу, приучать к самоконтролю.
формировать интерес

29. РАССЕЯННОСТЬ:

МНИМАЯ (ПРОФЕССОРСКАЯ) «ЖЕСТКОЕ», «ЛИПКОЕ»
ВНИМАНИЕ –
чрезмерная сосредоточенность на
деятельности.
Преодоление:
учить управлять своим вниманием,
формировать умение распределять
внимание

30. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ —

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ:
•НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ,
•ЧУТКОСТЬ,
•ОТЗЫВЧИВОСТЬ

31. СОСТОЯНИЯ ВНИМАНИЯ:

•действительная внимательность,
•кажущаяся невнимательность,
•кажущаяся внимательность,
•действительная невнимательность

English     Русский Правила

Конспект лекций по учебной дисциплине «Общая психология»

Внимание – сосредоточенность, психическая концентрация в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

В обычном словоупотреблении понятие внимание тесно связано, пересекается и совпадает с понятием деятельность. В философии и психологии активность субъекта часто раскрывается через понятие внимания. В психологии В.Вундта (1912) внимание как процесс апперцепции обозначает внутреннюю спонтанную деятельность. Дж. Уорд (1911) определяет внимание как момент любой психической деятельности или как активность реального субъекта, направленную на предъявления извне.

Ю.Б. Гиппенрейтер (1983) дает такое определение внимания– это феномен сознания (фактор качества результата) связано со всякой деятельностью. Оно следствие, проявление организации деятельности и может быть понятно только через анализ этой деятельности. Явления внимания отражают виды и особенности организации деятельности (т.е. структуру механизма этой деятельности).

У. Джеймс (1980) определяет внимание как пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельности обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных объектов или рядов мысли. Это фокусировка, концентрация сознания, его суть.

Проблемой внимания занимался и Н.Ф. Добрынин (1938). Главные положения подхода к ее решению были сформулированы в конце двадцатых и тридцатые годы. Уже тогда при объяснении феноменов внимания Н.Ф. Добрынин использует категории личности  и деятельности. Внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под

направленностью здесь понимается выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью понимается углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности. Данное определение характеризует внимание как явление, выступающее в виде двух характеристик психической деятельности – направленности  и сосредоточенности. Внимание есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Более правильным Н.Ф. Добрынин считает определять внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами.

П.Я. Гальперин (1958) определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. Учение о внимании как функции контроля является составной частью теории поэтапного формирования умственных действий.  П.Я. Гальперин делает два вывода относительно причин трудности изучения внимания. Во-первых, про себя и внешнему наблюдению внимание представляется как бессодержательный процесс; во-вторых, у внимания нет собственного продукта.

Внимание проявляется вместе или сопряжено с другими психическими процессами.

Трудность исследования внимания давно осознанно психологами. Так, У. Джеймс разделяют все концепции внимания на причинные теории и теории эффекта. Первые рассматривают внимание как действующую причину, приводящую к какому-либо результату. Вторые считают явление внимания эффектами, т.е. следствиями других психических процессов.

Известные решения проблемы внимания распадаются на два основных и один промежуточный класс. Теории первого класса, так или иначе, отличают специфику внимания, единую сущность его явлений, рассматривают внимание как побочный продукт ил характеристику других психических процессов. Теории второго класса, напротив, признают суверенитет внимания, считают его особым и самостоятельным процессом, играющим существенную роль в познании и поведении. Здесь внимание как бы включено в деятельность, является ее существенным компонентом или особым процессом, несущую определенную функциональную нагрузку.

Теории третьего, промежуточного класса рассматривают внимание как условие познания, поведения или деятельности.

Идеи У. Джеймса легли в основу современных теорий внимания. Он выделил два важнейших для когнитивных психологов аспектов внимания.

Во-первых, человеку легче воспринимать интересующую его информацию. Работа внимания в этом смысле представлена как аспект его избирательности  или сосредоточенности, а изучение соответствующих механизмов получило название исследований селективного или фокусированного внимания.

Во-вторых, не интересующая информация остается потенциально доступной восприятию субъекта, и какая-то часть ее может быть замечена за пределами выбранного направления внимания. Это означает, что внимание в какой-то степени распределено на все, что происходит вокруг.

Многие авторы занимались проблемой выделения видов внимания. Так. У. Джеймс, опираясь на взгляды предшественников и результаты самонаблюдения, различает виды внимания по трем основаниям. По своему объекту внимание может быть чувственным (сенсорным) и умственным (интеллектуальным). Объектами чувственного внимания являются содержания сознания, получаемы при помощи органов чувств – ощущения и восприятия. Внимание интеллектуальное направлено на процессы или продукты мышления, памяти, воображения. Второе основание классификации лежит в аффективной сфере сознания. Внимание будет непосредственным, если объект интересен сам по себе, и внимание будет производным (опосредованным, апперцептивным), если объект приобретает интерес лишь по ассоциации. Третье основание – переживание усилия – относиться к волевой сфере сознания. Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) внимание происходит без усилия, а внимание произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Произвольное внимание всегда опосредовано, т.е. его объект связан с отдаленным интересом. Таким образом У. Джеймс выделяет и последовательно описывает, используя яркие примеры шесть видов внимания:

— непроизвольное, непосредственное, чувственное;

— непроизвольное, опосредствованное, чувственное;

— непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам.

Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

— непроизвольное, опосредствованное, интеллектуальное;

— произвольное, опосредствованное, чувственное;

— произвольное, опосредствованное, интеллектуальное.

В классической психологии сознания ведущим основанием классификации актов внимания стало их отношение к аффективно-волевой сфере сознания субъекта. Таким образом, различают внимание произвольное и непроизвольное.

В случаях непроизвольного внимания человек внимателен независимо от ближайших и отдаленных сознательных целей и даже вопреки ним. В зависимости от внутренних условий выделяют три разновидности непроизвольного внимания:

1) вынужденное внимание: детерминанты его лежат в видовом опыте организма, и имеют естественную, инстинктивную основу. Список характеристик объектов вынужденного внимания начинают с интенсивности впечатления.

  Наше внимание привлекают громкие звуки, яркий свет, сильные боли и т.п.

2) невольное внимание: определяется как зависимое не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Она складывается на той же инстинктивной основе, но как бы в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и прилаживания человека к определенным условиям жизни. Объекты невольного внимания, хотя бы ненадолго, возбуждают какие-то постоянные интересы субъекта, отвлекая его от выполнения текущих дел и  обязанностей. Длительное и устойчивое состояние невольного внимания обеспечивается и подкрепляется стабильными интересами, которые философы и классики психологии называют страстями.

3) внимание привычное. Одни авторы его считают следствием или особым случаем произвольного внимания, другие – формой, переходной к нему. Побудительный аспект объектов привычного внимания заключается в их сходстве или согласии с текущими или предшествующими содержаниями сознания. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, актуализируемыми простым намерением выполнить ту или иную деятельность.

Здесь непроизвольное внимание определяют как пассивное. Его субъективные условия закреплены в виде психофизиологических установок, отчасти врожденных, отчасти трансформированных или сложившихся заново по ходу научения и приспособления индивида к природной и социальной среде.

Внимание – один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей  через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами.

Свойства внимания

Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость – длительность сосредоточения на каком-либо объекте или явлении.

Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания; количество объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Численная характеристика среднего объема внимания – 5-7 единиц информации.

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. Такое впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к первоначальному действию до того, как наступит забывание. 

Переключаемость – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в другие; перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития внимания:

Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.

Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.

Четыре с половиной, пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.

Пять, шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Внимание

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Внимание

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Внимание

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Внимание | Определение, теории, аспекты и факты

вегетативная нервная система

См. все СМИ

Категория: Наука и техника

Похожие темы:
двухпроцессная теория внимания бдительность автоматическое внимание центральное внимание принцип расхождения

Просмотреть весь связанный контент →

внимание , в психологии концентрация сознания на каком-либо явлении с исключением других раздражителей.

Внимание — это осознание того, что происходит здесь и сейчас, фокусным и перцептивным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым можно было распознать внимание других. Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на задаче, разговоре или ряде событий. В других случаях внимание человека «захвачено» неожиданным событием, а не направлено на него добровольно.

Внимание связано с непосредственным опытом человека; это состояние текущего осознания. Конечно, в мире постоянно происходит множество событий, каждое из которых воздействует на чувства человека. Есть также события, происходящие в теле, которые воздействуют на внимание, точно так же, как существуют репрезентации прошлых событий, хранящиеся в памяти, но доступные для осознания при соответствующих обстоятельствах.

Хотя можно было бы ожидать, что текущее осознание представляет собой совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциальных переживаний индивидуум сосредотачивается или обращает внимание на какое-то ограниченное подмножество целого. Это подмножество составляет субъективное поле сознания. Можно определить причину этого ограничения. Контроль и координация множества входных сигналов и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реагирования являются областью деятельности мозга. Мозг обладает впечатляющими вычислительными возможностями, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступные в любой момент времени. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий. Возникает вопрос о том, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и результатов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

Таким образом, внимание можно понимать как состояние избирательного осознания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые аспекты истории внимания и методы, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в последующем обсуждении.

Ранние взгляды на внимание

Корни XIX века

Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века.век. До этого времени философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи ассоциировались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания постоянного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания. Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Срок апперцепция еще использовалась в 19 веке Вильгельмом Вундтом, одним из основателей современной психологии. Однако Вундт был одним из первых, кто указал на различие между фокальными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле осознания (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ). Он предположил, что диапазон Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание является функцией лобных долей головного мозга.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе « Принципы психологии » (1890 г.) он говорит:

Каждый знает, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.

Джеймс считал, что внимание заставляет людей воспринимать, понимать, различать и запоминать более эффективно и ускоряет их реакцию.

В 1906 г. другой выдающийся психолог У.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первый основывался на тестах, которые измеряли внимание посредством выполнения задачи, требующей высокой степени внимания; второй измерял снижение внимания за счет снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.

По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких областей влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что теперь обычно называют ориентировочной реакцией. У собак и других животных к ним относятся такие признаки внимания, как настороженные уши, поворот головы в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение, физиологические изменения, обнаруживаемые приборами. Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексологии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи пришли к выводу, что условный рефлекс (непроизвольная реакция, обусловленная вознаграждением) является основным строительным блоком всего человеческого обучения.

Обсуждение: Внимание | Введение в психологию | Мозг и когнитивные науки

« Предыдущая

Обзор сеанса

Как мозг фильтрует и сосредотачивается? Эта дискуссионная сессия дополняет предыдущую лекцию Внимание.

Обсуждение

Сегодня мы также поговорим о внимании. Как мы взаимодействуем с миром, но только с небольшой его частью за раз. Почему мы не можем заниматься всем этим, и каково было бы заниматься всем этим. Ограничения нашего внимания: почему мы не можем воспринимать все сразу. Но в то же время польза внимания: что происходит, когда мы обращаем внимание на что-то. Как это помогает восприятию; как это помогает нам в познании, в таких вещах?

Внимание очень важно, особенно когда что-то движется. Итак, мы поговорим о внимании и о том, для чего оно нужно.

Подумай о

Зачем нам внимание? Для чего это нужно? Какую проблему он решает? Почему мы не можем постоянно обращать внимание на все подряд? Почему мы не можем осознавать все, что видим в комнате, все звуки, которые слышим?

Пример ответа

Несмотря на все наши разговоры о том, насколько удивительным является мозг, его мощности просто недостаточно, чтобы, например, слушать, как два человека разговаривают одновременно. Он не может удерживать в уме два потока информации одновременно, по крайней мере, на высоком уровне, потому что у него просто нет такой возможности. У нас был пример прайминга, при котором вы можете подтасовать немного информации на стороне, но не очень активно и увлекательно.

Демонстрации

Отслеживание объектов

Насколько хорошо ваше зрительное внимание? Попробуйте выполнить следующее упражнение по отслеживанию объектов. Не сводите глаз с фиксационного креста посередине экрана. Вы увидите, как один из кругов мигает — следите за ним, пока круги перемещаются по экрану.

Предоставлено Harvard Science Vision Lab. Используется с разрешения.

Удалось ли вам следовать за ним все время?

Теперь попробуйте отслеживать несколько объектов. Будут мигать четыре круга — сможете ли вы отследить их все?

Предоставлено Harvard Science Vision Lab. Используется с разрешения.

Что, если они двигаются быстро?

Предоставлено Harvard Science Vision Lab. Используется с разрешения.

В этой демонстрации становятся очевидными ограничения нашего зрительного внимания, особенно по мере увеличения количества объектов, за которыми нужно следить.

Визуальный поиск

Feature Search: поиск цели, которая отличается от всех дистракторов уникальным признаком.

Рисунок 1.

Это просто! Цель, кажется, выскакивает на вас. Это пример восходящей обработки, при которой ваше внимание захватывается значимой сенсорной информацией.

Рисунок 2.

На самом деле, ваш поиск так же быстр даже с вдвое большим количеством отвлекающих факторов. Можете ли вы объяснить, как восходящая обработка может быть эволюционно выгодной?

Поиск по соединению: поиск цели, обладающей определенной комбинацией функций отвлекающих факторов.

Рисунок 3.

Эти объекты имеют две характеристики: цвет (красный или зеленый) и ориентация (вертикальная или горизонтальная). Вы применяете нисходящие стратегии внимания, чтобы интегрировать эти две функции при поиске горизонтальной зеленой буквы T.

Рисунок 4.

Чем больше отвлекающих факторов, тем сложнее.

Проверь себя

В популярной серии книг Где Уолдо? дети ищут персонажа по имени Уолдо, который всегда носит красно-белый свитер и шляпу, в многолюдных сценах. Что это за обработка? Поясните свой ответ.

Слепота к изменению

Посмотрите следующий видеоблог PBS, чтобы увидеть эксперимент и объяснение феномена слепоты к изменениям.

Внутри NOVA: слепота к изменениям
Невнимательная слепота

Чтобы испытать еще одно ограничение вашего внимания, посмотрите этот видеоролик. Сможете ли вы понять, чем отличаются эти две сцены?

Пример ответа

То появляется, то исчезает двигатель самолета. Это показывает, насколько сложно заметить изменения, если вы не сосредотачиваете внимание на конкретном месте, где они происходят.

Внимательное мигание

В то время как слепота к изменениям и слепота по невниманию выявляют пространственные ограничения нашего внимания (т. е. мы не можем сфокусироваться на всем, что находится в поле нашего зрения, и мы часто не замечаем то, на что не обращаем внимания), моргание внимания — это временное ограничение. Перейдите по этой ссылке на эксперимент по морганию внимания, в котором вы сможете манипулировать некоторыми переменными и увидеть свои результаты.

Идея состоит в том, что когда вещи происходят быстро во времени, мы склонны не замечать того, что происходит вскоре после того, как происходит что-то еще. Так, например, если что-то происходит, а затем что-то происходит сразу после этого, вы, скорее всего, тоже это заметите, но если это произойдет чуть позже, вы, скорее всего, пропустите это. Вы почти случайно можете сказать, произошло это или нет. А затем, по мере того как вещи растягиваются во времени, вы начинаете замечать их все больше и больше.

Идея состоит в том, что когда вещи происходят быстро во времени, мы склонны не замечать того, что происходит вскоре после того, как происходит что-то еще. Так, например, если что-то происходит, а затем что-то происходит сразу после этого, вы, скорее всего, тоже это заметите, но если это произойдет чуть позже, вы, скорее всего, пропустите это. Вы почти случайно можете сказать, произошло это или нет. А затем, по мере того как вещи растягиваются во времени, вы начинаете замечать их все больше и больше.

© Sinauer Associates, Inc. Все права защищены. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. http://ocw.mit.edu/fairuse.

Как показано на этом графике, если первая цель и вторая цель находятся на расстоянии 100 мс друг от друга, вероятность увидеть вторую (после первой) относительно высока. Однако при разносе в 200-300 мс ваши шансы падают. Точность улучшается с большим разделением во времени.

Подумай о

В каких реальных ситуациях может проявиться моргание внимания?

Пример ответа

Допустим, было совершено преступление, вытаскивают свидетелей и спрашивают: «Сколько выстрелов вы слышали?» Помните, если вы услышите один выстрел, вы можете запаниковать и не заметить пару следующих выстрелов. И разные люди будут давать разные отчеты о том, сколько было преступников, сколько выстрелов они слышали и так далее. Это проблема в ситуациях, когда нам нужно подсчитывать или отслеживать каждое появление чего-либо.

Обсуждение

Недавно в Массачусетсе стало незаконным отправлять текстовые сообщения и водить машину. Когда я был в Чикаго, было запрещено говорить по телефону и одновременно вести машину, и если полиция замечала тебя, они могли остановить тебя за это и выписать довольно солидный штраф. И в каком-то смысле это довольно хорошая идея, верно, потому что после всех этих сегодняшних примеров мы знаем, что внимание ограничено и слабо, и у нас его просто не так много, а мир — это большое, страшное, пугающее место, где повсюду на нас надвигаются тигры. Но как насчет того, чтобы делать другие вещи в машине? Регулировать радио или разговаривать с человеком на пассажирском сиденье? Это так же опасно, как разговоры по мобильному телефону, текстовые сообщения, чтение книги? Что вы думаете?

Пример ответа

Такие действия, как разговор по телефону или настройка радиоприемника, убирают руки с руля, что, по-видимому, ухудшает способность управлять автомобилем. Однако данные показывают, что когда вы используете систему громкой связи, ваше внимание истощается так же, и вы с такой же вероятностью что-то пропустите, как и когда вы держите в руках мобильный телефон. Таким образом, пока ваши руки могут быть свободны, это может не помочь вашему вниманию. А если с вами человек в машине, а не по телефону?

Данные показывают, что разговор с кем-то в машине значительно менее опасен, чем разговор с кем-то по телефону, так как на самом деле может присутствовать пространственный компонент внимания. Многие люди говорят, что разговаривать по телефону сложнее — с лингвистической точки зрения мы не приспособлены для общения с людьми, которых нет рядом, и это требует много когнитивных ресурсов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts