Тембр речи: Интонация, темп и тембр голоса

Содержание

Интонация, темп и тембр голоса

Чтобы завоевать внимание слушателей или даже просто собеседников, нужно научиться говорить красиво, уверенно и эффектно.

Понятие красоты голоса включает в себя множество факторов, таких как тембр, громкость голоса, темп. Окружающие воспринимают речь человека не только через призму того, о чем говорится. Глубокие и важные вещи могут так и остаться в стороне в том случае, если говорящий не сумел захватить внимание людей харизмой своего голоса. Вот почему интонация и тембр голоса имеют такое весомое значение даже в повседневной жизни.

Почему так важен тембр в интонации говорящего?

Харизматичный лидер обычно обладает уникальным голосом. В противном случае ему было бы трудно общаться с другими людьми и доносить до них свои идеи. Примечательно, что тембр речевого голоса у всех людей разный. Вы наверняка слышали о том, что существуют баритон, сопрано, бас, тенор и прочие типы голоса. Такая классификация действительно применяется в музыке, вокальном искусстве. Но, несмотря на различные типы голоса нет людей с идентичными голосами.

Тембр речевого голоса – это то, что уникально у каждого из нас, как и отпечатки пальцев.

Как влияет тембр и громкость звука на людей, которые вас слушают?

Голос может меняться в зависимости от эмоционального состояния человека. Например, при подавленном настроении высота, громкость, тембр голоса будут иными чем, скажем, во время воодушевляющей речи с трибуны. Голос управляется эмоциями. Вот почему стеснительным и подавленным людям не удается порой выдавить из себя ни слова.

В то же время, тембр и громкость звука влияют и на аудиторию, слушателей. Если речь произносится резким голосом в приказном тоне, то слушающие как бы “съеживаются”. Если говорить мягким, бархатным тембром, то эффект будет иным.

И хотя у каждого человека от природы свой голос, тембр речи – это то, что поддается тренировке.

При желании можно попробовать воспроизводить металлический и глухой, серебристый и ликующий, пренебрежительный и звонкий голос. Оттенков может быть очень много, вот почему так сложно бывает описать интонацию и тембр голоса конкретного человека. Зато вы точно запомните, если голос будет оглушающе громким или неразборчиво тихим.

Как контролировать высоту, громкость и тембр голоса?

Все эти факторы можно научиться контролировать. Громкость голоса, например, зависит не только от природных данных, но и от внутреннего состояния человека. Это очень интересно наблюдать на примере нескольких человек с обычными, негромкими голосами. Один может говорить тихо, но уверенно. У слушающих его людей складывается впечатление, что им приходится иметь дело с сильным и волевым человеком. Другой оратор может говорить так же тихо, но как-то вяло, без энтузиазма. О такой личности, вероятнее всего, сложится впечатление как о безвольном и слабом человеке.

Говоря о тембре голоса, стоит упомянуть еще и о темпе речи.

Если тембр в интонации словно окрашивает голос, придает ему определенный колорит, то темп позволяет подчеркивать и выделять важные моменты.

Если темп и тембр речи будут монотонными, то слушатели очень быстро устанут. Обычно перестают слушать уже с первых секунд. Поэтому практикующие ораторы настаивают на том, чтобы учиться менять темп в зависимости от того, какую работу предстоит проделать.

Например, если длительность выступления составляет от 1 часа, то удерживать внимание будет сложно. Для этого говорящий должен постоянно менять темп. При этом нужно понимать, что люди быстро устают как от быстрого, так и от медленного темпа. И речь идет даже не о содержании выступления, а о том, что физически тяжело удерживать внимание и фокусироваться на человеке, если он говорит или быстро, вываливая массу фактов, или медленно, словно разжевывая и так понятные всем вещи.

Какие преимущества дает продуманная интонация и тембр голоса?

Если громкость, и интонация, и тембр, и темп работают на единый результат – вы сможете построить успешное и запоминающееся выступление. Если вы часто ловите себя на мысли о том, что вас «не слышат», то нужно прорабатывать каждый из этих элементов. Например, зная, что подходящий тембр речи – это способ говорить ласково, настойчиво, уверенно или жалостно вы можете вызывать у людей разные эмоции. Это позволит вам быстрее достигать нужных результатов даже в повседневной жизни, не говоря уже о карьерных перспективах.

Особенности восприятия интонации неслышащими учащимися начальной школы

Тембр — это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса . По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы,- обо всем этом «расскажет» тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты,- снова прежде всего тембр об этом доведет это «до сведения» вашего собеседника». Причины этого могут быть разные, зависящие или не зависящие от воли говорящего. Замысел писателя в первую очередь должен определять и средства эмоциональной окраски речи. Правильное прочтение произведения, его верное истолкование при подготовке к чтению — основное условие, при котором творческое намерение поэта или писателя безошибочно осуществляется чтецом. Тембр окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками. Чем, как не тембральной окраской, можно передать мысли, представления, чувства от имени действующего лица, как бы «сквозь призму» его восприятия и оценки? Прочтем стихотворение А. Барто «Машенька».

Вообразим пока еще ограниченный комнатой круг представлений Машеньки, и мы невольно в начале стихотворения примем тон нежной мамаши или нянюшки, нараспев произносящей одну из бесчисленных своих забавок, затем перейдем на точку зрения Машеньки и особым чувством окрасим слова, которые рисуют мир ребенка, как он сам его представляет.

Машенька (Отрывок)

Кто, кто в этой комнате живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?

Это Машенька проснулась,


С боку на бок повернулась и, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала.

«Здесь не комната большая -здесь огромная страна,

Два дивана-великана,


Вот зеленая поляна — это коврик у окна.

Потянулась Машенька к зеркалу рукой,

Удивилась Машенька: «Кто же там такой?»

Она дошла до стула, немножко отдохнула

Постояла у стола и опять вперед пошла …

Слову умники придается иронический смысл особым образом окрашенной мелодики. Продолжим теперь рассказ о том, что же такое сделали упомянутые «умники»,- И вся последующая речь окрасится иронией, например: Книги в сарай снесли, бумаги — в печку! Хорошо! Никакой заботушки! Заключительное одобрение

Хорошо! дано с неожиданно сильным повышением голоса на ударном слоге. Теперь весь смысл высказывания понимается не как одобрение, а как порицание, осуждение всех действий «умников». Тембр — выразитель художественной интерпретации текста. Чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами. Каких-либо рецептов «раскраски тембра» нет. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, автора — вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения. «Гармоническое единство интонации речи с ее внутренними корнями должно обеспечить речи ту естественность и простоту, которые дороже необдуманной «красивости».

Ощутимое проявление художественного истолкования произведения — это выражение отношения чтеца к изображаемому, его личные эстетические оценки. В восприятии текста участвует и мышление, и воображение. Описываемые в произведении картины должны возникать во внутреннем видении (в воображении), как живые. Живость придают не только общая обрисовка «предложенных обстоятельств», но и детали. Чтецу в этом помогает и жизненный опыт, и изучение эпохи, и сведения из биографии писателя и многое другое. Образ «звучит» ярче, если «согреть» его воображением, конкретизировать детали. 

Создание условий для ситуативной речи помогает чтецу найти окраску речи и прочитать людям текст с той степенью волнения, какая может быть свойственна бойцу в «предлагаемых обстоятельствах». Чтец сопереживает, активно живет жизнью того лица, от имени которого ведет речь. Текст как бы одухотворяется и приобретает живые, естественные интонации, окрашенные чувством. 

Используйте свой Vocal Toolbox, чтобы произносить эффектную речь


23 ноября 2017 г. — Дом Барнард

То, как вы говорите и звучите, сильно влияет на вашу речь. Дело не только в содержании того, что вы говорите, слайдах вашей презентации или вашем внешнем виде — не менее важно то, как вы используете свой голос.

Для многих людей, если они сосредоточатся на нескольких элементах вокального инструментария, они могут значительно улучшить свою презентацию и сделать ее более привлекательной для аудитории.

Набор инструментов для вокала — это концепция, ставшая популярной благодаря Джулиану Трежеру в его выступлении на TED «Как говорить так, чтобы люди хотели слушать», которую теперь смотрят миллионы людей. Он спрашивает аудиторию: «Вы когда-нибудь чувствовали, что говорите, но никто не слушает?», а затем продолжает объяснять, как люди могут лучше взаимодействовать с другими, используя 5 элементов вокального инструментария.

Эти техники можно использовать во всех типах речей, от презентаций на конференциях до командных собраний и выступлений шаферов. Давайте рассмотрим различные элементы вокального инструментария.

5 элементов набора вокальных инструментов.

Элементы вокального инструментария

1. Регистр

Человек с более низким регистром, говорящий грудью, считается более авторитетным, чем тот, кто говорит носом. У политиков с более низким голосом больше шансов быть избранными, чем у политиков с более высоким голосом — они пользуются большим уважением. Во время подготовки к следующей речи сосредоточьтесь на том, чтобы немного понизить регистр, и запишите свой голос, чтобы проанализировать, как он звучит.

2. Тембр

Тембр определяет, насколько тепло, гладко и богато звучит ваш голос. Считается, что голос с хорошим тембром более привлекателен и лучше слушается. Сосредоточьтесь на том, чтобы говорить медленно, с регулярными паузами и глубокими вдохами.

3. Просодия

Это ритм и звуковые вариации, из которых состоят ноты, которые мы произносим. Это особенно заметно у людей, говорящих монотонно, когда изменение звука очень мало меняется. Это может затруднить прослушивание и сосредоточение внимания в течение длительного периода времени. На противоположном конце спектра, когда мы разговариваем с младенцами или даже с домашними животными, мы демонстрируем огромные различия в звуке и ритме.

4. Темп

Авторитетный оратор обычно говорит медленно и неторопливо. Они верят, что то, что они говорят, важно, и поэтому не чувствуют, что аудитория торопит их. Они используют тактические паузы, чтобы подчеркнуть важные моменты (без использования слов-паразитов, таких как «ммм» и «а»), и ускоряют определенные предложения, чтобы вызвать волнение.

Когда мы нервничаем, мы склонны говорить быстрее и делать короткие неглубокие вдохи, что влияет на другие элементы вокального инструментария. Однако в повседневной беседе более быстрый темп приемлем и часто поощряется на рабочем месте, где время на совещания ограничено.

5. Громкость

Слишком громкий разговор, особенно в небольшой группе, может раздражать, быть грубым и восприниматься как попытка контролировать разговор. Есть много генеральных директоров, директоров и других лидеров, которые, как ни странно, говорят очень тихо — это содержание того, что они говорят, и использование других приемов голосового набора, которые заставляют людей слушать то, что они говорят.

Если сделать важные части презентации или ключевые сообщения громче, чем остальную часть презентации, это может оказать реальное воздействие. Попробуйте смешать более громкие части с более тихими частями для максимального эффекта.

Посмотрите примеры различных вокальных диапазонов, темпов и громкости:

Вокальный диапазон важен для привлечения и удержания внимания аудитории. Это видео подчеркивает разницу между двумя динамиками с контрастными вокальными диапазонами.

Первый оратор, Рэй Мабус, представлен в очень узком диапазоне, и на него трудно обращать внимание в течение длительного периода времени. Второй спикер, Берни Сандерс, намного динамичнее и использует при разговоре широкий вокальный диапазон.

Build Career Skills Online

Ускорьте свою карьеру с отмеченными наградами курсами и реалистичной практикой.

Начать бесплатную пробную версию

Как разогреть голос

Вот 3 простых упражнения для разминки перед выступлением или презентацией. Они были взяты из более широкого спектра вокальных упражнений, найденных на Vocal Warmup: Put Your Best Voice Forward.

Разминка №1 — Губы

Это упражнение снимает напряжение с губ и связывает дыхание с диапазоном голоса. Свободно сомкните губы и выдыхайте воздух равномерным потоком, чтобы создать трель или малиновый звук. Попробуйте ударить звук «х», а затем звук «б».

Задержите звук на несколько секунд, постоянно выдыхая воздух через губы. Повторите это упражнение и попробуйте скользить вверх и вниз по музыкальной гамме со звуком, исходящим из ваших губ.

Разминка №2 — Язык

Это упражнение расслабляет язык, одновременно задействуя дыхание и голос. Поместите язык за верхние зубы. Выдохните и произнесите языком звук «р». Удерживайте этот звук устойчивым между глубокими вдохами. Теперь попробуйте изменить высоту тона вверх и вниз во время трели.

Разминка №3 — Высота тона

Это упражнение растягивает ваши голосовые связки. Начните с низкого тона и плавно скользите вверх по шкале со звуком «я». Не нажимайте на верхнюю или нижнюю часть своего диапазона, но старайтесь постепенно увеличивать диапазон каждый раз, когда делаете гаммы. Теперь повернитесь и скользите вниз по шкале сверху вниз на звук «е». Вы также можете попробовать это на звуке «у».

Упражнения для разминки голоса

5-минутная силовая тренировка для вашего голоса, чтобы подготовиться к презентации, пению или любому другому выступлению.

Узнать больше

Упражнение — Вокальные упражнения

Эти вокальные упражнения разогреют ваши голосовые связки, их можно выполнять за 5-10 минут до презентации. Упражнение взято из руководства по эффективной коммуникации RADA.

  1. Ptkt – ktpt – повторить десять раз
  2. Tdr – rdt – повтор
  3. Th-s-sh-sh-s-th («й» как «тонкий»)
  4. Th-z-j – j-z-th («th» в значении «this») («j» в значении «measure»)
  5. т-т-ттт – повторить шесть раз
  6. д-дд-ддд – повторить шесть раз
  7. Tdt – tdt – повторить шесть раз
  8. Dtd – dtd – повторить шесть раз
  9. Rittity – titty – повторить четыре раза
  10. Титти – Титти
  11. Риттити – титти – титти
  12. Джиттити — титтити — риттити — титтити
  13. Типпити – топпити – повторить четыре раза
  14. Dippity – двусмысленность – повторить четыре раза
  15. Wippity – woppity – повторить четыре раза
  16. Киппиты – коппити – повторить четыре раза
  17. Типпити-топпити-диппити-доппити-виппити-воппити кип пити-коппити – повторить десять раз

Использование этих вокальных приемов поможет аудитории услышать и понять ваше сообщение. Вас будут воспринимать как авторитетного и знающего человека, что даст людям повод прислушаться к вам.

Используйте диктофон или даже виртуальную реальность, чтобы практиковать и критиковать использование этих вокальных приемов. Проделав это в течение нескольких недель, вы заметите значительно улучшенный вокальный набор инструментов.

Элементы звука: высота тона и тембр | Музыка, язык и мозг

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMusic, Language, and the BrainCognition and Behavioral NeuroscienceBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMusic, Language, and the BrainCognition and Behavioral NeuroscienceBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Еще

CITE

PATEL, ANIRUDDH D.

,

‘Звуковые элементы: Pitch and Timbre’

,

Музыка, язык и мозг

(

, Нью -Йорк,

2007;

онлайн Edn, Edn, New York,

2007;

онлайн Edn, Edn, New York,

2007;

9005.

Oxford Academic

, 22 марта 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195123753.003.0002,

, по состоянию на 5 января 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMusic, Language, and the BrainCognition and Behavioral NeuroscienceBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicMusic, Language, and the BrainCognition and Behavioral NeuroscienceBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Все люди от рождения наделены двумя разными звуковыми системами, которые служат двум разным целям. Первая система — лингвистическая, и она учитывает различные аспекты языка, такие как различия в высоте тона, согласных и гласных. Вторая система, с другой стороны, является музыкальной и охватывает все высоты тона и тембры, используемые в музыке конкретной культуры. Из-за этого, и даже если младенцы не подвергаются явным или формальным методам обучения, взрослые люди способны ценить музыку своей культуры и, очевидно, владеют своими родными языками. Однако, поскольку мы лучше знакомы с нашей родной звуковой системой, чем с какой-либо другой звуковой системой, изучение других языков и прослушивание музыки других культур может оказаться затруднительным. Хотя это устанавливает ментальную основу для различения звуковых категорий, в этой главе рассматривается и сравнивается то, как тембр и высота звука организованы как в речи, так и в музыке.

Ключевые слова: лингвистическая система, музыкальная система, высота тона, тембр, родная звуковая система, музыка, речь

Субъект

Когниция и поведенческая неврология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts