Представления о темпераменте Г. Айзенка
5.05.2020
Очевидные недостатки популярных на Западе теорий темперамента Э. Кречмера и К. Юнга попытался «исправить» английский психолог Ганс Айзенк (1957, 1990), который предложил рассматривать типологии этих двух ученых как систему из четырех координат (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Сочетание типологий К. Юнга и Э. Кречмера (по Г. Айзенку).
Рис. 3.2. Образование типов темперамента (по Г. Айзенку).
Первую координату образует объектно‑субъектная ориентация (от максимальной экстраверсии до максимальной интроверсии). Второй выступает шкала нормы – патологии. Средние величины патологии (психических отклонений) образуют неврозы, сильные – психозы. Третья координата – шкала маниакально‑депрессивный психоз – шизофрения. Середина этой шкалы представлена нормальными психическими состояниями. Для одного типа темперамента таковые выступают синтонией (минимально выраженной циклотимией) и собственно циклотимией, для другого – дистонией и шизотимией.
Описывая поведение экстравертов и интровертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом – с другой, Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал:
- экстраверсия – интроверсия
- эмоциональная стабильность – лабильность.
Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, вторая – со стороны его эмоциональной устойчивости. Сочетание таковой с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии – с холериком; эмоциональной устойчивости и интроверсии – с флегматиком, а эмоциональной лабильности и интроверсии – с меланхоликом (рис. 3.2).
В представленной модели отсутствуют такие характеристики темперамента, как эмоциональная возбудимость и реактивность.
..
Ганс Юрген Айзенк родился в 1916 г. в Германии. Научной деятельностью занимается в Англии. Профессор Лондонского университета, руководитель психологической лаборатории Института психиатрии в Лондоне. Один из основателей клинико‑психологического направления исследований в Великобритании. Известен работами в области исследования расстройств личности. Им внесен значительный вклад в разработку психодиагностических методов (личностные опросники Айзенка), в том числе интеллекта. Автор оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти.
Ключевые слова: Айзенк, Темперамент
Источник: Е. П. Ильин: Психология индивидуальных различий
Материалы по теме |
---|
Описание типов темперамента И. Кантом … |
Темперамент и деятельность Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Подход к изучению темперамента в психофизиологической школе В. С. Мерлина Е. П. Ильин: Психология индивидуальных различий |
Новый подход В. Вундта к темпераменту … |
Темпераментальные особенности Ишков А.Д., Учебная деятельность студента |
Взгляд на проблему темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова Е. П. Ильин: Психология индивидуальных различий |
Психологический подход к темпераменту … |
Свойства темпераментов Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Ганс Айзенк и теория типов личности
В то время как в американской и западноевропейской психологии господствовал фрейдизм, в Советском Союзе проводились исследования в другом направлении; их результаты в дальнейшем легли в основу теории личности, которая в корне отличается от психоаналитических моделей. Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов, активно работал в начале XX века. Он исследовал процессы пищеварения и проводя эксперименты на собаках, Павлов заметил, что когда в лабораторию входил ассистент, обычно приносивший животным корм, у собак начиналось слюноотделение. Обычно у собак не выделяется слюна при виде людей — они реагируют слюноотделением только на пищу. Поэтому Павлов предположил, что у собак сформировалась ассоциативная связь между появлением ассистента и кормлением. Для проверки своей гипотезы Павлов провел серию экспериментов: непосредственно перед кормлением собакам предъявляли стимулы, которые обычно не вызывают у них слюноотделения (наиболее известна версия эксперимента, когда таким стимулом был звон колокольчика, но использовались и другие стимулы, например мигающий свет). Сначала собаки не реагировали на звонок, но через несколько дней у них начинала выделяться слюна, как только зазвонит колокольчик, даже если их после этого не кормили. Иначе говоря, между стимулом и пищей возникала ассоциативная связь. Сформировавшаяся в результате научения связь между «нейтральным» стимулом и другим стимулом, который вызывает «естественную» реакцию, называется условным рефлексом, а процесс ее формирования — классическим обусловливанием. Открытие этого феномена положило начало целой области весьма плодотворных исследований, однако сейчас нас интересуют индивидуальные различия между собаками в скорости формирования этой связи. Оказалось, что не все собаки Павлова обучались одинаково быстро: у более дружелюбных и «ручных» собак связь формировалась медленнее, чем у более спокойных и менее общительных. На первый взгляд может показаться, что условные рефлексы формировались быстрее у более умных собак, однако один из учеников Павлова, Теплов (например, Teplov, 1964), предложил более правдоподобное объяснение. По существу, он утверждал, что способность к научению зависит от «силы» нервной системы собаки. «Сильная» нервная система малочувствительна даже к мощной стимуляции, в то время как «слабая» чутко реагирует на самое незначительное стимулирование.
Объяснение Теплова связано с феноменом так называемой перевернутой U-образной функции. Дело в том, что повышение уровня стимуляции сначала вызывает усиление реакции, которое продолжается до достижения максимального уровня, после чего дальнейшая стимуляция приводит к ослаблению реакции. Предположим, например, что собаку обучают реагировать на звонок. Если слегка увеличить громкость звонка, то реакция усилится (выделится больше слюны). Однако если звонок будет слишком громким, то вместо усиления слюноотделения произойдет ослабление реакции. У разных людей ослабление реакции начинается при различных уровнях дополнительной стимуляции. Другими словами, у одних людей ослабление реакции начинается только после значительного усиления стимуляции, в то время как другим для этого достаточно небольшого дополнительного стимулирования. Принято считать, что у людей первого из упомянутых типов сильная нервная система, а у людей второго типа — слабая.
Интроверсия — экстраверсия
В дальнейшем концепция сильной и слабой нервной системы была подвергнута тщательному анализу и экспериментальной проверке, и на ее основе Ганс Айзенк (1916-1997) построил модель интроверсии—экстраверсии. Опыт повседневной жизни показывает, что некоторые люди более общительны и коммуникабельны, чем другие. Степень выраженности этих качеств варьирует в диапазоне от замкнутости и застенчивости (интроверты) до общительности и коммуникабельности (экстраверты). Как эти различия связаны с типами нервной системы? Из сказанного выше следует, что люди со слабой нервной системой более возбудимы, чем люди с сильной нервной системой. Даже после незначительной стимуляции реакция человека со слабой нервной системой достигает максимального уровня и начинает ослабевать. Поэтому такие люди склонны избегать ситуаций, когда стимуляция бывает слишком сильной. И наоборот, людям с сильной нервной системой для достижения максимального уровня реакции необходима мощная стимуляция, поэтому они склонны к поиску возбуждающих стимулов. Айзенк утверждал, что у интровертов слабая нервная система, в то время как у экстравертов — сильная. Для достижения максимального уровня реакции интровертам требуется относительно слабая стимуляция, а при чрезмерной стимуляции они рискуют «перевозбудиться», поэтому для них, как правило, характерна замкнутость. Экстравертам же, наоборот, нужны сильные возбуждающие стимулы, чтобы реакция достигла максимального уровня, поэтому им свойственна общительность. Опять-таки, поскольку по сравнению с экстравертами интроверты более возбудимы, любые предъявленные стимулы вызывают у них более сильную реакцию. Это означает, что в обычных ситуациях научения поступающие сигналы оказывают па интровертов более интенсивное воздействие, и условные реакции у них будут формироваться быстрее. В большинстве случаев интроверты, как правило, значительно лучше «обусловливаемы», чем экстраверты (Monte, 1987). Айзенк считал, что процессы возбуждения регулирует восходящая ретикулярная система активации, то есть сложная система нервных волокон, соединяющих стволовую часть головного мозга (область, прилегающая к спинному мозгу) с его полушариями. Ученые не пришли к единому мнению по поводу того, какие именно функции выполняет эта система, однако у приматов стимуляция этой области мозга приводит к ускорению формирования условных реакций.
На примере разработанной Айзенком модели интроверсии — экстраверсии мы видим, что чрезвычайно сложные личностные характеристики, такие как степень общительности, могут зависеть от особенностей функционирования относительно простых физиологических механизмов. Айзенк продолжал развивать свою теорию и включил в модель личности еще один параметр, отражающий степень нейротизма, присущего данному человеку. В сущности, уровень этого параметра показывает, насколько спокойно или тревожно человек реагирует на различные жизненные ситуации. Человек с высоким уровнем нейротизма склонен тревожиться и беспокоиться из-за любой мелкой неприятности (реальной или даже воображаемой). Людям с низкими уровнями нейротизма, как правило, наоборот, «наплевать» на любые неурядицы, и они не волнуются даже по серьезным поводам. Айзенк утверждал, что в зависимости от степени нейротизма и интроверсии — экстраверсии людей можно разделить на широкие типы. На самом деле он считал, что различные сочетания этих параметров соответствуют четырем типам темперамента. Сочетание интроверсии с эмоциональной стабильностью соответствует флегматическому темпераменту; нестабильные интроверты — это меланхолики; сочетание экстраверсии с нестабильностью тождественно холерическому темпераменту, а у эмоционально стабильных экстравертов сангвинический темперамент. Таким образом, можно описывать личностные типы, пользуясь оценками личностных черт. В дальнейшем Айзенк добавил еще одну личностную черту — психотизм, которая отражает степень эмоциональной «холодности» и «бесчувственности» человека.
Личностный опросник Айзенка (EPQ)
Айзенк создал измерительный инструмент для оценки экстраверсии—интроверсии, нейротизма и психотизма — Личностный опросник Айзенка (EPQ), который широко используется. Интересной особенностью этого опросника является шкала лжи. Многие люди, проходящие личностное тестирование, хотят произвести благоприятное впечатление. Используя шкалу лжи, можно проверить правдивость ответов на вопросы. Тестируемого просят указать, какие из предложенных высказываний годятся для описания его личности. Высказывания составлены таким образом, будто они принадлежат невероятно добропорядочному человеку (например, «Я никогда в жизни не выходил из себя»). Если человек выбирает все или большинство таких высказываний, то он, по-видимому, пытается произвести благоприятное впечатление, не вполне соответствующее действительности. В таких случаях используются специальные процедуры для внесения соответствующих поправок в результаты тестирования.
Скачать
характерологический опросник Айзенка.
опросник Айзенка (подростковый)
Вообще говоря, результаты личностных тестов часто воспринимаются в качестве оценочных суждений, однако это неправильно. По-видимому, крайняя степень выраженности любой черты всегда нежелательна — болезненно застенчивый или тревожащийся по пустякам человек явно находится в невыгодном положении, но если человек настолько общителен, что его поведение шокирует окружающих (например, участники некоторых телевизионных конкурсов и шоу, завсегдатаи караоке-баров, посещающие их в трезвом виде, и другие.), или пренебрегает любыми предупреждениями об опасности, то он также ведет себя не слишком разумно. Однако большинство людей не впадают в такие крайности, и не следует считать, что один тип личности «лучше», чем другой.
Читайте также:
Психоаналитическая теория Фрейда.
Типы темперамента и их характеристика.
Аналитическая психология — теория Юнга.
Тест на темперамент — Пройди тест на 4 темперамента Айзенка бесплатно
Тест на темперамент — Пройди тест на 4 темперамента по Айзенку бесплатно32 отзыва
Какой у тебя тип темперамента?
Для определения типов темперамента Х. Дж. Айзенк разработал двухфакторную модель, включающую шкалы экстраверсии и нейротизма. Экстраверсия – это характеристика индивидуальных психологических различий между людьми. Есть два направления, поэтому человек либо направляет свою энергию во внешний мир (экстраверсия), либо во внутренний мир (интроверсия).
Невротизм — психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, возбуждением, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами. Этот фактор также является биполярным. Выделяются два полюса: один, имеющий положительное значение, отмечен эмоциональной устойчивостью, а противоположный полюс — эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная устойчивость характерна для сангвиников и флегматиков, в отличие от эмоциональной нестабильности, характерной для холериков и меланхоликов.
Этот онлайн-тест на темперамент делит людей на четыре группы по темпераменту
Экстраверты (сангвиники и холерики) общительны, но мало настойчивы. Они часто проявляют инициативу, отличаются покладистым поведением и высокой социальной приспособляемостью.
Интроверты (флегматики и меланхолики) наблюдательны, отстранены, социально не сотрудничают с достаточной настойчивостью. Они склонны к самоанализу, им трудно адаптироваться в обществе, они сосредотачиваются на своих чувствах.
Зачем знать свой тип темперамента?
Нужно знать свой тип личности, чтобы понимать, чего ждать от себя в повседневной жизни и на что ты способен в форс-мажорных обстоятельствах.
Примечание: этот тест на темперамент создан только для образовательных и развлекательных целей, пожалуйста, не воспринимайте его как психологическую или медицинскую консультацию.
вам также понравится:
7 минут, чтобы пройти
Многомерный тест на гнев
Take the Test
10 минут до
Стиль привязанности
Take Test
9000. Опросник стилей юмора (HSQ)
пройти тест
4 минуты на прохождение
Многомерная (романтическая) шкала ревности
пройти тест
6 минут на прохождение
Каков ваш психологический возраст?
Take Test
12 минут, чтобы взять
IPIP-NEO-120 Инвентаризацию
Take Test
7 минут, чтобы взять
Пять анкету. взять
Рациональный экспериментальный инвентарь (REI)
Take Test
3 минуты до
Carver и White’s BIS/BAS Scales
Take the Test
7 минут
Zuckerman-Kuhhlman. Вопрос
. пройти тест
5 минут на выполнение
Короткая темная тетрада (SD4)
пройти тест
5 минут на выполнение
Шкала импульсивности Барратта
Пройдите тест
5 минут, чтобы пройти
Тест фашизма
Take Test
5 минут, чтобы взять
Rathus. Шкала одиночества
пройти тест
5 минут на выполнение
Оксфордский опросник счастья
пройти тест
15 минут на выполнение
Психоневротический опросник Вудворта
Take Test
3 минуты, чтобы взять
Селектор породы собак
Take Test
3 минуты до
Разнообразие садистских тенденций (обширные)
Take Test
10 минут.
Командный ролевой тест
Пройти тест
7 минут на прохождение
Maddi`s Hardiness Survey
Пройти тест
10 минут на прохождение
0003Take Test
8 минут, чтобы взять
Buss-Durkee Hoathity Inventory
Take Test
5 минут, чтобы взять
Free Will VS Test
Take Test
5 минут.
Тест эмоционального коэффициента
пройти тест
10 минут на прохождение
Тест проективной личности Сонди
пройти тест
5 минут на прохождение
Томас-Килманн режимы конфликта
Take Test
5 минут. пройти
тест на эмпатию
пройти тест
пройти 8 минут
тест Леонхарда — Шмишека
пройти тест
пройти 7 минут
Тест на разочарование в Розенцвейге
Пройдите тест
5 минут, чтобы пройти
Гендерный тест ролевой роли
Take Test
10 минут до
Тест на нарциссизм.
Тест Эннеаграммы
пройти тест
5 минут на прохождение
Тест личности Фрейда
пройти тест
5 минут на прохождение
Тест темперамента Eysenck
Take Test
3 минуты до
Тест на сексуальную ориентацию
Take Test
5 минут до
Диск.
Тест темной триады
пройти тест
10 минут на прохождение
Юнг личностный тест
пройти тест
30 минут на прохождение
Стандартные прогрессивные матрицы Raven
Take Test
10 минут, чтобы пройти
Тест Rorschach Inkblot
Take Test
10 минут до
.
Цветовой тест Люшера
Пройти тест
2 минуты на прохождение
Шкала самооценки Розенберга
Пройти тест
Модель индивидуальных различий Ганса Айзенка
3 минуты
Ганс Айзенк может быть несколько противоречивой фигурой в мире психологии, но никто не сомневается в ценности его научного подхода к психологическим исследованиям.
Последнее обновление: 12 сентября 2020 г.
Ганс Айзенк — одно из самых уважаемых имен в истории психологии. Многие считают, что он привнес психологию в научный мир. В результате его часто называют «отцом психологии».
Ганс Айзенк родился в Берлине, Германия, в 1916 году. Когда Гитлер пришел к власти, Айзенк решил не вступать в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (нацистскую партию), поэтому он бежал в Англию. Там он изучал психологию в Эксетерском университете. Позже, , он работал в больнице скорой помощи Милл Хилл в Лондоне, где оказывал психиатрическую помощь военнослужащим.
«Личность — это более или менее устойчивая и устойчивая организация характера, темперамента, интеллекта и телосложения человека, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей среде».
-Hans Eysenck-
Позднее Айзенк стал профессором Университетского колледжа Лондона, где начал формулировать свою теорию. Классические бихевиористы, такие как Иван Павлов и Джон Ватсон, вдохновили Айзенка на работу. Теория Айзенка подчеркивает генетические и физиологические факторы личности. Его также очень интересовало, как измерять поведение.
Истоки теории Ганса Айзенка
Многие считают, что теория Ганса Айзенка более тесно связана с изучением темперамента, чем личности. Тем не менее, она стала известна как теория личности. Интересно, что изначально Айзенк основывал его на четырех темпераментах Галена: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
По сути, Ганс Айзенк предположил, что у каждого человека есть определенные характеристики, которые остаются стабильными с течением времени. Конфигурация нервной системы каждого человека является определяющим фактором. У каждого человека есть нервная система с уникальным генетическим и физиологическим строением. Следовательно, каждый человек индивидуален.
Ганс Айзенк также принимал во внимание социокультурные влияния на личность. Тем не менее, он всегда считал, что биологические факторы более важны для личностных различий. Одной вещью, которая отличала его от других психологов, была его заинтересованность в эмпирическом обосновании своей теории. Следовательно, он провел серию экспериментов, чтобы проверить свою теорию. Эти тесты внесли большой вклад в психометрию.
Три основных измерения
Айзенк утверждал, что существуют три основных измерения личности, которые определяются наследием и проявляются физиологически. Он считал, что их можно измерить, наблюдая за реакцией автономной нервной системы. Затем Айзенк определил три основных измерения личности, их структуру и черты.
Эти три измерения:
- Экстраверсия-Интроверсия: Этим измерениям соответствуют такие черты, как жизненная сила, импульсивность, общительность, динамизм, доминирование, догматизм и исследование.
- Нейротизм: Этот параметр включает такие черты, как застенчивость, иррациональность, эмоциональность, низкая самооценка, тревога, чувство вины и нестабильность.
- Психозизм: В эту категорию попадают такие черты, как агрессивность, холодность, жестокость, эгоцентризм и трудности с сопереживанием.
Для Ганса Айзенка развитие этих признаков зависит от возбуждения или торможения коры. Другими словами, основные черты личности определяются биологическими факторами.
Превосходство теории Айзенка
Радикальная бихевиористская позиция Ганса Айзенка делает его противоречивым автором. Тем не менее, никто не осмеливается сомневаться в правильности его теории. Его эксперименты были безупречны, поэтому все, что он предлагал, имело эмпирическую основу. Более того, его системы измерения личности до сих пор используются и признаются во всем мире.
Айзенк был жестким критиком популярных методов лечения своего времени. В целом он считал психодинамический и психоаналитический фокус принципиально неэффективным. В результате он посвятил свою жизнь созданию теории, которая воплотилась бы в измеримые и эффективные терапевтические вмешательства.