Темперамент человека и его проявление в общении: Общение и темперамент

Содержание

Общение и темперамент

Степень развитости коммуникативных качеств во многом предопределяется свойствами темперамента, которые составляют индивидуальные особенности личности.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов и поведения человека: их силу, скорость возникновения, прекращение и изменение. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, определяет его поступки, индивидуальность, особенности воздействия с другими людьми. Он характеризует динамичность личности, но не раскрывает его убеждений, взглядов, интересов и способностей.

    Нет лучших или худших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, потому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, что не возможно в следствии врожденности, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности создало научную базу для понимания темперамента.

Экспериментальным путем Павлов выделил три свойства нервных процессов возбуждения и торможения:

  • Силу нервных процессов, определяющую уровень выносливости нервной системы, работоспособности человека, способность переносить различной степени нагрузки на нервную систему;
  • Уравновешенность, характеризующую соотношение процессов возбуждения и торможения;
  • Подвижность, определяющую быстроту появления и переключения нервных процессов.

В ряде исследований было обнаружено, что сила и подвижность нервных процессов чаще всего связаны между собой. Поэтому многие исследования объединяют компоненты силы и подвижность в единую характеристику – экстраверсию, т.е. активность и подвижность, обращенность психики к внешнему миру, в отличии от интроверсии, в основе которой слабость и малоподвижность нервных процессов, обращенность психики во внутренний мир.

    Например, Айзенк, составляя свой знаменитый тест на тип темперамента, определял его по сочетанию двух факторов: экстраверсии или интроверсии, и уравновешенности.

Он предложил следующие сочетания:

  1. экстравертированный, нестабильный – холерик
  2. экстравертированный, стабильный – сангвиник
  3. интровертированный, нестабильный – меланхолик
  4. интровертированный, стабильный – флегматик.

В каждом человеке, как правило, сочетаются черты всех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, другие — слабее. Поэтому целесообразно говорить не о темпераменте, а о темпераментальной структуре, включающей все типы.

Рассмотрим общие характеристики, соответствующие человеку с определенным типом темперамента.
На рисунке 8 можно увидеть как соотносятся типы темперамента по шкалам: нестабильный – стабильный, экстраверт-интроверт.

Учения о темпераменте можно разделить на физиологическое (тип нервной системы) и психологическое (анализ поведения человека). И эти оба учения уходят своими корнями в античные времена к Гиппократу. Считалось, что в организме человека присутствует четыре основных жидкостей, или «сока»: кровь, слизь, желтая и черная желчь.

Смешиваясь в определенных пропорциях они составляли темперамент . В различных классификациях темпераментов в основу положены разные их свойства:

  1. скорость и сила эмоциональных реакций
  2. уровень активности и преобладающий чувственный тон
  3. шкала интроверсии-экстраверсии и невротизма – эмоциональной стабильности
  4. реактивность и активность
  5. общая психическая активность, моторика и эмоциональность.

Известный художник карикатурист Х. Бидструп как-то изобразил реакцию четырех людей на одно и тоже происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке господина. В результате: холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник рассмеялся, а флегматик… невозмутимо надел шляпу на голову.

Сангвиник  быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходиться с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубокие. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело,  требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхность и непостоянство. Преподавателям сангвиникам рекомендуется особое внимание обращать на организацию начала занятий, стараясь не делать замечаний, а сразу после приветствия приступать к содержательной части темы. Тщательно проверять выполнение инструкций, заданий, домашней работы. Стараться добиваться выполнение поставленной задачи до конца. Учеников – сангвиников отличает психическая активность, быстрота и живость движений, высокая работоспособность. Его можно быстро увлечь работой, если она требует смекалки, скорости выполнения, разнообразных действий. Сангвиник охотно работает в коллективе, быстро сходиться с незнакомыми людьми.

Однако работа, которую выполняет сангвиник, требует контроля, особенно в завершении ее до конца. Рекомендации для семейной жизни: с сангвиником легко жить, не требуется никакой особой тактики поведения. Однако, учитывая его беспечный образ жизни, надо стараться загружать его семейными заботами, но не забывать соблюдать меру. Иначе в неприятных ситуациях он может попытаться, ускользнуть и будет уходить из дома туда, где ему приятнее и спокойнее.

Холерик  отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляться в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах. Преподавателям холерикам рекомендуется особое внимание обращать на организацию начала занятий, стараясь не делать замечаний, а сразу после приветствия приступать к содержательной части темы. Тщательно проверять выполнение инструкций, заданий, домашней работы. Стараться добиваться выполнение поставленной задачи до конца. Ученик холерик отличается высоким уровнем психологической активности, порывистостью, склонностью к резким сменам настроения. Его необходимо тактично контролировать и сдерживать, учить самообладанию, терпимому отношению к недостаткам других людей. В любом деле он стремиться быть первым. В случае неудач у него вероятны нервные срывы, необдуманные действия. Рекомендации для семейной жизни: партнеру необходимо объяснить, что холерику не целесообразно перечить, когда он возбужден. Возражения лишь усиливают его возбуждения и повысят невосприимчивость к разумным доводам. В такие моменты лучше не оспаривать его мнение, пока его волнение уляжется и он успокоится.

Флегматик

  характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит.  В зависимости от условий в одних и тех же случаях флегматик может характеризоваться «положительными чертами» — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безмолвием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий. Преподавателям флегматикам можно посоветовать придерживаться хорошего темпа занятий. Насыщать урок интересными примерами, фактами, демонстрировать наглядные материалы. Внимательно следить за работой всех учащихся. Ученик флегматик хорошо выполняет то, что ему знакомо и хорошо получается. При изучении нового материала он нуждается в дополнительном времени для адаптации при использовании полученных знаний.
Его целесообразно подбадривать, направляя действия. Рекомендации для семейной жизни: в супружеские отношения флегматик вносит стабильность и покой. Иметь супруга – флегматика в принципе неплохо. Хотя его медлительность иногда раздражает более темпераментного партнера, последний постепенно свыкается с ней. Ведь если хочешь, что-либо найти, надо быть терпеливым. Флегматику необходимо дать время, чтобы он смог все усвоить и переварить.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильное воздействие часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию (опускают руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым, внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Для преподавателей-меланхоликов важно научиться держать внимание и дисциплину на протяжении всего занятия. Для этого важно держать хороший темп урока, включать в изложение материала яркие иллюстрации, разнообразить деятельность учащихся. Ученик меланхолик успешно работает в спокойной обстановке, не требующей частой смены характера действий, быстро утомляется. Легко раним и глубоко переживает даже незначительные промахи. Общение с ним должно проходить в доброжелательном спокойном тоне. Рекомендации для семейной жизни: жизнь с меланхоликом предъявляет партнеру серьезные требования. От него требуется самообладание и деликатность, особенно осторожное и тактичное поведение. Меланхолика надо основательно расшевелить, прежде чем он заговорит о своих чувствах; необходимо постараться войти в его положение, помочь ему преодолеть свой пессимизм и поддерживать веру в собственные силы.

Однако темперамент – лишь основа проявления динамики действий человека. В зависимости от воспитания, жизненных обстоятельств формируется характер человека. Поэтому для того, чтобы найти индивидуальный подход к человеку необходимо наблюдать за его поведением и поступками, выявляя, какие его действия наиболее эффективны. Таким образом, в темпераменте выражается отношение человека к происходящему вокруг него событиям. Характер же выявляется в действии – активном, целеустремленном, нерешительном, покорным и пр. Общее между темпераментом и характером то, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят о социальных качествах человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий, уступчивый сангвиник вдруг оказывается отъявленным негодяем…
К изучению темперамента в деловой среде нам бы хотелось добавить статью из газеты «Дело» №11 от 28 марта 2005г. под названием «Лучшее руководство по менеджменту – детские книжки», которая четко характеризует черты темперамента в деловой и производственной сфере отношений.

(сказ о лучшем руководстве по менеджменту – детские книжки)

Кому и зачем понадобился меланхолик? Да и еще остальные типы темперамента. Не станем касаться «божественного промысла», но природа ничего не делает зря. И если бы она создала один-единственный темперамент, который принято считать идеалом, — сангвиника, человечества просто бы «не случилось». «Схрумкали» бы соседи по планете еще первые прачеловеческие племена. Спасло наш биологический вид то, что все люди «разно темпераментные». Представьте прямой и высокий ствол, а по четырем сторонам горизонта раскинулись четыре ветви. Внизу – наш мир. Разный, сложный, прекрасный, опасный. А на каждой ветви сидит человек-темперамент и вглядывается – вниз и вдаль. «Четырехмерное видение» позволяет максимально точно воспринимать мир. А тот, кто предупрежден, в большей безопасности. Ему легче адаптироваться к любой новой ситуации. Вся четверка темпераментов – великолепные разведчики. И достаточно часто, особенно при резких переменах, горем разведки становиться этот ужасный меланхолик.

Меланхолик – лучший друг шефа. Каждый коллектив – это микромир и тоже вынужден бороться за существование. Идеал уже описан. Это «коллектив» леса, где вечно живут Вини-пух и все-все-все. У них ведь там постоянно что-то происходит, и каждое описанное в Великой книге существо действует по-своему, в соответствии с собственным темпераментом. И в результате все всегда кончается хорошо.

    Пух – явный сангвиник. Деятельный, жизнерадостный, целеустремленный. И, как всякий сангвиник, склонен к лидерству. Но лидерство это неформальное и никого не принижающее. Хотя, казалось бы, между ним и осликом Иа – пропасть, понимаем «классического» меланхолика лучше всех. Между ними есть нечто общее. Возьмем героическую «икспедицию» к Северному полюсу. Разворачивается драма: в речку свалился крошечный кенгуренок Ру. Кто и как действует? Холерик Кролик носится взад и вперед, созывая всех остальных. Типичный флегматик Сова объясняет, что «в случае неожиданного погружения в воду самое важное – держать голову над поверхностью». Действуют только двое: конечно же сангвиник Вини-пух и … мрачный меланхолик ослик Иа.

    Сангвиник Пух, действующий по принципу «здесь и теперь», предлагает идеальный выход: бросает в воду жердь и «выуживает» кенгуренка. Но как оригинально поступает Иа! Садиться возле запруды, опускает в воду свой хвост и предлагает: «Ты только держись за мой хвост, Ру, и все будет в порядке». В этом их разница: сангвиник ищет опору вне себя, а меланхолик может найти совершенно нестандартное решение «в себе» -свой собственный хвост предложить как спасательный круг.

    Иа все время выступает в роли «мрачного философа», но в уме ему не откажешь: когда вся компания ликует по поводу открытия «земной оси», только он изумляется, когда ему подсовывают обыкновенную палку: «Значит, мы вот эту штуку искали? Ну что ж. Во всяком случае, дождя не было». Да, меланхолик во многом напоминает пессимиста: Ничего не поделаешь, так уж устроен этот печальный мир». Не злая воля руководит им. Таковы особенности его нервной деятельности – процессы возбуждения слабые. Он словно рассматривает мир в микроскоп. Но! Он способен первым увидеть опасность. Быстрее всех реагирует на ухудшения в «окружающей среде».

    Умный руководитель знает, что меланхолик идеальный «индикатор» здоровья коллектива. Если он все сильнее замыкается в себе, становиться раздражительнее (со стороны это может выглядеть как агрессивность), рвет отношения с коллегами (он не скандалит – прежние контакты рассыпаются, как песок) — коллективу грозит беда. Меланхолик повышенно раним, но мудрый руководитель не только не станет избавляться от этого сверхчувствительного существа – окружит его дружелюбием и благожелательностью. И этот «гадкий утенок» может воспарить, обернувшись лебедем. У него врожденная способность к проблемному мышлению – «чувствительность к проблемам». Ведь ориентировочная реакция «что такое?» у него от природы необычно сильна. Поэтому меланхолик просто незаменим при встречах с неизвестным. Эффективно действует, когда по заученному пути идти нельзя. Он не станет биться головой о стену, когда все в тупике. Он решить нестандартную проблему – взлетит над тупиком. И когда все «сильные», уверенные в себе типы безмятежно довольны, именно он может заметить, что сидят они на острове посреди трясины. Да, у меланхолика «слабый» тип нервной системы, Павлов И.П. даже сказал, что ему необходимы «тепличные условия». Но все живое хочет жить, и, чтобы выжить, меланхолик вынужден суметь построить себе теплицу. При любых обстоятельствах он натренирован защищать себя – и что интересно живет в своей «теплице» даже при невыносимых для «сильных» типов внешних условий.

    Возвращаемся в Волшебный лес – и видим, что именно Иа не теряется в трагической ситуации разлуки с Кристофером Робином. Это он пишет прощальную речь – в стихах! И первый в лесу поэт Винни признает талант и превосходство ИА. Так что руководитель фирмы, подружившийся с меланхоликом, может рассчитывать, что его «корабль» проплавает долго.

Команда тех еще типов.     Самым странным из «коллег по темпераменту» представляется меланхолику – холерик. Ну, все наоборот! Не зря Павлов назвал холерика «безудержным типом». Для него типично: «Авось, проскочим, пробьемся!», «Главное – ввязаться в бой, там видно будет!». Полное впечатление, что все наши предприниматели «первой капиталистической волны» были поголовно холериками. (Процессы возбуждения у них были просто бешенными, а торможение, похоже, отсутствовало вообще). Может, поэтому мы и имеем сегодня, что имеем – и в экономике, и в политике? Возможно, вам в руководители досталось существо, похожее на трудновыносимого Кролика, все время затевающего идиотические «мероприятия» и претендующего на всенародную благодарность?

    Откройте  великий бестселлер на главе пятнадцатой – может, этот способ обуздания  неукротимого холерика пригодится и вам? (Неплохо бы  его «потерять» в тумане в неизвестной местности – и посмотреть, что получиться. Вдруг – скромны, тихий и вежливый кролик?).

    Самое поразительное, что полярные друг другу меланхолик и холерик могут прекрасно сработаться. Возможно, как соавторы они идеальны. Фонтанирующий идеями холерик очень интересен меланхолику как источник загадок (без которых жизнь не мила).

    Похож на меланхолика флегматик – то же интроверт, «в себя погруженный». И тоже – жертва «околопсихологических» мифов. Скучный, мол, занудливый. А это существо столь же уравновешенное, как и счастливый сангвиник, но чуть заторможенное. Погружен в спокойное прочувствование своих мыслей – и хорошо ему! Вот так Сова, прослывшая в Волшебном лесу мудрой-премудрой. Ну, кто еще способен после катастрофы, когда ураган повалил дом-дерево, так спокойно ждать помощи – полчаса повествовать обалдевшему Пуху о своем дяде Роберте?

    Жизнь подкидывает якобы сказочным героям проблему за проблемой, они «наваливаются» все вместе  — и каждый раз достигают цели. Ведь они великолепно дополняют друг друга – благодаря тому, что все разные. И главный герой Винни-Пух – действительно супермедведь.
 
Секрет супермедведя.Пух самокритично поет, что в голове у него – опилки. Но, скорее всего, опилки в голове у тех, кто пытается навязать в нашем реальном «лесу» западные методы достижения успеха. Нам за огромные деньги на суперпрестижных деловых тренингах великие западные гуру (о большинстве из них на их собственной родине никто не слыхал) продают якобы «золотое» правило: «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Но то отношение, что обрадует сангвиника, может вызвать ненависть у меланхолика. Что мы и лицезреем на каждом шагу.

    Представьте себе, что вы идете в раздумьях по улице, и ваш взгляд упирается в огромную доску: «Зубные врачи ждут вас круглосуточно». Взрослый меланхолик в ужасе зажмуривается (хотя лично у него нет проблем со стоматологией). Возможно, сангвиник в тот же момент списывает со столба номер телефона – вдруг понадобиться.

    Незабываемое зрелище – визит флегматика в магазин с «западной» манерой обслуживания! Ему бы дали спокойно посмотреть: что, какое, сколько стоит. Тогда он с удовольствием вступил бы в спокойную, обстоятельную беседу. Но на самом пороге на него накидывается стая юнцов с приклеенной улыбкой «чи-из» и радостным криком: «Что вам предложить?». В большинстве случаев: «Оставьте меня в покое», — раздосадованный флегматик поворачивается и покидает сверхгостеприимный магазин. И вряд ли еще раз сюда заглянет. Когда я вижу очередную огромную рекламу об очередных огромных скидках в престижном магазине – так и тянет дать совершенно бесплатный совет: «Пообещайте потенциальным покупателям, что хотя бы в течение первых десяти минут к ним не будут приставать ваши сотрудники. И мы к вам придем – большой компанией».

    А вот Винни-Пух действительно знает Великое правило общения: «Не относитесь к другому, как к себе. Относитесь к другому как к нему самому!».

    Винни – суперлидер и супермедведь. Он принимает своих друзей такими, какие они есть, никого не пытаться переделать. Он ценит их неповторимость  — почему-то так хорошо в Волшебном лесу. Оставаясь собой, каждый постепенно расцветает. Милый Винни, как нам не хватает тебя в реальном лесу деловых отношений!

    А что касается повальной тяги тестировать на профпригодность  — действительно профессиональные психологи предупреждают: «Осторожно с результатами!». Личность целостна, это не перечень «положительных» и «отрицательных» свойств. И если бы «по темпераменту» отбирали сотрудников в начале ХIХ века, ход истории мог бы быть иным. Но флегматика Кутузова «приняли» в полководцы. И он победил сангвиника – Наполеона. Кто бы «опознал» в светлом гении Чайковском меланхолика? А в мрачном гении Лермонтове сангвиника? Конечно же, под определение «безудержный тип» вполне подходит холерик Петр I. Но самое замечательное, что вдумчивый автор этого определения, великий ученый Павлов, холериком был сам.

Так что идея о «хороших» и «плохих» темпераментах – сущее безумие. И среди «порождений дьявола» — меланхоликов – есть находчивые спасители, и поразительно удачливые каскадеры.

Был бы руководитель суперлидером – как Винни-Пух- и получиться блестящая команда, которому никому не победить.

ЖИВУЛЕЧКА — Проявление темпераментов в общении

Темперамент — фундаментальная характеристика человека, обусловлен врожденными особенностями свойств нервной системы, проявляется во всех сферах детской психической и физической активности.

Темперамент – от лат. — надлежащее соотношение черт.

Гален связывал темперамент человека с его особенностями обменных процессов ( соотношение 4-х видов жидкостей в человеке: кровь, желчь, черная желчь, слизь).

Павлов И.П. (1951) видел зависимость темперамента и свойств нервной системы. Выделил 3 основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из возможных комбинаций свойств Н.С. выделил 4 типа высшей нервной деятельности.

Стреляу (1982) дополнил еще двумя характеристиками 6 активность/реактивность и темп (подвижность, ритмичность реакций)

Сангвиник – сильный уравновешенный подвижный тип Н.С., склонен к положительным эмоциям, эмоциональной живости

Холерик – сильный неуравновешенный, преобладание возбуждения над торможением, склонен к реакции гнева и ярости, эмоциональной взрывчатости

Флегматик – сильный уравновешенный инертный, не реагирует бурно, но более склонен к положительным эмоциональным реакциям, эмоциональной медлительности

Меланхолик – слабый, склонен к реакции страха, эмоциональной чуткости

Ребенок-сангвиник характеризуется быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Высокая психическая активность проявляется и в живости ума, находчивости, стремлении к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события. Эмоции быстро возникают и быстро сменяются. Характерен быстрый переход от слез к радости и наоборот. Часто в хорошем настроении, поскольку легко переживает неудачи и просто не может долго находиться в тоске и печали. Это активный и шустрый ребенок, достаточно неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Характер легкий. Учеба дается легко: он быстро схватывает информацию, работоспособен, инициативен. Оборотная сторона: является легко отвлекаемым, рассеянным, несколько легкомысленным и «разбросанным». При неправильном воспитании может иметь поверхностность поступков, неоправданную поспешность и несосредоточенность.

Присуща уравновешенность процессов возбуждения и торможения, что обуславливает четкий ритм его жизни: легко засыпает и рано просыпается. Следует соблюдать режим и спокойный ритм его ежедневного образа жизни, чередовать игры и занятия. Сфера интересов ребенка очень широка (любит мультики с стремительным движением и ритмом, задает разнообразные вопросы).

Ребенок-сангвиник очень общителен. Круг его общения очень широк. У него много друзей, он часто становится лидером в группе. Однако привязанности его неглубоки, а уровень общения поверхностен. Может увлечь детей динамичной интересной игрой, но не стремится понять своих друзей. Проникнуться их чувствами. Зачастую сочувствие проявляется только на словах. Среди сангвиников не следует искать проблемных детей, так как они отличаются легким характером, они эмоционально устойчивы и уверены в себе. Рекомендации взрослым: взрослые должны уделять особое внимание организации их деятельности (и внешней, и внутренней). Нужно помочь дольше играть в одну игру, заниматься одним занятием, постепенно увеличивая время занятий и обязательно сохраняя доброжелательные отношения с ребенком. В занятиях чередовать активность с отдыхом, тогда периоды активности будут более длительными. В процесс занятий активировать воображение и фантазию, что тоже усилит сосредоточенность ребенка на занятии. Легко переключаются с занятия на занятие, но недостаточно усидчивы. Не любят исправлять ошибки, улучшать свои рисунки, убирать игрушки. Можно эти действия превратить в игру и этим подстегнуть интерес ребенка. Сангвиники необидчивы, любое дело начинают с надежды на успех и склонны видеть во всем светлые стороны. Замечания взрослых «пропускает мимо ушей». Легко с ребенком договориться.

Ребенок – флегматик уравновешен, осторожен, сдержан, спокоен. Эмоциональное состояние всегда ровное. Настойчив и упорен в своих стремлениях. Устойчив ко всякого рода житейским стрессам и неурядицам, маловозбудим, чувствительность его невысока. В движениях он небыстрый. Трудно приступить к какому-либо занятию, но, начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает, консервативен в пристрастиях ( в том числе к определенной еде, вещам, игрушкам). Всему научается с опозданием. Ест медленно, с удовольствием и сосредоточенно, часто имеет лишний вес, поскольку непривередлив в еде.

В играх предпочитает соблюдение традиций и порядка. Нарушение правил порядка вызывает раздражение и иногда ярость. Любит тепло и ненавидит душевные волнения. Может подолгу сидеть один. Охотно и аккуратно выполняет порученные задания. В работе надежен, пунктуален.

На занятиях стоит несколько раз повторять информацию. Не нужно разнообразие подачи материала. Любит слушать одни и те же сказки, стихотворения, истории. При проверке усвоенного не следует торопить. Усваивает информацию медленно, но надежно, у него прочная память. Переключение с одного занятия на другое требует времени. Способен ко всему, что доступно путем повторения. « Зубрежка» часто основной прием усвоения знаний. Может отдать свое время на совершенствование своих навыков и улучшению своей деятельности.

Эти дети не очень общительны. Предпочитают общество одного постоянного друга, но могут обойтись без друзей. На внешние события реагируют неярко, живут в мире своих образов, мыслей, переживаний. С новыми людьми сходятся тяжело. В своих привязанностях флегматик холодноват. Не следует слишком докучать своей любовью, так как они несколько равнодушны. Взрослому стоит и самому быть несколько равнодушным. Так легче ребенок потянется к душевному теплу. Если в таком ребенке зародилась любовь, то он способен любить с верностью и привязанностью.

Среди этих детей встречаются проблемные. Хотя и не часто, поскольку они эмоционально устойчивы и спокойны. Нанесенную обиду – осознанную - будут помнить долго, и переживать ее. Длительность и устойчивость переживаний, в том числе и негативных, создает базу для мнительности и подозрительности.

Взрослым следует, зная «больное место», избегать раздражения этого источника обид. Нарушить душевное равновесие маленького флегматика трудно, но если это произошло, то в гневе он может быть непредсказуем и мстителен. В воспитании флегматика нужна разумность: не надо отправлять слишком рано спать, но и не давать залеживаться, а будить надо в одно и тоже время. Его нельзя нежить, он должен быть умыт холодной водой, одет не слишком тепло. Ему необходимы ежедневная зарядка и закалка, разумность в питании. В организации занятий следует учесть склонность флегматика к бездеятельности и неинициативность. Нельзя ему разрешать долго сидеть за столом, долго одеваться и находиться без дела. В играх и занятиях не должен быть предоставлен сам себе6 с ним надо заниматься, разговаривать, стараться заинтересовать его, ускорить темп игры, отвлечь его, если он задумался. Если нарочно «пошуметь» на него, то он лучше соображает. Воображение флегматика стоит постоянно оживлять специальными играми. Будить его мысль, тормошить его психическую активность постоянными занятиями с ним. С ребенком-флегматиком важна психологическая работа. Если с ним постоянно не заниматься, то они всему научаются с запозданием. Общаясь с таким ребенком, необходимо пробуждать его интересы и распространять на самые разные области жизни, расширять его кругозор.

Ребенок – меланхолик отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций, при слабом их внешнем выражении. Он склонен к мнительности и обидчивости. При неправильном воспитании у меланхоликов может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. Среди них самое большое число проблемных детей, поскольку их тип темперамента конституционально обуславливает возможность зарождения проблем эмоциональной природы.

Маленькие меланхолики кажутся пугливыми. Они не сразу входят в общую игру, но если входят, то всецело отдаются ей. Любят мечтать, фантазировать, очень хорошие актеры. В них много непонятного, таинственного, это исходит из богатства их внутреннего мира. Обычно они грустны, слишком рассудительны и часто ведут себя как взрослые. Они непривязчивы, отзывчивы на ласку, общительны и чистосердечны, но лишь с теми , кого они полюбят. С посторонними они скрытны, ранимы и обидчивы, по любому поводу «замыкаются» в себе, как устрицы.

Круг общения узок, связи немногочисленны, но глубоки и искренни. Такие дети кажутся замкнутыми и осторожными, неуверенными. Их мнительность может превратиться в подозрительность. С таким ребенком тоже нужно много заниматься. Но любовь и ласку стоит проявлять незаметно, поскольку заостренность таких детей на собственных переживаниях делает их эгоистам, они стремятся постоянно испытывать на себе заботу взрослых, быть в центре их внимания. Такого ребенка следует отвлекать от грустных мыслей, фиксировать его внимание на чем-то интересном и веселом, следить за возможностью появления детских страхов. Необходимо тщательно соблюдать режим дня, чередовать занятия и отдых, поскольку эти дети быстро устают. Маленькому меланхолику нужна постоянная опора в надежном любимом взрослом, которому они могли бы доверить все свои сомнения, и который умел бы их развеять. Стоит помнить, что из-за своих фантазий ребенок долго не может заснуть и ему полезно почитать спокойную сказку перед сном.

Такому ребенку требуется много душевной «пищи»: для него стоит выбирать волнующие сказки и истории, заставляющие его забыть о собственных проблемах. Для них очень полезны занятия с психологом по развитию эмоциональной сферы, а так же занятия физкультурой в плане развития выносливости (особенно ритмически- музыкальным способом).

Дети меланхолики проявляют интерес к сфере чувств и переживаний, и не только собственных. Они чувствительны к страданиям других и им полезно поручать заботу о младших и старых. Они ответственны и исполнительны, монотонная работа не утомляет их. В игре такие дети одиноки из-за страха предложить свое общество другим. Взрослым нужно тактично включить такого ребенка в игру других детей, помочь ему освоиться в детском коллективе и занять в нем свое место. Меланхоликов пугают неожиданности, поэтому перед началом любого действия их следует подготовить ко всему, что придется пережить. Учитывая неуверенность этих детей, в процессе общения и обучения полезно использовать разнообразные средства поощрения, но делать это к месту и тактично.

Ребенок – холерик нестабилен, активен, неспокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, амбициозен, склонен к резким сменам настроения, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным и гневливым. Движения его быстры и энергичны, речь громкая, частая и быстрая. Среди холериков часто встречаются проблемные дети, что объясняется эмоциональной неуравновешенностью данного типа темперамента. При неправильном воспитании вспыльчивость, нетерпеливость и возбудимость может приводить к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Такие дети очень энергичны и активны, они всегда знают, чего хотят и как достичь желаемого. В занятиях не всегда внимательны. Особенно когда возбужденны. Возбуждение мешает им сосредоточиться и отвлекает от деятельности, в связи с чем учеба дается им не очень легко. Многое в их деятельности зависит от их воли. Многое могут добиться самостоятельно. Если осознают, что это им необходимо.

Ускоренный темп психической активности. На вопрос быстро дают первый подвернувшийся ответ и тут же начинают сами поправлять себя. Эти дети плохо переносят монотонную работу, условия и способы их деятельности нужно менять и оживлять эмоциональными впечатлениями. Активно включаются в новое дело и игру, но если дело неинтересно, то энтузиазм быстро иссякает. Работают без устали, быстро, энергично, если дело им интересно. Решения самостоятельны, но часто в них отсутствует момент обдумывания.

Ритм жизни своеобразен: рано встают, едят и спят немного, в еде непривередливы. Активность им необходима как средство отреагирования бурных эмоций. Нуждаются в достаточном пространстве, где они могли бы свободно двигаться. Прыгать, бегать, валяться. Холерик в тесной комнате невыносим.

Взрослым надо запастись терпением и самообладанием, так как эти дети часто впадают в буйство и любовь их агрессивна. Главное противопоставить гневу спокойствие и хладнокровие. Бурную активность направлять на полезные цели – конкретную помощь кому-то. Полезно давать задания, превышающие его силы и возможности, чтобы он понял, что он не такой всемогущий, каким себя ощущает. Необходимо развивать в таких детях альтруизм, чувство справедливости, внимание к чувствам других. Хорошо действуют рассказы о героических поступках. Родители и педагоги должны сохранять спокойствие во время приступов гнева холерика. Лучше обсуждать происшедшее, когда он успокоится. Развивать самоконтроль ребенка, но помнить, что он рад бы держать себя в руках, но не может этого без помощи взрослых. Относиться к такому ребенку следует тактично и понимающе, он не выносит грубых насмешек и шуток, рассердить его легко. С возрастом вспышки гнева сглаживаются. Развивая, обучать приемам саморегуляции. В спокойном состоянии дети-холерики мечтательны, созданные ими образы воображения глубоки, разнообразны и служат хорошим средством отреагирования отрицательных эмоций.

Совершенствование навыков общения у детей

Сангвиников обучать умению слушать других и самим выражать свои мысли и идеи четко, ясно, не перебивая других. Учить учитывать желания и потребности сверстников.

Флегматикам нужно активировать внимание, развивать умение поддерживать общую беседу, используя их сильную сторону – фантазирование сказки. Нужно стимулирование эмоций (можно мимической гимнастикой). Учить неравнодушию к критике и учету ее в своих действиях.

Холерикам развивать самоконтроль, альтруизм, справедливость, внимание к чувствам других. Учить решать часто возникающие конфликты с помощью мирного, эффективного способа. Развивать способность к адекватной (незавышенной) самооценке. Их хорошо развивают танцевальные, двигательные занятия.

Меланхоликов учить формированию позитивной жизненной установки и оптимистического склада мироощущения через концентрацию на добром и радостном, что нас окружает. Повышать самооценку и уверенность в себе.

Темперамент первозданно проявляется у детей; у взрослых – в стрессовой ситуации, и ситуации, в которой нет опыта; в привлекательной ситуации, благоприятной для проявления индивидуального стиля поведения и деятельности.

10 Личность как проявление в поведении: прямое наблюдение за поведением с использованием пересмотренной поведенческой Q-сортировки Riverside (RBQ-3.

0) | Затем происходит чудо: анализ поведения в социально-психологической теории и исследованиях

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Затем происходит чудо: фокусируясь на поведении в социально-психологической теории и исследованияхКлиническая психологияСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Затем происходит чудо: фокусируясь на поведении в социально-психологической теории и исследованияхКлиническая психологияСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Процитируйте

Майкл Ферр, Р. , Сет А. Вагерман и Дэвид С. Фандер, 9 лет0003

«10 Личность как проявление в поведении: прямое наблюдение за поведением с использованием пересмотренной поведенческой Q-сортировки Риверсайд (RBQ-3.0)» Происходит: Сосредоточение внимания на поведении в социально-психологической теории и исследованиях

(

Нью-Йорк,

2009;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 1 февраля 2013

), https://orgdoi. 2010

. /10.1093/acprof:oso/9780195377798.003.0010,

, по состоянию на 9 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Затем происходит чудо: фокусируясь на поведении в социально-психологической теории и исследованияхКлиническая психологияСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Затем происходит чудо: фокусируясь на поведении в социально-психологической теории и исследованияхКлиническая психологияСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе авторы доказывают роль поведения как части описательной основы личностной и социальной психологии. Такие исследования обращаются к фундаментальному предположению, что «то, кто вы есть, влияет на то, что вы делаете». Авторы утверждают, что наиболее общее преимущество поведенческих данных заключается в том, что они позволяют ученым-психологам рассматривать поведение с эмпирической убедительностью. Без таких данных возможность претендовать на статус науки о поведении сильно снижается. Центральное место в исследованиях прямого наблюдения за поведением занимает система кодирования. Авторы отмечают ключевые соображения при выборе системы наблюдения за поведением, включая контекст, в котором система должна быть развернута, и ситуационную специфику поведения. Авторы предлагают пересмотренную версию поведенческой Q-сортировки Riverside, которая включает элементы, описывающие поведение, которое можно гибко использовать в ряде ситуаций, имеющих отношение к личностной и социальной психологии.

Ключевые слова: поведение, наблюдение за поведением, система кодирования, личность, берег реки Поведенческий Q-сорт, социальная психология

Предмет

Клиническая психологияСоциальная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Что такое индивидуальность бренда? Как это работает и примеры

По

Эван Тарвер

Полная биография

Эван Тарвер более 6 лет занимается финансовым анализом и более 5 лет работает автором, редактором и копирайтером.

Узнайте о нашем редакционная политика

Обновлено 01 сентября 2021 г.

Рассмотрено

Юлиус Манса

Рассмотрено Джулиус Манса

Полная биография

Джулиус Манса — финансовый консультант, профессор финансов и бухгалтерского учета, инвестор и лауреат премии Фулбрайта Государственного департамента США в области финансовых технологий. Он обучает студентов-бизнесменов темам бухгалтерского учета и корпоративных финансов. Помимо академических кругов, Джулиус является финансовым консультантом и финансовым бизнес-партнером для компаний, которым нужны стратегические и консультационные услуги на высшем уровне, которые помогают развивать их компании и становиться более прибыльными.

Узнайте о нашем Совет финансового контроля

Факт проверен

Сюзанна Квилхауг

Факт проверен Сюзанна Квилхауг

Полная биография

Сюзанна — исследователь, писатель и специалист по проверке фактов. Она имеет степень бакалавра финансов в Государственном университете Бриджуотер и работала над печатным контентом для владельцев бизнеса, национальных брендов и крупных изданий.

Узнайте о нашем редакционная политика

Инвестопедия / Сидней Сапорито

Что такое индивидуальность бренда?

Термин индивидуальность бренда относится к набору человеческих характеристик, которые приписываются торговой марке. Эффективный бренд увеличивает ценность своего бренда, обладая постоянным набором характеристик, присущих определенному потребительскому сегменту. Эта индивидуальность является качественной добавленной стоимостью, которую бренд получает в дополнение к своим функциональным преимуществам. Таким образом, индивидуальность бренда — это то, к чему может относиться потребитель.

Ключевые выводы

  • Индивидуальность торговой марки — это набор человеческих характеристик, приписываемых торговой марке.
  • Компании должны точно определять особенности своего бренда, чтобы они находили отклик у нужных потребителей.
  • Бренд компании должен быть направлен на то, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у целевого потребительского сегмента.
  • Личная сторона индивидуальности бренда очень важна, особенно в цифровую эпоху искусственного интеллекта и автоматизации.
  • Не путайте индивидуальность бренда с образами, которые состоят из творческих активов компании.
Индивидуальность бренда

Как работает индивидуальность бренда

Индивидуальность бренда — это структура, которая помогает компании или организации формировать отношение людей к ее продукту, услуге или миссии. Индивидуальность бренда компании вызывает эмоциональный отклик в определенном потребительском сегменте с намерением побудить к позитивным действиям, приносящим пользу фирме.

Покупатели с большей вероятностью приобретут бренд, если его индивидуальность похожа на их собственную. Существует пять основных типов личностей брендов с общими чертами:

  1. Волнение: Беззаботный, энергичный и юный
  2. Искренность: Доброта, заботливость и ориентация на семейные ценности
  3. Стойкость: Грубый, жесткий, открытый и спортивный подчеркнуто лидерством
  4. Изысканность: Элегантный, престижный, а иногда даже претенциозный

Личность бренда еще более важна, особенно в цифровую эпоху, когда технологии автоматизации и искусственного интеллекта (ИИ) развиваются. Как бы потребителям ни нравилась возможность совершать покупки в Интернете или когда компании предсказывали их предпочтения, исследования показывают, что люди по-прежнему хотят личного общения и прямого обслуживания клиентов, когда речь идет о том, как они ведут бизнес с компаниями.

Покупатели с большей вероятностью приобретут бренд, если его индивидуальность похожа на их собственную.

Индивидуальность бренда и имидж

Индивидуальность бренда компании не следует путать с ее имиджем. Образ компании — это серия творческих активов, которые сообщают о реальных преимуществах ее бренда. И наоборот, индивидуальность бренда фирмы непосредственно создает эмоциональную ассоциацию в сознании идеальной группы потребителей.

Для компании важно точно определить индивидуальность своего бренда, чтобы он находил отклик у соответствующего потребителя. Это связано с тем, что индивидуальность бренда приводит к увеличению капитала бренда и определяет отношение бренда на рынке. Это также ключевой фактор любой успешной маркетинговой кампании. Чтобы выбрать индивидуальность бренда, компании рассматривают пять типов личности и выбирают тот, который компания хочет передать.

Если, например, новая компания по производству одежды для активного отдыха хочет найти отклик у потребителей, естественное стремление состоит в том, чтобы создать прочную индивидуальность бренда. Но вполне возможно, что конкурент уже позиционировал себя как бренд прочной одежды для активного отдыха. Чтобы выделиться, новая компания может уникально позиционировать себя в сознании клиентов, приняв утонченный фирменный стиль. Это выделяет бренд как высококлассный, высококачественный вариант одежды для активного отдыха, который привлекает определенный тип потребителей.

Реальные примеры индивидуальности бренда

В корпоративном мире есть много примеров того, как работает индивидуальность бренда. Вот некоторые из наиболее распространенных ниже.

  • Dove выбирает искренность как отличительную черту своего бренда. При этом компания надеется привлечь потребителей-женщин.
  • Бренды класса люкс, такие как Michael Kors и Chanel, стремятся к утонченности, сосредотачиваясь на гламурном и модном образе жизни высшего класса, который привлекает потребителей с высокими расходами.
  • REI, розничный магазин для отдыха на открытом воздухе, обладает ярко выраженным брендом и стремится вдохновлять свою аудиторию (как правило, любителей активного отдыха и приключений ) быть сильными и стойкими

Почему для компаний крайне важно определить индивидуальность своего бренда?

Для компаний важно точно определить индивидуальность своего бренда, чтобы он находил отклик у соответствующих потребителей. Это связано с тем, что индивидуальность бренда приводит к увеличению капитала бренда и определяет отношение бренда на рынке. Это также ключевой фактор любой успешной маркетинговой кампании.

Какие существуют типы личности бренда?

Индивидуальность торговой марки компании вызывает эмоциональный отклик в определенном потребительском сегменте с намерением побудить к позитивным действиям, приносящим пользу фирме. Существует пять основных типов личностей брендов с общими чертами. Это волнение, искренность, стойкость, компетентность и утонченность. Покупатели с большей вероятностью приобретут бренд, если его индивидуальность похожа на их собственную.

В чем разница между индивидуальностью бренда и имиджем?

Индивидуальность торговой марки компании не следует путать с ее имиджем. Образ компании — это серия творческих активов, которые сообщают о реальных преимуществах ее бренда. И наоборот, индивидуальность бренда фирмы непосредственно создает эмоциональную ассоциацию в сознании идеальной группы потребителей.

Источники статей

Investopedia требует, чтобы авторы использовали первоисточники для поддержки своей работы. К ним относятся официальные документы, правительственные данные, оригинальные отчеты и интервью с отраслевыми экспертами. Мы также при необходимости ссылаемся на оригинальные исследования других авторитетных издателей. Вы можете узнать больше о стандартах, которым мы следуем при создании точного и беспристрастного контента, в нашем редакционная политика.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts