Теории эмоций в психологии: 22. Основные теории эмоций.

Теория эмоций Джеймса – Ланге. Большая российская энциклопедия

Научные теории, концепции, гипотезы, модели

Области знаний:
Психологические теории (модели) сознания, Теории эмоций
Другие наименования:
периферическая теория эмоций

Тео́рия эмо́ций Дже́ймса – Ла́нге (периферическая теория эмоций), представляет собой психологическую теорию эмоций, главной идеей которой является введение очерёдности субъективного (сознательного переживания) и объективного (поведения и физиологических реакций организма) компонентов эмоции. В противовес классическому представлению о внешних проявлениях эмоции как следствия её субъективного переживания, У. Джеймс и К. Ланге независимо предположили, что субъективное переживание эмоции возникает после того, как организм уже отреагировал. Таким образом, осознание эмоции становится эпифеноменом, т. е. явлением, не играющим функциональной роли в поведении человека.

Происхождение понятия

Теория американского психолога У.  Джеймса была впервые предложена в статье «Что такое эмоция?» (James. 1884) и уточнялась в ряде последующих работ. Теория датского медика К. Ланге была независимо опубликована год спустя в работе «Об эмоциях: психофизиологическое исследование» (Lange. 1885). Объединение двух независимых идей в одну теорию Джеймса – Ланге было сделано Дж. Дьюи, разрабатывавшим свою теорию эмоций в 1894–1895 гг. (Dewey. 1895).

Содержание понятия

Согласно позиции У. Джеймса, осознанное переживание телесных изменений – это то, что добавляет холодной интеллектуальной оценке ситуации её эмоциональную, субъективную составляющую. Основное отличие теории К. Ланге состояло в акценте на висцеральные процессы, т. е. процессы, протекающие во внутренних органах, в то время как Джеймс также уделял основное внимание двигательным реакциям и мимике. Мимические реакции оказались в центре идей американского психолога С. Томкинса, который разрабатывал более современную версию теории Джеймса – Ланге, названную теорией мимической обратной связи (Tomkins.  1962).

Когнитивные теории эмоций (Schachter. 1962), предполагающие, что переживание эмоции является интерпретацией физиологических реакций организма в конкретном контексте, унаследовали из теории Джеймса – Ланге первичность физиологических реакций перед психологическим переживанием.

Теория Ланге, а также интерпретация общей теории Джеймса – Ланге, введённая в психологическую литературу Дж. Дьюи, предполагали чёткую связь разных эмоций с разными физиологическими проявлениями. Так, страх должен вызываться повышенным сердцебиением, расширением зрачка и напряжением определённых мимических мышц. Злость будет вызываться другим набором физиологических и поведенческих реакций и т. д. Это положение теории активно обсуждалось в 20 в., хотя оно противоречит взглядам У. Джеймса (см. ниже).

История использования понятия и критика

Американский физиолог У. Кеннон раскритиковал некоторые аспекты теории Джеймса – Ланге уже в 1927 г. (Cannon. 1927). Его критика была основана на детальном анализе связи висцеральных процессов с эмоциями. Проанализировав известные к тому времени данные о висцеральных процессах и собственные эксперименты по изоляции внутренних органов от центральной нервной системы, Кеннон пришёл к выводу, что поведенческие проявления эмоций, а также их осознанное переживание слабо связаны с динамикой висцеральных процессов.

Отечественный психолог Л. С. Выготский критиковал теорию Джеймса – Ланге вслед за У. Кенноном, обратив внимание на то, что теория опиралась в основном на мысленные, а не реальные эксперименты (Выготский. 1984). При этом эмпирические попытки найти устойчивые висцеральные, автономные (связанные с автономной нервной системой) или хотя бы мимические корреляты отдельных эмоций в 20 в. не увенчались успехом (Barret. 2017).

Теория мимической обратной связи находила экспериментальное подтверждение, например, в знаменитом исследовании, в котором блокирование мимики при восприятии юмористических историй снижало позитивные эмоции от них (Strack. 1988). Однако это исследование – несмотря на свою хрестоматийность – ныне критикуется из-за невозможности воспроизвести этот эффект в повторных экспериментах (Registered Replication Report … 2016) (но см. Noah. 2018).

В конце 20 в. американский психолог Ф. Эллсуорт защищала теорию эмоций У. Джеймса, утверждая, что вся история её критики – это критика малой метафорической части теории, которая намного богаче своего хрестоматийного пересказа (Ellsworth. 1994). Так, теория Джеймса включала в себя интерпретацию ситуации (интеллектуальный / когнитивный компонент эмоции), однако, критики теории не обсуждали этот её аспект. Таким образом, исходные идеи Джеймса были достаточно близки к более современным, когнитивным теориям эмоций. Далее Эллсуорт утверждала, что теория Джеймса не предполагала разделения на отдельные эмоции. Эмоции рассматривались как часть спектра чувств, которые могут вызываться разнообразными изменениями в организме. Однако эта часть теории теряется за хрестоматийными примерами, содержащими отдельные эмоции, такие как страх.

Американский психолог Л. Ф. Баррет утверждала, что искажение теории эмоций У. Джеймса произошло из-за её смешения с теорией К. Ланге, сделанного Дж.  Дьюи под влиянием философии эссенциализма (Barret. 2017), т. е. представления о том, что все наблюдаемые феномены обладают отдельными сущностями. Такой взгляд предполагает, что существуют отдельные эмоции со своим набором телесных проявлений. Эта идея, как было сказано выше, не разделялась Джеймсом, хотя была близка Ланге.

Подводя итог более чем 100-летнего критического осмысления теории Джеймса – Ланге, можно сделать вывод, что, во-первых, данная теория никогда не была явно сформулирована, а представляет собой скорее набор идей, связанных с зависимостью переживания эмоции в сознании от изменений, которые происходят при этом в организме. Большая часть критики была адресована упрощённому пониманию теории. Когнитивный аспект теории (восприятие и оценка ситуации перед эмоциональной реакцией на неё) был проигнорирован критиками и комментаторами. Вопреки популярному заблуждению, существование фиксированного набора базовых эмоций никогда не было прямым следствием теории Джеймса – Ланге. Отдельные идеи из теории Джеймса – Ланге и доныне остаются актуальными для психологии эмоций.

Иванчей Иван Иванович

Дата публикации:  8 июня 2022 г. в 14:51 (GMT+3)

Новая теория эмоций — Психология: вызовы современности

В этой статье автор и спикер конференции «Психология: вызовы современности» Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбек-практик – рассмотрит классические теории эмоций и представит новую. С которой она познакомилась в книге «Как рождаются эмоции» Лизы Фельдман Барретт. На конференции Ольга продолжит исследование этой темы в психодраматическом мастер-классе: «Новая теория эмоций: как управлять собой», который пройдет 28 февраля.

«Наверняка многие из вас знают о различных теориях эмоций. Если нет, то я напомню:

  • Периферическая теория Джеймса-Ланге, где не только эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями, но и телесные проявления вызывают эмоции: «мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим…».
  • Теория когнитивного диссонанса Фестингера: когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают  отрицательные эмоции, в то время  как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к  появлению положительных эмоций.
  • Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера: какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. На возникновение эмоций оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.
  • Теория дифференциальных эмоций К. Изарда: основную мотивационную систему человеческого  существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес.
  • и т.д.

Кроме Изарда выделением базовых эмоций занимались Пол Экман, это были радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, а также Плутчик и Келлерман.

Последние объединил эмоции в пары с противоположным знаком: страх – гнев, радость – печаль, интерес – удивление, доверие – отвращение.

Каждая из них имеет свою доказательную базу и теоретическую основу, но обычно в практической психологии и психотерапии чаще всего используется последняя концепция, предполагающая, что каждый человек обладает базовым, как бы встроенным набором эмоциональных реакций, обладающих уникальными мотивационными функциями и подразумевающих специфическую форму переживания. То есть гнев – он и в Африке гнев, а страх и прочие состояния из базовой десятки переживаются всеми одинаково. Они присущи всем здоровым людям и одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.

Классический взгляд на эмоции

говорит, что наши эмоции являются продуктом эволюции, которые были необходимы для выживания, а сейчас стали частью нашей природы. Они универсальны: люди любого возраста, пола и культуры испытывают радость, печаль, гнев и страх примерно также, как и вы или я, или как наши далекие предки. Это такие животные рефлексы, которые часто противоречат доводам разума. Примитивная часть нашего мозга хочет сказать начальнику, что он идиот, а другая думающая сторона сдерживает нас и подсказывает, что тогда нас уволят.

Такой подход к эмоциям предполагает, что у нас в мозге есть набор эмоциональных цепей и каждая вызывает собственный набор изменений. Бывшая жена включает у вас «нейроны гнева», вы злитесь, кричите, давление поднимается, а лицо краснеет. Новости по телевизору активизируют у вас «нейроны страха», сердце бьется чаще, вас знобит, вы ощущаете страх. Эти состояния кажутся четко познаваемыми и поэтому вполне разумно решить, что любая эмоция отличается базовым шаблоном в мозге и теле.

Но! Сейчас существует значительное количество исследований, как доказывающих классический взгляд на эмоции, так и отвергающий их. Вы можете испытывать страх с вовлечением миндалины (область мозга, отвечающая за страх) или без нее. Вы можете гневаться и ваше кровяное давление будет повышаться или не будет. То есть в каких-то ситуациях классические концепции верны, а в каких-то нет.

Сейчас существует новый взгляд на природу эмоций – теория конструирования эмоций, которая по-другому смотрит на наши состояния. Как вам такие идеи:

  • эмоции не являются вашими реакциями на мир, это ваши конструкции;
  • вы можете контролировать свои эмоции, так же как свои мысли, воспоминания, убеждения, это не просто, но возможно;
  • эмоции не универсальны, а различаются от культуры к культуре;
  • эмоции создаются нами, мозг интерпретирует входящие сигналы, включает память о прошлом опыте, конструирует значение и предписывает действие.

Ни для одной эмоции в мозге нет участка с ее «отпечатком». Эмоции возникают от возбуждения нейронов, однако нет нейронов, которые были бы посвящены исключительно эмоциям. Нейронная система устроена по принципу «одно для многого»: один участок или одна мозговая сеть вносит свой вклад во много различных психических состояний. Ваши понятия являются главным инструментом, который использует мозг, чтобы догадаться о значении входных сенсорных сигналов. Например, понятия придают смысл изменениям звукового давления, и вы воспринимаете их как слова или музыку, а не как случайный шум.

Понятия также придают эмоциональный окрас событию. Одно и тоже ощущение может быть как приятным, так и отвратительным одному и тому же человеку в зависимости от его ожидания. Если вам предложат розовое мороженое, вы, видимо, будете ожидать вкус малины, но, если у него оказывается вкус рыбы, вы можете счесть его неприятным или отвратительным. Если же вам предварительно скажут, что это «охлажденный мусс из лосося», таким образом мозг будет предупрежден, возможно, вы сочтете тот же самый вкус приятным.

В любой момент, пока вы живы, ваш мозг использует понятия, чтобы симулировать внешний мир. Без понятий вы эмпирически слепы. С помощью понятий ваш мозг производит симуляцию настолько незаметно и автоматически, что зрение, слух, эмоциональные переживания выглядят скорее рефлексами, чем процессом конструированием.

В новой теории эмоции, как на ваши состояния, находящихся в системе координат, где есть две характеристики: возбуждение и валентность.

Возбуждение показывает, насколько спокойно или взбудоражено вы себя чувствуете, а валентность – насколько вам приятно или неприятно. Например, неприятная валентность и слабое возбуждение: апатия, подавленность; приятная валентность, слабое возбуждение: спокойствие, безмятежность; неприятная валентность и среднее возбуждение: печаль, недовольство; приятная валентность и среднее возбуждение: удовлетворенность, радость и т.д. Для ваших состояний может и не быть названий, но в любом обществе принято давать им обозначение: ты плачешь, значит это печаль, ты топаешь ногами – похоже злишься и т.д. Таким образом мы научаемся распознавать наши проявления в понятных нам и окружающим терминах.

Когда мы ощущаем внутри себя какое-то состояние, не понимая его причину, мы склонны трактовать его как объективное знание о мире, а не о своем восприятии мира.

Ученые из Израиля обнаружили, что судьи чаще отказывают заключенным в досрочном освобождении перед обедом, а вот после него подобные решения случаются чаще. Эти люди не распознают свой голод как возможный повод для собственного недовольства, которое выливается в якобы «объективное» рассмотрение дел. Или вот еще исследование: люди чаще сообщают о своем счастье в солнечный день.

Наши эмоциональные переживания кажутся нам реальными данными о мире: если я зол, значит меня обидели или оскорбили, если я испытываю отвращение, значит ситуация для меня неприемлема и т.д. Нам сложно представить, что наши реакции прежде всего основываются на прошлом опыте и на физиологическом состоянии организма. Есть люди, которые чаще всего в  момент стресса или неоднозначности реагируют агрессией, а есть те кто плачет. Кто-то в момент опасности убегает, а кто-то замирает. Эти реакции основываются на индивидуальном видении ситуации и являются верными только для конкретного человека. Знание о новой теории эмоций может помочь нам по-другому посмотреть на свои состояния, осознать их и поменять, если они кажутся неадекватными.

А как новый взгляд на эмоции помогает в психотерапии?

Во-первых, теперь не обязательно говорить клиенту, что «Ваши эмоции врожденные, есть базовый набор, который начинает включаться в зависимости от ситуации, они  –  объективный показатель того, что с вами сейчас происходит.» Это я так обычно говорила: есть базовый набор (страх, злость, печаль, радость, отвращение, удивление) плюс социально обусловленный (вина, стыд). Сейчас я говорю, что наши реакции обусловлены текущим физическим состоянием и прошлым опытом. Наша задача – увидеть весь спектр переживаний клиент, который может вписываться в привычные обозначения или нет.

Во-вторых, важно понимать самому и доносить клиенту, что не бывает «правильных» или «неправильных» эмоций, которые в какие-то моменты лучше или хуже чувствовать. Можно сказать, что есть две оси: валентность и возбуждение и по ней можно определять наше состояние. Все названия и понятия эмоций – договоренность между людьми, любой человек может вписываться в эти определения или нет, в зависимости от его индивидуальных особенностей или конкретной ситуации. Клиент и правда может ничего не чувствовать, и это автоматически не означает, что у него алекситимия.

В-третьих, стоит донести клиенту, что мы можем управлять своими состояниями. В процессе терапии становится виден индивидуальный рисунок поведенческого паттерна клиента, в котором демонстрируются его типичные реакции на стресс. Мы работаем над расширением спектра текущих защит и уменьшением влияния разрушающего или неадекватного поведения. Например, клиент привык на любые сложности включать реакцию «убегание»: не спорит с коллегами, а уходит от разговора. Мы можем обсудить другие возможные способы взаимодействия в сложных ситуациях.

В-четвертых, наши эмоциональные состояния часто обусловлены прошлым опытом. Наши реакции когда-то помогли нам выжить и текущее их использование происходит на автомате. Мозг предсказывает будущее развитие ситуации и конструирует наше переживание и последующее действие, которое может быть здесь не уместно, не полезно и не эффективно. И тогда в процессе терапии мы учим клиента брать «внутреннюю паузу» для проверки адекватности своего состояния: «Я сейчас хочу обидеться, а что мне это даст? Может быть стоит обсудить с партнером, что мне не нравится его решение».

В-пятых, наши телесные ощущения могут быть не связаны с эмоциональным состоянием. Они могут просто присутствовать у нас сейчас, их можно не оценивать и не приписывать им чувства и эмоции. Покраснение лица, вспотевшие ладони, напряжение в животе, желание зевнуть и прочее могут быть исключительно реакцией на изменение среды. В помещении стало жарко или душно, вы проголодались, вы начинаете заболевать, понизилось давление и т.д. Не обязательно за этим стоит ваша злость, отвращение или апатия. Иногда ощущения связаны с эмоциональными состояниями, а иногда – нет. Важно их различать и не искать за каждым телесным проявлением важный психологический феномен.

В-шестых, развитие осознанности становится необходимой основой для психического здоровья клиента. Умение разграничивать и выделять составляющие своих переживаний – важный навык любого человека, желающего лучше понять себя и окружающих. «Я сейчас чувствую легкое волнение и небольшое жжение в желудке, а еще усталость и предвкушение о завтрашнем дне. И тогда мое волнение связано с чем-то, на что стоит обратить внимание, как я считаю? А желудок, о чем мне говорит: что не надо было есть сухомятку? А что я предвкушаю? Приятно ли мне думать о предстоящей встрече? И не пора ли спать?» Здесь помогают практики осознанности, ведение дневников эмоций, медитации и т.д.

В-седьмых, нам психологам очень привычно при обозначении клиентом своей эмоции начать рассказывать о том, что на самом деле они означают и почему возникают, нас ведь самих когда-то так учили. Например, клиент говорит, что ему стыдно перед самим собой, и психолог пересказывает чью-то идею об обязательной публичности этого переживания: стыд чувствуется только перед кем-то, иначе это не стыд, а что-то другое. А ведь человек и правда может именно так ощущать себя. Стоит не заниматься здесь пси-просветом, а узнать подробности его состояния: почему стыд возник, как переживается, что хочется сделать в этот момент, как о нем говорится сейчас и т.д.

Это были советы для профессионалов, а что же можно делать в рамках самопомощи?

  • попробуйте осознать и принять концепцию конструирования эмоций сначала просто как знание, по-новому трактующую наше восприятие;
  • расширяйте спектр своих переживаний: я чувствую возбуждение приятное и пугающее одновременно или сейчас во мне спокойствие с привкусом грусти и тихой радости;
  • приобретайте новые понятия о мире: учеба, путешествия, люди, знания, незнакомая пища и т. д.
  • ведите здоровый образ жизни: сон, питание, спорт. Банально? Но это правда помогает лучше себя чувствовать, в том числе и эмоционально.
  • создавайте свои понятий эмоций: мимишность, возбуждение от новой ситуации, предвкушение от неоднозначности, ненависть к себе по утрам и т.д.
  • больше осознавайте себя: я сейчас испуган, потому что реально есть опасность или ситуация отдаленно мне напоминает прошлый опыт, где меня травили одноклассники.

Такое разделение поможет вам не действовать в привычных реакциях прошлого опыта.

Всем удачи и до встречи на конференции на моем мастер-классе»!

Регистрация на конференцию ТУТ.

О спикере

Ольга Малинина – психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбэк-практик, тренер Московского института гештальта и психодрамы (МИГИП), председатель орг. комитета Московской психодраматической конференции.

 

 

Регистрация на конференцию ТУТ.

Изображение: Yandex.com.tr

Поделиться в соцсетях:

Руководство по трем основным теориям эмоций (упрощенно)

Оставить комментарий / Психология

Page Contents

Теории эмоций

Эмоции оказывают особо сильное влияние на человеческое поведение. Сильные эмоции могут заставить вас требовать действий, которые вы обычно не совершаете, или избегать ситуаций, которые вам нравятся. Почему именно у нас есть эмоции? Что заставляет нас обладать этими чувствами? Исследователи, философы и психологи представили различные теории эмоций, чтобы выяснить, как и почему человеческие эмоции.

Здесь мы понимаем три основные теории эмоций, включая теорию эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда и теорию эмоций Шахтера-Зингера.

Теория эмоций Джеймса-Ланге

Одна из первых теорий эмоций, предложенных исследователями, была известна как теория эмоций Джеймса-Ланге. Название «Джеймс-Ланге» было предложено по имени психологов Уильяма Джеймса и Карла Ланге.

Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают из-за физиологических реакций на события. Другими словами, эта теория предполагает, что у людей есть физиологический ответ на стимулы окружающей среды, и их понимание этого физического ответа затем приводит к эмоциональному приключению. Ваша эмоциональная реакция зависит от того, как вы определяете эти физические реакции. Следовательно, эта теория разъясняет, что событие вызывает физиологическое возбуждение, после чего мы интерпретируем это возбуждение или придаем ему значение. Только после интерпретации этого возбуждения мы будем испытывать эмоции.

Например, представьте, что вы просто идете через темный гараж к своему автомобилю. Вы замечаете темную фигуру, тянущуюся за вами, и ваше сердце начинает бешено колотиться. В соответствии с теорией эмоций Джеймса-Ланге вы интерпретируете свои физические реакции на стимул как страх. Поэтому вы чувствуете себя напуганным и мчитесь к своей машине так быстро, как только можете.

Люди сталкиваются с ситуациями и событиями, которые заканчиваются физиологическими реакциями, такими как мышечное напряжение, учащение пульса, потливость, сухость во рту и многими другими, которые создаются вегетативной нервной системой. Теория эмоций Джеймса Ланге предполагает, что эмоции являются результатами этих физиологических реакций, а не их причинами.

Смотрите, эти две интерпретации.

Здравый смысл : Восприятие сердитой собаки – Чувство страха – Физиологические реакции

Джеймса-Ланге : Восприятие сердитой собаки – Физиологические реакции – Чувство страха

Таким образом, согласно Теория Джеймса-Ланге : Событие — Возбуждение — Интерпретация — Эмоция

Теория эмоций Кэннона-Барда

Вторая из теорий эмоций — это теория эмоций Кэннона-Барда. Уолтер Б. Кэннон и его аспирант Филип Бард разработали эту идею в 19 году.27. она была создана как альтернатива теории эмоций Джеймса-Ланге. Теория Кэннона-Барда гласит, что чувства являются результатами физических реакций на стимулирующее событие.

В соответствии с этой теорией эмоции и телесные изменения не имеют причинно-следственной связи. Скорее, они происходят одновременно, после интересного события.

Например, когда человек видит ядовитую змею, он/она испытывает страх, и его/ее мышцы одновременно напрягаются, готовясь убежать далеко от опасного животного. Можно наблюдать эмоцию человека, поддерживаемую физиологическим сигналом, который показывает его / ее тело.

Кэннон-Бард предполагает, что обе эти реакции возникают одновременно в таламусе головного мозга. часто это небольшая структура мозга, отвечающая за получение сенсорной информации. Он передает его в приемлемую область мозга для обработки. Когда происходит триггерное событие, таламус может посылать сигналы в миндалевидное тело.

Миндалевидное тело отвечает за обработку сильных эмоций, таких как страх, удовольствие и гнев. он также будет посылать сигналы в мантию головного мозга, которая контролирует сознательное мышление. Сигналы, посылаемые из таламуса в вегетативную нервную систему и скелетные мышцы, контролируют физические реакции. К ним относятся потливость, дрожь или напряжение мышц. Таким образом, иногда теория Кэннона-Барда упоминается из-за «таламической теории эмоций».

Теория эмоций Шахтера-Зингера

Третьей из теорий эмоций является теория эмоций Шахтера-Зингера, которая может представлять собой когнитивный подход к пониманию того, как эмоциональные состояния определяются когнитивными факторами. С конца 1950-х так называемая когнитивная революция стала столь заметной среди психологов.

Следуя этой тенденции, Стэнли Шахтер и Джером Сингер предположили, что существуют когнитивные факторы, влияющие на многочисленные состояния эмоций, настроения и чувств. Они взяли описания физиологически обоснованных теорий, таких как теория Джеймса-Ланге и теории эмоций Кэннона-Барда, и пришли к выводу, что разнообразные инстинктивные или физиологические паттерны не соответствуют большому разнообразию эмоциональных состояний людей. Шахтер и Сингер официально представили эту идею в 19 году.62.

В соответствии с этой теорией элемент рассуждения играет решающую роль в том, как мы переживаем эмоции. Теория Шахтера-Зингера предполагает, что, когда событие вызывает физиологическое возбуждение, мы пытаемся найти причину этого возбуждения. Затем мы испытываем эмоцию ярлыка.

Например, вы сидите в фотолаборатории в одиночестве и вдруг слышите позади себя звук дыхания. Ваш пульс учащается, и вас начинает трясти. Заметив эти физические реакции, вы понимаете, что они доступны из-за того, что вы просто находитесь в их одиночестве в фотолаборатории. вы думаете, что просто тоже можете быть в опасности, и чувствуете эмоцию страха.

Кратчайший путь теории Шехтера-Зингера: Событие – Возбуждение – Рассуждение – Эмоция

Основополагающий принцип этой теории заключается в том, что мы воспринимаем планету через линзу мыслей, которые развиваются с опорой на то, что мы узнаем, когда растем вверх. Если мы узнали, что мы способны и компетентны в детстве, мы увидим себя способными и компетентными взрослыми. Эти мысли вызывают эмоции, а эти эмоции вызывают определенное поведение. Поскольку мы способные и компетентные взрослые, мы будем уверенно бороться с нашими денежными делами.

Сравнение этих трех теорий эмоций

90 069 Физическая реакция.
Теория Начальная реакция Вторичная реакция
Джеймс-Ланге Возникает эмоциональное состояние.
Кэннон-Бард Эмоции возникают одновременно — как и физическая реакция.
Schachter-Singer Физические и эмоциональные реакции
возникают одновременно.
Ситуационно-поисковая среда.

Нравится:

Нравится Загрузка…

  • 20 лучших бизнес-школ США для получения степени MBA (2023-2024)
  • Что такое бизнес-исследования? Определение, типы, важность и примеры
  • Что такое исследовательская парадигма? Определение и типы [объяснение]
  • Что такое научные исследования? Определение, характеристики и процесс
  • Фундаментальные исследования против. Прикладные исследования: 8 ключевых отличий [объяснение]

Теория эмоций Джеймса-Ланге: определение и примеры

  • Уильям Джеймс (1884) и Карл Ланге (1885) независимо разработали две физиологические теории эмоций. Эти теории имели разные акценты, и некоторые ученые утверждают, что теория эмоций Джеймса-Ланге является искажением работы обоих ученых.
  • Теория эмоций Джеймса-Ланге (1880-е гг.) предполагала, что телесные изменения возникают первыми и составляют основу эмоционального опыта. Таким образом, эмоции вызываются телесными ощущениями (вы становитесь счастливее, когда улыбаетесь. Вы боитесь, потому что бежите).
  • Теория эмоций Джеймса-Ланге отвергла более чем столетие исследований физиологии эмоций, и известные критики теории Джеймса-Ланге (такие как теория эмоций Кэннона-Барда) также получили огромную поддержку со стороны исследователей.
  • Эта теория подвергалась критике за то, что она не может объяснить ни эмоции без какого-либо возбуждения, ни роль обучения и
    познания. Также трудно точно воспринимать различные физиологические состояния (например, кровяное давление).

Содержание

Обзор и история

Уильям Джеймс (1948) и Карл Ланге (1885) независимо друг от друга разработали две различные теории, касающиеся физиологии и эмоций.

В то время как Джеймс подчеркивал различные соматические и висцеральные реакции на стимулы, которые могут вызывать сознательные эмоциональные переживания, Ланге делал особый акцент. Для Ланге эмоция была сердечно-сосудистым событием (Lang, 1994).

Тем не менее, оба ученых согласились, что эмоции начинаются не с сознательного переживания эмоций, а с телесных реакций на внешние события.

Теория эмоций Уильяма Джеймса (1884) предположила, что существует набор основных эмоций (таких как гнев) и что каждая из этих эмоций имеет свое собственное связанное физическое состояние (эмоциональное измерение).

Первоначальная теория Уильяма Джеймса была конструкционистской, а это означает, что Джеймс считал, что не существует «сущности» любого данного уравнения; однако существовали определенные физиологические состояния, которые организмы разделяли в ответ на раздражители (Meiselman, 2016).

Вместо того, чтобы пытаться классифицировать множество отдельных эмоций, Джеймс считал, что предметом психологии является «наука об отношениях разума и мозга» и что она «должна показать, как элементарные составляющие первых соответствуют элементарным функциям эмоций». последний» (1920).

Теория эмоций Джеймса-Ланге обязана своим существованием философской психологии. В последние десятилетия 19-го века возникла область, которая занималась изучением сознательного опыта людей. Психологи-философы были склонны рассматривать эмоции либо как первичные и не поддающиеся анализу (один психолог, который считал, что это был Вильгельм Вундт (1896), либо как необработанные данные, подлежащие изучению (Ланг, 1994).

Уильям Джеймс выбрал последний подход и предположил, что эмоции не являются фундаментальные данные человеческого сознания, а феномены, вызванные восприятием соматических и висцеральных изменений, вызванных внешними раздражителями (Lang, 1994).

Ученые долго изучали физиологию эмоций до Джеймса (1884) и Ланге (1885). До публикации статьи Джеймса в Mind физиологи создали эмпирическую лабораторную науку об эмоциях, начиная с ряда европейских физиологов в 1860-х годах (Dror, 2013).

Главной фигурой в изучении физиологии эмоций, современником Джеймса, был итальянский физиолог Анджело Моссо, который положил начало тому, как современные физиологи изучают эмоции (Mosso, 1879).).

Моссо сформулировал свое исследование эмоций с точки зрения дарвиновской теории эволюции и создал, измерил и воспроизвел эмоции в графическом и числовом представлении эмоциональных состояний.

Джеймс хорошо знал открытия Моссо и действительно признавал, что Моссо распространил изучение эмоций на так называемые внутренние органы — мозг и его внутренние процессы.

Эксперименты и инструменты Моссо, в свою очередь, сильно повлияли на многих других психологов, изучавших эмоции в конце XIX века.го и начала 20 веков, например, немецкий физиолог Леман в Die Hauptgesetze des menschlichen Gefühlslebens (1892).

Как работает теория Джеймса-Ланге?

Теория эмоций Джеймса-Ланге постулирует, что эмоции возникают в результате физических реакций на события (физиологические реакции на стимулы непосредственно вызывают субъективные чувства).

Наш естественный способ думать об этих стандартных эмоциях состоит в том, что ментальное восприятие некоторого факта возбуждает ментальное состояние, называемое эмоцией, и что это последнее состояние ума порождает телесное выражение.

Напротив, я утверждаю, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего факта, и что наше ощущение тех же самых изменений, когда они происходят, ЯВЛЯЕТСЯ эмоцией. Здравый смысл говорит, что мы теряем свое состояние, сожалеем и плачем; встречаем медведя, пугаемся и бежим; мы оскорбляемся соперником, злимся и бьем.

Гипотеза, которую здесь нужно защищать, говорит, что этот порядок последовательности неверен, что одно психическое состояние не вызывается непосредственно другим, что телесное проявление должно быть вставлено между ними, и что более рациональное утверждение состоит в том, что мы чувствуем сожаление. потому что мы плачем, злимся, потому что бьем, боимся, потому что дрожим, а не потому, что мы плачем, бьемся или дрожим, потому что сожалеем, злимся или боимся, в зависимости от обстоятельств.

Без телесных состояний, следующих за восприятием, последнее было бы чисто познавательным по форме, бледным, бесцветным, лишенным эмоциональной теплоты. Тогда мы могли бы увидеть медведя и решить, что лучше бежать, получить оскорбление и счесть правильным нанести удар, но на самом деле мы не почувствовали бы страха или гнева.

James (1884)

Теории эмоций Джеймса и Ланге (1948; 1885) противоречат классической идее эмоциональной обработки, когда кто-то представляет или переживает вызывающее эмоции событие или стимул, испытывает эмоцию, а затем испытывает телесную реакцию. к этой эмоции (Meiselman, 2016).

Скорее теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции возникают из-за физиологических реакций на события.
Чтобы проиллюстрировать эту теорию, рассмотрим человека, который встречает разъяренную лающую собаку.

Согласно классической теории обработки эмоций, человек слышит и видит лай собаки, испытывает эмоцию (например, страх) и в результате испытывает эмоциональную реакцию (например, дрожь). Человек дрожит, потому что боится.

Напротив, согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, человек слышит собаку и дрожит. Сознательно они обработают эту дрожь и придут к заключению, потому что боятся.

В этом случае человек боится, потому что дрожит. По словам Джеймса, «моя теория… состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего факта, и что наше ощущение тех же самых изменений по мере их возникновения и есть эмоция» (Джеймс, 1948).

Джеймс считал, что существует набор стандартных эмоций (например, удивление, страх и гнев), но не уточнил, что может происходить с эмоциями, не имеющими четкого набора телесных реакций, таких как стыд (Meiselman, 2016). ).

Ученые назвали теорию эмоций Джеймса-Ланге периферийной (Meiselman, 2016) и использовали этот ярлык, чтобы противопоставить теорию эмоций Джеймса-Ланге конкурирующей теории эмоций Кэннона-Барда.

Короче говоря, периферийность — это точка зрения, которая делает акцент на событиях на периферии собственного тела организма, таких как, скажем, его скелетные мышцы и половые органы, а не на событиях, возникающих в центральной нервной системе.

Влияние теории Джеймса-Ланге

Теория эмоций Джеймса-Ланге оказала влияние на целый век эмпирических исследований эмоций, а опровержения теории эмоций Джеймса-Ланге, особенно критика Кэннон-Барда 1927 года, положили конец давним дебатам в неврологии и психологии (Lang, 1994). ).

Теория эмоций Кэннона-Барда

Теория эмоций Кэннона-Барда (1927) утверждает, что изменения эмоционального состояния и изменения в вегетативной нервной системе
происходят одновременно, но независимо друг от друга, оба вызваны поступлением одной и той же сенсорной информации в
таламус.

«централистская» теория эмоций Кэннона-Барда подчеркивает, как эмоции влияют, во-первых, на мозг и нервную систему. Теория эмоций Кэннона-Барда предполагает, что стимулы вызывают физиологические и «аффективные» сознательные эмоциональные реакции одновременно.

Кэннон-Бард (1925) предложил свою теорию эмоций как прямой ответ на господствовавшую ранее теорию эмоций Джеймса-Ланге. В статье Теория эмоций Джеймса-Ланге: критическое исследование и альтернативная теория (1927), Кэннон предлагает пять основных критических замечаний Джеймса-Ланге:

  1. полное отделение внутренних органов от центральной нервной системы не меняет эмоционального поведения;
  2. 90–108 одни и те же висцеральные изменения происходят в очень разных эмоциональных состояниях и в неэмоциональных состояниях;
  3. внутренние органы являются относительно нечувствительными структурами;
  4. внутренние изменения слишком медленны, чтобы быть источником эмоциональных переживаний; и, наконец,
  5. искусственная индукция висцеральных изменений, характерных для сильных эмоций, их не вызывает.

Дебаты между Джеймсом-Ланге и Кэнноном-Бардом являются классическими в понимании обработки эмоций, и многие ученые сравнивали достоинства каждой теории по сравнению с другими. А именно, ученые спровоцировали большое количество эмпирических исследований временной последовательности эмоций (эмоциональное измерение).

Например, Олпорт и Томкинс (1962) укрепили теорию эмоций Джеймса-Ланге, выдвинув гипотезу лицевой обратной связи. Основанная на предположениях Чарльза Дарвина и Уильяма Джеймса, гипотеза лицевой обратной связи утверждает, что выражение лица человека напрямую влияет на его эмоциональный опыт.

Например, заставив чье-то лицо сжаться в улыбке, кто-то с большей вероятностью испытает радость. В то же время отсутствие выражения лица может привести к подавлению эмоций. Тем не менее, обе теории находились под влиянием других и продолжали влиять на них.

Пример 1

Чтобы проиллюстрировать эту теорию в контексте примера с собакой, человек может видеть лающую собаку и дрожать, и в то же время сознательно регистрировать «Я боюсь». Человек боится не потому, что дрожит, а потому, что его таламус спровоцирован раздражителем разъяренной собаки.

Это означает, что в сценарии, где чьи-то физиологические реакции на эмоции каким-то образом отключены, человек все равно будет испытывать эмоцию страха.

И наоборот, в ситуации вдали от раздражителя, когда были запущены все физиологические реакции — например, если участки мозга, связанные с дрожью, были активированы стимуляцией электрода в отсутствие пугающего раздражителя — человек или организм не будет сознательно чувствовать страх, согласно теории эмоций Кэннона-Барда.

Пример 2

Чтобы прояснить теорию эмоций Джеймса-Ланге, рассмотрим человека, который испытывает ярость на дороге во время вождения автомобиля. Скажите, что этого человека только что подрезала ближайшая машина. Это событие является внешним раздражителем.

В ответ на отключение человека сердцебиение может учащенно биться, его лицо может краснеть, его челюсти могут сжиматься, а руки могут трястись.

Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эти физиологические реакции характерны для гнева.

Таким образом, человек, испытывающий эти симптомы, может чувствовать гнев как прямую реакцию на эти реакции и вести себя соответственно.

Теория эмоций Джеймса-Ланге также утверждала бы, что если бы у кого-то были эти физиологические реакции без стимула — скажем, если бы машина каким-то образом могла увеличить частоту сердечных сокращений и сжать челюсть — тогда человек все равно регистрировал бы эмоцию гнева.

Двухфакторная теория эмоций Джеймса-Ланге и Шактера и Зингера

Дебаты между Джеймсом-Ланге и Кэннон-Бардом повлияли на основные результаты исследований эмоций. Некоторые источники утверждают, что обе теории эмоций оказали большое влияние на раннюю эмоциональную физиологию из-за возможности их проверки (Meiselman, 2016).

Два наиболее заметных открытия, двухфакторная теория эмоций Шахтера и Сингера (1962) и теория эмоций Дамсио, в значительной степени опираются на концепции Джеймса.

Двухфакторная теория эмоций фокусируется на взаимодействии между эмоциональным возбуждением и тем, как организмы обозначают это возбуждение. В частности, теория утверждает, что эмоция возникает как из физиологического возбуждения, возникающего в результате стимула, так и из рассуждений, окружающих эту эмоцию.

В предыдущем примере человек может увидеть сердитую лающую собаку и начать дрожать. Затем этому человеку необходимо сознательно оценить свою физиологическую реакцию на разъяренную собаку, чтобы определить, что он боится.

Различие между теорией Джеймса-Ланге и двухфакторной теорией эмоций очень тонкое и заключается в этой когнитивной оценке. В то время как теория Джеймса-Ланге предполагает, что эмоции возникают из-за физиологического возбуждения, двухфакторная теория эмоций утверждает, что существует сознательная оценка той физиологической реакции, которая приводит к эмоции.

Например, в то время как, согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, испуганный человек может сказать: «Я боюсь, потому что дрожу», тот же самый человек сказал бы: «Я боюсь, потому что я сознательно оценил, что я я дрожу, и это реакция на страх».

Другими словами, согласно теории Шактера и Сингера, физиологический ответ на оценку этого ответа способствует переживанию эмоции, и физиологическое возбуждение, и познание должны работать вместе, чтобы кто-то мог воспринимать эмоции.

Нео-Джеймсовская теория эмоций Джеймса-Ланге и Дамасио

Дамасио (1994) разработал вторую основную теорию эмоций под влиянием Джеймса-Ланге. Дамасио предложил «соматические маркеры», которые представляют собой физиологические реакции, связанные с прошлыми эмоциональными событиями.

Новые события запускают эти соматические маркеры и влияют на то, как люди принимают решения. Например, у кого-то, у кого в прошлом был положительный опыт общения с собаками (например, собака обнимала и защищала человека), будет иметь ряд маркеров, которые повлияют на этого человека, скажем, погладит следующую собаку, которую он увидит.

Наиболее заметной проверкой концепции соматических маркеров была игра в азартные игры в Айове. Задание на азартные игры в Айове — это способ изучения процесса принятия решений с использованием карт. В этих экспериментах, в частности, Бехара, Дамасио, Дамасио и Андерсон (1994), участники могут выбрать одну из четырех колод карт и выиграть или проиграть деньги.

Два набора колод относились к «высокому риску» (с возможностью проигрыша или выигрыша больших сумм денег), а остальные — к меньшему риску.

В первоначальном исследовании пациентов с повреждением префронтальной коры, проведенном Bechara et al., постулировалось, что пациенты с повреждением головного мозга менее чувствительны к последствиям принимаемых ими решений из-за «соматического маркера» повреждения головного мозга.

Лицевая обратная связь Гипотеза

Гипотеза лицевой обратной связи проистекает из основополагающих принципов теории эмоций Джеймса-Ланге, согласно которым физиологические реакции на стимулы вызывают эмоции.

По словам исследователя мимической обратной связи Томкинса (Tomkins, 1962), эмоции — это «наборы мышечных и железистых ответов, расположенных на лице».

Ученые распространили эту гипотезу лицевой обратной связи на осанку (Stepper and Strack, 1993) и совсем недавно провели исследования с использованием ботокса для исправления выражения лица.

В одном из таких исследований Хенненлоттер (2007) попросил участников выполнить задачу по имитации выражения лица до и после инъекции ботокса, который парализует и ограничивает движение лицевых мышц.

Исследователи обнаружили, что у тех, кому вводили ботокс, наблюдалась меньшая активация областей мозга, связанных с обработкой эмоций, когда их просили имитировать сердитое выражение лица.

Неспособность имитировать негативное выражение лица, Hennenlotter et al. предположил, что инъекции ботокса приведут к меньшему количеству негативных эмоций и что препарат можно использовать для лечения симптомов депрессии.

Дальнейшие исследования подтвердили гипотезу лицевой обратной связи.

Например, есть доказательства того, что улыбка при чтении мультфильмов коррелирует с более высоким уровнем веселья (Hennenlotter, 2007) и что люди с параличом лицевого нерва чаще испытывают депрессию (Hennenlotter, 2007).

Эта гипотеза была проверена Хенненлоттером, который использовал ботокс для лечения десяти пациентов с депрессией посредством подавления мышц, связанных с хмурым взглядом. Негативные эффекты уменьшились у всех пациентов, у девяти исчезли депрессивные симптомы.

Ссылки

Бечара, А., Дамасио, А.Р., Дамасио, Х., и Андерсон, С.В. (1994). Нечувствительность к будущим последствиям повреждения префронтальной коры человека. Познание, 50(1-3), 7-15.

Бернар, К. (1866 г.). Leçons sur les propriétés des tissus vivants: Germer Baillière.

Кэннон, ВБ (1915 г.). Телесные изменения боли, голода, страха и ярости . Эд. Эпплтон и компания.

Кэннон, ВБ (1927 г.). Теория эмоций Джеймса-Ланге: критический анализ и альтернативная теория. Американский журнал психологии, 39 (1/4), 106-124.

Кэннон, У. Б., и Бриттон, Ю. В. (1925). Исследования условий деятельности эндокринных желез: XV. Псевдоаффективная мозгово-надпочечниковая секреция. American Journal of Physiology — Legacy Content, 72 (2), 283–294.

Дарвин К. и Вундт В. Психологическая модель эмоций.

де Сион, Э. (1873 г.). Принципы электротерапии: Baillière.

Дрор, О. Э. (2013). Таламическая теория эмоций Кэннона-Барда: краткая генеалогия и переоценка. Emotion Review, 6 (1), 13–20. doi: 10.1177/1754073913494898

Ellsworth, PC (1994). Уильям Джеймс и эмоции: стоит ли век славы века непонимания? Psychological Review, 101 (2), 222.

Фер, Ф. С., и Стерн, Дж. А. (1970). Периферийные физиологические переменные и эмоции: новый взгляд на теорию Джеймса-Ланге. Psychological Bulletin, 74 (6), 411.

Friedman, BH (2010). Чувства и тело: взгляд Джеймса на вегетативную специфику эмоций. Биологическая психология, 84 (3), 383-393.

Хенненлоттер, А., Дрезель, К., Себальос-Бауманн, А., Вольшлегер, А., Кастроп, Ф., и Хаслингер, Б. (2007). Денервация хмурых мышц ботулиническим токсином нарушает мимическую обратную связь с центральной схемой эмоций. Aktuelle Neurologie, 34 (S 2), P408.

Джеймс, В. (1920). Сборник очерков и обзоров: Longmans, Green and Company.

Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии (Том 1) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Генри Холт. Найдите этот ресурс.

Джеймс, В. (1894 г.). Физическая основа эмоций. Психологический обзор,
1, 516-529.

Джеймс, В. (1884 г.). Что такое эмоция? Разум , 19, 188-205. Переиздано в K. Dunlap
(Ed.), Эмоции. Балтимор: Уильямс и Уилкинс.

Джеймс, В. (1922). Эмоции. Глава. XXV в Принципах психологии , 1890. Переиздано
в K. Dunlay (Ed.), The Emotions. Балтимор: Уильямс и Уилкинс.

Ланге, К. (1922). Эмоции. В К. Данлэп (ред.), Эмоции
(IA Haupt, Trans.; стр. 33-90). Балтимор: Уильямс и Уилкинс.
(Оригинальная работа опубликована в 1885 г.)

Ланг, П.Дж. (1994). Разновидности эмоционального опыта: размышление о теории Джемса-Ланге. Psychological Review, 101 (2), 211.

Lange, CG (1885). Механизм эмоций. Классические психологи , 672-684.

Майзельман, Х. Л. (2016). Измерение эмоций . Издательство Вудхед.

Шахтер, С., и Сингер, Дж. (1962). Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния. Psychological Review, 69 (5), 379.

Степпер С. и Страк Ф. (1993). Проприоцептивные детерминанты эмоциональных и неэмоциональных чувств. Journal of Personality and Social Psychology, 64 (2), 211.

Tomkins, S. (1963). Воздействие на образное сознание : Том II: Негативные воздействия: издательство Springer.

Вундт, В. (1896 г.). Grundriss derPsychologic (CH Judd, Trans.,
1897). Лейпциг, Германия: Энгельманн.

Дополнительная информация

Cannon, WB (1927). Теория эмоций Джеймса-Ланге: критический анализ и альтернативная теория. Американский журнал психологии, 39 (1/4), 106-124.

Барретт, Л. Ф. (2012). Эмоции настоящие. Emotion, 12(3), 413.

Ellsworth, PC (1994). Уильям Джеймс и эмоции: стоит ли век славы века непонимания? Психологический обзор, 101(2), 222.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts