39. Теории мышления
Сторонники ассоциативной теории для того, чтобы объяснить направленный характер мыслительного процесса, попытались использовать персеверацию. Она выражается в тенденции представлений удерживаться каждый раз, снова проникая в течение наших представлений. Эта попытка нашла яркое отношение в формуле Г. Эббингауза: «Упорядоченное мышление – это, можно сказать, нечто среднее между скачком идей и навязчивыми представлениями». Мышление здесь представляется как равнодействующая двух патологических состояний – яркое доказательство несопоставленности природы мышления предпосылкам этой теории, на основе которой приходится, таким образом, его объяснить.
Представители вюрубургской школы выдвинули положение, что мышление имеет содержание, которое не сводится к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. «Чистой» чувственности было противопоставлено «чистое» мышление, и между ними была установлена лишь внешняя противоположность, без единства.
В ассоциативной психологии считалось, что мыслительный процесс сводится к простой ассоциации субъективных представлений, но вюрубургская школа выдвинула положение о предметной направленности мысли и выделила роль предмета в мыслительном процессе. Направленность мышления на предмет превратилась в чистый акт, в активность вне всякого содержания.
Представители вюрубургской школы подчеркнули упорядоченный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. И вместо того чтобы раскрыть внутреннюю специфику мышления, которая делает его пригодным для решения задач, неразрешимых ассоциативным процессом, задаче приписали способность к самореализации.
О. Зельц в исследовании мышления выдвинул представление о том, что продуктивное мышление не состоит из констелляции отдельных представлений. Течение мыслительного процесса определяется соотношением между задачей и установкой на ее решение и теми мыслительными операциями, которые она актуализует Мышление, таким образом, является «системой рефлексоидных соединений», которые в свою очередь по структуре схожи со сложными (устными) рефлексами.
В этом выводе Зельц противоречит самому себе, так как изначально он определял мыслительный акт как акт, несводимый к механическому сцеплению ассоциаций, а затем сам сцепил его неадекватными природе мышления рефлексоидными отношениями, такими же внешними, как связи ассоциативные.Курт Коффка оттолкнулся от критики психологии Зельца, попытался наметить теорию мышления с позиции гештальтпсихологии. Он попытался на основе принципа структуры свести мышление к наглядному содержанию, хотел безостаточно свести отношения к структурности наглядного содержания.
Основное положение его теории в том, что мышление – это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций. Вследствие проблемной ситуации возникает напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой ситуации в другую. Из-за последовательного ряда таких перестроек происходит изменение структуры, наглядного исходного содержания, это и приводит к решению задачи
Теории мышления.
Вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании и деятельности человека, интересовало человечество издавна. Так, ещё в античности возникло разграничение деятельности органов чувств и деятельности мышления (Гераклит Ефеський — V века до н.э.; Парменид — V века до н.э.; Платон — IV вв до н.э.).
Асоцианистская теория. Первые представления о универсальных закономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ассоциаций). Так, в XVII ст. считалось, что связь, цепочка представлений образует мнение. Развитие мышления воображается как процесс накопления ассоциаций. Психология мышления в то время ещё не выделялась в отдельный раздел. На данном этапе развития науки мышление не рассматривался как особая форма деятельности субъекта. А потому за основу любого умственного процесса принимали цепочку образов-представлений, возникал самопроизвольно. Асоцианистский подход к мышления сосуществовал с формально логичным (Т. Циген).
Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-теоретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным. К интеллектуальным способностей в то время относили «мировоззрение», логические рассуждения и рефлексию (самопознания).
Подход к объяснению мышления как ассоциации представлений набирал силу в XVIII-XIX вв. Л. С. Выготский (20-30-е годы XX века) неоднозначно относился к этому направлению в психологии. Он отрицал асоцианистские трактовки понятий, а более простые формы обобщения связывал с ассоциациями. Этот подход в объяснении мышления развивал Ю. А. Самарин, на роли ассоциаций в механизмах мышления подчёркивал А. Ф. Есаулов.
Вюрцбурзкая школа. В отличие от ассоцианизма представители Вюрцбурзкой школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбах и др.) рассматривали мышление как внутреннее действие (акт). Начался поиск объективных методов исследования. Например, Н. Ах разработал методику создания искусственных понятий. Механизмом развития мысли считали процесс выявления отношений между мнениями. Задачи рассматривались как детерминанта мышления — работы «Я». В контексте мышления как процесса решения задач различали мышление и умственную деятельность, понятие установки было использовано для объяснения состояния принятие задачи. Это состояние сознания является диффузным, но влияет на отбор и динамику содержания мышления.
Вюрцбурзкая школа выделили мышление в самостоятельную деятельность, но оторвала его от практической деятельности, языка и чувственных образов. Примером последовательного идеализма может быть такое рассуждение одного из представителей этой школы: «Мы не только скажем: мыслю — значит, существую, а также: мир существует, как мы устанавливаем и определяем.»
Мышление рассматривалось сторонниками Вюрцбурзкой школы как функционирование интеллектуальных операций. О. Зельц развил эти идеи. Он понимал мышление как процесс выполнения интеллектуальных операций, определяемых структурой общей задачи и антиципацией (предвидением) результатов этих операций.
Последователем О. Зельца, был голландский психолог А. де Гроот. Он поставил себе целью описать мыслительный процесс, лежащий в основе игры в шахматы, выделены в нем четыре последовательные стадии: ориентирование, обследование (шахматист делает предварительную прикидкам), исследование, доведение.
В современной психологии это направление развивали русские ученые С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинський, Л. В. Гурова, украинские психологи А. В. Скрипченко, Т. В. Косма, Т. К. Чмут, О. Г . Балл и др. Особенно плодотворными были поиски А. В. Скрипченко и его учеников. Они изучали возрастную динамику мышления в системе других познавательных процессов, операции в их взаимосвязи, от простых, которые не подлежат делению, до сложных.
Гештальт психология. Представители этого направления (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер) начали новый подход к мышлению, рассматривая его как акт переструктурирования ситуаций. Первичным содержанием любого психического процесса они считали целостные образования-конфигурации, формы, или «гештальт». Мышление рассматривалось как внезапное, не подготовленное аналитической деятельностью, направленной на выделение существенных признаков проблемной ситуации.
Как отмечают М. Вертгеймер, К. Дункер, решение задачи заключается в том, что отдельные элементы проблемной ситуации начинают восприниматься в новом гештальт, в новых отношениях; т.е. проблемная ситуация переструктурируеться, ее элементы выявляют новые признаки и отношения. Сам процесс решения задачи направлен на открытие нового свойства объекта, существующего в определённой системе отношений с другими элементами задачи. Решение задачи наступает как гештальт, как целостное образование, которое представляет собой определённый шаг в этом процессе.
Бихевиоризм. Это направление в психологии XX в. Его основатель Дж. Уотсон расширенно трактовал мышление, сопоставлял его с внутренним вещанием или со средствами невербальной коммуникации. Дж. Уотсон отличал три формы мышления: 1) простое развертывание языковых навыков; 2) решение задач не новых, но таких, которые редко встречаются 3) решения сложных задач, требующих словесного выражения соображения перед выполнением определенных действий.
Бихевиоризм имеет несколько направлений. Согласно одной из них (Дж. Уотсон) основной единицей анализа поведения является связь стимула с реакцией. Представители второго направления рассматривают поведение как целенаправленный процесс, включающий в себя ориентировочную познавательную активность как опосредованное звено.
В рамках первого направления (С. Газри, К. Халл, Б. Скиннер) проблематика мышления не получила своего развития. Второе направление (Э. Толмен) является продуктом взаимодействия бихевиоризма с гештальтпсихологией и составляет когнитивную теорию поведения. Познавательные процессы выступают как основные интеграторы отдельных поведенческих актов субъекта. Результатом обучения является «познавательная структура» (т.е. определенное отражение ситуации). Решение задачи определяется ее структурой, от которой зависят актуализация опыта и понимания связей, существенных отношений между элементами задачи.
* Систематический — осуществляется развернутый поиск, анализируются все объекты;
* Эвристический — осуществляется частичный поиск, анализируется лишь часть объектов.
О. К. Тихомиров замечает, что мышление в этих теориях рассматривается как «процесс в организме», в отрыве от мотивационно-эмоциональной сферы.
Психоанализ. Представители этого направления рассматривают мышление как мотивационный процесс. В труде 3. Фрейда «Остроумие и ее отношение к бессознательному» , «остроумие» объясняется как проявление творческого мышления, которое основывается на бессознательных первичных мотивах. Остроумие и его результаты могут возникать вследствие неудовлетворения первичных потребностей, т.е. творчество является сублинированным удовлетворением этих потребностей. Мыслительная деятельность может происходить под влиянием бессознательного мотива или его заменителя — желаемого мотива.
Психоанализ лишь частично затронул проблемы связи мышления с мотивами. Вопрос, как влияет мотивация на организацию, строение мыслительной деятельности, не изучались.
С психоанализом связана теория аутического мышления (Э. Блейлер). Аутизм объясняется как доминирование внутренней жизни, уход от внешнего мира. Проявлениями артистичного мышления являются сновидения, мифология, народные поверья, шизофреническое мышление и т.д. Э. Блейлер в своей концепции показывает регулирующее влияние мотивационно-эмоциональной сферы на мышление.
Теория мотивации. Согласно когнитивной теории мотивации, мотивация поведения человека идет от познания, согласно ему. В рамках этой теории изучаются связь мышления с уровнем притязаний и влияние на этот процесс мотивации достижения. Теория мотивации достижения объясняет реально действующий мотив как продукт интеграции или даже конкуренции двух тенденций — субъект боится неудач и стремится пережить удовольствие от успеха. На процесс познания влияют различные мотивы, их иерархичность изучается познавательной теорией мотивации. Выбор мотива зависит от того, как субъект познает ситуацию, его чаяния, его идеалы. Особой необходимости в коррекции несоответствия между различными мотивами, установками. Эта проблема решается теорией когнитивного диссонанса (Л. Фестингер). В рамках упомянутой теории исследуется поведение субъекта с целью приведения ее в соответствие с представлениями о том, как нужно вести себя, изучается явление диссонанса между мотивами к выбору и после его осуществления.
Гуманистическая психология. В рамках этого направления исследуются мотивы самоактуализации. Начал изучение этих мотивов еще К. Юнг, однако более глубоко анализировал А. Маслоу. В перечне черт личности, которая самоактуализуется, есть немало таких, которые касаются мышления (эффективность восприятия действительности, комфортное отношение к реальности, постоянное появление нового в понимании того, что происходит, чувство юмора и т.д.). Итак, исследователи, анализируя мотивы самоактуализации, прослеживают их влияние на мышление.
Операциональная концепция интеллекта.. В работах Ж. Пиаже и его сотрудников , мышление рассматривается как биологический процесс. Ж. Пиаже использует понятие «интеллект», а не мышление, анализирует такие трактовки интеллекта, как «психическая адаптация к новым условиям» (Э. Клапаред, В. Штерн), как «акт внезапного понимания» (К. Бюлер, В. Келлер) . Для Ж. Пиаже характерным является генетический подход к решению проблем интеллекта. Согласно теории Пиаже в этом процессе может быть выделено пять стадий (или пять этапов в построении операций).
Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 года).
Символический, или допонятийный интеллект (от 1,5-2 до 4 лет).
Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет).
Стадия конкретных операций (от 7 — 8 до 11 -1 2 лет).
Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12 до 14-15 лет).
Чтобы описать основные аспекты интеллекта, Ж. Пиаже использует биологические, физические понятия, а также понятия из логики и математики.
Теория онтогенетического развития мышления. . В 20-е — 40-е годы XX ст. Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. П. Блонская исследовали развитие мышления у детей, связывая его с такими явлениями, как интеллект и вещание. Особенно важный вклад в теорию онтогенеза мышления сделали исследования Л.С. Выготского и его последователей. Развитие мышления эти ученые рассматривают как процесс усвоения ребёнком общественно — исторически выработанных умственных действий и операций. Этим процессом можно активно и планомерно управлять (П. Я. Гальперин).
Теория мышления как системы обработки информации. С появлением электронно-вычислительных машин возникло понимание мышления как системы обработки информации (А. Ньюелл, Г. Саймон, М. Минский, Дж. Маккарти, Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам). Первоочередной задачей было проследить движение потока информации в «системе» (т.е. в мозге). Основными понятиями этого подхода являются те, что касаются когнитивной деятельности: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.
Особое значение сбору информации о признаках элементов проблемной ситуации придавали В. Н. Пушкин, О. К. Тихомиров и др.
Деятельная теория мышления. В контексте , отношение мышления к объективной реальности , его рассматривают как процесс и как деятельность (А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. Л. Поплужний, 0. К. Тихомиров). Этот подход сделал возможным обогащение психологии мышления данными о значении мотивации, эмоций, целеобразования в мислительной деятельности; о зависимости мыслительных действий от этих компонентов; о роли контроля за мышлением, оценочного отношения к своему мышлению и т.д. Деятельный подход позволяет рассматривать мыслительную деятельность как условие самостановления личности.
Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы. К первой группе следует отнести теории, провозглашающие наличие у человека природных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий.
Одной из наиболее известных теорий, входящих в первую группу, является теория мышления, разрабатываемая в рамках гештальтпсихологии. С позиции данного научного направления интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания. При этом считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления человека и при возникновении потребности в них. При этом способность преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.
Другая группа теорий рассматривает умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.
Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начального периода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же способность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматривалась вне проблемы развития психики человека. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.
Позднее, с появление ассоциативной психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям. В качестве механизмов мышления рассматривалась связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опыте. Способность к мышлению рассматривалась как врожденная. Однако представителям данного направления не удалось объяснить происхождение творческого мышления с позиций учения об ассоциациях. Поэтому способность к творчеству рассматривалась как не зависящая от ассоциаций врожденная способность разума.
Мышление широко исследовалось и в рамках бихевиоризма. При этом мышление представлялось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рамках изучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения задач. Благодаря данному направлению психологии в сферу изучения мышления вошла проблема практического мышления.
Определенный вклад в развитие психологии мышления внес и психоанализ, в котором большое внимание уделялось проблеме бессознательных форм мышления, а также изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. Именно благодаря поиску бессознательных форм мышления в психоанализе было сформировано понятие «защитных психологических механизмов».
В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. С позиций психологической теории деятельности мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней (составляющей поведение) и внутренней (составляющей мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мыслительная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической деятельности, могут быть выделены отдельные действия и операции. При этом внутренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно, мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности.
40. Основные виды умственных операций.
Теории мышления — Блог Викиум
Мышление человека является достаточно сложным процессом, который изучают самые разнообразные науки. Для того, чтобы максимально объяснить данный феномен, необходимо объединить все полученные знания воедино.
Само по себе понятие «мышление» представляет собой познавательную деятельность человека, которая отражает происходящее в действительности. Мысль, которая в дальнейшем становится каким-то понятием или приобретает смысл и является продуктом мышления. Основной особенностью мышления человека является возможность получать информацию о чем-либо, что не может восприниматься непосредственно.
Наше мышление способно проводить анализ и синтез, в связи с чем появляются новые операции. Среди них:
- группирование предметов по основным признакам;
- умение сопоставлять предметы и явления, чтобы найти общее и отличия;
- возможность выделить главное, среди общего;
- умение объединять предметы по общим признакам.
Развитие теории мышления и поиск основных факторов заняли не одно тысячелетие, однако, ученым так и не удалось прийти к единому мнению по поводу проблемы мышления в психологии.
На сегодняшний день имеется несколько теорий мышления, которые имеют свои достоинства и недостатки. С их происхождением и подходом вы можете ознакомиться ниже. А развить мышление, сделать его более продуктивным и гибким, поможет курс «Развитие мышления».
Содержание:
- 1 Асоцианистская теория
- 2 Теория гештальта
- 3 Бихевиористская теория
- 4 Теория когнитивного развития
- 5 Периферическая теория
Асоцианистская теория
Изначально такая теория предполагала набор элементарных идей, для усложнения которых создавалась определенная ассоциация. Основной задачей такой теории было объяснение сложных вещей посредством использования простых.
Теория гештальта
Ученые, которые изучали данную теорию, знакомились с моделью поведения, которые были заложены в психике и в дальнейшем вырабатывали какую-то модель поведения. Основной деятельностью гештальт-психологов был подход к психологическим проблемам при помощи восприятия. Первичным для них считалось поведение, а мышление они относили к второстепенным проявлениям.
Бихевиористская теория
Современный бихевиоризм подразумевает приспособление мышления под новые условия. Исходя из этого, если организм начинает переживать что-либо непривычное для него, он пытается под это подстроиться.
Теория когнитивного развития
По мнению ученого, который разработал данную теорию, мышление возникает, как реакция организма к адаптации в окружающей среде. Жан Пиаже выделял 4 основных этапа когнитивного развития, когда происходило становление и развитие личности, вхождение ребенка в социум, умение ребенка систематизировать и классифицировать, а также умение подростка мыслить логично и абстрактно.
Периферическая теория
В основе изучения данной теории лежит изучение периферической нервной системы. Согласно данной теории мозг – всего лишь одна из частей мышления, так как во время обучения чему-либо, помимо мозга работает тело и психика. Именно эту теорию поддерживают также приверженцы бихевиоризма.
Развитие мыслительного процесса: 4 основные теории | Мышление
РЕКЛАМА:
Процесс развития мышления изучался психологами и был выдвинут ряд теорий. Теории: 1. Теория Пиаже 2. Концепция способов мышления Салливана 3. Теория Брунера 4. Психоаналитическая теория мышления.
1. Теория Пиаже :Швейцарский психолог Жан Пиаже, используя своих детей в качестве испытуемых, разработал остроумные и простые эксперименты и показал, как происходит развитие когнитивного мышления. Он объяснил поведение с точки зрения действий и реакций человека при адаптации к окружающей среде.
В отличие от животных и птиц, у людей очень мало инстинктивных реакций, и им приходится постоянно разрабатывать новые способы и средства взаимодействия с окружающей средой. Ягненок или цыпленок уже через несколько часов после рождения умеет убегать от опасности или различать съедобное и несъедобное.
РЕКЛАМА:
Напротив, новорожденный человеческий младенец часто не знает, что есть и что не есть, не говоря уже о способности распознать опасность и даже не способен узнать мать. Но три или четыре года спустя ягненок или цыпленок вырастает до козла или курицы и достигает стадии, когда он может производить молоко или яйца.
Ребенок, хотя и не вполне способен позаботиться о себе, тем не менее достигает стадии, когда он может бегать, говорить, учиться читать и так далее. Столкнувшись с опасностью, такой как хулиган на детской площадке или бродячая собака, лающая и приближающаяся к ней, ребенок может выбрать любую реакцию – убежать (как ягненок), спрятаться за другого человека, кричать и плакать, как вкопанная. то же место или атаковать, бросая грязь или камни.
Эта способность думать об альтернативах отличает человека от многих других животных. Ягненок рождается со многими сильными практическими инстинктами, а младенец — с немногими. Но в ходе развития человеческий ребенок усваивает различные стратегии решения задач, дающие гораздо большую гибкость, чем ягненок. Это уникальная способность человека к адаптации.
Пиаже впервые заинтересовался человеческой адаптацией, когда увидел, как играют его собственные дети. Он заметил, что подход к экологическим проблемам резко менялся в разном возрасте. Он задавался вопросом, улучшилась ли их координация или дети старшего возраста думают иначе, чем их младшие братья и сестры.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Пиаже стал присматривать за детьми; он играл с ними, задавал вопросы об их занятиях, часами молча наблюдал за ними, когда они играли одни и с другими. Он также разработал игры, которые показывали, как они думают. Постепенно он понял, что есть закономерность.
Он понял, что все дети по мере взросления проходят ряд стадий. Стадии, выделенные и описанные Пиаже, — это сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.
а. Сенсорно-моторная стадия:
Новорожденный младенец сосет все, что ему кладут в рот, схватывает все, что попадает ему в руки, и смотрит на все, что попадается ему на глаза. Вы, возможно, видели, как маленькие дети тянут в рот все: свои руки, пальцы рук, игрушки и другие предметы, которые находятся в пределах их досягаемости.
Они не понимают, что только одни объекты можно сосать, а другие нет. Точно так же ребенок может схватить погремушку, встряхнуть ее, положить в рот, уронить и так далее. Однако младенец в какой-то момент понимает, что шум, который он слышит, исходит от погремушки. Он начинает трясти все, что попадается ему под руку, пытаясь воспроизвести дребезжащий звук.
Постепенно он начинает понимать, что одни вещи издают шум, а другие нет. Таким образом, младенец начинает организовывать свои переживания, распределяя их по категориям. Пиаже называет эти категории схематами. Их можно рассматривать как простые схемы, обеспечивающие основу для преднамеренного и адаптивного поведения при решении проблем в более позднем возрасте.
Ребенок также узнает, что объекты реального мира, включая людей, существуют сами по себе, независимо от его восприятия. Это осознание отсутствует в раннем детстве. Пиаже описывает следующий эксперимент со своей восьмимесячной дочерью Жаклин.
«Жаклин завладевает моими часами, которые я предлагаю ей, держа в руке цепочку. Она с большим интересом рассматривает часы, щупает их, поворачивает один раз, говорит «апфф и т. д. Если перед ее глазами я прячу часы за руку, за одеяло и т. д., она не реагирует и сразу все забывает».
Однако через несколько месяцев, т.е. в конце сенсомоторного периода, Жаклин стала вполне способна находить часы, если они были спрятаны за одеялом или рукой. Это показывает, что она узнала, что объекты продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть. Мы часто сталкиваемся с малышом, играющим с мячом или наблюдающим за насекомыми, когда они перемещаются под стулом или кроваткой.
Ребенок начинает их искать и искать, потому что понимает, что мячик или насекомое существует, хотя и скрыто. Это указывает на то, что у ребенка развилось чувство постоянства объекта или постоянства объекта. Это осознание имеет решающее значение для когнитивного развития, поскольку оно позволяет ребенку начать видеть некоторую закономерность в том, как все происходит.
Восприятие закономерностей совершенно необходимо, потому что, если он каждый раз, сталкиваясь с мячом или муравьем, будет воспринимать это как новый раздражитель, он никогда не сможет научиться ассоциировать мяч или муравья с внешним объектом и что его действия влияют на их.
Таким образом, к концу сенсомоторной стадии ребенок приобретает своего рода «моторный интеллект» посредством непосредственного взаимодействия со своим окружением. Ребенок знает, что его или ее действия будут иметь влияние на вещи вне его или ее.
б. Предоперационная стадия:
Вторая стадия развития мышления длится примерно от двух до семи лет. Ребенок на этом этапе ориентирован на действие. Его понимание и мыслительные процессы основаны на физическом и перцептивном опыте. Ребенок начинает использовать символы или представления о событиях и формировать образы обо всем, с чем он сталкивается.
Наиболее очевидным примером репрезентации является использование слов или языка, и именно на этом этапе ребенок начинает использовать слова для обозначения объектов. Например, ребенок может говорить о вещах, которых физически нет, о львах, тиграх, призраках и т. д., хотя он их не видел.
Дети играют в различные воображаемые игры, в которых стул становится поездом или автобусом, куклы становятся младенцами, листья и цветы становятся едой и так далее. Они не в полной мере способны проводить различие между собой и внешним миром.
Они предполагают, что у объектов есть чувства. Играя с куклами, они думают, что куклы плачут, улыбаются и ведут себя как настоящие младенцы. Собственные психологические процессы, например сновидения, они считают реальными и конкретными событиями.
Пиаже обнаружил, что дети на этом этапе склонны сосредотачивать свое внимание на одном аспекте объекта или события, которое привлекает их внимание, игнорируя все остальные аспекты. Это было продемонстрировано в следующем известном эксперименте. Детям предлагалось наполнить бусами два одинаковых контейнера.
Когда они закончили, Пиаже высыпал бусины из одного контейнера в высокий тонкий стакан и спросил их, больше ли бусинок в одном, чем в другом. Дети неизменно отвечали «да», хотя и понимали, что он не добавил и не убрал бусинки. Этот нелогичный ответ возникает из-за того, что дети могут думать только об одном аспекте или измерении за раз, то есть о высоте или ширине. Пиаже называет это целеустремленностью.
Пиаже обнаружил, что мышление на этой стадии ригидно и «необратимо». Дж. Л. Филлипс приводит интересный пример необратимости. Он спросил четырехлетнего мальчика, есть ли у него брат; ребенок ответил «да». Затем он спросил имя брата; ответ был «Джим». «У Джима есть брат?» Ребенок ответил решительным «нет».
Это показывает, что ребенок не мог обратить вспять принцип, лежащий в основе того же понятия, то есть наличия брата. Еще одна черта, выявленная на приведенной выше иллюстрации, — это неспособность ребенка думать о себе как о чьем-то брате. Эта неспособность поставить себя на место Джима и увидеть себя братом является примером эгоцентризма.
Еще одним интересным аспектом дооперационального мышления, определенным Пиаже, является концепция сохранения. В дооперационном периоде ребенок не умеет «интеллектуально сохранять».
В его эксперименте четыре шарика были расставлены перед ребенком в следующем порядке:
Ребенок упорно утверждал, что в этой перестановке было больше шариков. Пиаже объяснил, что в этот момент ребенка поражает визуально-пространственное свидетельство в этот момент, а не знание того, что это те же самые четыре шарика в новых положениях.
Ребенок не может осознать и принять тот факт, что такое же количество шариков может занимать больше места. Пиаже называет это неспособностью «сохранить» идею числа. У ребенка также есть трудности с сохранением других качеств стимулов, таких как объем, масса и т. д.
Концепция сохранения объема была продемонстрирована в простом эксперименте с использованием контейнеров различной формы и воды. Прозрачные стеклянные сосуды А, В, С и D, как показано на рис. 11.2, ставили перед ребенком. В сосудах В и С было одинаковое количество воды. Экспериментатор налил воду из сосуда Б в сосуд А.
Когда ребенка спросили, равно ли количество воды в сосуде А и в сосуде С, ребенок без колебаний указал на сосуд А (более высокий) и сказал, что в нем больше воды. Точно так же, когда воду из C переливали в D и ребенка спрашивали, равно ли количество воды в A и D, он отвечал, что количество воды в A больше.
Приведенный выше эксперимент демонстрирует то, что Пиаже назвал бы неспособностью к сохранению. На представление или оценку ребенком количества воды влияли размер, высота, форма и другие характеристики емкостей. Оценка ребенком количества воды отличалась неустойчивостью и определенностью и, по-видимому, зависела от особенностей емкостей.
в. Стадия конкретных операций:
На этой стадии, которая обычно происходит между 7 и 11 годами, ребенок приобретает базовые представления о времени, пространстве, числе и т. д., а также гибкость, которой не хватало на дооперационной стадии. На этом этапе ребенок учится прослеживать свои мысли, исправлять себя, при необходимости начинать работать с самого начала, рассматривать более одного измерения одновременно и смотреть на один объект или проблему по-разному. Три логические операции характеризуют мышление на этом этапе: соединение, обращение и образование ассоциаций. Эти операции можно проиллюстрировать на простом примере.
Спросите детей разного возраста, скажем, младше семи лет и старше семи лет «Предположим, вам дали эту монету (показывает монету в одну рупию) для покупки шоколада. Если владелец магазина даст вам две шоколадки в обмен на эту монету (монета в одну рупию), сколько шоколадок вы получите в обмен на эти четыре монеты (показывая четыре монеты по двадцать пять пайсов)». Дети до семи лет могут отвечать типа «четыре шоколадки», «восемь шоколадок» и так далее.
Однако дети старше семи лет, на этапе конкретных операций, смогут различать и объединять все мелкие монеты (двадцать пять) в надкласс из ста пайсов или одной рупии. Они также смогут сохранить этот процесс добавления четырех монет по двадцать пять пайсов в одну монету или уменьшить одну монету в одну рупию до четырех монет по двадцать пять пайсов.
Они также могут связать монету в двадцать пять пайсов с другими монетами, такими как две монеты в десять пайсов и одна монета в пять пайсов. Дети на этом этапе, хотя и достаточно логичны в своем подходе к проблемам, могут мыслить только с точки зрения конкретных вещей, с которыми они могут справиться или вообразить, с которыми они могут справиться. Но взрослый способен мыслить абстрактно, формулировать предварительные предположения или гипотезы и принимать или отвергать их, не проверяя их эмпирически. Говорят, что эта способность развивается на следующей стадии.
д. Стадия формальных операций:
На этой четвертой и последней стадии, которая происходит в возрасте от 11 до 15 лет, приобретаются замечательные способности. Чтобы продемонстрировать развитие абстрактного мышления, Пиаже провел простой эксперимент. Он дал возможность детям открыть для себя архимедовский принцип парящих тел.
Детям на этапе конкретных и формальных операций давали различные предметы и просили разделить их на две группы: предметы, которые будут плавать, и предметы, которые не будут плавать. Среди предметов были кубики разного веса, спички, листы бумаги, крышка, камешки и так далее. Затем Пиаже позволил детям протестировать свой выбор в ванне с водой и попросил их объяснить, почему одни предметы всплывают, а другие тонут.
Младшие дети не очень хорошо классифицировали предметы и на вопросы приводили разные причины. Гвоздь тонул, потому что был слишком тяжелым; игла, потому что она была сделана из железа; крышка плавала, потому что у нее были края и так далее. Старшие дети, казалось, знали, что будет плавать.
Когда их попросили объяснить свой выбор, они начали проводить сравнения и перекрестные сравнения, постепенно придя к выводу, что ни вес, ни размер сами по себе не определяют, будет ли объект плавать; скорее это была связь между этими двумя измерениями. Таким образом, они смогли аппроксимировать принцип Архимеда (предметы плавают, если их плотность меньше плотности замещенной воды). Тот факт, что эти дети искали правило или принцип, делает эту стадию развития превосходной и значимой.
Младшие дети находят причины, проверяя свои идеи в реальном мире. Они конкретны и конкретны. В то время как дети на этапе формальных операций и далее идут дальше, чем тестирование «здесь и сейчас»; они пытаются рассмотреть возможности, а также реалии и разработать концепции.
Таким образом, мы видим, что на заключительном этапе у индивида появляется возможность прийти к обобщениям, и начинают развиваться реальные мыслительные процессы. Теория развития Пиаже в основном концентрируется на структурных и формальных характеристиках мышления. Он считает, что его схема развития мышления универсальна. Пиаже вводит ряд понятий, таких как адаптация, аккомодация, ассимиляция, центрирование, децентрирование и т. д. Здесь нет необходимости вдаваться в эти понятия.
2. Концепция способов мышления Салливана :Еще один подход к развитию мышления исходит из взглядов Г.С. Салливана, известного психоаналитика. Салливан постулирует три основных режима. Первый и самый ранний из них называется прототаксическим режимом. Эта стадия проявляется в первый год жизни человека, и на этой стадии человек не осознает себя или свое эго. Мыслительный процесс чаще всего имеет форму чувства или опасения. Мысль поэтому не имеет определенной структуры и расплывчата.
Следующий — паратаксический режим. На этой стадии глобальная или недифференцированная реакция уступает место конкретным элементарным мыслеобразам и содержаниям. Логические операции еще не происходят. Согласно Салливану, аутистическое состояние общения отражает паратаксический способ. Мыслительный процесс все еще спутан и расплывчат и почти сравним с дологической стадией, описанной Пиаже.
Заключительный этап, известный как синтаксический режим, представляет собой развитие логических мыслительных процессов, обеспечивающих интеграцию и организацию символов. Именно на этом этапе мысль становится ясной с возможностью логических операций. Эта стадия соответствовала бы стадии формальных операций, описанной Пиаже.
Однако можно провести различие в том, что если теория Пиаже была именно теорией мышления, то Салливан не занимается исключительно мышлением. Его концепция модусов является более или менее взглядом на когнитивную организацию в целом, на процесс, посредством которого индивидуум воспринимает и переживает окружающую среду, что обязательно включает мышление.
3. Теория Брунера :Еще один подход к развитию мышления наметил Джером С. Брунер, который, как и Пиаже, наблюдал процесс когнитивного развития или развития мышления. Брунер также постулировал определенные стадии. Стадии, сформулированные им, представляют собой энактивные, иконические и символические репрезентации, которые считаются более или менее сопоставимыми с дооперациональной, конкретно-операциональной и формально-операциональной стадиями Пиаже. Однако Брунер отличался от Пиаже тем, что сосредоточивал внимание на представлениях, которые ребенок использует в мышлении, а не на операциях или манипуляциях, происходящих в процессе.
Брунер использует эксперименты Пиаже, чтобы объяснить свою точку зрения на когнитивное развитие, которая кратко описана ниже:
a. Стадия активной репрезентации:
Ребенок на этой стадии усваивает самые основные или примитивные способы преобразования непосредственного опыта в ментальную модель. Этот способ преобразования обычно невербальный и основан на действии или движении. Таким образом, представления ребенка об объектах и событиях с точки зрения соответствующих двигательных реакций или «отыгрывания» известны как энактивное представление. Брунер цитирует эксперимент Пиаже, чтобы объяснить эту стадию.
«Ребенок роняет погремушку через прутья кроватки. Он останавливается на мгновение, подносит руку к лицу и смотрит на свою руку. Озадаченный, он опускает руки и трясет руками, как будто погремушка все еще там; без звука. Он снова исследует свою руку.
Брунер предполагает, что в этой ситуации ребенок представляет погремушку, когда он трясет рукой, то есть погремушка означает тряску руки и слышит звук. Жесты — это активные представления. Например, большой палец вверх означает победу; указательный палец на губах означает молчание и так далее.
б. Iconic Representation:
Иконка, изображение или графическое представление считаются методом преобразования непосредственного опыта в когнитивные модели с использованием сенсорных образов. Этот этап объяснялся расширением исследования Пиаже, которое было описано на предыдущем этапе. Ребенок через несколько месяцев, когда он роняет погремушку, пытается заглянуть за край своей кроватки.
Когда взрослый поднимает его или ребенок не может его увидеть, ребенок может начать кричать и плакать. Согласно Брунеру, это чувство потери указывает на то, что у ребенка в уме есть образ погремушки и что теперь он различает пожатие руки и погремушку. Этот тип «представления» вещей для себя называется мышлением иконических представлений.
в. Символическое представление:
По мере роста ребенок достигает стадии, когда его познание не всегда зависит от двигательной активности или образов и картинок. Его когнитивный процесс начинает функционировать в терминах символов. Символы не зависят от образов или конкретных проявлений. Например, слово «гири» не выглядит и не звучит как ребенок женского пола.
Точно так же число восемь не похоже на число восемь. Рассмотрим простую арифметическую задачу. У мальчика есть четыре манго, и он покупает еще два. Сколько у него есть? Ребенок пяти-шести лет может решить задачу, нарисовав четыре и два манго и сосчитав их, а ребенок постарше может написать числа четыре и два и сложить их, не воображая манго.
4. Психоаналитическая теория мышления :Было бы удивительно, если бы такая всеобъемлющая теория, как психоанализ Фрейда, не внесла свой вклад, хотя и косвенно, в наше понимание процесса мышления. Фрейдистская теория развития с ее концепцией различных стадий, таких как оральная, анальная, фаллическая и генитальная, сделала несколько выводов для понимания мышления.
Согласно Фрейду, ранний период младенчества характеризуется тем, что называется нарциссическим мышлением, при котором мыслительный процесс содержит высокий оттенок исполнения желаний. Фрейд ссылается на определенные термины, такие как всемогущество желания и всемогущество мысли или слова.
Стадия всемогущества желания характеризуется тем, что мысль этой стадии сильно окрашена инстинктивными импульсами, полным отсутствием различия между реальностью и нереальностью. Следующая стадия показывает то, что он называет всемогуществом мысли. Здесь мышление становится символическим и вербализованным, но все же остается в высшей степени эгоцентричным.
Только на более поздней стадии мышление становится объективным и возникает различие между внутренним «я» и внешним миром. Мысль все больше и больше попадает под влияние восприятия и освобождается от мертвой хватки инстинктивных импульсов. В латентный период мыслительный процесс расширяется и, по мнению Анны Фрейд, происходит обогащение фантазии и абстрактного мышления.
Мысль, по Фрейду, является неотъемлемой частью общей функции жизни, и природа мыслительного процесса отражает общую стадию развития самой жизни. Проще говоря, мышление является одним из механизмов жизни и играет жизненно важную роль в общем процессе приспособления. Фрейд говорит, что между реальностью и фантазией существует тонкая грань. Если это так, то мышление для фантазии — то же, что жизнь для реальности.
Теории мышления – Точки консенсуса :В предыдущих абзацах была сделана попытка, возможно, с несколько экстравагантными подробностями, представить различные объяснения природы и развития мышления. Несомненно, эти разные подходы различаются между собой, но некоторые точки соприкосновения, похоже, выявляются.
Их можно резюмировать следующим образом:
(а) В основном все теории сходятся во мнении, что на ранних стадиях мышление по существу носит сенсомоторный характер и связано с непосредственными чувственными переживаниями.
(б) На втором уровне возникает различие между чувственным опытом и мышлением в связи с развитием способности образовывать образы, а затем мышление отделяется от чувственного опыта.
(c) На третьем уровне появляется способность использовать символы, слова и идеи, а также расширяется способность образовывать образы. Мысль и конкретна, и абстрактна, и все же находится под влиянием внутренних процессов — она эгоцентрична.
(г) На конечном уровне мышление становится самостоятельным процессом, относительно свободным от конкретного опыта, способным его интерпретировать и организовывать и выходить за пределы «здесь и сейчас».
(e) Появляется абстрактное мышление.
Можно видеть, что большинство теоретиков согласны с этими общими чертами. Индивиды различаются по скорости, с которой происходит этот процесс развития, а также по степени, в которой они проходят до последней из этих стадий. Некоторые люди склонны оставаться на эгоцентрическом или конкретном уровне, в то время как другие выходят за его пределы.
Также возможно, что некоторые люди, достигнув определенной стадии, могут быть отброшены к более раннему уровню мышления при столкновении с тяжелым психологическим кризисом. Таким образом, может иметь место процесс регрессии в мышлении. Аутичные дети свидетельствуют о том, что мышление не продвинулось дальше самого элементарного уровня, в то время как пациенты с психозом ясно свидетельствуют о регрессивном процессе.
Далее можно указать, что на процесс развития мышления очень сильно влияют все факторы, влияющие на развитие вообще. Процесс социализации, образование, личный опыт и т. д. — все это влияет на развитие мышления. Короче говоря, процесс мышления развивается вместе с человеком.
Главная ›› Развитие мыслительного процесса ›› Психология ›› Мышление
Что такое подход когнитивной психологии? 12 ключевых теорий
Когда я пересекаю оживленную дорогу, передо мной встает море информации разной степени важности.
Удерживать внимание на встречном транспорте имеет первостепенное значение, но я едва замечаю пролетающих над головой чаек.
Эти шумные птицы привлекают внимание только тогда, когда я благополучно иду по другой стороне дороги, их крики напоминают мне о детских каникулах на море.
Когнитивная психология фокусируется на внутренних психических процессах, необходимых для понимания окружающей среды и принятия решения о следующем подходящем действии (Eysenck & Keane, 2015).
В этой статье исследуется подход когнитивной психологии, его происхождение, а также несколько теорий и моделей, связанных с познанием.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое подход когнитивной психологии?
- Краткая история когнитивной психологии
- Когнитивная психология против бихевиоризма
- 12 ключевых теорий, концепций и моделей
- Увлекательные исследовательские эксперименты
- Взгляд на позитивную когнитивную психологию
- Интересные ресурсы с сайта PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое подход когнитивной психологии?
В последние десятилетия всплеск исследований тайн человеческого мозга и разума был значительным благодаря признанию важности когнитивного процесса в клинической психологии и социальной психологии (Eysenck & Keane, 2015).
В результате когнитивная психология глубоко повлияла на область психологии и на наше понимание того, что значит быть человеком.
Возможно, еще более удивительно, что он имел такой эффект без четких границ, интегрированного набора предположений и концепций или узнаваемого представителя (Gross, 2020).
Итак, что же такое подход когнитивной психологии?
Когнитивная психология пытается понять человеческое познание, сосредотачиваясь на том, что кажется когнитивными задачами, требующими небольших усилий (Goldstein, 2011).
Вернемся к нашему примеру с прогулкой по дороге. Представьте теперь, что мы тоже принимаем вызов. Теперь мы объединяем несколько одновременных когнитивных задач:
- Восприятие окружающей среды
Различение автомобилей по сигналам светофора и определение их направления и скорости на дороге, а также людей впереди, стоящих, разговаривающих и перегораживающих тротуар. - Внимание
Внимание к тому, что наш партнер спрашивает нас по телефону, сквозь шум уличного движения. - Визуализация
Формирование мысленного образа предметов в доме, ответ на вопрос «Где вы оставили ключи от машины?» - Понимание и воспроизведение речи
Понимание реального вопроса («Мне нужно взять машину. Где твои ключи?») из сказанного и формулирование подходящего ответа. - Решение проблем
Решение, как добраться до следующей встречи без машины. - Принятие решений
Вывод о том, что время одной встречи не подходит, и решение перенести ее на другой день.
В то время как когнитивные психологи изначально сосредоточились на аналогии, сравнивающей разум с компьютером, их понимание продвинулось дальше.
В настоящее время существует четыре подхода, которые часто перекрываются и часто комбинируются, которые наука использует для понимания человеческого познания (Eysenck & Keane, 2015):
- Когнитивная психология
Попытка «понять человеческое познание с помощью поведенческих данных» (Eysenck & Keane, 2015, стр. 2). - Когнитивная нейропсихология
Понимание «нормальных» когнитивных функций посредством изучения пациентов, живущих с черепно-мозговой травмой. - Когнитивная неврология
Объединение данных, полученных из мозга, с поведением для формирования более полной картины когнитивных функций. - Вычислительная когнитивная наука
Использование вычислительных моделей для понимания и проверки нашего понимания человеческого познания.
Когнитивная психология играет огромную и важную роль в понимании человеческого познания и сильнее благодаря своим тесным отношениям и взаимозависимости с другими академическими дисциплинами (Eysenck & Keane, 2015).
Краткая история когнитивной психологии
В 1800-х годах научное сообщество широко считало, что «разум не может понять разум» 9.0003
В 1868 году голландский физиолог Франциск Дондерс начал измерять время реакции — то, что мы сейчас рассматриваем как эксперимент в когнитивной психологии (Goldstein, 2011).
Дондерс понял, что ментальные реакции нельзя измерить напрямую, но можно вывести из поведения. Вскоре после этого Герман Эббингауз начал исследовать природу и внутреннюю работу человеческой памяти, используя бессмысленные слоги (Goldstein, 2011).
К концу 1800-х годов Вильгельм Вундт создал первую лабораторию, посвященную научному изучению разума. Его подход стал известен как структурализм . Его смелой целью было построить периодическую таблицу 90 269 ума 90 270, содержащую все ощущения, связанные с созданием любого опыта (Goldstein, 2011).
Однако от использования аналитического самоанализа для выявления скрытых психических процессов постепенно отказались, когда Джон Уотсон предложил новый психологический подход, который стал известен как бихевиоризм (Goldstein, 2011).
Уотсон отказался от интроспективного подхода и вместо этого сосредоточился на наблюдаемом поведении. Его идея классическое обусловливание — связь нового стимула с ранее нейтральным — позже была превзойдена идеей Б. Ф. Скиннера об оперантном обусловливании , которая была сосредоточена на положительном подкреплении (Goldstein, 2011).
Обе теории стремились понять взаимосвязь между стимулом и реакцией, а не внутреннюю работу мозга (Goldstein, 2011).
Под влиянием резких нападок лингвиста и когнитивиста Ноама Хомского к 1950-м годам бихевиоризм как доминирующая психологическая дисциплина пришел в упадок. Внедрение цифрового компьютера привело к подход к обработке информации , вдохновляющий психологов думать о разуме с точки зрения последовательности этапов обработки (Goldstein, 2011).
В 1967 году Ульрих Найссер опубликовал учебник под названием Когнитивная психология , в котором особое внимание уделялось обработке информации, и так родился новый термин. Действительно, как мы увидим, когнитивная психология в конечном итоге стала предпочтительным подходом в психологии для исследования и теоретизирования человеческого познания (Goldstein, 2011).
Загрузите 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Когнитивная психология против бихевиоризма
Мур (1996) осознал напряженность, связанную со сдвигом парадигмы от бихевиоризма к когнитивной психологии.
Хотя исследования в области когнитивной психологии, когнитивной нейропсихологии, когнитивной нейробиологии и вычислительной когнитивной науки в настоящее время широко признаны в качестве движущей силы для понимания психических процессов (таких как память, восприятие, решение проблем и внимание), это не всегда было случай (Гросс, 2020).
Мур (1996) подчеркнул взаимосвязь между бихевиоризмом и относительно новой областью когнитивной психологии, а также иногда ошибочные предположения относительно природы первого подхода:
- Бихевиоризм обычно связан только с изучением публично наблюдаемого поведения.
В отличие от бихевиоризма, когнитивная психология считается свободной от ограничений логического позитивизма, основанного на проверке посредством наблюдения.
С тех пор современная когнитивная психология объединила результаты многих других дисциплин, включая эволюционную психологию, информатику, искусственный интеллект и нейробиологию (Eysenck & Keane, 2015).
- В отличие от бихевиоризма, когнитивная психология является теоретической и объяснительной.
Бихевиоризм часто считается просто описательным, в то время как когнитивная психология рассматривается как способная объяснить, что стоит за поведением.
Особые непрерывные достижения в когнитивной психологии включают восприятие, понимание и производство речи, а также решение проблем (Eysenck & Keane, 2015).
- Бихевиоризм не может включать теоретические термины.
Хотя в то время некоторые бихевиористы возражали, утверждалось, что бихевиоризм не может включать теоретические термины, если они не связаны с непосредственно наблюдаемым поведением.
В то время когнитивные психологи также утверждали, что со стороны бихевиористов неправильно интерпретировать психические состояния с точки зрения состояний мозга.
Достижения в области неврологии, такие как новые методы визуализации, такие как функциональная МРТ, продолжают предлагать новое понимание взаимосвязи между мозгом и психическими состояниями (Eysenck & Keane, 2015).
Очевидно, что отношения между бихевиоризмом и развивающейся областью когнитивной психологии были сложными. Тем не менее, когнитивная психология превратилась в школу мысли, которая привела к значительному прогрессу в понимании познания, особенно в сочетании с другими разработками в области вычислительной техники и нейронауки.
Возможно, это было бы невозможно без смены доминирующих школ психологии (Gross, 2020; Goldstein, 2011; Eysenck & Keane, 2015).
12 Ключевые теории, концепции и модели
Когнитивная психология обратила свое внимание на все аспекты человеческого познания.
И хотя в рамках этой статьи невозможно охватить всю широту или глубину областей исследований, ниже мы перечисляем несколько наиболее важных и увлекательных специальностей и теорий.
Внимание
Вряд ли можно представить себе мир, в котором внимание не играет существенной роли в нашем взаимодействии с окружающей средой, но при этом мы редко задумываемся о нем.
Согласно когнитивной психологии, внимание наиболее активно, когда оно управляется ожиданиями или целями человека, что известно как нисходящая обработка . С другой стороны, он более пассивен, когда контролируется внешними раздражителями, такими как громкий шум, называемый восходящим 9.0270 обработка (Eysenck & Keane, 2015).
Существует еще одно различие между сфокусированным вниманием (избирательное) и разделенным вниманием . Исследование первого показывает, как мы можем сосредоточиться на одном объекте (шуме, изображении и т. д.), когда их несколько. Напротив, последний рассматривает, как мы можем удерживать внимание на двух или более стимулах одновременно.
Дональд Бродбент предложил модель узкого места , чтобы объяснить, как мы можем уделить внимание только одному сообщению, когда представлено несколько, например, в дихотическое слушание эксперименты, в которых к каждому уху предъявляются разные слуховые стимулы. Модель Бродбента предполагает несколько этапов обработки, каждый из которых постепенно ограничивает поток информации (Goldstein, 2011).
Восприятие
Как и все другие области познания, восприятие гораздо сложнее, чем мы можем себе представить. Возьмем, к примеру, зрение. В то время как большое количество исследований «включало представление визуального стимула и оценку аспектов его обработки», существует также время аспект для рассмотрения (Eysenck & Keane, 2015, стр. 121).
Нам нужно не только воспринимать объекты, но и понимать их движение и обнаруживать изменения в визуальной среде с течением времени (Eysenck & Keane, 2015).
Исследования показывают, что восприятие, как и внимание, сочетает в себе восходящую и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх включает нейроны, которые срабатывают в ответ на определенные элементы изображения — возможно, части лица, нос, брови, линию подбородка и т. д. Обработка сверху вниз рассматривает, как знания, которые кто-то приносит с собой, влияют на их восприятие.
Обработка снизу-вниз помогает объяснить, почему два человека, которым предъявляются одни и те же стимулы, испытывают различное восприятие в результате своих ожиданий и предшествующих знаний (Goldstein, 2011).
Сочетание восходящей и нисходящей обработки также позволяет человеку понимать как статические, так и движущиеся изображения, когда доступна ограниченная информация; мы можем отследить человека, идущего сквозь толпу, или самолет, исчезающий в облаках и исчезающий из них (Eysenck & Keane, 2015).
Система зеркальных нейронов невероятно увлекательна и оказывается полезной в наших попытках понять биологическое движение. Наблюдение за действиями активирует те же области мозга, что и их выполнение. Модель, по-видимому, объясняет, как мы можем имитировать действия другого человека, что имеет решающее значение для обучения (Eysenck & Keane, 2015).
Понимание языка
Понимание языка, написанного или устного, требует высокой степени многоуровневой обработки (Eysenck & Keane, 2015).
Понимание начинается с первоначального анализа структуры предложения (более крупные языковые единицы требуют дополнительной обработки). Помимо обработки синтаксиса (правила построения и анализа предложений), необходим анализ значения предложения ( семантика ), чтобы понять, должна ли интерпретация быть буквальной или включать иронию, метафору или сарказм (Eysenck & Keane, 2015).
Прагматика исследует предполагаемое значение. Например, крикнув: «Это звонок в дверь!» вряд ли будет простым наблюдением, а скорее просьбой открыть дверь (Eysenck & Keane, 2015).
Было предложено несколько моделей для понимания анализа и понимания предложений, известных как разбор , в том числе (Eysenck & Keane, 2015):
- Модель садовой дорожки двусмысленные (например, «Лошадь, промчавшаяся мимо сарая, упала»). Это говорит о том, что их сложно понять, потому что анализ выполняется для каждой отдельной единицы предложения с небольшой обратной связью, а исправление затруднено.
- Модель на основе ограничений
Интерпретации предложения могут быть ограничены несколькими ограничениями, включая синтаксические, семантические и общие знания о мире. - Модель неограниченной гонки
Эта модель сочетает в себе модель садовой дорожки и модель, основанную на ограничениях, и предполагает, что все источники информации формируют синтаксическую структуру. Одна такая интерпретация выбирается до тех пор, пока от нее не отказываются по уважительной причине в пользу другой. - Достаточно хорошее представление
Эта модель предполагает, что синтаксический анализ обеспечивает «достаточно хорошую» интерпретацию, а не что-то подробное, точное и полное.
Приведенные выше исследования и теории намекают на огромную сложность человеческого познания и объясняют, почему так много моделей и концепций пытаются ответить на вопрос, что происходит, когда это работает, и, что не менее важно, когда нет.
Уровень психологии: когнитивный подход – Атоми
youtube.com/embed/FctU-QV8ZVo?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>Увлекательные исследовательские эксперименты
В когнитивной психологии проводится множество исследовательских экспериментов, которые подчеркивают успехи и неудачи человеческого познания. Каждый из следующих трех дает представление о психических процессах, стоящих за нашим мышлением и поведением.
Феномен коктейльной вечеринки
Избирательное внимание — или в данном случае избирательное слушание — часто иллюстрируется тем, что стало известно как феномен коктейльной вечеринки (Eysenck & Keane, 2015).
Даже в оживленной комнате и, возможно, во время разговора мы часто можем услышать, если кто-то еще упомянет наше имя. Кажется, мы можем отфильтровать окружающий шум, комбинируя восходящую и нисходящую обработку, чтобы создать ситуацию «победитель получает все», когда обработка одного ценного слухового сигнала подавляет мозговую активность всех остальных (Goldstein, 2011). .
Магия
Хотя люди могут полагать, что скорость движения рук позволяет фокусникам обманывать нас, исследования показывают, что основным фактором является неправильное направление (Eysenck & Keane, 2015).
Исследование трюка с исчезновением зажигалки, проведенное в 2010 году, показало, что когда зажигалку бросали (чтобы скрыть ее от более позднего финала с открытием руки), это было замаскировано путем направления внимания из точки фиксации — известного как скрытое внимание. – с удивительной эффективностью.
Однако испытуемые смогли идентифицировать падение, когда их внимание было направлено на точку фиксации, известную как открытое внимание (Kuhn & Findlay, 2010).
Свобода воли
В наводящем на размышления исследовании, изучающем свободу воли, участников попросили сознательно решить, двигать ли им палец влево или вправо, в то время как функциональный МРТ-сканер контролировал их префронтальную кору и теменную кору (Soon, Brass, Heinze, & Haynes). , 2008).
Мозговая активность предсказала направление движения за целых семь секунд до того, как они сознательно осознали свое решение. Хотя последующие исследования поставили под сомнение некоторые выводы, оказалось, что активность мозга может предшествовать сознательному мышлению (Eysenck & Keane, 2015).
Взгляд на позитивную когнитивную психологию
Несмотря на ограниченное количество доступной академической литературы, есть признаки новой тенденции, влияющей на терапию и исследования, известной как позитивная когнитивная психология .
Были обнаружены связи между положительными эмоциями, творческим мышлением и общим благополучием, что свидетельствует об изменениях в окружающей среде, которые могут способствовать повышению производительности труда и внедрению инноваций на рабочем месте (Yuan, 2015).
Исследуемые факторы включают создание климата, способствующего творчеству, стимулирование вызовов, доверия, свободы, готовности рисковать, низкий уровень конфликтов и даже благотворное влияние юмора.
Несомненно, объединение двух мощных и привлекательных новых областей позитивной психологии и когнитивной психологии приведет к дальнейшим инновациям.
Интересные ресурсы с сайта PositivePsychology.com
У нас есть много инструментов, рабочих листов и упражнений для изучения и улучшения внимания, решения проблем и способности регулировать эмоции.
Почему бы не загрузить наш бесплатный набор для изучения эмоционального интеллекта и не опробовать содержащиеся в нем мощные инструменты?
- Развитие эмоционального сознания
В этом упражнении мы развиваем эмоциональный интеллект, внимательно обращая внимание на существующие эмоциональные состояния. - Выявление ложных убеждений об эмоциях
Наши убеждения часто действуют вне нашего сознания. В этом упражнении рассматриваются базовые и часто бессознательные предположения клиентов об их эмоциях.
Другие бесплатные ресурсы включают:
- Навыки регулирования эмоций
Мы можем научиться управлять своими эмоциями, концентрируясь больше на положительных переживаниях, чем на отрицательных. - Эмоциональное повторение и ремоделирование внимания
Определение фраз, используемых для описания самих себя, может помочь снизить чувствительность к негативным чувствам.
Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на Инструментарий позитивной психологии©, но вот краткий обзор:
- Создание ритуалов наслаждения
Можно усилить положительные эмоции, обострив наше сенсорное восприятие посредством наслаждения .
Обучение концентрации может помочь.
Шаг первый. Определите повседневные занятия, которые приносят вам удовольствие.
Шаг второй. Сосредоточьтесь на получении удовольствия, как это происходит при выполнении этих действий.
В конце недели найдите время, чтобы записать свои размышления о создании ритуалов наслаждения.
- Извлечение сильных сторон из проблем
Удивительно, но чрезмерное использование наших сильных сторон может повредить нашей способности решать проблемы.
В этом упражнении мы исследуем существующую проблему в жизни клиента:
Шаг первый – Опишите текущую проблему.
Шаг второй. Определите проблемный контекст или область жизни.
Шаг третий. Определите проблемное поведение в себе.
Шаг четвертый. Осознайте свою внутреннюю силу.
Шаг пятый. Определите, что вы можете сделать, чтобы устранить проблему.
- 17 упражнений по позитивной психологии
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Когнитивная психология играет решающую роль в нашем поиске понимания того, как мы взаимодействуем с постоянно меняющейся и потенциально опасной средой, и придаем ей смысл.
Мало того, он дает представление о том, что происходит, когда что-то идет не так, и как это может повлиять на наше благополучие и способность справляться с жизненными событиями.
Сила когнитивной психологии заключается в ее готовности использовать результаты исследований многих других дисциплин, комбинируя их с существующей психологической теорией для создания новых моделей познания.
Задачи, которые мы выполняем неосознанно, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Восприятие, внимание, решение проблем, понимание и производство речи, а также принятие решений часто происходят без преднамеренного обдумывания и тем не менее имеют огромные последствия для нашей жизни.
Используйте эту статью в качестве отправной точки для изучения многочисленных и разнообразных аспектов когнитивной психологии. Рассмотрите их отношения с соответствующими областями исследований и подумайте о важности понимания познания для помощи клиентам в преодолении сложных событий или обстоятельств.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Айзенк, М. В., и Кин, М. Т. (2015). Когнитивная психология: Учебное пособие . Психология Пресс.
- Гольдштейн, Э. Б. (2011). Когнитивная психология . Уодсворт, Cengage Learning.
- Гросс, Р. Д. (2020). Психология: наука о разуме и поведении . Ходдер и Стоутон.
- Кун, Г., и Финдли, Дж. М. (2010). Неправильное направление, внимание и осознание: слепота по невнимательности выявляет временную связь между движениями глаз и визуальным осознанием. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 63 (1), 136–146.
- Мур, Дж. (1996). О связи между бихевиоризмом и когнитивной психологией. Journal of Mind and Behavior , 17 (4), 345–367
- Сун, К.С., Брасс, М., Хайнце, Х., и Хейнс, Дж. (2008). Бессознательные детерминанты свободных решений в мозгу человека. Nature Neuroscience , 11 (5), 543–545.
- Юань, Л. (2015). Чем счастливее человек, тем он более креативен: исследование вдохновляющих положительных эмоций как от субъективного благополучия, так и от удовлетворения на работе.